Жилищный кодекс снос жилья

Права собственника при сносе аварийного жилья

Здравствуйте!.Дом признан аварийным в 2008 году. Право собственности на квартиру приобретено в 2010 году. На что можно рассчитывать в данной ситуации? Влияет ли на права собственников то, что право собственности возникло после признания дома аварийным?

18 Декабря 2017, 00:47 Юлия, г. Донецк

Ответы юристов (2)

Добрый день!
Поскольку ваша квартира в собственности — то существует следующее правило — 1) о предстоящем
изъятии жилого помещения собственники должны быть извещены не позднее чем за
год до предстоящего изъятия; 2) гос. орган принявший решение об изъятии вашего
жилья должен договориться с вами о выкупной цене вашего жилья (вашей
доли), в выкупную стоимость при этом включается не только рыночная стоимость
вашего жилья, но и ваши расходы в связи с переездом, покупкой и оформлением
нового жилья, а также прочие расходы в связи изъятием вашего жилья. Поэтому
примите активное участие в определении выкупной стоимости вашего жилья. При
этом, если соглашения не будет, то данный спор может быть разрешён в судебном
порядке; 3) по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое
жильё с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Уточнение клиента

Владимир, будьте добры, дайте ссылку на норму закона. Потому что наша администрация что-то совсем мутит

10 Января 2018, 09:38

Согласно части 1 статьи 89 ЗК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

: Статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Однако изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома.

Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, например при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, а и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из этого при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ.

Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также статьей 134 ЖК РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 ЖК РФ.

Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Жилищный кодекс снос жилья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 32 Жилищного кодекса РФ

Статья 32 ЖК РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 32 ЖК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Пленума ВС РФ:

В п.п. 20 – 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» даны подробные разъяснения о применении положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ:

Изъятие земельного участка и жилого помещения для государственных и муниципальных нужд

..принудительное изъятие имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения; решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ)…

Обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Разъяснено, что понимается под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков..

Соблюдение предусмотренной частями 2 — 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.

Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Подробнее о применении положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ см. в п.п. 20 – 21 Постановления Пленума ВС РФ № 14.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу и изъятие земельного участка для муниципальных нужд

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ указано, в частности, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией…), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 — 3, 5 — 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

«Признание дома аварийным и выкуп жилья» в обзоре практики Верховного Суда РФ

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 года приведен ответ на вопрос:

«как осуществляется обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу?»

«. обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 — 3, 5 — 9 данной статьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При определении выкупной цены жилого помещения, установленной ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»)».

Кроме того, в приведенном Обзоре практики Верховного Суда РФ указано, что «невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Процедура изъятия и выкупа. Требование о сносе, бездействие органа власти. Компенсация или другое жилье?

В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 года представлены ответы на следующие вопросы:

  • является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?
  • следует ли из положения ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ необходимость получения согласия обеих сторон на предоставление собственнику взамен изымаемого другого жилого помещения? Обязан ли орган местного самоуправления предоставить гражданину другое жилое помещение при наличии согласия гражданина на такое предоставление?

Верховный Суд РФ указал следующее:

Обязательность направления собственникам требования о сносе аварийного дома

Разъяснения о процедуре выкупа жилого помещения в аварийном доме даны в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»…

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Бездействие органа власти

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Выкупная цена или другое жилье – выбор собственника

При ответе на вопрос о том, как следует применять положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.

Изъятие земельных участков в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и проч.

В статьях 21 – 24 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» содержатся следующие положения:

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений или нанимателей по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с

  • организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта;
  • организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке;
  • присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий;
  • проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года

регулируется Жилищным кодексом РФ, а именно, его статьей 32 ЖК РФ, если только иное не предусмотрено специальными законами, регулирующими организацию и проведение указанных выше мероприятий, а именно:

  • Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»
  • Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Публикации на logos-pravo.ru:

Обзоры судебной практики

Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ (раздел II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания):

а также Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).

Аварийное и ветхое жилье, снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп. Вопросы-ответы (обзор судебной практики)

Рекомендуемые статьи по теме:

Орган местного самоуправления отказывается создать межведомственную комиссию по признанию дома аварийным, так как спорный дом не относится к муниципальному жилищному фонду (создание межведомственной комиссии и ее исключительная компетенция в вопросе признания многоквартирных домов аварийными; кто обязан создать межведомственную комиссию, бездействие межведомственной комиссии. Оспаривание)

Комментарии к статье 15 Жилищного кодекса РФ (жилое помещение, порядок признания жилым и непригодным для проживания, ответ на вопрос «может ли суд признать дом аварийным, если межведомственная комиссия бездействует?»)

Комментарии к статье 57 Жилищного кодекса (ответ на вопрос «возможно ли решением суда обязать орган местного самоуправления предоставить жилье гражданам, проживающим в жилом помещении по договору социального найма, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу…»)

Законодательство о ветхом и аварийном жилье (№185-ФЗ)

В 2007 году был принят новый ФЗ, основной целью которого было создание эффективных методов для управления жилфондом.

Одной из основных норм законодательного акта является создание финансовой базы для поддержки всех субъектов Российской Федерации для осуществления в максимально сжатые сроки переселения граждан из аварийно-опасных домов.

Существованию большого процента аварийного жилья способствовала плановая экономика, которая практически не могла наполнить рынок жилой площадью.

Дефицит жилья создавал огромные очереди, а старые фонды ремонтировались по устаревшим технологиям, что способствовало их быстрому износу и переводу в статус опасных для проживания.

В настоящий момент более 8% жилых помещений относят к «аварийным», но при этом следует учесть, что объекты, которые ранее определялись, как «ветхие», в это число не включены.

В действующем законодательстве нет определения некачественному жилому фонду и его замена не предусмотрена.

Как признать жилья аварийным или ветхим? Смотрите тут.

Условия переселения

Расселение многоквартирных домов, которые уполномоченные органы внесли в реестр аварийного жилья, производится в порядке очередности и на условиях определенных законодательством.

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса (ЖК) Российской Федерации (статья 87) переселение производится из аварийных домов, если они признаны таковыми уполномоченными органами в порядке, установленном региональными властями.

Аварийными называются помещения, квартиры, комнаты, здания и прочие строения, в которых состояние несущих конструкций представляет опасность для жизни людей при дальнейшей эксплуатации.

Ранее предел износа, который определял строение «ветхим» соответствовал 35% от первоначального состояния несущих элементов для деревянного жилья и 30% для зданий из камня.

Характеристика домостроения как аварийно-опасное выносится на основании обследования и выданного заключения специализированной организацией.

Кто может рассчитывать?

Жильцы домов, которые внесены в реестр аварийных строений имеют право на переселение.

Гражданам гарантировано переселение в равнозначное жилье, что законодательно закреплено в ЖК (Жилищный Кодекс). Переселение из аварийного жилья регулируется статьей 32 и статьей 86 этого документа.

Какие объекты относятся?

В соответствии с действующим законодательством расселению подлежат только аварийные дома и помещения. Впоследствии такие объекты могут снести или реконструировать.

  • государственные или муниципальные власти обязаны предложить самостоятельно снести или реконструировать сооружение;
  • в случае планирования на месте здания градостроительной застройки, владелец имеет первоочередное право на строительство нового объекта.

Окончательное решение собственник обязан принять в течение 6 месяцев с момента регистрации жилья аварийным и подлежащим сносу или перестройке.

ФЗ о ветхом и аварийном жилье

Законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение безопасного проживания граждан.

Основным законодательным актом, действующим на территории страны, является ЖК РФ, на основе которого разрабатываются различные программы, нормативные акты и другие постановления которые способствуют решению проблемы расселения опасного жилого фонда.

Регламентируется переселение из аварийного жилья Постановлением Правительства №47, а также ФЗ №185.

Жилищный кодекс

В статье 32 ЖК РФ установлено, что собственники жилья, которое находится в аварийном строении, имеют право на компенсацию убытков и возмещение, равное оценочной стоимости недвижимости.

Кроме того, владельцам предоставлено право получить частичное возмещение в виде другой жилплощади, а разницу другим видом компенсации.

Права граждан, которым передано жилье в аварийных домах по договорам социального найма, статьей 86 ЖК гарантировано переселение в благоустроенные жилые дома такой же категории.

Федеральный Закон №185

С целью кардинально изменить положение с домами, требующими срочного отселения, в 2007 году был издан Закон Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зарегистрированный под №185.

Статья 16 законодательного акта посвящена адресной программе по переселению жильцов занимающих площади в аварийном фонде.

Проект рассчитан на поддержку регионов, которые, в свою очередь, обязаны разработать действенные планы по реализации поставленной цели.

ФЗ о ветхом и аварийном жилье не меняет порядок переселения, а акцентирует внимание на том, что процесс должен выполняться в соответствии с жилищным законодательством.

Межведомственная комиссия

Решения о внесении объекта в реестр аварийного жилья в соответствии с законодательством принимает межведомственная комиссия.

Формирование органа производится на основании Постановления Правительства (ПП) №47 (28 мая 2006 года). Порядок действий и полномочия утверждены Положением являющимся частью ПП.

Межведомственная комиссия для оценки состояния зданий и сооружений составляет:

  • акт обследования здания (помещения, квартиры, комнаты);
  • заключение, которое оценивает пригодность объекта для проживания граждан.

В случае признания дома подлежащим сносу или реконструкции, комиссия обязана не позднее дня, следующего за днем принятия решения, поставить в известность собственника помещения.

Процесс переселения

В соответствии с ЖК РФ собственникам аварийного жилья предоставляется возмещение стоимости недвижимости и прочие убытки, связанные с расселением.

Процесс переселения может происходить по нескольким возможным вариантам:

  1. Владелец соглашается получить другую жилплощадь, которая будет учтена как часть возмещения. После оформления договора на освобождение собственности, который учитывает все нюансы, включая расчет, собственник обязан освободить помещение не позднее 6-ти месяцев с момента подписания, если иное не предусмотрено условиями соглашения.
  2. Владельцу предоставляется материальное возмещение размер, которого включает рыночную стоимость личного жилья и доли общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того компенсации подлежат затраты на переезд, временное проживание на съемной квартире, расходы на поиск нового жилья и другие подобные траты. После получения полного возмещения собственник обязан освободить помещение на тех же условиях что и в пункте 1.

Для нанимателей социального жилья ЖК предусмотрено предоставление благоустроенных помещений.

Все спорные ситуации и принудительное выселение может быть решено только в судебном порядке.

Интересует порядок признания дома аварийным? Читайте здесь.

Как работает программа расселения из ветхого и аварийного жилья? Подробности в этой статье.

Программа сноса жилья

На основе ФЗ №185 каждый субъект Федерации разрабатывает собственную программу действий по сносу непригодного для эксплуатации жилья.

В соответствии с утвержденным планом на основании закона и по запросу региональных органов предоставляется финансирование программы.

Такая практика была отработана в 2018 году, и 2018 год не является исключением.

Результатами выполнения региональных планов по переселению в прошлом финансовом периоде не мог похвастаться ни один субъект Федерации, а дефицит средств составил более 11 млрд. рублей.

В текущем году финансирование проводится без изменений законодательной базы, а итоги работы будут подведены только в январе 2018.

На видео о переселении и предоставлении компенсации

Снос жилья и расселение по договору социального найма

В 3-х комнатной квартире,по договору социального найма(договор на маму)проживает 5 человек- я с ребенком,брат с ребенком и мама площадь квартиры 57кв.м.одна комната отдельная и остальные смежные(большая комната проходная)Скажите на что мы можем рассчитывать при сносе пятиэтажки?На учете по улучшению жилищных условий не стоим.

Можем ли мы встать на улучшение жилищных условий?

Являемся ли мы разными семьями?(я и ребенок и семья брата(он и ребенок)

Можем ли мы рассчитывать на раздельные квартиры с братом,если нет то что мы можем для этого сделать?

Ответы юристов (7)

Как указано в ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ:

Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находится в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Поэтому поскольку Вы не состоите на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то Вам просто будет предоставлено другое жилое помещение (равнозначное по общей площади). Проще говоря, такая 3-комнатная квартира.

Чтобы иметь возможность получить раздельные жилые помещения, необходимо встать на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Есть вопрос к юристу?

Пока предполагается, что Вы одна семья, поскольку все проживаете в одном жилом помещении.

Для признания Вас разными семьями необходимо обратиться в местную районную администрацию с отдельными заявлениями о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как разных семей.

Если Вам будет отказано, то необходимо обратиться в суд с иском об признании разными семьями (отдельное ведение хозяйства).

Дарья! буду краток! если на расширении жилищных условий Вы не стоите то можете рассчитывать ТОЛЬКО на равнозначный обмен или выкуп помещения согласно ДОЛЯМ! также специально ДЛЯ Москвичей г-н Собянин придумал ВРЕМЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ — т.е построит 10 домов — полуобщажного типа — и будет туда заселять переселенцев, причем город будет платить как за нормальные квартиры.

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ(ред. от 23.06.2016)«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

В соответствии со статьей 89 ЖК РФ в случае выселения из жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, а также если предполагается снос ветхого жилья, гражданам предоставляются благоустроенные жилые помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям и в границах населенного пункта.
В случае предоставления другого жилья собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилье, либо выкупная цена. Равноценным считается жилье, имеющее столько же комнат, и с площадью не меньше, чем в старом доме.
Также стоит отметить, что из норм статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий. Например, предоставление большей площади в зависимости от количества проживающих в квартире. Этого Жилищный кодекс не разрешает с 2005 года. По закону семье, выезжающей из «аварийки», должны предоставить такое же количество квадратных метров общей и жилой площади, какими она владела.
Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования, то есть указанное жилье находится исключительно в собственности у государства (статья 19 Жилищного кодекса РФ).

что же касается Москвичей! то как Я уже ранее писал — их загонят во временное жилье! причем на время строительства дома, где они будут существовать лет 5 — после чего вручат ключи от ПУСТЫХ квартир и они будут рады! Увы! но Собянин ни чего нового не придумал — так было раньше и при СССР.

Уточнение клиента

А можем ли мы встать на улучшение жилищных условий?у нас больше чем 10 метров на человека, но в квартире проходная комната. ..

13 Марта 2017, 06:27

Как сказано в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»,

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 — 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Это говорит о том, что вполне возможно, что даже если Вы будете состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при переселении может быть предоставлено просто равнозначное по площади другое жилое помещение (без улучшения). Но на учете Вы будете продолжать состоять.

Как указано в ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 (ред. от 28.12.2016) «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»,

1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.

6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.

Поэтому Вам и надо подавать отдельные заявления о постановке на учет (от Вашей семьи и семьи брата), указывать, что Вы являетесь разными семьями.

А после отказа (что скорее всего) обращаться в суд.

Предоставление жилья при сносе дома регламентируется в Москве законом номер 21 от 31 мая 2006 г. с изм. на 28.12.2016 г. При сносе дома предоставляют равноценную по количеству комнат квартиру на всех. Улучшают жилищные условия только очередниками. На очередь можно встать, если у вас менее 10 кв. м ощей площади на человека и вы признаны малоимущими. Это обязательные условия. Но по метражу квартиры в новых домах по размеру больше. И предоставить вам должны в вашем районе. Ст. 3

По вопросу обеспечения ваших прав дал разъяснение Президиум ВС РФ от
29.04.2014 года.

Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав
граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года

Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое
помещение должно по общему правилу находится в границах того же населенного
пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.

Рассматривая вопросы, связанные с таким предъявляемым законом требованием к

предоставляемому в связи с выселением жилому помещению, как нахождение его в
границах данного населенного пункта, следует отметить, что не все суды проводят
различие между понятиями «границы населенного пункта» и «границы муниципального образования».

Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная
единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка
(город, поселок, поселок городского типа, село).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской
Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы
государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы
муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования
статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального
района.

Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию
городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты
соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории
городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного
природопользования населения соответствующего городского населенного пункта,
рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта.
Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в
состав территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный
район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных
территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное
самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения
межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением,
которое не входит в состав муниципального района и органы местного
самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного
значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также
могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам
местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.

Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и части
1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого
помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является
равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или
«муниципальный район», в связи с чем следует признать правильной практику тех
судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных
образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в
такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа
или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в
котором находится ранее занимаемое помещение.

По вышеуказанным основаниям, например, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации отменила в кассационном порядке
определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда, указав, что
занимаемое ответчиками по договору социального найма жилое помещение в доме,
признанном аварийным, расположено во внутренней черте города Благовещенска
(городское поселение), тогда как предоставляемое жилое помещение находилось на
территории, прилегающей к городскому поселению – в селе Белогорье (сельское
поселение), отстоящем от городской черты Благовещенска
на 52 км, в связи с чем оно не
отвечает такому необходимому в соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ
критерию, как нахождение в границах данного населенного пункта (определение
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №
59-В10-14).

К аналогичному выводу пришел областной суд, отменяя решение районного суда
по делу по иску Ш. к администрации города о возложении обязанности
предоставить жилое помещение в границах населенного пункта – города Омска. При
рассмотрении дела установлено, что решением суда администрация города была
обязана предоставить Ш. жилое помещение в связи с выселением из признанного
непригодным для проживания жилого дома. Исполняя решение суда, ответчик принял
постановление, которым предоставил истцам жилое помещение, соответствующее всем
требованиям, изложенным в решении, но расположенное в микрорайоне «Крутая
Горка».

Принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых
требований в части возложения на ответчика обязанности предоставить Ш. жилое
помещение в границах города Омска, коллегия указала, что микрорайон «Крутая
Горка», хотя и отнесен административно к территории города Омска, однако
является обособленным населенным пунктом – от территории города его отделяет 50
километров территории Омского муниципального района Омской области. С учетом
особенностей расположения микрорайона «Крутая Горка» (ранее имел статус
рабочего поселка, поселка городского типа) коллегия пришла к выводу о том, что
предоставленное Ш. жилое помещение не отвечает установленному статьей 89 ЖК РФ
требованию, поскольку не находится в границах населенного пункта как
территориального образования, имеющего сосредоточенную застройку в пределах
установленной границы. При этом суд второй инстанции указал, что переселение
(при отсутствии на это согласия нанимателя и членов его семьи) в другой
населенный пункт в рамках реализации мер по ликвидации аварийного жилого фонда
законом не предусмотрено.

При оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для
переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в статье 89 ЖК РФ,
необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности
или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого
помещения.

Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам
городского суда было отменено решение районного суда об удовлетворении иска
администрации района о выселении граждан из трех комнат в коммунальной квартире
в отдельную трехкомнатную квартиру.

При рассмотрении дела судом установлено, что занимаемая ответчиками
квартира расположена на первом этаже аварийного дома, а предложенная для
выселения – на 17 этаже многоэтажного жилого дома.

Из выписки из амбулаторной карты одного из ответчиков следовало, что он
является инвалидом второй группы с нарушением опорно-двигательного аппарата,
нуждается в инвалидном кресле-коляске (с электроприводом), в связи с чем по
состоянию здоровья ему рекомендовано проживание на нижних этажах
многоквартирных домов.

Руководствуясь положениями статьи 89 ЖК РФ и законными интересами
ответчика, являющегося инвалидом, суд апелляционной инстанции пришел к
правильному выводу, что хотя предоставляемая ответчикам квартира по площади и
количеству жилых комнат и соответствует нормам действующего законодательства,
однако с учетом состояния здоровья ответчика выселение в нее может привести к
ухудшению его жилищных условий по сравнению с предыдущими условиями проживания.

В другом деле, напротив, судом были отвергнуты выдвигавшиеся ответчиками
возражения против переселения в угловую квартиру, расположенную на первом
этаже, поскольку суду не было представлено доказательств того, что по состоянию
здоровья этим лицам противопоказано проживание в такой квартире.

В качестве оснований для возражения против переселения в предлагаемое жилое
помещение гражданами зачастую приводятся доводы о том, что, например,
недостаточное количество в районе предлагаемого проживания детских
образовательных учреждений или лечебных учреждений определенного профиля,
отдаленность от центра населенного пункта, мест обучения или работы приведет к
ухудшению жилищных условий. Как показывает анализ судебных постановлений,
доводы такого характера правомерно не принимаются во внимание судами при
рассмотрении дел данной категории.