Закон украины о тарифах на электроэнергию

Содержание:

В Украине еще на год «заморозят» рост тарифов на электроэнергию – председатель НКРЭКУ

С июля следующего года в Украине начнет действовать новый рынок электроэнергии.

Следующее повышение тарифов на электроэнергию для населения может произойти не ранее, чем за год – с июля 2019-го, когда будет запущен новый рынок.

Об этом в эфире «Радио «Новое время» сказала председатель Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Оксана Кривенко.

«До июля мы существенных изменений, существенного повышения тарифов на электрическую энергию не ожидаем, а для бытовых потребителей тарифы останутся неизменными», — заверила Кривенко.

К тому времени должны внедрить новый рынок электроэнергии. После чего и возможно повышение цен.

«Учитывая тот факт, что у нас большая концентрация крупных генерирующих предприятий на рынке электроэнергии, действительно возможно увеличение уже с июля 2019 года», — сказала Кривенко.

Она напомнила, что в новом рынке электроэнергии будет свободное ценообразование для потребителя.

Напомним, в середине апреля 2017 года Верховная Рада приняла закон «О рынке электроэнергии». По словам одного из авторов документа, народного депутата Льва Подлисецкого, этот закон приведет к тому, что в сегментах генерации электроэнергии и ее поставок для конечных потребителей возникнут конкурентные отношения, что заставит производителей повышать свою эффективность и выведет с рынка неэффективную генерацию. Об этом пишет УНИАН. Внедрение нового рынка электроэнергии также позволит населению выбирать разных поставщиков электроэнергии. Для запуска новой модели рынка в середине марта 2018 года НКРЭКУ приняла пакет вторичного законодательства. Согласно принятым документам, первые торги электроэнергией в пяти вновь созданных сегментах рынка должны стартовать с 1 июля 2019-го.

Что будет с тарифами на электроэнергию

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, на заседании 23 августа поддержала отмену постановления № 289 от 3 марта 2016 года “Об утверждении порядка формирования прогнозной оптовой цены электрической энергии“. Согласно этому постановлению закупочные цены на уголь для украинских теплоэлектростанций рассчитываются на основе европейского индекса API2, то есть, по так называемой формуле “Роттердам+“.

Что такое этот самый “Роттердам+“: цена угля в портах Амстердам — Роттердам — Антверпен плюс стоимость его доставки в Украину и уже потом на базе этой цифры считаются тарифы на вырабатываемую из угля энергию. Но злые языки утверждают, что население и бизнес ежемесячно переплачивают за энергию, а уголь потребляется преимущественно отечественный.

Планируемая на 2019 г. отмена формулы связана со вступлением в силу норм Закона “О рынке электрической энергии“, который Верховная Рада приняла в апреле 2017 г. Но поскольку закон полностью вступит в силу только с 1 июля 2019 г., методика расчета “Роттердам+“ будет действовать вплоть до этой даты. Напомним, что Закон “О рынке электрической энергии“ предусматривает отмену государственного регулирования тарифов на электроэнергию и создание свободного рынка. То есть потребители смогут сами выбирать поставщиков электроэнергии.

И вот тут уместно напомнить, что в Верховной Раде 18 июля 2018 г. был зарегистрирован законопроект №8626, который предлагает новую формулу расчета стоимости угля: 90% его цены по формуле “Роттердам+“, что, по мнению авторов документа, позволит снизить тарифы на электроэнергию на 15%. Это решение отчасти решает проблему монополизма на рынке, но за меньшую цену, чем мы платим сейчас.

А еще НКРЭКУ утвердила постановление о формировании тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Согласно документу, тариф будет формироваться исходя из объемов передачи электроэнергии, технологических затрат на передачу, стоимости услуг по передаче и дохода поставщика. И уже есть прогнозы о росте тарифов конечным бизнес-потребителям с осени-2018.

Впрочем, глава НКРЭКУ Оксана Кривенко пообещала: тарифы на электроэнергию до полного запуска свободного рынка будут относительно стабильными, а для бытовых потребителей — неизменными. Посмотрим.

А вот после 1 июля 2019 г. тарифы могут существенно вырасти. По словам Кривенко, экономически обоснованная цена 1 кВт электроэнергии составляет 1,85 грн/кВт.ч. Хотя, по мнению некоторых экспертов, стоимость электроэнергии для населения будет раза в три выше, чем сейчас, и может достичь 3,1 грн/кВт.ч. Кроме того, для промышленности цена электроэнергии тоже вырастет, приблизительно на 30%. “Деньги“ продолжат следить за ситуацией с тарифами.

Павел Харламов

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 16 от 30 августа 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 16 від 30 серпня 2018 року українською мовою.

Путин подписал закон о долгосрочных тарифах на электроэнергию

Региональные российские власти получили право устанавливать минимальный и максимальный тарифы на электроэнергию на срок не менее пяти лет

Москва, 30 июля 2018, 13:17 — REGNUM Власти российских субъектов наделены полномочиями устанавливать долгосрочные тарифы на электричество в технологически изолированных территориальных энергосистемах. Соответствующий закон, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, опубликован 30 июля на официальном портале правовой информации.

Согласно тексту документа, региональные российские власти получили право устанавливать минимальный и максимальный тарифы на электроэнергию на срок не менее пяти лет для энергопринимающих устройств, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 года.

Напомним, ранее замглавы Минэнерго России Вячеслав Кравченко отмечал, что введение данной нормы особенно актуально для технологически изолированных систем, которые расположены на территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока. В настоящее время срок действия таких тарифов не превышает одного года, что вредит инвестиционной привлекательности отдалённых регионов.

Закон о рынке электроэнергии и новая динамика роста тарифов

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Украину ждет еще одна революция – энергетическая. Парламент принял новый закон о рынке электроэнергии. Данный закон внедряет европейскую модель работы рынка электроэнергии, которая предполагает интеграцию рынков и свободный выбор поставщиков.

После принятия закона начнется подготовительный период – подготовка инфраструктуры, внедрение и тестирование программного обеспечения. Подготовительный период займет не менее двух лет. В 2019 году рынок откроется для промышленных потребителей, а в дальнейшем начнется переходной период, который продлится не менее 1,5 лет. Предположительно в середине 2020 года рынок откроется для всех, включая бытовых потребителей.

Плюсы новой модели

Следует отметить, что европейская модель функционирования рынка электроэнергии является результатом эволюции построения взаимоотношений между участниками рынка и стремлением страны обеспечить потребителей электроэнергией по экономически обоснованным ценам. Также это способствует приходу инвестиций в отрасль и повышению качества электропоставок. Все это должно стать реальностью и для Украины после принятия нового закона.

Эксперты отмечают, что эффективное внедрение и функционирование новой модели рынка возможно только при полной оплате потребленной услуги со стороны всех потребителей. Главное, чтобы этот вопрос был решен до начала работы новой модели рынка, как минимум, во время переходного периода. Необходимо урегулировать задолженность, которая возникла до внедрения новой модели, и не допустить ее возникновения после.

Наличие рынка топлива также является главной предпосылкой честной и прозрачной конкуренции генераций. И во время внедрения новой модели рынка желательно этот рынок топлива создать.

Предполагается, что через 3-4 года бытовой потребитель за счет увеличения конкуренции на рынке сможет достаточно быстро выбирать себе поставщика электроэнергии. Ожидается, что это приведет к снижению цены и улучшению качества предоставления услуги.

Не все так однозначно

Но уверенно заявлять, что открытие рынка ведет к падению цен нельзя. Обычно все зависит от того, какая модель рынка и какая конкретная ситуация имела место в стране на момент открытия рынка. Что касается стран ЕС, то в некоторых из них произошло значительное снижение цен. Ситуация для Украины является несколько особенной, учитывая, что на протяжении двух десятилетий в отрасль не было осуществлено весомых инвестиций. В Украине может случиться так, как произошло в Эстонии и Болгарии, где после принятия рынка двухсторонних контрактов и после реформирования, цены не только не снизились, а даже выросли. В частности, в Болгарии для бытовых потребителей, а в Эстонии — для промышленных потребителей, и это объяснялось тем, что рынок производителей высоко монополизирован.

Опыт европейских стран по внедрению новой модели рынка показал, что весь груз реформы ложится на конечного потребителя.

Всех ожидает лишь повышение тарифов на электроэнергию, потому что Украина накопила множество проблем в энергетике, которые требуют денег.

Либерализация рынка

«На смену существующей так называемой британской модели общего котла, когда вся произведенная электроэнергия сбрасывается в один котел, туда же сбрасываются деньги, а потом соответственно, перераспределяется: электроэнергия — потребителям, деньги — генерациям, плюс все это контролируется государством, закон предполагает либерализацию рынка. То есть предполагается возможность минимизации влияния государства на процессы ценообразования. При этом в законе прописано, что потребительская часть, население, остается в ведении регулятора, и он устанавливает предельные тарифы. Это означает, что если нормально будет функционировать рынок, а не как это произошло с рынком газа, то тогда цена на электроэнергию от независимых, альтернативных поставщиков, не таких, как облэнерго, может быть даже и ниже», — сказал РИА Новости Украина директор энергетических программ Центра мировой политики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.

Как пояснил эксперт, если закон о рынке газа и закон о рынке электроэнергии нормально взаимодействуют, то в этой ситуации возможен вариант, когда один трейдер может поставлять сразу несколько услуг, то есть работать не смежных рынках и, соответственно, в совокупности, за счет оборота предоставлять эти услуги по более низким тарифам.

Для рядового потребителя закон о рынке электроэнергии дает те же возможности, которые, в принципе, прописаны в законе о рынке газа: выбор поставщика, снижение тарифа за счет появления альтернативных поставщиков, получение более качественной и надежной услуги. Естественно, будет введена и абонентская плата за пользование электросетями.

«Когда ты работаешь с абсолютно независимым частным поставщиком, тебя абсолютно не интересует, в каком состоянии находятся сети. То тогда вопрос об износе сетей, стимулировании облэнерго как природной монополии, это вопросы к твоему контрагенту, который уже не может свалить вину на облэнерго», — пояснил Землянский.

Дьявол кроется в мелочах

Сам закон о рынке электроэнергии не содержит каких-то критических норм, все проблемы — коррупционные и прочие вещи, которые могут ударить по потребителям, — уже будут содержаться в регуляторных нормативных актах, которые будут приниматься во исполнение данного закона. Внедряемая модель в целом позитивна, но в украинских реалиях существуют достаточно серьезные риски.

«Эти риски носят сугубо политический характер. Весь вопрос будет в механизмах реализации данного закона и контролем за этими механизмами. То есть, каким образом регулятор и Кабинет министров будут имплементировать все принятые законом нормы. Мы видели, что довольно прогрессивный закон о рынке газа был просто извращен и поставлен с ног на голову, когда большинство решений, которые принимал регулятор, принимались в пользу монополистов, а не в пользу потребителей. И в итоге, если мы посмотрим на сегмент населения, то за два года действия закона о рынке газа не произошло ничего, кроме подорожания газа в 9,5 раз, плюс введение абонентской платы и прочих вещей», — подчеркнул Землянский.

Эксперт напомнил, что к Третьему энергопакету Европейский союз шел 11 лет.

«Потому пытаться революционными темпами запихнуть население с низкими доходами в рынок — это абсурд. Этот процесс должен идти очень постепенно. Для населения — это все те же грабли, на которые наступили с законом о рынке газа. Для того, чтобы конкурировать за потребителя, потребитель должен быть платежеспособен. Украинцев, несомненно, ждет повышение тарифов на электроэнергию, но должна быть абсолютно четкая и понятная любому обывателю стратегия. Но об этом нужно говорить честно и показывать, куда именно пойдут средства от повышения тарифов. Задача правительства как раз в том, чтобы направить эти средства на модернизацию энергетики. Потому если получится опять, что повысили тариф, а деньги пошли монополисту, то, извините, это никакая не реформа, а очередное обдиралово населения», — заключил эксперт.

Тарифы на электроэнергию для предприятий Украины — анализ ситуации на 2018 год

Тарифы на электроэнергию для предприятий Украины в 2018 году — тема, которую мы с вами подробно разберем.

Значительную роль в себестоимости продукции и услуг предприятия занимают затраты на приобретение электроэнергии.

В Украине сейчас очень нестабильная ситуация в энергетической сфере. Коммерческий сектор страны на данный момент балансирует на лезвии энергетического кризиса.

Еще пять лет назад стоимость электрической энергии для заводов и предприятий была оправдана расчетами с использованием установленных тарифов. Сегодня эти расчеты изменяются каждый месяц. Это заставило многих владельцев бизнеса задуматься об энергосбережении на предприятиях.

Цена на электричество для предприятий в 2016 году

Тарифы на электроэнергию для предприятий Украины с 1 мая 2016 года(постановление НКРЭКУ от 28.04.2016 №755):

Для трехзонных тарифов, дифференцированных по периодам времени устанавливаются такие тарифные коэффициенты (Постановление НКРЭ от 20.12.2001 № 1241(с изменениями и дополнениями), факсограмма ГП «НЭК «Укрэнерго» от 25.11.2014 №06-1-1/13396):

Для двухзонных тарифов, дифференцированных по периодам времени устанавливаются такие тарифные коэффициенты(Постановление НКРЭ от 20.12.2001 № 1241(с изменениями и дополнениями), факсограмма ГП «НЭК «Укрэнерго» от 25.11.2014 №06-1-1/13396):

На сегодняшний день различают три основных вида тарифных систем на электрическую энергию.

Используется разными группами потребителей с оплатой за каждый 1 кВт⋅ч собственно использованной активной энергии за исчисляемый период. Недостатком такого тарифа является нерегулируемая и независимая стоимость потребленной электроэнергии в разное время суток с разными графиками нагрузки энергосистемы. Объясняется это тем, что производство электроэнергии в часы максимальной нагрузки будет стоить дороже, чем в часы минимальной загруженности.

Данные тарифы на сегодняшний день еще находятся в стадии развития и оправдании тарифных ставок, отрабатываются условия их применения. Но уже существует и полным ходом используется двухставочный тариф, который немного систематизировал стоимость. Он предусматривает оплату двумя частями: за мощность и за потребленную энергию. Такой тариф целесообразней применять на предприятиях, которые работают с высокой установленной электрической мощностью (равной 750 кВт и более).

По мнению экспертов это будет стимулировать уменьшение лимитов потребления, но при этом работать без остановок целый день или круглосуточно. Из всех видов многоставочных тарифов на электрическую энергию для предприятий наиболее чаще используется именно двухставочная тарифная система, с оплатой за мощность. Уже сегодня проверку проходит и двухставочная тарифная система с абонентской платой.

Дифференцированный

Он позволяет оплачивать только за фактически потребленную активную энергию, раздельнную по зонам времени суток. Важно то, что он имеет фиксированные тарифные ставки для каждой зоны. Потребность в таком регулировании возникает в двух случаях: или в связи с недостатком пиковых мощностей, или вследствие трудностей прохождения ночного провала графика электрической нагрузки. Для качественного расчета тарифа необходима установка многотарифного счетчика электроэнергии, чтобы измерять расходы энергии отдельно для нескольких зон времени суток.

Что нам говорит законодательство

Кабинет Министров Украины постановил закон «О переходе к единым тарифам на электрическую энергию, отпускаемую потребителям» принятый от 15.08.2005 № 745. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, установила розничные тарифы на электроэнергию для потребителей (исключая население) с учетом предельных уровней, от 26.11.2015 № 2875.

Кроме того с апреля начало действовать постановление НКРЭКУ от 28.04.2016 № 755.

Расхождения в ставках тарифов

Дело в том, что дифференцирование по времени суток дает нам расчеты для трёх разных зон:

Самое высокое потребление электроэнергии, естественно, приходится на дневное время, в пиковой зоне.

В указанные часы запускается генерирующее оборудование, производящее электроэнергию с наиболее высокой стоимостью.

Так как в ночное время потребление электрической энергии значительно уменьшается, из работы выводится оборудование, которое вырабатывает электроэнергию с более высокой стоимостью. Поэтому в ночное время цена наиболее низкая. Для того, чтобы простимулировать население использовать электричество в ночное время суток, приняли решение об уменьшении ночного коэффициента до 0,5.

Работа с НДС и без НДС

Налог на добавленную стоимость характеризуется косвенной формой изъятия в бюджет установленной части добавленной стоимости. НДС появляется во всех стадия производства и продажи товаров или услуг.
Самое интересное, что все расчеты проводятся без учета этого коэффициента. Но в итоге приходится его оплатить.

Сумма к оплате за электроэнергию начисляется согласно с постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики от 16.12.2014 № 805 и Налогового кодекса Украина (в части начисления НДС).

Интересным образом на стоимость электроэнергии влияют 6 ценовых категорий.

Расчеты происходят для объемов потребления, определенных в целом за месяц. По этой категории просчитываются большинство потребителей.

Расчеты производятся для каждого времени суток отдельно. После чего полученные стоимости суммируются. Напомним, что существует три зоны суток:

Эта категория включает в себя цены каждого часа электроэнергии, цену мощности и цену за транспортировку электроэнергии до потребителя.

К оплате предъявляются:

  • электроэнергия за каждый час, при этом ее цена включает в себя только частичную оплату транспорта;
  • мощность, оплачиваемая на оптовый рынок, ее цена не включает в себя транспортировку;
  • передаваемая мощность, цена которой и есть ставка за транспортировку электроэнергии по электрическим сетям.

Расчеты немного схожи с 3 категорией, но отличие состоит в том, что потребитель должен планировать использование электроэнергии за ранее и предупреждать поставщика.

Эта категория подобна 4 категории. Единственное отличие — это необходимость планирования своих расходов на месяц вперед.

Правильный подбор промышленных светильников — залог высокого качества работы вашего персонала. При ярком и комфорте уровне освещения производительность и безопасность труда значительно возрастает!

Самый распостраненный тип светильников для предприятий — люминисцентный. Почему он так хорош — читайте в нашей статье !

Какие эффективные решения можно применить для энергосбережения в бизнесе — читайте в нашей статье по ссылке .

Перекрестное субсидирование

Прошедший год побил все рекорды по сумме дотаций за поставки электроэнергии для потребителей льготных категорий. Объемы перекрестного субсидирования достигли 34-47 миллиардов гривен по сравнению с 28.05 миллиардами гривен в 2011 г. С 2005 года этот показатель стал еще больше в 9.4 раза.

Простыми словами, перекрестное субсидирование в электроэнергетике обозначает удержание искусственного ценового перекоса: малых цен на электроэнергию для населения и объектов социальной сферы. Это вытекает за счет увеличенных тарифов для промышленности.

Если раньше рост объемов перекрестного субсидирования могли компенсировать только лишь за счет промышленности, то сейчас в Совете Оптового рынка электроэнергии констатируют тот факт, что такая компенсация уже себя исчерпала. Сумма субсидий перевалила за 50 миллиардов гривен в год, что могло позволить населению платить всего 21,3% от экономически обоснованного тарифа.

Но несмотря на производство данного вида энергии, тарифы на электричество остаются неизменными для населения, они достаточно высоки и периодически еще больше повышаются властями.

Динамика повышения ставок на тарифы

На сегодняшний день на территории Украины мы наблюдаем сколь серьезную, столь и неприятную динамику повышений. Украинских предпринимателей ждет неприятное и сложное пяти-этапное повышение цен на электричество.

Совершенно ясно, что тарифы на электроэнергию в дальнейшем будут только расти.

Альтернатива этому есть — это планомерное внедрение энергосберегающих технологий, которые приводят к значительному сокращению потребления электроэнергии, повышению ресурса оборудования и экономии затрат на энергоресурсы.

В Украине пересчитают тарифы на электричество

НКРЭКУ утвердила порядок формирования тарифов на электроэнергию.

Национальная комиссия, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг урегулировала механизм для формирования цен на электроэнергию для бытовых и малых небытовых потребителей при оказании универсальных услуг.

Об этом сообщает платформа «Ліга:Закон».

Отмечается, что цена на универсальные услуги включает в себя цену покупки электроэнергии на рынке, цену (тариф) на услуги поставщика универсальных услуг, цены на услуги оператора системы передачи и оператора системы распределения на соответствующем классе напряжения в соответствии с заключенными договорами о предоставлении услуг.

Также сообщается, что поставщик универсальных услуг обязан сформировать тарифы на расчетный период и обнародовать их не позднее, чем за 20 дней до их применения. Введение нового механизма позволит определять цены на универсальные услуги до даты начала действия нового рынка электрической энергии и в первые расчетные периоды с начала действия нового рынка.

До даты начала действия нового рынка электрической энергии цена на универсальные услуги состоит из прогнозируемой оптовой рыночной цены на электрическую энергию, скорректированной на коэффициент, учитывающий график потребления электрической энергии населением (К = 1,05), прогнозируемого объема закупки электроэнергии поставщиком универсальных услуг на оптовом рынке, тарифа, по которому поставщик универсальных услуг согласно договору покупает электрическую энергию непосредственно у производителя.

Постановление вступает в силу через день после его опубликования в газете «Урядовый курьер».

Напомним, что член НКРЕКП Дмитрий Коваленко заявил, что тариф на электроэнергию для населения покрывает лишь 50% ее стоимости.

До этого, 23 августа, председатель НКРЭКУ Оксана Кривенко заявляла, что следующее повышение тарифов на электроэнергию для населения может произойти не ранее, чем за год – с июля 2019-го, когда будет запущен новый рынок.

Дорогие депутаты. Знают ли нардепы, сколько стоит газ, молоко и хлеб

Народные депутаты бежали посреди интервью из-за вопроса о стоимости цен на газ и электроэнергию. Пока украинцы жалуются на подорожание тарифов на энергоносители, политический бомонд не знает сколько стоит проезд на метро, не платит платежки за газ. И не представляет, сколько стоит один кубический метр газа. Обличительный допрос осуществляла наша Дарья Счастливая.

Тарифы на электроэнергию для населения и предприятий в Украине

Согласно Постановлению НКРЭКУ от 26.02.2015 № 220 предусмотрено повышение тарифов в 5 этапов, первый из которых начался 1 апреля 2015 г. Тарифы на электроэнергию в 2018 году определяются пятым этапом повышения, который прошел еще в марте прошлого года. Обновленные тарифы применяются по отношению к жителям всей территории Украины независимо от региона и обязательны для применения всеми энергопоставляющими организациями и компаниями, которые снабжают население.

Постановление №220, принятое 26 февраля 2015 г. и зарегистрированное в Минюсте Украины 2 марта 2015 г., предусматривало 5-тиэтапное увеличение тарифов на электроэнергию, которое НКРЭКУ предполагала провести в течение последующих 2-х лет. После прохождения всех 5 этапов рост тарифов составит более 250%.

Первые 4 этапа повышения тарифов на электроэнергию для населения

С 01.04.2015 г. начался 1 этап повышения стоимости электроэнергии. Все 4 этапа имеют общую структуру по категориям населения и объемам потребляемой электроэнергии, и поэтому они объединены в единую таблицу. Из параметров меняется только стоимость.

Примечание: * — для данной категории тарифы действовали с 1 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года, а с 1 мая 2015 года по 31 августа 2015 года — стандартные тарифы;

** — для данной категории тарифы действовали с 1 октября 2015 года по 29 февраля 2016 года, с 1 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года действовали общие тарифы;

*** — для данной категории тарифы действовали с 1 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года, а с 1 мая 2016 года по 31 августа 2016 года — стандартные тарифы;

**** — для данной категории тарифы действуют 1 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года, с 1 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года действовали общие тарифы.

Действующие тарифы на электроэнергию для населения в 2018 году

Подорожание стоимости электроэнергии на каждом новом этапе составляет приблизительно 25% в сравнении с предыдущим. Тарифы 2018 года установлены на 5-ом этапе и действуют на сегодняшний день.

Пятый этап отличается тем, что изменены объемы потребляемой электроэнергии в месяц. На первых этапах в общих тарифах градация была трехуровневой: до 100 кВт∙ч, от 100 до 600 кВт∙ч и более 600 кВт∙ч. На заключительном этапе только 2 уровня: до 100 кВт∙ч и более 100 кВт∙ч. Кроме того, для городов и сельской местности тарифы уравнены. Также, для определенных категорий населения уменьшен объем потребления электроэнергии с 3600 кВт∙ч до 3000.

Несмотря на многократное повышение, тарифы на электрическую энергию в Украине являются самыми низкими в Европе, как для населения, так и для промышленности.

Примечание: * — для данной категории тарифы действуют с 1 октября по 30 апреля, а с 1 мая по 30 сентября — общие тарифы

С начала 2018 года повысилась оптовая цена на электроэнергию и в течение года запланировано еще несколько повышений. Пока, рост оптовых цен не отразился на стоимости электроэнергии для населения, но промышленные потребители, безусловно, прочувствовали изменения.

Прогнозированное увеличение оптовой цены будет в апреле 2018 года.

Двухзонный и трехзонный учет электроэнергии в Украине

Различают одноставочный и многоставочный тарифы на электроэнергию. При одноставочном тарифе стоимость потребленной активной энергии не зависит от времени суток и нагрузки на энергосистему, оплачивается только количество использованных киловатт-часов.

При двухставочном тарифе, который стал применяться в Украине, ценовая политика в отношении электроэнергии становится систематизированной. При этом подходе оплата делится на две части – цена задействованной мощности и цена самой потребленной энергии. Для предприятий, которые задействуют оборудование мощностью от 750 кВ и более, данная система тарификации финансово оправдывает себя.

В Украине стало возможным использовать многотарифную систему для расчета за потребленную электроэнергию. Суть этой системы в введении специальных коэффициентов оплаты использованной электроэнергии, которые меняются в зависимости от сезона и времени суток.

Основной акцент делается на то, что в периоды, когда нагрузка на систему энергоснабжения максимальная, стоимость 1 кВт/ч возрастает. Ночной тариф будет минимален из-за низкой нагрузки на сеть в это время суток. Пользоваться многотарифной системой сможет и население, и юридические лица.

Постановление НКРЭ Украины №221 от 26 февраля 2015 г. определяет, какие коэффициенты должны применяться для частных лиц при расчете стоимости электроэнергии по двухзонному и трехзонному виду учета.

Польза многотарифной системы состоит в том, что:

  • экономятся средства на оплату электричества;
  • снижается нагрузка на систему энергоснабжения в пиковые часы;
  • учитываются интересы и потребителя, и поставщика.

Переход на новую систему расчета требует установки специального двух- или трехзонного счетчика, который потребители приобретают самостоятельно. Но экономия от нововведения очевидна при любом объеме и целях использования электроэнергии.

Тарифы на электроэнергию для предприятий в 2018 году

Тарифы на электроэнергию для предприятий и юридических лиц (кроме населения) зависят напрямую от поставщика услуг, т.е. от энергоснабжающей компании, которая занимается обслуживанием того или иного предприятия. В 2016 году стоимость электроэнергии, как 1-го, так и 2-го класса напряжения, была одинаковой у всех поставщиков. Однако, с прошлого года ситуация изменилась и тарифы на электроэнергию у разных поставщиков отличаются. Какой будет стоимость электроэнергии для конкретного предприятия, зависит от вида предприятия и целей использования им электрической энергии. Узнать актуальные тарифы на электроэнергию можно на официальных сайтах поставщиков или на сайте НКРЭКУ (Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг).

Для предприятий и юридических лиц есть возможность применять многотарифную систему для экономии средств на оплату использованной энергии. В Постановлении НКРЭКУ Украины №1241 от 20 декабря 2001 года и факсограмме ГП «НЭК «Укрэнерго» №06-1-1/13396 от 25 ноября 2014 года определяется, по какому коэффициенту будет рассчитываться оплата электроэнергии для юридических лиц, использующих многотарифную систему:

«Зеленые» тарифы на электроэнергию для частных домохозяйств

С целью поощрения развития альтернативных источников энергии, в частности добываемых с помощью солнечного излучения и ветра, государство ввело так называемый «зеленый» тариф. Тем частным домохозяйствам, у которых остаются излишки электроэнергии, полученной альтернативным путем, государство платит за каждый кВт, поступающий в общую сеть. Для частных домохозяйств разрешенная мощность по зеленому тарифу на электроэнергию в Украине составляет 30 кВт.

Тарифная сетка разработана до 2030 года. Но очень часто Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), пересматривает ее ежеквартально (зависит от изменения курса евро) и вводит новые тарифы очередным постановлением, которое отменяет действие предыдущих.

Тарифы на электроэнергию в 2019 году: как изменятся?

В этом году правительство отменило формулу формировавшую стоимость угля для ТЭС Роттердам+. Эта скандальная формула с момента своего введения вызвала широкий резонанс, как в обществе, так и среди специалистов. Но радоваться отмене формулы Роттердам+ тоже не стоит спешить, потому что Национальная комиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ) уже заявила – тарифы на электроэнергию для населения будут подняты до рыночных требований, то есть европейской цены.

Напомним. Что НКРЭКУ на своем заседании, проведенном в конце августа 2018 года, отменила формулу формирования оптовый рыночной цены на электроэнергию Роттердам+. Вдобавок к этому национальная комиссия отменила более двадцати постановлений, которые ранее регламентировали работу рынка украинской электроэнергии. С запуском в 2019 году нового рынка электроэнергии заработают и новые механизмы его регулировки. Правительство планирует его запуск не ранее июля 2019 года.

Регулятор поясняет, что свои действия он принимает согласно закону «О рынке электроэнергии». Тот в свою очередь декларирует принцип «конкурентной модели рынка электроэнергии Украины» и соответствует принципам третьего энергетического пакета Европейского Союза, который на себя взяло ответственность имплементировать правительство Украины.

В новом подходе формирования стоимости электроэнергии в 2019 году будет все прозрачно, а места для Роттердам+ не найдется. Последний в свою очередь функционировал с 2016 года, и его функцией была привязка цены угля для электрогенерирующих объектов к мировой стоимости согласно специальному индикатору API2. Он в себе заключал котировки стоимости угля на бирже Роттердама, а также затраты на его транспортировку и разгрузку до ТЭС.

После ввода формулы Роттердам+ стоимость электроэнергии стала соответствовать рыночной стоимости и импортному паритету. Как следствие, цена на нее подорожала для бизнеса и промышленных потребителей. Так если в 2017 году ее стоимость была на уровне 1,353 грн за кВт без НДС, то в 2018 году стала 1,562. Практика показала, что такой подход спровоцировал рост цен на выпускаемые товары и продукцию, за который платил конечный потребитель.

Эта формула внедрялась в условиях войны как временная мера, она должна была стать гарантией бесперебойного производства электроэнергии и первым шагом ухода от ручного управления рынка электрической энергии. Ожидаемого эффекта формула не дала, несмотря на рыночные тарифы, генерирующие компании не создали «подушки безопасности» и не укрепили энергетическую безопасность Украины.

Эксперты называют Роттердам + схемой государственного уровня, на которой получил сверхприбыль владелец компании ДТЭК Ринат Ахметов, который контролирует 80% рынка электроэнергии и добычи угля.

Но с отменой скандальной формулы формирование стоимости электроэнергии чего ожидать от тарифов на нее в 2019 году? По словам НКРЭКУ тарифы будет диктовать рынок, а это означает очередное поднятие тарифов на электроэнергию уже с 1 июля 2019 года. По их словам поэтапное повышение тарифа с 2015 года в общей сложности на 200% не довело их до экономически обоснованного паритета.

Что хотелось бы отметить? Если ранее тарифы на электрическую энергию для населения и промышленных потребителей были разными, а для последних они были дороже, то теперь они станут едиными. Прекратится так называемое перекрестное субсидирование, при котором предприятия платили стоимость выше, чтобы население могло платить меньше. Также с 2019 года прекратится выделение дотаций для населения, и оно будет приравнено ко второму классу промпотребителей. Поэтому из-за этих факторов тарифы на электроэнергию в следующем году и вырастут.

Как заявляет глава НКРЭКУ Оксана Кривенко, тариф на электричество в 2019 году будет поднят на 105%. Напомним, что сейчас он равен 0,9 грн за первые 100 кВт и 1,68 за все последующие. В то время как его рыночная стоимость находится в пределах 1,85 грн. Таким образом, в 2019 году электроэнергия подорожает минимум до 1,85 гривен за 1 кВт.

Остается понятным только одно – стремление к рыночному ценообразованию в энергетическом секторе Украины не изменить. Но что будет с потребителями при таких тарифах? Возможно, им поможет субсидия, а может, государство будет проводить плавное повышение тарифов вплоть до 2020 года (дотируя из бюджета электрогенерирующие предприятия). Не нужно забывать, что в следующем году выборы и потерять свой электорат никто не хочет.

В Украине может быть несколько тарифов на электроэнергию — специалист компании Unicorn Systems UA

Что изменит реформа рынка электроэнергии для каждого украинца?

Unicorn Systems — передовая европейская компания, работающая на рынке с 1990 года, создающая крупнейшие информационные системы и предоставляющая решения в области информационных и коммуникационных технологий, которые предоставляет для регуляторов энергорынка Европы . Либерализация рынка электроэнергии — одна из важнейших реформ, которые Украина должна провести в рамках взятых на себя обязательств по условиям Третьего энергетического пакета ЕС. Данная реформа, по мнению чиновников, является еще и самой сложной, поскольку для имплементации закона «О рынке электрической энергии» необходимо принятие и внедрение вторичного законодательства, а это десятки нормативных документов. О реформе рынка электроэнергии и том, чем она обернется для украинцев, «Апостроф» поговорил с ЯНОЙ ЛЯХ — специалистом компании Unicorn Systems UA.

— По словам вице-премьер-министра Владимира Кистиона, реформа рынка электроэнергии — одна из самых сложных за период независимости Украины. Как вы считаете, действительно ли это так и почему?

— Да, действительно. Мы очень долго шли к этой реформе, начиная с 2004 года, и, наконец-то, мы подходим к ее завершению. 1 июля 2019 года новый рынок электроэнергии в Украине должен заработать. Этот рынок предполагает разделение нескольких госкомпаний на разные компании, которые будут осуществлять разные функции, и соответствующее изменение законодательства. Это довольно масштабный проект. Как вы знаете, летом этого года был принят закон о рынке электроэнергии и летом следующего года он уже должен заработать. Поэтому фактически у нас есть год для того, чтобы подготовить законодательные акты и Украину в целом к открытию рынка.

— Какой именно период можно считать началом реформирования рынка электроэнергии в Украине?

— По факту реформирование уже началось. Я имею в виду уже этот закон о рынке электроэнергии. К примеру, совсем недавно компания «Киевэнерго» разделилась на две компании, которые как раз и будут поставлять и продавать электроэнергию киевлянам.

— Вы сказали «несколько компаний», это то, о чем говорили ранее, что рынок электроэнергии в Украине очень монополизирован?

— Именно. На данный момент в Украине действует модель единого покупателя и единого продавца, когда вся генерация обязана продавать единой госкомпании «Энергорынок», и все потребители (бытовые и не бытовые) покупают электроэнергию у компании «Энергорынок». При открытии рынка эта система изменится. Вы сможете покупать электроэнергию непосредственно не только у облэнерго закрепленных территорий, а у индивидуальных поставщиков электроэнергии. Соответственно, «Энергорынок» уже не будет монополистом на этом рынке. Он будет осуществлять функции биржи электроэнергии, а «Укрэнерго», как оператор системы передачи, который как раз балансирование, сеть и то, что у нас с вами ежесекундно есть электроэнергия, он разделится на две компании, которые осуществляют передачу и диспетчерское управление всей территорией Украины.

— Если говорить конкретно о потребителях — обычных гражданах и бизнесе — насколько будут отличаться условия покупки электроэнергии? Насколько изменятся тарифы?

— Мне кажется, это два довольно независимых друг от друга вопроса. Именно система покупки электроэнергии изменится коренным образом. Вы сможете самостоятельно выбирать поставщика, который устраивает вас по тарифам, по качеству обслуживания, возможно, по дополнительно предоставляемым услугам. Тарифы же на электроэнергию, как правило, не всегда зависят от того, какая модель рынка в стране. Например, уже сейчас мы можем видеть определенный рост тарифов, хотя по факту открытие рынка электроэнергии еще не произошло. В нашей практике мы видели два разных случая, когда тарифы на электроэнергию повышались в связи с открытием рынка и, например, в соседних странах, в той же Словакии, иногда были зафиксированы случаи понижения тарифов.

— От чего это зависит?

— Как правило, это как раз не зависит от открытия рынка. Это зависит от вторичных составляющих: цены на электроэнергию, от того, насколько государство готово дотировать население, и так далее.

— Хотелось бы более подробный получить ответ, на какой именно стадии реформирования сейчас закон, который заработает в 2019 году, как вы сказали? Что сейчас конкретно происходит?

— Есть часть законов, которая затронет конечного потребителя, и есть часть законов, которые для конечного потребителя, возможно, будут не так видны. То, что затронет конечного потребителя, это непосредственно разделение функции передачи и поставки электроэнергии. На данный момент у нас с вами нет выбора, у какой компании покупать электроэнергию. Фактически это облэнерго, к сетям которого вы подключены. При открытии же нового рынка будет отдельно осуществляться плата за пользование сетями электроэнергии — согласно установленным тарифам. А непосредственно оплата мегаватт-часов потребленной электроэнергии будет осуществляться другой компанией. И этих других компаний, поставщиков электроэнергии, будет несколько, и вы сможете их выбирать. Фактически деление облэнерго на эти компании уже началось.

— Сколько нужно времени на имплементацию закона о рынке электроэнергии? Предусмотрено два года, если я не ошибаюсь.

— К несчастью, немного больше, чем предусмотрено самим законом. Осталось уже значительно меньше, чем два года, — год с небольшим хвостиком. Исходя из нашей практики, из того, как мы участвовали в либерализации рынка в соседних странах, этого, естественно, мало.

— Почему тогда было указано два года? Из каких соображений?

— Мне кажется, это связано с тем, что, во-первых, Украина уже очень долго реформируется и рано или поздно нужно приходить к концу. Во-вторых, такой срок был поставлен во многом под давлением европейцев. Поэтому реформирование рынка – долгий процесс, исходя из нашей практики, это бесконечный процесс, когда постоянно что-то улучшается, что-то меняется. Но в целом потребители могут ожидать появления независимых поставщиков на рынке уже в очень-очень скором времени, а начиная с июля 2019-го года, рынок должен заработать.

— То есть все-таки для обычного потребителя, обычного украинца, который платит по этим тарифам, это выгодно, потому что он уже сам сможет выбирать поставщика и, соответственно, лучшую цену для себя?

— Да. Мы ожидаем, что будет несколько возможных тарифов на электроэнергию. Например, более дешевая электроэнергия в ночное время, более дорогая электроэнергия в пиковые часы нагрузки и т.д. Соответственно, приходя к поставщику, население сможет выбирать себе спокойно необходимый тариф.

— Компания, которую вы представляете, Unicorn Systems, известна в Европе как раз тем, что она участвовала в либерализации рынка. Расскажите, как в ЕС происходило реформирование рынка?

— Очень хороший вопрос, потому что страны ЕС очень разношерстны. Есть страны, в которых либерализация уже завершена, и они шлифуют и улучшают эту систему взаимоотношений электроэнергии на рынке, которая есть. А есть страны, которые только подтягиваются к этим странам, которые впереди.

— А страны, которые впереди, можете назвать?

— Это, как правило, страны Северной Европы. Недавно мы поставили единую систему для управления балансами на территории Швеции, Норвегии и Финляндии. Вот эти страны как раз и находятся впереди. Там рынок электроэнергии уже либерализирован настолько, насколько это возможно. Страны Центральной Европы, к ним довольно близко. Страны Восточной Европы, в частности наши соседи (Румыния, Словакия, Венгрия), еще в активной фазе. Это либерализация, когда очень многое уже сделано, но еще многое впереди.

— Насколько было сложно вашей компании участвовать во всех этих процессах? Ведь подходы к этому процессу у всех стран разные, разное законодательство.

— Нам было очень интересно. Например, в Чехии, в официальном центральном офисе нашей компании, мы стояли у истоков либерализации. Мы начинали сотрудничать с чешской компанией » ČEPS» , когда рынок только открывался, и фактически поставляли все IT-решения, помогали в решении всех вопросов, которые возникают в ходе либерализации. Я бы не сказала, что мы сталкивались с какой-то бюрократией, поэтому сам процесс проходил достаточно гладко и продуктивно.

— Как опыт вашей компании может помочь в Украине? Вы сейчас как-то сотрудничаете с украинским государством? Потому что в прессе часто появляются новости, что имплементировать закон о рынке электроэнергии в Украине помогут специалисты из Европы.

— Как это ни странно, в Украине у нас пока был только один большой проект, связанный с открытием рынка, – это аукционная платформа для НЭК «Укрэнерго», которая помогла прозрачно и на конкурентной основе распределять сечение межгосударственных линий электропередач для того, чтобы украинские компании могли осуществлять импорт и экспорт электрической энергии. Но в то же время, благодаря 20-летнему опыту работы в Европе, мы смогли предложить определенные консультационные услуги Украине. В частности, то, о чем вы упомянули, — при Кабинете министров Украины работает координационный совет, который как раз координирует полную реформу энергорынка Украины. Мы предложили услуги двух экспертов, которые работают по направлениям финансов на новом рынке и работы оптового рынка электроэнергии, как раз сейчас они помогают вычитывать украинское законодательство.

— Правда ли то, что для реализации закона о рынке электроэнергии нужна IT-система?

— Да. К сожалению, объем операций и скорость работы открытого рынка электроэнергии не позволяет осуществлять процесс в ручном режиме, например, так, как это происходит сейчас — в частично ручном режиме. Как правило, все действия на этом рынке поддерживаются IT-системами, причем как со стороны рынка, то есть со стороны энергобиржи «Укрэнерго», так и со стороны энергопоставляющих компаний, трейдеров, производителей и покупателей тоже работают эти системы. Не бытовых покупателей, а, естественно, тех покупателей, которые дали поставлять это все.

— Все-таки хотелось бы лучше понимать, как создать эту основу, сколько на это нужно времени и ресурсов?

— Опять же, времени на это нужно немножечко больше, чем предусмотрено законом. В Украине предусмотрено создание нескольких рынков. В частности, это оптовый рынок электроэнергии, рынок на сутки вперед, внутридневной рынок, розничный рынок электроэнергии. Это те рынки, на которых непосредственно покупается и продается электроэнергия. В том числе будут некоторые технические рынки, которые, как мы уже говорили ранее, позволят «Укрэнерго» балансировать сеть. Все эти рынки нуждаются в своих IT-системах. Некоторые системы, с нашей точки зрения, должны быть внедрены раньше, например, рынок на сутки вперед, регистрация двухсторонних договоров между производителями и потребителями электроэнергии, которые тоже вступят в силу. Для внедрения других систем нужно немного больше времени. Недавно в Киеве проходил украинский энергетический форум, и там очень много говорили о том, что есть определенная очередность внедрения систем, что есть критичный функционал и некритичный. И мы будем двигаться именно в этом направлении. Как? Решит «Укрэнерго».

— Расскажите о тендере «Укрэнерго». Вы в нем участвуете?

— Мы планируем поучаствовать в тендере «Укрэнерго». Этот тендер направлен на закупку тех технических систем, которые, возможно, не видны конечным потребителям, но необходимы для функционирования рынка в целом. Например, новый открытый рынок предусматривает создание двусторонних договоров, когда генерации не обязательно будет продавать электроэнергию госпредприятию «Энергорынок», а любому поставщику покупать оттуда электроэнергию. Генерация и поставщики смогут заключить прямой договор между собой. Эти договоры должны быть должным образом зарегистрированы, графики по этим договорам именно физической передачи электроэнергии должны быть тоже зарегистрированы. Эти платформы как раз мы и поставляем. Отдельно будет поставлена платформа вспомогательных услуг, балансирующего рынка и всех расчетов на оптовом рынке электроэнергии. Собственно, эти все вещи и покрывают тендер «Укрэнерго».

— На когда он запланирован?

— Тендер многострадальный, он переносился несколько раз. Изначально он был запланирован на конец декабря прошлого года, а сейчас официальная дата тендера – 16 марта. Так что будем ждать!