Защита авторского права рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 мая 2011 года №262-З

Об авторском праве и смежных правах

Принят Палатой представителей 27 апреля 2011 года Одобрен Советом Республики 28 апреля 2011 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных — совокупность данных или другой информации, выраженная в любой объективной форме, представляющая собой по подбору или расположению этих данных или другой информации результат творческого труда;

воспроизведение — изготовление, в том числе тиражирование, одного или более экземпляра объекта авторского права или смежных прав в любой объективной форме (в том числе отличной от формы, в которой существует оригинал), включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе;

запись — фиксация звуков и (или) изображений либо их отображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических устройств;

издатель — лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с согласия автора или иного правообладателя деятельность по опубликованию литературных и других произведений;

информация об управлении правами — любая информация, которая идентифицирует объект авторского права или смежных прав, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на материальном носителе, приложена к нему либо появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения объекта авторского права или смежных прав. Такая информация может быть выражена в виде текста, а также любых цифр и кодов;

исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства, в том числе произведения народного творчества, посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом (далее — артист-исполнитель), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

коллективное управление имущественными правами — деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав физическими и юридическими лицами, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом в случае, когда практическое осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке затруднительно, и направленная на защиту, в том числе в суде, имущественных прав авторов или иных правообладателей при их нарушении;

компьютерная программа — представленная в объективной форме упорядоченная совокупность команд и данных, предназначенных для использования на компьютере и в иных системах и устройствах в целях обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов. Частью компьютерной программы являются включенные в компьютерную программу документы, детально описывающие функционирование компьютерной программы, в том числе взаимодействие с пользователем и внешними компонентами;

обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа, сообщения для всеобщего сведения или иным способом;

опубликование — предложение публике с согласия автора или иного правообладателя экземпляров объекта авторского права или смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката или иной передачи права собственности либо права владения экземпляром объекта авторского права или смежных прав;

передача в эфир (эфирное вещание) — передача без использования провода и кабеля звуков и (или) изображений для приема публикой, включая передачу через спутник. Передача без использования провода и кабеля кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия;

передача организации эфирного или кабельного вещания — передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией;

передача по кабелю (кабельное вещание) — передача по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, включая трансляцию телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляцию программ звукового вещания посредством проводных линий;

правообладатель — физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом;

произведение народного творчества, автор которого неизвестен,произведение, которое включает в себя характерные элементы традиционного художественного наследия (народные сказки, народная поэзия, народные песни, инструментальная народная музыка, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и др.) и в отношении которого невозможно установить авторство конкретного физического лица;

производитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и финансирование создания аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении;

производитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, организующее первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков либо отображений звуков;

производное произведение — перевод или иная переработка произведения, являющиеся результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка;

прокат — предоставление оригинала или экземпляров объекта авторского права или смежных прав во временное пользование на возмездной основе;

публичное исполнение — представление произведения или объекта смежных прав посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических устройств (в отношении аудиовизуального произведения — показ кадров в их последовательности), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление;

публичный показ — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такой показ;

режиссер-постановщик спектакля — лицо, осуществляющее постановку театрального, циркового, эстрадного, кукольного или иного спектакля (представления, концерта);

репродуцирование — процесс полиграфического воспроизведения в любых размерах и формах одного или более экземпляра оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования либо иным способом, кроме издания. Репродуцированием не являются хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

руководитель коллектива исполнителей — художественный руководитель или иное лицо, наделенное полномочиями представлять интересы коллектива исполнителей, в том числе распоряжаться исключительным правом на исполнение;

служебное исполнение — исполнение, осуществляемое по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

служебное произведение — произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

сообщение для всеобщего сведения — передача с помощью беспроводной связи или по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений либо их отображений для приема публикой, включая эфирное и кабельное вещание. Сообщением для всеобщего сведения также является доведение объекта авторского права или смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору;

составное произведение — сборник (в том числе энциклопедия, антология, база данных), газета, журнал или другое произведение, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

техническое средство защиты авторского права или смежных прав — любые технология, техническое устройство или их компоненты, контролирующие доступ к объекту авторского права или смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении объекта авторского права или смежных прав;

фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков. Фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение;

Защита авторских прав (правообладателей)

Решение вопросов, связанных с защитой прав правообладателей – как авторских, так и смежных, – требует знания их сути и специфики возникновения этих прав. Когда речь идет о созданном произведении, автор, указанный на картине, обложке книги, автоматически получает статус автора, т.е. правообладателя. Этот статус сохраняется до тех пор, пока не будет доказательств, опровергающих авторство и доказывающих, что авторские и смежные права принадлежат иному лицу. В этом и заключается принципиальное отличие правовой охраны произведений от изобретений или товарных знаков. В последнем случае необходима подача заявки установленной формы, проведение экспертизы – только после этого сведения о конкретном объекте правовой защиты будут внесены в государственный реестр, а заявитель получит исключительные права.

Получение авторских и смежных прав на произведение не требует выполнения формальных процедур. Единственное условие – создание этого произведения. Таким образом, проблема получения авторского права актуальна только при необходимости доказательства принадлежности этих прав правообладателю и предотвращения их нарушения.

Авторские и смежные права различаются с точки зрения их субъектов и объектов. Так, авторские права распространяются на научные, культурные и прочие произведения. В свою очередь смежные распространяются на исполнителей, например – дирижеров, актеров спектакля или фильма. И те, и другие включают в себя:

  • личные неимущественные права;
  • имущественные права (авторские права) или исключительные права (смежные права).

Права личного неимущественного характера распространяются только на автора или исполнителя произведения – физическое лицо, являющееся его создателем. Передача этих прав иным лицам запрещена. Защита авторских прав личного неимущественного характера действует на права:

  • на авторство (право являться автором или исполнителем);
  • на имя (право пользоваться собственным именем или псевдонимом при публикации или других вариантах использования, право сохранять анонимность);
  • на неприкосновенность (право на запрет изменения, сокращения и дополнения произведения иными лицами) и прочее.

Срок действия личных неимущественных прав неограничен.

Что касается имущественных (исключительных) прав, то изначально они принадлежат автору/исполнителю, но в последующем предусмотрена их передача, продажа или дарение. Защита авторских прав имущественного характера распространяется на права:

  • на воспроизведение;
  • на распространение;
  • на перевод;
  • и прочее.

Первостепенно важными для правообладателей являются права на копирование, известные под англоязычным термином «copyright».

Также существует понятие исключительных прав исполнителей произведения, подразумевающее под собой совокупность прав на запись, воспроизведение, использование в эфире.

Согласно единому правилу, срок действия имущественных прав, а соответственно и защита авторских прав, относящихся к имущественным, ограничен сроком жизни автора, плюс еще 50 лет после смерти автора. В свою очередь срок действия исключительных смежных прав составляет 50 лет со дня непосредственного исполнения произведения. Защита и авторских, и смежных прав необходима при их незаконном использовании и доступна правообладателю. Цель защиты авторских и смежных прав заключается в предотвращении нарушений и компенсации тех убытков, которые понес правообладатель в связи с этими нарушениями.

Защита прав правообладателей начинается с предъявления ими письменных претензий в адрес физического или юридического лица, являющегося нарушителем этих прав. Претензия содержит в себе требования правообладателя признать факт нарушения и прекратить его. К примеру, при обнаружении произведения в свободном доступе автор может рассчитывать на его изъятие из открытой среды и, в определенных случаях, компенсацию ущерба. При выполнении требований автора (изъятии произведения) вопрос считается решенным, а обе стороны удовлетворены.

Защита прав правообладателей в суде необходима, когда:

  1. Имеют место быть нарушения более грубого характера.
  2. Обвиняемая сторона не соглашается на удовлетворение требований правообладателя.

В качестве доказательств нарушения для защиты авторских прав в суде могут и должны использоваться подтверждения:

  • факта использования произведения, его копирования, распространения, воспроизведения и так далее;
  • отсутствие прав на использование у обвиняемой стороны.

Наказание возможно в соответствии с гражданско-правовыми мерами, с административным и/или уголовным правом.

Степень ответственности лица, нарушившего права правообладателей определяется порядком защиты прав правообладателей. Согласно гражданскому праву, в суде нарушителю может быть назначено наказание в виде:

  • возмещения понесенных истцом убытков;
  • материальной компенсации (10-50 базовых величин, в зависимости от решения суда);
  • конфискации контрафактных копий и их уничтожения за счет виновника инцидента;
  • официального признания факта нарушения и прекращения противоречащих соответствующему закону действий;
  • публикации судебного решения о признании факта нарушения.

Хотите получить профессиональную консультацию экспертов по защите авторских прав в Беларуси? Компания «Горячко, Недвецкий и партнеры» готова оказать необходимую помощь и поддержку правообладателям, их представителям и всем заинтересованным лицам. Просто свяжитесь с нами любым, удобным для вас способом, и мы ответим на интересующие вопросы.

Авторское право в Беларуси: юридическая теория, практика и анализ контента на некоторых сайтах

19 сентября в Пресс-клубе Беларусь прошло первое обсуждение проблем отечественного медийного пространства в новом формате — «МедиаТок». В рамках данного формата в Пресс-клубе Беларусь раз в месяц будут проходить встречи с людьми из медиасферы, где будут обсуждаться больные вопросы. Встреча начала текущей недели была обозначена как «К ража без взлома. Как защитить авторов и производителей контента».

Партнером первого мероприятия стал Тыдзень беларускага мыслення . « О рганизаторы понимают ‘мысленне’ не как что-то философское, а предлагают все м поучаствовать в мышлении как процессе открытого обсуждения важных вещей, — подчеркнул главный редактор Беларусского журнала Андрей Александров. К нам как медийным партнерам обратились организаторы и спросили, какие острые вопросы есть в медийной сфере… Проблема не всегда корректного заимствования контента лежала на поверхности».

Первый аспект встречи — юридическая теория. Как понимает авторское право белорусское законодательство? Какие юридические тонкости существуют применительно к контенту в нашей стране? Об этом рассказал первый спикер — юрист, адвокат Сергей Зикрацкий :

«Постепенно тех, кто не только интересуется нарушенными правами, но и готов их защищать, становится все больше. За последний год у меня было два кейса, которые дошли до судов. Многие кейсы были разрешены на уровне претензий.

Закон Об авторском праве говорит: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения». Здесь необходимо сосредоточить свое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это результат творческой деятельности. То есть, предполагается, что объект авторского права создан благодаря творческому мышлению конкретного автора. В случае с кейсом Мотолько мы посмотрели, как на практике это работает. Здесь сложно сказать, потому что у каждого будет свое мнение. Журналист скажет: «Ну я же работал! Ходил на пресс-конференцию! Я вложил душу!» Другой скажет: «Какой тут результат творческой деятельности?!» Лично я никогда не оцениваю. Могу сказать свое мнение, но в случае спора вопрос будет решаться в суде с привлечением эксперта.

Во-вторых, авторское право возникает независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его отображения. Если вам не нравится произведение, это не значит, что оно не охраняется авторским правом. И независимо от формы. В законе Об авторском праве перечислены некоторые формы, но перечень не является закрытым. Главное — элемент творчества.

В-третьих, авторское право на произведение возникает в силу создания. И не требуется никакая регистрация произведения. Наличие или отсутствие знака © не означает, что произведение обладает или не обладает авторским правом.

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Когда я выступаю с лекциями, говорю: для вас должна существовать презумпция. Она заключается в том, что у произведения есть правообладатель. И по общему праву произведение может быть использовано только с согласия автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Это правило.

Есть исключения. Они четко описаны в законе Об авторском праве. Самые распространенные случаи:

ЦИТИРОВАНИЕ. «Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования».

Меня часто спрашивают, как много можно процитировать? Я советую задать себе один простой вопрос: «А не много ли я взял?» Если вы отвечаете, «нет, не много, потому что без этого однозначно все потеряет смысл», тогда объем оправдан целью цитирования.

МЕСТО, ОТКРЫТОЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ. «Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях».

Вопрос — является ли интернет местом, открытым для свободного посещения? Разработчики закона говорили: «Мы имели ввиду музеи, выставки и так далее». По мнению многих, интернет также является местом, открытым для свободного посещения. Мария Колесова-Гудилина об этом расскажет ниже чуть подробнее. Я знаю, что в России интернет не признали местом, открытом для свободного посещения для целей этой статьи. Поэтому использовать найденную в интернете фотографию, ссылаясь на норму, по сути, нельзя.

ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ. «Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения».

Это должны быть статьи по текущим указанным в законе вопросам. Здесь очень важный момент: мы не можем просто так взять серьезную аналитическую статью, поскольку эта статья не по текущим вопросам. Мы не можем брать и развлекательную статью. Разработчики говорили мне: «Если вопрос актуален в течение недели-двух, то можно говорить о том, что это текущие вопросы. Если материал актуален дольше — вряд ли это подпадает под статью».

Второй момент — если перепечатка этих материалов не была специально запрещена правообладателем. Есть запрет — не можем перепечатывать полностью статью. Но можем взять цитату, на это запрета не существует.

Исключений, как видим, не много. Поэтому, возвращаясь к началу своего выступления: использовать чужие произведения можно с согласия автора и при условии выплаты ему авторского вознаграждения.

Последняя ремарка. Что не является объектами авторского права: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении».

Если вы взяли иностранца и проехались с ним по Беларуси, сделали фото и описали впечатления приезжего — это статья, подпадающая под действие авторского права. Ее нельзя просто так украсть. Но если кто-то из другого СМИ возьмет другого иностранца, сделает другие фото (пусть даже и похожие) и придет к схожим выводам — в этом нет нарушения авторского права».

От юридической теории участники встречи перешли к юридической практик е . Мария Колесова-Гудилина, адвокат Антона Мотолько в недавнем громком процессе, рассказала о практике защиты авторских прав:

«К сожалению, после дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права. Но практика не на столько печальна. Фотографические произведения в Республике Беларусь защищаются. Бывает это редко, но метко.

Могу напомнить дело 2009 года, когда журнал « Pingouin » незаконно опубликовал фотографии Сергея Гудилина. Процедурно это выглядело так: подали претензию журналу — в претензии отказали — обратились в суд — была назначена экспертиза из трех экспертов — эксперты не признали фотографии результатом творческого труда — мы уличили одного эксперта в том, что он переписал свое заключение из Википедии — была назначена повторная экспертиза — она признала фотографии Сергея Гудилина результатом творческой деятельности — была взыскана компенсация и моральный вред.

По поводу прав. Они бывают двух типов: имущественные и личные неимущественные. Они разделяются и в теории права, и в способах защиты. Когда нарушаются имущественные права (воспроизведение, обнародование и т. д.), тогда имеем право требовать компенсацию от 10 до 50.000 базовых величин за каждое нарушение. Чаще всего просим взыскать по 10 базовых величин за каждое произведение. [210 рублей на 2016 год — авт.]

Когда нарушаются личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т. д.), можем взыскать моральный вред. Это оценочная величина, каждый автор имеет право сам ее оценить. Но с точки зрения практики, ее очень тяжело доказать.

Прежде чем говорить о практике защиты своих прав, я хочу коснуться тяжелого вопроса — формулировка статей в законе Об авторском праве и смежных правах. Потому что в теории права научные умы все время спорят, например: правильно ли сформулирована 6 статья закона, которая говорит о том, что должен быть результат творческого труда? Мы являемся членами Всемирной ассоциации интеллектуальной собственности, которая охраняет авторские права, в том числе, в соответствие с Бернской конвенцией, созданной в 1886 году! И там не называется такой признак как «результат творческого труда».

Возможно, когда-нибудь и у нас это изменится — тогда берегитесь редакторы!

Я бы хотела уточнить несколько моментов о случаях свободного использования контента. Даже если вы свободно используете любое произведение, вы должны обязательно указать автора. Это очень важно! Для каждого редактора и журналиста это должно быть как отче наш. Иначе это будет кража, которая не подпадает под случай свободного использования.

Что касается так называемого «открытого места». У нас есть разъяснения Верховного суда в форме вопросов и ответов. И уважаемый Председатель судебной коллегии по интеллектуальной собственности дает разъяснение: интернет не может быть признан местом, так называемым, открытым. Следовательно, фотографические произведения не могут быть использованы без указания авторства просто потому, что ты их нашел в интернете. Однажды был такой суд с фото из интернета, и он принял позицию истца.

По поводу статей по текущим политическим, социальным и т. д. вопросам. Сюда не подпадают фотографические произведения. И социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений — вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение.

У судебной коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда дел очень мало. Потому что пугают пошлины — 5% от суммы иска по имущественным правам и 20 базовых величин по личным неимущественным правам, вне зависимости от суммы, пусть даже это будет 1 копейка. Не у всех фотографов есть такие деньги. Плюс, чтобы обратиться в суд, чаще всего нужно обратиться за квалифицированной юридической помощью. Это недешево.

Помимо обращения в Верховный суд есть еще два способа — административная и уголовная ответственность. Если вы узнали, что нарушается ваше авторское право, можете обратиться с заявлением в местное РОВД. Я не знаю случаев, когда нарушители были привлечены к административной ответственности. Но когда ваши фотографии и статьи используют в интернете, их могут и очень быстро удалить. Чтобы сделать скриншот нужно обращаться к нотариусу за актом описи — это очень дорого. К альтернативе в виде http://prioritet.com/by наш суд относится очень скептически. Е сли же вы обращаетесь с заявлением в РОВД, при вас будет произведен осмотр, будет составлен акт. Вам откажут в привлечении нарушителя к ответственности, но установят факт, что ваша статья или фотография находилась на сайте. Вы сэкономите себе средства. Это неплохой способ зафиксировать факт нарушения.

Многие считают, что в суд могут обращаться только авторы. Это не так. Авторских соглашений. Многие СМИ считают, что если у них есть никак не оформленный автор, который готовит контент, то в дальнейшем СМИ на правах правообладателя имеет полное право продавать материал куда угодно другим медиа. Нет! Между СМИ и автором должны быть очень четко оформлены взаимоотношения: это служебное произведение или нет? Должны быть четко оговорены права и обязанности работника и права и обязанности в отношении произведений, которые создаются журналистом или фотографом. Если вы, СМИ, надлежащим образом оформили свои права, имеете право уже как правообладатель обратиться за судебной защитой».

журнал международного права и международных отношений 2005 — № 4

международное право — международное частное право

ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Андрей Батенин

Автор:
Батенин Андрей Сергеевич — старший преподаватель гражданского права и процесса БИП — Института правоведения, адвокат Минской областной коллегии адвокатов

Рецензенты:
Лепешков Юрий Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой тмеждународного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Сидорчук Ирина Павловна — кандидат юридических наук, доцент, декан заочно-правового факультета БИП — Института правоведения

Конституция Республики Беларусь устанавливает исходные положения о защите прав авторов: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Законодательство Республики Беларусь в области авторского права представлено достаточно широким кругом нормативных правовых актов, законов и постановлений органов власти, среди которых Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс (ГК) Республики Беларусь, Закон «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон), постановления Совета Министров.

Важность индустрии авторского права привела к тому, что на международном уровне было признано его не только общечеловеческое, но и экономическое значение: вопросы авторского права были включены в один из базовых документов Всемирной торговой организации — Соглашение по торговым аспектам права интеллектуальной собственности.

Среди юридических и социальных гарантий особое место принадлежит судебной защите. Это право гарантируется Конституцией Республики Беларусь. Любой субъект вправе получить квалифицированную юридическую защиту, которая может быть предоставлена согласно Конституции Республики Беларусь и за счет государственных средств (ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 62 Конституции). Вместе с тем, одной из основных проблем, от решения которой зависит возможность гражданско-правовой защиты того или иного объекта, является проблема определения объекта защиты.

За время своего развития научная мысль представила массу теоретических подходов, раскрывающих сущность авторского права, определяющих его правовую природу. В настоящее время в юридической науке отсутствует единый подход к определению конструкции авторского права. Несмотря на многообразие теорий, их условно можно разделить на две основные группы. К первой из них можно отнести сторонников проприетарного подхода, которые уравнивали авторское право и право собственности. Ко второй — тех, кто не желал рассматривать авторское право как право собственности. Сторонниками данной точки зрения в различные периоды времени были А. Блюнчли, А. Белезер, П. Гарум и др., которые рассматривали авторское право как личное право, неотделимое от личности создателя; Л. Лакре и Е. Ренуар, которые рассматривали авторское право как дарованную государством привилегию; Р. Опель, Л. Пюттер, Р. Манцони и др., считавшие авторское право результатом договора между автором и публикой; Э. Лабулэ, который видел авторское право как результат оккупации автором прав на произведение; Ф. Ланге (рентная теория); К. Герьера (теория авторского права как деликтного отношения автора и общества) и др. Основным недостатком этих теорий являлось то, что их создатели пытались отнести авторское право к одной из ранее существовавших категорий гражданских прав, а, как известно, римское частное право выделяло три категории гражданских прав: личные, вещные и обязательственные.

Одним из первых, кто выделил исключительные права в самостоятельную категорию гражданских прав, был Э. Пикар. Сущность авторского права с позиции теории исключительного права не столько в возможности пользования объектом, сколько в возможности воспрепятствовать всякому другому присвоить этот объект. В российской науке гражданского права большая роль в развитии теории авторского права принадлежит выдающемуся российскому ученому Г. Ф. Шершеневичу, который предложил отнести авторское право к категории исключительных прав в связи с тем, что цель юридической защиты заключается в предоставлении определенным лицам исключительной возможности совершения определенных действий с запрещением всем прочим возможности подражания. Он склонялся к пониманию авторского права как права исключительно имущественного 1 . В то же время нельзя отрицать тот факт, что авторское право обеспечивает и неимущественные интересы авторов.

Сам термин «исключительное право» в процессе исследования приобретал различное содержание. Обобщая теоретические подходы цивилистов советского периода, можно сделать вывод о том, что в основе занимаемых ими позиций была заложена теория, в соответствии с которой понятие исключительного права толковалось с точки зрения неотделимости от личности автора 2 . Таким образом, исключительное авторское право отождествлялось с абсолютными личными неимущественными правами.

Одной из основных задач при использовании объектов исключительного права в экономическом обороте является обеспечение мер, направленных на защиту самого механизма правового регулирования использования объектов исключительного права.

Данная задача во многом упрощается, если признать за исключительным правом абсолютный характер.

До сих пор сторонники проприетарных теорий авторского права видят в нем схожесть с правом собственности. Кроме этого, право собственности и в теории, и в законодательной практике относится к категории исключительных прав; например в Прусском Земском Уложении 1794 г. 3 Тем не менее, по мнению большинства современных исследователей, между этими категориями есть принципиальные различия.

Абсолютный характер исключительного права предполагает наличие специфических признаков, отражающих его сущность. Наиболее существенными из них являются: 1) наличие у управомоченного лица права на совершение определенных действий предполагает отказ всех других лиц от совершения действий, составляющих предмет права активного субъекта, т. е. правообладателя. В случае совершения подобных действий без соответствующего разрешения такие действия будут рассматриваться в качестве гражданского правонарушения (деликта). При этом закон допускает свободное использование произведения в некоторых случаях; 2) сугубо юридический характер исключительного права, которое осуществляется только в силу закона. Законодательно определены основания возникновения исключительного права, субъект, содержание, механизм и пределы осуществления этого права, как во времени, так и в пространстве 4 ; 3) наличие в исключительном авторском праве двух составляющих — позитивной и негативной. Позитивная составляющая предполагает возможность управомоченного субъекта осуществлять определенные положительные действия по использованию объекта права; негативная — означает возможность для управомоченного субъекта запрещать подобные действия всех других лиц 5 ; 4) особенности в способах защиты. Несмотря на то, что исключительные авторские права являются правами гражданскими и для их защиты теоретически могут применяться все те формы, способы и средства защиты, которые предусмотрены статьей 11 ГК, в силу своего нематериального характера они имеют весьма существенные особенности. Во-первых, для защиты исключительных авторских прав не могут применяться некоторые из способов защиты, например, такие как виндикация. Во-вторых, в силу своего абсолютного характера, правообладатель может защищать свои права против любого нарушителя, независимо от вины последнего. По крайней мере, такие средства, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, должны действовать против любого лица, независимо от его вины.

Помимо тех способов, которые предусматривает Гражданский кодекс, Закон дополнительно устанавливает специфические способы защиты, такие как изъятие контрафактных экземпляров произведений и оборудования, использовавшегося для их производства, а также обязательная публикация о допущенном нарушении права с указанием действительного обладателя права.

Значительная часть исследователей придерживается той точки зрения, что создателю произведения принадлежит единое неделимое авторское право, которое, как и право собственности, состоит из различных правомочий 6 . Приверженцы другого подхода считают, что автору принадлежат отдельные субъективные авторские права, в результате чего о едином авторском праве говорить не приходится.

Законодательству Республики Беларусь об авторском праве не чужд дуалистический подход к делению авторских прав на имущественные и личные неимущественные права. На это прямо указывается в статьях 15, 16 Закона. Вместе с тем, подобный дуалистический подход подвергался критике еще в середине прошлого века 7 .

В соответствии с одной из точек зрения термин «авторское право» не является единым и неделимым, а состоит из отдельных составляющих (пра вомочий) 8 . Никоим образом не отрицая право исследователей на выдвижение своих теорий, следует обратить внимание на то, что с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь споры по вопросу определения содержания термина «авторское право» не имеют оснований. Статья 982 ГК устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.

Необходимость выделения в авторском праве прав личных неимущественных и прав имущественных обусловлена их различной правовой природой. Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их разное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и не может быть передано иным лицам (п. 3 ст. 982 ГК), то имущественные права могут быть переданы другим лицам. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.

Для имущественных авторских прав законодатель использует конструкцию исключительных прав, причем исключительное право сродни праву собственности 9 . Однако большинство правоведов давно пришли к пониманию того, что права в отношении произведений как нематериальных объектов не могут быть правами собственника вещи, а должны быть правами sui generis (правами особого рода) 10 .

Категория абсолютных прав является наиболее широкой по своему объему и включает в себя и исключительные права, и личные права, и право собственности. Вот почему мнение некоторых ученых о том, что к категории исключительных прав следует отнести не только имущественное право, но и личные неимущественные права, на наш взгляд, представляется не вполне обоснованным.

С точки зрения В. А. Дозорцева, личные права принадлежат к числу абсолютных прав, могут принадлежать только одному лицу и имеют более широкое содержание, им предоставлена более широкая охрана. Исключительные права, в свою очередь, обслуживают имущественные отношения 11 . Данная позиция представляется наиболее обоснованной и соответствующей природе исключительного права.

Статья 983 ГК прямо говорит о том, что обладателю имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта по своему усмотрению в любой форме и любым способом. В соответствии со статьей 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществление определенного перечня действий. Возникает вполне закономерный вопрос, принадлежит правообладателю единое исключительное право либо набор конкретных правомочий по использованию объекта исключительного права?

На наш взгляд, наиболее убедительной и отвечающей сути авторского права и смыслу гражданского законодательства представляется точка зрения о том, что автору принадлежит не совокупность имеющих исключительный характер прав по использованию произведения перечисленными в законе способами, а единое исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом. Данная точка зрения находит свое подтверждение в законодательстве Республики Беларусь (ст. 983 ГК). В то же время статья 16 Закона дает перечень способов использования произведения. Следовательно, допуская, что указанные в статье 16 Закона действия носят характер самостоятельных прав, необходимо признать, что перечень прав является исчерпывающим, а это противоречит изложенным выше положениям. Подобной позиции придерживаются и польские ученые 12 .

На наш взгляд, именно единое и неделимое право по использованию произведения позволит в полной мере обеспечить защиту исключительных прав авторов и других законных правообладателей. В связи с этим целесообразно привести в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь норму статьи 16 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Одним из основных прав авторов произведений является право на защиту, поэтому не случайно на передний план была выдвинута именно пообъектная система, ведь авторское право возникло во многом как правовое средство предотвращения несанкционированного копирования. Тем не менее, требования технического прогресса заставили отказаться от пообъектной системы и прибегнуть к системе более-менее универсальных правомочий. Международные договоры стали тем универсальным стандартом, на который ориентировались национальные законодательства при определении содержания права на использование (в первую очередь это относится к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 13 ).

Не оспаривая традиционный подход к делению авторских прав на имущественные и неимущественные, следует отметить, что авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права только имущественного или только неимущественного характера довольно трудно. Вместе с тем, в отличие от исключительной природы имущественного авторского права исключительность неимущественных прав является следствием их абсолютности, неотделимости от личности.

В контексте настоящей статьи представляет интерес право на защиту репутации автора. В Законе речь идет о праве автора защищать свое произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В ранее действовавшем законодательстве данная норма формулировалась как запрет вносить любые изменения в произведение без согласия автора (ст. 477 Гражданского кодекса БССР). Таким образом, на сегодняшний день, при буквальном толковании права на защиту репутации нельзя говорить о том, что всякое изменение, если оно не влечет за собой ущерб чести и достоинству автора, будет являться нарушением. При этом налицо оценочный критерий определения ущерба и, если ранее внесение даже самых незначительных изменений в произведение позволяло воспользоваться данным правом, то сегодня автору необходимо доказать, что эти изменения наносят ущерб его чести и достоинству. Данная процедура еще больше усложняется, когда речь идет о защите наследниками или другими правопреемниками репутации автора. Кроме этого, при анализе данного законодателем определения напрашивается вывод о том, что объектом защиты является уже не произведение, а честь и достоинство автора.

Статья 6-bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений формулирует неимущественное право автора на защиту репутации следующим образом: «…противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести и достоинству автора».

Из приведенного выше следует, что объектом защиты по смыслу Бернской конвенции является целостность произведения, его первозданная форма, которую автор посчитал возможной донести до публики, т.е. обнародовать. При всех своих недостатках лаконичная форма статьи 477 Гражданского кодекса БССР в большей степени отвечала сути права на защиту репутации и соответствовала нормам международного права. Механическое имплементирование в содержание Закона норм Бернской конвенции привело к возможности двоякого толкования права на защиту репутации автора.

В настоящее время можно отметить такое направление в развитии авторского права, как стремление к известной унификации форм, институтов, включая и поиск более действенных способов защиты от нарушения авторского права. Анализ законодательства в сфере авторского права различных государств указывает на значительные расхождения в определении природы авторского права 14 .

На наш взгляд, исключительно важно для защиты авторского права государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но социальные и культурные выгоды, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет авторов и других творческих личностей во всех видах деятельности, развивает уважение к законам. Именно вопрос защиты прав авторов и иных правообладателей при использовании произведений науки, литературы и искусства становится центральным в современном авторском праве. Признание объектом защиты не отдельных авторских правомочий, а единого неделимого исключительного имущественного авторского права позволит создать более универсальную модель функционирования и защиты авторских прав. Благодаря своей специфике авторское право требует несколько иного подхода не только для своей реализации, но и для защиты. Тот факт, что, выступая органической частью гражданского права, авторское право защищается всеми теми способами защиты, которые предусмотрены статьей 11 ГК, не в полной мере способствует решению всех проблем, связанных с защитой прав авторов, вследствие чего необходимо дальнейшее совершенствование законодательства Республики Беларусь, регулирующего авторские права, и приведение его в соответствие с нормами международного права.

1 Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права. 6-е изд. СПб., 1907. С. 409.
2 См.: Грибанов, В. П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М.: Знание, 1973. С. 19; Антимонов, Б. С., Флейшиц, Е. А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 59; Савельева, И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.: Издательство МГУ, 1986. С. 70.
3 Калятин, В. О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 96.
4 Дозорцев, В. А. Исключительные права и их развитие // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: сборник нормативных актов. М.: Де-юре, 1994. С. 13—17.
5 См.: Пиленко, А. Права изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование: в 2 т. СПб.: Типография Стасюлевича, 1902. Т. 1. С. 35; Райгородский, Н. А. Изобретательское право в СССР. М.: Госюриздат, 1949. С. 31; Городецкий, Б. Н., Розовская, Б. М. Справочник по авторскому праву для редакционно-издательских работников. М.; Л.: Гизлегпром, 1948. С. 22.
6 Гаврилов, Э. П. Советское авторское право: основные положения, тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 133; Никитина, М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань: Издательство Казанского университета, 1972. С. 62; Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 191.
7 Серебровский, В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Издательство АН СССР, 1956. С. 94—95.
8 Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Авторское право России. М., 1996. С. 113.
9 Лосев, С. С. Авторское право. Национальное и международное законодательство. Мн., 2000. С. 136.
10 Дипленц, В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? М., 1988. С. 121.
11 Дозорцев, В. А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. № 3. С. 7.
12 Law of Poland on Copyright and Neighboring Rights of February 4, 1994. // Indastrial Property and Copyright. 1995. № 3. P. 21—24.
13 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24 июля 1971 г. // Интеллектуальная собственность: в 2 т. / сост. и коммент. И. В. Поповой. Мн.: Амалфея, 1997. Т. 1: Авторское право и смежные права. С. 68—137.
14 Авторское право в странах Европы // Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1993. Вып. 8. С. 65—67.