Закон о защите прав потребителей ст 42

Статья 42. Утратила силу.

СТ 42 Закона о Защите Прав Потребителей России — Утратила силу. — Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

2. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Комментарий к Статье 42 ЗоЗПП РФ

1. В новой редакции Закона в названии статьи при определении предмета контроля к безопасности товара (работы, услуги) добавлено их качество. Это не означает противопоставление качества товара его безопасности, поскольку последняя является важнейшим элементом качества. Это не означает также, что рассматриваемая статья затрагивает какие-то другие показатели качества, кроме безопасности. Добавление уточняет действующую ныне функцию соответствующих органов, которые контролируют как качество, так и безопасность товаров (работ, услуг), и относится не к существу вопроса, а к характеристике органов исполнительной власти.

2. В статье изложены общие полномочия целой группы федеральных органов исполнительной власти, как названных, так и не названных в Законе. Эти органы объединяет единая цель: обеспечить безопасность товаров (работ, услуг). Единство цели предопределяет и единство основных полномочий в рассматриваемой области: установление обязательных требований к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществление государственного контроля за их соблюдением. Общим является и приведенный в статье перечень предписаний, направляемых соответствующим лицам.

Однако конкретный характер требований, устанавливаемых каждым из этих органов, юридическая форма требований, а также объем контрольных полномочий и методы их реализации определяются компетенцией соответствующих органов, устанавливаемой законами и положениями о каждом органе, утверждаемыми Правительством РФ. В настоящее время действуют наиболее важные следующие законы и постановления Правительства РФ, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг):
Закон РФ «О стандартизации»от 10 июня 1993 года;
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года;
Положение о Комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 года N 825;
Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ, утвержденное постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 501* (в редакции постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 года N 866);
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной cреды» от 19 декабря 1991 года;
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

Так, например, Положением* о Министерстве здравоохранения РФ установлено, что в число основных задач министерства входят осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиеническое нормирование вопросов, охраны здоровья населения, разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая контроль за производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация; контроль за соблюдением нормативов и стандартов. Для решения указанных задач Минздрав РФ осуществляет в пределах своей компетенции государственную политику в области стандартизации и контроля качества упомянутых объектов в целях обеспечения безопасности и эффективности применения медицинской продукции, выпускаемой предприятиями РФ и ввозимой из-за рубежа; определяет порядок, организует и осуществляет санитарно-эпидемиологическую экспертизу технической документации, продукции и деятельности, потенциально опасной для здоровья населения, а также гигиеническую сертификацию; организует разработку и утверждает федеральные санитарные правила и гигиенические нормативы; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию дезинфекционных средств, а также государственный контроль в пределах своей компетенции за качеством медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств; осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории РФ; утверждает в пределах своей компетенции государственные стандарты (фармакопейные и временные фармакопейные статьи) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико-технические требования на изделия медицинского назначения и медицинскую технику, выдает разрешения на применение в медицинских целях подконтрольных средств и изделий с учетом требований Госстандарта РФ; осуществляет в пределах своей компетенции государственный надзор за соблюдением требований фармакопейных статей и временных фармакопейных статей, государственных стандартов Российской Федерации и технических условий на технику медицинского назначения и медицинские изделия с учетом требований Госстандарта РФ; осуществляет контроль за качеством, производством, оборот и порядком использования подконтрольных средств и изделий, выпускаемых на территории РФ, а также ввозимых из-за рубежа, организует в установленном порядке проведение их обязательной и добровольной сертификации.

Согласно Закону от 19 апреля 1991 года, главные санитарные врачи обладают широким арсеналом мер по пресечению нарушения установленных норм, включая право приостанавливать и прекращать проведение работ, эксплуатацию предприятия, разработку, постановку на производство, выпуск и использование продукции, сырья, пищевых продуктов, рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в вышестоящие и следственные органы.

Действия должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему Главному санитарному врачу, который в течение 30 дней с момента поступления жалобы должен принять по ней решение. При несогласии с решением действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Представляется, что те из вышеуказанных мер, которые не предусмотрены Законом о защите прав потребителей, также могут применяться для устранения нарушений требований по безопасности, поскольку, согласно Закону от 19 апреля 1991 года, санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, в понятие которой Закон включает потребляемую или используемую продукцию. Этот закон непосредственно провозглашает право граждан на возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушения санитарных правил, установленных для товаров.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года определяет характер некоторых обязательных требований по безопасности продуктов питания и экологические требования к другой продукции.

Так, ст. 31 этого закона предусмотрено, что нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с Государственной агрохимической службой Российской Федерации. Статья 32 Закона предусматривает, что в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производственно-технического назначения и потребительской продукции должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе их производства, хранения, транспортирования и использования. Указанные требования и методы их обоснования утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной Среды являются Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды (Госкомэкология России) и Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Компетенция этих органов определена положениями о них. Согласно Положению о Госкомэкологии России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 года N 643, этот Комитет: организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере своей деятельности, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования; организует и проводит обязательную сертификацию на соответствии экологическим требованиям; обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах и утверждаемых им ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах (правилах) в области охраны окружающей Среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия.

Положением конкретизированы полномочия и принимаемые меры по результатам экологического контроля, предусмотренные Законом РСФСР «Об охране окружающей Среды»
Положением о МПР РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 года N 588, установлены полномочия министерства в области нормирования и охраны недр и водных объектов, осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об этих объектах и принимаемых по его результатам мер. Эти полномочия в принципе аналогичны полномочиям Госкомэкологии в сфере его деятельности. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года предусматривает, что санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, а также их должностными лицами и гражданами. Порядок разработки, утверждения, издания, введения в действие и пересмотра федеральных, республиканских и местных санитарных правил устанавливается Советом Министров РСФСР.

Этим законом установлено также, что вся продукция, с которой соприкасается человек и которая может оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, в том числе предназначенные для использования в быту, допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению только на основании заключений органов или учреждений Госсанэпидемслужбы РСФСР об их соответствии санитарным правилам. Эти положения Закона конкретизированы в постановлении Госкомсанэпиднадзора от 5 января 1993 года N 1 «О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию» и совместном письме Госстандарта и Госкомсанэпиднадзора РФ от 9 марта 1995 года «О сертификации продукции».

Приказом Минздрава РФ от 20 июля 1998 г. N 217 постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 5 января 1993 г. N 1 признано утратившим силу и утверждено Положение о проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств

Изготовители обязаны приостановить производство и реализацию продукции, не соответствующей санитарным правилам, по постановлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя, а продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются изготовителем (продавцом) с производства и реализации по предписанию тех же лиц.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года предусмотрено осуществление государственного экологического контроля.

Этот контроль осуществляется органами власти и управления общей компетенции, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, экологические требования к продукции;
требовать устранения выявленных недостатков;
привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
принимать обязательные решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Закон от 19 декабря 1991 года устанавливает следующие виды ответственности за экологические правонарушения (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека): дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную.

Должностные лица и организации подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль, превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиации, шума, вибрации, магнитных полей и т.п.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также Технической инспекцией труда профсоюзов.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Порядок выдачи предписаний, наложения штрафов и реализации других своих полномочий утверждается каждым органом самостоятельно.

Так, например, Минприроды России утвердило 14 февраля 1996 года Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов. Приказом Госкомсанэпиднадзора России от 7 июля 1993 года N 61 утверждена Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения.

О порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом России см. п.2 комментария к ст.13 Закона РФ «О стандартизации».

Постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. N 293 вышеназванный приказ признан утратившим силу
См. Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденный указанным постановлением

3. Из новой редакции Закона изъят пункт, определявший компетенцию Госстандарта России в области сертификации, а также расширен перечень предписаний, выдаваемых соответствующими органами. Эти новые предписания практически совпадают с предписаниями, выдаваемыми территориальными управлениями Комитета (см. п. 2 комментария к ст. 40 Закона).

4. В соответствии со специализацией органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), единственным поводом для исков, предъявляемых ими в суды и арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам, являются нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

5. Координация Госстандартом РФ деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), осуществляется различными методами, в том числе путем заключения с ними соглашений о взаимодействии, в которых уточняются функции каждого органа.

Закон о защите прав потребителей ст 42

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
(их территориальных органов), осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
(утратила силу)

Комментарий к статье 42

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 06.10.99 М. 14-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации на закрепленной к ним территории.

В соответствии со ст. б Закона о качестве органы государственной власти субъектов РФ вправе участвовать в осуществлении полномочий РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов посредством:

— принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

— разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

— осуществления совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Согласно ст. 6 Закона о лицензировании лицензирующие органы (органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с названным Законом) осуществляют следующие полномочия:

— переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

— приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

— прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном п. 13 ст. 13 Закона о лицензировании;

— ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

— контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

— обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Статья 6 Федерального закона от 22.11.95 1 71 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 29.12.2006) относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции:

— определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

— введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;

— осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;

— внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 42. Органы по защите прав потребителей при местной администрации

Статья 42. Органы по защите прав потребителей при местной администрации

1. Местная администрация создает органы по защите прав потребителей.

2. Органы по защите прав потребителей при местной администрации:

рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт России (его территориальные органы);

при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) или выявлении опасных товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг);

в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей), или в интересах неопределенного круга потребителей.

Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992
«О защите прав потребителей» Актуальная редакция закона 2300-1 от 04.06.2018 с изменениями, вступившими в силу с 03.09.2018

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

  • потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
  • продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
  • недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
  • существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
  • безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
  • уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
  • импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
      • Глава I. Общие положения

      Закон о защите прав потребителей ст 42

      В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Эти объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и со своими уставами.

      В соответствии со ст. 7 закона «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно — правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

      Для создаваемого общественного объединения потребителей предпочтительна организационно-правовая форма общественной организации или общественного учреждения (с одним учредителем — родительским комитетом).

      Полномочия (их ассоциаций, союзов) по защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей) установлены п. 2 ст. 45, ст. 46 Закона «О защите прав потребителей». В частности, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГПК РСФСР ).

      В п. 6.1. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указано, что исходя из ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.

      Представляется вполне своевременным и необходимым создание общественных объединений потребителей образовательных услуг, а также информационных услуг (услуг средств массовой информации). При наличии такого объединения отпадает необходимость искать «потерпевших» и от их имени обращаться в суд и в различные инстанции. Объединение потребителей имеет возможность работать «по факту», вне зависимости от того, есть ли лица, права которых нарушены, и желают ли они свои права защищать.

      Статья 42 Конституции РФ

      Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

      Комментарий к Статье 42 Конституции РФ

      Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в комментируемой статье экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. К ним примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды. Конституционно-правовое регулирование деятельности по предоставлению и обеспечению реализации указанных прав этого последнего поколения прав человека и гражданина в определенной мере осуществляется, но наталкивается на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, системой правоохранительных и природоохранных органов.

      Само понятие «благоприятной среды» представляется размытым: в ст. 1 Закона об охране окружающей среды под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Некая виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена некоторым несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц (об экологических терминах см. комментарий к ст. 58), многовековыми традициями нашего государства.

      Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.

      Экологические права и отношения «общество — природа» стали принципом номер один в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г., Декларации Конференции в Иоганнесбурге 2002 г., посвященной 10-летию Рио, на других международных встречах и в принятых на них актах, участником которых была Россия.

      Наша страна одной из первых включила экологические права граждан в свое национальное законодательство путем принятия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и приняла меры для их реализации, осуществления действенного государственного, муниципального, общественного и международного контроля за их соблюдением. Однако на этом пути предстоит немало сделать в части обеспечения провозглашенных Конституцией, но не реализованных на практике экологических прав каждого. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды.*(565)

      Группа предусмотренных в комментируемой статье экологических прав, тесно связанных друг с другом, состоит из трех подгрупп. К первой относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, которое изначально возникло в Западной Европе, а в России появилось недавно и подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. Естественно, к этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.*(566)

      Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории России, пострадавшая от Чернобыльской катастрофы (Брянская, Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), от производственной деятельности ПО «Маяк» (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды — зоной экологического бедствия, где права на благоприятную среду не соблюдаются, но планомерно и медленно осуществляется восстановление пострадавших земель и иных природных ресурсов. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.

      Согласно Постановлению КС РФ от 11.03.1996 N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова»*(567) положения указанного Закона в противоречие ч. 1 статьи 19 Конституции России о равенстве всех перед законом и ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду не защищают в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

      Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической без опасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое вообще в начале ХХI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, на проведение единой государственной экологической политики.

      В области реализации экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информации развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для реализации экологических прав, для формирования благоприятных природных условий жизни граждан.

      Доктрина информационной безопасности РФ утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.*(568) В многочисленных юридических работах последних десятилетий прослеживается связь результативности экологической деятельности исполнительных органов, общественности с открытостью экологической информации и реализацией прав граждан на участие в природоохранном управлении и благоприятную среду.*(569)

      Информационные требования, предъявляемые к деятельности в области природопользования и обеспечения экологической безопасности, регулируются в ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и соответствующей Декларации РФ 1991 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», Всемирной хартии природы 1982 г., Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию» 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не действует ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. распоряжение Правительства РФ от 22.06.1998 N 833). Не будучи для нашей страны обязательной, эта Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

      За последнее десятилетие создана разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений. Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

      В ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, в том числе экологические, гражданские и административные, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении экологической деятельности органов государственной власти и реализации права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Например, в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 30.10.2007) в ст. 6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ; органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них. Требования об экологической информации предусматриваются в Федеральных законах «О защите прав потребителей», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «Об охране озера Байкал», «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

      Федеральные законы о природных ресурсах содержат информационные экологические требования к физическим и юридическим лицам, к органам власти, предусматривают соответствующие права и обязанности. Так, в ЛК сказано, что информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством РФ. В ВК РФ предусматривается, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах. Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*(570).

      В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 31.12.2005) в ст. 23 «Мониторинг атмосферного воздуха» и ст. 29 «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха» указывается, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества*(571).

      Следует отметить, что некоторых видов информации о природных ресурсах нет в свободном обращении. В Законе РФ «О недрах» в ст. 27 «Геологическая информация о недрах» (ст. 28, 30, 32) предусматривается, что информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

      Немало информационных требований содержится в федеральных нормативных правовых актах, регулирующих такую сферу благополучия граждан, как радиационная. В Федеральном законе от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.2004) указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23).

      В Федеральном законе от 21.10.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 14.07.2008) предусматривается, что:

      1) организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

      2) граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории РФ;

      3) граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения (ст. 13).

      Реализация экологических прав граждан достаточно конкретно обеспечивается в Федеральном законе от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (в ред. от 02.02.2006), где предусматривается, что:

      1) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;

      2) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров;

      3) информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров.

      Поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 14.07.2008) в ст. 8 «Права граждан» указывается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

      Согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан они имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

      В соответствии с Постановлением КС РФ от 18.02.2000 N 3-П*(572) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации — в частности, права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. комментарии к ст. 24 и 29).

      Судебная практика рассмотрения споров, связанных с информационной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с уровнем правовой и экологической культуры небогата, а успехи в отстаивании требований закона еще более редкое явление. Так, в Советском районном суде города Уфы рассматривалось дело по иску гражданина к ФГУП «Гидравлика», Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, информация о которой была недостаточна, а шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом. Лишь после многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивления должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен с решением о предоставлении другой квартиры и возмещении морального вреда.

      Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии Республики Башкортостан с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на приказ Госкомэкологии Республики Башкортостан, согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций. Был получен отказ и от Госкомэкологии. После этого в защиту общественных интересов Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура внесла протест на указанный приказ, мотивировав это нарушением ст. 29 и 33 Конституции, ст. 3, 11 и 12 Закона об охране окружающей среды, ст. 10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003). При этом учитывалось также, что к числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды Положение о нем относит деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично и передавать в СМИ материалы, имеющие отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен.

      Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредставление информации должностными лицами органов исполнительной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Между тем не утратило своего значения и действует законодательство, в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация об исполнительной деятельности, о порядке рассмотрения обращений — предложений, заявлений и жалоб граждан. Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области экологической деятельности и ее информационного обеспечения, Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем (ст. 5.39, 19.7). Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

      Законодательством устанавливаются, а федеральными органами исполнительной власти принимаются меры по расширению информационного обеспечения деятельности в области экологии. В то же время многочисленные призывы об использовании информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований. Может быть, решению информационных проблем в области обеспечения экологической безопасности послужит установление административных регламентов с развертыванием профессиональной работы по их внедрению и применению с выездом на места. Выполнение конституционных требований о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической и природоресурсной информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, из-за неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу. Государственные органы и их должностные лица не принимают активных мер к своевременному оглашению полных и достоверных сведений о состоянии земель, иных природных ресурсов и об окружающей среде, о мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения природных ресурсов, неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, пытаются порой брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее предоставление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.

      В третью подгруппу экологических прав входит право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое также находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том числе экологическими, правами и нечасто реализуется ввиду того, что трудно, а порой и невозможно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями.

      Согласно Постановлению КС РФ от 01.12.1997 N 18-П*(573) особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2, 18 и 53 Конституции.

      Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции.

      В Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О*(574) указывается, что в Законе об охране окружающей среды закрепляется в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 22 Закона об охране окружающей среды). Эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия.

      В земельном законодательстве гарантии возмещения причиненного вреда разработаны и предусматриваются в наибольшей степени по сравнению с законодательством об иных природных ресурсах. В ЗК это ст. 57-58 гл. VIII «Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд», согласно которым возмещение вреда осуществляется и при отсутствии признаков правонарушения, и ст. 76 «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями» гл. ХIII «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».

      Если конституционное требование возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется в гражданском законодательстве и в ст. 79 Закона об охране окружающей среды, то обязанности полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, предусматриваются в ст. 77 и 78 этого Закона.

      Понятия экологического правонарушения не содержится в действующем законодательстве РФ. В Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 10.01.2002) предусматривалось, что экологическими правонарушениями считаются виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Указанные признаки правонарушений можно учитывать и в настоящее время.