Закон об оружии 2014 ношение оружия

Содержание:

Носите правильно

Такие уточнения потребовались из-за принятого в ноябре прошлого года правительственного постановления об изменении правил оборота гражданского оружия. Там была фраза, разрешающая россиянам ношение оружия в целях самообороны. И тут же появились весьма вольные толкования этого постановления — мол, отныне гражданин России в целях самообороны может постоянно носить с собой любое гражданское оружие. В МВД уверяют что это, увы, не так.

Напомним, что правительство России уточнило свои требования к хранению, ношению, приобретению, транспортировке и даже применению гражданского и служебного оружия. Речь идет о внушительном арсенале — на руках россиян свыше шести миллионов официально зарегистрированных гладкоствольных и нарезных охотничьих ружей и карабинов, газовых и травматических пистолетов. А есть еще спортивные винтовки и пистолеты, служебные карабины, помповые ружья и тоже пистолеты, которыми вооружены частные и ведомственные охранники, егеря и геологи. Чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможность трагедий или несчастных случаев, разработаны «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». Правда, законодатели добавили в этот документ фразу — «а также в целях самообороны». Просто был констатирован и без того известный факт: если на человека напали и он считает, что жизни, здоровью и имуществу его и его близких угрожает опасность, он вправе защищаться всем, что есть у него под рукой. В том числе и собственным ружьем, которое везет, допустим, в машине на дачу.

Но вот что важно: правила ношения и транспортировки оружия, в том числе и длинноствольного, никто не отменял. Для его перевозки из одного города в другой никакого отдельного разрешения не требуется. Обращаться за таким разрешением в полицию следует только в том случае, если вы везете пять и более стволов и три сотни патронов. Не отменена и ответственность за неправильное хранение оружия, тем более — если такая халатность привела к трагедии. В результате можно не только лишиться разрешения, заплатить немаленький штраф, но и попасть под уголовную статью, то есть — потерять свободу.

Именно поэтому в МВД России развеяли некоторые мифы и иллюзии, время от времени возникающие у владельцев домашних арсеналов. Например, отправившись, скажем, на прогулку по городу, брать с собой охотничье ружье или карабин категорически запрещено.

Длинноствольное гражданское оружие можно выносить из дома только в нескольких случаях — например, для транспортировки его к месту охоты или спортивной стрельбы, для регистрации в подразделении лицензионно-разрешительной работы, доставки к новому месту хранения, для ремонта или продажи в специализированном магазине. В общем, владелец оружия должен быть готов внятно объяснить полицейскому, куда и зачем он несет свое оружие. И, разумеется, предъявить все необходимые документы — свой паспорт и разрешение, выданное в полиции. Кстати, сотрудники столичных подразделений лицензионно-разрешительной работы зачастую не требуют приносить для очередной перерегистрации гладкоствольные ружья. Достаточно предъявить справку от своего участкового, который должен проверить условия хранения оружия. А вот нарезной карабин — да, придется принести в полицию для осуществления контрольного отстрела. Оружие при переноске или транспортировке должно быть в чехле, разряженным, в зависимости от модели — в разобранном или собранном виде. Патроны — отдельно.

Одним из самых громких дел по самообороне стала совсем недавняя история студентки Лотковой, открывшей стрельбу из травматического пистолета в столичном метро. По ее словам, она защищала своих товарищей, у которых вышел конфликт с группой посторонних лиц. В результате были ранены два человека. Видеозапись инцидента была выложена и бурно обсуждалась в интернете. Суд признал ее виновной и приговорил к трем годам колонии. Недавно Лоткова была освобождена условно-досрочно.

Впрочем, есть и другие истории, менее драматичные и, поэтому, менее известные. В Подмосковье примерно в 23.00 семеро молодых ребят решили ограбить прилично одетого прохожего, который проходил мимо ларька, возле которого они пили пиво. Ребята заторопились прохожему вслед и даже достали пружинные ножи. Но мужчина успел выхватить «Осу» — бесствольный четырехзарядный травматический пистолет, который на законных основаниях приобрел несколько лет назад и носил в открытой кобуре под пиджаком. Несмотря на весьма небольшие размер и вес, его калибр почти втрое превышает все остальные пистолетные калибры.

Вид оружия преследователей не остановил и пришлось стрелять. Одна пуля попала в живот нападавшему. Еще одна — в ногу второму налетчику. Остальные разбежались. А дальше мужчина действовал очень правильно. Во-первых, он сначала позвонил своему адвокату и уже следовал его советам. Затем вызвал полицию, причем — через «02», чтобы была запись его обращения в «дежурную часть». Дождался приезда наряда и предъявил им свое удостоверение внештатного сотрудника полиции. И заявление писал уже не как оборонявшийся потерпевший, а внештатник, рапортующий о задержании опасных преступников. Полицейские были довольны — еще бы, столь быстрое и очевидное раскрытие преступления. Молодые люди вскоре надолго сели за разбой.

Закон об оружии 2014 ношение оружия

Постановление правительства №1178, подписанное премьером Дмитрием Медведевым, вносит сразу несколько изменений в «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Документ датирован 8 ноября, однако опубликован он был только во вторник, 18 ноября.

Один из пунктов этого постановления вносит изменения в раздел 62 «Правил», который регулирует правила ношения оружия. В прежней редакции пункт «г» этого раздела разрешал гражданам России носить оружие «во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб». Правительство дополнило этот перечень еще одни случаем: «а также в целях самообороны».

При этом иностранных граждан на территории России это нововведение не коснется. Для них разрешение использовать оружие только « во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб» дополнили возможностью носить оружие, но только во время этих мероприятий.

Как рассказал РБК председатель стрелкового клуба «Сайга», руководитель московского отделения союза «Гражданское оружие» Рафаил Рудницкий, данная поправка устраняет дополнительные формальные препоны для транспортировки оружия его владельцами. «Раньше переноску даже зачехленного оружия можно было трактовать как ношение и как транспортировку. То есть теоретически постовой мог потребовать доказать, что ты несешь оружие для охоты или для соревнований, а теперь разрешено носить фактически любое оружие, приобретенное на законных основаниях».

К оружию самообороны закон относит огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (однако его ношение в целях обороны законом прямо запрещено); огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия; газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

Кроме того, в перечне гражданского оружия значатся спортивное, охотничье, сигнальное, холодное клинковое оружие и оружие, используемое в культурных и образовательных целях.

При этом обязательно должны соблюдаться положения закона «Об оружии», который гласит, что «запрещено ношение оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий; ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения; ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций; ношение во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию; ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия».

Кром того, закон прямо запрещает «ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия», за исключением случаев его перевозки или транспортировки.

Изменения в «Правила оборота оружия» также несколько смягчают требования к иностранным гражданам, ввозящим оружие в Россию или приобретающим его на российской территории. Так, срок хранения иностранцами приобретенного в России оружия продлен с пяти до десяти дней. Кроме того, отменена обязательная передача оружия после таможни пригласившей иностранца стороне – теперь эта процедура носит добровольный порядок. Либерализации подверглись и правила перевозки оружия юрлицами. Так, если ранее для транспортировки пяти и более единиц оружия или 400 и более патронов организации были обязаны обеспечивать грузу вооруженную охрану, то теперь предельные значения, требующие подобных мер, увеличены до 20 единиц оружия и 20 тыс. патронов.

Заряжать или не заряжать

В России действуют очень жесткие правила покупки и ношения оружия, включая антиквариат. В некоторых случаях законодательные акты противоречат друг другу. «Лента.ру» попыталась разобраться, через что необходимо пройти рядовым гражданам разных стран мира, чтобы купить гражданское оружие и его носить.

17 июня Конституционный суд России потребовал установить специальные правила для оборота холодного антикварного оружия. Теперь у любителей старины появилась надежда, что они больше не будут нести уголовную ответственность за продажу клинков. Причиной пересмотра закона послужило дело Натальи Урюпиной, которую в 2005 году суды признали виновной в покушении на незаконный сбыт клинков времен Веймарской республики.

В настоящий момент, согласно Закону об оружии, принятому в 1996 году, граждане могут приобретать старинное антикварное холодное и некоторые виды огнестрельного оружия без его регистрации в органах внутренних дел и без получения соответствующей лицензии. Однако этот же закон запрещает его продажу без лицензии. А это уже явное противоречие.

Россия относится к числу стран с наиболее жестким законодательством в отношении оборота гражданского оружия. Но, как показывает практика, жесткие запреты, осложняя жизнь обычным гражданам, бесполезны против психически ненормальных людей. Последнее закручивание гаек состоялось в мае 2013 года после массового убийства в московском офисе фармацевтической компании «Ригла».

Напомним, 7 ноября 2012 года 29-летний юрист Дмитрий Виноградов по прозвищу Русский Брейвик расстрелял сослуживцев предположительно из-за неразделенной любви и ненависти ко всему человечеству. Виноградов стрелял из гладкоствольного ружья охотничьими картечными патронами 12-го калибра.

Впоследствии оказалось, что Русский Брейвик прошел официальное медицинское обследование, получил справку и лицензию на приобретение и хранение оружия. Ни врачи, ни сотрудники МВД ничего не заподозрили.

Действительно, чтобы купить гражданское оружие, необходимо пройти ряд процедур. Прежде всего, необходимо получить справки от нарколога и психиатра. Затем — медицинская справка, которую можно сделать в ведомственных поликлиниках или в любом медицинском учреждении, имеющем лицензию на данный вид деятельности. Предположим, расстройством психики, равно как и токсикоманией и алкоголизмом, вы не страдаете, но, например, плохое зрение лишит вас права на оружие.

Далее медицинская справка относится в специальное разрешительное отделение МВД по месту жительства. Кстати, нет постоянного места жительства — получи отказ полиции. Помимо подлинности справки и прописки стражи закона будут проверять, была ли у будущего стрелка судимость и повторные административные нарушения в течение года. При наличии вышеуказанных документов можно будет пройти курсы подготовки, получить разрешение, после чего покупать приглянувшийся «ствол» и регистрировать его. Кстати, не забудьте про специальный оружейный сейф.

Помимо прочего специалисты рекомендуют оформить охотничий билет, дабы избежать проблем при транспортировке гладкоствольного оружия, поскольку разрешение выдается только на его хранение. Иначе любой сотрудник ГИБДД может его изъять.

Тем не менее сложные процедуры не отпугивают желающих обзавестись собственным оружием. По данным МВД России на 2013 год, более пяти миллионов граждан владеют 6,2 миллиона гражданского оружия. Вместе с тем статистический анализ данных за 2013 год показывает негативные тенденции, связанные с серьезным ростом преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел. Количество таких преступлений в сравнении с 2012 годом возросло на 64,4 процента.

Зимой 2014 года общественность всколыхнуло известие об очередном намерении МВД ужесточить правила владения гражданским оружием. Поправки были размещены на сайте Единого портала проектов нормативных правовых актов для всеобщего обсуждения. Однако инициатива так и осталась на бумаге. Возможно, что дальнейшего закручивания гаек не состоится вообще, так как в высших кругах в последнее время появилось много лоббистов смягчения оружейного законодательства. Одним из них является вице-премьер Дмитрий Рогозин, сам коллекционирующий оружие. За смягчение законодательства выступает и первый заместитель председателя Совета Федерации России Александр Торшин, кстати, пожизненный член Национальной стрелковой ассоциации (NRA) США. Сторонники либерализации оборота оружия ссылаются на опыт других стран и утверждают, что право граждан владеть, хранить и носить оружие способствует снижению уровня преступности.

Плоды демократии

Прямой противоположностью России в этом вопросе стали США. Право американцев владеть огнестрельным оружием для самозащиты и свободно его перевозить гарантирует уже более двух веков Вторая поправка к Конституции, принятая в 1791 году. Во многих местах в США купить боевое огнестрельное оружие можно за 15 минут, однако в ряде штатов законодательство ужесточено, и проверка может занимать до месяца.

В магазине покупатель заполняет специальную анкету, куда заносится его домашний адрес, место работы, предоставляет водительские документы и подписывает ряд бумаг. В некоторых штатах требуется также оставить отпечаток большого пальца правой руки. Иногда к условиям добавляется и обязательный курс обучения.

Периодически руководство США пытается ограничить оборот оружия. Очередную кампанию начал Барак Обама, правда, безуспешно. В январе 2013 годаон предложил ввести запрет на штурмовое оружие и многозарядные магазины, ужесточить наказание за нелегальную торговлю оружием и в целом усложнить процедуру покупки огнестрельного оружия. Это предложение стало ответом на стрельбу по ученикам начальной школы «Сэнди-Хук» в штате Коннектикут 14 декабря 2012 года. Тогда от рук Адама Ланза погибли 27 человек, включая 20 детей.

В ответ в свободолюбивой стране начались многотысячные демонстрации протеста. Против любых федеральных ограничений на оружие выступает Республиканская партия, занимающая большинство мест в нижней палате Конгресса США. А конгрессмен от штата Техас Стив Стокмэн (Steve Stockman) пообещал, что поднимет вопрос об импичменте президента в том случае, если Барак Обама установит новые правила контроля за оружием при помощи указов, минуя законодательные органы.

Лоббисты и представители оружейной индустрии, недовольные предложениями Обамы, уже назвали президента США «элитарным лицемером» и пообещали всячески противодействовать прохождению реформы через Конгресс США. Главной лоббистской структурой производителей оружия и владельцев огнестрела в Америке является Национальная стрелковая ассоциация (National Rifle Association) США, которая объединяет 4,25 миллиона американцев. Она сразу запустила в СМИ свою антирекламную кампанию. Ее представители обвиняют главу Белого дома в том, что, пока его собственные дети обучаются в школе под защитой вооруженных охранников, сам Барак Обама противится идее NRA защитить всех американских школьников силой оружия, вооружив учителей и директоров школ. Кроме того, по мнению критиков, предложенные меры коснутся только законопослушных граждан и лишат их права на защиту.

Судя по всему, это противостояние продолжится еще не один год. Влиятельное оружейное лобби финансирует избирательные кампании многих политиков в США и имеет множество своих сторонников на Капитолийском холме. Дополнительные трудности Обаме создают однопартийцы из Демократической партии США. в их рядах нет единого мнения относительно идей президента. Кроме того, многие демократы от южных штатов, где владельцы оружия составляют большинство, рискуют не пройти на промежуточных выборах 2014 года в Конгресс, если займут антиоружейные позиции.

Тем не менее кое-что сделать удалось. Например, комитет сената США по правовым вопросам одобрил законопроект о запрете продажи штурмового оружия, в частности полуавтоматической винтовки AR-15, которой пользовался Адам Лэнза. А губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подписал пакет поправок, ужесточающих закон о контроле за оборотом оружия, не дожидаясь решения конгресса США по этому вопросу.

Но если в США антиоружейные инициативы продвигаются со скрипом, то в виртуальном пространстве дело идет намного быстрее. В марте 2014 года отличился Facebook, ужесточив правила размещения на страницах социальной сети постов с рекламой огнестрельного оружия. В частности, под запрет попадали любые записи, призывающие при покупке оружия тем или иным образом обходить закон.

Здравствуй, оружие. Прощай, оружие.

США не является единственной страной, чья конституция дает гражданам право свободно носить оружие. К таким государствам относятся Андорра, Мексика и Швейцария. Руководство Швейцарии, население которой насчитывает шесть миллионов человек, не только разрешает владение оружием и его свободное ношение, но и приветствует его приобретение. Таким образом, Швейцария является одной из самых вооруженных стран Европы. Наряду с этим уровень преступлений с применением огнестрельного оружия настолько невелик, что полиция даже не ведет статистику подобных преступлений.

В некоторых регионах Норвегии ношение оружия вообще вменено в обязанность — граждане должны постоянно иметь при себе огнестрел. В частности, проживающим на островах архипелага Шпицберген школьникам и студентам запрещено покидать территорию населенных пунктов без оружия и боеприпасов к нему ввиду высокого риска нападения полярных медведей. Уровень преступности в стране также низок.

Кстати, согласно статистике, в странах, где разрешено свободное ношение оружия, фиксируется спад преступлений. Такими данными могут похвастаться Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония. В последней даже сократили вдвое штат полиции, потому что уличная преступность упала на 80 процентов. А вот государства, где правительство запретило владение многими видами огнестрельного оружия, страдают от роста преступности. К этим несчастным относятся, например, Австралия, Великобритания, Ирландия, Канада и Ямайка.

А вот в Бразилии, где все, кроме жителей сельских регионов, не имеют права носить огнестрельное оружие, весной 2014 года вступил в силу закон, запрещающий производство и продажу игрушечного оружия, если оно выглядит как настоящее. Столь жесткие меры по отношению к производителям игрушек мотивированы огромным числом ограблений с использованием фальшивых пистолетов и винтовок.

***
Готового рецепта для России мировой опыт не дает. Впрочем, точно можно сказать одно: широкое распространение травматического огнестрельного оружия как безопасной альтернативы полноценному не оправдывает себя. Не воспринимаясь как нечто опасное, травматика идет в ход по поводу и без, скорее осложняя ситуацию на улицах. То же самое можно сказать и о нормах оборота холодного оружия, которые в подавляющей части портят жизнь коллекционерам, спортсменам и любителям, нежели реально от чего-то защищают. Кардинально изменить эту ситуацию могли бы совместные действия производителей оружия, нуждающихся в расширении рынка, при поддержке сообщества владельцев, однако пока такой альянс еще не возник.

Новости Общество

В России разрешено применять оружие для самообороны

В России теперь гражданское оружие, в том числе охотничье, можно использовать для самообороны. Такие поправки в закон о ношении оружия внесло правительство. Нововведение уже вызвало бурную реакцию в обществе.

Техническое редактирование старых правил оборота оружия среди гражданского населения породило серьезный переполох. Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова крайне негативно отнеслась к решению правительства разрешить россиянам носить оружие для самообороны. Она считает, что в результате этого решения может увеличиться количество несчастных случаев, в том числе с детьми.

«Эта норма оправдывается тем, что это только для узкого круга людей, на самом деле, процесс очень скоро может стать неуправляемым, и широкое распространение оружия при такой постановке вопроса имеет высокую вероятность. А это, как следствие, самострелы, преступления в состоянии аффекта. С учетом распространения алкоголизма в стране и распространения наркомании это дополнительный фактор риска. С учетом нашей небрежности в хранении, возможен доступ к оружию у детей», — считает Элла Памфилова.

Она предложила вернуться к пересмотру поправок, но в МВД поспешили уточнить. По сути никаких принципиальных изменений нет. Применять некоторые виды оружия для самообороны тем, кто имеет на него разрешение, можно было и раньше. Это право давал им закон «Об оружии». Теперь это прописано и в регламентирующем документе под названием «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Разрешение на ношение оружия прописано в «Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». А вчера этот документ привели в соответствие с законом «Об оружии», поэтому в этом вопросе ничего не изменилось.

При этом представители МВД сообщили, что речь идёт только об оружии ограниченного поражения — это значит, что дульная энергия при выстреле не должна превышать 91 Дж. По сути дела, это всем хорошо знакомая «травматика». Закон «Об оружии» запрещает ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного и холодного оружия. Нельзя появляться с любым оружием на митингах, уличных шествиях, в школах и ночных клубах. Так что любой пытающийся разгуливать по Москве с охотничьим ружьём наперевес, без всяких сомнений, будет иметь проблемы с законом.

Но они есть и у тех, кто носит в сумочке травматический пистолет. Так в 2012 году москвичка Александра Лоткова возвращалась со знакомыми из кафе. На станции метро «Цветной бульвар» на них напала компания агрессивно настроенных молодых людей. Потасовка началась еще на эскалаторе, а в центре самой подземки переросла в настоящую драку. Ей пришлось выстрелить по нападавшим резиновыми пулями, чтобы спасти приятеля. В итоге, Лоткова получила три года лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. И только сегодня суд отпустил ее по апелляции об условно досрочном освобождении.

В офисе организации «Право на оружие», в окружении муляжей пулеметов, ее сотрудники по-своему трактуют решения правительства. Они считают, что власти, наконец-то, сделали шаг в сторону либерализации законодательства и приводят в пример положительный опыт тех стран, где право ношения огнестрельного оружия снизило уровень преступности.

«Можно посмотреть на Британию, где, после серии убийств, правительство начало разоружение и преступность возросла в 2 раза. Взять Израиль, где тоже проводилось ужесточение мер, хотя в последствии вынуждены были отказаться, потому что Израиль находится в войне на 360 градусов и гражданам нужно себя защищать. Причем там носят его открыто. Существуют примеры Прибалтики и Молдовы, где после выхода из СССР разрешили ношение оружия, и преступность снизилась на 40 процентов. По статистическим данным МВД Молдавии, благодаря тому, что преступники стали получать отпор от граждан», — уверяет Марина Бутина, председатель правления общественной организации «Право на оружие».

Сторонники легализации оружия в России ссылаются на данные сотрудников Чикагского университета. В тех штатах, где разрешается скрытое ношение оружия, число убийств, при легализации сократилось на 33 процента, а ограблений стало меньше на 37 процентов. Сейчас из общего количества американских штатов в 31 разрешено скрытое ношение оружия. Количество владельцев стволов там превышает 80 миллионов человек.

Кроме того в штате Джорджия закон обязывает каждого человека иметь дома хотя бы одну единицу стрелкового оружия. А на Аляске и Вермонте, вообще не существует никаких ограничений на лицензионное приобретение и ношение оружия, поэтому оно находится в свободном обороте. Население имеет право даже иметь пулеметы. При этом свободный доступ к оружию порождает массовые убийства. Такие, как, например, в Техасе, где шесть человек погибли, еще один ранен в результате стрельбы. Стрелок был схвачен полицией. Среди погибших 4 ребенка, по предварительным данным нападавший был их родственником.

В Германии в легальном обороте находится порядка 10 миллионов стволов огнестрельного оружия. В Швейцарии все, кто уходит в запас из армии, имеют право сохранять за собой оружие. В свободном владении находится примерно три миллиона единиц огнестрельного (и это притом, что население страны составляет всего 6 миллионов человек). Во время военного призыва каждый будущий солдат получает винтовку М-57, которую можно хранить дома и более двух десятков комплектов патронов к ней. После наступления пенсионного возраста эту винтовку сдают, а взамен получают помповые ружья.

А вот в Австралии револьверы и пистолеты вне закона. Что касается охотничьих ружей, то их могут иметь только фермеры и члены охотничьих обществ, причем носить их в черте населенных пунктов также запрещено. В стране восходящего солнца существует жесткий запрет на владение оружием еще со времен правления Сегуна. Но, несмотря на это, уровень преступности здесь очень низкий. По мнению экспертов, объяснить это можно достаточно высоким уровнем жизни и особым менталитетом, отсутствием конфликтных установок среди населения.

В России в 2003 году рассматривался законопроект по легализации пистолетов и револьверов, но тогда этот закон принят не был. Само население по данным социологического опроса отрицательно относится к возможности легализации огнестрельного оружия. «Против» — подавляющее большинство, 74 процента жителей России.

Легализация ношения оружия: правительство разрешает, закон запрещает

Совет Федерации уже просит скорректировать изменения из-за неоднозначности толкования

19.11.2014 в 15:30, просмотров: 25709

Двусмысленные изменения в «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», которые внесло правительство РФ, стали причиной неверного толкования новой редакции в обществе и лишней шумихи. В результате, Совет федерации в среду попросил правительство уточнить правила оборота гражданского и служебного оружия, чтобы расставить все точки над i.

“МК” также попытался разобраться, что же все-таки имели в виду чиновники, которые, как показалось изначально, разрешили в целях самообороны носить с собой и использовать охотничьи ружья.

Напомним, что правительство, внеся поправки, фактически разрешило гражданам носить гладкоствольное длинноствольное оружие по улицам в расчехленном состоянии и использовать в целях самообороны.

В прежней редакции пункт о ношении оружия, предусматривал возможность носить его лишь в конкретных случаях. А именно: во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. В новой редакции все эти пункты были сохранены и дополнены словами «а также в целях самообороны». Как выяснилось позже, именно эти слова, которые внесли чиновники, и стали причиной путаницы.

— Таким образом, указанная редакция четко определяет возможность ношения огнестрельного длинноствольного оружия в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленным на предохранитель, — прокомментировала изменения председатель правления общероссийского движения «Право на оружие» Мария Бутина.

Впрочем ружья в России были легализованы не надолго. Уже спустя несколько часов МВД выступило с опровержениями.

— Утверждения ряда СМИ о том, что якобы правительство РФ разрешило гражданам носить любое оружие, являются неверными. Ношение гражданами отдельных видов гражданского оружия при наличии соответствующей разрешительной документации, определенной в «Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», было разрешено и ранее. Внесенные изменения в эти Правила ничего по сути не меняют и носят уточняющий характер, то есть данный документ просто привели в соответствие с законом «Об оружии», — заявили в силовом ведомстве.

Однако на деле получилось наоборот. Вместо того, чтобы привести в соответствие правила оборота гражданского оружия с ФЗ «Об оружии», чиновники одобрили противоречивые нормы, видимо, забыв, что в ФЗ «Об оружии» четко сказано, что в России запрещается «ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия».

Кстати, в Совете Федерации уже решили, что постановление необходимо корректировать:

— Возникло неоднозначное толкование данной нормы, так как граждане понимают, что согласно ст. 3 закона «Об оружии» под оружием для самообороны понимаются четыре его вида, в том числе огнестрельное и длинноствольное, в связи с чем могут начать неправильно истолковывать изменения, которые были внесены в правила, и вопреки ограничению, которое есть в законе об оружии, начать использовать огнестрельное длинноствольное оружие для ношения в целях самообороны, — заявил в ходе пленарного заседания палаты сенатор Константин Добрынин, предложив скорректировать постановление.

Закон об оружии 2014 ношение оружия

  • Все свойства

Данные только для последней редакции (Edition.Data)

ВНИМАНИЕ!
Изменения, внесенные Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207, вступают в силу
по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики,
банках и банковской деятельности»
изменения, внесенные Законом КР от 27 апреля 2017 года № 64, вступают в силу
по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
указанного Закона

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 9 июня 1999 года № 49

Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Кыргызской Республики и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной и экономической безопасности, охрану природы и природных ресурсов, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Положения настоящего Закона распространяются также на оборот боеприпасов к оружию.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Под оружием в настоящем Законе понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для нападения либо активной обороны и поражения живой или иной цели.

Огнестрельное оружие — это оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым элементом, получающим направленное движение за счет энергии газов при разложении пороха или иного взрывчатого вещества.

Холодное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели путем использования мускульной силы человека при непосредственном контакте или метаемым элементом на расстоянии, получающим направленное движение за счет мускульной силы человека, либо механических устройств.

Пневматическое оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели метаемым элементом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого газообразного вещества.

Газовое оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели путем применения веществ слезоточивого и раздражающего действия. Перечень раздражающих и слезоточивых веществ, разрешенных к применению, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Боеприпасы к стрелковому и газовому оружию — это устройства одноразового действия, предназначенные для непосредственного поражения цели метаемым элементом и конструктивно приспособленные для выстрела из оружия соответствующего вида.

Оборот оружия — это производство, продажа, передача, приобретение, ремонт, учет, хранение, ношение, транспортировка, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Кыргызской Республики.

Производство оружия — это изготовление и ремонт оружия, а также изготовление боеприпасов и их составных частей.

Статья 2. Виды оружия

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами подразделяется на:

Иные виды огнестрельного стрелкового, газового и холодного оружия, не предусмотренные настоящим Законом, могут использоваться на территории Кыргызской Республики только с целью коллекционирования оружия.

Статья 3. Гражданское оружие

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

— огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия;

— огнестрельное бесствольное оружие с патронами травматического, газового и светозвукового действия;

— газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Правительством Кыргызской Республики;

— электрошоковые устройства и искровые разрядники, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов;

2) спортивное оружие:

— огнестрельное с нарезным стволом;

— пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

— огнестрельное с нарезным стволом;

— огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

— пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

Статья 4. Служебное оружие

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками предприятий и организаций, которым законодательством Кыргызской Республики разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Государственные органы по охране окружающей среды, а также предприятия и организации, на которые законодательством Кыргызской Республики возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее — юридические лица с особыми уставными задачами).

К служебному оружию относятся огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное, длинноствольное (длина ствола более 400 мм) оружие.

Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского — по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых металлов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 27 июня 2002 года № 112 , 16 ноября 2009 года № 298)

Статья 5. Боевое оружие

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относятся оружие, предназначенное для решения боевых задач военнослужащими Вооруженных Сил, оперативно-служебных задач — сотрудниками правоохранительных органов и служебных задач — служащими военизированных ведомств Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики, а также аналогичные виды оружия, находящиеся либо находившиеся на вооружении иностранных армий и военизированных организаций иностранных государств.

Порядок приема боевого оружия на вооружение, оборот боевого оружия и боеприпасов к нему, а также список ведомств, имеющих право использовать боевое оружие, определяются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Наградное оружие

Наградным оружием признаются:

— шашка или сабля;

— короткоствольный нарезной пистолет;

— охотничье огнестрельное оружие;

— оружие, выданное на основании наградной грамоты или иных документов глав государств и правительств, государственных органов иностранных государств.

Наградным оружием не более одного раза поощряются:

— особо отличившиеся в служебно-боевой деятельности лица офицерского состава, состоящие на службе в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственных военизированных ведомствах Кыргызской Республики;

— за внесенный особый вклад в развитие государственности и укрепление безопасности Кыргызской Республики государственные и общественные деятели Кыргызской Республики и иностранных государств.

Награждение именным оружием осуществляется распоряжениями Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, распоряжением Торага Жогорку Кенеша с согласия Координационного совета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Руководители уполномоченных государственных органов в сферах обороны, внутренних дел, национальной безопасности, охраны государственной границы и других государственных военизированных организаций осуществляют награждение кортиком, шашкой или саблей.

Статья 7. Коллекционное оружие

Коллекционным признается оружие, представляющее научную, историческую, художественную ценность, разрешенное в соответствии с настоящим Законом к хранению гражданами, предприятиями, учреждениями или организациями и предназначенное для формирования коллекций и экспонирования. Коллекционное оружие подлежит обязательной государственной регистрации и приведению в состояние, не пригодное для производства выстрела.

Государственным экспертным подразделениям, выполняющим криминалистические исследования, а также специальным подразделениям Вооруженных Сил, органов национальной безопасности и внутренних дел Кыргызской Республики разрешается иметь коллекции оружия и боеприпасов, пригодных к эксплуатации, только для проведения экспертно-криминалистических исследований.

Статья 8 . Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

На территории Кыргызской Республики запрещаются:

1) оборот (за исключением изъятия и уничтожения) в качестве гражданского и служебного оружия:

— длинноствольного огнестрельного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также заводская конструкция которого предусматривает изменение его длины до величины менее 800 мм путем комплектации различными частями, либо складным прикладом, за исключением специальных охотничьих ружей;

— огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

— огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

— кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных метаемых элементов;

— патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми метаемыми элементами для газовых пистолетов и револьверов;

— оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов;

— газового оружия и боеприпасов к нему, снаряженных отравляющими и иными веществами, запрещенными Правительством Кыргызской Республики;

— газового оружия и боеприпасов к нему способных причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра;

оружия и боеприпасов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие требованиям, установленным Правительством Кыргызской Республики;

— огнестрельного бесствольного оружия самообороны, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами;

— холодного клинкового оружия, клинки которого автоматически извлекаются из рукояти при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются соответствующим устройством, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

2) хранение и использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия калибра 4,5 мм с дульной энергией свыше 7,5 Дж либо пневматического оружия, имеющего калибр более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Кыргызской Республики, а также их продажа;

4) пересылка оружия;

5) ношение гражданами оружия при проведении собраний, ношение оружия в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, ношение оружия на территории образовательных организаций и организаций здравоохранения, организаций общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, а также в зданиях, в которых расположены государственные органы и органы местного самоуправления;

6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортировки указанного оружия;

7) (исключен в соответствии с Законом КР от 27 июня 2002 года № 112 )

8) продажа вне специализированных магазинов без письменного разрешения органов внутренних дел комиссионного оружия и боеприпасов, не включенных в Государственный кадастр гражданского и служебного оружия, и соответствующего разрешения владельца на право его хранения или хранения и ношения;

9) торговля гражданским, служебным оружием и боеприпасами к ним на территории образовательных организаций, организаций здравоохранения, общественного питания, а также в зданиях, в которых расположены государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 9. Сертификация гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Кыргызской Республики, ввозимые на территорию республики и вывозимые из республики модели гражданского и служебного оружия и патроны к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

Организация работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики по стандартизации и метрологии или аккредитованным им органом.

Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Кыргызской Республики.

Технические требования и методы испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами Кыргызской Республики в соответствии с положениями настоящего Закона.

Статья 10. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее — Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Кыргызской Республики.

Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из него. Кадастр утверждается ежеквартально Правительством Кыргызской Республики. В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, ввозимых на территорию Кыргызской Республики, производимых на территории республики или вывозимых за границу.

(Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 февраля 2010 года № 32 )

Порядок ведения и издания Кадастра устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 11. Основные требования к лицензированию производства, ремонта, торговли оружием и боеприпасами

Производство, ремонт, торговля оружием и боеприпасами на территории Кыргызской Республики подлежат лицензированию.

Порядок и условия выдачи лицензии осуществляются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензировании».

Статья 12. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

Право на приобретение оружия на территории Кыргызской Республики имеют:

1) государственные военизированные организации;

2) юридические лица с особыми уставными задачами;

3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им;

4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;

5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;

6) образовательные учреждения;

7) граждане Кыргызской Республики;

8) иностранные граждане.

Статья 13. Право на приобретение оружия государственными военизированными организациями

Государственные военизированные организации имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики. Из огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, производится контрольный отстрел для формирования государственной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Право на приобретение оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами

Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия для использования работниками юридических лиц с особыми уставными задачами устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется Правительством Кыргызской Республики. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона.

Банки Кыргызской Республики, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, на основании нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировке особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носителей сведений, отнесенных к государственной тайне.

Использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных законом, запрещается.

Государственным органам по охране окружающей среды, а также предприятиям и организациям, на которые возложены функции охраны охотничьих и рыбных ресурсов, разрешаются приобретение и использование охотничьего оружия с нарезным стволом в качестве служебного. Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются Правительством Кыргызской Республики.

Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться негосударственными учебными центрами по подготовке частных детективов и охранников, соответствующими органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки — органами внутренних дел.

Сигнальные пистолеты, используемые в целях охраны окружающей среды, приобретаются без лицензии и не регистрируются.

Статья 15. Право на приобретение оружия гражданами Кыргызской Республики

Право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов республики, имеют право граждане Кыргызской Республики, достигшие 20-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Возраст, по достижении которого граждане Кыргызской Республики могут получить разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года соответствующим руководителем органов внутренних дел.

Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Кыргызской Республики, граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать на основании разрешения с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В разрешении допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Разрешение выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Кыргызской Республики и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия разрешения пять лет. Он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона .

Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат, и граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать их без получения разрешения.

Огнестрельное гладкоствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 настоящего Закона , граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел по месту жительства.

Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, которые имеют государственные охотничьи удостоверения.

Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, которым в установленном порядке присвоен статус охотника на основании государственного охотничьего удостоверения, имеющие в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение данного оружия указанные категории лиц получают при условии, что ими не совершались правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортировки и применения оружия.

Общее количество приобретенного гражданином Кыргызской Республики охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать двух единиц, огнестрельного гладкоствольного оружия — двух единиц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования.

Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.

Приобретенные гражданином Кыргызской Республики огнестрельное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.

При регистрации огнестрельного гладкоствольного оружия самообороны гражданину Кыргызской Республики органом внутренних дел по месту его жительства выдается разрешение на хранение такого оружия, а при регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного оружия — разрешение на его хранение и ношение сроком на три года на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона .

Для получения разрешения на приобретение оружия гражданин Кыргызской Республики обязан представить в органы внутренних дел по месту жительства заявление в установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Кыргызской Республики, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 11 настоящего Закона .

Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, определяемой Правительством Кыргызской Республики.

Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Кыргызской Республики, по программе, определяемой Правительством Кыргызской Республики.

Разрешение на приобретение оружия не выдается гражданам Кыргызской Республики:

— не достигшим возраста, установленного настоящим Законом;

— не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

— отбывающим наказание за совершенное преступление;

— совершившим повторно в течение года административное правонарушение, связанное с нарушением общественного порядка или установленного порядка управления;

— в отношении которых имеется судебный акт по факту совершения ими семейного насилия;

— не имеющим постоянного места жительства;

— не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы, указанные в настоящем Законе.

Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению органов внутренних дел Кыргызской Республики не могут быть использованы в качестве огнестрельного и газового оружия, приобретаются без получения разрешения и не регистрируются.

Статья 16. Приобретение на территории Кыргызской Республики, ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз из Кыргызской Республики гражданского оружия иностранными гражданами

Иностранные граждане могут приобретать на территории Кыргызской Республики гражданское оружие по разрешениям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из страны не позднее пяти дней со дня его приобретения.

Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно иностранные граждане имеют право приобретать на территории Кыргызской Республики без получения разрешения.

Спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами на территорию Кыргызской Республики с обязательным декларированием при въезде в страну, при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения органов внутренних дел Кыргызской Республики. Указанное оружие должно быть вывезено из страны в сроки, установленные контрактом или приглашением.

Приравненные к охотникам иностранные граждане, осуществляющие охоту в Кыргызской Республике, имеют право временно для охоты пользоваться охотничьим оружием охотпользователя в присутствии лица, за которым закреплено данное охотничье оружие, при наличии у них разрешений своей страны на право хранения, ношения и использование охотничьего оружия соответствующего типа канала ствола, о чем указывается в контрактах (договорах) на охоту.

Запрещаются ввоз на территорию Кыргызской Республики и использование на территории Кыргызской Республики всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных в части третьей настоящей статьи, если это не предусмотрено международными договорами Кыргызской Республики.

Нарушение иностранными гражданами сроков и порядка вывоза оружия из Кыргызской Республики, а также порядка его ввоза на территорию Кыргызской Республики и использования на территории Кыргызской Республики влечет за собой изъятие и конфискацию оружия в установленном порядке.

Статья 17. Право на приобретение оружия другими субъектами

Для выполнения своих уставных задач юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, имеют право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные лицензией на производство и нормативно-техническими документами. Юридические лица, занимающиеся торговлей оружием, имеют право приобретать гражданское и служебное оружие, спортивные организации и образовательные учреждения — спортивное и охотничье оружие, а организации, ведущие охотничье хозяйство, — охотничье оружие.

Специализированные предприятия, ведущие охотничий промысел, имеют право приобретать и использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числе и с нарезным стволом, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости — боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Субъекты, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, приобретают оружие в установленном настоящим Законом порядке. Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона .

Частные охранные предприятия, объединения, охранно-сыскные подразделения на предприятиях приобретают оружие (огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное короткоствольное) по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона . Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

Статья 18. Производство оружия и патронов к нему

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на их производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за ним соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных стандартов при производстве, реализации и ремонте оружия, а также при производстве и реализации патронов к нему осуществляет уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики по стандартизации и метрологии.

Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, а также изготовление дроби и картечи из сплавов металла на основе свинца и пыжей из подручных материалов может производиться владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

Статья 19. Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики оружия и патронов к нему

Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из страны боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям органов внутренних дел Кыргызской Республики, а конструктивно сходных с оружием изделий — по согласованию с органами внутренних дел Кыргызской Республики после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.

При этом ввоз оружия на территорию Кыргызской Республики может осуществляться юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им. Вывоз оружия из Кыргызской Республики может осуществляться юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.

Ввоз оружия на территорию Кыргызской Республики и его вывоз из Кыргызской Республики иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия самообороны и пневматического оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Закона.

Статья 20. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Кыргызской Республики имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю оружием и боеприпасами.

Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны:

— иметь соответствующие учредительные и регистрационные документы, лицензии на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему или торговлю ими;

— иметь сертификат на продаваемые гражданское и служебное оружие и патроны к нему, разрешение органов внутренних дел на хранение указанного оружия;

— требовать от покупателя предъявления разрешения на приобретение данного оружия, за исключением оружия, на приобретение которого разрешение не требуется;

— обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;

— представлять в органы внутренних дел ежемесячно сведения о проданных гражданском и служебном оружии и патронах к нему, об их покупателях по форме, установленной органами внутренних дел Кыргызской Республики;

— регистрировать в разрешении покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Кыргызской Республики;

— обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения;

— предоставлять в государственную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и гражданского нарезного, а также огнестрельного гладкоствольного оружия с патронами травматического действия, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Не подлежат продаже гражданское и служебное оружие, не имеющее номера и клейма, а также патроны к нему без сертификата соответствия.

Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не соответствующим требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики для приобретения оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Статья 21. Продажа или передача оружия государственными военизированными организациями

Государственные военизированные организации имеют право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении огнестрельное и холодное оружие и патроны к нему в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Руководители государственных военизированных организаций имеют право передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также временно выдавать оружие в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Статья 22. Награждение оружием, продажа, дарение и наследование оружия

Наградным является оружие, полученное военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций на основании приказа руководителей указанных организаций, а также оружие, полученное гражданами Кыргызской Республики на основании распоряжений Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша с согласия Координационного совета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств, а также государственных органов иностранных государств. Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Кыргызской Республики выдается органами внутренних дел Кыргызской Республики.

Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное настоящим Законом к обороту на территории Кыргызской Республики.

Граждане, награжденные нарезным оружием, обязаны каждые пять лет представлять в органы внутренних дел оружие для проведения контрольного отстрела в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Хранение, ношение, передача и транспортирование наградного оружия осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных в отношении гражданского оружия.

Продажа, дарение, мена и наследование короткоствольного нарезного оружия и патронов к нему не допускается. В случае смерти владельца наградное короткоствольное нарезное оружие изымается органами внутренних дел до решения вопроса о его дальнейшем использовании. В отношении остальных видов наградного оружия применяются нормы настоящего Закона, предусмотренные для гражданского оружия.

Граждане Кыргызской Республики имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешение на хранение и ношение оружия, а также гражданам, имеющим лицензии на коллекционирование или экспонирование, разрешение на приобретение оружия, после регистрации оружия в органах внутренних дел по месту учета указанного оружия.

Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, разрешения на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения разрешения на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, зарегистрировавшими его. По ходатайству родственников умершего наградное оружие может быть передано им на хранение с предварительным приведением его в непригодное для стрельбы состояние, о чем делается соответствующая отметка в регистрационных документах.

(В редакции Законов КР от 6 марта 2003 года № 52 , 16 ноября 2009 года № 298, 10 ноября 2011 года № 205 )

Статья 23. Продажа гражданского и служебного оружия и патронов к нему другими субъектами

Субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 12 и части 5 статьи 17 настоящего Закона, могут продавать находящееся у них на законных основаниях гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием, с предварительным уведомлением об этом органов внутренних дел по месту учета указанного оружия.

Статья 24. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Хранение иностранными гражданами приобретенного в Кыргызской Республике гражданского и служебного оружия разрешается в течение пяти дней на основании разрешения на его приобретение, выданного органом внутренних дел.

Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и Законом Кыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

Государственным органам по охране окружающей среды, а также предприятиям и организациям, на которых возложены функции охраны охотничьих и рыбных ресурсов, разрешается временное хранение огнестрельного оружия, изъятого у нарушителей правил охоты и рыболовства и подлежащего возврату его законному владельцу после представления им соответствующих документов и уплаты штрафа и иска за ущерб, причиненный охотничьим ресурсам.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 25. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов и продлении срока их действия

С юридических лиц и граждан взимается плата за выдачу лицензий на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, приобретение; за выдачу разрешений на приобретение, хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики оружия и патронов к нему; за выдачу сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему; а также за продление срока действия лицензий, разрешений и сертификатов. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области финансов, органов внутренних дел Кыргызской Республики и органов, уполномоченных выдавать лицензии на производство оружия и сертификаты.

Статья 26. Применение оружия гражданами Кыргызской Республики

Граждане Кыргызской Республики могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности при состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении беременных женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем за собой причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее одних суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Охотники Кыргызской Республики имеют право временно для охоты пользоваться охотничьим оружием охотпользователя в присутствии лица, за которым закреплено данное охотничье оружие, при наличии у них действительных разрешений органов внутренних дел Кыргызской Республики на право хранения, ношения и использование охотничьего оружия соответствующего типа канала ствола и договора с охотпользователем. Иные правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Статья 27. Учет, ношение, перевозка, транспортировка, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия

Правила учета, ношения, перевозки, транспортировки и уничтожения оружия определяются Правительством Кыргызской Республики.

Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Кыргызской Республики имеют право заниматься юридические лица и граждане, соответствующие требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики для занятия указанными видами деятельности.

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортировки, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 28. Аннулирование лицензий или разрешений

Лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, а также разрешения на приобретение, хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регламентирующими оборот оружия;

3) возникновения предусмотренных настоящим Законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей за собой изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему;

5) выбытие граждан республики из членов обществ охотников и рыболовов.

Принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой настоящей статьи, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцем в судебном порядке.

В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования.

В случае добровольного отказа от лицензий или разрешений сроки для повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Статья 29. Изъятие оружия и патронов к нему

Изъятие оружия и патронов к нему производится:

1) органами внутренних дел в случаях:

— отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, приобретение, а также разрешений на приобретение, хранение или хранение и ношение оружия и коллекционирование или экспонирование;

— аннулирования в установленном порядке указанных лицензий и разрешений;

— нарушения юридическими лицами или гражданами установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортировки и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

— выявления правоохранительными органами самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;

— смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;

— ликвидации юридического лица;

2) государственными органами по охране окружающей среды, а также органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства, в случаях нарушения гражданами законодательства Кыргызской Республики об охране окружающей среды в пределах их компетенции с последующей передачей оружия в органы внутренних дел;

3) таможенными органами в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Кыргызской Республики;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Кыргызской Республики.

Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат в соответствии с законодательством Кыргызской Республики реализации через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием.

Статья 30. Контроль за оборотом оружия

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Кыргызской Республики осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Кыргызской Республики выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Кыргызской Республики.

Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:

— производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;

— безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Кыргызской Республики, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;

— требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;

— при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Кыргызской Республики и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;

— принимать иные меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

Поручить Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.