Ввод в эксплуатацию автокрана

Содержание:

Оформление ввода кранов в эксплуатацию

Порядок эксплуатации грузоподъемных машин регламентирован правилами Госгортехнадзора.

Все грузоподъемные машины, кроме стреловых и башенных кранов грузоподъемностью до 1 т включительно и кранов всех типов с ручным приводом и управляемых с пола кранов мостового типа, подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора по письменному заявлению предприятия-владельца, на балансе которого находится грузоподъемная машина, и при предъявлении паспорта машины. В заявлении указывается, что надзор за грузоподъемными машинами организован в соответствии с правилами Госгортехнадзора; техническое состояние грузоподъемной машины допускает безопасную ее эксплуатацию и для ее обслуживания имеется обученный персонал. К заявлению прикладывается заводской паспорт машины. При регистрации башенных и других кранов, перемещающихся по наземному подкрановому пути, должна быть представлена справка о том, что подкрановый путь рассчитан на работу этой грузоподъемной машины.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины, после монтажа, вызванного переносом машины на новое место, после реконструкции машины и капитального ремонта ее металлоконструкций.

Разрешение выдается органами надзора на основании технического освидетельствования грузоподъемной машины, произведенного владельцем, и контрольной проверки ее состояния, осуществленной участковым инспектором Госгортехнадзора.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными машинами на предприятии.

При техническом освидетельствовании вновь установленной грузоподъемной машины производят тщательный осмотр и проверку в работе механизмов, электрооборудования, тормозов, приборов безопасности и аппаратов управления; проверяют состояние металлоконструкций, кабин, лестниц, площадок и ограждений, состояние крюка и деталей его подвески; состояние канатов и их крепление, состояние блоков, осей и деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы; состояние заземления (электрических кранов); соответствие веса противовеса и балласта значениям, указанным в паспорте; состояние подкранового пути и соответствие его требованиям правил Госгортехнадзора; проводятся статические и динамические испытания.

Статическое испытание грузоподъемной машины выполняют нагрузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность.

Башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные краны, имеющие механизм изменения вылета стрелы, испытываются дважды при наибольшем и наименьшем вылете стрелы.

При статическом испытании груз поднимается на высоту до 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин.

Динамическое испытание грузоподъемной машины производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов.

При динамическом испытании совершают повторный подъем и опускание груза, а также проверяют действие всех других механизмов и машин.

Результаты технического освидетельствования и испытания записываются в паспорт грузоподъемной машины с указанием срока следующего освидетельствования. Запись в паспорте вновь смонтированного крана должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора, Инструкции по монтажу и эксплуатации и выдержал испытание.

Эксплуатация автокрана. Нюансы техобслуживания и ремонта

За последние два года число предприятий-собственников автокранов в России выросло в несколько раз. Это были годы ажиотажного спроса на автокрановую технику. Мобильные краны пополняли парки арендных компаний, активно закупались строителями. К большому сожалению, значительная доля этих машин попала в управление людей, которые не имеют специального технического образования, связанного с эксплуатацией подъемных механизмов. Довольно часто кран находится в ведении менеджеров-строителей либо вовсе отдан на попечение водителя-крановщика. Это не могло не отразиться на частоте отказов крановой техники в работе. В сегодняшнем материале мы поговорим о ремонте автокранов.

Предприятий, оказывающих полный спектр услуг по ремонту подъемной техники и вводу её в эксплуатацию, в нашем регионе не так уж много. Чаще всего сервис-центры специализируются на каком-то одном направлении. Довольно развито направление ремонта гидроаппаратуры и автомобильных шасси. А вот техническая база для проведения гидравлических испытаний имеется у очень небольшого числа сервис-центров, поскольку стенды для таких работ стоят очень дорого. Что же касается ремонта ответственных металлоконструкций автокрана, то столь сложные работы имеют право проводить лишь единицы, поскольку оказывать такие услуги могут лишь компании, аттестованные в системе Ростехнадзора.

Технические специалисты по ремонту крановой техники затрудняются выделить наиболее уязвимые при эксплуатации автокрана узлы и агрегаты. Эксперты, которым ежедневно приходится анализировать самые различные неисправности подъемных кранов и их причины, уверяют, что со временем изнашивается всё: и гидравлика, и электрика, и механическая часть. Однако чаще всего в ремонт поступают машины, чей срок эксплуатации ещё не подошёл к критической отметке. Причины этого всем хорошо известны.

«Техническое обслуживание грузоподъемных механизмов у нас производится несвоевременно. В этом, собственно, и заключается причина значительной части неисправностей, – заявляет директор компании «Сибирьгидросервис» (Новосибирск) Эдуард Бахман. — Владелец крана приезжает на ремонт только в том случае, если он уже перестает работать, и после этого уезжает до следующей поломки. Проблема заключается в том, что управление парком подъемных машин сегодня находится в руках менеджеров, имеющих в лучшем случае строительное образование. Для них в первую очередь важно, чтобы кран работал, а то, что он нуждается в техобслуживании, никого не волнует. Пока кран поднимает и опускает, никого не беспокоит, в каком он состоянии находится».

По словам директора компании «Сибирьгидросервис», порой происходят вопиющие случаи нарушения технологии. В гидравлическую систему крана, заливают трансформаторное масло, которое по своему химическому составу для гидравлики крайне вредно. В итоге, масло разрушает все уплотнительные материалы в гидросистеме и машина «встает» на капитальный ремонт, который обходится собственнику в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Эксперты вынуждены констатировать, что в последние годы, наряду с традиционными неисправностями в гидравлической системе автокранов, выросло количество механических повреждений ответственных металлоконструкций. Эта тенденция вызывает особые опасения и у контролирующих органов, поскольку механические повреждения происходят исключительно из-за огрехов в эксплуатации.

«Современный импортный автокран – довольно надежная техника. Конечно, гидронасосы и распределители поступают в ремонт не редко, но это связано в основном с возрастом эксплуатируемой техники. А вот механические повреждения стрелы или других металлоконструкций крана – это уже исключительно на совести эксплуатирующей организации, — уверен директор компании «Гидравлика» (Новосибирск) Денис Демидов. — Ни для кого не секрет, что в России приборы контроля, устанавливаемые на автокран, зачастую не работают. У крановщиков уже вошло в привычку работать «на грани», то есть загружать технику чуть сильнее, чем положено. Рано или поздно это приводит к чрезвычайным происшествиям».

Действительно, все современные грузоподъемные механизмы имеют довольно сложную систему бортового контроля за безопасностью. Электроника сегодня полностью контролирует работу крана. Она связывает воедино гидравлическую систему, электрическую сеть и все исполнительные механизмы. В случае малейшей неисправности, электроника её фиксирует, и кран перестает работать.

«Многим это не нравится и электронику пытаются обмануть или отключить и после этого уже начинают работать на свой страх и риск — до первого ЧП, — отмечает Эдуард Бахман. — Естественно, кран в этом случае работает на износ, поскольку возможны перегрузки и другие ошибки, которые приводят к загибам стрелы, опрокидыванию и т.д. Если, не дай Бог, случится несчастный случай, то будет нести ответственность крановщик».

Российский или импортный

На самом деле, деление рынка на импортную и российскую технику не совсем корректно. Новых импортных автокранов на нашем рынке практически нет, поскольку стоят они очень дорого, поэтому конкуренция идет в основном между российскими кранами и сильно подержанной импортной техникой. Какой из этих вариантов доставит меньше хлопот в эксплуатации – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Очевидно, что у владельцев российских кранов будет намного меньше проблем с поиском запасных частей. Любая нужная деталь придет непосредственно с завода в течение двух недель, а то и быстрее. Жаль только, что общее качество сборки крана может вас сильно подвести.

«Наблюдается четкая тенденция. Краны, выпущенные в годы невысокого спроса, то есть в начале 2000-х годов, имеют очень приличное качество исполнения, а техника, которая производилась в годы кранового дефицита и ажиотажного спроса, не выдерживает никакой критики, — констатирует Эдуард Бахман. — Сегодня в нашем цехе стоит 50-тонный российский автокран с наработкой 50 моточасов. Уже пришлось снимать с крана стрелу, и ждём по акту рекламации гидроцилиндр телескопирования – при производстве не удалили стружку, и она попала между поршнем и гильзой. Брак налицо».

Правда, по словам директора компании «Сибирьгидросервис», и подержанный импортный кран может доставить хлопот своему будущему владельцу, причем ждать этих неприятностей в некоторых случаях даже не приходится. Подержанные краны, которые к нам поставляются, имеют очень высокий износ: как правило, это краны со сроком эксплуатации от 7 лет и выше. Внешне краны выглядят неплохо, но нередко уже через неделю после начала эксплуатации начинают выявляться проблемы по гидравлике или электрике. В то же время, если импортная техника действительно хорошо обслуживалась, то несмотря на приличный возраст, она отлично работает и не доставляет проблем своим владельцам.

«Всё зависит от самого покупателя. Хорошие краны, которые работали в хороших руках, в Японии или на других рынках стоят довольно дорого, даже если у них срок эксплуатации подходит к 10 годам, — отмечает Денис Демидов. — Многие российские покупатели клюют на более доступные по цене предложения, не подозревая, что невысокая стоимость может свидетельствовать о наличии серьезных технических проблем. В последнее время, к примеру, отмечен всплеск обращений владельцев самоходных кранов с проблемами по электрике. Машины старые, электропроводка местами уже нуждается в замене, и пока её не заменишь, на приборы безопасности постоянно поступают ошибки».

Оба эксперта отмечают, что поиск запасных частей на некоторые модели импортных автокранов может занять много времени. Новые комплектующие на краны с 10-15 летним сроком эксплуатации достать непросто, и их стоимость неоправданно высока, поэтому владельцам таких кранов нередко приходится искать детали, бывшие в употреблении. Если и на вторичном рынке запасных частей не удается найти нужную деталь, то её приходится изготавливать самостоятельно. К счастью, производственная база крупных сибирских сервис-центров и наличие налаженных связей с промышленными предприятиями позволяют выполнить эту работу на должном уровне, но сроки ремонта в этом случае сильно затягиваются.

Определиться с выбором сервисного центра, которому можно доверить обслуживание автокрана, не так уж и сложно. Технические возможности предприятия можно оценить по оснащению ремонтных цехов. Большое внимание надо уделить не только подъемному оборудованию, но и испытательным стендам, оборудованию для настройки гидравлики и так далее. На глаз настроить работу подъемной гидравлики невозможно. Показателем качества работы сервис-центра, который занимается ремонтом автокранов, является реальная гарантийная ответственность этого предприятия.

Эксплуатация автокрана. Нюансы техобслуживания и ремонта

За последние два года число предприятий-собственников автокранов в России выросло в несколько раз. Это были годы ажиотажного спроса на автокрановую технику. Мобильные краны пополняли парки арендных компаний, активно закупались строителями. К большому сожалению, значительная доля этих машин попала в управление людей, которые не имеют специального технического образования, связанного с эксплуатацией подъемных механизмов. Довольно часто кран находится в ведении менеджеров-строителей либо вовсе отдан на попечение водителя-крановщика. Это не могло не отразиться на частоте отказов крановой техники в работе. В сегодняшнем материале мы поговорим о ремонте автокранов.

Предприятий, оказывающих полный спектр услуг по ремонту подъемной техники и вводу её в эксплуатацию, в нашем регионе не так уж много. Чаще всего сервис-центры специализируются на каком-то одном направлении. Довольно развито направление ремонта гидроаппаратуры и автомобильных шасси. А вот техническая база для проведения гидравлических испытаний имеется у очень небольшого числа сервис-центров, поскольку стенды для таких работ стоят очень дорого. Что же касается ремонта ответственных металлоконструкций автокрана, то столь сложные работы имеют право проводить лишь единицы, поскольку оказывать такие услуги могут лишь компании, аттестованные в системе Ростехнадзора.

Технические специалисты по ремонту крановой техники затрудняются выделить наиболее уязвимые при эксплуатации автокрана узлы и агрегаты. Эксперты, которым ежедневно приходится анализировать самые различные неисправности подъемных кранов и их причины, уверяют, что со временем изнашивается всё: и гидравлика, и электрика, и механическая часть. Однако чаще всего в ремонт поступают машины, чей срок эксплуатации ещё не подошёл к критической отметке. Причины этого всем хорошо известны.

«Техническое обслуживание грузоподъемных механизмов у нас производится несвоевременно. В этом, собственно, и заключается причина значительной части неисправностей, – заявляет директор компании «Сибирьгидросервис» (Новосибирск) Эдуард Бахман. — Владелец крана приезжает на ремонт только в том случае, если он уже перестает работать, и после этого уезжает до следующей поломки. Проблема заключается в том, что управление парком подъемных машин сегодня находится в руках менеджеров, имеющих в лучшем случае строительное образование. Для них в первую очередь важно, чтобы кран работал, а то, что он нуждается в техобслуживании, никого не волнует. Пока кран поднимает и опускает, никого не беспокоит, в каком он состоянии находится».

По словам директора компании «Сибирьгидросервис», порой происходят вопиющие случаи нарушения технологии. В гидравлическую систему крана, заливают трансформаторное масло, которое по своему химическому составу для гидравлики крайне вредно. В итоге, масло разрушает все уплотнительные материалы в гидросистеме и машина «встает» на капитальный ремонт, который обходится собственнику в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Эксперты вынуждены констатировать, что в последние годы, наряду с традиционными неисправностями в гидравлической системе автокранов, выросло количество механических повреждений ответственных металлоконструкций. Эта тенденция вызывает особые опасения и у контролирующих органов, поскольку механические повреждения происходят исключительно из-за огрехов в эксплуатации.

«Современный импортный автокран – довольно надежная техника. Конечно, гидронасосы и распределители поступают в ремонт не редко, но это связано в основном с возрастом эксплуатируемой техники. А вот механические повреждения стрелы или других металлоконструкций крана – это уже исключительно на совести эксплуатирующей организации, — уверен директор компании «Гидравлика» (Новосибирск) Денис Демидов. — Ни для кого не секрет, что в России приборы контроля, устанавливаемые на автокран, зачастую не работают. У крановщиков уже вошло в привычку работать «на грани», то есть загружать технику чуть сильнее, чем положено. Рано или поздно это приводит к чрезвычайным происшествиям».

Действительно, все современные грузоподъемные механизмы имеют довольно сложную систему бортового контроля за безопасностью. Электроника сегодня полностью контролирует работу крана. Она связывает воедино гидравлическую систему, электрическую сеть и все исполнительные механизмы. В случае малейшей неисправности, электроника её фиксирует, и кран перестает работать.

«Многим это не нравится и электронику пытаются обмануть или отключить и после этого уже начинают работать на свой страх и риск — до первого ЧП, — отмечает Эдуард Бахман. — Естественно, кран в этом случае работает на износ, поскольку возможны перегрузки и другие ошибки, которые приводят к загибам стрелы, опрокидыванию и т.д. Если, не дай Бог, случится несчастный случай, то будет нести ответственность крановщик».

Российский или импортный

На самом деле, деление рынка на импортную и российскую технику не совсем корректно. Новых импортных автокранов на нашем рынке практически нет, поскольку стоят они очень дорого, поэтому конкуренция идет в основном между российскими кранами и сильно подержанной импортной техникой. Какой из этих вариантов доставит меньше хлопот в эксплуатации – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Очевидно, что у владельцев российских кранов будет намного меньше проблем с поиском запасных частей. Любая нужная деталь придет непосредственно с завода в течение двух недель, а то и быстрее. Жаль только, что общее качество сборки крана может вас сильно подвести.

«Наблюдается четкая тенденция. Краны, выпущенные в годы невысокого спроса, то есть в начале 2000-х годов, имеют очень приличное качество исполнения, а техника, которая производилась в годы кранового дефицита и ажиотажного спроса, не выдерживает никакой критики, — констатирует Эдуард Бахман. — Сегодня в нашем цехе стоит 50-тонный российский автокран с наработкой 50 моточасов. Уже пришлось снимать с крана стрелу, и ждём по акту рекламации гидроцилиндр телескопирования – при производстве не удалили стружку, и она попала между поршнем и гильзой. Брак налицо».

Правда, по словам директора компании «Сибирьгидросервис», и подержанный импортный кран может доставить хлопот своему будущему владельцу, причем ждать этих неприятностей в некоторых случаях даже не приходится. Подержанные краны, которые к нам поставляются, имеют очень высокий износ: как правило, это краны со сроком эксплуатации от 7 лет и выше. Внешне краны выглядят неплохо, но нередко уже через неделю после начала эксплуатации начинают выявляться проблемы по гидравлике или электрике. В то же время, если импортная техника действительно хорошо обслуживалась, то несмотря на приличный возраст, она отлично работает и не доставляет проблем своим владельцам.

«Всё зависит от самого покупателя. Хорошие краны, которые работали в хороших руках, в Японии или на других рынках стоят довольно дорого, даже если у них срок эксплуатации подходит к 10 годам, — отмечает Денис Демидов. — Многие российские покупатели клюют на более доступные по цене предложения, не подозревая, что невысокая стоимость может свидетельствовать о наличии серьезных технических проблем. В последнее время, к примеру, отмечен всплеск обращений владельцев самоходных кранов с проблемами по электрике. Машины старые, электропроводка местами уже нуждается в замене, и пока её не заменишь, на приборы безопасности постоянно поступают ошибки».

Оба эксперта отмечают, что поиск запасных частей на некоторые модели импортных автокранов может занять много времени. Новые комплектующие на краны с 10-15 летним сроком эксплуатации достать непросто, и их стоимость неоправданно высока, поэтому владельцам таких кранов нередко приходится искать детали, бывшие в употреблении. Если и на вторичном рынке запасных частей не удается найти нужную деталь, то её приходится изготавливать самостоятельно. К счастью, производственная база крупных сибирских сервис-центров и наличие налаженных связей с промышленными предприятиями позволяют выполнить эту работу на должном уровне, но сроки ремонта в этом случае сильно затягиваются.

Определиться с выбором сервисного центра, которому можно доверить обслуживание автокрана, не так уж и сложно. Технические возможности предприятия можно оценить по оснащению ремонтных цехов. Большое внимание надо уделить не только подъемному оборудованию, но и испытательным стендам, оборудованию для настройки гидравлики и так далее. На глаз настроить работу подъемной гидравлики невозможно. Показателем качества работы сервис-центра, который занимается ремонтом автокранов, является реальная гарантийная ответственность этого предприятия.

Ввод в эксплуатацию автокрана

Порядок эксплуатации грузоподъемных машин регламентирован правилами Госгортехнадзора.

Все грузоподъемные машины, кроме стреловых и башенных кранов грузоподъемностью до 1 т включительно и кранов всех типов с ручным приводом и управляемых с пола кранов мостового типа, подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора по письменному заявлению предприятия-владельца, на балансе которого находится грузоподъемная машина, и при предъявлении паспорта машины. В заявлении указывается, что надзор за грузоподъемными машинами организован в соответствии с правилами Госгортехнадзора; техническое состояние грузоподъемной машины допускает безопасную ее эксплуатацию и для ее обслуживания имеется обученный персонал. К заявлению прикладывается заводской паспорт машины. При регистрации башенных и других кранов, перемещающихся по наземному подкрановому пути, должна быть представлена справка о том, что подкрановый путь рассчитан на работу этой грузоподъемной машины.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины, после монтажа, вызванного переносом машины на новое место, после реконструкции машины и капитального ремонта ее металлоконструкций.

Разрешение выдается органами надзора на основании технического освидетельствования грузоподъемной машины, произведенного владельцем, и контрольной проверки ее состояния, осуществленной участковым инспектором Госгортехнадзора.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными машинами на предприятии.

При техническом освидетельствовании вновь установленной грузоподъемной машины производят тщательный осмотр и проверку в работе механизмов, электрооборудования, тормозов, приборов безопасности и аппаратов управления; проверяют состояние металлоконструкций, кабин, лестниц, площадок и ограждений, состояние крюка и деталей его подвески; состояние канатов и их крепление, состояние блоков, осей в движение от электродвигателей, питаемых электротоком от генератора, соединенного передачей с двигателем автомобиля, или гидродвигателями и системой гидропередачи, насосы которой приводятся в движение двигателем автомобиля (рис. 121).

Рис. 120. Кинематическая схема автомобильного крана с групповым приводом
1 — барабан грузоподъемной лебедки; 2 — барабан стрелоподъемной лебедки; 3 — барабан грейферной лебедки; 4 — распределительная коробка; 5 — реверс; 6 — механизм поворота; 7— редуктор; 8 — коробка отбора мощности; 9 — шестерни распределительной коробки

Рис. 121. Кинематическая схема механизмов автомобильного крана с гидравлическим приводом
1 — гидроцилиндр подъема стрелы; 2 — гндроцилиндры механизма поворота; 3, 4, 5 — гидронасосы; 6 — гидродвигатель; 7— барабан грузоподъемной лебедки; 8 — грейферный барабан

Намечаются тенденции более широкого применения гидропривода, что обеспечивает ряд преимуществ. В частности, гидроуправляемые выносные опоры позволяют машинисту перемещать кран и устанавливать на новом месте выносные опоры, не выходя из кабины.

Постановка на учет автокрана в Ростехнадзоре

Автокран (автомобильный кран, кран на автомобильном шасси) — кран стрелового типа, который может быть снабжен башенно-стреловым оборудованием и может перемещаться с грузом или без груза, не требуя специальных путей и устойчивость которого обеспечивается за счет силы тяжести. Автомобильные краны собираются на шасси серийно выпускаемых грузовых автомобилей с установкой на раме передних и задних выносных опор для обеспечения устойчивости при работе крана с грузом и повышения грузоподъёмности. Они могут самостоятельно передвигаться по грунтовым дорогам и преодолевать подъёмы до 20 градусов. Так как автомобильный кран по своей конструктивной особенности является подъемным устройством повышенной, он подлежит обязательной регистрации в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), что закреплено Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Регистрация автокрана в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) включает в себя 2 этапа, где каждый имеет свою четкую последовательность и подразумевает подготовку пакета необходимой документации в соответствии с требованиями законодательства. Наши специалисты обладают обширными знаниями и солидным опытом и готовы помочь вам в столь сложной процедуре как регистрация автокрана Ростехнадзоре.

Этап 1. Постановка кранов на учет в качестве технического устройства

Перед проведением регистрационных действий в отношении автокрана, эксплуатирующая организация или собственник должны принять первичное решение о пуске его в работу, что регламентировано правилами безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения. После пуска в работу владелец крана или эксплуатирующая организация готовит пакет документов для постановки на учет. В этом случае необходимо предоставить в территориальное отделение Ростехнадзора следующие документы:

2. Оригинал паспорта грузоподъемного механизма;

3. Сертификат соответствия на грузоподъемный механизм;

4. Документ, подтверждающий аттестацию специалистов по промышленной безопасности;

5. Акт ввода в эксплуатацию;

6. Учредительные документы эксплуатирующей организации.

После подачи пакета документов, ответственный специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет представленные документы и принимает решение о постановке крана на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении крану присваивается регистрационный номер. Присвоенный крану в ходе постановки на учет регистрационный номер не имеет срока действия.

Этап 2. Регистрация крана в реестре ОПО

После присвоения регистрационного номера автокрану, необходимо зарегистрировать кран как опасный производственный объект (ОПО) с присвоением IV класса опасности. Собственник или эксплуатирующая организация должны представить в регистрирующий орган следующий пакет документов:

2. Заполненные сведения, характеризующие ОПО;

3. Копия полиса обязательного страхования ОПО;

4. Копия документа, подтверждающего право владения или пользования ОПО (договор купли-продажи, аренды и т. д.);

5. Копия паспорта крана;

6. Учредительные документы эксплуатирующей организации.

В случае успешного прохождения процедуры регистрации вы получаете следующие документы:

1. Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;

2. Согласованные Ростехнадзором сведения характеризующие ОПО.

Кроме регистрации в установленном законом порядке, необходимо также позаботиться о допуске сотрудников к использованию автомобильным краном в качестве ОПО. Для этого необходимо иметь в своем штате специалистов, ответственных за следующие виды деятельности:

Безопасное проведение работ с применением подъемных сооружений;

Содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии;

Осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемной конструкции.

Перечисленные сотрудники или работники должны быть аттестованы в соответствии с законодательством аттестационной комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, их соответствие требованиям должно подтверждаться удостоверением, согласно приказу от 12 ноября 2013 года № 533.

Государственные органы строго следят за исполнением обязанности регистрации подобной техники, следовательно, существуют санкции за ее неисполнение. Так, например, за несоблюдение правил учета и регистрации подъемных сооружений, в том числе автовышек, согласно Главы 9 Кодекса об Административных правонарушениях РФ, предусмотрен административный штраф за нарушение законодательства в области промышленной безопасности может доходить до 1 миллиона рублей.

Обратившись в нашу организацию, Вы получаете гарантию успешной регистрации опасного производственного объекта, а также постановку на учет автомобильного крана в кратчайшие сроки, наши юристы проконсультируют Вас по вопросам учета технических средств, а также подберут наиболее удобный вариант постановки на учет в Ростехнадзоре и эксплуатации в рамках действующего законодательства, тем самым обезопасив свое предприятие от ненужной волокиты и высоких штрафов.

Наши преимущества:

Огромный опыт регистрационных действий всех видов и типов строительной техники;

Налаженные и отработанные схемы для индивидуальных случаев;

Проведение регистрационных действий в минимально возможные сроки;

Порядок ввода в эксплуатацию и списания машин

Новые и капитально отремонтированые машины вводят в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами. Во время приемки машин проверяют наличие пломб, состояние упаковки, комплектность согласно упаковочному листу и техническое состояние. Проверяется работа без нагрузки всех агрегатов. После этого составляют акт технического состояния машины, в котором указывают марку машины, заводской номер, год выпуска, завод-изготовитель, комплектность и перечень прилагаемых документов. При поступлении машины с другой организации в акте дополнительно указывают ее наработку с начала эксплуатации и техническое состояние отдельных агрегатов.

Если машина поступила в разобранном виде, расконсервацию и сборку проводят согласно инструкции завода-изготовителя.

На основании акта технического состояния, транспортных и других документов бухгалтерия ставит машину на баланс организации (хозяйства) и присваивает ей инвентарный номер. В формуляре (паспорте) машины делается запись о поступлении машины и ее закреплении за машинистом (трактористом) с указанием даты и номера приказа.

Тракторы, самоходные шасси, прицепы, автомобили, автогрейдеры, грузоподъемные машины эксплуатируют после регистрации в соответствующих организациях. Тракторы, самоходные шасси, тракторные прицепы и автогрейдеры регистрируют в инспекции Гостехнадзора. На каждую машину выдают один номерной знак. Передавая машину из одной организации в другую внутри ведомства, номерной знак не меняют, а делают запись в книге регистрации об изменении владельца.

Грузоподъемные машины регистрируют в органах Проматомнадзора. Регистрации подлежат стреловые, башенные, самоходные, прицепные краны и краны-экскаваторы грузоподъемностью более 1 т, а также кран-балки, мостовые, козловые и краны других типов грузоподъемностью более 10 т. Автокраны независимо от их регистрации в инспекции Проматомнадзора подлежат регистрации в Госавтоинспекции (ГАИ) с выдачей государственных номерных знаков. Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, приказом руководителя организации назначается ответственное лицо из инженерно-технических работников.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации, выдает участковый инспектор Гостехнадзора. После технического освидетельствования разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин отмечается в их паспорте или в журнале учета и осмотра. Запись ведет лицо, выдавшее разрешение.

Техническое освидетельствование может быть полным или частичным. При полном грузоподъемные машины подвергают осмотру, статическим и динамическим испытаниям, а при частичном эти испытания не проводят.

Статическое испытание выполняют под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность. При этом проверяют машину в целом и ее отдельные элементы. У стреловых кранов одновременно контролируют грузовую устойчивость. Тележку мостовых и других кранов размещают так, чтобы ее положение отвечало наибольшему прогибу.

Динамическое испытание грузоподъемных машин проводят под грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины. При этом проверяют действие механизмов машины и их тормозов, повторно поднимают и опускают груз на разную высоту. Полному техническому освидетельствованию подвергают все машины, вновь вводимые в эксплуатацию. В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год и полному — не реже одного раза в 3 года.

Автомобили всех марок регистрируют в ГАИ на основании товарных документов и технического осмотра. На каждый автомобиль выдают два номерных знака и технический паспорт.

Новые и капитально отремонтированные машины подвергают эксплуатационной обкатке согласно инструкциям заводов-изготовителей или ремонтных предприятий.

Эксплуатационная обкатка является обязательной операцией при подготовке машин к работе. В период обкатки трущиеся поверхности доводят до такого состояния, при котором возможна их надежная работа. Перед обкаткой проводят техническое обслуживание машины согласно рекомендациям, приведенным в заводской инструкции по эксплуатации. Обкатка включает в себя следующие этапы: обкатка двигателя на холостом ходу, обкатка гидравлической системы, обкатка машины без нагрузки и под нагрузкой, контрольный осмотр.

Двигатель обкатывают в течение 15 мин: 5 мин — при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и 10 мин — с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной. Обкатку гидравлической системы трактора проводят с грузом на Механизме навески массой 100-150 кг или с легким орудием (у тракторов К-701 масса груза 450-600 кг): в течение 10 мин обкатывают на средних оборотах коленчатого вала двигателя, следующие 10-15 мин — на максимальных. При обкатке периодически поднимают и опускают механизм навески.

Обкатка трактора на ходу без нагрузки проводится с поочередным переключением передач, начиная с низшей, в течение 25-30 мин на каждой передаче. Во время обкатки следят за показаниями приборов, проверяют четкость переключения передач, работу муфты сцепления, тормозов, рулевого механизма и других сборочных единиц и систем.

Обкатку с нагрузкой проводят в несколько этапов. Сначала трактор используют на легких транспортных или полевых работах (боронование, посев и др.) при нагрузке 25%. Затем его загружают на 50%, а на завершающем этапе на 75%. При каждой нагрузке трактор должен работать на различных передачах.

Обкатку под нагрузкой мелиоративных и строительных машин ведут на грунтах I и II категорий при загрузке на 30, 50 и 75%. Продолжительность этих этапов составляет 15-25, 30-40 и 40- 60% времени обкатки.

Общая продолжительность эксплуатационной обкатки тракторов и бульдозеров — 40-60 ч; экскаваторов и автогрейдеров — 60-90 ч; грейдеров — 24-30 ч; автомобилей — 1000 км пробега.

После обкатки машины проводят контрольный осмотр и выполняют операции технического обслуживания.

Для каждой новой или капитально отремонтированной машины установлены гарантийные сроки исправной работы. При обнаружении дефектов в машине в течение гарантийного срока владелец машины имеет право на предъявление рекламации заводу-изготовителю или ремонтному предприятию. Для составления двустороннего акта-рекламации необходимо в трехдневный срок со дня обнаружения дефекта вызвать представителя завода, который обязан прибыть в трехдневный срок со дня получения сообщения, не считая времени нахождения в пути. До прибытия представителя завода в установленные сроки владелец не должен разбирать машину, если это не угрожает несчастным случаем или аварией.

В случае неявки представителя завода в установленные сроки владелец имеет право составить акт с участием незаинтересованной компетентной организации. Этот акт будет иметь силу двустороннего акта.

Заводы-изготовители или ремонтные предприятия не удовлетворяют рекламации, если неисправности являются следствием нарушения правил эксплуатации или аварий не по вине заводов, а также при отсутствии необходимых сопроводительных документов на поступление машины. При необоснованной рекламации все расходы, связанные с выездом представителя завода, оплачиваются владельцем машины. После устранения дефектов в машине гарантийный срок продлевается на время, в течение которого она не использовалась.

Списывают машины морально устаревшие, полностью утратившие производственное назначение из-за физического износа, а также пришедшие в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий. Допускается списывать машины, если их дальнейшая эксплуатация невозможна, а модернизация технически нецелесообразна и экономически невыгодна. Списание машин ведут в соответствии с инструкцией о порядке списания зданий, сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования и другого имущества.

Для определения непригодности техники к дальнейшему использованию в производстве и оформления необходимых документов приказом руководителя организации или хозяйства создается постоянно действующая комиссия. При списании автомобилей, тракторов, экскаваторов и других сложных машин в комиссию включают представителя вышестоящей организации.

При осмотре списываемой техники комиссия использует технические паспорта, ведомости дефектов, акты об авариях машин и др. Обращается внимание на техническое состояние сборочных единиц, устанавливаются причины, вызвавшие досрочный износ базовых деталей, нарушение условий эксплуатации и аварий, а при необходимости — виновных лиц, определяется фактический срок эксплуатации и состояние машины.

Акт на списание машин подписывает руководитель организации (хозяйства), который несет ответственность за правильность списания.

После списания машину разбирают и составляют акт на ликвидацию. Сборочные единицы и детали, годные и подлежащие ремонту, приходуют на складе или передают на обменный пункт, а остальные сдают в металлолом.

Списанные машины снимают с учета в государственных инспекциях и с баланса организации (хозяйства). Основанием для этого служат акты списания и ликвидации машины.

Организация приобрела автокран у поставщика, который не учитывал автокран в качестве основного средства (учитывал как товар), поэтому не оформил акт приема-передачи основных средств. Стоимость автокрана значительно превышает 100 тыс. руб. До организации автокран сменил трех владельцев. В учетной политике организации предусмотрено, что срок полезного использования (далее — СПИ) основных средств для целей бухгалтерского учета определяется в том же порядке, что и для целей налогового учета. В учетной политике для целей налогообложения не приведены особенности определения СПИ основных средств, ранее бывших в эксплуатации, поскольку в прошлом не было фактов приобретения таких основных средств. Автокран относится к 5 амортизационной группе (срок использования — 7-10 лет). В учетной политике закреплено устанавливать срок исходя из наименьшего СПИ, а по ПТС срок полезного использования составил 7 лет 4 месяца. Правомерно ли определить СПИ у бывших владельцев на основании ПТС? Если да, то как правильно установить СПИ для организации? Можно ли установить СПИ для целей налогового и бухгалтерского учета исходя из ожидаемого срока эксплуатации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях налогообложения прибыли при отсутствии документального подтверждения срока использования основного средства предыдущим собственником целесообразно установить срок полезного использования в общем порядке, т.е. исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определить срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В том числе СПИ может быть определен исходя из ожидаемого срока эксплуатации или же установлен одинаковым со сроком полезного использования для целей налогового учета.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация).
В свою очередь, в соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом СПИ данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Следовательно, нормы главы 25 НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно определить, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации (п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (первое предложение п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного предыдущим собственником, уменьшенного на срок фактического использования предыдущим собственником (второе предложение п. 7 ст. 258 НК РФ).
Рекомендуем выбрать подходящий вариант и закрепить его в учетной политике Организации для целей налогообложения.
Если документально подтвердить срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником налогоплательщик не может, то, по мнению финансовых органов (письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525), он не вправе применять положения п. 7 ст. 258 НК РФ. Соответственно, в этом случае срок полезного использования имущества, бывшего в употреблении, определяется на основании Классификации (письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/144, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).
Нормами НК РФ не установлено, каким именно документом подтверждается срок полезного использования и время фактической эксплуатации основного средства предыдущим собственником.
Представители контролирующих органов разъясняют (письмо Минфина России от 05.07.10 N 03-03-06/1/448, письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064109), что при приобретении основного средства организация может подтвердить срок его эксплуатации предыдущим собственником актом о приеме-передаче объекта основных средств, оформленным в установленном порядке.
Однако акт о приеме-передаче объекта основных средств в анализируемой ситуации организацией-продавцом (организацией торговли) не представлен. Приведем в этой связи информацию из письма Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2005 N 01-02-09/205: «В случае приобретения объекта у организации-продавца через сеть оптовой или розничной торговли для использования его покупателем в качестве основного средства форму N ОС-1 заполняет только организация-получатель (покупатель), при этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), то есть левый блок с грифом «Утверждаю» (в т.ч. «Подпись руководителя», «М.П.» и «Дата»), не заполняются, поскольку продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является товаром (здесь нет бухгалтерской операции приема-передачи, есть договор купли-продажи)».
Ранее финансовые органы считали, что паспорт транспортного средства (далее — ПТС) может служить документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников (письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142). Такие же разъяснения были даны и представителем ФНС России г-ном Д.Ю. Григоренко, советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса (смотрите материал: Проблемные вопросы формирования налоговой базы по налогу на прибыль (Д.Ю. Григоренко, «Российский налоговый курьер», N 23, декабрь 2008 г.)).
Например, г-н К.В. Новоселов, к.э.н., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, в интервью («Глава 25 НК РФ стала лучше, но не проще» (Н. Шаповалова, «В курсе правового дела», N 2, январь 2009 г.)) сообщал следующее: «Нельзя не отметить, что документальное подтверждение использования ОС у предыдущих собственников имеет особенности в зависимости от его вида. Например, документами, служащими основанием для определения фактического срока эксплуатации здания предыдущими собственниками, будут акт о приемке-передаче здания и технический паспорт здания (его копия либо выписка из него с указанием года постройки здания), справка о техническом состоянии здания (представляется для целей определения налогоплательщиком срока полезного использования здания, фактический срок эксплуатации которого предыдущими собственниками превышает срок полезного использования, определяемый в соответствии с Классификацией). Для автомобильного транспорта документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Обратите внимание, что письмо продавца о периодах эксплуатации оборудования предыдущими собственниками не является достаточным основанием для уменьшения срока полезного использования данного оборудования».
Подобные разъяснения Г.Г. Лалаева, к.э.н., доцента Государственного университета Минфина России, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, представлены в материале: Вопрос: Российская организация приобрела амортизируемое имущество у иностранной компании. Каким документом подтверждается время эксплуатации имущества предыдущим собственником — иностранной компанией в целях установления срока полезного использования данного имущества и включения сумм начисленной амортизации в расходы, уменьшающие налог на прибыль? («Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 10, октябрь 2012 г.).
Аналогичная точка зрения (в отношении ПТС) была представлена в постановлениях ФАС Уральского округа от 02.12.2009 N Ф09-8676/09-С2, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1452/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 N 09АП-6698/2008.
Однако в паспорте транспортного средства (его форма утверждена совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005) отражаются лишь год выпуска автомобиля и даты перехода права собственности на него. Эти сведения не имеют значения при определении новым владельцем срока полезного использования автомобиля. Ему необходимы данные о том, когда прежние собственники ввели автомобиль в эксплуатацию и как долго его использовали. Поскольку этой информации нет в ПТС, с помощью этого документа Организация не сможет подтвердить СПИ объекта прежними владельцами.
Позднее финансовое ведомство сочло, что, если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение срока полезного использования такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта основных средств (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608). Причем, например, письмо продавца о периодах эксплуатации ОС предыдущими собственниками не является достаточным основанием для уменьшения срока полезного использования этого ОС (письмо УМНС по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61646).
В постановлении АС Московского округа от 14.10.2015 N Ф05-13750/15 по делу N А40-191195/14 судьи указали на недопустимость использования ПТС в качестве подтверждения срока использования транспортного средства предыдущими собственниками для целей применения положений НК РФ, поскольку такой документ не подтверждает факт эксплуатации основных средств. ПТС никаких сведений о предыдущих собственниках и сроке эксплуатации не содержит. Подобный подход применен в решении Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2014 по делу N А50-18159/2014.
Также, по мнению судей, налогоплательщиком при определении стоимости объектов основных средств должны использоваться данные налогового учета передающей имущество стороны; правила бухгалтерского учета при определении налоговой базы применению не подлежат (постановление АС Московского округа от 23.10.2014 N Ф05-12022/14, постановление ФАС Московского округа от 13.08.2013 N Ф05-9101/13)
Учитывая изложенное, считаем, что вопрос о том, возможно ли рассматривать ПТС в качестве документа, подтверждающего срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником (при отсутствии иных документов), является спорным.
С учетом приведенных выше последних судебных решений мы придерживаемся позиции, что использование Организацией с целью подтверждения срока эксплуатации приобретенного объекта основных средств предыдущим собственником только данных ПТС может привести к налоговым спорам.
Поэтому в целях минимизации налоговых рисков Организации целесообразно установить срок полезного использования в общем порядке, то есть в соответствии с Классификацией. В таком случае, если автокран относится к 5 амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно), а в учетной политике для целей налогового учета закреплено право устанавливать срок исходя из наименьшего СПИ, такой СПИ может быть установлен равным 7 годам и 1 месяцу.

Бухгалтерский учет

Как установлено в п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), при принятии к учету объектов основных средств срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
Утвержденный п. 20 ПБУ 6/01 порядок определения СПИ применяется и при принятии к учету объектов основных средств, ранее использованных другим собственником (п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Таким образом, Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (смотрите также письма Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77, от 06.12.2011 N 03-05-05-01/94).
Заметим, что до 2017 года в абзаце втором п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Постановление N 1) было указано, что утверждаемая данным постановлением Классификация может применяться и для целей бухгалтерского учета. Однако постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1» данный абзац с 01.01.2017 признан утратившим силу.
Исключение абзаца второго п. 1 из Постановления N 1, по нашему мнению, само по себе не влечет за собой с 01.01.2017 запрета на применение Классификации для целей бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно. Поэтому мы полагаем, что и с 01.01.2017 организация вправе продолжать применять Классификацию (но в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2016 N 640) для определения срока полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета. Вместе с тем хотим обратить Ваше внимание на то, что, при установлении сроков полезного использования основных средств согласно Классификации не учитываются особенности, связанные с конкретными условиями использования основных средств (например агрессивная среда, в том числе климатические условия, режим эксплуатации (интенсивность, сменность)). Кроме того, исходя из технической документации, срок полезного использования может отличаться от сроков, установленных Постановлением N 1. Это может повлиять на исчисление налога на имущество и привести к разногласиям с аудиторскими организациями и налоговыми органами. Поэтому полагаем, что, исходя из требований ПБУ и иных нормативных актов по методологии бухгалтерского учета, возможно срок полезного использования основных средств определять в соответствии с Классификацией, но не прописывать данную норму в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, с 2017 года учетная политика для целей бухгалтерского учета не может ссылаться на Классификацию, так как теперь ее положения применяются только для целей налогообложения. Если организация полагает, что срок ожидаемой эксплуатации автокрана равен 7 годам и 1 месяцу, то она может установить такой срок полезного использования для целей бухгалтерского учета на основании п. 20 ПБУ 6/01 (а не на основании Классификации).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств, бывших в эксплуатации;
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования;
— Энциклопедия решений. Амортизация основных средств, бывших в употреблении у предыдущего собственника, в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.