Возмещение страховой выплаты по дтп

Содержание:

Выплаты по ОСАГО

Вы пострадали в ДТП по чьей-то вине? Имеете полное право на компенсацию. Сравни.ру расскажет, куда обращаться за деньгами?

Максимальный размер страховой суммы, которая может быть выплачена пострадавшей стороне по полису ОСАГО, регулируется законодательством РФ. Напомним, электронный полис ОСАГО не компенсирует убытки, причиненные вашему автомобилю и здоровью. ОСАГО подразумевает оплату ущерба, который в результате ваших действий был причинён чужому транспортному средству, имуществу и здоровью других потерпевших.

Однако прежде, чем вы решите обращаться за компенсацией ущерба по ОСАГО, удостоверьтесь, что ваш страховой случай не попадает в одну из перечисленных категорий. В противном случае выплаты по ОСАГО будут невозможны.

Виды ущерба и максимальный размер страховых выплат:

1) Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего, – не более 400 тысяч рублей.

2) Возмещение вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, – в пределах 500 тысяч рублей.

При этом согласно п. 49 Правил ОСАГО, размер в случае смерти потерпевшего не должен превышать 135 тысяч рублей лицам, имеющим право на получение возмещения, и 25 тысяч – на возмещение расходов на погребение лицам, понесшим эти расходы.

При нанесении ущерба здоровью потерпевшему возмещается утраченный им заработок на день наступления страхового случая, расходы на лечение, дополнительное питание, лекарства, протезирование, уход или санаторно-курортное лечение и другие связанные расходы – если доказано, что потерпевший не может получать их бесплатно и определённо в них нуждается.

Возмещение ущерба имуществу потерпевшего регулируется следующим образом:

1. В случае полной гибели имущества потерпевшего – действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая.

2. В случае повреждения имущества – расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

3. Иные расходы, произведённые потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

Примечание: к полной гибели имущества приравниваются случаи, когда стоимость восстановительного ремонта равна или превышает доаварийную стоимость имущества.

Упрощённый порядок начисления выплаты по ОСАГО

Если раньше потерпевший с заявлением о компенсации в обязательном порядке отправлялся в страховую компанию лица, которое причинило ему этот ущерб, то согласно последним поправкам в законе, допускается прямое возмещение ущерба. Прямое возмещение означает, что за компенсацией вы можете обратиться в свою страховую компанию, если ущерб нанесён только имуществу и не превышает 50 тыс. рублей.

Компенсировать ущерб имуществу пострадавшего страховщик может в виде денежной выплаты или же произведя непосредственный ремонт имущества, восстановив его до первоначального вида.

Однако установить пятилетние бампер, фары, какую-то другую деталь не всегда возможно, а заменить их новыми – экономически невыгодно. Именно поэтому страховые компании предпочитают выдавать потерпевшему денежную компенсацию, а не ремонтировать авто.

Сумма выплаты по ОСАГО при ДТП рассчитывается на основе калькуляции, которую производит независимая экспертиза. В калькуляции должна учитываться и степень износа деталей транспортного средства.

Компенсационные выплаты

Законодательство также предполагает так называемые компенсационные выплаты, которые осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Компенсационные выплаты в счёт возмещения вреда жизни или здоровью осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:

1. Страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась.

2. У страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

3. Виновник ДТП неизвестен.

4. Виновник ДТП не имеет договора обязательного страхования гражданской ответственности.

Компенсационные выплаты в счёт возмещения вреда имуществу осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:

1. Страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась.

2. У страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

Многие потерпевшие по факту вынужденно соглашаются с тем, что выплаченной компенсации не будет хватать на ремонт автомобиля, поскольку никто не гарантирует, что постановление окажется в вашу пользу, а судебные издержки (не говоря уж о временных) будут компенсированы. Однако в любом случае страховая компания обязана выплатить неоспариваемую часть ущерба, а далее вы можете:

  • Написать жалобу в саму страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО.
  • Написать жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА) – в компетенцию данной организации входит не только осуществление компенсационных выплат, но также рассмотрение жалоб на действия страховщиков и защита связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших.
  • Не редко активность в интернете, многочисленные отзывы на форумах и профильных сайтах могут заставить представителей страховой компании принять хоть какие-то меры к урегулированию спорных вопросов или же ускорить выплату, если ее вам задерживают.

Понятно, что узаконенный и описанный выше размер страховой выплаты далеко не всегда покрывает размер фактического ущерба. А если в результате ваших «стараний» машина снесла рекламный щит и въехала в автобусную остановку – сумму свыше гарантий по ОСАГО придется доплачивать из собственного кошелька. Для того, чтобы избежать такого рода рисков, страховые компании предлагают добровольно расширить лимит своей гражданской ответственности и получить полис ДСАГО (часто вместе со страховкой каско).

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос, который касается компенсации ущерба по ОСАГО: что делать, если потерпевший или его родственники не согласны с размером страхового возмещения? Законодательство отвечает на этот вопрос очень просто – если потерпевший и страховая не могут разрешить противоречия в досудебном порядке, то их спор рассматривается в суде.

Потерпевшей стороне необходимо обращаться в гражданский суд (города или района, где был заключен договор ОСАГО) с заявлением и доказательствами неправомерных действий со стороны страховой компании (независимой оценкой ущерба имущества и документами от страховой компании). Решение суда будет обязательным для всех сторон спора.

Примеры выплат при различных ДТП

Пример №1. В ДТП пострадало три автомобиля, нанесён ущерб трём пешеходам. Если учитывать, что выплаты будут максимальными, то получается следующий расчёт: по 400 тыс. руб. за повреждение каждого автомобиля + трое пострадавших получают по 500 тыс. руб. = 1 млн 900 тыс. руб. Стоит понимать, что виновник ДТП, обладатель полиса ОСАГО, не получит выплату, поскольку он застраховал свою ответственность перед другими, но не своё имущество. Для получения компенсации за поврежденное имущество виновник аварии должен был застраховаться по каско.

Пример №2. В ДТП попало два автомобиля: первому нанесён ущерб вы размере 35 тыс. руб., а второму, которым управлял виновник ДТП, – 31 тыс. руб. При обращении за выплатами пострадавший узнал, что страховая компания, застрахованного по ОСАГО виновника ДТП, обанкротилась и у неё отозвали лицензию. Что делать? Обратиться в Российский союз автостраховщиков, который произведёт компенсационную выплату пострадавшему в размере 35 тыс. руб. Виновник ДТП будет восстанавливать свой автомобиль за собственный счёт.

Совет Сравни.ру: Если вы ещё не профессионал в вождении, то лучше приобретите полис ДСАГО. За небольшую сумму он увеличивает выплаты по ОСАГО в несколько раз.

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

В общем, раньше по ОСАГО было больше свободы и пространства для маневра . Теперь не так.

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ .

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.

Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас лично. А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке.

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ , а разницу — автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП , и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО . Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП .

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО ! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП , выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП , следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП , требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО . Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Выплаты по ОСАГО при ДТП: размеры страховки, документы, действия и сроки

Стать участником ДТП может каждый: даже водитель с многолетним стажем, который соблюдает все правила и скоростной режим может стать участником аварии. По состоянию на 2013 год ежедневно по всем регионам Российской Федерации происходило 509 ДТП, лидерами по их количеству является Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Ростовская область.

Считается, что ущерб от ДТП равен 2,5 % ВНП или более 1,1 триллиона рублей, что равняется годовым затратам на всю сферу здравоохранения. Для гарантии минимальных выплат, необходимых для восстановления поврежденного имущества или лечения потерпевших, и было придумано обязательное страхование транспортных средств. Но выплаты по ОСАГО при ДТП представляют собой не только финансовую гарантию возмещения причиненного в результате аварии ущерба, но и залог более внимательного выполнения правил вождения всеми участниками дорожного движения.

История отечественного обязательного автострахования

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) – это вид страхования, возникший в 1920-х годах в США после удешевления машин за счет внедрения Фордом конвейерной системы их производства. В середине XX века ОСАГО получило распространение в странах Европы. С тех пор законы об ОСАГО в том или ином виде были приняты почти во всех странах мира. Что касается СССР, то от законодательного оформления ОСАГО было решено отказаться. В РФ возмещение ущерба по ОСАГО осуществляется с 2003 года с принятием Федерального закона «Об ОСАГО».

Максимальная сумма и сроки обращения после ДТП

Согласно строй редакции закона (статья 7), по которой составлялись полисы до 1 октября 2014 года, существуют следующие ограничения на выплаты по ОСАГО потерпевшим:

  • 120 тысяч рублей – за имущественный ущерб в одни руки;
  • 160 тысяч рублей – общая сумма выплаты за ущерб имуществу (в случае ее превышения, возмещение осуществляется пропорционально реальным убыткам);
  • 160 тысяч рублей – каждому пострадавшему в ДТП за вред здоровью или жизни.

Срок выплат для таких полисов составляет 30 дней, а в новой редакции закона — 20. При этом увеличена сумма максимального возмещения за ущерб имуществу в результате ДТП до 400 тысяч рублей. По закону страховщик должен быть извещен о ДТП в пятнадцатидневный срок, иначе ему откажут в праве на возмещение ущерба.

Кого и от чего страхует покупка ОСАГО?

Полис ОСАГО защищает владельца автомобиля от дополнительных растрат, если в ДТП виноват именно он. При этом никакие выплаты по ОСАГО виновнику ДТП не осуществляется, поскольку страхуется не его транспортное средство, а гражданская ответственность автовладельца. Это означает, что владелец этого вида страхового полиса не может обратиться к своему страховщику для получения средств на ремонт своего автомобиля после аварии, виновником которой он является. Страховым случаем в ОСАГО считается:

  1. Причинение по вине страхователя ущерба другим транспортным средством;
  2. Порча в результате ДТП личного имущества пострадавших;
  3. Нанесение вреда жизни и здоровью других участник дорожного движения.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то, кроме штрафа (за исключением случая, когда машина приобретена в течение последних 5 дней) и денег на ремонт собственного автомобиля, ему придется выступить ответчиком в суде и возместить ущерб, причиненный в результате ДТП, из своего кармана в итоге судебного разбирательства. Выплаты по ОСАГО не учитывают потерю товарной стоимости автомобиля после его ремонта по сравнению с новым.

Как получить возмещение ущерба по ОСАГО?

Особенность ОСАГО как вида страхования заключается в том, что выплата страховки при ДТП в этом случае осуществляется не страхователю, который оплачивал взносы, а потерпевшим. Поэтому для получения возмещения ущерба именно они должны обратиться к страховщику. Выплат по страховому полису ОСАГО осуществляются по трем основным схемам:

  1. Прямое возмещение убытков («прямое урегулирование»);
  2. Оформление европротокола;
  3. Стандартная процедура возмещения ущерба.

Прямое возмещение убытков и европротокол являются более простыми и менее затратными по времени процедурами, но предполагают соблюдение целого ряда условий и еще больше ограничивают максимальную сумму выплат по сравнению со стандартными лимитами. Поэтому стандартную процедуру логично использовать при крупных ДТП.

Прямое возмещение убытков

Согласно Закону об ОСАГО в новой редакции возмещения убытков от ДТП главным образом осуществляется с помощью «прямого урегулирования», т.е. теперь пострадавшему нужно обратиться не в компанию, где покупал страховку виновник ДТП, а к страховщику, оформившему ему полис ОСАГО.

Для прямого возмещения убытков необходимо одновременное соблюдение ряда условий:

  • Не нанесен вред здоровью или жизни в результате аварии;
  • В ДТП участвовало не больше двух машин;
  • Срок действия полисов ОСАГО обоих автовладельцев покрывает момент ДТП.

Если после обращения с заявлением на прямое возмещение убытков у пострадавшего обнаруживаются проблемы со здоровьем (травма головы), то ему придется обратиться еще и к страховщику виновника ДТП, чтобы получить возмещение за оплату своего лечения.

Закон об ОСАГО предусматривает 5 основных причин отказа страховщика пострадавшего в прямом возмещение ущерба пострадавшему в результате ДТП:

  1. В случае отзыва лицензии или банкротства страховой компании, осуществившей оформление полиса виновника ДТП (за компенсацией придется обращаться в РФА — Российский фонд автостраховщиков);
  2. Отсутствие соглашения с страховщиком виновника ДТП о его членстве в профессиональном объединении страховщиком;
  3. Недействительность одного из полисов на момент аварии;
  4. Ранее было подано заявление в представительство страховщика пострадавшего;
  5. Заявление к страховщику виновника находится на момент подачи заявления на «прямое урегулирование» по ОСАГО на рассмотрении.

Появление процедуры прямого возмещения ущерба несомненно упрощает получение компенсации от виновника ДТП. Однако нельзя рассчитывать на нее, если есть вина обоих водителей, а также в случае, если вред машине нанесен в результате бесконтактной аварии, когда ущерб нанесен вследствие некорректного маневра одного из участников дорожного движения. Максимальная сумма выплаты потерпевшему при прямом возмещении составляет 50 тысяч рублей.

Особенности европротокола

Нововведение 2009 года в РФ – это возможность самостоятельного оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД с целью получения возмещения ущерба от страховой компании по так называемому европротоколу.

Эта практика уже долгое время успешно применяется за рубежом. Ее внедрение в РФ целиком оправдано, поскольку по данным ГИБДД 70% всех аварий – мелкие, поэтому для экономии времени как водителей, так и сотрудников ГИБДД можно воспользоваться процедурой самостоятельного составления участниками ДТП европротокола.

Согласно действующему законодательству обойтись без вызова сотрудников ДТП можно при соблюдении следующих условий:

  • Не причинен вред жизни или здоровью людей;
  • Участниками ДТП является не более двух автомобилей (прицеп считается отдельной транспортной единицей, поэтому его наличие у одной из машин исключает возможность использования европротокола);
  • У обоих автомобилиста есть действующие полисы ОСАГО;
  • Ни один из участников ДТП не находится в состоянии алкогольного обвинения;
  • Между участниками ДТП не существует разногласий в видении аварии.

Если одна из машин, участвовавших в ДТП, не зарегистрирована в РФ, то европротокол может быть составлен в случае, если ее владелец является владельцем полиса «Зеленой карты».

Первоначальная сумма возмещений по европротоколу, установленная в марте 2009 года, — это 25 тысяч рублей. С 1 октября 2014 года она составляет 400 тысяч рублей, но только, если оба договора ОСАГО были заключены после этой даты на территории Москвы и Московской области или Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По полисам, оформленным раньше октября 2014 года и после этой даты, но в других регионах, максимальное возмещение составляет 50 тысяч рублей. Если ремонт автомобиля окажется дороже, то разницу придется оплачивать самостоятельно, поскольку применение стандартной процедуры возмещения предполагает оформление ДТП сотрудниками ГИБДД.

Для возмещения средств по европротоколу пострадавшему необходимо:

  1. Заполнить разборчиво и без исправлений бланк лицевую сторону совместно с виновником ДТП, а обратную — самостоятельно (лучше зафиксировать этот процесс на камеру);
  2. Составить детальную схему ДТП с указанием конфигурации дороги, положения автомобилей, ям и светофоров.

Каждый листок европротокола должен быть подписан обоими участниками ДТП. Страховщик должен быть извещен о ДТП в двухнедельный срок.

Действия при ДТП при использовании стандартной процедуры

В случае, если ДТП не подпадает под условия упрощенных процедур возмещения ущерба, пострадавшему необходимо следовать стандартной процедуре:

  1. Включить аварийные огни и остановиться;
  2. Выставить аварийный знак в 15 м (в населенном пункте) или в 30 м (на трассе);
  3. Найти свидетелей ДТП или запись с авторегистратора, фиксирующую происшествие;
  4. Вызвать сотрудников ГИБДД (Билайн – 911, МТС и Мегефон -112) и дождаться их приезда (место аварии должно оставаться в первоначальном виде);
  5. Предоставить сотрудникам ГИБДД права, страховку, свидетельство о регистрации автомобиля, талон техосмотра и подписать составленные ими документы;
  6. Получить справку №748, заверенную печатью;
  7. В отделении забрать протокол об административном правонарушении или отказ в его возбуждении;
  8. Позвонить в страховую компанию и известить их о ДТП;
  9. Подать заявление с уведомлением о наступлении страхового случая в 15 дней, необходимые по ОСАГО документы при ДТП и реквизиты счета для выплаты;
  10. Предоставить автомобиль в послеаварийном состоянии для независимой экспертизы в назначенный срок;
  11. Страховщик на основании акта осмотра составляет акт о страховом случае и принимает решения о выплате возмещения;
  12. Если выплаты не были произведен в течении 30 (по новым полисам – 20) дней или не был выслан письменный отказ в возмещении, то за каждый день просрочки идет пеня – 1/75 ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральный банком РФ.

Также можно обратиться в экспертную компанию, которая возьмет всю бумажную работу на себя и проследит, что сумма возмещения не была занижена. Если оценочная стоимость ущерба превышает установленные законом лимиты, то согласно Гражданскому кодексу за компенсацией остатка придется обратиться в суд. Через 5 дней после подачи иска назначается судья, месяц дается на рассмотрение дела и еще 30 дней на апелляцию. После получения исполнительного листа нужно обратиться в банк виновника ДТП, который арестует нужную сумму и перечислит ее выигравшему дело истцу в течение 5 дней.

Видео: Тонкости при выплатах ОСАГО

Причины для отказа в возмещении ущерба

Согласно Закону об ОСАГО все возможные причины отказа страховщиков в выплатах делятся на два вида.

Не страховой случай

  1. Нельзя определить виновного или обоюдная вина участников ДТП;
  2. За рулем автомобиля-виновника ДТП находилось лицо, не имеющие права на управление им;
  3. Причина ДТП – непреодолимая сила;
  4. В ДТП был умысел пострадавшего;
  5. Виновник оспаривает свою вину в суде.

Нарушение процедуры

  1. Ремонт или утилизация автомобиля до осмотра;
  2. Непредставление транспортного средства для экспертизы.

Введение ОСАГО, упрощение процедуры и увеличение сумм максимальных выплат в РФ – это залог увеличения безопасности на дорогах и важный шаг к установлению справедливого возмещения вреда потерпевшим в ДТП из-за нарушения владельцем полиса ОСАГО правил дорожного движения или скоростного режима. Однако закон об ОСАГО требует дальнейшей доработки и уточнения спорных моментов, направленных на увеличение скорости и эффективности получения возмещения после ДТП.

Ремонт и выплаты по ОСАГО в 2018: новые правила

28 апреля 2018 года были введены новые правила и изменения в закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (ФЗ №49). Они устанавливают приоритет ремонта перед денежной компенсацией и действуют в подписанных после этой даты договорах страхования. Лишь в крайних случаях можно рассчитывать на финансовое возмещение. Обратите внимание: новые правила распространяются лишь на те договоры, которые были оформлены после вступления в силу последних изменений.

Закон в прежнем виде и его особенности

Раньше возмещения по ОСАГО могли производиться двумя способами:

  1. Денежная выплата владельцу автомобиля (страховая сумма по ОСАГО зависит от износа).
  2. Перечисление денег на ремонт автосервису.

Часто автомобилисту приходилось самому доплачивать за разницу в стоимости ремонта. Если клиент хотел, он мог отказаться от восстановительных работ и получить денежную сумму.

Такая система имела один большой недостаток – мошенники организовывали автоподставы с целью получения страховых выплат. Ряд «грамотных» автоюристов предоставляли водителям свою помощь в судебном разбирательстве с целью незаконного обогащения. Иногда автомобилисты самостоятельно выполняли ремонт, что позволяло даже установить полностью новые запчасти, не тратя ни копейки. Всё это предоставляло большую свободу, которой водители лишились после вступления в силу изменений.

Новый порядок возмещения

Сейчас в подавляющем большинстве случаев после ДТП автомобиль отправляют на СТО. Страховая компания оплачивает нужные запчасти и услуги. Оценка деталей производится по методике Центробанка РФ.

С 2017 года страховые выплаты по ОСАГО в денежном эквиваленте отменены лишь для легковых авто, прошедших регистрацию в РФ и принадлежащих гражданам страны.

При наступлении страхового случая страховщик произведет осмотр ТС и проведет экспертизу. Полученные результаты послужат основанием для направления на ремонт вместо выплат ОСАГО, как это было ранее.

По правилам на авто должны устанавливаться исключительно новые комплектующие. При заключении договора со страховой могут использоваться вторичные запчасти. Для расчета стоимости ремонта используется методика Центробанка с применением различных параметров. Она, к примеру, может не включать окрашивание деталей либо предполагать их частичную покраску. Базой для оплаты стоимости услуг и запчастей обычно используются среднестатистические цены либо сведения из справочников. Если рассчитанных по методике денег будет недостаточно для восстановления машины, оставшуюся часть должен заплатить ее собственник.

Когда получить выплату

По новым правилам уже нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО в 2018 году. Но в отдельных случаях от страховщика можно получить финансовое возмещение:

  1. Автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению.
  2. Ущерб причинен объекту, не относящемуся к транспортному средству.
  3. Сумма ремонта повреждений превышает 400 тысяч рублей.
  4. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по договору другим способом, кроме выплаты.
  5. Владелец автомобиля является инвалидом I или II группы, в письменном виде он просит о предоставлении денежной компенсации.
  6. Владелец автомобиля получил страховой полис через международную страховую систему.
  7. Оформление ДТП происходило без сотрудника полиции (допускается, когда ущерб находится в пределах 50 тысяч рублей). Но позже оказывается, что ремонт обойдётся дороже, а автовладелец не собирается доплачивать из своего кармана.
  8. Смерть потерпевшего.

Величина страховых выплат

Законодательство устанавливает максимальные страховые суммы по ОСАГО в 2018 году:

  1. 500 000 рублей. Когда необходимо возместить вред, который был причинен жизни либо здоровью потерпевших.
  2. 400 000 рублей. На возмещение ущерба, причинённого собственности потерпевших.
  3. 50 000 рублей. Когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудника ГИБДД.
  4. 475 000 рублей. При смерти потерпевшего. Дополнительно 25 000 рублей могут быть выплачены с целью возмещения затрат на погребение.

Расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основе Единой методики вычисления величины затрат на восстановление поврежденного ТС с учетом износа деталей и узлов, которые подлежат замене. Он может отличаться от реальных расходов на устранение повреждений. В формуле расчета суммы затрат на ремонт ТС используются различные коэффициенты и параметры, в числе которых срок службы элемента, узла либо агрегата.

Конституционный суд Российской Федерации по-другому определяет условия выплат по ОСАГО. Так, в его постановлении №6-П от 10 марта 2017 года говорится, что поврежденные детали и узлы обычно должны заменяться на новые. Полное возмещение ущерба осуществляется до того состояния, в котором детали пребывали до ДТП. Потерпевший не обязан сам искать запчасти с уровнем износа, которые подлежат замене. Это значит, что владелец поврежденного имущества не обогащается.

Суд постановил, что, когда величины выплаты пострадавшей стороне недостаточно для возмещения причиненного ущерба, недостающую сумму можно получить за счет лица, которое причинило ущерб.

Натуральное возмещение по ОСАГО по новым правилам

Закон «Об ОСАГО» устанавливает необходимость заключения договора между страховщиком и СТО. В нем должны указываться обязанности автосервиса по ремонту поврежденного ТС пострадавшего. Страховщик обязуется внести оплату этого ремонта в счет страховой выплаты в соответствии с российским законодательством.

Страховая может заключить соглашения с несколькими техсервисами, в этом случае нужно будет заключить ряд договоров.

Направление на ремонт

Статья 12 пункт 15.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает страховщика предоставлять клиенту направление на ремонт в СТО при наступлении страхового случая. Перед этим компания осматривать поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Когда за ремонт нужно заплатить из своего кошелька

Статья 12 пункт 17 устанавливает случаи, в которых пострадавший должен будет оплатить часть восстановительных работ. Это может быть ситуация, когда стоимость ремонта выше максимальной суммы возмещения.

Доплата осуществляется в таких ситуациях:

  1. Стоимость восстановительных работ более 400 тысяч рублей.
  2. Стоимость восстановительных работ более 50 тысяч рублей (ДТП было оформлено без участия дорожной полиции, по Европротоколу).
  3. Каждый участник ДТП является виновным.

В каждой из описанных выше ситуаций потерпевший может решить, что получить по ОСАГО: ремонт или выплату.

Полагается ли гарантия на ремонтные работы?

В соответствии с 12 статьей 15.1 пунктом автосервис должен предоставить гарантию на такие сроки:

  1. От 12 месяцев – на окрашивание и кузовные работы.
  2. От 6 месяцев – на другие виды работ.

Станция техобслуживания может самостоятельно решить установить увеличенную продолжительность гарантии. Такой шаг обеспечит дополнительное преимущество – клиенты будут меньше сомневаться в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта будут обнаружены недостатки, автомобиль следует повторно восстановить. Иногда в договоре со страховой указывается, что при обнаружении дефектов полагается денежная компенсация.

Проведение технической экспертизы

Если пострадавший не согласен с оценкой ущерба, полученного при ДТП, он может инициировать свою независимую экспертизу. В этом случае обычно придерживаются такого порядка действий:

  1. Выбор экспертной организации.
  2. Подача заявления, обсуждение времени и даты проведения осмотра автомобиля.
  3. Страховая компания или виновник ДТП должны быть заранее предупреждены о проведении независимой экспертизы. Второй стороне следует направить телеграмму со временем и местом осмотра за три рабочих дня.
  4. Заключение договора с указанием стоимости услуг и обязанностей сторон.
  5. Перед подачей авто на осмотр его следует хорошо помыть, багажник должен быть пустой. Если багажное отделение либо капот открыть не удастся, предупредите эксперта об этом заранее.
  6. Разработка документов по автомобилю либо его повреждений.
  7. Осмотр транспортного средства.
  8. Составление акта и отчета. В них указываются необходимые работы, цены на них и другие моменты.
  9. Расчёт стоимости восстановительных работ, составление сметы с указанием запчастей, нуждающихся в замене.
  10. Определение степени износа.
  11. Установление утраты рыночной стоимости авто. Требуется не всегда.
  12. Определение средней рыночной стоимости машины до ДТП. Это делается для определения годных остатков, если автомобиль невозможно восстановить.

Итак, что лучше по ОСАГО: деньги или ремонт? В большинстве случаев – деньги, поскольку, во-первых, вы сможете сами выбрать автосервис, во-вторых, вам не придется доплачивать за износ из своего кармана.

Впрочем, вы всегда можете позвонить экспертам Хонеста, которые подробно проконсультируют по вашей ситуации. Это бесплатно.