Защита права дошкольника

Соблюдение и защита прав детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи

“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т.к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья — это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Особое внимание уделено проблеме соблюдения и защите прав и интересов детей в дошкольных образовательных учреждениях города Салавата.

Социальная картина по городу Салавату такова:

В г. Салавате 34 076 детского населения, из них 10717 детей дошкольного возраста. В 2003 году родилось 1578 детей, а в 2004 году на 64 ребенка меньше. Увеличивается число внебрачных детей в г. Салавате 327 многодетных семей, в них воспитывается 1269 детей, из них 607 детей дошкольного возраста. 193 неблагополучных семей, из них 63 семьи, дети которых посещают детский сад.

В городе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 6650 человек. 2740 детей от 1 до 7 лет не посещают дошкольное образовательное учреждение, что составляет 29 %.

Продолжает рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в городе выявляются более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в отделе опеки состоят 685 детей, из них 398 детей находятся под опекой и попечительством; 206 детей — на усыновлении; 27 детей — в детском доме “Росточек”, 54 человека – в сиротских группах при школе – интернат.

Специалистами проводится определенная работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав детей.

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

— защиту его от всех форм жестокого обращения,

— права на охрану здоровья,

— защиту его права на образование,

— права на сохранение своей индивидуальности.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада № 49 определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если еще пять лет назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишенных родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.

За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15 %. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 3,3 %. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Если проследить динамику случаев лишения родительских прав в нашем городе, то картина будет безрадостной.

2003 г. — 33 родителя было лишено родительских прав в отношении 47 детей;

2004 г — 49 родителей было лишено родительских прав в отношении 61 ребенка; из них 15 детей дошкольного возраста.

2005 г — 47 родителей было лишено родительских прав в отношении 65 детей.

2006 г — 48 родителей было лишено родительских прав в отношении 75 детей.

87 родителей были подвергнуты мерам административного воздействия за злостное неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. В 2004 году был один случай привлечения родителя к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Ежегодно в городе Салавате более 30 детей отбирается из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртным, через лишение родительских прав. А сколько их еще продолжает жить в таких условиях?

За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”.

В последние годы участились случаи, когда детей разных возрастов от новорожденного и до 5 летнего возраста оставляют в подъездах домов, на берегу реки Белой и у малознакомых людей и забывают о них.

Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Отказ матери от своего ребенка . несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна — бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость.

Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.

II. Практическая часть.

Родители по очереди зачитывают вопросы, отвечают. После ответа на вопрос педагог предлагает дополнить его ответ желающим.

Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?

Ответ. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенку определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия по соглашению отца и матери, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.

Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?

Ответ. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

Запись о матери ребенка, родившегося у родителей, не состоящих в браке между собой, при регистрации ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка, или по решению суда. При отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка — по ее указанию (статьи 17, 18 закона РФ “Об актах гражданского состояния”).

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.

Ответ.В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:

  1. Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.
  2. Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Свободу выражения своего мнения.
  4. Свободу мысли, совести и религии.
  5. Свободу ассоциаций и собраний.
  6. На защиту личной жизни.
  7. Информацию.
  8. Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ответ. Ограничения на эти права ребенка предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и защиты населения или защиты основных прав или свобод других лиц.

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ответ. Основные гражданские права человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?

Ответ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах “Об общественных объединениях”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах.

Решить эту сложную проблему мы сможем только благодаря совместной работе всех заинтересованных структур. Наша главная задача -создать систему по профилактике и предупреждению процессов разрушения семьи, работать не только с неблагополучными, но и со здоровыми семьями. Наша задача — воспитывать будущих матерей и отцов.

Защита прав ребенка в детском саду

Конвенция о правах ребёнка – это Международный правовой документ, в которым закреплены гарантии прав детей. Он объединяет в себе высокие социально-моральные и правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослых и детей.

Права ребёнка

Защита прав ребенка в детском саду в основном заключается в том, что на него не должно быть оказано физическое или эмоциональное давление. Такое влияние приводит к задержке развития личности, индивидуальности. Ребёнок не должен подвергаться постоянной критике, угрозам и замечаниям со стороны персонала детского учреждения, высказанных в такой форме, которая унижает чувство собственного достоинства и подавляет личность.

Ребёнок – существо очень ранимое. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет определённый след в его душе. Следует помнить о том, что дети – равноправные партнёры. Они доверяют взрослым, любят их, отличаются чистотой своей души и непосредственностью.

Дошкольное учреждение является защитником прав и интересов детей.

Дети должны ознакомиться со своими правами уже в детском саду, чтобы быть готовыми к взрослой самостоятельной жизни.

Каждый ребёнок имеет право на уважение, не должен быть обиженным и презренным.

Работа воспитателей и психологов детского сада направлена на создание комфортного пребывания дошкольников в детском учреждении, развитие их творческих способностей, охрану здоровья, полноценное питание и успешное физическое и эмоциональное развитие.

Маленьких граждан в детском саду учат понимать и уважать друг друга, свободно общаться между собой, используя своё право на свободное общение. Во время общения развиваются речевые и творческие навыки, личные качества, которые обуславливают моральное поведение, воспитываются чувства уважения и дружбы.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и имя. Привлечь внимание ребёнка к своей личности, развивать чувство индивидуальности, собственного значения в обществе – это одна из главных задач педагогов детского сада, где к каждому ребёнку относятся с уважением и считаются с его правами.

Наибольшее богатство наших детей – это их здоровье. Каждый маленький посетитель дошкольного учреждения имеет право на охрану здоровья и получение, в случае необходимости, медицинской помощи.

Ребёнок в детском саду имеет право на развитие физических и творческих способностей и защита этого права в руках воспитателей, которые изо дня в день терпеливо и настойчиво помогают детям овладевать навыками рисования, лепки, развивают танцевальные и вокальные способности.

Придерживаясь гуманного подхода в воспитании детей, роль педагогического коллектива детского сада имеет огромное значение в защите прав ребёнка.

Защита прав каждого ребёнка должна проявляться в следующих случаях:

  • не обеспечивается безопасность его здоровья и жизни
  • его потребностями игнорируют
  • по отношению к ребёнку есть случаи насилия или унижения
  • нарушение неприкосновенности ребёнка
  • ребёнка изолируют и запугивают
  • ребёнку не дают возможности выразить свои мысли и чувства
  • манипуляция ребёнком и его использование
  • личные вещи ребёнка являются неприкосновенными.

Эти перечисленные права ребёнка должны охраняться и не нарушаться в любом детском дошкольном учреждении, которое посещает маленький житель нашей страны.

Каждый ребёнок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми.

Для полноценного воспитания и развития ребёнка необходимо создать соответствующую атмосферу в детском саду.

Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Памятки, советы, рекомендации

«О защите прав ребенка и правовом воспитании детей дошкольного возраста»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности в современных условиях требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в воспитании, образовании детей трудно переоценить. Ведь семья как ячейка общества имеет огромное влияние на развитие личности ребёнка, на формирование у него нравственных начал, характера, умения жить в обществе. Роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка. Родители также являются непосредственными участниками воспитательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
В числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К. Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. К. Н. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, и в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и другие. Провозглашенные им идеи, нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.
Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный.
Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.
В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав ребенка относятся: «Декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
«Конвенция о правах ребенка» – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Этот документ утверждает необходимость особого внимания государства и общества к таким группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
o воспитание
o развитие
o защиту
o активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают, право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).
Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).
Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:
o развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
o воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
o воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
o подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
o воспитание уважения к окружающей природе.
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.
Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:
— на охрану здоровья;
— на образование;
— ребенка участвовать в играх;
— сохранение своей индивидуальности;
— на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Этапы правового воспитания детей:

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания
следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

Презентация по теме:
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ДОШКОЛЬНИКА. Консультация для педагогов

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для педагогов

Детству следует оказывать величайшее уважение.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства.

И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества.

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет это самое будущее, зависит от многих причин. Несомненно одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, мы, педагоги, стоим перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Следовательно, мы должны воспитать активного, юридически грамотного гражданина, у которого сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, умение отстаивать свои права. А это возможно только в том случае, когда каждому ребёнку обеспечены оптимальные условия развития индивидуальных способностей и возможности самореализации – вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий – на любом этапе его развития.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Жизнь и здоровье детей, их полноценное развитие во многом определяется эффективностью деятельности по защите их прав. У ребёнка, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия каждого педагога. От его личной позиции, культуры, понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Очень важно правильно организовать эту работу в дошкольном учреждении. Главное при этом не эпизодичность, а система и последовательность.

Вопрос защиты прав и достоинства маленького ребёнка столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Детству следует оказывать величайшее уважение . Ювенал Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся , зависит завтрашний день всего общества. Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребёнка. Ф.М . Достоевский

Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА ОХРАНЫ ДЕТСТВА Забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей. В 10 принципах провозглашаются права детей на имя , гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Декларация прав ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

Конвенция о правах ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Содержит 54 статьи , детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основополагающие принципы: Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениям и взглядам . Конвенция признаёт за каждым ребёнком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право на развитие , на воспитание , на защиту , на активное участие в жизни общества . Согласно Конвенции, все государственные структуры, и в первую очередь учебно-воспитательные , обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42 ).

В качестве руководства к деятельности воспитателей ДОУ можно определить ряд положений Конвенции, условно объединённых в несколько блоков: право на охрану и укрепление здоровья ( ст. 3,6,24 ); право на образование ( ст. 17,28,29,32 ); право на участие в играх, развлечениях ( ст. 31 ); сохранение своей индивидуальности ( ст. 2, 5-7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37, 38 ).

Преимущественное отношение к работе ДОУ имеют следующие статьи документа . Ст . 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защищать ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления и злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации». Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут … унижающим его достоинство видам обращения или наказания ».

Требования к образовательным процессам, выдвигаемые Конвенцией. В ст . 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на : развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе ООН; воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г . в Нью-Йорке «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» Основные положения: Создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей. Сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п. Обеспечение качественного базового образования для всех детей. Предоставление всем детям возможностей для деятельного участия в жизни их общин: возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества.

План действий по осуществлению Всемирной декларации включает в себя практические мероприятия, направленные на : улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путём расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей ; сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний ; создание более широких возможностей для получения образования ; решение продовольственной проблемы ; защиту детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций .

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими документами:

Конституция РФ устанавливает и подразумевает исполнение для ребёнка : защиты материнства, детства и семьи государством ( ст. 38 ); права на жизнь (Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.) ( ст. 20 , ч. 1 ); права на имя, отчество и фамилию ( ст. 58 ); права на свободу и личную неприкосновенность ( ст. 22 ); охрану достоинства личности ( ст. 21 ); п рава на образование ( ст. 43 ).

В Семейном Кодексе РФ законодательно закреплены принципы и нормы международного права ребёнка « на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение ». ( Раздел IV — Глава 11. «Права несовершеннолетних детей», Глава 12. « Права и обязанности родителей» ). Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства ( ст. 54 ); право ребёнка на защиту и обязанности органов опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка ( ст. 56 ). При этом предусмотрены : лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье ( ст. 69 ); немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ( ст. 77 ).

У головный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность: за совершение физического и сексуального наси­лия в отношении несовершеннолетних ( ст. 106 — 123 , 131-135 ); за неоказание помощи и оставление в опасности ( ст . 124 , 125 ); за преступления против свободы, чести и достоинства личности ребёнка ( ст. 126-128 ); за преступления против семьи и несовершеннолет­них ( ст. 150-157 ).

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства: дети-инвалиды ; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи.

ФЗ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» ( ст. 5 ) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» ( ст. 56 ). Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

ЗАЩИТА И ОХРАНА ДЕТСТВА В ДОУ Реализация прав ребёнка включает : гарантию права на охрану жизни и здоровья; защиту от всех форм жестокого обращения; обеспечение права на образование; предоставление права на игру; соблюдение права на сохранение своей индивидуальности . Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей и детей, выявлять семьи из группы риска, где возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

Предупреждение нарушений прав ребёнка в семье. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов, создавать необходимые условия для становления личности, физического и психического благополучия ребёнка. В Конвенции о правах ребёнка отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение — в пределах своих способностей и финансовых возможностей — условий жизни, необходимых для развития ребёнка ( ст. 27 , п. 2 ).

В п. 1 ст. 18 закона «Об образовании в РФ» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями и другими членами семьи, опекунами, попечителями, воспитателями и т. д. — побои , унижение , издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться и в том, что ребёнка не обеспечивают необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны взрослых уважения, внимания, ласки, тепла по отношению к ребёнку.

Основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений . Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым . Психическое (эмоциональное) насилие – открытое неприятие; систематическая и необоснованная критика; угрозы; замечания в оскорбительной форме, унижение достоинства ребёнка; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка ; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; преднамеренная изоляция; грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму . Отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию; непредоставление адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода, должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия , оскорбления или злоупотребления. Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их неприкосновенность является (согласно ст. 69 СК РФ ) основанием для лишения родителей родительских прав. Согласно ст. 156 УК РФ , запирание ребёнка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, наряду с жестоким обращением.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в том числе сотрудниками образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до 2 -х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 -х лет или без такового.

В случае выявления жестокого обращения с ребёнком организуется следующая работа по оказанию помощи детям: Посещение ребёнка на дому, установление контакта с семьёй, обследование условий проживания . Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально — бытовым содержанием ребёнка . Обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья ребёнка . Создание банка семей воспитанников, социального паспорта, социологических анкет . Проведение работы по формированию правового сознания у родителей, которая начинается с заключения с родителями воспитанников (по мере поступления детей) договоров, где отражена информация о правах ребёнка.

Правовое просвещение родителей включает в себя следующие мероприятия: Анкетирование родителей по вопросам защиты и охраны детства . Оформление наглядно — информационного стенда «Ребёнок и его права »; периодическое обновление и пополнение его . Психологическое просвещение: разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения, т.е. психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения . Ознакомление родителей с документами по правам ребёнка и с психолого-педагогической литературой. Родительские собрания, посвященные повышению правовой культуры родителей, пониманию прав ребёнка в современном обществе, позволяющие выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом. Составление памяток для родителей: «Защита прав детей в семье», «Жестокое обращение с детьми – что это такое?», «Заповеди мудрого родителя» и т.п . Проведение бесед, консультаций, диспутов, занятий, досугов на тему защиты и охраны прав детей .

Воспитание правового самосознания детей Применительно к детям дошкольного возраста, мы говорим не о чисто правовом, а о нравственно — правовом воспитании , так как его базой являются усвоенные и принятые детьми нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Для формирования у дошкольников представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям необходимо создать условия для их практического применения. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Главная задача взрослых – научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Поэтому педагоги ДОУ должны строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения ребёнка с другими людьми, регулятором его жизнедеятельности.

Функции педагога в правовом воспитании дошкольников : демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры ; реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья ; построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией ; организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребёнка ; содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности ; подготовка детей к жизни в обществе ; привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций ; формирование высоких морально – нравственных качеств у детей ; ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.

Выполнению этих задач служат : игры — дидактические , сюжетно-ролевые, театрализованные — так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение ; разрешение ситуаций через беседы, и в процессе чтения художественной литературы ; дидактические материалы, позволяющие в доступной форме познакомить детей с их правами и обязанностями ; информационные материалы для ознакомления с основными документами, защищающими права детей ; продукты детской деятельности по данной теме: коллажи «Моя семья», «Мои интересы», книга для родителей «Дети о правах» и др . выпуски стенгазет, рукописного журнала ; выставки совместных творческих работ родителей и детей «Наши права».

Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно — правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного учреждения: детей, педагогов , родителей.

Таким образом, через планомерную работу по охране и защите прав ребёнка мы: достигнем необходимого уровня уважения личностных прав ребенка; выработаем навыки контроля над собственными эмоциями; сформируем умение опираться на знания и опыт ДОУ, других семей; привыкнем разъяснять детям их права; научимся строить общение с детьми и коллегами на взаимном уважении, доверии, партнёрских отношениях.

«Права ребёнка – это неотъемлемые права любого человека, а ребёнок — поперёд всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос …» А . Лиханов

ИСТОЧНИКИ I Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей . [ Электронный ресурс ]// http :// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml Декларация прав ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml II Права ребёнка: международное и внутригосударственное нормативное регулирование: Сборник документов./Сост. Нигматуллин Р.В., Каримов Р.Р., Романов А.А. – Уфа. – 2014. Нечаев A.M. Защита прав ребёнка: законодательство и правоприменительная политика. [Электронный ресурс] // sprinter.ru/ books II I Будякова Т. О праве ребёнка на честь и достоин­ство// Дошкольное воспитание.–2004.–№3.– С.19-24. Доронова Т.Н. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье// Дошкольное воспитание. –2001. –№ 8, 12. Куликова А. А. Защита прав ребёнка. – М.: Эксмо , 2005. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка. СПб.: Детство-Пресс.–2010. – С. 10-11с. Права ребёнка в семье. Проект для воспитателей и родителей. [Электронный ресурс ]// http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/proekt-dlya-vospitatelej-i-roditelej-prava-rebenka-v-seme.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь — визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь — визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника». К консультации прилагается презентация из опыта работы.