Значение международного права для юриста

§ 1. Роль международного права в регулировании международных отношении

Межлунаролное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом межлунаролного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета. Государства признаются носителями международно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает возможность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты международного права, имеющие решающие средства воздействия на международные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного права считаются межправительственные организации, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования, например вольный город и город- государство. Вольный город — это самостоятельное территориальнополитическое образование с правовым режимом, установленным договором и гарантированным государствами или международными организациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — город-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписывает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это международно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В классическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся: ?

право на независимость и свободное осуществление своих законных прав; ?

право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов; ?

равноправие с другими государствами; ?

право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения. В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами.

Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции: ?

регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств; ?

обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения; ?

охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древнем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовершенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое море; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последователей положили начало формированию международного права как самостоятельной области науки.

После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качественно иных международных отношений и соответствующего им международного права. В международные отношения пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межгосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования международного права продвигается вперед благодаря активному международному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве существуют и трудности, мешающие выработке новых норм международного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

Юрист по международному праву

Структура и иерархия источников права страны характеризуется, как правило, принципами действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц. Таким образом, законы одного государства не подчиняют своим нормам правоотношения другого государства. В то же время в рамках межгосударственного сотрудничества невозможно избежать спорных ситуаций, так как одновременное применение законодательных норм заинтересованных стран приведет лишь к правовым коллизиям.

Для устранения подобных проблем и для установления единого подхода к правоприменительному процессу юридическая практика обращается к источникам международного права (далее — МП). Рассматриваемые нормы призваны регулировать отношения с участием таких субъектов, как государства и международные организации (международное публичное право), а также внутригосударственные гражданско-правовые, административные, трудовые и иные правоотношения с участием иностранного элемента (международное частное право).

Консультации в международном частном праве применяются в процессе регулирования отношений с участием иностранного гражданина, иностранного объекта либо при наличии события или факта, произошедшего за пределами территории страны. Юрист, оказывающий подобные консультации, должен отвечать высоким требованиям квалификации и обладать надлежащим опытом для качественного оказания услуг. Рассмотрим подробнее особенности консультаций в международном праве и принципы оказания подобных услуг.

Функции адвоката в международном праве

Сфера консультационных услуг юриста по МП чрезвычайно обширна. Как правило, один специалист осуществляет правовую поддержку в рамках выбранного направления, совокупности смежных вопросов. Можем выделить примерный перечень услуг, оказываемых в рамках подобных консультаций:

  1. Участие (в том числе в качестве переводчика) в ведении переговоров, составлении и экспертизе соглашений, контрактов и иных документов.
  2. Сопровождение всех этапов (от создания до ликвидации) ведения внешнеэкономической деятельности.
  3. Представление интересов клиента в международных судах и коммерческих арбитражах, включая обжалование решений.
  4. Сопровождение сделок при наличии иностранного элемента.
  5. Привлечение и поиск иностранных контрагентов.
  6. Решение споров в рамках административного права, трудового, гражданского, уголовного и иных при участии иностранного элемента.

Обратите внимание!

Правовая помощь в международном праве представляет собой всестороннюю компетентную юридическую помощь практически по всем возникающим спорам.

В своей деятельности юрист, предоставляющий консультации по международному праву, опирается на сложную и комплексную структуру межгосударственных правовых норм. В первую очередь, применению подлежат международные договоры и конвенции. Подобными документами страны-участники закрепили признанные правила разрешения конкретных споров. Например, положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года страны-участники установили ключевые положения по заключению и расторжению, подписанию и ратификации, а также имплементации такого вида договоров.

В случае отсутствия относимых императивных норм, участники правоотношений основывают свои действия на обычаях МП. Под обычаем подразумевается устоявшаяся модель поведения, признанная странами-участниками в качестве обязательной.

Третьим видом источников права являются общие принципы права. Опять же, подобные принципы находят свое отражение, как правило, в международных договорах и конвенциях и регулируют межгосударственные отношения в случае отсутствия конкретной нормы или обычая. Главным источником подобных принципов является Устав Организации Объединенных Наций 1945 года.

В качестве отдельного вида источников права, к которому обращается юрист при оказании консультаций в международном праве, являются решения (резолюции) международных организаций. Как правило, они не носят императивного характера применения.

Консультация адвоката по международным делам

Консультации в МП, как и в рамках национального законодательства, осуществляются на основании заключенного двустороннего соглашения. Существенными условиями такого соглашения выступают положения о предмете договора (объем и вид оказываемых услуг), а также стоимость вознаграждения за проделанную работу. В рамках подобных соглашений помощь оказывается как физическим, так и юридическим лицам.

Обратите внимание!

К обязанностям юриста по международному праву относится непрерывное консультирование по возникающим вопросам клиента, помощь в толковании применимых норм, участие в ведении переговоров, оценки рисков и перспектив, выработке стратегий по дальнейшим действиям.

По указанию клиента юрист осуществляет сбор необходимой информации, перевод иностранных документов, подготовку необходимого пакета документов, сотрудничает с иностранными организациями и исполнительными органами зарубежных стран, таким образом, осуществляет всестороннее представительство интересов клиента. Консультирующий специалист в сфере МП оказывает весь спектр установленных договором услуг с учетом специфики межгосударственного правоприменения.

Стоимость услуг международных юристов

Для возмездного оказания рассматриваемых услуг юрист должен обладать надлежащим юридическим образованием в сфере МП и владеть иностранными языками. Эти особые требования, сложившиеся в рамках делового сотрудничества, позволяют устанавливать более высокий уровень цен на свои услуги по сравнению с юристами в рамках внутригосударственного законодательства.

На сумму вознаграждения могут повлиять и опыт работы юриста, его репутация, местонахождение. Как правило, особым спросом пользуются специалисты из городов федерального значения, таких как Москва, в силу их мобильности и априори высокого статуса.

Обособленным типом оказания подобных услуг служат дистанционные консультации посредством интернет-коммуникации. Так, консультации по МП могут быть оказаны нашими онлайн-специалистами, которые оценят описанную вами ситуацию, рассмотрят ее в рамках применения норм МП, предложат пути решения.

Правовая помощь в международном праве — необходимый элемент надлежащего регулирования отношений с участием иностранных государств и граждан. Специалисту в области МП следует досконально изучить весь объем источников права, практику их применения и сферу их действия, чтобы не допустить ошибок, последствия за которые понесет клиент. Клиенту же следует внимательно отнестись к выбору своего представителя, от действий которого будет зависеть исход спора.

Рассматривая соотношение цены и качества предлагаемых услуг, выделите для себя приоритетные направления консультирования и воспользуйтесь помощью онлайн-экспертов. Подобный подход значительно сэкономит ваши средства и время на поиск квалифицированного консультанта.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Концепции и их роль в современном международном праве — Наука международного права.

То, что в ст. 38 говорится о специалистах по публичному праву, не вызывает сомнений в том, что речь, в силу контекста, идет о специалистах по международному публичному праву. То же самое, по той же причине, относится и к правовым нор­мам: имеются в виду международно-правовые нормы. И в том, и в другом случаях иных толкований не возникает. Бесспорно также и то, что необходимость в определении может возникнуть и возникает лишь в отношении обычных норм между­народного права. Причем «определение» в данном случае означает как необходимость установить существование таких норм, так и уточнить их содержание. Как писал известный австрийский профессор А. Фердросс, доктрина служит «для уяснения сомнительных положений (международного — прим. Б. А.) права».

Немецкий юрист-международник В. Витцтум считает, что доктрины в первую очередь «служат тому, чтобы доказать су­ществование практики, имеющей обязательную силу».

«Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций» подразумевают на­учные труды наиболее известных и авторитетных юристов- международников из различных государств. Это научные авторитеты в своих странах и за рубежом, авторы курсов международного права, специальные докладчики Комиссии международного права ООН, признанные специалисты по от­дельным международно-правовым проблемам.

Однако, если выйти за рамки Статута Международного Суда и оценить значение и роль международно-правовой доктрины более широко, некоторые утверждения, которые прозвучали выше, оказываются не столь однозначными и бес­спорными.

A. Фердросс приводил мнение Блюдорна, который полагал, что международное право по преимуществу является «правом ученых».

Соглашаясь с ним в том, что «отдельные авторы в области международного права оказали большое влияние на образо­вание позитивного международного права», он считал, что «их теории не могут рассматриваться как самостоятельный источник (международного — прим. Б. А.) права». Тем более не согласился он с утверждением Блюдорна, согласно кото­рому в качестве источников права следует рассматривать за­ключения научных объединений (Institut de Droit International, International Law Association), поскольку, как правило, в за­дачу таких заключений не входит установление позитивного международного права, а лишь содействие его дальнейшему развитию. По мнению не менее известного английского юри- ста-международника Я. Броунли, «по некоторым вопросам отдельные авторы оказали на (международное — прим. Б. А.) право формирующее воздействие». Он называет среди них Жиделя, Холла, Оппенгейма, Хайда, Гугенхейма, Фердросса, Руссо, Ваттеля, Кальво, Хакворта, Филимора и Финлея. Однако для него «совершенно очевидно, что оценка доктринальных концепций зависит от субъективных факторов, что отдельные авторы отражают в своих трудах национальные и иные при­страстия и что, кроме того, некоторые ученые-юристы усма­тривают свою задачу в пропаганде новых и более правильных взглядов, а не в пассивном описании существующего между­народного права».

Тем не менее «при всей необходимости осторожного под­хода мнения специалистов по (международному — прим. Б. А.) публичному праву используются широко».

B. Витцтум считает, что «значение научной доктрины про­истекает из ее исторической роли. Однако международно-пра­вовые концепции ученых различных стран и культурных сооб­ществ в настоящее время с трудом согласуются друг с другом. Следствием является возрастающее значение коллективных мнений и коллективных заявлений международных ассоци­аций юристов». Среди них он называет Институт междуна­родного права и Ассоциацию международного права. Здесь он вступает в определенное противоречие с приведенным выше мнением А. Фердросса.

Как отмечал профессор Г. И. Тункин, «в XIX и даже в на­чале XX века многие юристы (международники — прим. Б. А.) рассматривали международное право как в значительной мере „доктринальное» право, „право ученых». Они приписывали науке международного права не только роль его констататора, но и роль создателя его норм».

В период, когда международное право преимущественно было правом обычным, доктрина международного права игра­ла гораздо большую роль, нежели в современных условиях, в которых международное право стало, в основном, договор­ным, и роль международно-правового обычая значительно уменьшилась.

Тем не менее выводы Г. И. Тункина по этому вопросу не те­ряют своей актуальности. В частности, о том, что «мнения авто­ритетных специалистов по международному праву различных стран являются ныне одним из средств установления наличия или отсутствия тех или иных норм международного права, а также их толкования». В современных условиях оценке роли доктрины международного права был посвящен ряд исследо­ваний отечественных юристов-международников.

Профессор И. И. Лукашук, рассматривая основные кон­цепции международного права, справедливо заметил, что «доктрина международного права на протяжении всей исто­рии имела большое значение в формировании и утверждении этого права».

Далее, отметив преувеличение швейцарского юриста-международника И. Блюнчли относительно признания общей по­зиции известных юристов по какому-либо теоретическому по­ложению за одно из начал современного им международного права, он верно заключил, что, тем не менее, «согласованное мнение видных ученых оказывало влияние на международно­правовое сознание и постепенно находило отражение в прак­тике государств, которые нередко в обоснование своей позиции ссылались на мнение ученых».

И, наконец, очень важное замечание И. И. Лукашука от­носительно того, что «сегодня сама практика заинтересована в опережающем развитии науки международного права».

Профессор О. Н. Хлестов суммировал положения россий­ской доктрины международного права по некоторым основ­ным вопросам, а также тенденциям его развития. При этом он отметил: признание верховенства международного права в международных и внутригосударственных отношениях; не­обходимость соблюдения международных обязательств, Устава ООН и международных договоров; запрещение применения вооруженной силы, кроме права на самооборону в случае во­оруженного нападения; повышение роли мирных средств раз­решения международных споров и противоречий; защиту прав человека.

Важно понимать также, что доктрина хотя и не является частью процесса образования международно-правовых норм, но оказывает на него определенное влияние. Она играет зна­чительную роль в процессе кодификации международного права, при формировании международно-правовой позиции государства по тем или иным вопросам, в том числе, при под­готовке и в процессе работы международных конференций и организаций.

В России при разработке международно-правовой позиции по актуальным проблемам международных отношений ис­пользуются заключения Международно-правового совета при МИД России, а также Научно-экспертного совета по между­народному праву при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, доктрина играет определенную роль не только в процессе применения и развития международ­ного права, но и в процессе законотворческой деятельности, связанной с имплементацией международно-правовых норм.

Международное право и научные представления о нем (концепции и доктрина в целом) тесно взаимосвязаны. Кон­тинуум оценок его роли в современном мире простирается от полного отрицания до явного завышения. То же самое мож­но сказать и относительно оценок роли доктрины междуна­родного права. В этих условиях более чем необходим реалистичный подход. Он, несомненно, должен найти отражение прежде всего в концепции внешней политики Российской Федерации и, что еще важнее, в самой внешней политике Рос­сии. За время, прошедшее с момента утверждения Концепции, международная обстановка и расстановка сил на междуна­родной арене коренным образом изменились. В этих условиях Концепция нуждается в серьезной корректировке. Безусловно, в процессе работы над ее новым вариантом необходимо особое внимание уделить роли международного права. Международ­ное право, являясь регулятором международных отношений, выполняет две неразрывно связанные и взаимопроникающие функции: стабилизирующую и созидательную. Оно закрепляет уже сложившиеся отношения, а также служит их изменению или перестройке. При этом необходимо учитывать объектив­ные пределы его действия, связанные со спецификой создания и действия международно-правовых норм, особенно в таких областях, как поддержание международного мира и безопас­ности, в которых многое зависит от соотношения сил в мире.

Доктрина международного права может оказывать суще­ственное воздействие на его развитие. Поддерживая основные принципы и нормы, выступая против отживших концепций, доктрина может внести значительный вклад в развитие между­народного права.

В связи с этим особое внимание следует уделить оценке международно-правовых концепций. При этом важно опре­делить, насколько адекватно они отражают международные и международно-правовые реалии.

Совпадающие или близкие точки зрения представителей отечественной и зарубежной доктрины международного права по многим из этих концепций являются отражением существо­вания общего международного права.


Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (79) 2014

§ 2. Россия и международное право

Наша страна стала превращаться во влиятельную и активную силу международных отношений, и прежде всего отношений в Европе, в первой половине XVIII в. В 1722 г. появляется и первая российская работа по международному праву — «Рассуждения, какие законные причины Его Царское Величе-ство Петр Первый царь и повелитель всероссийский. к нача-тию войны против Короля Карла XII, Шведского, в 1700 году имел. », написанная вице-канцлером П. П Шафировым. Ак-том, имевшим важное международно-правовое значение, стала принятая Россией в 1780 г. Декларация о вооруженном нейтра-литете.

В XIX в., играя одну из центральных ролей в европейской политике, Россия оказывает столь же существенное влияние на формирование международно-правового режима международных отношений. Особенно заметным становится ее вклад в право войны. В частности, в 1868 г. принимается Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль — первый международно-правовой документ, регламентирующий методы и средства военных дейст-вий1.

В конце XIX в. наша страна быстро развивается и по-прежнему играет одну из ведущих ролей в международных отношениях. Переживает расцвет отечественная международно-правовая наука. Война международным правом не запрещена, но все большей популярностью пользуются идеи международно-правового регулирования методов и средств ее ведения, укрепления начал гуманности, ограничения вооружений и внедрение в межгосударственные отношения правил и механизмов мирного урегулирования разногласий. В этих условиях находит широкую поддержку инициатива России о проведении первой, универсальной по тем временам, конференции мира, которая состоялась в 1899 г. и получила продолжение в 1907 г. в виде второй конфе-ренции мира. На конференциях, проведенных в Гааге, были приняты конвенции о правилах ведения войны, а также о систе-ме мирных средств разрешения споров между государствами. Важнейшую роль в формировании этой инициативы, ее интел-лектуальном наполнении и реализации российской позиции в ходе конференций сыграл выдающийся российский юрист-международник, ученый и дипломат Ф. Ф Мартенс. Сформулированное им положение о том, что в случаях, не предусмотренных правом войны, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания (так называемая оговорка Мартенса), до сих пор считается одним из важных положений международного гуманитарного права.

Существенное, но противоречивое влияние на международные отношения и международное право и, соответственно, на вклад нашей страны в их развитие оказала Октябрьская революция 1917 г. Она не только коренным образом изменила нашу страну, но и стала дополнительным стимулом к борьбе за социальные, экономические и политические преобразования в других государствах. Пришедшие к власти в России политические силы уже в первых программных правовых актах — Декрете о мире от 26 октября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г., Декларации о правах трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. — провозгласили ряд идей и принципов, таких, в частности, как самоопределение и мирное сосуществование, оказавших прогрессивное влияние на развитие международных отношений, международного права. Принцип самоопределения народов к тому же получил практическую реализацию в действиях новой России. Их результатом стали, например, обретение независимости Фин-ляндией, Латвией, Литвой, Эстонией, отказ нашей страны от заключенных царской Россией договоров о разделе Польши.

Следует при этом иметь в виду, что идеи, провозглашенные советской властью, были адекватны времени, привлекательны и созвучны идеям, выдвигавшимся и другими государствами. Например, принцип самоопределения был провозглашен и в « Четырнадцати пунктах» об условиях мира президента США В. Вильсона в его послании Конгрессу от 8 января 1918 г., ставших важным шагом на пути создания в 1919 г Лиги Наций. Сама Лига Наций — прообраз ООН — стала первой международной организацией, целью которой было поддержание мирных отношений между государствами Идеи мирных отношений между государствами, необходимости мирного урегулирования споров и отказа от войны также разделялись многими государствами. Они получили отражение сначала в Статуте Лиги Наций, а затем в ряде международных договоров, включая такой важнейший документ, как Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г., который обычно называют Пактом Бриана— Келлога1.

Вместе с тем Октябрьская революция и некоторые идеи, которые стремилась проводить в жизнь советская власть, далеко не во всем способствовали поступательному развитию международного права. Перемены в России привели к расколу мира на две системы, ориентированные на различные ценности и мировоззрение. Это усилило конфронтационные тенденции в международных отношениях. Долгое время наша страна на практике пыталась реализовать концепции перманентной революции, мирного сосуществования как специфической формы классовой борьбы и т. п. Политическая, а соответственно, и внешнеполитическая деятельность Советского государства на протяжении долгого периода были чрезмерно идеологизированы. В основе государственной идеологии в ее внешнеполитическом измерении лежала концепция необходимости обеспечения победы социалистической системы во всем мире. По сути, до 1950-х гг. российская наука не признавала существования общего международного права, а тезис о существовании двух международно-правовых систем — социалистической и капиталистической — просуществовал почти до 1990-х гг. Сама отечественная международно-правовая наука на долгое время утратила свою независимость, была подчинена государству и господствовавшей коммунистической идеологии.

Следует, однако, отметить, что при рассмотрении конкретных вопросов международных отношений упомянутые идеологические установки в значительной мере уступали место прагматичному подходу. Страна не могла существовать автаркиче- ски. Необходимо было, в том числе с помощью международного права, обеспечивать интересы ее безопасности от внешних угроз, поддерживать торгово-экономическое и иное мирное взаи-модействие с другими государствами и т. д. Международное право оказалось востребованным. Так, молодое Советское государство отказалось лишь от тех международных договоров, заключенных Российской империей, которые считало кабальным порождением империалистических отношений. Другие международные договоры продолжали действовать. Заключались новые, сначала в основном двусторонние, договоры. Постепенно СССР стал вовлекаться и в многостороннее сотрудничество, а в 1934 г стал членом Лиги Наций.

Сформулированные в Декрете о мире идеи внесли важный вклад в формирование принципа неприменения силы и угрозы силой в отношениях между государствами и, соответственно, принципа мирного разрешения международных споров. В период между двумя мировыми войнами наша страна стала участником ряда договоров, направленных на запрещение агрессивной войны и обязывающих разрешать споры только мирными средствами, включая Пакт Бриана—Келлога. Впрочем, прогрессивным в международно-правовом отношении идеям не всегда соответствовали действия: например, в 1939 г произошло нападение на Финляндию, в результате которого СССР был исключен из Лиги Наций.

Несмотря на провозглашенный большевиками призыв отказаться от тайной дипломатии и тайных договоров, такая дипломатия СССР осуществлялась (что естественно, поскольку дипломатическая деятельность всегда в значительной мере скрыта от посторонних глаз), а секретные договоры (например, протоколы к советско-германскому Пакту о ненападении 1939 г.) заключались, что отнюдь не противоречило международному праву.

После победы в Великой Отечественной войне, создания ООН, одним из учредителей и постоянным членом Совета Безопасности которого по праву стал СССР, его роль в международных делах еще более возросла. Это, в свою очередь, создало предпосылки для усиления влияния нашей страны на международное право. Советский Союз превратился в одну из двух сверхдержав, обладающих колоссальным военным, экономическим и интеллектуальным потенциалом, лидером так называемого социалистического лагеря. После перемен в политическом режиме страны в середине 1950-х гг. изменилась и ее внешняя политика, включая отношение к международному праву. Советская международно-правовая доктрина признала существование общего для всех государств международного права. Значительную роль в этом сыграли работы Г. И. Тунки- на, выдвинувшего теорию согласования воль государств как основы нормотворческого процесса в международном праве. Международное право и в науке, и на практике признавалось как важный инструмент, обеспечивающий не только противостояние, но и сотрудничество государств.

Достаточно заметное влияние приобрела и советская наука международного права. Например, книга С. Б. Крылова «История создания Организации Объединенных Наций» (1960 г.) до сих пор считается одной из лучших на эту тему. Фундаментальный труд Г. И. Тункина «Теория международного права» 1. (1970 г.) был переведен и опубликован за рубежом. В СССР издавались многочисленные работы по международному праву, среди которых особо следует отметить шеститомный «Курс международного права», изданный в 1967—1973 гг. и переизданный в семи томах в 1989—1993 гг. Видные советские юристы-международники всегда входили в состав таких важных для международного права органов, как МС ООН и КМП, и внесли заметный вклад в его кодификацию и прогрессивное развитие.

Вместе с тем господствовавшие в стране политические и идеологические концепции были отнюдь не всегда и во всем полезны для международного права, которое отражало объективную реальность — сосуществование и противоборство ка-питалистической и социалистической систем, сильно отличав-шихся друг от друга по широкому кругу параметров: экономи-ческих, политических, ценностных.

В конце 1980-х гг. на фоне начавшихся политических перемен в СССР стали проявляться и изменения во внешней политике, а, следовательно, и в международно-правовых позициях нашей страны. Это коснулось прежде всего отношения к теме прав человека. СССР согласился с тезисом о том, что эту про-блематику, в том числе вопросы, касающиеся политических и гражданских прав, нельзя более рассматривать как относящуюся исключительно к внутренним делам государства. В 1989 г. Советский Союз признал обязательную юрисдикцию МС ООН по спорам, вытекающим из ряда важнейших международных договоров о правах человека, сняв сделанные ранее соответствующие оговорки к этим договорам.

После выхода остальных союзных республик из состава СССР в 1991 г. Российская Федерация стала государством — продолжателем Советского Союза. Это означает, что в международно-правовом плане Россия продолжила правосубъектность СССР и, следовательно, по общему правилу продолжила осуществлять его международные права и обязательства. Однако с точки зрения политики, экономики и идеологии Россия — во многом новое государство, что не могло не отразиться на отношении нашей страны к целому ряду международноправовых вопросов.

Прежде всего изменилось отношение к роли международного права во внутренней жизни страны. Впервые в истории России конституционно было закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.). Более того. Конституция РФ закрепила приоритет применения международного договора Российской Федерации перед законом и содержала другие важные ссылки на международное право. Широкое распространение приобрела практика обращения органов власти Российской Федерации, и прежде всего российских судов, к международно-правовым нормам. Международное право стало важным инструментом защиты прав российских граждан и юридических лиц. После того как в 1996 г. наша страна стала членом СЕ, а в 1998 г. — и участницей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., российские граждане и юридические лица могут, используя международное право, защищать свои права в ЕСПЧ.

Поскольку Россия стала современным, открытым государством, а ее экономика — частью глобальной экономики, потребовались новые подходы к вопросам правового регулирования передвижения физических лиц, международной торговли, инвестиций и т. п. Россия стала заключать многочисленные договоры, направленные на упрощение визовых процедур, защиту и поощрение капиталовложений, регулирование международных торгово-экономических и финансовых отношений. Изменилось отношение к вопросу об иммунитете государства. Если при господстве государства в экономике СССР отстаивал принцип абсолютного иммунитета государства от иностранной судебной юрисдикции, то после перехода к рыночной эконо-мике и закрепления института частной собственности Россия согласилась с уже продолжительное время доминировавшей в странах Запада концепцией, согласно которой иммунитет государства имеет ограниченный или функциональный характер. Поскольку аналогичные перемены произошли и в других государствах, ранее принадлежавших к «социалистическому содружеству», стало возможным принятие в 2004 г. Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Используя различные международно-правовые инструменты, Российское государство активно защищает права своих граждан и юридических лиц, а также соотечественников за ру-бежом.

В конце прошлого — начале нынешнего века наша страна стала членом ряда влиятельных международных организаций, в которых не участвовал СССР, организаций Группы Всемирного банка (МБРР, МАР, МФК, МАИГ, МВФ, ФАО, СЕ, Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР). Ведутся переговоры о вступлении в ВТО. Установлены отношения партнерства и сотрудничества с ЕС, НАТО, ОЭСР. Россия стала инициатором создания СНГ, ОДКБ, ШОС.

С исчезновением «социалистического содружества» лишилась почвы концепция деления международного права на со-циалистическое и капиталистическое. Вместе с господством коммунистической идеологии канули в Лету идеологизация внешней политики, тезис о мирном сосуществовании как осо-бой форме классовой борьбы и т. п. Мир перестал быть бипо-лярным, двусистемным, приобрел более сложные очертания В условиях глобализации появились новые возможности для развития международного сотрудничества и международного права.

Во многом благодаря переменам в нашей стране, ее изменившейся внешней политике и подходам к некоторым международно-правовым вопросам, повысилась эффективность универсальных международных организаций, прежде всего ООН и ее СБ. По сути, новой жизнью зажила гл. VII Устава ООН, посвященная действиям в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Благодаря единым действиям постоянных членов СБ стало возможным принятие им решений, позволивших предотвратить или урегулировать ряд острых международных кризисов В 1990-х — начале 2000-х гг. проявились и получили российскую поддержку новые тенденции толкования положений Устава ООН, касающихся поддержания международного мира и безопасности. Это особенно важно в свете появления новых угроз и вызовов, прежде всего таких, как международный терроризм и распространение ОМУ. Россия стала инициатором или соавтором ряда новаторских резолюций СБ ООН, направленных на борьбу с этими угрозами и вызовами (например, резолюции 1373, 1540, 1566). Другим важным вкладом нашей страны в развитие международного права в этой области стала разработка проекта Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма, которая была принята в 2005 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Отличительной чертой внешней политики современной России и ее отношения к международному праву по сравнению с СССР является недогматичность и прагматизм. Наша страна больше не борется за победу какой-либо идеологии или системы взглядов во всем мире Ее основная задача — защита интересов государства, его граждан и юридических лиц на основе международного права и с использованием международно-правового инструментария. Эти цели закреплены в утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008 г. «Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой также отмечено: «Поддержание и укрепление международной закон-ности — одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обес-печить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также при обеспечении интересов мирового сообщества в целом».

Современная российская наука международного права, оказавшись вне интеллектуальной зависимости от государства, сохраняет позитивную преемственность по отношению к советской международно-правовой школе прежде всего в том, что касается системного подхода к международному праву. В то же время она отличается от нее в первую очередь наличием самых разных точек зрения по различным проблемам. В стране публикуется все больше научных работ и учебников по международному праву, отражающих широкий спектр мнений специалистов, а количество периодических изданий, посвященных вопросам международного права, превысило число издававшихся в СССР.