Воинская обязанность в крыму

Госдума установила правила освобождения и отсрочки от армии в Крыму

МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в пятницу закон, который устанавливает правила освобождения и отсрочки от призыва в армию в Крыму. Авторами этой инициативы выступили депутаты разных фракций во главе с первым зампредом думского комитета по обороне, героем России Андреем Красовым.

В частности, от службы в Вооруженных силах РФ будут освобождены те, кто в соответствии с ранее действовавшим на полуострове украинским законодательством был освобожден от воинской обязанности по состоянию здоровья и снят с воинского учета. В армию не будут призываться и те, кто прошел военную службу на Украине или освобожден от призыва по основаниям, предусмотренным прежними законодательными нормами.

Отсрочку от призыва получат те крымчане, которые имели ее и раньше. Так, на нее смогут рассчитывать граждане, получающие образование в учебных заведениях Крыма на 1 апреля 2015 года — когда начинается призыв — причем на весь период обучения. При этом отсрочка будет действовать до 1 сентября вне зависимости от наличия госакредитации образовательных программ, по которым осуществляется обучение.

Те, кто поступит в крымские учебные заведения после 1 апреля, получат отсрочку по федеральному законодательству с одной особенностью: до 1 сентября 2016 года соответствующие образовательные программы должны получить госакредитацию. Отсрочки будут положены также тем, кто завершил обучение на Украине и пишет диссертацию — до ее защиты.

Кроме того, законом устанавливаются новые отсрочки от призыва для россиян, не являющихся жителями Крыма. Речь идет о лицах, которые до получения гражданства РФ были признаны беженцами. Им будет полагаться отсрочка от армии на срок до шести месяцев со дня получения российского паспорта. Также вводятся отсрочки для граждан РФ, которые переселились на территорию страны из другого государства и обратились с ходатайством о признании вынужденным переселенцем. Таким молодым людям отсрочка будет даваться на срок до рассмотрения ходатайства (до трех месяцев), а в случае признания их вынужденными переселенцами — еще на срок до трех месяцев со дня такого признания.

Как подчеркивают разработчики документа, данные нормы полностью отражают концепцию, согласно которой крымчанам при возвращении полуострова в состав РФ было гарантировано, что их интересы не будут ущемлены. Так, например, на Украине была отсрочка для получающих среднее профобразование, — в случае, если они поступят в вузы. Одобренный закон сохраняет это норму для крымчан, хотя в целом российское законодательство такую отсрочку не предусматривает.

Служить бы рад: правила призыва на срочную службу хотят изменить

СЕВАСТОПОЛЬ, 9 июн — РИА Новости Крым. Минобороны готовится изменить правила призыва на срочную службу. Главные изменения касаются возможности повторно пройти медкомиссию, в чем заинтересованы граждане, планирующих связать свою судьбу с силовыми структурами, и абитуриенты военных вузов, пишут «Известия».

По данным издания, ежегодно от военной службы по состоянию здоровья освобождается около 30% призывников. Возможность повторного освидетельствования особенно важна для абитуриентов военных вузов: их нередко отсеивают на медицинских комиссиях при военкоматах. Также немало молодых людей хотят отслужить в армии, чтобы потом работать на государственной гражданской службе, в полиции или других силовых структурах. Это особенно характерно для регионов. В этом случае также пригодится возможность перепроверить диагноз. Сейчас оспорить ошибочное решение медкомиссии практически невозможно.

Кроме того, изменения правил призыва касаются сроков, от которых начинают считать дни до «дембеля». По данным издания, на сборных пунктах призывник может провести несколько дней, которые не будут зачитаны в срок службы.

Альтернативщик! Выйти из строя

Не знали и продолжаем не знать

Украинские законы тоже разрешали крымчанам избежать армии легально: согласно статье 2 закона Украина «Об альтернативной (невоенной) службе», принятом еще в 1991 году, право на нее имеют граждане, для которых «исполнение военной повинности противоречит религиозным убеждениям», и состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает пользование оружием. На практике юношам нужно было очень и очень постараться, чтобы доказать неприемлемость для них призыва. В итоге этой возможностью пользовались единицы. Для крымчан альтернативная гражданская служба (АГС) и сегодня практически новация.

Российское законодательство лояльнее к призывникам. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» в РФ приняли лишь в 2002 году, в статье 2 документа говорится, что гражданин имеет право заменить военную службу по призыву на АГС, если, во-первых, это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а во-вторых, он является представителем коренного малочисленного народа, «ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами».

— В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции РФ любой гражданин, имеющий убеждения, противоречащие несению воинской службы, имеет право на АГС. Они могут быть любыми — как религиозного, так и светского характера. При этом вовсе не обязательно быть пацифистом или «свидетелем Иеговы», достаточно просто по каким-то личным причинам не хотеть служить в армии, — утверждает пресс-секретарь общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук.

Крымчане только привыкают к возможности служить альтернативно, потому на полуострове еще не появились гражданские институты, которые могут помочь хотя бы консультацией.

Отпор военкомата

— Заявление на АГС отправил по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, — рассказывает житель Нижнегорского района Эдем Сулейманов. — Военная служба противоречит моим убеждениям — война для меня неприемлема.

Феодосиец Алексей Богатенков не хочет оставлять надолго жену и маленького ребенка, потому АГС пришлась кстати.

— В военкомате мне не препятствовали, наоборот, помогали, — говорит он. — Отнеслись к ситуации с пониманием, подсказывали, что и как нужно делать. Информации очень мало — почти никто не знает об АГС. Даже некоторые офицеры, когда я сообщал об этом, удивлялись. Что говорить о призывниках?

Эдем и Алексей — одни из немногих крымчан, подавших заявления. За два года в Симферопольский городской военкомат обратились всего четверо желающих пройти альтернативную службу, и все отозвали заявления обратно.

— Когда выясняется, что там нужно проработать в два раза дольше (срок АГС — 21 месяц. — Прим. ред.), молодые люди отказываются, — говорит военный комиссар Симферополя Казбек Махматханов.

Вопрос трактовки закона и Конституции, в частности, термина «убеждения» (с вероисповеданием все более или менее ясно), — поле для дискуссий. По словам военкома, призывнику недостаточно сообщить, что он является пацифистом и антимилитаристом.

— В законе нет такого — «не хочу служить»! — комментирует он. — Если призывник, например, пацифист, он должен состоять где-то на учете. За ним должна стоять какая-то организация. Откреститься от службы непросто — юноши не могут ничего подтвердить документально.

Оленеводы и лифтеры

Общегосударственная потребность в альтернативщиках, по официальным данным, — менее пяти тысяч человек.

Об альтернативной гражданской службе в военкоматах рассказывают крайне редко, потому мало кто из призывников представляет, где ее вообще проходят. Тем не менее в начале года на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликовали список из 118 гражданских специальностей. Помимо слесарей и водителей, есть и довольно экзотическая — оленевод. Еще можно устроиться гардеробщиком, лифтером, машинистом сцены, судовым поваром и шкипером.

Самым активным работодателем выступает «Почта России», ей всегда и во многих регионах требуются люди.

Впервые в списке принимающих организаций крымские учреждения оказались в прошлом году. Правда, альтернативно служащих на полуострове готовы трудоустроить только три работодателя: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Бахчисарайского района, ГУП «Крымспецгидроремстрой» и учебно-опытный племенной птицезавод в Сакском районе. Все упирается в неосведомленность молодежи и отсутствие спроса на вакансии.

Госзаказ на альтернативу

— Мы обязательно трудоустроим альтернативно служащего, если у нас будет вакансия, — говорит специалист по кадрам Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Бахчисарайского района Маргарита Дзюбенко. — Сейчас есть место для социального работника, будем рады, если его займет призывник. Правда, жилье ему выделить не сможем, поэтому парень должен быть местный.

А по закону государство обязано предоставить альтернативщику жилье в случае, если службу ему придется нести за пределами места жительства. Но на практике такое случается редко. Россияне, по словам Александра Передрука, чаще всего проходят АГС в родных городах и живут дома.

Кстати, альтернативно служащий получает зарплату, превышающую денежное довольствие военнослужащих: она не отличается от жалованья других сотрудников предприятия.

Гражданским служащим выдают обычный военный билет, им присваивается звание рядового, так что в дальнейшем проблем с трудоустройством, в том числе и в госорганы, возникнуть не должно. Прохождение АГС также засчитывается в стаж трудовой деятельности.

— Решение об альтернативной службе выносит комиссия военкомата, руководствуясь статьей 53 Федерального закона («О воинской обязанности и военной службе»). Обычно оно принимается на основании внутреннего убеждения ее членов, в рамках их полномочий и действующего закона. В итоге как комиссия решит, так и будет. Если она откажет, можно обжаловать ее решение в суде. Чтобы собрать достаточную доказательную базу, нужно привести свидетелей, предоставить документы о принадлежности к той или иной конфессии. Если их нет, стоит обратиться в свое религиозное учреждение. Можно попросить его представителей написать ходатайство с прошением направить призывника на альтернативную службу. Это не исчерпывающий перечень, могут быть и другие доказательства.

Воинская обязанность в крыму

Призыв в Вооруженные силы РФ в Крыму становится все более серьезной проблемой для жителей полуострова. С каждой призывной кампанией растет количество призывников, а вместе с этим растет и число приговоров за уклонение от службы в армии.

Так, в 2015 году из Крыма в российские войска пошли служить примерно 1300 крымчан, а в 2017 году призвали уже 5000 человек. Всего за период оккупации в армию РФ призвали около 10 000 крымчан.

Граждане Украины, которые живут на оккупированной территории и не хотят служить в армии, подвергаются административному давлению и уголовному преследованию. Например, осенью 2017 года одного из крымчан оштрафовали за уклонение от призыва на 25 000 рублей. И несмотря на уголовное наказание, он будет должен позже отслужить год в армии РФ.

На сайтах «правительства» Крыма и местных оккупационных администраций регулярно размещаются объявления об уголовной ответственности за уклонение от призыва. В каждом городе, селе и районе ведется тщательный воинский учет всех людей призывного возраста.

Такие действия РФ в Крыму являются нарушением Женевской конвенции IV и Римского статута Международного уголовного суда (МУС), что подтверждается в отчетах прокурора МУС.

У крымчан, которые не хотят идти в армию РФ и не хотят получить уголовный срок за уклонение, существует несколько выходов из ситуации. Скоро начнется весенний призыв. Количество призывников в Крыму скорее всего увеличится. И подготовится к этому лучше заранее.

Украинские и российские правозащитники подготовили рекомендации для крымчан о том, как не стать жертвой уголовного преследования за уклонение от службы в армии РФ.

Постарайтесь получить отсрочку от армии. В ст. 24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» есть целый перечень причин, по которым дается такая отсрочка.
Проверяйте, чтобы при выдаче повестки и прохождении медосвидетельствования были соблюдены все требования законодательства РФ. Следует отметить, что нарушение закона, как правило, происходит в виде выдачи повестки в армию после прохождения медкомиссии вне сроков призыва. Иными словами, если юношу вызывают для медицинского осмотра в военкомат не в призывной период, результаты медкомиссии не имеют никакой юридической силы. Согласно правовым нормам, он имеет полное право не являться на медкомиссию, проводимую вне сроков призыва. В таком случае его действия будут признаны правомерными даже в случае судебного разбирательства. Сроки призыва устанавливает статья 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

За непостановку на воинский учет предполагается административная ответственность по ст. 21.6 КоАП РФ (штраф от 100 до 500 рублей). Если вы не знали о том, что надо становиться на учет (то есть неумышленно), то привлечь вас к уголовной ответственности не имеют права. КПГ известны случаи, когда людям призывного возраста в Крыму присылали уведомления с требованием встать на воинский учет. Такие уведомления не имеют юридической силы в отличии от повесток и не являются обязательными к исполнению. Кроме того, известны случаи, когда требования встать на воинский учет некоторые работники военкоматов пишут призывникам в социальных сетях. Подобные требования также незаконны. Формально непостановка на учет может являться преступлением только при наличии доказанного умысла уклониться от призыва. Для тех, кто встал на учет, но не явился по повестке, ответственность будет уголовная (ст. 328 УК РФ) — наказание по которой от штрафа (максимально до 200 тысяч) до двух лет лишения свободы.

Существует перечень болезней, при наличии которых не берут в армию. Правда, в ряде случаев де факто органы власти пытаются игнорировать некоторые заболевания. Важно ознакомиться с перечнем таких болезней и быть готовым отстаивать своё право не служить в армии, ссылаясь на этот перечень и другие законодательные акты. Если у вас есть заболевание, которое указано в перечне, но призывная комиссия все равно приняла решение о призыве в армию, то вы имеете полное право подать в суд. Пока идет судебное разбирательство, вас не могут призывать в армию. После того, как призывная кампания окончена, решение призывной комиссии аннулируется, а военкомат должен прислать новую повестку в установленные законом сроки.

Если здоровье в порядке, и на воинский учет вас уже поставили, то сняться с воинского учета можно по причине перемены места жительства. Для этого нужно в военкомат подать заявление о снятии с учета в связи с изменением места жительства. Некоторые крымчане выезжают с полуострова на материковую часть Украины, при этом стоит учитывать соответствующие затраты и перемены в случае смены постоянного места жительства. В Украине за уклонение от службы в армии РФ ответственности нет, но при возвращении в Крым российские власти вас могут привлечь к ответственности по законам РФ. Если вы ненадолго меняли место жительства, снялись с учета, а потом неумышленно не встали на него снова, то ответственность может быть административной, но не уголовной. Однако следует учесть, что российские власти пытаются этому противодействовать, запрещая работодателям брать на работу лиц, не состоящих на воинском учете. Есть также риски, что попытки сняться с учета в связи с переменой места жительства могут быть расценены де факто властями Крыма как попытка уклонения от призыва. Однако если вы снялись с воинского учета без умысла уклониться от армии, то ответственность может быть только административной.

Можно пробовать обжаловать в суде призыв в армию РФ, ссылаясь на наличие гражданства Украины (в этом случае, возможно, дополнительное преследование истца де факто властями по политическим мотивам). В судах РФ шансы выиграть подобное дело при наличии паспорта РФ, полученного в Крыму, сводятся к минимуму.

Если же ни один из вышеперечисленных методов вам не подходит, тогда можно выбрать альтернативную гражданскую службу. Она не связана с Минобороны РФ, ее прохождение регулирует закон «Об альтернативной гражданской службе». Стоит учитывать, что заявление о желании проходить такую службу нужно подавать в военный комиссариат задолго до начала призывной кампании. Например, чтобы попасть на альтернативную службу следующей осенью, заявление об этом нужно подавать до 1 апреля 2018 года. Согласно закону, для прохождения такой службы достаточно личных убеждений (не нужно подавать никаких дополнительных справок). В случае, если для обоснования такого выбора у вас потребуют какие-либо документы, можно оспорить такое требование в суде. Важно знать, что срок такой службы дольше, чем служба в ВС, и составляет 21 месяц.

Украинские правозащитники продолжают работать над тем, чтобы при поддержке международного сообщества и правительств демократических стран добиться от России прекратить военный призыв в Крыму.

КПГ обращается к жителям Крыма с просьбой присылать на электронную почту КПГ [email protected] материалы, подтверждающие военный призыв в Крыму (повестки, фото- и видеоматериалы). Эти материалы, при соблюдении конфиденциальности, помогут в работе по прекращению призыва на территории полуострова. Если вас привлекли к уголовной ответственности за уклонение от призыва, то приговор можно обжаловать в установленные законом сроки. Правозащитники могут оказать бесплатные консультации по этому вопросу.

Призыв-2017 в Крыму – нарушение международного права

Весенний призыв в российскую армию стартовал 1 апреля и закончится 15 июля 2017 года. Российские военные комиссариаты в аннексированном Крыму также проводят мероприятия в рамках призывной кампании, работают медицинские комиссии по определению годности молодежи призывного возраста к службе в армии.

Согласно российскому закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года М53-ФЗ призыву подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы призыва-2017 составляет 12 месяцев вне зависимости от наличия высшего образования и окончания ВУЗа с военной кафедрой.

Особенностью призыва-2017 для крымчан станет направление призывников на службу за пределы Крыма в самые разные регионы соседней России. Крымских новобранцев прошлых призывов направляли лишь в российские части, дислоцирующиеся на полуострове.

За уклонение от призыва в российскую армию крымчанам грозит уголовная ответственность и лишение свободы на срок до двух лет.

При этом проведение призывной кампании в Крыму является прямым нарушением международного права.

«Призыв крымчан в российскую армию – не законный. Это нарушение положений 4-й Женевской Конвенции – ее 51-й статьи. Резолюцией ООН 71/205 от 19 декабря 2017 года АРК и Севастополь признаны оккупированной территорией Украины. Россия признана оккупирующей державой. Следовательно, автоматически вступают международные механизмы регулирования обязанностей государства-оккупанта по отношению к населению оккупированной территории. В нашем случае (призыв на воинскую службу и пропаганда службы в армии России) четко нарушается статья 51-я 4-й Женевской Конвенции, которая запрещает призыв жителей оккупированных территорий и любую пропаганду вступления в ряды армии», – сообщил Крым.Реалии офицер Миссии ООН по правам человека в Украине Андрей Андросов.

Координатор Крымской контактной группы по правам человека Абдурешит Джеппаров заявил, что занимается изучением данного вопроса.

«Я провел несколько встреч с молодыми крымчанами, которых призывают в российскую армию, встречался с военкомами, и никто из них не знает о нормах международного права, запрещающих призыв крымчан в армию», – прокомментировал ситуацию правозащитник. Как сообщил Джеппаров, военкомы в Крыму даже не хотят вникать в суть вопроса, а призывники не знают своих прав, а те, кому он рассказывает об их правах, боятся заявить о них, не веря в успех.

«Будем продолжать работать в этом направлении. Вопрос очень важный и актуальный, но при этом очень сложный и щепетильный», – отметил Джеппаров.

Крымский правозащитник о призывной камапании в Крыму (видео)

No media source currently available

Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 2016 года приняла резолюцию, согласно которой Россия признается государством агрессором, а Крым – временно оккупированной территорией. Таким образом, ООН возложило ответственность и соответствующие обязательства на Россию – придерживаться норм Международного права по отношению к оккупированной территории.

Поэтому Россия обязана выполнять среди прочих законов и норму Женевской Конвенции (IV) «О защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года», статья 51-я которой гласит:

«Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается. Оккупирующая держава сможет направить на принудительную работу только покровительствуемых лиц старше 18 лет, и только на работу, необходимую либо для нужд оккупационной армии, либо на работу, связанную с коммунальными предприятиями, питанием, жилищем, одеждой, транспортом и здоровьем населения занятой местности. Покровительствуемых лиц нельзя заставлять выполнять какую-либо работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях. Оккупирующая держава не сможет требовать от покровительствуемых лиц, чтобы они применяли силу для обеспечения безопасности помещений, в которых они выполняют возложенную на них работу. Работа будет выполняться только в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Каждое такое лицо будет по мере возможности оставлено на своем обычном месте работы. Работа будет справедливым образом оплачиваться и должна соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников. Действующие в оккупированной стране законы об условиях и охране труда, как, например, о зарплате, рабочем дне, снаряжении, предварительной подготовке и компенсации за несчастные случаи во время работы и профессиональные заболевания, будут применяться к покровительствуемым лицам, которым поручена работа, указанная в настоящей статье. Во всяком случае привлечение в принудительном порядке к труду никогда не должно приводить к мобилизации работников в организацию, носящую военный или полувоенный характер».

Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 58-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнена статьей 58.1, вступающей в силу с 1 апреля 2015 г.

Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации

Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности, в том числе освобождения от исполнения воинской обязанности, отдельными категориями граждан Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность в крыму

Воинская повинность, установленная русским законом обязанность мужчин нести военную службу по защите Родины.

В Древней Руси до к. XV в. воинская повинность осуществлялась в основном в форме народного ополчения. В последующие столетия главное место занимали ополчения мелких и средних землевладельцев (дворян), получавших за военную службу поместья и деньги. Созданные в 1630-50-х полки “нового строя”, постепенно вытеснившие дворянское ополчение, с 1640-х комплектовались принудительным набором даточных людей, для которых с н. 1650-х военная служба стала пожизненной. В период 1699-1705 сложилась рекрутская система воинской повинности, оформленная указом 1705 и приложенными к нему “Статьями, данными стольникам о сборе даточных солдат или рекрут”. Военная служба оставалась для солдат пожизненной и постоянной, служба же дворян была в 1732 ограничена 25-летним сроком, а в 1762 они были вовсе освобождены от воинской повинности. По Рекрутскому уставу 1831 воинскую повинность отбывали все крестьяне, мещане и солдатские дети. Срок службы солдат в 1793 был сокращен до 25 лет, в 1834 — до 20, после Крымской войны 1853-56 — до 12 и к 1874 — до 7 лет. С 1854 была введена “жеребьевка” (номер очереди призыва разыгрывался по жребию) из трех разрядов по семейному положению. При этом широко допускалось сперва платное заместительство, а затем и выкуп от воинской повинности, для чего правительством выпускались “зачетные” и “выкупные” квитанции. С изданием 1 января 1874 Устава о воинской повинности, которым была введена всеобщая воинская повинность, замена и выкуп были отменены, зато установлены освобождения, льготы и отсрочки по физическому состоянию, семейному положению, образованию, званию, роду занятий, имущественному положению и, наконец, по национальному признаку (“инородцы”); таким путем от воинской повинности легально освобождалось не менее 10% призываемых. Устав 1874 установил призывной возраст в 21 год, закрепил сложившуюся систему жеребьевки, определил общий срок службы в 15 лет, из них действительной службы — 6 (во флоте 7) и в запасе — 9 лет. В 1876 срок действительной военной службы был сокращен до 5 лет, в 1878 — до 4 и в 1905 — до 3. В Первую мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности: призывной возраст — 20 лет (к 1 января года призыва), общий срок службы — 23 года (предельный возраст 43 года); действительная служба в пехоте и пешей артиллерии — 3 года, в остальных родах войск — 4 года; в запасе — 15 (13) лет, остальные 4 — 5 лет — в ополчении 1-го разряда (для пополнения полевой армии военного времени), куда зачислялись, кроме старых солдат, на 23 года все годные к службе излишки ежегодного призывного контингента; в ополчение 2-го разряда (вспомогательные и тыловые части военного времени) зачислялись на тот же срок излишки ограниченно годных к военной службе и освобожденных по семейному положению.

«Рота, подъем!»: особенности призыва в Крыму и Севастополе

Адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы

специально для ГАРАНТ.РУ

1 апреля традиционно является датой начала весенней призывной кампании. В этом году она затронет также жителей новых регионов России – Республики Крым и города Севастополь. Возникает вполне резонный вопрос: каким образом коснется граждан этих субъектов исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ)? Сохранятся ли ранее действовавшие отсрочки, предоставленные гражданам украинским законодательством, и будет ли полностью обеспечено соблюдение их конституционных прав?

На какие категории призывников распространится Закон № 58-ФЗ?

Действие этого закона распространяется на молодых людей призывного возраста, которые:

  • постоянно проживают на день вступления в силу Закона № 58-ФЗ на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (п. 1 ст. 1 Закона № 58-ФЗ);
  • постоянно проживают в других регионах, но на день вступления в силу Закона № 58-ФЗ обучаются в образовательных организациях на территории Крыма или Севастополя (п. 1 ст. 1 Закона № 58-ФЗ);
  • в период с 1 апреля 2015 года по 1 октября 2016 года приняты, переведены либо восстановлены в образовательных организациях и продолжают обучение на территории Крыма и Севастополя (п. 2 ст. 1 Закона № 58-ФЗ);
  • имеют ученую степень, признанную в России в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ (п. 3 ст. 1 Закона № 58-ФЗ).

Кто подлежит освобождению от призыва?

Освобожденными от исполнения воинской обязанности признаются все граждане, которые были признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья по украинским законам и исключены с воинского учета (ст. 2 Закона № 58-ФЗ). При этом граждане, которые ранее проходили военную службу или были освобождены от призыва по иным основаниям по законам Украины, также признаются освобожденными от призыва на военную службу. Не подлежат призыву и граждане, имеющие признанную в России ученую степень (ст. 3 Закона № 58-ФЗ).

Кто получит отсрочку?

Если гражданину ранее была предоставлена отсрочка в соответствии с законодательством Украины, то она признается действующей и по российскому законодательству (ч. 1 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

Исключение составляют отсрочки для получения образования – в отношении них установлены свои особенности.

Так, право на отсрочку имеют следующие граждане (из числа тех, кто постоянно проживает и (или) проходит обучение на территориях новых регионов):

  • обучающиеся в аспирантуре (адьюнктуре), интернатуре, ординатуре;
  • обучающиеся по очной форме обучения по иным основным профессиональным образовательным программам или образовательным программам среднего общего образования (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

Отсрочка будет предоставлена таким гражданам в период обучения по одной из указанных образовательных программ на территории Крыма и Севастополя, но не свыше срока получения образования по соответствующей образовательной программе, установленного российским законодательством. Например, если обучение в крымской образовательной организации по конкретной программе должно длиться шесть лет, а в соответствии со стандартами российского образования для аналогичной программы – пять, то отсрочка от призыва будет предоставлена гражданину на пять лет.

Граждане смогут воспользоваться отсрочкой и на время защиты диплома или диссертации, но не свыше одного года с даты завершения обучения по соответствующей образовательной программе. Важно заметить, что если гражданин завершает обучение по образовательным программам среднего общего образования и среднего профессионального образования по очной форме обучения в период призыва на военную службу, то срок предоставленной отсрочки увеличивается до даты окончания текущего призыва (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

Напомню, с 1 января 2017 года остальным российским учащимся будет предоставлена аналогичная отсрочка – правда, не всем, а только поступившим в колледжи на базе неполного среднего образования, то есть после девяти классов (Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 302-ФЗ). Сегодня отсрочка предоставляется им до достижения возраста 20 лет. А учащиеся средних специальных учебных заведений и в настоящее время могут получить отсрочку на весь период обучения.

Что делать, если образовательная организация прекратила свою деятельность?

Многие образовательные организации или их филиалы прекратили свою деятельность на территории Крыма и Севастополя после присоединения этих территорий к России. Закон предусмотрел и такую ситуацию, урегулировав ее следующим образом: граждане, отчисленные из таких образовательных организаций в период с 18 марта 2014 года [в этот день был подписан договор между Россией и Крымом о принятии последнего в состав нашей страны. – Ред.] до 1 апреля 2015 года имеют право на отсрочку до 1 октября 2015 года. Это правило действует в том случае, когда на момент отчисления обучение не было завершено (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

В каких случаях право на отсрочку сохраняется?

Закон предусматривает сохранение права на отсрочку в случае получения в период обучения академического отпуска, а также перехода для обучения на другую образовательную программу того же уровня (в том числе и в другую образовательную организацию). Отсрочка сохранится, если общий срок, на который была предоставлена отсрочка, не увеличивается или увеличивается не более, чем на год. К примеру, если гражданин уже имеет отсрочку от призыва для получения образования и решает получить академический отпуск, то действующая отсрочка будет продлена не более чем на один год.

Граждане, восстановленные в образовательной организации после отчисления, смогут воспользоваться отсрочкой в случае, если общий срок, на который им она была предоставлена , не увеличивается, и они были отчислены не по инициативе образовательной организации (ч. 3 ст. 4 Закона № 58-ФЗ). Так, если гражданин, ставший студентом в 2012 году и получивший отсрочку до 2017 года, отчислился из вуза в 2013 году и затем снова восстановился в 2014 году, то он все-таки может рассчитывать на отсрочку – но действие ее завершится в 2017 году.

Если гражданин уже воспользовался отсрочкой для обучения по украинским законам, то может ли он получить такую отсрочку еще раз?

Да, может. Как известно, отсрочкой для получения образования по общему правилу можно воспользоваться только один раз (абз. 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Законодатель предусмотрел и эту особенность с целью обеспечения конституционного права на образование жителей Крыма и Севастополя. Так, в случае использования до 1 апреля 2015 года отсрочки для получения образования по украинским законам, такая отсрочка учитываться не будет. Это даст гражданам возможность продолжить обучение и получить в связи с этим отсрочку уже по российскому законодательству (ч. 4 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

Можно ли рассчитывать на отсрочку, если образовательная организация проводит обучение по программам, не имеющим аккредитации?

Это возможно. Обязательным условием получения отсрочки для обучения на территории России является государственная аккредитация соответствующей образовательной программы, которую использует та или иная образовательная организация (ч. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Закон № 58-ФЗ предусматривает переходный период, в течение которого неаккредитованные образовательные программы, по которым ведется обучение на территории Республики Крым и города Севастополь до 1 сентября 2016 года считаются имеющими государственную аккредитацию. А учащимся таких организаций на этот период будет предоставлена отсрочка прохождения службы по призыву (ч. 5 ст. 4 Закона № 58-ФЗ).

Что будет с теми, кто не использует отсрочку или освобождение и не пройдет военную службу?

Граждане, не прошедшие военную службу и не получившие при этом отсрочку или освобождение от призыва, будут признаваться не прошедшими военную службу, не имея на то законных оснований (ст. 5 Закона № 58-ФЗ). Такое же правило действует и для остальных россиян (ч. 1.1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ). Действующее законодательство на данный момент предусматривает только одно последствие для таких граждан: «уклонисты» не могут замещать должности государственной и муниципальной гражданской службы (п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект 1 , предполагающий ограничение права на выезд за пределы России для таких граждан на пять лет. Но пока документ не прошел процедуру первого чтения.

Будет ли предоставлена отсрочка беженцам и вынужденным переселенцам?

Да, будет. Гражданин, обратившийся с ходатайством о признании себя вынужденным переселенцем, может получить отсрочку от призыва на военную службу с момента регистрации данного ходатайства до дня его рассмотрения. А если такое ходатайство будет удовлетворено, ему предоставляется отсрочка на срок до трех месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки будет приниматься призывной комиссией на основании документов, представленных гражданином. Поскольку критерии определения продолжительности отсрочки (например, месяц, два или три месяца) действующим законом не установлены, гражданин вправе сам обратиться с просьбой предоставить ему отсрочку на определенный срок, документально обосновав это по своему усмотрению.

Если жители новых регионов до получения российского гражданства имели статус беженца, то им предоставляется отсрочка на срок до шести месяцев (подп. «а» п. 1 ст. 6 Закона № 58-ФЗ).

Отсрочка беженцу или вынужденному переселенцу может быть предоставлена только один раз и при условии, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения гражданином возраста 17 лет 6 месяцев (подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона № 58-ФЗ).