Закон о судебных приставах 2012

Внесены изменения в законы о полиции, о судебных приставах и о правовом положении иностранных граждан в России

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О полиции» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 6 июня 2012 года и одобрен Советом Федерации 15 июня 2012 года.

Справка Государственно-правового управления

Частью 1 2 статьи 54 Федерального закона «О полиции» предусматривалось, что до создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и введения в эксплуатацию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию таких граждан в специально отведённых помещениях органов внутренних дел, но не позднее 1 июля 2012 г.

Частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривалось, что положения части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 9 статьи 31 и пункта 5 статьи 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» применяются до 1 июля 2012 г., а также устанавливалось, что судебные приставы вправе до 1 июля 2012 г. препровождать иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел.

Федеральным законом уточняется срок, установленный для передачи указанных обязанностей, для применения части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 9 статьи 31 и пункта 5 статьи 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также для реализации судебными приставами права на препровождение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел (до 1 января 2013 г.).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ
«О судебных приставах»

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 апреля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 5 мая, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Настоящий Федеральный закон регулирует полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.

Закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»

Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1997 г. N 149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30 ст. 3590

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1 статьи 3 приостановлено до 1 января 2018 г. в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Последние изменения в законодательстве об исполнительном производстве

23 марта 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ (далее – Закон), направленный на расширение полномочий, облегчение работы судебных приставов и, как следствие, повышение эффективности их деятельности. В частности, усовершенствованы розыскные инструменты судебных приставов, банк данных исполнительных производств, механизм ареста и реализации имущества, на которое обращено взыскание и ряд других положений указанных документов.

Стоит отметить, что необходимость в подобных изменения действительно существует, так как по данным самой ФССП России, нагрузка на судебных приставов постоянно растет. В сравнении с 2012 годом, средняя нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в 2013 году возросла примерно на 7% (с 2097 до 2252 исполнительных производств), а в целом количество документов, поступивших на исполнение в службу в 2013 году, увеличилось на 1 млн по сравнению с 2012 годом. В связи с этим, а также недостаточной квалификацией сотрудников и другими проблемами, как отмечает ФССП России, значительная часть судебных решений остается неисполненной, либо их исполнение необоснованно затягивается (по состоянию на 2013 год в России, по данным ведомства,исполняется около 60% судебных решений).

В связи с этим корректировке в очередной раз подверглись Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – закон о судебных приставах) и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). В данном материале освещены наиболее важные изменения.

Новые права и обязанности судебных приставов

В законе о судебных приставах закрепляется, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, при выявлении признаков преступления судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) (см. абз. 8, абз 9 п. 1 ст. 12 закона об исполнительном производстве).

Стоит отметить, что согласно данным ФССП России, в 2013 году к должникам стали чаще применяться меры уголовно-правового воздействия. Так, количество уголовных дел, находившихся в производстве органов дознания службы, составило почти 83 тыс., что на 3 тыс. больше, чем в 2012 году. Судебными приставами по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей задержано 5466 лиц, находящихся в федеральном розыске (в том числе 81 лицо разыскивалось за особо тяжкие преступления), в специальные учреждения препровождено 33 992 лица без гражданства, выдворено за пределы России 34 154 лица.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 40 УПК РФ ФССП России относится к органам дознания. Дознавателями органов ФССП России проводится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157, ст. 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и ст. 315 УК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.8.1, ч.1 и ч. 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе (ст. 23.68 КоАП РФ):

      • руководитель ФССП России, его заместители;
      • руководители территориальных органов ФССП России, их заместители;
      • руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России, их заместители.

Должностные лица ФССП России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2-3 ст. 5.35, ст.ст. 17.3-17.6, ст. 17.8, ст. 17.9, ч. 2-2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно изменениям, судебный пристав исполнитель теперь при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу вправе проводить следующие исполнительно-разыскные действия (п. 2 ст. 12 закона о судебных приставах):

  • запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе (данные полномочия ранее, тем не менее, были предусмотрены законом об исполнительном производстве);
  • проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске;
  • осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

По данным ФССП России в 2012 году разыскано 111 детей, более 39 тысяч должников-граждан, из которых 28 тысяч – это должники, уклоняющиеся от уплаты алиментов. В 2013 году подразделениями, осуществляющими розыск, разыскано 73 ребенка, 67 003должника-гражданина, из которых 48 092 должников-граждан по исполнительным документам о взыскании алиментов. При этом, как отмечают разработчики Закона, указанные изменения внесены в связи с тем, что ранее отсутствовала правовая регламентация розыскного инструментария судебного пристава, что не позволяло в полной мере реализовать функции исполнительного розыска. Корреспондирующие изменения параллельно внесены и в ст. 65 закона об исполнительном производстве (см. ниже). Одновременно, в п. 2 и п. 3 ст. 13 закона о судебных приставах соответственно закреплены обязанности судебного пристава не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Вместе с тем, судебные приставы по ОУПДС получили право применять специальные средства не только для отражения нападения на свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, но и должностных лиц ФССП России в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Также они получили применять спецсредства для препровождения иностранцев или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы России, в специальные учреждения для их содержания и до пунктов пропуска через Государственную границу России. Однако речь идет только о случаях, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим (скорректирован п. 1 ст. 17 закона о судебных приставах).

Изменения в банке данных исполнительных производств и электронные документы

асширяется перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств. В их числе отныне будет указываться также вид исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу. Также найдут отражение и сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 закона об исполнительном производстве (невозможность установить место нахождение должника, отсутствие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание и др.), или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6-7 ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве (ликвидация должника-организации, признание его банкротом и пр.) (изменения внесены в ст. 6.1 указанного закона).

Как отмечает ФССП России, в 2013 году зарегистрировано 28,3 млн обращений к банку данных исполнительных производств на сайте ФССП России. Это на 47% больше, чем в 2012 году. Кроме того, проводятся подготовительные работы для создания личного кабинета стороны исполнительного производства на официальном сайте ФССП России, который должен заработать в первом полугодии 2014 года.

Законодательно закрепляется, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату такого постановления будут установлены ФССП России (ст. 14 закона об исполнительном производстве дополненач. 2.1).

Новые основания прекращения исполнительного производства

Также расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, предусмотренный ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве. Теперь к таковым относится внесение записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

Как отмечают разработчики Закона, до его принятия существовала проблема взыскания задолженности с организаций, которые отвечают признакам недействующего юридического лица. Ранее законодательством не предусмотрена возможность прекращения исполнительного производства в связи с исключением юридического лица должника-организации из ЕГРЮЛ. Это вызывало проблемы в правоприменительной практике. Исполнительные документы в отношении недействующих юридических лиц оканчивались актом о невозможности взыскания и возвращались взыскателю. Однако возвращение исполнительного документа в связи с невозможностью взыскания не являлось препятствием для повторного его предъявления, поэтому такие исполнительные документы зачастую предъявлялись взыскателями повторно. Это порождало повторные действия судебного пристава-исполнителя по исполнению, дополнительные расходы из бюджета, которые в данных случаях являлись бессмысленными, поскольку организация не существует.

При этом также закрепляется, что при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 43 закона об исполнительном производстве).

Группа принудительного исполнения

Еще одной новеллой является закрепление оснований, порядка и условий ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей (группой принудительного исполнения). Для этих целей закон об исполнительном производстве дополнен новой ст. 34.1.

Постановление о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения выносится главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ или старшим судебным приставом. При этом также назначается руководитель группы принудительного исполнения, который при осуществлении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает решения:

  • о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником в случаях, установленных ст. 52 закона об исполнительном производстве;
  • об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство;
  • о возврате взыскателю исполнительного документа;
  • о приостановлении, возобновлении, прекращении, об окончании исполнительного производства;
  • о возбуждении исполнительных производств по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, при прекращении и окончании основного исполнительного производства;
  • о временном ограничении на выезд должника из России;
  • о передаче имущества должника на реализацию, передаче нереализованного имущества должника взыскателю;
  • о распределении взысканных денежных средств;
  • о взыскании исполнительского сбора;
  • об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
  • об обращении с заявлением о приостановлении или прекращении исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, о предоставлении отсрочки или рассрочки, об изменении способа или порядка их исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Кроме того, в упомянутой ст. 34.1 определяются и вопросы, возникающие в деятельности отдельных приставов, включенных в состав группы: оказание содействия приставам подразделениями службы, расположенными на территории других субъектов РФ; должностные обязанности пристава по отношению к собственному руководству и к руководителю группы.Таким образом, вводится не только понятие группы принудительного исполнения, но и определяется порядок функционирования и внутреннего взаимодействия группы, как механизма, состоящего из сотрудников различных подразделений ФССП России.

Исполнительный розыск

Ряд статей Закона направлен на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка. В частности, конкретизируются условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава РФ по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий (корректируется ст. 65 закона об исполнительном производстве). При этом закрепляется понятие «исполнительный розыск» – это проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Исполнительный розыск объявляется при условии, что иные исполнительные действия, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, изменились случаи, когда судебный пристав-исполнитель может объявлять розыск должника или его имущества, как по своей инициативе, так и по заявлению взыскателя. В частности, теперь это может происходить по исполнительным документам, содержащим требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ранее – только по заявлению взыскателя).

При этом по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника должна превышать 10 000 руб. (в противном случае розыск возможен только по заявлению взыскателя). Помимо этого, также по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель теперь имеет право объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование о передаче ребенка (ранее – только об отобрании ребенка) (ч. 4 ст. 65 закона об исполнительном производстве).

Ранее существовавшее правило об утверждении постановления о розыске старшим судебным приставом (его заместителем) дополнено требованием об утверждении этими лицами и постановления об отказе в объявлении розыска. По мнению Юрия Воробьева, данная мера создает дополнительные преграды для появления необоснованных «отказных» постановлений.

В законе об исполнительном производстве также теперь прописывается, что взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве).

Арест и самостоятельная реализация имущества должника

Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 руб. Исключение составляют арест денежных средств, арест заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и арест имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста (ч. 1.1 ст. 80 закона об исполнительном производстве).

«Данное нововведение представляет собой разумное ограничение для наложения ареста на имущество должника по незначительным требованиям. Нововведение не только ограничивает возможности для произвола со стороны судебных приставов, но и запрещает совершать действия, эффект от которых значительно меньше затрат на их осуществление», – комментирует изменения Юрий Воробьев.

Закон также предусматривает возможность самостоятельной реализации имущества должником. Речь идет об имуществе, рыночная стоимость которого не превышает 30 000 руб. Исключение составят: недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую и художественную ценность (в этом случае проводятся открытые торги в форме аукциона).

Для этих целей закон об исполнительном производстве дополняется новой ст. 87.1. Должник вправе в срок, не превышающий 10 дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества (при отсутствии спора о стоимости имущества). При поступлении такого ходатайства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения.

В случае, если должник ходатайство о самостоятельной реализации имущества не подал или не реализовал имущество в установленный срок, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении данного имущества за собой. Порядок оставления имущества за взыскателем регулируется новой ст. 87.2 закона об исполнительном производстве. Если взыскатель отказался, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, которая путем его продажи специализированными организациями.

День судебного пристава в России

1 ноября в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — День судебного пристава, установленный согласно указу президента РФ Дмитрия Медведева от 8 сентября 2009 года «Об установлении Дня судебного пристава».

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Эта дата была предложена на основании того, что 1 ноября (19 октября по старому стилю) 1865 года в соответствии с положением, подписанным в этот день императором Александром II, был окончательно определен статус судебных приставов в России.
Положение устанавливало очередность введения судебных уставов, утвержденных 3 декабря (20 ноября по старому стилю) 1864 года.
Начиная с 1866 года уставы вводились в округах cанкт-петербургской и московской судебных палат. Были образованы санкт-петербургские и московские судебные палаты с подведомственными им окружными судами, в которых были назначены судебные приставы, утверждены штаты и определено денежное содержание. Число судебных приставов, подведомственных санкт-петербургским и московским судебным палатам, составило 203 человека.
Ранее День судебного пристава отмечался 6 ноября, однако этот день считается скорее днем возрождения службы судебных приставов, нежели днем ее основания, поскольку именно в этот день в 1997 году были приняты и вступили в силу два федеральных закона: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в современной России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Судебный пристав — особое государственное должностное лицо, на которое возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством.

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова «часть») или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Судебные приставы состояли при уголовном и гражданском кассационных департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Согласно Уставу, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства. Судебные приставы в императорской России при исполнении своих обязанностей пользовались защитой со стороны государственной власти. Сопротивление судебному приставу давало ему право призывать на помощь полицейские власти и даже военную силу. Оскорбление, нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей, или сопротивление его законным требованиям считалось преступлением против власти и наказывалось по уголовному законодательству. За правильностью действий судебных приставов наблюдал суд, он же привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. В целом, российское законодательство о правовом статусе судебных приставов второй половины XIX века было одним из наиболее проработанных в Европе.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена — районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти. Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты и вступили в силу два федеральных закона — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Впервые после 1917 года российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации жестко структурированную службу судебных приставов. В структуре Министерства юстиции России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции — главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13 октября 2004 года «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В современной России на судебных приставов возложены две основные задачи: первая — это обеспечение установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы, как и сто лет назад, дежурят в зале судебных заседаний, обеспечивая безопасность участников процесса, поддерживают порядок в здании суда. Вторая задача, возложенная на службу судебных приставов, — исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов.
В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Внести в Федеральный закон от

21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 10, ст. 1156; 2008, N 30, ст. 3588; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3631) следующие изменения:

а) в наименовании слова «словосочетания «судебный пристав» заменить словами «слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний»;

б) слова «словосочетания «судебный пристав» заменить словами «слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний», после слов «а также в наименованиях» дополнить словами «учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов,»;

а) пункт 1 после слов «высшее юридическое образование» дополнить словами «, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование»;

б) в пункте 3 слова «имеющий судимость» заменить словами «который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием»;

3) пункт 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«1. Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее — подразделение судебных приставов).»;

4) в пункте 1 статьи 11:

а) дополнить новыми абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:

«на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;»;

б) абзацы двенадцатый и тринадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым и пятнадцатым;

5) статью 22 после слов «к судебному приставу-исполнителю,» дополнить словами «а также связанных с исполнением содержащегося в исполнительном документе требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства,».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст.1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 40, ст. 3986; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст.1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 15, ст. 1743; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; N 30, ст. 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5748; N 52, ст. 6248; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3642; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525, 2526; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4000, 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4164, 4192, 4195, 4207, 4208; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 54; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310, 2312; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4289, 4298; N 30, ст. 4573, 4574, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; N 46, ст. 6406) следующие изменения:

а) часть 1 после слов «Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации» дополнить словами «(далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации)»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.»;

в) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.»;

г) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».»;

2) дополнить статьей 17.8 1 следующего содержания:

«Статья 17.8 1 . Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

Незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний —

влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»;

3) в статье 20.25:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания»;

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и принудительное выдворение за пределы Российской Федерации.»;

4) в части 1 статьи 23.68 слова «статьей 13.26,» заменить словами «статьями 13.26, 17.8 1 ,»;

5) часть 1 статьи 27.1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.»;

6) в пункте 14 части 1 статьи 27.2 слова «по обеспечению установленного порядка деятельности судов» исключить, цифры «17.3, 17.8,» заменить цифрами «13.26, 17.3, 17.8, 17.8 [1] ,»;

7) в пункте 10 части 1 статьи 27.3 слова «по обеспечению установленного порядка деятельности судов» исключить, цифры «17.3, 17.8,» заменить цифрами «13.26, 17.3, 17.8, 17.8 [1] ,»;

8) главу 27 дополнить статьей 27.19 следующего содержания:

«Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации

1. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации (далее — специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации), либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

2. Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.

3. В специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании постановления судьи, которое подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

4. В специально отведенное для этого помещение пограничного органа помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.»;

9) пункт 15 части 2 статьи 28.3 после цифр «19.7» дополнить словами «, частью 3 статьи 20.25»;

10) часть 2 статьи 29.10 дополнить абзацем следующего содержания:

«При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.»;

11) статью 31.3 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.»;

12) пункт 2 статьи 32.9 изложить в следующей редакции:

«2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц — при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.»;

13) в статье 32.10:

а) часть 4 дополнить словами «или к материалам исполнительного производства»;

б) часть 5 признать утратившей силу;

в) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.»;

г) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от

25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3286; 2010, N 30, ст. 4011) следующие изменения:

1) в пункте 9 статьи 31:

а) в абзаце первом слова «в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо» исключить;

б) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Типовые условия и порядок содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, в указанных специальных учреждениях, а также порядок осуществления координации деятельности таких специальных учреждений определяется Правительством Российской Федерации.»;

в) абзац второй считать абзацем третьим;

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.»;

слова «внутренних дел или» исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Типовые условия и порядок содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в указанных специальных учреждениях, а также порядок осуществления координации деятельности таких специальных учреждений определяется Правительством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; N 51, ст. 6162; 2011, N 30, ст. 4573) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее — подразделения судебных приставов).»;

2) часть 14 статьи 30 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).»;

3) часть 3 статьи 35 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.»;

4) часть 3 статьи 68 дополнить пунктом 10 1 следующего содержания:

«10 1 ) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;»;

5) главу 13 дополнить статьей 109 1 следующего содержания:

«Статья 109 1 . Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Судебным приставом-исполнителем исполняется постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. Исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передаче указанных лиц пограничным органам.

3. Постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства передается судебному приставу-исполнителю одновременно с имеющимися документами для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации таких лиц. Другие необходимые документы запрашиваются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

4. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем поступления к нему документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, выносит постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5. Постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и передается (направляется) для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

6. Исполнение судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов постановления судебного пристава-исполнителя, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, производится путем препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передачи указанных лиц пограничным органам, о чем составляется двусторонний акт.

7. При исполнении содержащегося в исполнительном документе требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства должностные лица службы судебных приставов взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, в порядке, установленном совместными нормативными правовыми актами.

8. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона после поступления к нему из пограничных органов акта о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы Российской Федерации.

9. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется в суд, выдавший исполнительный документ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.»;

6) часть 5 статьи 112 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.».

Статью 54 Федерального закона от

7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881) дополнить частью 1 2 следующего содержания:

«1 2 . До создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и введения в эксплуатацию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, но не позднее 1 июля 2012 года.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «а» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 июля 2012 года положения части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 9 статьи 31 и пункта 5 статьи 34 Федерального закона от

25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по мере создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 июля 2012 года судебные приставы вправе препровождать иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел.

5. Организации, общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не указанные в статье 2 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции настоящего Федерального закона) и содержащие в своем наименовании слова «судебный пристав» или «пристав» или образованные на их основе словосочетания, должны быть переименованы либо ликвидированы в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.