В коллективный договор не может быть включено следующее условие

Содержание коллективного договора

Какие важные моменты должен содержать коллективный договор, чтобы не ущемить права ни работо­дателя, ни сотрудников?

Основной целью проведения коллективных переговоров является достижение догово­ренности между представителями работо­дателя и сотрудников относительно поло­жений, которые будут содержаться в дого­воре, и собственно его подписание.

Для этого стороны могут получать друг от друга информацию, необходимую для составления договора, которая предостав­ляется не позднее двух недель с момента получения соответствующего запроса. На основании данной информации, а также ре­комендаций по заключению договора, со­держащихся в законодательстве, стороны уже решают, что именно будет включено в договор.

Стороны переговоров обладают полной свободой в выборе вопросов, которые будут урегулированы коллективным договором. Во избежание споров и упрощения процес­са составления договора лучше всего вос­пользоваться нормами трудового законода­тельства. Так, Минтруд России 6 ноября 2003 года утвердил макет коллективного договора, который можно использовать в качества шаблона. А статья 41 Трудового кодекса содержит основные вопросы, на которые следует обратить внимание при заключении договора. Во-первых, раздел «Формы, системы и размеры оплаты труда». Опираясь на положение статьи 135 Трудо­вого кодекса, стороны могут предусмотреть элементы, из которых складывается зара­ботная плата; систему премирования; до­платы и надбавки; компенсационные вы­платы и т. д.

Во-вторых, раздел «Выплата пособий, компенсаций». Чаще всего предусматрива­ет выплату пособий помимо тех, которые установлены законодательством. Например, выплата «отступных» при увольнении по соглашению сторон.

Стороны переговоров обладают полной свободой в выборе вопросов, которые будут урегулированы коллек­тивным договором.

В-третьих, раздел «Механизм регулиро­вания оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показате­лей, определенных коллективным догово­ром». Закрепляется обязанность работо­дателя индексировать зарплату. Стороны устанавливают следующее:

  • на основании каких данных (об инфля­ции, о росте цен по стране либо по регио­ну) будет происходить индексация;
  • какие выплаты индексируются, а какие нет (оклад, премии, доплаты, надбавки и т. д.);
  • периодичность индексации (месяц, квар­тал, год).

Особое внимание работодателю следует уделить основаниям прекращения индек­сации, так как при их отсутствии он не смо­жет отказаться от исполнения данного обя­зательства.

Также может быть предусмотрено усло­вие о росте оплаты при выполнении работ­ником конкретных показателей труда (на­пример, количество отремонтированных машин).

В-четвертых, раздел «Занятость, пере­обучение, условия высвобождения работ­ников». Сюда могут входить условия о со­вершенствовании системы нормирования труда, о создании новых рабочих мест, о пе­реобучении, если начинают применяться новые технологии и т. д. Также включаются положения, которыми определяются кате­гории работников, которые имеют преиму­щественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации и т. п.

В-пятых, раздел «Рабочее время и время отдыха». Стороны могут договориться о со­кращении продолжительности рабочего времени или предоставлении дополнитель­ного выходного отдельным категориям ра­ботников (например, тем, кто имеет детей). Установить дополнительные оплачиваемые отпуска, корпоративный праздничный не­рабочий день, который будет оплачиваться.

В-шестых, раздел «Улучшение условий и охраны труда работников» может вклю­чать в себя повышенные требования к безо­пасности рабочих помещений, машин, ин­струментов, средствам индивидуальной за­щиты и пр. Также устанавливаются более высокие стандарты по охране труда по срав­нению с государственными.

В-седьмых, раздел «Соблюдение интере­сов работников при приватизации государ­ственного и муниципального имущества». Стороны закрепляют порядок и условия участия сотрудников в приватизации госу­дарственного и муниципального имуще­ства, которое находится во владении рабо­тодателя.

Опираясь на положение статьи 135 Трудового кодекса, стороны могут предусмотреть элементы, из кото­рых складывается заработная плата; систему премирования; доплаты и надбавки; компенсационные выплаты и т. д.

В-восьмых, раздел «Экологическая безо­пасность и охрана здоровья работников на производстве», в котором предусматрива­ются меры, в том числе и профилактиче­ские, направляемые на снижение вредных выбросов производства и уровня негатив­ного воздействия производственных фак­торов на здоровье сотрудника.

В-девятых, раздел «Гарантии и льготы со­трудникам, совмещающим работу с обуче­нием». Например, работодатель берет на себя обязанность по полной или частичной оплате обучения работника.

В-десятых, раздел «Оздоровление и от­дых работников и членов их семей». Ого­варивается возможность направления со­трудников и их ближайших родственни­ков за счет (полностью или частично) работодателя в санатории, оздоровитель­ные лагеря и др., а также оплата абонемен­тов в фитнес-клубах, внеплановых меди­цинских осмотров.

Работодатель в течение семи дней после подписания договора должен направить его на уведомительную регистрацию в орган по труду, который определяется на уровне субъектов Российской Федерации.

В-одиннадцатых, раздел «Частичная или полная оплата питания работников». Пред­ставители работодателя и сотрудников определяются с возможность выдачи тало­нов на питание или выплаты компенсации в определенном размере, также может быть решено заказывать обеды в офис (склад, производственный цех).

В-двенадцатых, раздел «Контроль за вы­полнением коллективного договора, поря­док внесения в него изменений и дополне­ний, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности предста­вителей работников, порядок информиро­вания работников о выполнении условий, содержащихся в договоре». Стороны пропи­сывают условия, в соответствии с которыми будет производиться контроль за исполне­нием договора. Например, устанавливается документальный порядок предоставления информации об исполнении тех или иных положений договора как со стороны рабо­тодателя, так и со стороны сотрудников. Указываются периоды предоставления дан­ной информации (месяц, квартал). Также может быть урегулирован порядок провер­ки представителями сотрудников достовер­ности этой информации.

По общему правилу процедура внесения изменений и дополнений в договор соответ­ствует процедуре его заключения. Однако в договоре можно предусмотреть упрощен­ный порядок, где срок переговоров, напри­мер, сокращается. Стороны не имеют права прописать условие о возможности внесения изменений в одностороннем порядке, они могут быть внесены только по взаимному согласию.

Для деятельности представителей кол­лектива работодатель может взять на себя обязанность по предоставлению дополни­тельных помещений, транспортных средств и т. д.

Далее определяются санкции к организа­ции и сотрудникам при неисполнении поло­жений коллективного договора. Однако ра­ботодатель не имеет права предусматривать какие-либо дополнительные меры дисципли­нарной ответственности, которые не преду­смотрены трудовым законодательством, а также возможность ограничения работ­ника в его трудовых правах. Поэтому чаще всего устанавливается, что сотрудник лиша­ется компенсаций, льгот, надбавок, которые предусмотрены коллективным договором.

В-тринадцатых, раздел «Отказ от заба­стовок», в котором сотрудники обязывают­ся не начинать забастовки, если работода­тель соблюдает все условия коллективного договора.

Также в договор по усмотрению сторон могут быть включены условия об оплате мобильной связи, проезд на общественном транспорте до работы, содействие в улучше­нии жилищных условий, организация ка­ких-либо праздничных мероприятий и т. п.

Работодатель в течение семи дней после подписания договора должен направить его на уведомительную регистрацию в орган по труду, который определяется на уровне субъектов Российской Федерации. Напри­мер, в Санкт-Петербурге коллективные договоры регистрирует Комитет по труду и занятости населения.

Тем не менее договор вступает в силу и обязателен для исполнения не с момента его регистрации, а с даты его подписания (даты, которая определена в условиях до­говора). Таким образом, орган по труду производит только регистрацию и анализ, посредством которого выявляются условия договора, не соответствующие действую­щему трудовому законодательству, что и является его основной задачей. Однако вносить какие-либо изменения в договор или требовать их внесения этот орган не имеет права. Он лишь сообщает о наличии несоответствий, а стороны договора уже сами решают вопрос о том, вносить изме­нения в коллективный договор или при­менять его без учета положений, которые противоречат законодательству.

В законодательстве не существует нор­мы, которая предусматривала бы ответ­ственность работодателя за отсутствие ре­гистрации коллективного договора. Однако проверяющие органы могут расценить не­направление договора на регистрацию как нарушение трудового законодательства и привлечь работодателя к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административ­ных правонарушениях. Это может повлечь наложение штрафа на должностных лиц – от 1000 до 5000 рублей, на юрлиц – от 30 000 до 50 000 рублей, а также может быть применено такое альтернативное на­казание, как приостановление деятельно­сти на срок до 90 суток.

Период действия

Максимальный срок, на который заключа­ется договор, равен трем годам. При этом он может продлеваться (например, путем заключения дополнительного соглашения) неограниченное количество раз, но срок продления также не должен превышать трех лет.

Договор продолжает действовать даже при изменении наименования организа­ции, реорганизации в форме преобразова­ния и расторжении трудового договора с руководителем организации. При ликви­дации он действует до ее завершения.

Однако в следующих ситуациях все об­стоит иначе:

  • при смене формы собственности органи­зации договор будет действовать только три месяца с момента перехода прав соб­ственности;
  • договор будет действовать только до кон­ца реорганизации (слияние, присоедине­ние, разделение, выделение).

В данных случаях после завершения действия договора любая из сторон имеет право направить другой стороне пред­ложения о заключении нового коллек­тивного договора или продлении действия старого.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Статья 40. Коллективный договор

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 43. Действие коллективного договора

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 46. Содержание и структура соглашения

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Соглашение подписывается представителями сторон.

Статья 48. Действие соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Статья 49. Изменение и дополнение соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 57. Содержание трудового договора

Статья 57. Содержание трудового договора

1. В ч. 1 комментируемой статьи перечисляются сведения о работнике и работодателе, которые должны быть указаны в каждом трудовом договоре.

Трудовой договор содержит следующие сведения о работнике: фамилия, имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность, а также сведения о самих документах, удостоверяющих личность работника (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дату его выдачи). В трудовом договоре указывается почтовый адрес, по которому зарегистрирован работник, а также почтовый адрес его фактического проживания, если эти адреса не совпадают.

Сведения о работодателе включают полное его наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, место нахождения и почтовый адрес организации.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ).

Почтовый адрес организации — это ее фактическое территориальное расположение, включающее почтовый индекс, название города, поселка, наименование улицы и номер дома (строения).

Сведения о работодателе (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), включают идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Он присваивается налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178*(1).

Наконец, сведения о работодателе — юридическом лице должны включать информацию о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор (фамилия, имя, отчество руководителя организации (директора, генерального директора) или другого лица, уполномоченного представлять работодателя в трудовых отношениях), и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (учредительные документы юридического лица (организации), локальный нормативный акт, должностная инструкция, доверенность и др.).

Когда работодателем выступает физическое лицо, в трудовом договоре необходимо указать его фамилию, полное имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, сведения о самих этих документах (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дата его выдачи), а также домашний (почтовый) адрес.

Итак, в трудовой договор включаются в обязательном порядке все предусмотренные ч. 1 ст. 57 сведения о работнике и работодателе. Вместе с тем согласно ч. 3 комментируемой статьи отсутствие в трудовом договоре того или иного сведения из числа подлежащих включению в трудовой договор, само по себе не является основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих сведений, то он должен быть соответствующим образом дополнен. Недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора работодателем.

В трудовом договоре должны быть указаны также место и дата его заключения.

2. Часть 2 комментируемой статьи посвящена условиям, обязательным для включения в трудовой договор. Перечислим эти условия:

1) место работы, т.е. конкретная организация — юридическое лицо, имеющее свое наименование. Если работник принимается на работу в филиал или представительство юридического лица или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, в трудовом договоре в качестве обязательного его условия наряду с полным наименованием юридического лица указываются и собственное наименование филиала или представительства (иного обособленного структурного подразделения), а также его почтовый адрес (название населенного пункта, наименование улицы, номер строения);

2) трудовая функция работника, под которой понимаются:

а) работа по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием;

б) работа по определенной профессии или специальности с указанием квалификации;

в) конкретный вид работы.

Закон не раскрывает понятия «конкретный вид работы». Очевидно, в данном случае речь идет о работе, которая не вписывается (не укладывается) в содержание работы по той или иной конкретной должности, профессии или специальности. В связи с этим конкретный вид работы, поручаемый работнику, может составлять содержание трудовой функции как наряду с работой по той или иной должности, профессии или специальности, так и сам по себе.

Должность — это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в той или иной организации. Закон обязывает наименование должности указывать в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием организации.

Под штатным расписанием понимается организационно-распорядительный документ, в котором закрепляется должностной и численный состав организации, а также указывается фонд заработной платы. Оно составляется по установленной Госкомстатом России форме и включает перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается главным бухгалтером организации, визируется руководителями структурных подразделений и утверждается приказом руководителя организации. Штатное расписание является документом долговременного действия. Однако при необходимости в него могут быть внесены изменения, дополнения или другие коррективы.

Профессия — это род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, навыков, полученных путем образования.

Специальность — вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки (например, менеджер по персоналу, врач-хирург, слесарь-инструментальщик); определенная область труда, знания.

Квалификация — уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемые разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями. Показателем, определяющим уровень квалификации работника, служит квалификационный разряд. Он устанавливается с учетом сложности, ответственности и условий работы на основании тарифно-квалификационного справочника.

Если выполнение работы по обусловленной должности, профессии и специальности связано в соответствии с федеральными законами с предоставлением работникам компенсаций и льгот или установлением ограничений, то наименование этой должности, профессии или специальности и квалификационные требования к ним должны указываться в трудовом договоре с работником в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»*(2) организация разработки указанных справочников поручена Минтруду России (в настоящее время — Минздравсоцразвития России) и федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. В соответствии с п. 1 названного постановления Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников.

До утверждения новых действуют: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37*(3), Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Отдельные выпуски ЕТКС в разное время утверждались постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС. Общие положения ЕТКС утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30*(4).

Перечень действующих на территории РФ выпусков ЕТКС утвержден постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а*(5). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден постановлением Минтруда России от 29 января 2004 г. N 5*(6). Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(7);

3) дата начала работы, т.е. число, месяц и год, с которого работник обязан приступить к выполнению трудовых обязанностей. Дата начала работы может совпадать с днем заключения трудового договора или стороны могут договориться о том, что работник приступит к работе позже. В любом случае в трудовом договоре указывается точная дата начала работы (см. также комментарий к ст. 61). Если заключается срочный трудовой договор, то в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом (см. комментарий к ст. 59);

4) оплата труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Они определяются в соответствии с профессией, должностью, квалификационным разрядом и квалификационной категорией работника (см. ст. 132, 135 ТК). Размер тарифной ставки или должностного оклада должен быть указан непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику (например, за высокую квалификацию, продолжительный стаж работы по специальности, отклонения от нормальных условий труда), то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему нормативному правовому акту или коллективному договору, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть под роспись ознакомлен с содержанием этих нормативных правовых актов и коллективным договором;

5) режим рабочего времени и времени отдыха. Это условие является обязательным, если режим по данному трудовому договору работника не совпадает с общим режимом труда и отдыха, действующим у работодателя. То есть имеется в виду, например, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, работа только в одну смену при многосменном режиме работы организации, разделение рабочего дня на части, установление гибкого режима работы, предоставление дополнительного перерыва в течение рабочего дня или свободного от работы дня в течение недели, предоставление дополнительного отпуска помимо тех, которые предусмотрены законодательством или иными нормативными правовыми актами, коллективным договором (соглашением);

6) компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристики условий труда на рабочем месте, если человек принимается на работу подобного рода;

7) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.).

В соответствии со ст. 168.1 ТК размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются не только коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, но и (в соответствующих случаях) трудовым договором;

8) условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК и иными федеральными законами.

Перечень условий трудового договора, предусмотренный ч. 2 ст. 57, не является исчерпывающим. Законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в качестве обязательных условий трудового договора могут быть предусмотрены и другие условия.

Важно знать, что отсутствие в трудовом договоре какого-либо из обязательных условий не является основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным. Согласно ч. 3 ст. 57, если при заключении трудового договора в него не вошли те или иные обязательные условия, он должен быть дополнен недостающими условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. И приложение к договору, и отдельное соглашение сторон являются неотъемлемой частью трудового договора и обладают равной с ним юридической силой.

3. Стороны вправе включать в трудовой договор и дополнительные условия.

Часть 4 комментируемой статьи, предусматривая такую возможность, не устанавливает исчерпывающего перечня дополнительных условий трудового договора, а указывает лишь на некоторые из них. Вместе с тем она закрепляет общее правило, в соответствии с которым дополнительные условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.

Стороны могут включать в трудовой договор следующие дополнительные условия:

1) об уточнении места работы (например, о конкретном структурном подразделении организации и месте его нахождения) или о конкретном рабочем месте (например, о конкретном механизме, агрегате). При этом под структурными подразделениями в данном случае следует понимать отделы, цеха, участки и т.д.;

2) об испытании с указанием конкретного срока испытания (см. комментарий к ст. 70);

3) о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).

При включении в трудовой договор такого условия необходимо учитывать следующее. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»*(8). В развитие названного Закона Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне*(9).

Трудовой договор с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, заключается только после оформления такого допуска.

Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне»;

в) письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;

д) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Принятие гражданами, с которыми заключается трудовой договор, обязательств по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, отражаются в трудовом договоре (см. п. 6, 7, 10 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63*(10)).

Служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (см. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»*(11)).

Понятие коммерческой тайны и правовые средства ее защиты предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»*(12). Согласно этому акту коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О коммерческой тайне» право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений названного Федерального закона. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет руководитель этой организации. Однако при определении такого перечня он обязан учитывать положения законов или иных нормативных правовых актов, предусматривающих сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

К сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» относит сведения:

а) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

б) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

в) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

г) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

д) о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и наличии свободных рабочих мест;

е) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

ж) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

з) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

и) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

к) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

л) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»*(13) не могут составлять коммерческую тайну сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев.

Не могут быть предметом коммерческой тайны сведения о размерах и структуре доходов некоммерческой организации, составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(14)).

Помимо информации, относящейся к государственной, служебной или коммерческой тайне, существует иная охраняемая законом тайна. К ней относятся сведения:

— о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»*(15) и другими нормативными правовыми актами РФ;

— связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»).

Необходимо помнить, что условие о неразглашении государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре только с таким работником, которому сведения, составляющие подобную тайну, станут известными в связи с исполнением им своей трудовой функции. Поэтому в трудовом договоре (или в приложении к нему) должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному работнику;

4) об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока.

Данное условие может быть включено в трудовой договор только в том случае, если этот же договор, приложение к нему или отдельный специальный договор обязывает работодателя оплатить обучение работника. При этом не имеет значения, где будет проходить обучение — в специальном учебном заведении, в другой организации или непосредственно в той, с которой заключен трудовой договор;

5) о дополнительном страховании работника и улучшении социально-бытовых условий его самого и членов его семьи. Такими условиями, в частности, могут быть: добровольное медицинское или пенсионное страхование, предоставление квартиры, дачи, обеспечение путевками в дома отдыха и санатории и др.;

6) об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Включая в трудовой договор такого рода условие, стороны должны учитывать общее правило, сформулированное в ч. 2 ст. 9 ТК: «Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению».

4. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в содержание трудового договора могут быть включены те права и обязанности работника и работодателя, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Очевидно, в данном случае речь идет о правах и обязанностях, которые являются для сторон наиболее принципиальными и важными. Переписывать в трудовой договор все обязательства сторон, предусмотренные названными нормативными актами, вряд ли есть смысл. Это сделает его текст излишне объемным и трудно воспринимаемым. Тем более, что невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.