Земельное право основы

Земельное право как отрасль права

В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права

Понятие и предмет земельного права

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы и принципы земельного права

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Принципы земельного права

Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права. Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Земельное право (И. С. Петров, 2011)

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Земельное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

  • Основы земельного права
  • Земли и земельные участки в Российской Федерации
  • Собственность на землю и пользование землей

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право (И. С. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© И. С. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Основы земельного права

По традиции земельное право считается обособленной отраслью права, хотя, как никакая другая отрасль права, земельное право имеет постоянные пересечения с гражданским правом, поскольку регулирует имущественные отношения граждан между собой или с государством, связанные с владением или использованием такого ресурса, как земля. В связи с этим земельное право обязано рассматривать все вопросы, которые касаются земли как объекта правовых отношений, – начиная от установления прав гражданина на участок под сад или огород и завершая защитой прав самого государства на природные богатства, которые таит или производит земля.

Как отрасль права земельное право представляет собой упорядоченную систему правовых норм, направленную на государственное регулирование общественных отношений для рационального землепользования и сбережения земельных ресурсов страны для производства материальных ценностей, которые составляют национальное достояние государства.

Особенности регулирования общественных отношений в области землепользования связаны с тем, что земля является возобновляемым ресурсом, то есть при разумном хозяйствовании она дает прирост благосостояния тому, кто ею владеет по праву собственности, и в то же время этот ресурс продается, покупается, отчуждается, иными словами на него распространяются нормы гражданско-правовых отношений.

Именно поэтому государственное регулирование земельного вопроса сразу же сталкивается с нормами частного права, а законы, которыми государство стремится упорядочить отношения землепользования, не всегда стыкуются с положениями гражданского права.

Основным земельным законом России является Земельный кодекс РФ, принятый в 2001 г. и многократно после этого дополненный и измененный. Основным гражданско-правовым документом, рассматривающим землю как частную собственность гражданина, а право владеть землей – как имущественное право гражданина, является Гражданский кодекс РФ.

Кроме того, ввиду необычайной широты и всеохватности земельных отношений их регулирует большое количество отдельных федеральных и региональных документов – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О плате за землю», ФЗ «О землеустройстве», а также отдельных Кодексов – градостроительное, лесное и водное законодательство, законодательство о недрах и т. п.

Как и любое законодательство, законодательство РФ по земельному вопросу строится по определенным правилам и обладает определенной структурой. Поскольку законов, прямо или косвенно связанных с имущественными правами на землю и элементами землепользования, очень много, важен принцип их приоритетности в правоприменительной практике.

Приоритетность определяется наибольшей весомостью и значимостью таковых законодательных актов. Земельный кодекс РФ указывает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Особо подчеркивается, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Кроме того, земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ и федеральным законам. В иерархической структуре ЗК РФ, ФЗ РФ, законы субъектов РФ и указы Президента РФ занимают главенствующее место.

Ступенью ниже следуют решения Правительства РФ: Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Далее по нисходящей следуют акты органов исполнительной власти субъектов РФ: на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Замыкают список акты органов местного самоуправления: на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Основные принципы земельного законодательства

Земельное законодательство РФ основывается на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Основные принципы землепользования

Учитывая, что земля является общим достоянием граждан РФ и должна охраняться как важнейший источник богатства страны, и опираясь на понимание того, что любые действия, производимые с землей, на земле и под землей не должны приводить к экологической катастрофе, а граждане, общественные и религиозные организации имеют полное право воздействовать на властные структуры при решении земельных вопросов, необходимо соблюдать:

1) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

2) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

3) платность использования земли;

4) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

5) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

6) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

7) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Отношения, регулируемые земельным законодательством

ЗК РФ дает следующую общую формулировку: «Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)». Поскольку любая территория – это прежде всего земля, то для обозначения регулируемых ЗК РФ отношений необходима дополнительная расшифровка. Требуется определить, нормы каких отраслей права охватывают в той или иной мере более узкие области землепользования.

ЗК РФ указывает, что к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

Однако к земельным отношениям нормы всех перечисленных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

ЗК РФ оговаривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Кроме отечественного законодательства возможно и применение положений международных договоров Российской Федерации, причем, если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК РФ, применяются правила международного договора.

Участники и объекты земельных отношений

Земельный кодекс РФ определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также в связи с включением России в международные отношения – иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица. Причем права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами, то есть в вопросах землепользования ориентация на внутреннее право РФ.

По характеру имущественных прав на землю участники земельных отношений разделяются на следующие категории:

– собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

– землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

– землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

– арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

– обладатели сервитута – лица, имеющие сервитут – право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Наибольшими имущественными правами на землю обладают соответственно собственники земельных участков, наименьшими – обладатели сервитута.

Объектом земельных правоотношений, которые регулирует земельное законодательство, является земля, которая может рассматриваться в трех позициях:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

В этом делении заложена иерархичность земельного права – от глобального к частностям, от более крупного к более мелкому, от общих случаев к частным. Но какое бы место в этой иерархии не занимал объект земельных правоотношений, правоприменение к нему возможно только исходя из российского законодательства.

Земельный кодекс гласит, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Именно земля является источников материальных благ, которое производит проживающее на ней население. Сельскохозяйственные земли нужны для производства многообразных сельскохозяйственных культур, которые используются на внутреннем рынке и экспортируются заграницу. Недра используются для добычи полезных ископаемых и производства из них необходимых человеку вещей и механизмов.

Водные ресурсы необходимы для снабжения людей чистой питьевой водой и водой для использования в промышленности, а также как транспортные артерии для перевозки грузов и людей. Леса имеют необычайное значение как «зеленые легкие» страны, а также дают необходимую древесину. Все богатство РФ связано с ее землей, щедрой и необъятной. Вот почему использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно ЗК РФ целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Достижение этих целей невозможно без рачительного и хозяйского отношения к земле как природной кладовой богатства страны. Этого невозможно достичь без борьбы с небрежным отношением людей к земле, на которой они живут, без заботы о качестве окружающей среды и без преследования согласно Уголовному кодексу РФ тех лиц, которые расхищают это богатство, приводят в негодность некогда обильные земли, уничтожают птиц и животных, населяющих леса, поля и реки этой земли, то есть с теми, кто неотвратимо приводит состояние земли к экологической угрозе. Земельное право в этой области тесно смыкается с природоохранными законами и экологическим правом.

В целях охраны земель ЗК РФ устанавливает ряд требований, которые собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать. Им вменяется проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Кроме этих мер существуют федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Законодательством установлены обязательные санитарно-гигиенические нормы и требования.

Для оценки состояния земель проводится специальная экологическая экспертиза. Проводить такую экспертизу имеют право только дипломированные специалисты как перед проведением работ, связанных с улучшением состояния почв, так и для контроля за использованием земель в сельскохозяйственных или промышленных целях. Особым образом проводится экспертиза в районах, отведенных под заказники и иные природные зоны, специально выделенные как охранные. В них экологический контроль должен проводиться на постоянной основе.

Особое внимание земельное законодательство уделяет вопросу использования и восстановления земель, которые попали под радиоактивное или химическое загрязнение. Этот вопрос стал актуальным после Чернобыльской катастрофы 1986 г., когда радиоактивное облако подвергло загрязнению целые районы, не находящиеся в зоне аварии: часть Белоруссии, Брянской, Орловской и т. п. областей, находящиеся от Припяти в значительном удалении.

Поскольку необходимо регулировать использование загрязненных территорий, ЗК РФ указывает, что земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Одновременно вводится персональная уголовная и административная ответственность за радиоактивное и химическое загрязнение земель. ЗК РФ гласит, что лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, повлекшее за собой невозможность использования по целевому назначению или ухудшение качества земель, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

  • Основы земельного права
  • Земли и земельные участки в Российской Федерации
  • Собственность на землю и пользование землей

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право (И. С. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 51440 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/archive/60/4369/ (дата обращения: 26.11.2018).

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

· административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

· гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление «власти и подчинения». Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой). Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений. При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

1. Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2. Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3. Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с.