Закон об охране окружающей среды беларусь

Официальные документы

Немаловажное значение в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду имеет постоянное и своевременное совершенствование природоохранного законодательства. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды как государственным органом, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, проводится активная нормотворческая работа, направленная на правовое регулирование общественных отношений по охране и использованию компонентов природной среды, обеспечению экологической безопасности государства.

Принятие в 1992 году Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства – законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.

В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Законы Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с отходами», «О гидрометеорологической деятельности», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя», указы Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Кроме того, Республика Беларусь является участницей около 20 международных конвенций в области охраны окружающей среды. В этой области за последнее десятилетие ею заключено более 40 международных договоров как двухсторонних, так и многосторонних.

Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: месго и роль в системе экологического законодательства

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. с изменениями и дополнениями (далее — Закон) устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основная задача Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. B качестве основных критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности выступают установленные в Законе нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Закон наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.

C целью обеспечения охраны окружающей среды Закон устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды, и эколого-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей.

Существует правовая проблема определения места Закона в системе экологического законодательства. B силу того, что в системе экологического законодательства есть ряд кодифицированных законодательных актов (напр., Кодекс о земле, Водный, Лесной кодексы), Закон имеет меньшую юридическую силу по отношению к ним. Для устранения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса Республики Беларусь.

Закон РБ Об охране окружающей среды

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ, ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДОКЛАДОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

ГЛАВА 5
НОРМИРОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 7
ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ

ГЛАВА 8
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ГЛАВА 9
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСОБОЙ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ, БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ

ГЛАВА 10
ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

ГЛАВА 11
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 12
УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВОЗДЕЙСТВИЯХ НА НЕЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ГЛАВА 13
ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 14
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ГЛАВА 15
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 16
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 17
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 26 ноября 1992 года №1982-XII

Об охране окружающей среды

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.01.1993 г. №2143-XII, 17.07.2002 г. №126-З, 29.10.2004 г. №319-З, 19.07.2005 г. №42-З, 31.12.2005 г. №80-З, 29.06.2006 г. №137-З, 20.07.2006 г. №162-З, 07.05.2007 г. №212-З, 13.06.2007 г. №238-З, 21.12.2007 г. №298-З, 08.07.2008 г. №367-З, 10.11.2008 г. №444-З, 02.07.2009 г. №32-З, 31.12.2009 г. №114-З, 06.05.2010 г. №127-З, 31.12.2010 г. №228-З, 17.05.2011 г. №260-З, 22.12.2011 г. №326-З, 22.01.2013 г. №18-З, 16.06.2014 г. №161-З, 24.12.2015 г. №333-З, 18.07.2016 г. №399-З, 17.07.2017 г. №51-З)

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:

антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

биосферный резерват – часть территории Республики Беларусь, включающая отдельные особо охраняемые природные территории (их части) и (или) природные территории, подлежащие специальной охране (их части), а также иные территории, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении природоохранных мероприятий, отдельных видов хозяйственной и иной деятельности;

биотоп – природный объект (участок территории или акватории) с однородными экологическими условиями, являющийся местом обитания сообщества тех или иных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений;

благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов;

воздействие на окружающую среду – любое прямое или косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к изменению окружающей среды;

вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь;

вредное воздействие на окружающую среду – любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды;

государственный кадастр природных ресурсов – систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании;

естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

загрязнение окружающей среды – поступление в компоненты природной среды, нахождение и (или) возникновение в них в результате вредного воздействия на окружающую среду вещества, физических факторов (энергия, шум, излучение и иные факторы), микроорганизмов, свойства, местоположение или количество которых приводят к отрицательным изменениям физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, в том числе к превышению нормативов в области охраны окружающей среды;

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, поступление которых в окружающую среду вызывает ее загрязнение;

качество окружающей среды – состояние окружающей среды, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и (или) иными показателями или их совокупностью;

компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (экологический контроль) – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды;

Красная книга Республики Беларусь – список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов, в том числе подвидов, разновидностей (далее – виды) диких животных и дикорастущих растений;

мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

наилучшие доступные технические методы – технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения;

национальная экологическая сеть – система функционально взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий и природных территорий, подлежащих специальной охране, предназначенных для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – нормативы, которые установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и мобильных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых физических воздействий – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

обладатель экологической информации – государственный орган, другая государственная организация, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация;

общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке — комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, отчетах об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладах по стратегической экологической оценке, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным проектам, отчетам, докладам в целях учета общественных интересов и соблюдения прав граждан и юридических лиц;

окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий;

оценка воздействия на окружающую среду — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством Республики Беларусь, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации;

природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

природные ресурсы – компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

природный комплекс – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях;

природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства;

природопользование – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду;

причинение вреда окружающей среде – вредное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь, в том числе путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты с превышением установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ по одному или более загрязняющему веществу или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Беларусь, незаконного изъятия дикорастущих растений и (или) их частей, диких животных, других природных ресурсов;

распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее доведение до сведения государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем ее размещения в печатных изданиях, других средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами;

рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов – пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений;

специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ данной информации, в связи с тем, что ее подготовка не предусмотрена законодательством Республики Беларусь и она не содержится в государственном фонде данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее;

стратегическая экологическая оценка — определение при разработке проектов стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации указанных стратегий, программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений;

такса для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, – условная единица денежной оценки размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, мобильных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, нормативами в области охраны окружающей среды;

экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

экологическая информация – документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь;

экологическая информация общего назначения – экологическая информация, предназначенная для общего пользования в силу исполнения обладателями экологической информации обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Беларусь, и распространяемая либо безвозмездно предоставляемая в соответствии с настоящим Законом;

экологически значимые решения – принимаемые государственными органами решения, указанные в части первой статьи 152 настоящего Закона, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связана с использованием природных ресурсов;

экологически опасная деятельность – строительство, эксплуатация, демонтаж или снос объектов, иная деятельность, которые создают или могут создать ситуацию, характеризующуюся устойчивым отрицательным изменением окружающей среды и представляющую угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства;

экологический аудит – независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду;

экологический вред – вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду;

экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного вредным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 24.12.2015 г. №333-З, 18.07.2016 г. №399-З, 17.07.2017 г. №51-З)

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании недр, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира и иным законодательством Республики Беларусь.

При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №399-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды

Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

(В абзац десятый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;

(В абзац двенадцатый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

сохранения биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;

(В двадцать первый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З)

Статья 5. Объекты отношений в области охраны окружающей среды

Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

Закон об охране окружающей среды беларусь

Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер

Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер , получат доступ к Java-книге.

Абоненты CDMA-оператора ( Dalacom, City, PaThword ) отправив SMS на номер , получат ссылку для скачивания обоев.

Стоимость услуги — тенге с учетом НДС.

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года № 1982-XІІ
Об охране окружающей среды

Закон об охране окружающей среды

Закон Республики Беларусь № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года – один из главных нормативных актов в сфере экологии и охраны природы. Это объемный документ, из более чем сотни статей. К Закону принято уже 22 поправки и дополнения.

Кроме названного закона есть множество других законодательных актов схожей направленности.

На начало 2017 года действовали законы:

  • «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • «Об охране озонового слоя»;
  • «О защите растений»;
  • «О животном мире»;
  • «Об обращении с отходами»;
  • «О мелиорации земель»;
  • «Об охране атмосферного воздуха».

Дать общее представление о Законе «Об охране окружающей среды» не просто, т.к. его разделы затрагивают множество тем, которые имеют прямое отношение к природе и, следовательно – могут оказаться бесконечными по содержанию.

Потому рассмотрим только некоторые из затронутых в Законе тем, понятных и полезных не специалисту в области экологии.

Вводные статьи Закона «Об охране окружающей среды»

1 статья Закона содержит в себе определение 49 терминов и понятий, изрядное число которых будет полезно скорее специалистам. Но некоторые из них стоит знать всем. Сокращенный и упрощенный список этих определений можно представить так:

  • антропогенный объект – нечто не имеющее природного происхождения, созданное человеком;
  • благоприятная окружающая среда – состояние обеспечивающее равновесие экологических процессов, наиболее безопасное для человека, животных и растений;
  • вред окружающей среде – любое изменение в худшую сторону описанного в предыдущем пункте состояния, связанное с деятельностью человека;
  • нормативы разрешенного воздействия на природную среду – результаты человеческой деятельности, не имеющие слишком тяжелых вредных последствий;
  • рациональное пользование природными ресурсами – такой вариант человеческого воздействия на природу, который позволяет добиться экономической выгоды, но не ведет к истощению природных ресурсов в перспективе;
  • экологическая безопасность – состояние не несущее угрозы жизни и здоровью человека и природы (растений, животных, их среды);
  • экологический риск – опасное положение для природы, вследствие человеческой деятельности.

2 статья Закона перечисляет нормативные акты посвященные охране природы.

Статьи 3, 4 и 7 называют задачи и принципы природоохранной деятельности.

В 5 и 6 статьях называются объекты и субъекты охраны окружающей среды. Первыми становятся растения, животные, птицы, рыбы и прочие элементы экологических систем, под субъектами понимаются люди, их объединения, должностные лица.

Особое значение имеет 8 статья Закона. В ней перечислены государственные организации, участвующие в охране природы. В их число входят министерства:

  • Природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • Здравоохранения;
  • По чрезвычайным ситуациям;
  • Лесного хозяйства;
  • А также Госкомитет по имуществу, центральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти во главе с Президентом.

В статьях 8–1,9,10 и 11 перечислены полномочия перечисленных органов в отношении охраны природы.

С 12 по 16 статью Закона описываются права граждан и общественных организаций на благоприятную экологическую обстановку, пользование природными ресурсами, и защиту этих прав законными методами. Здесь же говорится об обязанности этих лиц беречь окружающую среду.

Ограничения в области природопользования

Начиная с 17 статьи Закона идет речь о разного рода ограничениях при взаимодействии хозяйственной деятельности человека и окружающей природной среды. Перечисление таких ограничений, а именно: лицензирование, нормирование, определение лимитов, продолжается до 31 статьи Закона посвященной экологической сертификации.

С 32 статьи Закона по 56 включительно приводятся экологические требования при совершении конкретных хозяйственных мероприятий: строительстве различных объектов, их ремонте, эксплуатации, распоряжении отходами и пр. Здесь уже приводятся списки обязательных мер при совершении конкретных операций, но не встречается количественных или других конкретных нормативов.

Экологическая оценка природных объектов

В статьях с 58 по 61 перечисляются способы оценки влияния на природную среду, сообщается о государственной и общественной экологической экспертизе.

Статьи 62 – 63-6 перечисляют особо охраняемые виды природных объектов и их составляющие. К таким объектам могут относиться, курортные зоны, леса, водные системы, редкие ландшафтные объекты.

Три части статьи 64 представляют информацию о редких, нуждающихся в защите видах растений и животных. Приводятся критерии отнесения в эту категорию и особые мероприятия.

Статьи 65 – 67 имеют темой особые зоны: экологического риска, экологического бедствия и экологического кризиса. Описывается механизм определения таких зон и меры по их восстановлению.

Системе экологического мониторинга посвящены 68 и 69 статьи Закона.

С 70 по 73 статью описывается стратегия учета природных ресурсов в Республике Беларусь.

Сбор и предоставление информации об экологическом состоянии

Согласно нормам Закона «Об охране окружающей среды» право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды имеют все граждане Республики. Они лично или в составе общественных организации вправе изучать экологическое состояние окружающей среды, запрашивать такие сведения у государственных и негосударственных организаций. Такие права и обязанности прописаны в восьми пунктах статьи 74 настоящего закона.

Государственные механизмы охраны природы

К числу таких механизмов можно отнести экономические – рассматриваются в статьях 79, 82; страховые – статья 85; через создание экологических фондов – статья 84; контролирующих организаций – статьи с 87 по 94.

Среди государственных органов занятых природоохранной деятельностью нужно особо выделить как важнейшие:

Подразделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Сюда относятся некоторые научные и исследовательские организации, подробнее узнать о которых можно на сайте Министерства.

Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте. Этому органу подчинены подразделения занятые практической работой по поиску и пресечению экологических правонарушений.

С 99 по 102 статью Закона «Об охране окружающей среды» рассматриваются меры по пресечению нарушений в области природопользования и возмещению причиненного вреда.

Если попытаться выразить общее впечатление от Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», то можно будет утверждать следующее: этот нормативный акт носит во многом направляющий, декларативный характер. В нем прописаны основы и принципы природоохранной деятельности. Конкретным практическим содержанием обладают нормативные акты более низкого порядка, принятые для реализации описанных в Законе мероприятий.