Законы регламентирующие деятельность полиции

Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации. Статьи по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.М. ПАРАНОСЕНКОВ

Параносенков Павел Михайлович, главный инспектор инспекции штаба УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, капитан полиции.

В рамках проводимой реформы МВД России должен быть реализован комплекс мер по реорганизации и оптимизации структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения, а также по решению наиболее острых социальных проблем органов внутренних дел.
Современное российское общество требует высокопрофессионального подхода к защите жизни, здоровья, имущества, а также прав и свобод граждан и их близких. В целях решения накопившихся вопросов и проблем в правовом регулировании сферы деятельности милиции был выбран путь не очередного внесения поправок в имеющееся законодательство Российской Федерации, а разработки и издания Федерального закона «О полиции».
Данным нормативным документом устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для гражданского общества. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования.
Создаваемый правоохранительный институт должен иметь прочную законодательную основу. Федеральный закон «О полиции» создает законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями, он предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции. Полиция на современном этапе должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
В первую очередь полиция Российской Федерации в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус, либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и некоторые другие законы.
Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и др.
Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий.
Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания.
Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности милиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.
Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.
Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 этого же нормативного документа, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.
Принятие Федерального закона «О полиции» обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с ним.
Предшествовавшая принятию Закона «О полиции» нормативная правовая база, регулировавшая общественные отношения, связанные с деятельностью российской милиции, носила характер сложной и многоплановой системы законодательных и иных нормативных правовых актов. В той или иной степени вопросы организации и деятельности милиции затрагивали на федеральном уровне более одной тысячи законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также около десяти тысяч ведомственных актов.
Федеральный закон «О полиции» ситуацию с правовым регулированием деятельности полиции как основного органа правоохраны качественно изменил. Но тем не менее более чем шестьсот ведомственных нормативных правовых актов нуждаются в первоочередной переработке, а четыре с половиной тысячи — в корректировке.
Это большая работа, которая должна быть осуществлена в сжатые сроки. Для организации этой работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28 февраля 2011 г. N 92 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О полиции» и от 21 марта 2011 г. N 129 «Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации».
Рассматривая вопрос о правовой основе деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее служб, подразделений и учреждений столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции — выпускники образовательных учреждений МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Законы, регулирующие деятельность следователей и дознавателей

В профессии следователей и дознавателей работа регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, а также профильными нормативно-правовыми актами (о самом месте работы сотрудника, о приеме и статусе служащих, о социальном пакете и зарплатах). Помимо этого статус данных должностей урегулирован нормами о государственной службе (Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Следственный комитет РФ:

Федеральная служба безопасности:

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

Правовое регулирование службы в органах внутренних дел

Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел закреплено статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источниками правового регулирования правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ (далее – Закон);

3) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции»), Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о соцгарантиях) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Конституцией установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется нормативными правовыми актами только федерального уровня.

Предмет регулирования Закона № 342-ФЗ определен как правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органа внутренних дел и связан с предметами регулирования Закона «О полиции» и Закона о соцгарантиях сотрудникам ОВД. Указанные Законы являются основными и образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Закон «О полиции» конкретизирует назначение полиции, но сам предмет регулирования не формулирует.

Закон о соцгарантиях сотрудникам органов внутренних дел определяет отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (п. 4 ч.1 ст.3 Закона №342-ФЗ) принимаются в виде указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативными правовыми актами являются только те указы Президента России, которые имеют нормативный характер.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (п. 5 ч.1 ст.3 Закона №342-ФЗ) издаются в виде постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента России могут быть отменены Президентом России.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 6 ч.1 ст.3 Закона №342-ФЗ) в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, осуществляют нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России или Правительства Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу актов МВД России, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации определен Приказом МВД России от 7 мая 2008 г. № 405.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, должны применяться нормы трудового законодательства.

Частью 3 статьи 3 Закона №342-ФЗ определено, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность вневедомственной охраны

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Законы регламентирующие деятельность полиции

  • Введение
  • 1. Понятие форм (источников) права. Основные исторические фомы права
  • 2. Источники права Республики Беларусь
  • 3. Нормативные правовые акты: понятие и виды
  • 4. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОВД

4. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОВД

В некоторых случаях акты правоохранительных органов могут иметь не только внутриведомственное значение, но и содержать нормы, касающиеся граждан и других организаций. Например, в актах органов внутренних дел такие нормы могут устанавливаться по вопросам, связанным с соблюдением законодательства о гражданстве, регистрационного учета граждан, обеспечения исполнения уголовных и административных наказаний, безопасности дорожного движения, охраны собственности, функционирования разрешительной системы и др. Нормы таких актов обычно определяют порядок реализации гражданами, организациями прав и выполнения обязанностей в соответствующей сфере общественных отношений, устанавливают формы взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами, действующими в сфере охраны правопорядка и др.

Нормативные правовые акты правоохранительных органов чаще всего принимаются (издаются) в форме приказов и постановлений, хотя они могут носить и иную форму. В частности в Положении об органах внутренних дел определено, что министр внутренних дел издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, директивы, обязательные для исполнения сотрудниками и гражданским персоналом органов внутренних дел, военнослужащими и гражданским персоналом внутренних войск.

Согласно ст. 18 Закона о нормативных правовых актах инструкции, положения, уставы, правила, принимаемые министерствами, в том числе и МВД, утверждаются постановлениями или приказами. Приказами МВД, как правило, утверждается структура и порядок функционирования структурных частей системы МВД.

Кроме того, Совет Министров может уполномочить МВД на принятие по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов нормативных правовых актов, утверждающих:

1) нормы вещевого довольствия для лиц, заключенных под стражу;

2) нормы расхода материалов на ремонт предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы;

3) нормы обеспечения одеждой и обувью детей, мягким инвентарем домов ребенка исправительных учреждений.

Определяющей нормативной основой организации и деятельности правоохранительных органов является Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства Республики Беларусь. Важное значение имеют нормативные правовые акты, определяющие правовое положение, задачи, основные функции, принципы деятельности правоохранительных органов и др. К таким актам относятся, например, Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», Положение о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

Инструментальной основой осуществления правоохранительными органами своей профессиональной деятельности являются кодификационные акты: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, другие законодательные акты.

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Итак, Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как непосредственно, так и опосредованно регламентирующих правовой статус несовершеннолетних. Так, ч. 1 ст. 38 «Обязанность государства защищать материнство, детство и семью. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип» была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан[70].

Часть 2 ст. 38 четко прописывает, что забота о детях, их воспитание – есть равное право и обязанность родителей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19).

Прямое отношение к лицам, не достигшим совершеннолетия, имеет ст. 43, которая в ч. 1 провозглашает право на образование. В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Обращаясь непосредственно к правовому статусу подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, отметим, что их место в системе правоохранительных органов не определяется конституционным законодательством, состоящим из федеральных конституционных законов и федеральных законов, к которым отсылает Конституция Российской Федерации. Основной отраслевой Федеральный закон Российской Федерации № 3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. (Принят Государственной Думой 28 января 2011 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г.)[71] также не использует термин «подразделения по делам несовершеннолетних», не упоминает среди основных задач полиции предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Утративший силу Закон Российской Федерации «О милиции» тоже не использовал термин «подразделения по делам несовершеннолетних». Целесообразно было еще до принятия нового Федерального закона Российской Федерации «О полиции» дополнить ст. 9 Закона «О милиции», где были перечислены основные задачи милиции общественной безопасности, пунктом «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому»[72].

В Федеральном законе «О полиции» в ст. 2 закреплено, что деятельность полиции осуществляется по таким основным направлениям, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний и иным. Однако их общий характер не позволяет персонифицированно подходить к сложнейшей проблематике, связанной с девиантным поведением лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, психика которых еще не сформирована.

Федеральный закон «О полиции» содержит статьи, затрагивающие деятельность полиции по отношению к несовершеннолетним. Так, ст. 12, касающаяся обязанностей полиции, говорит о необходимости выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний. Речь идет также об обязанности осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации.

Кроме того, ст. 12 дает предписание сотрудникам полиции содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

Статья 13 определяет возможность доставлять полиции несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

В главе 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения», ст. 14, раскрывающая задержание, обязывает полицию о каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей.

Исследуя формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17), мы уточняем, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит и информация о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Изучая применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (глава 5), из ст. 22, провозглашающей запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств, видно, что сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Статья 23 Федерального закона «О полиции» запрещает применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Права лиц, не достигших восемнадцати лет, защищаются кодифицированными нормативными актами Российской Федерации, в частности следующими:

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующий не только общие административно-правовые отношения, связанные с несовершеннолетними, но непосредственно содержащий перечень статей, диспозиции которых затрагивают права и свободы несовершеннолетних, а также административные правонарушения, совершаемые ими (например, ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; ст. 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; ст. 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах);

– Уголовный кодекс Российской Федерации, который содержит специальный раздел V, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, и главу 20, предусматривающую преступления против семьи и несовершеннолетних, ст. 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Кроме того, по ряду статей УК РФ совершение преступления в отношении несовершеннолетних лиц относится к квалифицирующему признаку этих составов: например, совершение преступлений в отношении лиц заведомо не достигших восемнадцати лет по ст. 117 (истязание); ст. 121 (заражение венерической болезнью); ст. 122 (заражение ВИЧ-инфекцией); ст. 126 (похищение человека); ст. 127.1 (торговля людьми); ст. 127.2 (использование рабского труда); ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 206 (захват заложника); ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ); ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией).

Вместе с тем права и законные интересы лиц исследуемой категории являются объектом не только административно-правовой и уголовно-правовой охраны, но также семейного, трудового, гражданского и иных видов отраслевого законодательства, в том числе и процессуальных отраслей права. Так, нормы об охране детства, семьи, прав и законных интересов несовершеннолетних содержатся в Трудовом, Семейном, Гражданском кодексах и иных кодифицированных федеральных правовых актах.

Обращаясь к федеральному законодательству, отметим, что Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами; ст. 13 закона предусматривает особый порядок назначения опекунов или попечителей над несовершеннолетними гражданами по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон перечисляет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов на осуществление гарантий прав ребенка в стране, регламентирует обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, конкретизирует защиту прав и законных интересов несовершеннолетних при формировании социальной инфраструктуры для детей и защиту лиц, не достигших совершеннолетия, от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[73] определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации, детально раскрывая сферы информационного обеспечения и подготовки кадров молодежных и детских объединений, государственной поддержки проектов и финансирования мероприятий по поддержке рассматриваемых объединений, отражает элементы защиты прав указанных объединений и ответственности в рассматриваемой сфере должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1[74] и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ[75] определяют условия и порядок реализации лицами, не достигшими восемнадцатилетия, своего конституционного права на образование. Кроме того, нормативные акты регламентируют государственную политику и государственные гарантии прав граждан в области среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, конкретизируют структуру системы среднего и профессионального образования, перечисляют государственные образовательные стандарты, ступени образования, сроки и формы его получения.

Кроме этого, имеются федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ[76], «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ[77]. Комплексные меры социальной и экономической защиты детей предусмотрены федеральной целевой программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе Дети России на 2007 – 2010 годы»[78].

Теперь более подробно рассмотрим сферу законодательства, которая включает в себя административно-правовые средства превенции в узком смысле, под которыми мы понимаем систему правового регулирования и организацию деятельности соответствующих государственных органов, при которых объектом непосредственного регулирующего воздействия становится само поведение лица, не достигшего совершеннолетия, уже имеющее признаки социальной девиации, однако еще не содержащее элементов правонарушений и преступлений.

Ведущее место в этом законодательстве отводится Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющему правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и органов внутренних дел, и устанавливающему основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он не только называет субъектов профилактики, но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.

Данный нормативный акт федерального значения уточняет законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, называет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечисляет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, закрепляет основания и регламентирует сроки ее проведения, конкретизирует права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, регламентирует порядок применения мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детализирует основные направления их деятельности, исследует порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, рассматривает вопросы помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Особый правовой режим распространяется на условия содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых: улучшены материально-бытовые условия, устанавливаются повышенные нормы питания, разрешены ежедневные прогулки продолжительностью не менее двух часов, предоставлена возможность физических упражнений и спортивных игр во время прогулок (ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ[79]).

При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе. Создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.

Следующую группу правовых документов по иерархии образуют подзаконные правовые акты в рассматриваемой сфере. В целом «подзаконные нормативные правовые акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу»[80].

Выделяют следующие виды подзаконных нормативных правовых актов:

• указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве; распоряжения принимаются по текущим и процедурным вопросам;

• постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений, а по оперативным и другим текущим вопросам – в форме распоряжений. Они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ;

• приказы, инструкции, положения министерств и ведомств принимаются на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

• решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

• решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов и т.п.;

• локальные нормативные правовые акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)[81].

Во многих субъектах Российской Федерации с учетом местных условий разработаны и действуют свои комплексные программы и законы, направленные на фактическое улучшение положения семьи и детей, региональные программы поддержки молодежи, профилактики безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, ключевая роль в которых зачастую принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Анализ региональных нормативно-правовых актов показывает, что наиболее содержательными из них являются: закон Удмуртской Республики «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Удмуртской Республике» от 24 апреля 2001 г.; законы Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 октября 2002 г. и «О защите прав ребенка» от 2 ноября 2000 г.; закон Краснодарского края «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае» от 29 декабря 2004 г.; закон Мурманской области «О защите прав ребенка в Мурманской области» от 28 апреля 1997 г.

В Санкт-Петербурге до вступления в силу закона «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» от 16 мая 2007 г.[82] действовал закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге» от 28 апреля 2005 г. № 170-20, в настоящий момент утративший силу. Действующий нормативный документ по профилактике правонарушений является актом общего характера и, безусловно, не может охватить все аспекты, связанные с профилактическими мероприятиями в отношении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо разработать применительно к изменившимся условиям жизни в городе федерального значения новый правовой акт, регламентирующий общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Вторую значительную по объему группу документов составляют акты, устанавливающие правовой статус и регламентирующие порядок создания, организацию работы, функции региональных и муниципальных КДНиЗП.

Особую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних должен играть указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»[83], определяющий, что главными задачами комиссий являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля над условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД России и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

Несмотря на более чем сорокалетнюю историю и документальный факт утраты законной силы в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. данное положение продолжает регламентировать общественные отношения в изучаемой сфере деятельности.

Последние изменения и дополнения в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних были закреплены в Законе Российской Федерации «О внесении изменений в Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 февраля 1993 г. № 4549-1[84], но и они не смогли в полном объеме видоизменить множество устаревших правовых предписаний данного документа.

Вследствие многих противоречивых моментов и правового вакуума, образовавшегося в рассматриваемой сфере, требуется принятие нового Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Пока же в определенной мере можно сделать вывод об искусственно создаваемой правовой неопределенности в совершенствовании и унификации правовых предписаний и выработке единообразного понимания и правильного применения закона в правоприменительной практике. Между тем законодательство о КДНиЗП в целом по Российской Федерации формируется весьма сложно.

Сейчас положения о КДНиЗП утверждены исполнительными органами государственной власти в некоторых субъектах Российской Федерации. К примеру, положение об областной КДНиЗП Новгородской области утверждено постановлением администрации области от 23 мая 2005 г. Она же постановлением от 23 мая 2005 г. утвердила Положение о городской, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотя ранее положения о муниципальных комиссиях утверждались представительными органами местного самоуправления (например, в Новгороде, в Демянском районе и Чудовском районах).

В Санкт-Петербурге данное положение утверждено постановлением правительства города от 9 октября 2007 г., а положения о районных комиссиях Санкт-Петербурга утверждены единоличными распоряжениями глав районных администраций Санкт-Петербурга. Такие решения должны приниматься в форме постановлений, так как в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подобные акты должны быть нормативными правовыми актами, тогда как распоряжения являются индивидуальными правовыми актами.

В связи с отсутствием единого федерального акта о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав наблюдается различный, часто с серьезным запозданием подход к правовому обеспечению создания и организации работы КДНиЗП. Как отмечено выше, положения о КДНиЗП утверждаются либо законами региональных органов государственной власти, либо постановлениями коллегиальных органов исполнительной власти (правительств, администраций, советов администраций), либо единоличными постановлениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В современном отечественном законодательстве можно отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведение ее в соответствие с международно-правовыми актами. Однако комплекс нерешенных проблем требует проведения ревизии в законодательстве совершенствования нормативной базы как системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, так и правовых документов, регламентирующих организацию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.