Защита прав ребенка в воронеже

Защита прав детей

Семейный кодекс Российской Федерации содержит конкретные способы защиты нарушенных семейных прав.

Способы защиты семейных прав определяются спецификой защищаемого права и характером нарушения. Наиболее свойственным способом защиты личных неимущественных прав субъектов семейных правоотношений является прекращение или изменение правоотношения (ограничение родительских прав; отмена усыновления; досрочное прекращение договора о приемной семье и другие).

В процессе осуществления защиты семейных прав применяются такие способы защиты, как признание права или установление юридического факта, прекращение или изменение правоотношения, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, принудительное исполнение обязанности. Реже применяется компенсация морального вреда, и в единичных случаях — взыскание неустойки. Для защиты семейных прав довольно редко применяется и восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Это объясняется тем, что, как правило, восстановление прав происходит в результате применения иного способа защиты и является его результатом, следствием. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, самостоятельно применяется при восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, а также имеет место при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью.

Лишение родителей прав в отношении детей приводит к тому, что дети лишаются своих биологических семей. И, несмотря на то, что делается это исключительно в интересах ребенка, он не может реализовать свое право на семейное воспитание. В том числе и по этой причине лишение родительских прав следует рассматривать как крайнюю меру, поэтому на законодательном уровне необходимо выработать механизм, позволяющий без обращения к такой мере обеспечить нормальное существование семейной группы.

В отношении несовершеннолетних применяется такой способ защиты, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (гарантом осуществления и защиты их прав выступают органы опеки и попечительства). Данный способ не предусмотрен нормами СК РФ и используется при защите не столько семейных, сколько гражданских и жилищных прав участников семейных правоотношений, в частности детей.

В семейном праве принуждение к исполнению обязанности, не исполненной добровольно, по сути, сводится к исполнению обязанности по содержанию, т.е. принуждению к уплате алиментов. Такая узкая сфера применения этого способа защиты объясняется тем, что достаточно эффективно можно принуждать к исполнению только имущественных обязанностей. Принуждение к исполнению неимущественных обязанностей, например обязанности воспитывать детей или строить семейные отношения на чувствах взаимной любви и уважения, бессмысленно. Если мать не желает видеться с ребенком, ведет асоциальный образ жизни, то вряд ли суд сможет заставить ее общаться со своими детьми в целях обеспечения права ребенка на общение с родителями. Наоборот, закон лишает ее такого права в интересах ребенка. Таким образом, в случае неисполнения неимущественных обязанностей в сфере семейных правоотношений необходимо прибегать к другим способам защиты.

Пожалуй, одним из самых распространенных способов защиты в семейном праве является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения. Пресечение таких действий может применяться в совокупности с другими способами защиты семейных прав и выступать в качестве самостоятельного способа их защиты. Для лишения родительских прав достаточно лишь одного из оснований, указанных в статье 69 СК РФ. Если лишение родительских прав происходит по причине жестокого обращения с ребенком, то в этом случае в качестве основного способа защиты применяется прекращение правоотношения, а пресечение жесткого обращения с ребенком используется в качестве сопутствующего.

Пресечение действий в качестве самостоятельного способа используется в случае применения статьи 77 СК РФ. Отобрание ребенка производится при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, является оперативной мерой и направлено на пресечение действий, нарушающих права несовершеннолетнего лица.

Органы опеки и попечительства редко прибегают к отобранию ребенка в административном порядке.

На первый взгляд, положения статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации противоречат положениям пункта 1 статьи 9 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Тем не менее, введение административного порядка процедуры отобрания ребенка направлено на защиту прав и интересов детей. К данной мере обращаются в случае, когда требуется оперативное вмешательство, в связи с чем, административные органы и наделяются такими широкими полномочиями. Очевидно, что данная мера применяется в исключительных случаях, когда ждать решения суда об изъятии ребенка нет времени.

Помимо этого, статья 77 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства применять указанную меру, а лишь наделяет их таким правом. По нашему мнению, органы опеки и попечительства обязаны изъять ребенка из опасной среды, но только в случае убежденности, что она действительно опасна и, следовательно, произвести отобрание необходимо.

Следующий способ защиты семейных прав — прекращение, изменение и аннулирование правоотношения. Данный способ предусмотрен нормами, регулирующими отношения по поводу соглашения об уплате алиментов, договора о приемной семье, при прекращении алиментных обязательств, отмене усыновления.

Необходимо отметить, что отмена усыновления может быть произведена как в связи с виновным, так и невиновным поведением усыновителей. Наличие или отсутствие вины никак не влияет на меру воздействия и правовой результат в случае ее применения. Эта мера применяется всегда, когда усыновление перестает отвечать интересам ребенка, независимо от того, виновны в этом усыновители или нет.

Аналогичным образом построена норма статья 73 СК РФ, которая предусматривает ограничение родительских прав, как при виновном, так и невиновном поведении родителей. В данном случае происходит смешение лишения и ограничения прав, как мер семейно-правовой ответственности, между ними не проводится четкой грани. Однако, как нам представляется, в данном случае смешение этих двух норм не происходит, поскольку для применения указанных мер предусмотрены разные основания.

Такая мера, как принуждение родителей к исполнению своих обязанностей, не является адекватной задачам семейно-правового регулирования. Необходимо ввести дополнительные обеспечительные меры, например, обязательное прохождение родителями обучающего курса по воспитанию детей, чтобы воспитать в них чувство долга перед семьей, научить их правильным методам воспитания. Это даст возможность родителям самостоятельно и добровольно исполнять свои обязанности, позволит привести детско-родительские отношения в должный вид, восстановить и обеспечить право ребенка на семейное воспитание. Для обеспечения данной меры необходимо законодательное регулирование вопроса о прохождении родителями обучающих курсов, причем нормами, не только семейного, но и административного права. Тогда лишение родительских прав станет действительно мерой ответственности — крайней мерой государственного воздействия.

Защита прав ребенка в воронеже

Право на обучение является конституционным правом человека и гражданина РФ. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В РФ право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании».

Приём детей в школу осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196, и уставом общеобразовательного учреждения.

Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении ( п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Предельное количество учащихся, которые могут обучаться в данной школе, указывается в лицензии каждого образовательного учреждения. В случае отсутствия свободный мест в выбранной школе муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

На основании Закона РФ «Об образовании» и п. 59 Типового положения об общеобразовательном учреждении родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких-либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в устав данного учреждения.

Согласно ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании» для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно п.1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.03.1997 г. № 288, специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лишение родительских прав является крайней мерой. Основания, по которым родитель может быть лишен родительских прав, указаны в ст. 69 Семейного кодекса РФ:

уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребление своими родительскими правами;

жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;

хронический алкоголизм или наркомания;

совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в только судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

Гражданин, имеющий право на получение необходимых лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе ребенок-инвалид, при обращении в медицинское учреждение за получением рецепта предъявляет:

— документ, удостоверяющий личность;

— документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справку медико-социальной экспертизы для инвалидов);

— страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования (при наличии данного документа у гражданина).

Медицинское учреждение производит выписку рецептов лекарственных средств на рецептурных бланках установленного образца в рамках Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.11.2011 г. № 1340н (далее – Перечень).

За получением по рецепту врача (фельдшера) лекарственных средств, предусмотренных Перечнем, необходимо обратиться в аптечное учреждение.

Гражданин, в том числе и ребенок-инвалид, не имеет права по данному рецепту получить лекарственные средства, не предусмотренные Перечнем.

При необоснованном отказе в выписке рецепта, отказе в выдаче аптечным учреждением лекарственного средства гражданину, имеющему право в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» на получение необходимых лекарственных средств бесплатно, он вправе обратиться с жалобой на действия, нарушающие его права, в страховую медицинскую организацию либо непосредственно в суд.

Основания, по которым родитель может быть лишен родительских прав, указаны в ст. 69 Семейного кодекса РФ:

уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребление своими родительскими правами;

жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;

хронический алкоголизм или наркомания;

совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в только судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

Рассмотрение обстоятельств каждого конкретного выезда несовершеннолетнего лица за пределы РФ в целях определения полезности такого выезда для отдыха, здоровья или образования ребенка осуществляется законными представителями во исполнение возложенных на них законом обязанностей. Согласно п.1 статьи 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114 – ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке.

Правила подачи заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ утверждены Постановлением правительства от 12.05.2003 г. № 273. Согласно п. 2 Правил заявление подается в территориальный орган ФМС по месту жительства, либо в орган пограничного контроля с одновременным предоставлением нотариально заверенных копий документов, подтверждающих родительские права в отношении несовершеннолетнего. Такое заявление не рассматривается, если имеется вступившее в законную силу решение суда о возможности выезда из РФ несовершеннолетнего.

Таким образом, рекомендуем Вам обратиться в суд для решения вопроса о возможности выезда из РФ Вашего несовершеннолетнего ребенка одновременно с определением порядка общения с ребенком.

Рассмотрение обстоятельств каждого конкретного выезда несовершеннолетнего лица за пределы РФ в целях определения полезности такого выезда для отдыха, здоровья или образования ребенка осуществляется законными представителями во исполнение возложенных на них законом обязанностей. В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Реализация родительских прав, связанных с воспитанием и развитием детей, предполагает решение родителями вопросов, в том числе и по обеспечению отдыха детей, и по принятию решения о выезде ребенка за границу. Кроме того, подчеркиваю, родители имеют равные права в воспитании детей.

По смыслу ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114 – ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» нотариально заверенное согласие на выезд с территории РФ несовершеннолетнего требуется лишь в случаях, когда несовершеннолетний выезжает с территории РФ без сопровождения обоих родителей. Например, в составе школьной туристической группы в сопровождении преподавателей. Однако практика сложилась таким образом, что нотариальное согласие на вывоз несовершеннолетнего требуется для ввоза ребенка в принимающее государство и/или для получения визы иностранного государства. В согласии указывается срок выезда и государство (государства), которое (которые) намерен посетить несовершеннолетний.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114 – ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке.

Правила подачи заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ утверждены Постановлением правительства от 12.05.2003 г. № 273. Согласно п. 2 Правил заявление подается в территориальный орган ФМС по месту жительства, либо в орган пограничного контроля с одновременным предоставлением нотариально заверенных копий документов, подтверждающих родительские права в отношении несовершеннолетнего. Однако, такое заявление не рассматривается, если имеется вступившее в законную силу решение суда о возможности выезда из РФ несовершеннолетнего.

Таким образом, рекомендуем Вам обратиться в суд для решения вопроса о возможности выезда из РФ Вашей несовершеннолетней дочери.

Статьей 10 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» закреплена возможность получения образования в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии со ст.52 того же Закона родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.

Право на обучение является конституционным правом человека и гражданина РФ. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В РФ право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании».

Приём детей в школу осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196, и уставом общеобразовательного учреждения.

Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Предельное количество учащихся, которые могут обучаться в данной школе, указывается в лицензии каждого образовательного учреждения. В случае отсутствия свободный мест в выбранной школе муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры осуществляется администрацией городского округа г. Воронеж в соответствии с программно-целевым методом планирования. Бюджетные ассигнования, направляются на проектирование и строительство образовательных учреждения из городского бюджета исключительно на основании утвержденных долгосрочных целевых программ, разработанных отраслевыми подразделениями — в данном случае департаментом образования администрации городского округа г. Воронеж.

В настоящее время в рамках долгосрочной муниципальной программой развития дошкольного и школьного образования городского округа г. Воронеж на 2010-2014 гг. завершается строительство четырех школ: по ул. 60 лет ВЛКСМ, по ул. 9 Января, по Московскому проспекту и п. Репное, а так же детских садов по пер. Павловский и ул.Ростовская.

Застройка в границах городского округа г. Воронеж осуществляется в соответствии с Генеральным планом г. Воронеж.

Из содержания вопроса, к сожалению, невозможно понять к какой категории относится гражданин. Рекомендую ознакомиться с положениями Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и обратиться за консультацией в филиал КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по месту жительства.

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

394018, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1
(473) 222-69-63
ipopova@govvrn.ru

Попова Ирина Николаевна

Прием граждан:
Вторник с 10:00 до 13:00 (г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12)

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области вправе:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

— по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, организации;

— направлять в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления и должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействи) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и интересов;

— привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.

Во исполнение приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23.07.2012 № 42 «Об организации работы телефонной линии «Ребенок в опасности» в Следственном комитете Российской Федерации» в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области организована работа телефонной линии по номеру 8(473) 222-60-02.

Работа телефонной линии организована в целях немедленного реагирования на обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

Прием сообщений в рабочее время с 9.00 до 18.00 осуществляет инспектор отдела по приёму граждан и документационному обеспечению, в остальное время прием сообщений осуществляется в автоматическом режиме.

От чего следует защищать воронежских детей?

На форуме региональной прокуратуры обсудили проблемы в сфере соблюдения прав несовершеннолетних

Во вторник, 22 ноября, в Воронеже прошёл второй открытый форум прокуратуры «Защита прав детей и молодёжи».

Проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, обсудили представители надзорных ведомств, чиновники и общественники. В общей сложности зарегистрировались около 200 участников.

Воронежская область – единственный регион, позаботившийся о сиротах

Открывая мероприятие, главный прокурор Воронежской области Николай Шишкин отметил, что за пять лет в регионе удалось сократить подростковую преступность на 23 процента. Что касается защиты прав детей, то в этой сфере регион может похвалиться успешным взаимодействием прокуратуры и органов власти. В частности, удалось ликвидировать очереди в детские сады для малышей от трёх лет.

Едва ли именно это взаимодействие правоохранителей с властями сыграло роль главного движителя процесса строительства детсадов. Но, наверное, какую-то роль меры прокурорского реагирования сыграли.

Число воспитанников интернатов за последние три года сократилось почти в четыре раза, и это, по мнению Николая Шишкина, результат устройства детей-сирот в приёмные семьи.

— Кроме того, Воронежская область – единственный субъект РФ, в котором прокуратура не подавала иски в суд из-за необеспечения жильём-детей сирот, — отметил Николай Шишкин. – Проблему удалось решить путём взаимодействия. За пять лет жильё получили 1,2 тысячи человек.

Как отметил главный прокурор, очередникам, которые ещё не получили жильё, выплачивается денежная компенсация за наём жилого помещения. Создают социальные гостиницы для временного проживания выпускников интернатов.

Начальник пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной отметил, что Воронежская область действительно добилась неплохих показателей. В целом же по стране ситуация далеко не безоблачная. Нередко детям-сиротам предоставляется жильё, которое не соответствует требованиям. Был случай, когда выпускник интерната получил квартиру в уже расселённом аварийном доме. Там не было ни света, ни электричества, ни отопления. Александр Куренной подчеркнул, что в подобных ситуациях прокуратура должна занимать принципиальную позицию, добиваться восстановления прав сирот.

Говоря в целом о ситуации по защите прав детей в стране, представитель федерального ведомства отметил, что с января по октябрь 2016 года было внесено почти 105 тысяч представлений об устранении нарушений закона в сфере защиты прав несовершеннолетних. В итоге более 109 тысяч должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, а более 25 тысяч – к административной. В целом в сфере защиты прав детей органы прокуратуры выявили более 619 нарушений закона.

Семейный кодекс уже устарел

Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Воронежской области Ирина Попова говорила о случаях жестокого обращения с детьми. Часто нарушения прав ребёнка происходит в семье. А семейное законодательство, по её словам, несовершенно.

— Семейный кодекс вступил в силу в 96году. Он уже требует изменений, — отметила Ирина Попова. – В частности, речь идёт о 77-й статье — «отобрание ребёнка». Необходимо составить чёткие критерии, по которым органы опеки могут изымать ребёнка из семьи.

Так, по словам Ирины Поповой, часто бывают случаи, когда органы опеки делают рейды по неблагополучным домам. Прямо во время обхода может выясниться, что ребёнку угрожает опасность. В таких ситуациях не ясно, следует ли немедленно изымать ребёнка или же соцработник должен вернуться в офис и оформить документы. Всё время, которое займёт бумажная волокита, несовершеннолетний будет находиться в опасности.

К тому же установленный срок на подачу иска по лишению родительских прав составляет семь дней. Его недостаточно для оформления всех необходимых документов. В целом, по мнению уполномоченного, следует расширить возможности органов опеки в этой области.

За год на имя воронежского уполномоченного поступило 3 511 обращений по нарушению прав детей. В каждом третьем случае речь идёт об отношениях в семье.

Глава областного департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов добавил, что на детский телефон доверия по факту жестокого обращения за январь — октябрь 2016 года поступило около 350 обращений.

— Главное, чтобы при отобрании ребёнок попал в приёмную семью, а не в интернат, — отметил Олег Мосолов. – Правда, существует риск «вторичного сиротства», когда приёмные родители или опекуны отказываются от ребёнка. В таких случаях несовершеннолетний получит серьёзную психологическую травму. Чтобы избежать подобного, открываются центры обучения для приёмных родителей и их близких родственников. С такими людьми работают специально обученные психологи.

Государству следует подумать об алиментах

Глава управления федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Вера Попова акцентировала внимание на нарушении законодательства по уплате алиментов. Сейчас в управлении находятся около 13 тысяч исполнительных листов. То есть, 13 тысяч детей не получают финансовую поддержку от родителей.

Вера Попова отметила, что служба судебных приставов применяет все предусмотренные законодательством рычаги давления на должников по алиментам. Речь идёт о запрете на выезд за рубеж, лишении водительских прав и так далее. В некоторых случаях должников привлекают к уголовной ответственности. Был даже эпизод, когда женщина получила реальный срок лишения свободы, но все равно не перечислила алименты своим детям.

Спикер предложила решение этой проблемы на законодательном уровне.

— В подобных случаях государство должно взять на себя ответственность по выплате алиментов, — пояснила Вера Попова.

Интернет-зависимость – повод для обращения к психологу

Кроме того, участники форума обсудили влияние интернета на подрастающее поколение. Если ребёнок сидит дома на глазах у родителей, то это абсолютно не означает, что он находится в безопасности. Среди основных угроз участники обозначили сайты с вредной информацией, а также общение в социальных сетях. В частности, виртуальную переписку часто используют педофилы. Кроме того, в последнее время актуальным стал вопрос блокировки так называемых «групп смерти», в которых подростков подталкивают к суициду. Правда, как заверил Николай Шишкин, в Воронежской области правоохранительные органы держат ситуацию под контролем.

Чаще психологам приходится работать с детьми , попавшими в «простую» интернет-зависимость. Впрочем, по результатам исследования, которое в преддверии форума проводил Воронежский государственный университет, воронежцы не видят серьёзной опасности в интернете. Только 1,6 процентов участников опроса отметили, что именно в сфере защиты от информации необходимо принять первоочерёдные меры.

Большинство же респондентов считают, что внимание следует уделить соблюдению прав детей в области образования (45 процентов). 24 процента предложили усилить меры в сфере здравоохранения, 10 – в сфере защиты прав детей-инвалидов. Другие варианты назвали – 2,4 процента.

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Воронежской области

Барон Дмитрий Владимирович — Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

Ирина Николаевна Попова
Телефон: +7(4732) 222-69-63
Факс: +7(4732) 222-69-63
E-mail: voronezh@rfdeti.ru

Web-сайт: http://www.voronezh-city.ru/communications/main_topics/detail/10742
Информация о приеме:
Адрес: 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1
Прием граждан: Вторник с 10.00 до 13.00 (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д.12)

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области вправе:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

— по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, организации;

— направлять в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления и должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и интересов;

— привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.

Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

8-800-2000-122 (круглосуточно)
Телефон доверия, психологическая помощь детям и подросткам Воронеж

Адрес: Российская Федерация, Воронежская область, Воронеж г., Березовая Роща ул., 54

Телефон: +7(473)239-70-00 (круглосуточно)

Психологическая помощь, психологические центры и службы в Воронеже:http://www.voronezh-city.ru/communications/main_topics/detail/10742

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Железнодорожного района

Местоположение:
Почтовый адрес: Воронежская область, Ленинский пр-кт, 157
Телефон: .223-14-86

Горячая линия Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области +7 (473) 255-52-61 (понедельник – четверг 9.00 – 13.00; 13.45 – 18.00 пятница 9.00 – 13.00; 13.45 – 17.45 )

Горячая линия: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для потенциальных усыновителей

+7 (4732) 55-27-71 (Если ваши права по своевременному обеспечению жильем нарушены, а также в случаях ненадлежащей деятельности органов опеки и попечительства)

Телефон «горячей линии» службы наркоконтроля

+7 (473) 277-72-34 (сообщить информацию, касающуюся распространения наркотиков)

Телефон «горячей линии» по проведению ЕГЭ

+7 (473) 255-52-61, 222-21-07

Телефон доверия «Ребенок в опасности» при Следственном комитете Российской Федерации»

+7 (473) 222-60-02 (Работа телефонной линии организована в целях немедленного реагирования на обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних)

Прием сообщений в рабочее время с 9.00 до 18.00 осуществляет инспектор отдела по приёму граждан и документационному обеспечению, в остальное время прием сообщений осуществляется в автоматическом режиме.

Опека и попечительство- 223-76-67

Специалист по опеке и попечительству- Бучнев Александр Николаевич

Отдел образования администрации Железнодорожного муниципального района

,адрес электронной почты: siprasolova@cityhall.voronezh-city.ru

Руководитель отдела образования- Прасолова Светлана Ивановнf

Прием граждан ежедневно с 9.00. до 17.00. часов (кроме субботы и воскресенья), перерыв с 13.00. до 14.00. часов

Защита прав ребенка в воронеже

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе Воронежской области

Для целей настоящего Закона Воронежской области используются понятия, установленные федеральным законодательством об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа защиты прав ребенка

Правовую основу защиты прав ребенка составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон Воронежской области, другие законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области.

Статья 3. Полномочия Воронежской областной Думы в сфере защиты прав ребенка

К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере защиты прав ребенка относятся:

1) принятие законов Воронежской области, постановлений и иных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений;

2) осуществление контроля соблюдения и исполнения принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области, постановлений и иных правовых актов;

3) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Статья 4. Полномочия правительства Воронежской области в сфере защиты прав ребенка

К полномочиям правительства Воронежской области в сфере защиты прав ребенка относятся:

1) участие в реализации государственной политики в интересах детей;

2) обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов;

3) принятие нормативных правовых актов по вопросам защиты прав ребенка в пределах своей компетенции;

4) обеспечение разработки и реализации, а также утверждение государственных программ Воронежской области, направленных на защиту и обеспечение прав и законных интересов детей;

5) иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.

Статья 5. Полномочия исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сфере защиты прав ребенка

К полномочиям исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сфере защиты прав ребенка относятся:

1) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов в пределах своей компетенции;

2) разработка и реализация государственных программ Воронежской области, направленных на защиту и обеспечение прав и законных интересов детей;

3) разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ, направленных на защиту и обеспечение прав и законных интересов детей;

4) осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста четырнадцати лет;

5) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию организаций, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;

6) создание благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни;

7) проведение мониторинга социально-экономического положения детей, участие в подготовке ежегодного доклада о положении детей в Воронежской области;

8) иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.

Статья 6. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

1. В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка на территории Воронежской области учреждается должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области.
Должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области является должностью государственной гражданской службы Воронежской области, учреждаемой в правительстве Воронежской области, и относится к высшей группе должностей категории «помощники (советники)».

2. Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

2) по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, организации;

3) направлять в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления и должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и интересов;

4) привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.

3. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области осуществляется в порядке, определяемом правительством Воронежской области.

Статья 7. Ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области

1. Правительство Воронежской области готовит ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области.

2. Ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области, содержащий основные показатели в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, защиты прав несовершеннолетних и отражающий положение детей в Воронежской области в целом, представляется в Воронежскую областную Думу и подлежит официальному опубликованию.

3. Порядок и сроки подготовки доклада о положении детей в Воронежской области, его представления в Воронежскую областную Думу определяются правительством Воронежской области.

Статья 8. Меры, направленные на охрану здоровья детей

На территории Воронежской области осуществляется:

1) обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет в порядке, установленном законом Воронежской области и иными нормативными правовыми актами Воронежской области;

2) бесплатное обеспечение медикаментами для лечения и профилактики заболеваний детей до трех лет жизни, детей из многодетных семей до шести лет, детей-инвалидов (в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации);

3) обеспечение бесплатной медицинской консультации при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти Воронежской области.

Статья 9. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста четырнадцати лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста пятнадцати лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе восемнадцати лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Воронежской области обеспечивают квотирование рабочих мест в организациях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении путем установления квоты. Размер квоты составляет 1 процент от общей численности работников организаций.
Организации всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости.

Статья 10. Социальная поддержка детей

Дети имеют право на социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством.
При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение на срок не менее одного месяца родители (законные представители) утрачивают право на получение пособия и иных выплат и льгот на детей. В этом случае выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, а если ребенок помещен в детское учреждение — перечисляются на имя ребенка на счет в отделение Сберегательного банка Российской Федерации или на специальный счет учреждения с указанием вида выплаты на ребенка и его фамилии, имени, отчества в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Статья 11. Социальная защита детей-инвалидов

1. Дети-инвалиды имеют право на получение образования, обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста создаются условия для пребывания в детских дошкольных образовательных организациях.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

3. Органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой.

4. Право детей-инвалидов на труд обеспечивается созданием органами государственной власти Воронежской области сети производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда в целях включения этих детей в трудовую деятельность с учетом состояния их здоровья и возраста.

5. Дети-инвалиды имеют право на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт за счет федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи за счет средств областного бюджета в порядке, установленном нормативным правовым актом правительства Воронежской области.

6. Дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно в соответствии с действующим законодательством.

7. Дети-инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе и помощи, могут помещаться в реабилитационные учреждения.

Статья 12. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Отношения в сфере социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) регулируются законами Воронежской области и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.

2. Выпускники образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования обеспечиваются соответствующей образовательной организацией комплектом одежды и обуви по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержащиеся в детских домах, школах-интернатах, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляются бесплатные путевки в дома отдыха, пансионаты, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний — в санатории соответствующего профиля. Они пользуются правом бесплатного проезда на городском (пригородном) транспорте (кроме такси), посещения спортивных, культурных, досуговых центров.

Статья 13. Меры по защите жилищных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

2. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством, по их выселению;
г) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих организациях здравоохранения, — в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством, по их выселению;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одном жилом помещении невозможно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях других граждан.

3. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается правительством Воронежской области.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся единственными собственниками жилого помещения, требующего ремонта, достигшим возраста восемнадцати лет, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на ремонт этого жилого помещения (в случае наличия в собственности нескольких жилых помещений — на ремонт одного жилого помещения по выбору) по окончании их пребывания в образовательных и иных организациях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в порядке, предусмотренном законодательством Воронежской области.

5. Исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Статья 14. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

1. На территории Воронежской области не допускается:

1) нахождение детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

1.1) нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) , близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или железнодорожных путях необщего пользования, за исключением мест, специально оборудованных пешеходными переходами через железнодорожные пути, железнодорожных станций (остановочных пунктов), мест посадки (высадки) пассажиров, мест общего пребывания пассажиров;

2) нахождение лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также нахождение лиц, не достигших восемнадцати лет, в ночное время на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

2. В исключительных случаях при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка, других лиц (стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц) дети могут находиться на объектах (на территориях, в помещениях), в общественных местах, указанных в пунктах 1 — 2 части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Обязанности родителей

Родители (лица, их заменяющие) обязаны обеспечить соблюдение ограничений для детей, установленных статьей 14 настоящего Закона Воронежской области.

Статья 16. Обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

1. Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны организовать на используемых ими объектах (на территориях, в помещениях), подпадающих под действие пунктов 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Закона Воронежской области, такой режим деятельности, который обеспечивает соблюдение установленных ограничений.

2. Лица, обеспечивающие порядок на используемых юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объектах, территориях, в помещениях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Закона Воронежской области, при наличии сомнений в факте достижения гражданином предусмотренного настоящим Законом Воронежской области возраста (шестнадцати или восемнадцати лет соответственно) вправе потребовать от него предъявления паспорта, военного билета либо водительского удостоверения.

Статья 17. Порядок уведомления об обнаружении ребенка и его доставления родителям (лицам, их заменяющим)

1. Лица, которые обнаружили ребенка, находящегося в нарушение установленных требований в местах, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Закона Воронежской области, вправе известить об этом орган внутренних дел по месту обнаружения ребенка.

2. Сотрудники полиции в рамках участия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предпринимают в соответствии с федеральным законодательством меры по установлению родителей ребенка (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и уведомляют их об обнаружении ребенка.

3. В случае невозможности явки родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, за ребенком по уважительной причине сотрудники полиции в рамках участия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних доставляют ребенка родителям (лицам, их заменяющим), близким совершеннолетним родственникам (бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей.
В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам, ребенок доставляется в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Статья 18. Определение иных мест, нахождение в которых детей не допускается

1. Представительные органы муниципальных районов и городских округов с учетом положений настоящей статьи, на основании предложений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии со статьей 14 настоящего Закона Воронежской области не допускается.
Предложения рассматриваются на заседании представительного органа местного самоуправления при наличии заключения экспертной комиссии.

2. Решения об определении на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей в соответствии со статьей 14 настоящего Закона Воронежской области не допускается, оформляются правовыми актами представительного органа муниципального района (городского округа).

Статья 19. Экспертные комиссии

1. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в каждом муниципальном районе и городском округе создаются экспертные комиссии.

2. Состав экспертных комиссий формируется из представителей всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных федеральным законом.

3. Персональный состав и положение о порядке формирования и деятельности экспертных комиссий утверждаются правовыми актами представительного органа муниципального района (городского округа).

Статья 19.1. Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей

1. Органы государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий принимают меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей.

2. В целях противодействия торговле детьми и эксплуатации детей разрабатываются государственные программы Воронежской области и ведомственные целевые программы, предусматривающие мероприятия по оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).
Разработка государственных программ Воронежской области и ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия по оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим), осуществляется в порядке, установленном законодательством Воронежской области.

Статья 20. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти Воронежской области в соответствии с законами Воронежской области и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.

Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 22. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Воронежской области

Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:

1) Закон Воронежской области от 26 июля 1999 года № 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Коммуна», 1999, 6 августа);
2) Закон Воронежской области от 30 декабря 2004 года № 105-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Коммуна», 2005, 5 января);
3) Закон Воронежской области от 4 апреля 2007 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2007, 12 апреля);
4) статью 2 Закона Воронежской области от 9 октября 2007 года № 108-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» («Молодой коммунар», 2007, 16 октября);
5) Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 года № 170-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2008, 12 января);
6) Закон Воронежской области от 13 мая 2008 года № 29-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2008, 20 мая);
7) Закон Воронежской области от 10 октября 2008 года № 78-ОЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2008, 11 октября);
8) статью 11 Закона Воронежской области от 30 марта 2009 года № 22-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в связи с совершенствованием осуществления полномочий правительства Воронежской области» («Молодой коммунар», 2009, 2 апреля);
9) статью 1 Закона Воронежской области от 19 октября 2009 года № 119-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» и Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2009, 22 октября);
10) Закон Воронежской области от 29 декабря 2009 года № 189-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2010, 12 января);
11) статью 1 Закона Воронежской области от 30 июня 2010 года № 59-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в связи с учреждением должности уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области» («Молодой коммунар», 2010, 1 июля);
12) Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года № 99-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2010, 12 октября);
13) Закон Воронежской области от 15 ноября 2010 года № 117-ОЗ «О внесении изменения в статью 321 Закона Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2010, 18 ноября);
14) статью 2 Закона Воронежской области от 24 февраля 2012 года № 12-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» («Молодой коммунар», 2012, 28 февраля);
15) статью 1 Закона Воронежской области от 4 декабря 2012 года № 148-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Молодой коммунар», 2012, 6 декабря).

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона Воронежской области

Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.