Закон про коллективный договор

Коллективный договор (12)

Главная > Закон >Государство и право

ВАША НАДЕЖДА И ОПОРА — КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР”

“Солидарность”, N14, апрель 1999 г.

Создав в своем трудовом коллективе профсоюзную организацию, вы, скорее всего, столкнетесь не только с противодействием администрации. В один прекрасный момент вы почувствуете, что Закон, который вы и ваша профсоюзная организация свято блюли и заставляли делать то же самое работодателя, вдруг оказывается бесполезным. Дело в том, что невозможно прописать в трудовом законодательстве все нюансы, возникающие в практике взаимоотношений администрации и работников. И тогда вам придется начать кампанию по заключению коллективного договора. О том, что такое колдоговор и как добиться его заключения, и пойдет речь в сегодняшнем выпуске «Защити себя сам».

КОЛДОГОВОР — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!

Честно признаться, многие профсоюзные активисты при слове «колдоговор» начинают откровенно зевать: мол, скукотища и вообще что-то нудное! На самом деле, они правы лишь отчасти. Ибо даже процедуру разработки и заключения колдоговора можно превратить в чрезвычайно увлекательное мероприятие, которое, несомненно, укрепит авторитет профсоюзной организации. Есть у работы по заключению колдоговора весьма притягательное свойство: результат могут непосредственно ощутить на себе все члены трудового коллектива.

Прежде всего вам придется где-то раздобыть текст Федерального закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (№ 176-ФЗ, последняя редакция — от 24.11.1995 года). Уверяем, что язык сего документа довольно доступен, поэтому даже неискушенный в юридических дебрях профсоюзный активист вполне способен прочитать и усвоить 28 статей Закона, причем главу IV можно смело пропустить.

В статье 2 Закона дается четкое определение, что же такое, собственно, коллективный договор. Оказывается, это «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем». Иными словами, колдоговор — это своеобразный законодательный акт местного масштаба, ограниченный рамками трудового коллектива данного предприятия (организации) и учитывающий его специфику.

ЗАЧЕМ НУЖЕН КОЛДОГОВОР?

Сразу же возникнет вопрос: а на кой он, собственно говоря, нужен, этот колдоговор? Жили до сего времени без колдоговора и еще сто лет как-нибудь проживем. Ведь есть Кодекс законов о труде, Закон о профсоюзах, иные нормативные акты, где вроде бы все прописано. Так стоит ли » огород городить «? Оказывается, стоит.

Во-первых, потому, что отдельные положения КЗоТ сформулированы слишком обще, без изложения соответствующей процедуры. Например, добрых два десятка статей КЗоТ предусматривают, что администрация что-то обязана согласовать с профкомом или учесть его мнение. А что значит «согласовать», «с учетом мнения»? На эти вопросы мог бы ответить колдоговор, в котором необходимо прописать механизм осуществления прав, дарованных профкому Трудовым кодексом. Многие профкомы посредством колдоговора добились, что администрация предварительно посылает им проекты всех приказов по организации. Или: с профкомом согласуются не только то, что положено по КЗоТ РФ, но и все остальные решения работодателя.

Во-вторых, отдельные положения Трудового кодекса и Закона о профсоюзах непосредственно «отсылают» к колдоговору для уточнения условий их применения. В частности, КЗоТ разрешает посредством колдоговора устанавливать свои дополнения к перечню лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов (ст. 34, 40.2 КЗоТ), дополнительные отпуска (п. 5 ст. 68 КЗоТ), требует фиксировать все особенности систем оплаты труда и форм материального поощрения, в том числе и при работе в особых условиях (ст. 80, 85.1, 86, 90 и 94 КЗоТ), определяет порядок использования средств, выделяемых на мероприятия по охране труда (ст. 148 КЗоТ).

Исходя из этих «отсылок» колдоговор может значительно расширить количество социальных льгот и привилегий для работников, нежели это предусмотрено действующим законодательством. Это могут быть дополнительные выходные и отпускные дни с учетом специфики производства, счастливых (женитьба, рождение ребенка) и несчастных (болезнь, смерть родственников, случаев семейной необходимости (подготовка детей к школе накануне 1 сентября), описание всевозможных форм оплаты труда, надбавок, пособий, премиальных, материальной помощи с учетом их индексации (в том числе и по конкретному поводу: высокие производственные результаты, сокращение штатов, уход на пенсию, пополнение семьи), определение порядка, условий и льготных тарифов при пользовании объектами спорта, туризма, отдыха, здравоохранения, принадлежащих предприятию, установление сокращенного рабочего дня и рабочей недели, проведение мероприятий по охране труда и здоровья работников и многое другое.

Профсоюз же должен быть кровно заинтересован в наличии коллективного договора. Так, ст. 230 КЗоТ гласит, что права выборного профсоюзного органа и гарантии его деятельности устанавливаются не только законодательством и собственным уставом, но и колдоговором. Причина и в том, что в последнее время некоторые статьи КЗоТ РФ вошли в противоречие с Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В частности, предусмотренные статьями 233 и 234 КзоТ права, обязывающие работодателя бесплатно предоставлять профкомам помещения с оборудованием, отоплением, освещением, уборкой, охраной, средства транспорта и связи, а также находящиеся на балансе предприятия здания, помещения, сооружения для ведения культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы, в ст. 28 Закона о профсоюзах изложены по-другому. А именно, с небольшой добавочкой: на условиях, определяемых коллективным договором. Даже ежемесячное перечисление членских профсоюзных взносов работодателем при наличии письменных заявлений членов профсоюза осуществляется «в соответствии с коллективным договором» (п. 3 ст. 28 Закона о профсоюзах). Наконец, только посредством колдоговора можно урегулировать вопрос о предоставлении неосвобожденным профсоюзным активистам оплачиваемого времени для выполнения своих функций (ч. 3 ст. 235 КЗоТ РФ).

Итак, если вы осознали целесообразность коллективного договора в вашей организации, можно приступить к его разработке. И сразу же возникнет прямо-таки ленинский вопрос: с чего начать?

Обратитесь в ближайший отраслевой или территориальный профсоюзный орган. Профсоюзные органы собаку съели на этих самых колдоговорах и буквально всем прожужжали уши по этому поводу. Они накопили гигантский опыт. Большинство профсоюзных райкомов, горкомов, обкомов, рескомов имеют письменные рекомендации для первичных профсоюзных организаций на предмет разработки и заключения колдоговоров. Издано несколько брошюр на эту тему.

Наиболее продвинутые профсоюзы имеют даже примерные макеты — своеобразные «шпаргалки», содержащие собственно уже готовый вариант коллективного договора, в который необходимо лишь вписать название вашей организации и некоторые присущие ей специфические условия. Однако вспоминать школьные годы и слишком уж увлекаться «шпорами» не следует: если вдруг в макет колдоговора вкралась ошибка, вы рискуете ее растиражировать.

Разрабатывая проект колдоговора, следует помнить, что, конечно, можно сочинить документ толщиной «в два КЗоТа», перенеся в его текст все касающиеся вашего учреждения нормативные акты. Но делать этого не стоит по простой причине: «страшно далеки они от народа». Вернее, народ далек от них. Чем проще и доступней «для широких масс трудящихся» будет текст колдоговора, тем легче вы сможете обосновать его полезность. В идеале текст коллективного договора должен украшать одну из наидоступнейших стен вашей организации, чтобы каждый работник в любой момент мог в него заглянуть и сразу во всем разобраться. Следовательно, стоит сделать текст колдоговора как можно более коротким, отказавшись от перечисления положений федеральных законов.

Кстати, частичный ответ на вопрос, что, собственно говоря, включать в текст коллективного договора, дает ст. 13 Закона о колдоговорах, содержащая подробный перечень.

На всех этапах работы над колдоговором не стесняйтесь советоваться с профсоюзным юристом или работником отдела (сектора), отвечающего за колдоговорную кампанию. Жители отдаленных районов могут вступить с ближайшей профсоюзной юридической службой (профорганом) в почтовую переписку.

ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?

Во время работы над коллективным договором вам придется немножко забыть о том, как успешно вела ваша профсоюзная первичка «классовые бои» с любимым работодателем в недавнем прошлом. Зато необходимо будет вспомнить, что профсоюзы являются приверженцами социального партнерства. Все дело в том, что коллективный договор — это продукт творчества и разумного компромисса двух сторон — работников (и в их лице — профсоюза) и работодателя. И любой конфликт работе над колдоговором будет только препятствовать.

Если в вашем трудовом коллективе царит классовый мир (хотя бы и худой), посоветуем с самого начала привлечь к работе над проектом коллективного договора вашего работодателя. Если вы не уверены в положительной реакции последнего, начните эту работу самостоятельно. В сложных и конфликтных ситуациях обращайтесь за помощью в вышестоящий профсоюзный орган.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Для работы над проектом колдоговора было бы неплохо основательно «подковаться» юридически, ознакомившись с ключевыми положениями уже упоминавшегося нами Закона о колдоговорах.

В последнее время работодатели «раскусили», что колдоговоры могут быть и такими, которые выгодны прежде всего им самим. Добиться этого можно двумя путями: привлечь к подписанию колдоговора не профсоюз, а некую сомнительную карманную структуру либо включить в текст колдоговора такие положения, от которых станет плохо любому работнику и профсоюзному активисту.

На первый случай ст. 2 Закона о колдоговорах гласит, что представителями работников могут быть органы профессиональных союзов. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы во время процедуры переговоров и момента заключения колдоговора. Но та же статья еще упоминает и некие «органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им». Последнее положение используется работодателями для создания альтернативных карманных «самодеятельных структур», с которыми и подписывается профанационный колдоговор. В этой связи необходимо помнить, что «не допускается ведение переговоров и заключение коллективных переговоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей», а также от имени созданных или финансируемых работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, политическими партиями организаций или органов, якобы представляющих работников (ст. 5 Закона о колдоговорах).

Во втором же случае целесообразно напомнить работодателю, что условия коллективных договоров, «ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны». И вообще, включать подобную «работодательскую галиматью» в текст колдоговоров запрещается (ст. 3 Закона о колдоговорах). Ведь на практике полет фантазии «просвещенного» работодателя приводит к включению в коллективные договоры таких перлов, как не предусмотренные законом виды дисциплинарных взысканий (например, провинившегося работника переводят на другую работу, на отдаленные объекты или привлекают без дополнительной оплаты к сверхурочным), системы штрафов, дополнительные основания для увольнения работников и т.п. Берите на вооружение золотое правило: улучшать и дополнять выгодные для работника положения трудового законодательства в колдоговоре можно сколько угодно. Ухудшать — ни-ни!

КАК ЗАПУСТИТЬ ПРОЦЕДУРУ

С инициативой по заключению колдоговора может выступить и профсоюз (либо общее собрание работников), и работодатель. Но если уж инициатива исходит от профсоюза, помните, что процедура ведения переговоров должна быть максимально бюрократической (никаких «вась-вась» с начальником!) и соответствовать закону.

Пошлите своему начальнику уведомление (в произвольной форме) о начале переговоров. Получив уведомление, начальник обязан в семидневный срок приступить к переговорам (ст. 6 Закона о колдоговорах). Если в вашей организации действует несколько профсоюзов, каждый из них может потребовать свою «долю пирога». А именно: получает право представлять своих членов профсоюза и доверяющих им работников (ст. 6).

Закон предусматривает создание на паритетных началах комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта колдоговора. Работодатель направляет туда своих представителей (либо входит сам), профсоюз — своих. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон, которым предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов по содержанию колдоговора (ст. 7 Закона о колдоговорах).

Направляя своих представителей в эту комиссию, профсоюзу необходимо учесть, что работа по заключению колдоговора требует не отчаянных борцов с произволом администрации (они пригодятся в других ситуациях), а людей, умеющих добиваться компромисса и брать свое не мытьем, так катаньем. Профсоюзные представители во время проведения переговоров не могут без согласия профкома подвергнуться репрессиям в виде взысканий, переводов и увольнения по инициативе администрации (ст. 9 Закона о колдоговорах). Зато они могут получить освобождение от основной работы с сохранением заработка на период до трех месяцев (ст. 9).

Если начальник нагло уклоняется от участия в переговорах по заключению колдоговора, срывает сроки, не обеспечивает условий для работы комиссии, он может быть подвергнут даже не дисциплинарной, а административной ответственности! В частности, ст. 41.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Коли ваш начальник решил «подинамить» с заключением колдоговора, сразу же обратитесь в Гострудинспекцию, инспектор которой и подвергнет штрафу незадачливого «уклониста».

Сомнительно, что процедура переговоров окажется легкой. Ведь в природе практически не встречается работодателей, готовых добровольно одарить работников дополнительными социальными благами за счет своей прибыли! Поэтому приготовьтесь к долгой и затяжной борьбе за каждый пункт будущего колдоговора.

Во-первых, дождитесь издания согласованного с профкомом приказа по организации, который и оформит начало процедуры, а также утвердит состав комиссии (ст. 12 Закона о колдоговорах).

Затем вам понадобится от работодателя некоторая информация о положении дел на родном предприятии, о финансовых достижениях и экономических показателях. Начальник тут же заявит, что это — коммерческая тайна. А вы ему под нос текст закона. Ст. 7 Закона о колдоговорах четко гласит, что коммерческая тайна не является препятствием для получения сведений, необходимых для разработки проекта договора. Правда, работники несут ответственность, если допустят разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну. А ежели начальник (его представители в комиссии) заупрямится, напомните ему про Кодекс об административных правонарушениях: ст. 41.4 может опустошить его кошелек на три минимальных оклада в виде того же штрафа. Всего лишь за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением колдоговора.

Конечно, подобные взыскания для работодателя были бы малочувствительны, если бы не одно «но». В милицейском компьютере за начальником целый год будет числиться административное правонарушение. И если он в течение года совершит повторный административный проступок, скажем, по другой статье «Административного кодекса», правоохранительные органы и суд могут отнестись к нему как к своеобразному рецидивисту. Со всеми вытекающими последствиями в виде ужесточения последующего административного наказания. И все же не советуем особенно конфликтовать с работодателем, ведь от последнего также зависит, каким будет содержание колдоговора.

Проект колдоговора должен быть обсужден в трудовом коллективе, для чего работодатель обязан обеспечить его размножение, либо вывесить текст в доступном для обозрения месте. Работники вправе вносить свои замечания и предложения (ст. 12 Закона о колдоговорах).

КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ.

Процедуру заключения колдоговора может резко осложнить то обстоятельство, что в вашей организации действует несколько профсоюзов. В этом случае все профсоюзные организации в пятидневный срок должны сформировать единый представительный орган для выработки единого проекта колдоговора. Если же профсоюзы враждуют между собой, не могут создать единый представительный орган, придется созывать общее собрание (конференцию) работников, которая может принять (большинством голосов) наиболее приемлемый проект колдоговора и поручить профсоюзу, который разработал этот проект, вести дальнейшие переговоры на его основе. «Обиженные» большинством трудового коллектива профсоюзы (или так и не достигшие согласия между собой) вправе вести переговоры и заключать колдоговор от имени своих членов либо представить свое приложение к единому колдоговору, которое в случае его подписания будет иметь такую же юридическую силу, как и «самый главный» коллективный договор.

Кстати, работодатель, «осчастливленный» наличием нескольких враждующих профсоюзов, обязан в процессе переговоров сделать так, чтобы все проекты были доведены до сведения работников. А для этого могут быть использованы казенная оргтехника, средства связи, настенная агитация и т.д. (ст. 12 Закона о колдоговорах).

НАСТАНЕТ ТОТ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ.

Рано или поздно должен наступить торжественный момент, когда стороны все же договорятся о положениях будущего колдоговора. В этом случае необходимо созвать общее собрание (конференцию) работников, которая и утвердит доработанный проект. После этого он готов к подписанию работодателем и профсоюзом (профсоюзами). Подписанный сторонами колдоговор работодатель обязан в семидневный срок направить для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду данного региона (ст. 12 Закона о колдоговорах).

К сожалению, начальник не обязан подписывать колдоговор в том виде, в котором это предлагает профсоюз. Но не подписывать его вообще он не имеет права. Теоретически работодателя можно привлечь к административной ответственности за необоснованный отказ от заключения колдоговора (ст. 41.3 Кодекса об административных правонарушениях). Но необоснованность придется доказывать.

В текст колдоговора включаются только те положения, по которым достигнуто соглашение обеих сторон. По остальным составляется протокол разногласий (ст. 7 Закона о колдоговорах). Урегулировать эти разногласия можно с помощью грозного и разрушительного оружия — забастовки (ст. 8 Закона о колдоговорах). Но это уже тема для отдельной статьи.

Колдоговор заключается на срок от одного до трех лет. Если этот срок истек, колдоговор продолжает действовать до момента заключения нового или изменения действующего. Изменения структуры или наименования организации, смена руководителя, заключавшего колдоговор, — не повод для прекращения его действия. А вот при реорганизации предприятия (учреждения) по инициативе одной из сторон колдоговор должен быть пересмотрен, но на весь период реорганизации свое действие сохраняет. В случае смены собственника ранее заключенный колдоговор действует в течение трех месяцев, отводимых для процедуры заключения нового. При ликвидации организации колдоговор «живет» весь период связанных с этим печальных процедур и «умирает» вместе с организацией (ст. 14 Закона о колдоговорах).

Осмелимся предположить: момент подписания колдоговора вряд ли окажется самым счастливым днем для профсоюзного актива. Заключить колдоговор — полдела. Главное — проконтролировать ход его выполнения. Ведь многие работодатели так и норовят под разными предлогами — прямо или косвенно — свести на нет завоевания работников, заложенные в колдоговоре. Закон предоставляет профсоюзам большие полномочия в деле контроля за выполнением колдоговора. А начальникам-«невыполненцам» и нарушителям грозит сплошными карами — до ста «минималок» штрафа (ст. 41.3 Кодекса об административных правонарушениях).

Федеральный закон 176-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации

«О коллективных договорах и соглашениях»

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 890)

следующие изменения и дополнения:

в части первой слова «трудовых отношений» заменить словами «социально-трудовых отношений»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.».

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее — работники организации) с работодателем.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.».

3. В части первой статьи 3 слово «предприятий» заменить словом «работодателей».

слова «хозяйственного управления» заменить словами «органов местного самоуправления»;

дополнить статью частью третьей следующего содержания;

«Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.».

части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

«От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.»;

дополнить статью новой частью пятой следующего содержания:

«От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.»;

части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой;

часть шестую изложить в следующей редакции:

«Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.».

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

«Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.

Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.»;

дополнить статью частью шестой следующего содержания:

«Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.».

7. Статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».».

8. Статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.».

9. Статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.».

10. Статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.».

в части первой слова «предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа» заменить словами «организации и решением представителей работников.»;

дополнить статью новой частью второй следующего содержания:

«Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.»;

части вторую — седьмую считать соответственно частями третьей — восьмой;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.»;

в части четвертой слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации», слово «объединенного» заменить словом «единого»;

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

«При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.»;

в части седьмой слова «профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам» заменить словами «представителям работников»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.».

абзац одиннадцатый части второй изложить в следующей редакции:

«контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;»;

в части третьей слово «предприятия» заменить словом «организации».

13. В тексте статьи 14 слово «предприятие» заменить словом «организация» в соответствующем падеже.

14. Статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.».

часть первую изложить в следующей редакции:

«Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.»;

в части третьей после слова «подписавшие» дополнить словом «единый», слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации».

16. Статью 18 изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.».

17. Статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Участники соглашений

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда Российской Федерации;

профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать:

регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.».

18. Статью 20 изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей — участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, — в Министерство труда Российской Федерации, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, — в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.».

19. Дополнить Закон статьей 20-1 следующего содержания:

«Статья 20-1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей.

Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и координатор комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации.».

20. Абзац десятый части второй статьи 21 изложить в следующей редакции:

«о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.».

21. Статью 22 дополнить частями четвертой, пятой и шестой следующего содержания:

«В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется

действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.».

22. Часть первую статьи 24 изложить в следующей редакции:

«Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.».

23. Статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

24. Статью 26 изложить в следующей редакции:

«Статья 26. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.».

25. Статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

26. Статью 28 изложить в следующей редакции:

«Статья 28. Порядок привлечения к ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются законодательством.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по заявлению представителей работников соответствующих органов по труду либо по инициативе прокурора.».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его

Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I
«О коллективных договорах и соглашениях»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.

О коллективных договорах и соглашениях см. Трудовой кодекс РФ

См. постановление ВС РФ от 11 марта 1992 г. N 2491-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Даны определения понятиям коллективного договора и соглашения. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения на конкретном предприятии, соглашение является правовым актом, который регулирует социально-трудовые отношения в отрасли или на определенной территории.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Срок соглашения также не может превышать трех лет.

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются.

Установлены основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений, определены требования к их содержанию.

Регламентирован процесс ведения коллективных переговоров и порядок урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров.

Установлены меры ответственности за нарушение установленных законом правил.

Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»

Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 28 апреля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 890

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с Федеральным законом о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона