Закон о госслужбе москвы в 2016 году

Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» (с изменениями и дополнениями)

Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3
«О государственной гражданской службе города Москвы»

С изменениями и дополнениями от:

4 июля 2007 г., 6 февраля 2008 г., 16 сентября 2009 г., 8 июня, 30 ноября 2011 г., 4 апреля 2012 г., 23 января, 17 апреля, 15 мая 2013 г., 29 января 2014 г., 29 апреля, 24 июня, 18 ноября, 16 декабря 2015 г., 27 января, 23 марта, 13 апреля, 28 сентября 2016 г., 15 февраля, 20 сентября, 25 октября, 22 ноября, 27 декабря 2017 г., 21 марта 2018 г.

См. Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 50 «О муниципальной службе в городе Москве»

См. постановление Московской городской Думы от 26 января 2005 г. N 19 «О Законе города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы»

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует вопросы организации государственной гражданской службы города Москвы и отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу города Москвы, ее прохождением и прекращением.

Москва,
Московская городская Дума
26 января 2005 года
N 3

Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 февраля 2005 года, за исключением части 8 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 10 (в части ознакомления с критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности), пункта 17 части 1 статьи 10, пункта 4 части 1 статьи 12, пункта 8 части 2 статьи 20 (в части видов и условий медицинского страхования), пункта 4 части 3 статьи 20, статей 36, 39 и 40, пункта 9 части 1 статьи 42, частей 3 и 4 статьи 43

Текст Закона опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», февраль 2005 г., N 8 (дата выхода номера в свет 31.01.05), в газете «Тверская, 13» от 1 февраля 2005 г. N 9, от 3 февраля 2005 г. N 11, в «Ведомостях Московской городской Думы», 2005 г., N 3 (дата выхода номера в свет 18.03.05)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 21 марта 2018 г. N 6

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2018 г.

Закон г. Москвы от 27 декабря 2017 г. N 61

Изменения вступают в силу с 8 января 2018 г.

Закон г. Москвы от 22 ноября 2017 г. N 44

Изменения вступают в силу с 17 декабря 2017 г.

Закон г. Москвы от 25 октября 2017 г. N 40

Изменения вступают в силу с 19 ноября 2017 г.

Закон г. Москвы от 20 сентября 2017 г. N 33

Изменения в части дополнения статьи 47.1 частью 8 вступают в силу с 1 января 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Закон г. Москвы от 15 февраля 2017 г. N 4

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 28 сентября 2016 г. N 32

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 28 сентября 2016 г. N 31

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 13 апреля 2016 г. N 15

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 11

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 27 января 2016 г. N 5

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 16 декабря 2015 г. N 78

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 18 ноября 2015 г. N 64

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 37

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 30

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 29 апреля 2015 г. N 21

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2014 г.

Закон г. Москвы от 29 января 2014 г. N 4

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 15 мая 2013 г. N 21

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 17 апреля 2013 г. N 16

Закон г. Москвы от 23 января 2013 г. N 3

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 4 апреля 2012 г. N 7

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 30 ноября 2011 г. N 57

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 8 июня 2011 г. N 24

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 6 февраля 2008 г. N 5

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 4 июля 2007 г. N 26

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон о госслужбе москвы в 2016 году

Правительство в 2019–2020 годах резко увеличит бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников, следует из проекта федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Документом предлагается зарезервировать на эти цели 138,6 млрд руб. в 2019 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. Это, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете. В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предложено выделить еще больше — 284,4 млрд руб.

Проект бюджета будет рассматриваться 20 сентября на заседании правительства.

В том числе предлагается зарезервировать 375 млн руб. в 2019 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.

Те 493 млрд руб., которые закладываются на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты. — РБК), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих», следует из проекта бюджета.

Борьба за престиж госслужбы

Резерв на выплаты чиновникам в 2019–2021 годах — следствие подписанного в августе 2016 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016–2018 годы». Этим указом Путин поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы. «До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», — ставилась цель в документе.

Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2018 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.

РБК направил запрос в Минтруд с просьбой уточнить, какие меры по совершенствованию системы материального стимулирования чиновников предлагает министерство. Пресс-служба Минтруда сообщила только, что ведомство «прорабатывает вопрос».

Из чего складывается оплата труда госслужащих

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Идея увеличения в оплате труда госслужащих доли, связанной с реальной эффективностью их работы, существует давно, но на практике внедряется с трудом, сообщил РБК заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Все, что касается внедрения каких-либо форм повышения эффективности работы государственных служащих, наталкивается на сопротивление или на негативные результаты», — указал он. Впрочем, по его словам, сейчас гораздо легче сформировать KPI для чиновников в силу того, что национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года сформулированы достаточно четко и они могут быть доведены до конкретного госслужащего. «То есть могут быть определены KPI ведомств, от ведомств к подразделениям, от подразделений к сотрудникам», — пояснил он.

По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2017 году составила 118,8 тыс. руб. в месяц, но это данные только по центральным аппаратам министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов). Кроме того, в министерствах и ведомствах есть серьезные различия в зарплатах руководящего состава и рядовых сотрудников, говорит Климанов. По его словам, «перелом» в уровне зарплат наступает на уровне замдиректоров департаментов и начальников отделов, тогда как госслужащих среднего и младшего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми сотрудниками.

Государственная служба в трехлетней перспективе

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    В ближайшее время должен быть утвержден указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы», а также правительственный план его реализации. О перспективах развития госслужбы на ближайшие три года рассказали представители администрации президента и аппарата Правительства РФ.

    До недавнего времени реформирование государственной службы осуществлялось на основе четырехлетних федеральных программ, утверждаемых указами Президента РФ. По мнению начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров А. Ю. Фёдорова, которое он высказал в ходе экспертной дискуссии «Развитие кадрового потенциала системы государственного управления» Гайдаровского форума-2016, ключевые задачи этой реформы были достигнуты. Так, почти полностью была сформирована нормативно-правовая основа государственной службы, были успешно внедрены все новые институты. Теперь пришло время «тонкой настройки» и точечного регулирования созданной системы.

    В октябре 2015 года на заседании Комиссии по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров было решено изменить прежний формат реформы и разработать проект указа Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы». В проекте указа определены целевые ориентиры, сроки работы по соответствующим направлениям и механизм контроля за достижением обозначенных в нем показателей. Планируется определить федеральный орган исполнительной власти, который будет объединять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы. В развитие указа предусмотрено утверждение Правительством РФ плана мероприятий по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы на соответствующие годы.

    Изменения в законодательстве

    Параллельно с работой стратегического характера проводится и корректировка действующего законодательства. В 2014–2015 годы в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был внесен ряд принципиальных изменений. Так, появились дополнительные ограничения для госслужащих, был уточнен механизм прохождения испытательного срока. Также были конкретизированы нормы, регламентирующие ротацию на госслужбе: с 2016 года она начинает действовать как система, и прежде всего в органах, которые осуществляют контрольные и надзорные функции. Был уточнен порядок исчисления стажа на государственной гражданской службе. Кроме того, поправки в закон, принятые в декабре 2015 года, определили минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней), а также порядок его замены денежной компенсацией.

    В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который призван урегулировать продолжительность отпусков на гражданской службе. В частности, предлагается установить одинаковую продолжительность основного отпуска для всех служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей — 30 календарных дней, а также закрепить соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет (при стаже более одного года — один календарный день, более пяти лет — пять дней, более десяти лет — семь дней и более 15 лет — десять дней).

    Другой важный законопроект, касающийся поэтапного повышения пенсионного возраста госслужащих (мужчинам — до 65 лет, женщинам — до 60 лет), был принят Госдумой в первом чтении в декабре 2015 года. Еще одна законодательная инициатива вызвана необходимостью привести квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы в соответствие с законом об образовании. «Все эти предложения вносятся с учетом складывающейся демографической ситуации и предполагают сохранение на гражданской службе прежде всего профессиональных и опытных, а также привлечение наиболее подготовленных молодых специалистов», — отмечает Фёдоров.

    Численность госслужащих

    По словам Фёдорова, наблюдается постепенное снижение численности гражданских служащих. За последние пять с половиной лет в целом по стране она снизилась на 9,7%. Притом что движение было разнонаправленным: параллельно с сокращениями в этот период принимались решения и об увеличении численности чиновников, и о создании новых государственных органов. Примерно с 2013 года численность госслужащих стабилизировалась на отметке 750 тысяч человек. Порядка 82% от этого числа приходится на органы исполнительной власти (из них 5% — сотрудники центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, 67% — территориальных подразделений, 28% — органов исполнительной власти субъектов РФ).

    31 декабря 2015 года Президент РФ В. В. Путин подписал указ, предусматривающий 10-процентное сокращение предельной численности федеральных органов власти, находящихся в прямом подчинении президента. Чуть ранее аналогичный документ был подписан и Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым. Возможно, оптимизация численности госслужащих поможет решить наболевшую проблему разрыва в уровне оплаты уровня труда служащих федеральных органов исполнительной власти, прежде всего их территориальных подразделений, и органов власти субъектов РФ. Впрочем, Фёдоров подчеркнул, что этот процесс не будет быстрым.

    Подходы к образованию

    Примечательно, что почти 10% госслужащих федерального уровня не имеют высшего образования. В субъектах РФ этот показатель ниже — всего 3%. Тем не менее, как отметил Фёдоров, задачи, стоящие перед государственной службой, требуют все более высокого образовательного уровня чиновников. Об этом свидетельствуют в том числе и упомянутые выше законодательные инициативы, призванные привести требования к образовательному уровню госслужащих в соответствие с должностными регламентами.

    Новые подходы к профессиональному образованию и переподготовке чиновников также обсуждались на октябрьском заседании президентской комиссии по госслужбе. Как пояснил Фёдоров, в ближайшей перспективе произойдет переход от системы дополнительного профессионального образования к системе «профессионального развития» госслужащих. В первую очередь это означает изменение принципа организации обучения, в том числе отказ от нормы, предписывающей проводить обучение гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в три года. «Уже все согласились с тем, что эта норма закона не может быть исполнена в том виде, в каком она существует. Вряд ли она приводит к каким-то значительным достижениям», — отметил чиновник.

    Победители конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» Министерства труда и социальной защиты РФ:

    • административный департамент Министерства промышленности и торговли РФ;
    • департамент государственной гражданской службы администрации Томской области;
    • департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан;
    • управление главы Республики Башкортостан по вопросам государственной службы и кадровой политики;
    • управление государственной службы и кадров Правительства Воронежской области;
    • управление государственной службы и кадров Правительства Москвы;
    • управление государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области;
    • управление государственной службы Федеральной антимонопольной службы;
    • управление кадров и государственной службы губернатора Красноярского края;
    • управление кадровой политики и государственных наград администрации губернатора Самарской области;
    • управление кадровой политики и муниципальной службы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

    Альтернативой должно стать создание механизмов материальной и нематериальной мотивации служащих к непрерывному профессиональному развитию, том числе путем самообразования. Отсюда следует важность повышения качества образовательных услуг и стимулирования конкуренции между образовательными организациями, которые реализуют соответствующие образовательные программы. Само профессиональное развитие должно оказывать более активное влияние на карьерную траекторию гражданского служащего. Наконец, речь может идти о внедрении иных, помимо госзаказа, способов финансирования мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, а также о расширении практики использования дистанционных форм обучения. Планируется, что в первом полугодии 2017 года соответствующие вузы завершат переход к организации обучения гражданских служащих в дистанционном и очно-дистанционном формате, а также создадут на своей учебно-методической базе условия, необходимые для их самообразования.

    Новые кадровые технологии

    С точки зрения главного приоритета кадровой политики — формирования профессионально подготовленного кадрового состава — все большую актуальность приобретают аттестационные и адаптационные программы для лиц, впервые поступающих на госслужбу, стажерские программы для молодых специалистов, наставнические формы обучения. В субъектах РФ на постоянной основе проводятся конкурсы на звание «Лучший государственный гражданский служащий», а в 2015 году на федеральном уровне впервые был проведен конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе».

    Одним из инструментов кадровой политики является резерв управленческих кадров. Обновленный состав президентского резерва был утвержден 18 декабря 2015 года: сейчас он насчитывает 140 человек. Ключевым механизмом отбора в резерв является личностно-профессиональная диагностика, которую проводит РАНХиГС. На уже упоминавшемся октябрьском заседании комиссии по госслужбе было решено продлить на 2016–2018 годы действие федеральной программы подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров. Соответствующее постановление Правительство РФ издало в конце декабря 2015 года.

    В заключение Фёдоров отметил, что в ближайшие три года в рамках дальнейшего развития госслужбы «будет учтена наметившаяся в последнее время тенденция смены объекта прилагаемых усилий: не государственная служба сама по себе как институт системы госуправления, а служащий как ключевой элемент системы государственной службы, ее основной потенциал». А это, опять же, означает внедрение современных кадровых технологий, переход от привычных форм дополнительного профессионального образования к более гибким и современным, увязку ключевых условий прохождения госслужбы с задачами, которые стоят перед государственными органами.

    Нормативное обеспечение госслужбы

    Директор Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ А. В. Сороко подробнее остановился на положениях проектов указа президента «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы» и постановления Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий дорожной карты по реализации основных направлений развития гражданской службы», которые в настоящее время проходят согласование в администрации президента РФ. По его словам, к концу 2016 года планируется завершить разработку нормативных правовых основ, которые обеспечат формирование новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы на гражданской службе. Практическое использование этих принципов начнется в 2017 году.

    Так, в начале 2017 года планируется приступить к практическому внедрению стандартов нормирования численности структурных и функциональных подразделений государственных органов, а также их кадровых служб и подразделений, ответственных за противодействие коррупции. В течение 2016–2017 годов должно быть сформировано единое информационное пространство управления государственной гражданской службы, что предполагает активный обмен информацией между кадровыми службами государственных органов.

    До конца текущего года планируется создать систему мониторинга, анализа и оценки реализации положений законодательства, устанавливающих квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. Для этого в каждом государственном органе должны быть изданы нормативно-правовые акты, регулирующие применение квалификационных требований в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, а также областью и видом профессиональной служебной деятельности госслужащих. В 2016 году будут разработаны и утверждены стандарты оценки знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, а также в соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы. При этом к началу 2017 года на базе вузов будут созданы специальные центры оценки соответствия госслужащих и кандидатов квалификационным требованиям.

    Также предлагается разработать и нормативно закрепить положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе. «Как нам кажется, выработка единых подходов к формированию кадрового резерва позволит к 2018 году в системе государственной гражданской службы сформировать федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федеральных госорганов, кадровые резервы субъектов и кадровые резервы госорганов субъектов РФ», — отметил Сороко.

    Портал управленческих кадров

    С 2009 года в сети интернет действует портал федеральной государственной службы и управленческих кадров, на котором федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, государственными корпорациями и организациями, а с 1 июля 2015 года и органами местного самоуправления размещаются сведения о вакантных должностях. Всего с 2009 года из базы портала назначено около 5000 человек. В настоящее время аппарат Правительства РФ и федеральные органы власти рассматривают вопрос о том, чтобы принимать юридически значимые документы для участия в конкурсах на замещение вакансий в электронном виде с использованием сервисов портала.

    На базе федерального портала запущена пилотная версия единой информационной системы управления кадровым составом государственной службы РФ. Всего в ее опытной эксплуатации принимают участие 40 федеральных органов исполнительной власти. В 2017 году использование автоматизированных информационных систем в кадровой работе госорганов будет закреплено нормативно, а все кадровые службы на безвозмездной основе получат доступ к соответствующему инструментарию. К концу 2017 года в деятельность кадровых служб должна быть внедрена процедура первичного отбора кандидатов с помощью информационно-коммуникационных технологий, вне зависимости от порядка замещения должности (как по конкурсу, так и без конкурса).

    Вопрос престижа

    Отдельный раздел в проекте плана посвящен вопросам повышения престижа государственной гражданской службы. Ожидается, что к 2018 году будет завершено формирование законодательства, устанавливающего единые основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, а также единую систему их материальной мотивации. Именно это позволит довести оплату труда до конкурентоспособного уровня и сгладить различия в зарплате федеральных и региональных чиновников.

    К 2018 году в госорганах должны заработать единые основы современной организационной культуры, включающие в себя правила внутренних и внешних взаимодействий органов власти. Предполагается, что это обеспечит не только открытость гражданской службы, но и успешную реализацию задач ее кадрового обеспечения. Формирование современной организационной культуры предполагает в том числе внедрение в деятельность государственных органов механизмов, стимулирующих эффективную профессиональную служебную деятельность гражданских служащих и соблюдение ими единых правил служебного поведения.

    К началу следующего года планируется утвердить методологический инструментарий по оценке эффективности деятельности кадровых служб государственных органов, связанной с профилактикой коррупционных правонарушений. Как подчеркнул Сороко, кадровые службы будут обеспечиваться необходимыми учебно-методическими материалами, тестовыми заданиями, а также получат доступ к реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

    C 2017 года госслужащих обяжут иметь высшее профильное образование

    Уже с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. Это означает, что для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств и т.д. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Также планируется до 31 декабря 2017 года, когда поправки уже вступят в силу, провести внеочередную аттестацию в государственных органах.

    — По результатам внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы, — рассказали в Минтруда.

    Было также отмечено, что введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим.

    Согласно будущим критериям оценки соответствия занимаемой должности, к госслужащим будут предъявляться следующие требования: базовые (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики).

    Если говорить о базовых требованиях, то для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп предлагается установить требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

    Помимо этого, будут проверяться знания основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, знание русского языка и профильные навыки, связанные с видом деятельности. Квалификационные требования к базовым знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут устанавливаться правительством.

    Функциональные квалификационные требования предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям в зависимости от того или иного министерства и его внутреннего устройства. Именно в этих требованиях и будет прописано, что финансовую должность сможет занимать человек с профильным образованием, а не с высшим профобразованием художника.

    Введение определенных критериев для госслужащих тесно переплетается с их сокращением, которое должно пройти до 1 ноября 2017 года в рамках Федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

    Согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, в России почти 49 тыс. федеральных чиновников и около 1,5 млн муниципальных государственных служащих. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% — в судебной власти и прокуратуре, 2,1% — в законодательной власти и 1,1% — в других государственных структурах.

    «Известия» обратились к одному из идеологов введения квалификационных требований для госслужащих — проректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Дмитрию Буташину.

    — Конечно же, сразу выгонять людей с несоответствующим дипломом — не самое эффективное и правильное решение. Здесь нужно аккуратно подойти к вопросу и дать людям, в чем-то не соответствующим по требованиям и показателям, исправиться за определенный срок. Лучше пока воздержаться от конкретных заявлений, которые могут вызвать со стороны госслужащих волну опасений, что их всех выгонят, потому что у них дипломы не по той специальности или они не пройдут какую-то оценку. Сейчас идет работа по поиску модели эффективной реализации госслужбы и обсуждению требований к государственным служащим, — рассказал Дмитрий Буташин.

    Специалист также отметил, что сейчас рассматривается требование для кандидатов на высшие государственные должности иметь степень магистра по госуправлению.

    — Вопрос о том, что в какой-то разумный промежуток времени (3–5 лет) управленцы в системе государственного управления должны получить профильные магистерские дипломы. Если говорить о среднем управленческом звене, то это магистр по профильному направлению, а если речь идет о высших государственных должностях, то это уже магистр государственного управления, — подытожил проректор РАНХиГС.

    Сейчас некоторые члены правительства, не говоря об их аппаратах, работают не по профильному образованию и не имеют степеней магистра государственного управления. К примеру, министр спорта Виталий Мутко — моторист, получил среднее профобразование в Ленинградском речном училище, после которого работал по специальности, но недолго. Зампред правительства Дмитрий Рогозин учился на международном отделении журфака МГУ, а сегодня занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Глава Министерства строительства имеет два образования — режиссерское, которое получил в МГУКИ, и юридическое, полученное в РАНХиГС.

    — Я не знаю, насколько такие квалификационные требования будут работать, потому что наша страна еще со времен Петра I известна тем, что мы принимаем строгие законы, а потом их нарушаем или делаем исключение из правил. Сам по себе посыл правильный, потому что есть несколько бед, связанных с государственными служащими. Многие из них некомпетентны и находятся на одном месте годами до достаточно преклонного возраста, — считает президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

    Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что введение квалификационных требований может сократить чиновничий штат.

    —Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников. Раздутие аппарата никогда не ведет ни к чему хорошему для государства, потому что бумаги будут постоянно ходить с одного стола на другой. После СССР чиновничество увеличилось в два раза, а это, между прочим, требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей, — считает Сергей Филатов.

    Пенсия госслужащим в 2018-2019 году

    Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

    Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.

    Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

    К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

    Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет

    В федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года — для женщин.

    Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин — с 63 лет. В такое редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.

    Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2018 году — 16 лет.

    Так, в 2017 году минимальный стаж для назначения пенсии должен составлять 15,5 лет, в 2018 г. – 16 лет, в 2019 г. – 16 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) — см. таблицу ниже.

    Год назначения пенсии за выслугу лет

    Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

    15 лет 6 месяцев

    16 лет 6 месяцев

    17 лет 6 месяцев

    18 лет 6 месяцев

    19 лет 6 месяцев

    2026 и последующие годы

    Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.

    Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.

    Так, в 2017 году возраст получения пенсии госсдужащими для женщин составляет 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;

    В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;

    В 2019 году — для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;

    И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).

    ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ

    Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»

    Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы

    2032 и последующие годы

    Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

    С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

    За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

    Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

    Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

    2016 год

    2017 год

    2018 год

    2019 год

    2020 год

    2021 год

    2022 год

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    Что включается в стаж государственной гражданской службы

    Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

    В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

    1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
    2. Должности прокурорских работников.
    3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
    4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
    5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
    7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
    8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
    9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
    10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
    11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
    12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

    Что включается в среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

    Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.

    Среднемесячный заработок – это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

    Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 818.

    В соответствии с вышеуказанными правилами для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

    1. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее — должностной оклад);
    2. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
    3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
    4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
    5. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
    6. ежемесячное денежное поощрение;
    7. премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
    8. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

    Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

    При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

    Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12.

    В случае если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).

    Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.