Закон о банкротстве от 1998 года

Банкротство: назад к закону 1998 года

Несколько депутатов во главе с руководителем комитета по вопросам собственности Сергеем Гавриловым (КПРФ) внесли в Госдуму поправки к закону «О банкротстве» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), сообщает «КоммерсантЪ». Центральным положением законопроекта является предоставление кредиторам, включая налоговиков, права обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом без судебного решения о взыскании суммы долга. Просрочка исполнения денежных обязательств, как и ранее, должна составлять не менее трех месяцев.

Юристы критически оценивают предоставление кредиторам права возбуждать банкротство без решения суда о взыскании долга — это может дать необоснованные преимущества лицам, считающим себя кредиторами должника, и повлечь за собой лавину банкротств, экономически не обусловленных.

«»Такой принцип уже использовался в законе «О несостоятельности» 1998 года, и ничего хорошего, кроме эффективного механизма перераспределения собственности, он обществу не дал»,— говорит партнер адвокатского бюро «Инфралекс» Артем Кукин».

Арбитражный суд Поволжского округа

О некоторых проблемах применения Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

С 3 декабря 2002 года, со дня вступления Федерального закона от 26.10.2002 г. №127 «О несостоятельности (банкротстве)» утратил силу Федеральный закон от 08.01.1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в Собрании законодательства РФ от 12 января 1998 г., N 2, ст. 222 и арбитражные суды в третий раз за последние десять лет приступили к применению нового свода правил, регулирующего банкротство субъектов гражданского оборота.

Скорей всего столь стремительное обновление законодательство о банкротстве объясняется тем, что в РФ достаточно быстро осуществляется рост экономических преобразований, в условиях которых коммерческая организация может оказаться жертвой предпринимательской конкуренции в рыночной экономике страны

Новый Закон о банкротстве явился определённым шагом законодательной власти в решении возникающих вопросов, на которые не было ответа в прежнем Федеральном Законе от 08.01.98 г. №6-ФЗ. Кроме того, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года отличается от предыдущих значительным законодательным объёмом — 233 статьи, в которых появились новые институты, неизвестные ранее.

Хотелось бы отметить, что в своё время в период действия Закона о банкротстве 1998 года доктор юридических наук, заместитель Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В.В.Витрянский в своей научной статье: «Как реформировать законодательство о банкротстве » в разделе «Концепция реформирования» уже указывал на необходимость скорейшего реформирования действующих в тот период норм, регулирующих несостоятельность юридических лиц. Основные выводы В.В.Витрянского нашли своё отражение в новом Законе о банкротстве, в том числе, о допустимости участии в собрании кредиторов налоговых и иных уполномоченных органов.

При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 года были учтены выводы Конституционного суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 года, а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить возражение обоснованности требований лица инициирующего банкротство.

В отличие от ранее существовавших двух Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.06.01 г. №64 и от 06.08.1999 г. №43, в которых были выработаны некоторые рекомендации по применению ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., Высший Арбитражный суд РФ, выполняя требования ст. 13 Федерального Конституционного Закона от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (в редакции от 04.07.03) уже принял постановление Пленума от 08.04.03 №4, которое служит для разъяснения и способствует уяснению смысла законодательных норм о несостоятельности и призвано обеспечивать единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов РФ.

Необходимо отметить, что определением Верховного суда Российской Федерации от 24.04.00 № ГКПИ 00-368 прямо установлено о недопустимости обжалования постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды, чётко следуя выработанным рекомендациям с учётом правил

ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения вправе ссылаться только на постановление Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, и, как правило, информационные письма высшей инстанции остаются невостребованными, что соответственно может негативно повлиять на цель Высшего Арбитражного суда РФ — добиться единства в применении законодательства Российской Федерации.

К сожалению, введение нового законодательного акта в РФ автоматически порождает новые проблемы его применения, по вопросам его соотношения с равным по его юридической силе другому нормативному акту, а ряде случаев возникает противоречие существующих норм. Во всех случаях арбитражные суды призваны выполнять функции правового балласта, поскольку толкования закона судебными органами и есть критерии правильности его применения.

В развитие данных выводов мне хотелось бы констатировать, что в Российской Федерации идёт скрытая форма прецедентного права, где участники судебного процесса, используя принцип состязательности в основу своей правоты представляет судам судебные решения по аналогичным спорам в целях предрешить иные выводы арбитражного суда по применению права.

Вместе с тем, не является исключением и исследуемый в данной статье ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года, который решил часть проблем существовавших в прежнем Законе о несостоятельности и в тоже время породил ряд новых правовых дилемм с введением новых институтов (новелл).

В целях правильного применения прежнего и нового Законов о несостоятельности (банкротстве) необходимо более детально изучить главу XII «Законодательные и переходные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26,10,02 г, №127-ФЗ, и п.п.2 ст.1, где положения Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казённых предприятий, политических партий и религиозных организаций, что уже привело к коллизии норм, содержащихся в названном Законе и п. 1 ст. 65 ГК РФ, но поскольку Закон о банкротстве остаётся быть центральным нормативным актом не утрачивается актуальность о расширении круга юридических лиц, которые могут быть подвергнуты банкротству: ассоциации и союзы юридических лиц, общественные

организации, торгово-промышленные организации и других лиц, не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Особое значение в переходный период необходимо давать вопросу о введении в период действия нового Закона процедуры несостоятельности по делам, возбуждённым в период действия Закона о банкротстве 1998 г. Эта проблема разрешена Пленумом ВАС РФ в постановлении от 08.04.03 №4

Согласно ст.3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны соответствовать настоящему Кодексу.

Так из анализа ст.65 ГК РФ установлено, что требования кредиторов при несостоятельности удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 1 ст.64 ГК РФ, которая устанавливает пять очередей кредиторов. Введение нового Федерального закона о несостоятельности (ст. 134) предусматривает лишь три очереди конкурсных кредиторов, при этом полностью уравняв кредиторов по гражданско-правовым обязательствам с кредиторами по публичным правоотношениям (налоги, сборы, федеральные кредиты).

Учитывая принцип центральности Закона о несостоятельности необходимо учесть следующее, что при ликвидации юридических лиц следует руководствоваться положением ст.64 ГК РФ и соответственно для расчётов применять пять очередей, а в случае банкротства предприятия положения конкурсных кредиторов определять с учётом специального закона с применением трёх очередей.

Внесены определённые изменения и в состав лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст.34 и ст. 35 ФЗ «О несостоятельности»). Одним из новых, участвующих в деле является предполагаемое лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. В состав лиц, участвующих в процессе добавлены: представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов.

В целях устранения ранее участвующих в деле о несостоятельности налоговых, таможенных и иных государственных органов, Закон о несостоятельности чётко установил, что защиту интересов Российской Федерации в делах о несостоятельности (банкротстве) осуществляют уполномоченные органы. Так, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.02 №855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» функции уполномоченного органа были возложены на Федеральную службу финансового оздоровления РФ (далее — ФСФО РФ), последующим постановлением от 14.02.03 г. №100 Правительства РФ подтвердило наличие полномочий у ФСФО РФ уполномоченного органа.

Большой интерес вызван вновь введёнными понятиями такими как саморегулируемая организация и регулирующий орган.

Саморегулируемая организация (далее СРО) — некоммерческая организация, объединяющая на началах членства не менее ста арбитражных управляющих, которая приобретает статус и соответственно полномочия по регулированию управляющими с даты включения организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, который ведётся регулирующим органом. Права СРО исчерпывающим образом изложены в абзаце 2 п.3 ст.42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», следовательно, данные органы не вправе обжаловать судебные акты, принимаемые судом в деле о банкротстве

В целях формирования названных саморегулируемых организаций на территории Российской Федерации положения п.5 ст.231 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» допускали до 03.12.03 г. возможность не указывать в заявлениях о признании банкротом выбранную СРО, при этом функции последнего по назначению временного управляющего до указанной даты, исполнял регулирующий орган.

Под регулирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с постановлением Правительства РФ уполномочен вести реестр саморегулируемых организаций и осуществлять контроль за их деятельностью в соответствии с Положением «О порядке ведения единого государственного реестра», утверждённого Приказом Минюста РФ от 09.04.03. №84.

Постановлением Правительства РФ от 30.1.02 №855 до 03.12.03 функции регулирующего органа также исполняла ФСФО РФ, после указанной даты они возложены на Министерство юстиции РФ.

Таким образом, схема этих органов определяется следующим образом — регулируемая организация (далее — РО) ведёт реестр саморегулирующих организаций и осуществляется представительство в арбитражных судах при назначении кандидатур управляющих с реализаций прав по составлению протоколов об административных правонарушениях.Саморегулируемая организация, отвечаемая требованиям ст.21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подотчётна РО, наделена правом проверок арбитражных управляющих в их деятельности и арбитражный управляющий, являющийся членом СРО, кандидатура которого должна отвечать требованиям Закона.

Арбитражные суды по Закону о банкротстве практически отстранены от выбора той или иной кандидатуры управляющего, однако, если судом будет установлено, что оставшаяся после отводов кандидатура арбитражного управляющего имеет задолжность по убыткам, возникшим при осуществлении им полномочий управляющего либо указанное лицо имеет заинтересованность по отношению к должнику (органам управления) или является уголовно осуждённым, суд обязан отказать в назначении данной кандидатуры даже при её соответствии требованиям, предъявленным ст. 23 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более логичен состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей предусмотренный ст.4 нового Закона о несостоятельности. В тоже время положения названной нормы не распространяются на требования кредиторов по выходным пособиям и об оплате труда лиц, работающих по трудовому контракту, на реституционные требования (ст. 167 ГК РФ), в последнем виде требований арбитражная практика осталась неизменной.

Положительно хотелось бы отметить, что право по обращению конкурсного кредитора с заявлением связано с наличием вступившего в законную силу решения о взыскании денежных средств доказательствам направления исполнительного документа органам принудительного исполнения (п.3 ст.40 ФЗ «О несостоятельности»).

Таким образом, Закон в целях устранения со стороны кредиторов действий по злоупотреблению правом, понятие о котором определено в ст. 10 ГК РФ, исключил возможность обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом без соответствующих доказательств. Буквально исследуя диспозицию ст.40 «О несостоятельности (банкротстве)» становится непонятным, какая необходимость добросовестному конкурсному кредитору, имеющему решения суда о взыскании долга, постановление судебного пристава-исполнителя, о возбуждении исполнительного производства дополнительно прилагать товарно-транспортные накладные, счета и другие документальные доказательства, подтверждающие наличие долга, тогда как все обстоятельства были предметом судебного разбирательства и их повторная оценка не допускается. Из чего можно сделать логично вывод, что возврат заявления конкурсного кредитора по основанию нарушения абзацев 2-4 ст.10 Закона о несостоятельности не во всех случаях будет является законным.

В неравное правовое положение по отношению к другим кредиторам лицам поставлены уполномоченные органы, которые на первый взгляд не должны к своему заявлению прилагать решения судов о взыскании налоговых недоимок, что подтверждается анализом п.3 ст.6 и п.2 ст.41 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Взаимодействия органов ФСФО РФ с налоговыми, таможенными органами для предъявления заявления о признании должника банкротом регулируется в настоящее время постановлением Правительства РФ от 15.04.03 №213 «О порядке предъявления требований по обязательствам РФ в делах о банкротстве и процедурах банкротства».

Данным постановлением налоговые и таможенные органы в случае неисполнения должником требований по уплате отдельных платежей в размере, установленном в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом обязаны представить уполномоченному органу доказательства обращения к органам принудительного исполнения в целях возможности принудительного исполнения должником обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей без обращения в суд с заявлением о его несостоятельности.

Исходя их этого, соответствующие органы ФСФО РФ при обращении с заявлением о несостоятельности налогоплательщика также обязаны представить в арбитражный суд доказательства о направлении исполнительного документа в форме решения налоговых органов о взыскании задолжности за счёт имущества должника судебному приставу-исполнителю, отсутствие таких доказательств может служить основанием для возвращения заявления уполномоченного органа (мнение автора).

Процедура наблюдения в новом Законе о несостоятельности не несёт в себе серьёзных изменении по отношению к ранее действующему Закону о банкротстве. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 16 Закона требование о выплате выходных пособий включается не на основании определения арбитражного суда, а непосредственно арбитражным управляющим, тогда как все остальные требования конкурсных кредиторов могут быть включены в реестр требований кредиторов только на основании судебного акта арбитражного суда.

Установление размера требований кредитора для участия в первом собрании кредиторов производиться с учётом положений ст. 71 Закона о несостоятельности. Необходимо учитывать, что тридцатидневный срок для предъявления таких требований не подлежит восстановлению, тогда как пятнадцатидневный срок для возражения относительно требований кредиторов, установленный для должника является процессуальным и может быть восстановлен.

Поскольку требования кредиторов о включении в реестр подлежат рассмотрению с учётом норм материального и процессуального права, что тождественно исковому производству, требования кредиторов, направленные с нарушением формы и содержания могут быть оставлены без движения применительно к ст. 128 АПК РФ.

При рассмотрении судом требований кредиторов о включении в реестр требований кредиторов в обязательном порядке должны уведомляться:

  • кредитор
  • должник
  • арбитражный управляющий
  • представитель учредителей должника
  • представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Рассмотрение законности требований кредитора является способом защиты гражданских прав последнего в связи с чем должник вправе в деле о банкротстве при рассмотрении таких требований заявлять о истечении срока исковой давности, а также ссылаться на иные обстоятельства, исключающие возможности включении требований в соответствующий реестр. В случае отстранения руководителя должника в силу определения суда либо прямого указания Закона о несостоятельности возражения от имени должника вправе выдвигать соответственно арбитражный управляющий, представитель учредителей либо представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, тем самым и оправдывается необходимость извещения последних для участия в процессе о включении требований кредитора в реестр конкурсных кредиторов должника.(Окончание следует).

кандидат юридических наук
судья ФАС ПО В.А.Петрушкин

Статья опубликована в журнале «Правосудие в Поволжье» №2, 2004г.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г.

Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

О вопросах, связанных с применением настоящего Федерального закона, см.:

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64,

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43,

ответы Главного правового управления Пенсионного фонда РФ

Президент Российской Федерации

8 января 1998 г.

Настоящий закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, также регулируются настоящим законом. Нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) указанных граждан, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий закон. Положения настоящего закона также применяются, если в качестве кредитора выступает иностранное лицо, если иное не предусмотрено международным договором.

Под несостоятельностью (банкротством) в законе понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Закон устанавливает следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Законом введена процедура досудебной санации — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Приведена в соответствие с Гражданским кодексом очередность выплат кредиторам банкрота.

Настоящий закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г. Процедуры банкротства, предусмотренные настоящим законом: внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, — могут быть введены при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после 1 марта 1998 г. независимо от даты принятия указанных дел к производству. Закон вводится в действие с 1 марта 1998 г. Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотренные настоящим законом, вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20, 21 января 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 222

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»

Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

О вопросах, связанных с применением настоящего Федерального закона, см.:

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64,

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43,

ответы Главного правового управления Пенсионного фонда РФ

Президент Российской Федерации

8 января 1998 г.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20, 21 января 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 222

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Закон о банкротстве

Такое явление, как банкротство известно, отечественной науке со времен Русской Правды, в которой были заложены основы института очередности удовлетворения требований кредиторов. Современное законодательство претерпело большие изменения в вопросе регулирования банкротства. Его начала заложены в 1992 году Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который устанавливал упрощенную процедуру проведения банкротства.

Позже был принят ФЗ от 08.11.1998г. «О несостоятельности (банкротстве)», который действовал до 2002 г. Действующий закон о банкротстве — ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» нельзя назвать «преемником» закона 1998 года. В 1 части Гражданского кодекса также отражены основы института банкротства. Институт банкротства охраняется уголовным законодательством (ст. 195-197 УК РФ), административным законодательством (ст.14.12 – 14.13 КоАП РФ).

До Федерального закона № 127 регулирование банкротства вызывало сложности, хоть и существовали указы и иные акты по рассматриваемому вопросу. Бесспорно, и сегодня есть шероховатости в регулировании, но сложившаяся практика и разъяснения ВАС РФ во многом сопутствуют сглаживанию законодательных пробелов. Современная редакция ФЗ о банкротстве состоит из 12 глав, включающих 233 статьи. Относительно недавно были внесены изменения ФЗ № 476-ФЗ от 29.12.2014 года, в соответствии с которым вступают в силу положения о банкротстве граждане.

Субъекты данного закона о банкротстве — юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане

Объект – определенное юридическое состояние субъекта – банкротство, то есть признанная арбитражным судом и судом общей юрисдикции неспособность удовлетворить требования и (или) исполнить денежные обязательства кредиторов.

Закон о банкротстве закрепляет специальный субъектный состав: конкурсный кредитор, должник, уполномоченный орган, регулирующий орган, собрание кредиторов, арбитражные (временный, административный, внешний, конкурсный) управляющие, кредитор.

Размер долговых обязательств — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 100000 рублей, для граждан – 10000 рублей, срок неисполнения наступивших обязательств- 3 месяца.

Основные процедуры, применимые по отношение к несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Отдельно выделяется мировое соглашение, которое может быть достигнуто на любой стадии банкротства с учетом особенностей.

Инициаторы процесса — конкурсный кредитор, должник или уполномоченный орган.

Органы, принимающие решение о признании лица банкротом: арбитражный суд — орган судебной власти, действующий на постоянной основе, призванный разрешать экономические споры, а также определенные споры, вытекающие из гражданско-правовых и административных правоотношений. В исключительной подведомственности находятся дела о признании банкротами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Суд общей юрисдикции – орган судебной власти по разрешению гражданских, уголовных и административных дел, не подведомственных специализированным (арбитражным) судам. Суд общей юрисдикции принимает решения о признании несостоятельными граждан.

ФЗ № 127 (закон о банкротстве) построен, как большинство законодательных актов, по пандектной системе, то есть, выделена общая часть, после которой следует особенная. В общей части определены предмет регулирования, субъекты, объекты, признаки возникновения банкротства, права и обязанности участников процедуру банкротства, а также стадии ее проведения и правовые статусы специальных участников. В общей части также закреплено правовое положение арбитражного управляющего – физического лица, осуществляющего профессиональную деятельность и состоящее в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Для того, чтобы стать членом саморегулируемой организации необходимо: быть гражданином РФ, иметь опыт работы на руководящей должности сроком более года, пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего более полугода, иметь высшее профессиональное образование. Более подробный печень требований и ограничений установлен в ст.20-20.2 ФЗ. Специальная часть состоит из видов и стадий процедур по признанию лица банкротом, особенностей в зависимости от вида субъекта (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин). Отдельно выделена в главу 12 несостоятельность граждан. Она специфична и нова для российского законодательства, имеет свои требования к должнику и кредиторам, ограничены процедуры по признанию лица несостоятельным, дела находятся в подведомственности судов общей юрисдикции. Между тем еще не выработана судебная практика по данной категории дел, что свидетельствует о будущих проблемах правоприменения.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018)

О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статья 62. Введение наблюдения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.

3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 62 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Наблюдение — это одна из процедур банкротства, которая в соответствии с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г. вводилась с момента принятия заявления о признании должника банкротом, за исключением отдельных случаев, установленных этим Законом. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П данное правило было изменено. Автоматическое введение наблюдения на основании одного лишь заявления кредитора без проведения судебного заседания, без вызова сторон было признано неконституционным, поскольку при этом нарушался принцип состязательности. Имущественные права должника после введения наблюдения существенно ограничивались, тогда как ему не предоставлялась даже возможность представить свои возражения на заявление кредитора. Более того, исходная норма Закона о банкротстве 1998 г. не предусматривала также возможность обжалования определения о введении наблюдения. Такое положение было признано нарушающим конституционное право на судебную защиту и соответственно отменено. В п. 2 мотивировочной части названного Постановления сказано, в частности, что для приведения действующего порядка возбуждения производства по делам о банкротстве в соответствие с Конституцией РФ необходимо нормативное закрепление как права должника обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так и его возможности представить суду в той или иной процессуальной форме свои разъяснения и возражения по требованиям заявителя до принятия арбитражным судом решения о введении наблюдения. Исключение могут составлять ситуации, например, когда должник скрывается от кредиторов или местонахождение его неизвестно.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

При этом возник определенный правовой пробел, наличие которого в числе прочих причин явилось побудительным мотивом для скорейшего завершения работы над новой редакцией Закона о банкротстве.

2. В новом Законе о банкротстве вышеуказанные конституционные принципы нашли свое закрепление: заявление о признании должника банкротом теперь принимается к производству арбитражным судом на основании формальной проверки соблюдения требований, предъявляемых к его форме и содержанию, а также при наличии необходимых документов, которые должны быть приложены к нему (см. комментарий к ст. 42). При соблюдении этих условий выносится определение о принятии данного заявления. После этого у должника имеется возможность представить в суд свои возражения в связи с поступившим заявлением. Вопрос же о введении наблюдения решается единолично судьей арбитражного суда в результате рассмотрения обоснованности требований кредитора в судебном заседании (см. комментарий к ст. 49 Закона). Такое заседание проводится по общим правилам, установленным АПК, с особенностями, определенными Законом о банкротстве (ст. 48 Закона). В частности, о времени и месте проведения заседания судья уведомляет заявителя, должника, а также СРО и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный законом минимум, не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными.

Если хотя бы одно из указанных условий будет не выполнено, суд отказывает во введении наблюдения. При этом, если было принято одно заявление о признании должника банкротом, производство по делу прекращается, а если имеются принятые заявления о банкротстве данного должника других кредиторов, выносится определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения. В последнем случае Законом установлено дополнительное к ст. 148 АПК РФ основание для вынесения данного судебного акта.

Процедура наблюдения вводится на основании первого из принятых заявлений. Соответственно арбитражный управляющий назначается из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, указанной в этом заявлении. В таком случае остальные заявления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов рассматриваются в качестве заявлений о вступлении в дело и проверке обоснованности требований этих кредиторов для целей их внесения в реестр требований кредиторов.

3. Процедура наблюдения с позиции гражданского законодательства является одной из процедур банкротства из числа указанных в ст. 27 Закона. Вместе с тем с точки зрения арбитражного процессуального законодательства это стадия арбитражного процесса, подготовка дела к рассмотрению судом.

Общий порядок подготовки дела к рассмотрению определяется нормами гл. 14 АПК РФ, которые должны применяться в части, не противоречащей нормам ст. ст. 48 — 51 Закона о банкротстве. Соответственно общий срок подготовки дела к рассмотрению, установленный ст. 152 АПК РФ, увеличен в Законе до семи месяцев (ст. 51). В течение указанного срока должны быть проведены все мероприятия, составляющие данную процедуру банкротства.

В отдельных случаях, установленных законодательством о банкротстве, допускается отложение дела (продление срока наблюдения) сверх установленного срока его рассмотрения (например, п. 3 ст. 207 Закона).

В практике применения Закона о банкротстве 1998 г. было выработано правило, согласно которому допускалось отложение дела на срок, превышающий предельный для процедуры наблюдения, на основании общих норм АПК РФ (п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43). В новом Законе срок наблюдения значительно увеличен, тем не менее в исключительных случаях представляется возможным отложение рассмотрения дела по существу сверх предельного срока на основании ст. 158 АПК.

4. Цели введения данной процедуры обозначены в ст. 2 и раскрываются в главе IV Закона. Это, во-первых, обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить его финансовое положение.

Второй важной целью этой процедуры является проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии, достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплату вознаграждения арбитражному управляющему, в чем причина возникшей неплатежеспособности, имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства, а также существует ли возможность восстановления платежеспособности?

Помимо указанных целей, перешедших из Закона о банкротстве 1998 г., добавлены составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов (третья и четвертая цели данной процедуры). Данные цели, безусловно, всегда были в центре внимания при проведении наблюдения, и законодатель лишь формально закрепил сложившиеся на практике приоритеты. Кроме того, можно отметить, что указанные цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, с тем чтобы он не ограничивал свою деятельность лишь изучением документации и согласованием определенных сделок.

Главные положения закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Неспособность должника оплачивать свои долги перед кредиторами в установленный срок, невозможность оплачивать бюджетные требования и вносить платежи во внебюджетные фонды определяется сегодня понятием банкротства или несостоятельностью.

Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность или юридическое лицо, могут быть признаны банкротами постановлением арбитражного суда, после получения заявления от организации или кредитора. Не могут быть признанными банкротами казённые организации, пенсионный или благотворительный фонд.

Причины долгого принятия

В 2012 году законодательным собранием был разработан закон, который позволял устанавливать факт банкротства в отношении физических лиц. В силу закон вступил только в 2018 году, и до сих пор происходят изменения в его содержании.

Но почему от принятия закона до вступления в силу прошло столько времени? Госдумой было произведено несколько исследований и опросов, на основании которых удалось установить, что более 90% российских граждан не готовы к возможному признанию себя банкротами.

Люди боялись потерять своё имущество от сотрудничества с заимодателями, которые сначала привлекают клиентов своими кредитными продуктами, а после желают принять закон, обременяющий их положение.

Неудобства, после принятия этого закона, возникли и у банков. Снижение спроса на кредиты среди населения вынуждали банки давать займы и тем, чья платёжеспособность была на низком уровне, а именно студентам, безработным и пенсионерам.

Перенесение принятия закона было положительно оценено юристами.

Они выделяют предположительные последствия, вытекающие после принятия данного закона:

  • Ухудшение розничных и ипотечных портфелей банков.
  • Намеренное признание себя физическими лицами несостоятельными, с целью уклонения от выплаты долга. Большее количество кредитов, выданных населению банками, являются необеспеченными или малообеспеченными. Заёмщик практически ничего не теряет, становясь банкротом.
  • Невозможность получения кредита лица, получившего статус банкрота. Срок устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Неприятное положение в этом случае обретает сам банкрот. Жизненные обстоятельства, порой возникают непредвиденные, а большую сумму денег занять может только банк.
  • Развитие теневых кредитных организаций, выдающих займы даже лицам, которые были признаны несостоятельными. Условия, чаще всего, в таких случаях более жёсткие, а проценты повышенные.

Основные положения

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает ряд основных положений в своём содержании:

  • Обращение в арбитражный суд может поступить как от заёмщика, так и от займодателя.
  • Банкротом может быть признан заёмщик, чья задолженность перед банком составляет более 50 тысяч рублей, а внесение очередного платежа не производилось более трёх месяцев.
  • Заёмщик, имеющий постоянный доход может получить рассрочку платежа на срок до 5 лет. Заём, вовремя выплаченный не даёт право должнику получить статус несостоятельного.
  • Невозможность погашения кредита в установленный договором период даёт право суду признать должника несостоятельным и изъять имущество общей стоимостью равной долгу, с целью его погашения. Ни суд, ни кредитор не имеют права изымать единственную жилую площадь должника.

Доходы, полученные заёмщиком на протяжение последующего за получением несостоятельности года, будут списываться в счёт погашения долга

Признание физического или юридического лица несостоятельным несёт за собой множество последствий, которые должник и кредитные организации должны знать.

  • Лицо, получившее статус банкротства при обращении в кредитную организацию, должно сообщать о своём положении. Чаще всего такое заявление является поводом для отказа в выдаче займа или увеличения процентной ставки и обеспечения.
  • Физическое лицо, признанное несостоятельным, при желании стать предпринимателем и зарегистрировать свою деятельность в налоговых органах получит отказ. Запрет распространяется сроком на один год.
  • Уже имеющиеся лицензии на осуществление предпринимательской деятельности будут отозваны.
  • Получение статуса несостоятельности может быть осуществлено не чаще одного раза в пять лет.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 облегчил не только положение банков, не вынуждая их ожидать долгий срок, а после обращаться к коллекторам, но и положение заёмщиков.

Сегодня, деятельность коллекторов только начинает ограничиваться законодательством, а до недавнего времени они не контролировались никем и были способны угрожать, оказывать психологическое давление, осуществлять звонки в ночное время, распространять информацию о должнике публично, и предоставлять множество других неудобств человеку.

относительно юридических лиц и коммерческих организаций законно устанавливает право судебными приставами изымать их имущество, после установления факта несостоятельности, в счёт погашения задолженности. Ни банк, выдававший заём, ни коллекторские агентства такого права не имеют.

Кризисное состояние наблюдается не только в отношении государственного финансового положения, но и в отношении физических и юридических лиц. Многие из них усугубляют своё положение, получая новые кредиты для погашения старых. Такое положение стало поводом для вступления закона в силу.

В отношении уже действующего закона постоянно вводятся поправки и изменения, с целью увеличения эффективности. До 2018 года закон действовал только в отношении предприятий или юридических лиц.