Жилищное законодательство 2011

Жилищное законодательство. Проблемы и перспективы его совершенствования

Автор: Галина Шешко

Жилищное законодательство. Проблемы и перспективы его совершенствования

Галина Шешко, заслуженный юрист РФ

Необходимость внесения в Жилищный кодекс РФ существенных (и немалых) изменений не нуждается в заверениях. Погрешности Кодекса: противоречия, проблемы, неопределенность и невнятность ряда норм, проблемы в их применении — были отчетливо видны с момента его принятия. На таковые многократно и настойчиво обращалось внимание в юридической литературе. Но безуспешно. Федеральный законодатель этого не услышал.

Позволим себе предположение, что за столь большой срок действия ЖК РФ законодатель не озаботился решением серьезных проблем Кодекса: устранение несогласованности отдельных его положений с Конституцией РФ, а также Гражданским кодексом РФ; устранение регламентаций вопросов, подлежащих регулированию гражданским законодательством; нормализация положения социально уязвимых групп населения, утративших некоторые жилищные льготы в связи с принятием ЖК РФ (многодетные семьи, больные тяжелыми формами хронических заболеваний); определение возможных способов улучшения жилищных условий гражданами, находящимися вне круга подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма и не имеющих финансовой возможности на иное жилье, и т. д.

В вопросах изменения ЖК можно отметить востребование позиций, далеко не способствующих его совершенствованию. Так, основываясь на наличии в Кодексе положений о кооперации, в течение длительного времени сохраняет силу намерение дополнить его разделом «Управление территорией малоэтажной застройки».

Нецелесообразность такого намерения очевидна. Его реализация, полагаем, вызывает нарушение построения Кодекса в части должной его наполняемости, смещение приоритетов, искажение представления о значимости ряда его позиций, а также роли Жилищного кодекса в системе законодательства.

Обоснованную озабоченность вызывает ряд принятых в последнее время актов, затрагивающих ЖК РФ. Вспомним, например, Федеральный закон от 4.06.2011 г. № 123-ФЗ, которым внесено значительное число изменений в ЖК. Напомним некоторые его положения.

Изменения касаются деятельности ТСЖ и жилищных кооперативов; оплаты коммунальных услуг; предусматривается избрание совета многоквартирного дома, а также комиссий собственников помещений в доме (и др.). Ряд изменений, надо сказать, неудачен.

Закон обозначил в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме помещения для удовлетворения потребностей собственников, в том числе для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом (и пр.) При этом не определено, какие «иные помещения» в доме, то есть помещения, помимо определенных в п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК, могут направляться на эти цели. Много вопросов возникает по созданию совета многоквартирного дома и комиссий собственников дома, и прежде всего — какова правовая форма совета.

Что касается комиссий собственников помещений в доме, не обозначены функции комиссий, не определено, сколько их необходимо и по каким вопросам. Можно предположить (см. п. 4 ч. 5 ст. 161 ЖК), что роль комиссий сводится к участию в подготовке проектов договоров (иное не усматривается). Достаточно ли этого, чтобы рассматривать эти комиссии в качестве органов управления (см. ч. 11 ст. 161.1 ЖК).

Рассматриваемым Федеральным законом (№ 123-ФЗ) существенно изменен порядок оплаты коммунальных услуг (см. ч. 6.3 и ч. 7.1. ст. 156 ЖК). Этот вопрос может быть предметом самостоятельного основательного обсуждения. Заметим лишь, что, по мнению специалистов, предложенный порядок расчета за коммунальные услуги вызывает немало проблем. Закон, а также Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354) вызывают серьезную критику.

Вместе с тем требующие решения вопросы не находят должной поддержки. Так, нуждается в особом внимании вопрос о возможности установления ограничений в реализации собственником жилья права на сдачу этого жилого помещения внаем.

Статья 209 ГК РФ допускает возможность ограничений при владении, пользовании и распоряжении собственником принадлежащим ему имуществом, установив, что собственник может совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и иным нормативным правовым актам, а также не нарушающие права и интересы других лиц.

Напомним некоторые такие ограничения, установленные для собственника жилого помещения. Собственник может сдать внаем лишь пригодное для постоянного проживания жилое помещение; пригодность определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ст. 673 ГК РФ). При смене собственника новый собственник жилого помещения не может «отказаться» от заключенного ранее договора найма этого жилого помещения (ст. 675 ГК РФ), договора безвозмездного пользования (ст. 700 ГК РФ). Следует упомянуть ст. 1137 ГК РФ о сохранении при смене собственника права пользования жилым помещением в силу завещательного отказа. Сохраняют такое право бывшие члены семьи собственника (приватизировавшего жилое помещение) в случаях, предусмотренных ст. 19 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации».

Любопытно, что согласно ст. 675 ГК РФ вселение граждан, постоянно проживающих с нанимателем, допускается при условии соблюдения требований о норме площади жилья на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей (при том, что наем не ограничивается).

Вспомним, что регистрация граждан по месту жительства производится (в числе прочих оснований) в связи с договором найма жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, и договором поднайма. Примечательно, что ст. 685 ГК РФ ограничивает сдачу жилого помещения в поднаем определенными условиями, в числе которых соблюдение нормы площади жилья. Подобного правила в отношении найма жилья (как уже отмечалось) законодательство не содержит.

Отсутствие подобного ограничения вызывает серьезные проблемы. Общеизвестны случаи, когда в жилом помещении регистрируется такое число граждан, что на каждого зарегистрированного нанимателя (что должно означать проживающего) приходится непозволительно малый (даже ничтожный) размер площади.

К сожалению, вопрос не решается. Подготовленный проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 30 ЖК РФ (имеется в виду, в частности, ограничение договора найма нормой площади жилья) не был поддержан Правительством РФ. Понятно, что было бы неверным говорить о «безупречности» проекта, но и нельзя отрицать необходимость этого давно назревшего вопроса.

Несомненный интерес представляет проект Федерального закона «О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность» (проект в стадии обсуждения). Проектом очерчен круг лиц, которые участвуют в отношениях, возникающих в связи с передачей. Это: собственники жилых помещений, члены семьи собственников, постоянно проживающие в приватизированных помещениях. В числе таких участников лица, пользующиеся приватизированным жильем на основании договора найма, безвозмездного пользования, в силу завещательного отказа, а также бывшие члены семьи собственника, указанные в ст. 19 ФЗ о введении в действие ЖК РФ.

В проекте конкретизируется ряд позиций законодательства в части передачи приватизированного жилья в государственную или муниципальную собственность. В частности, подчеркивается недопустимость применения содержащихся в проекте положений к иному жилью, помимо приватизированного. При этом обращено внимание на исключение из этого правила — случаи принятия собственниками приватизированного в общую собственность жилого помещения наследственной доли этого помещения.

Подтверждены позиции, что передача жилых помещений в государственную или муниципальную собственность производится безвозмездно и на произвольной основе; а также об обязанности соответствующих государственных или муниципальных органов принять такие жилые помещения.

Большое внимание уделено в проекте условиям такой передачи жилья, в частности, затронуты случаи, когда собственником приватизированного жилого помещения является несовершеннолетний, недееспособный или ограниченный в дееспособности судом, либо когда эти лица проживают в жилом помещении в составе семьи собственника или на иных основаниях; когда собственник приватизированного жилого помещения произвел самовольную перепланировку и т. д.

Затрагиваются в проекте (и довольно подробно) вопросы порядка передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность; обозначены основания возможного отказа в заключении договора передачи; уделено внимание вопросам урегулирования разногласий и обжалования решения об отказе; изложен порядок заключения договора социального найма на переданное из частной собственности в публичную жилое помещение.
Важность изложенных в проекте положений убеждает в необходимости их реализации. Следует признать: такой закон нужен.

Следует отметить, что готовность законодателя установить предельный срок деприватизации вызывает неприятие. Целесообразность сохранения деприватизации очевидна и, заметим, что в случае несогласия с данной позицией возражение (из числа возможных), обоснованное намерением вскоре отменить приватизацию, неубедительно.

Прежде всего уясним, что одинаковый подход к вопросам приватизации и деприватизации лишен логики. Так, намерение отменить приватизацию объясняется сокращением фонда социального использования (основной аргумент сторонников отмены), тогда как деприватизация означает прямо противоположное — возврат жилья в государственную или муниципальную собственность (с заключением договора социального найма). Нельзя не согласиться, что наличие диаметрально противоположных целей подтверждает позицию: возможная отмена приватизации жилья не требует (с необходимостью) упразднения деприватизации.

Позволю себе еще раз коснуться вопроса о правомерности отмены приватизации жилья и высказать сомнение в существовании правовых оснований для упразднения этого института.

Право на приватизацию жилья является жилищным правом. Статья 1 ЖК РФ устанавливает основания ограничения жилищных прав, привлечение любого из которых (необходимость защиты основ конституционального строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) для отмены приватизации сомнительно. Согласитесь, вряд ли институт приватизации жилья посягнет на основы конституционального строя, препятствует обеспечению обороны страны, покушается на нравственность и пр.

В поддержку отмены приватизации предлагается использовать такое основание, как нарушение «прав и законных интересов других лиц», полагая, что приватизация нарушает права очередников на получение жилья .

Досадное заблуждение. Приватизация жилья никоим образом не затрагивает прав граждан на улучшение жилищных условий; не посягает на установленные ст. 57 ЖК РФ права очередников. Можно лишь посетовать на сокращение социального жилья, что в определенной (крайне малой) степени затрудняет ситуацию с обеспечением жильем граждан .

Наверное, вопрос малоэтажной застройки требует регламентации. Однако разумно ли решать его в Жилищном кодексе. Конечно же, нужен самостоятельный закон, который, кстати, мог бы вобрать множество иных вопросов (помимо многоэтажной застройки): организация кооперативов, их создание, деятельность и пр. Это позволило бы изъять либо изменить ряд норм Кодекса (п. 9 ст. 4, пп. 8 и 9 ст. 12, разд. V и VI). Наличие в ЖК РФ ряда положений об организации и деятельности ЖК, ЖСК (определение порядка образования, прием и исключение из кооператива, организация общего собрания, определение органов управления, реорганизация, ликвидация) представляется нецелесообразным. Аналогичное можно отметить в отношении ТСЖ.

См. «Жилищное право», октябрь 2011, стр. 5–15.

П. 1 ч. 4 ст. 36 содержит полный перечень помещений в доме, не являющихся частями квартир, включая чердаки, подвалы.

Предложив совет в качестве органа управления многоквартирным домом, законодатель должен был бы обозначить связь совета с общим собранием собственников (орган управления многоквартирным домом — ст. 44 ЖК), определив их взаимодействие, разграничение полномочий, (возможную) взаимозаменяемость.

Что касается представления совета в качестве общественного объединения, предусматриваемая обязанность создания совета не согласуется с положениями Конституции РФ (ст. 30 Конституции).

Необходимость решения этого вопроса отмечалась в юридической литературе. См., в частности, «Жилищное право», май 2006, стр. 40–43.

Изменения должны коснуться и норм Гражданского кодекса РФ, в частности, ст. 673.

Эти лица согласно ГК РФ сохраняют право пользования жилым помещением при смене собственника (см. ст. ст. 675, 700, 1137).

См., в частности, «Жилищное право», апрель 2010, стр. 57–68; «Жилищное право», август 2011, стр. 57–65.

См. Жилищное право, апрель 2010, стр. 66 (колонка «Ваши заметки»)

Напомним, что в случае выезда семьи из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или смерти одиноко проживающего нанимателя, освобождаемое жилье предоставляется состоящим на учете для улучшения жилищных условий (см. также ст.59 ЖК РФ). Следует признать, что вероятность решения жилищной проблемы, рассчитывая на подобные случаи, ничтожны.

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ)

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
3) пользования общим имуществом собственников помещений;
4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
5) учета жилищного фонда;
6) содержания и ремонта жилых помещений;
7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) управления многоквартирными домами;
9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
10) предоставления коммунальных услуг;
11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги , в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт);
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — фонд капитального ремонта);
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
(п. 13 введен Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
(п. 14 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;
1.1) установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ)
2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)
3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
6) определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)
6.1) определение оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
7) определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
9) определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;
10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
10.1) методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
(п. 10.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ)
10.2) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 № 355-ФЗ;
11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;
13) установление правил пользования жилыми помещениями;
14) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
16) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы;
(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ)
16.1) установление порядка осуществления государственного жилищного надзора;
(п. 16.1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
16.2) осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
(п. 16.2 введен Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
16.3) установление порядка лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — деятельность по управлению многоквартирными домами);
(п. 16.3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
16.4) осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности;
(п. 16.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
16.5) методическое обеспечение деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор), в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления;
(п. 16.5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 355-ФЗ)
16.6) осуществление мониторинга выбора и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта;
(п. 16.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
16.7) установление порядка ведения сводного федерального реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включающего в себя сведения о лицензиях на осуществление данной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, а также иных предусмотренных частью 1 статьи 195 настоящего Кодекса реестров;
(п. 16.7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
16.8) установление порядка осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами;
(п. 16.8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
17.1) установление порядка осуществления общественного жилищного контроля;
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 28.06.2014 № 200-ФЗ)
17.2) установление порядка согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор;
(п. 17.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
17.3) установление порядка назначения на должность и освобождения от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации;
(п. 17.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
18) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3.1) установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
3.2) определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
(п. 8.1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ)
8.3) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ)
8.4) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ)
8.5) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;
(п. 8.5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)
8.6) определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
(п. 8.6 введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
8.7) установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;
(п. 8.7 введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
8.8) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
(п. 8.8 введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
(п. 9.2 введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
(п. 9.3 введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном «частью 1.2 статьи 17» Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(часть 3 введена Федеральным законом от 29.12.2014 № 485-ФЗ)