Защита прав собственности на природные объекты и ресурсы

Экологическое право

Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре;

• компенсации морального вреда;

• прекращения или изменения правоотношения;

• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

• иными способами, предусмотренными законом.

Защита прав собственности регулируется также в специальной – гл. 20 ГК РФ. Здесь устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).

Так, собственник природных ресурсов вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество (природные ресурсы) возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому оно было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

При истребовании имущества (природных ресурсов) из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества. Владелец – как добросовестный, так и недобросовестный – в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Гражданское законодательство регулирует процедуры защиты гражданских прав.

Требования защиты прав собственности на природные ресурсы установлены также в некоторых актах природоресурсного законодательства. Согласно ст. 54 Земельного кодекса РСФСР, вмешательство в деятельность собственников земельных участков, связанную с использованием земли, со стороны государственных и иных органов запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.

Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, определяемом ст. 115–123 ЗК РСФСР. Убытки, причиненные нарушением прав собственников, а равным образом землепользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

Экологическое право

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе советского периода в основном рассматривались вопросы охраны права собственности на природные объекты. В условиях исключительной государственной собственности на природные ресурсы это было оправданным, т.к. защита правомочий государства-собственника вполне обеспечивались средствами и способами охраны права собственности. В современных условиях расширения круга субъектов права собственности на природные объекты и постепенного возвращения последних в имущественный гражданско-правовой оборот, в действующем законодательстве и литературных источниках часто указывается на осуществление защиты права собственности на природные ресурсы.

Различия между охраной и защитой права собственности на природные объекты заключаются во временных пределах их наступления, способах осуществления, средствах реализации, органах, их осуществляющих, и т.д. Так, охрана права собственности возникает с момента принятия правовых норм, ограждающих отношения собственности, и прекращается вместе с отменой охранительных норм права. Защита же права собственности наступает с момента нарушения права и действует в пределах сроков, установленных для его защиты. Таким образом, охрана права собственности, в т.ч. на природные ресурсы, свойственна праву собственности в объективном смысле. Защита же права собственности на природные объекты присуща праву собственности в субъективном смысле.

Охрана права собственности на природные ресурсы обеспечивается деятельностью органов государственной исполнительной власти, а защита осуществляется судебными органами. Поэтому охрана права собственности осуществляется в административном порядке и административно-правовыми средствами, защита же нарушенного субъективного права собственности на природные объекты обеспечивается в судебном порядке и гражданско-правовыми средствами.

Защита права собственности осуществляется судом или третейским судом. В случае принятия законодательного акта, который прекращает право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки. Эти убытки возмещаются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью объекта на момент прекращения права собственности, включая и не полученные доходы.

Вмешательство в деятельность собственников земельных участков и землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками земли и землепользователями земельного законодательства.

Государственные органы несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный их неправомерным вмешательством в осуществление собственником и указанными лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в объеме, предусмотренному п. 4 ст. 48 Закона «О собственности». Убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях.

Вместе с тем права собственников земельных участков и землепользователей в случаях, предусмотренных земельным законодательством, могут быть ограничены. Например, обращение взыскания на земельный участок по претензиям кредиторов может быть осуществлено по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Обращение взыскания по претензиям кредиторов на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве частной собственности, не допускается кроме случаев, когда земельный участок является объектом залога.

Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется в пределах сроков, установленных законодательством. Закон «О собственности» в ст. 50 предусматривает, что собственник вправе истребовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения. На требования о возврате имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехлетняя исковая давность.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы, а также условия и порядок их осуществления Гражданским и Гражданско-процессуальным законодательством.

Собственники земельных участков вправе требовать их возврата после истечения сроков договора аренды земли. При истребовании земельного участка из незаконного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь за все время владения, а от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал, или должен был узнать о неправомерности владения и пользования земельным участком. В свою очередь, добросовестный или недобросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных им затрат на улучшение земельного участка с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от его использования.

Действующее законодательство предусматривает определение гарантии прав земельных собственников. Согласно ст. 51 Закона «О собственности» гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли иначе, как на основании решения суда и в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения государственных и общественных потребностей прежнему владельцу передается взамен другой равноценный по качеству земельный участок.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земельных участков у граждан, согласно ст. 46 Земельного кодекса, может производиться после выделения им по желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме иных убытков.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель коллективных сельскохозяйственный предприятий, сельскохозяйственный научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и жилых строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков согласно требований раздела четвертого Земельного кодекса.

Прекращение права собственности на землю или права пользования земельным участком в случае добровольного отказа собственника земли или землепользователя производится по его заявлению на основании решения соответствующиего Совета народных депутатов.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Какие формы собственности на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собст­венности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она — и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собст­венности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаме­нитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции Рос­сии», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъ­емлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отме­нялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования от­ношений собственности начались и преобразования в современной России. За­коном РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия госу­дарства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения дан­ного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ре­сурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступа­ет в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственно­стью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной об­ласти, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществ­ляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государ­ственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распо­ряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Рос­сийской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ре­сурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и расти­тельного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных ор­ганов государственной власти;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеоро­логической службы, историке-культурного и природного наследия, а также дру­гими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государ­ственных природных заповедников, национальных природных парков, государст­венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, дру­гих особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Феде­рации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и бо­лее субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное зна­чение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Рос­сийской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной влас­ти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имуще­ство, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального обра­зования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закреп­ляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, поль­зование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности за­креплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда до­статочно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственнос­ти на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О не­драх» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископае­мые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицен­зии могут находиться в федеральной государственной собственности, собствен­ности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных фор­мах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данно­го природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащи­еся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Фе­дерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные вод­ные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установ­лено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собствен­ником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодатель­ства Российской Федерации о растительном мире.

Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущест­во, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей — совместной собственностью.

Каковы гарантии и защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Консти­туции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресур­сы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и де­ятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресур­сы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муни­ципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользовате­лей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополизма государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интере­сов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресур­сов является наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно зе­мельному законодательству к таковым относятся:

добровольный отказ, от земельного участка или части его;

прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, кресть­янского (фермерского) хозяйства;

использование земли не по целевому назначению;

систематическая неуплата земельного налога в течение установленного зако­ном срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйст­венного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строи­тельства;

изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйст­венного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пя­ти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;

изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более цен­ных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона про­дуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследователь­ских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фон­да, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами Российской Фе­дерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов сельско­хозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышлен­ных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по со­гласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земель­ные участки несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исклю­чительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной админи­страцией равноценного земельного участка, строительства на новом месте пред­приятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возме­щения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъ­ятие для государственных и общественных нужд земельных участков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных по­строек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Феде­рации предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Защита прав собственности на природные объекты и ресурсы

Название: Экологическое право

Рейтинг:

9. защита права собственности на природные ресурсы

Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре;

• компенсации морального вреда;

• прекращения или изменения правоотношения;

• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

• иными способами, предусмотренными законом.

Защита прав собственности регулируется также в специальной – гл. 20 ГК РФ. Здесь устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).

Так, собственник природных ресурсов вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество (природные ресурсы) возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому оно было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

При истребовании имущества (природных ресурсов) из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества. Владелец – как добросовестный, так и недобросовестный – в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Гражданское законодательство регулирует процедуры защиты гражданских прав.

Требования защиты прав собственности на природные ресурсы установлены также в некоторых актах природоресурсного законодательства. Согласно ст. 54 Земельного кодекса РСФСР, вмешательство в деятельность собственников земельных участков, связанную с использованием земли, со стороны государственных и иных органов запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.

Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, определяемом ст. 115–123 ЗК РСФСР. Убытки, причиненные нарушением прав собственников, а равным образом землепользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Общая часть
Читать: I. проблемы взаимодействия природы и общества
Читать: 1. природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
Читать: 2. общая характеристика экологических проблем в мире и в россии
Читать: 3. концепции отношения общества к природе
Читать: 4. причины кризисного состояния окружающей среды
Читать: 5. пути решения экологических проблем
Читать: 6. законы развития природы
Читать: 7. декларация рио по окружающей среде и развитию
Читать: 8. понятийный аппарат права окружающей среды
Читать: Ii. право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
Читать: 1. экологическая функция российского государства
Читать: 2. предмет права окружающей среды
Читать: 3. методы правового регулирования в праве окружающей среды
Читать: 4. понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
Читать: 5. история развития российского права окружающей среды
Читать: 6. проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
Читать: 7. система права окружающей среды
Читать: 8. принципы права окружающей среды
Читать: 9. проблемы названия отрасли права
Читать: 10. право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
Читать: 11. проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
Читать: Iii. источники права окружающей среды
Читать: 1. понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
Читать: 2. конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. федератив3. международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. закон как источник права окружающей среды
Читать: 5. закон рсфср «об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе и6. законодательство об окружающей среде
Читать: 8. нормативные правовые акты президента рф, правительства рф, министерств и ведомств в системе 9. нормативные правовые акты субъектов российской федерации
Читать: 10. акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны11. роль судебной практики в регулировании экологических отношений
Читать: Iv. эколого-правовой статус человека
Читать: 1. понятие и виды экологических прав человека
Читать: 2. состояние правового регулирования экологических прав человека
Читать: 3. политическое и юридическое значение признания экологических прав
Читать: 4. право на благоприятную окружающую среду
Читать: 5. права общественных экологических формирований
Читать: 6. гарантии и защита экологических прав граждан
Читать: 7. обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Читать: V. право собственности на природные ресурсы
Читать: 1. природные ресурсы – общественное достояние
Читать: 2. понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Читать: 3. объекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 4. субъекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 5. право частной собственности на природные ресурсы
Читать: 6. право государственной собственности на природные ресурсы
Читать: 7. право муниципальной собственности на природные ресурсы
Читать: 8. основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Читать: 9. защита права собственности на природные ресурсы
Читать: Vi. право природопользования
Читать: 1. понятие права природопользования, его виды
Читать: 2. право общего природопользования
Читать: 3. право специального природопользования
Читать: 4. принципы права природопользования
Читать: 5. субъекты права природопользования, их правовой статус
Читать: 6. объекты права природопользования
Читать: 7. содержание права природопользования
Читать: Vii. правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 1. понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 2. принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 5. государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и Viii. правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экологически значимой информации
Читать: 2. право граждан на экологически значимую информацию
Читать: 3. правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой 4. правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
Читать: 5. источники экологически значимой информации
Читать: Ix. правовые основы экологического нормирования и стандартизации
Читать: 1. нормирование и стандартизация – основная правовая мера рационального природопользования и ох2. система экологических нормативов и стандартов
Читать: 3. нормативы качества окружающей среды
Читать: 4. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
Читать: 5. нормативы использования природных ресурсов
Читать: 6. экологические стандарты
Читать: 7. нормирование санитарных и защитных зон
Читать: X. правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
Читать: 1. понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружа2. цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 3. содержание оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 4. декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
Читать: 5. участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
Читать: 6. понятие экологической экспертизы. ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.
Читать: 7. виды и принципы экологической экспертизы
Читать: 8. развитие законодательства в области экологической экспертизы
Читать: 9. объекты государственной экологической экспертизы
Читать: 10. порядок проведения государственной экологической экспертизы
Читать: 11. заключение государственной экологической экспертизы
Читать: 12. общественная экологическая экспертиза
Читать: Xi. лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружа2. нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
Читать: 3. лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Читать: 4. процесс экологического лицензирования
Читать: 5. особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсамXii. правовые основы экологической сертификации
Читать: 1. понятие и функции экологической сертификации
Читать: 2. нормативные акты в области экологической сертификации
Читать: 3. направления и объекты экологической сертификации
Читать: 4. органы экологической сертификации
Читать: 5. порядок проведения экологической сертификации
Читать: Xiii. правовые основы экологического аудита
Читать: 1. понятие и цели экологического аудита
Читать: 2. виды экологического аудита и порядок его проведения
Читать: Xiv. экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей с2. нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
Читать: 3. планирование природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. финансирование охраны окружающей среды
Читать: 5. плата за природопользование
Читать: 6. экологическое страхование
Читать: 7. меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей средXv. правовые основы экологического контроля
Читать: 1. понятие, виды и задачи экологического контроля
Читать: 2. государственный экологический контроль
Читать: 3. ведомственный и производственный экологический контроль
Читать: 4. общественный экологический контроль
Читать: Xvi. юридическая ответственность за экологические правонарушения
Читать: 1. понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
Читать: 2. понятие, виды и структура экологических правонарушений
Читать: 3. дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 4. материальная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 5. административная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 6. уголовная ответственность за экологические преступления
Читать: 7. гражданско-правовая ответственность за экологический вред
Читать: Особенная часть
Читать: Xvii. особенности правового режима природных ресурсов
Читать: 1. общие черты правового режима природных ресурсов
Читать: 2. особенности правового режима земель
Читать: 3. особенности правового режима недр
Читать: 4. особенности правового режима вод
Читать: 5. особенности правового режима атмосферного воздуха
Читать: 6. особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
Читать: 7. особенности правового режима животного мира
Читать: Xviii. правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Читать: 1. особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
Читать: 2. законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
Читать: 3. правовой режим государственных природных заповедников
Читать: 4. правовой режим национальных и природных парков
Читать: 5. правовой режим государственных природных заказников
Читать: 6. правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
Читать: 7. правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
Читать: 8. правовой режим особо охраняемых природных объектов
Читать: Xix. правовой режим экологически неблагополучных территорий
Читать: 1. понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
Читать: 2. состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
Читать: 3. правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
Читать: 4. понятие и виды экологически неблагополучных территорий
Читать: 5. правовой режим экологически неблагополучной территории
Читать: Xx. право окружающей среды в зарубежных государствах
Читать: 1. право окружающей среды стран – членов снг и других государств центральной и восточной европы
Читать: 2. право окружающей среды в экономически развитых государствах*
Читать: Xxi. международное право окружающей среды
Читать: 1. факторы развития международного права окружающей среды
Читать: 2. понятие и источники международного права окружающей среды
Читать: 3. принципы международного права окружающей среды
Читать: 4. международные экологические организации
Читать: 5. международные конференции по окружающей среде
Читать: 6. природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
Читать: 7. международная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 8. международный экологический суд
Читать: Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопольПриложение 2 рекомендуемая литература
Читать: Приложение 3 программа курса «экологическое право»