Увольнение по статье 75 тк рф

ст 75 ТК РФ с комментариями юриста

В Трудовом кодексе впервые появилась специальная статья, посвященная трудовым отношениям при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации (ст. 75). Она прежде всего предусматривает, что при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (см. также п. 4 ст. 81 ТК).

Появление в Кодексе такого правила объясняется тем, что в условиях перехода к многоукладной экономике новый собственник должен иметь право решить вопрос о смене руководящих работников организации, которые обладают особым правовым статусом в связи с характером их труда (см. гл. 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).

О гарантиях руководящим работникам организации при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника см. ст. 181 ТК.

Возможность расторжения трудового договора с названными руководящими работниками (_ 1) — исключение из общего правила. По общему правилу, смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ранее такое правило содержалось в ст. 29 КЗоТ).

Однако ст. 75 ТК в отличие от КЗоТ предусматривает, что в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается не по собственному желанию работника, а из-за его отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации (п. 6 ст. 77 ТК).

Что же касается сокращения численности или штата работников, то при смене собственника имущества организации оно допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

С согласия работника трудовые отношения продолжаются и при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

При отказе работника от продолжения работы в указанных случаях трудовой договор прекращается так же, как при смене собственника имущества организации (п. 6 ст. 77 ТК).

При реорганизации организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только при сокращении численности или штата работников и по другим основаниям, предусмотренным законодательством о труде (см. ст. 81 ТК).

Реорганизация юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом (ст. 57-59) и иными актами, принятыми на его основе.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В указанных случаях передача прав и обязанностей производится в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности ликвидированного или реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обстоятельствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе работников), включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед кредиторами (в том числе работниками).

При реорганизации предприятия его функции сохраняются (см.: Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации — БВС РФ. 1993. N 10).

При рассмотрении споров, связанных с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, необходимо учитывать порядок ее проведения, а также требования о приведении учредительных документов общества в соответствие с законодательством (ст. 51-56 Федерального закона от 14 января 1998 г. (8 февраля 1998 г.) N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями и дополнениями — СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785). При этом нужно иметь в виду, в частности, следующее:

а) при слиянии обществ договор об их слиянии, утвержденный общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации, подписывается всеми участниками создаваемого в результате слияния общества и является наряду с уставом его учредительным документом. Данный договор должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом к сделкам и Законом — к учредительному договору;

б) при присоединении одного или нескольких обществ к другому общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации, принимает решение об утверждении договора о присоединении (не являющегося учредительным документом), а общее собрание участников присоединяемого общества принимает также решение об утверждении передаточного акта. Совместное собрание участников обществ, участвующих в реорганизации, вносит изменения в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, связанные с изменением состава участников общества, размером долей его участников и др.;

в) при разделении общества наряду с решением о проведении такой реорганизации общим собранием участников общества принимается решение об утверждении разделительного баланса. Участники каждого общества, образованного в результате разделения, подписывают учредительный договор и утверждают устав общества;

г) в случае выделения общества общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о такой реорганизации, определяет условия создания нового общества, утверждает разделительный баланс и вносит изменения в учредительные документы в связи с изменением состава участников общества, размеров их долей в уставном капитале и др.

Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор и утверждают устав созданного в результате выделения общества;

д) при преобразовании общества в акционерное общество, производственный кооператив или общество с дополнительной ответственностью оно должно руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса и нормами федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О производственных кооперативах».

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при условии представления (наряду с новыми или измененными учредительными документами обществ) доказательств уведомления кредиторов о проводимой реорганизации в порядке, установленном Законом (см. п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» — Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. С. 402-403).

В соответствии с п. 1 ст. 68 ГК хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ), закрытых в открытые и открытых в закрытые.

Однако изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (см. п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» — Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. С. 346). В связи с этим при преобразовании акционерного общества нет оснований говорить о ликвидации работодателя — юридического лица.

Указом Президента РФ (п. 3) от 2 апреля 1992 г. N 322 (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 825) предусмотрено, что с момента подачи заявки на приватизацию предприятия, подразделения и до момента возникновения права собственности у покупателя (либо до первого собрания акционеров) администрации предприятия запрещается осуществлять реорганизацию, ликвидацию, изменять структуру, штатное расписание и увольнять работников предприятия (кроме увольнения по собственному желанию).

Уведомление работников предприятия-банкрота о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде осуществляет конкурсный управляющий (см. п. 3 ст. 101 Федерального закона от 10 декабря 1997 г. (8 января 1998 г.) N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222).

Для защиты трудовых прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя законодательство предусматривает, что в первую очередь погашается задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту) и выплате авторских вознаграждений (см. ст. 94, 106 того же Закона).

При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия (ч. 2 ст. 96 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ; см. также: БВС РФ. 2000. N 11. С. 6).

Смена собственника государственного и муниципального имущества может быть в результате приватизации этого имущества, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2001 г. (21 декабря 2001 г.) N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251).

Согласно ст. 1 этого Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возможное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Он содержит перечень федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации (ст. 7 того же Закона).

Со дня утверждения указанного плана и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия (ст. 14 того же Закона).

При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат сведения о перечне основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется этим обществом, и численности его работников (ст. 15 того же Закона).

Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до их приватизации.

По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации вновь созданного ОАО его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган ОАО могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством о труде (ст. 17 того же Закона).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1997 г. (21 июля 1997 г.) N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями — СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595).

О государственной регистрации перехода права собственности при смене собственника имущества организации см. ст. 131 ГК и Федеральный закон от 17 июня 1997 г. (21 июля 1997 г.) N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с изменениями и дополнениями — СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

СТ 75 ТК РФ.

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 75 Трудового кодекса РФ

1. Как следует из ст. 212 ГК, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом права всех собственников защищаются равным образом.

В силу ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, однако могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации этой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Содержание комментируемой статьи затрагивает достаточно узкий круг обстоятельств, позволяющих говорить о переходе права собственности на имущество организации.

Смена собственника имущества организации имеет место в случаях:

а) перехода государственного предприятия из собственности Российской Федерации в собственность ее субъекта, и наоборот;

б) перехода государственного предприятия в муниципальную собственность;

в) перехода муниципального предприятия в собственность государства;

г) приватизации государственного или муниципального предприятия;

д) смены собственника имущества учреждения, если деятельность последнего финансируется собственником (ч. 3 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Не является сменой собственника имущества юридического лица изменение состава его учредителей (участников), если это не влечет изменения формы собственности на имущество (ч. 4 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

2. В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления (ст. 131 ГК РФ).

3. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (за исключением руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера).

Руководитель, его заместители и главный бухгалтер при смене собственника организации могут быть уволены новым собственником не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности. Расторжение трудового договора осуществляется согласно п. 4 ст. 81 ТК; при этом новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (см. ст. 181 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Трудовые отношения со всеми остальными работниками продолжаются и подлежат прекращению лишь в случае, если работник отказывается от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации. В этом случае работник вправе уволиться по собственному желанию (см. статью 80 ТК РФ и комментарий к ней), а при отсутствии соответствующего письменного заявления работника трудовой договор с ним прекращается в силу п. 6 ст. 77 ТК РФ. Сокращение численности или штата работников при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

5. В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица возможна в виде слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования. Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при реорганизации юридического лица всегда возникают одно или несколько новых юридических лиц при возможном прекращении деятельности одного или нескольких действовавших. Поэтому нельзя считать реорганизацией в смысле ст. 57 ГК РФ и комментируемой статьи изменение организационной структуры и структуры управления организации (например, разделение структурных подразделений, их ликвидацию либо создание новых). Также не является реорганизацией юридического лица создание нового корпоративного юридического лица, в том числе дочернего или контролируемого посредством передачи в уставный капитал нового юридического лица определенного имущества.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации, а равно ее реорганизация сами по себе не являются основанием для прекращения трудового правоотношения с работником. Однако для его продолжения закон требует получение согласия работника. Такое согласие может быть получено посредством ознакомления работников под расписку с приказом (распоряжением) руководителя нового юридического лица, в котором должны быть указаны факт реорганизации юридического лица, его реквизиты (наименование), а также вменено в обязанность соответствующих представителей администрации ознакомление работника с данным приказом (распоряжением).

Если в результате реорганизации юридического лица происходит высвобождение работников, расторжение трудовых договоров с ними должно производиться по правилам, установленным для увольнения в связи с сокращением численности или штата (см. ст. 81 ТК РФ и комментарий к ней).

В случае отказа работника от продолжения работы при реорганизации организации он может быть уволен по п. 6 ст. 77 ТК РФ. Не исключается также увольнение работника по собственному желанию (см. ст. 80 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 75 ТК РФ. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

Текущая редакция ст. 75 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 75 ТК РФ

1. Смена собственника имущества организации, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация, изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основаниями изменения трудового договора. Указанные факты влекут за собой не изменение содержания трудового договора, а всего лишь замену стороны трудового правоотношения или изменение правового статуса работодателя.

Между тем комментируемая статья включена в главу 12 ТК РФ, имеющую название «Изменение трудового договора». Впрочем, в той же главе находится ст. 76 ТК РФ, которая предусматривает отстранение от работы работника, в том числе, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Представляется, это объясняется не столько несовершенством законодательной техники, сколько стремлением законодателя сгруппировать все случаи, когда исполнение первоначально заключенного трудового договора не происходит в точном соответствии с ним.

2. В соответствии с п.32 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности, при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, а также при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность, кроме того — при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.

Относительно хозяйственных товариществ и обществ Пленум ВС РФ отмечает: поскольку в соответствии с п.1 ст. 66 и п.3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов их учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники согласно п.3 ст. 48 ГК РФ имеют корпоративные права в отношении таких юридических лиц, то изменение состава участников (акционеров) не является сменой собственника имущества организации.

В этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество.

Следует отметить, что, несмотря на позицию Пленума ВС РФ, суд может достаточно вольно трактовать понятие «смена собственника имущества». Так, в определении Московского областного суда от 16 марта 2006 года по делу N 33-1752 указывается, что под сменой собственника имущества организации необходимо понимать смену собственника организации в целом, как имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, сырье, продукцию, долги, права требования и другие исключительные права, что возможно, например, в результате смены учредителей, продажи предприятия в порядке ст. 559 ГК РФ, приватизации государственных или муниципальных предприятий и т.д.

Что касается изменения подведомственности организации, то в большинстве случаев она применяется в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и, соответственно, им подведомственны (научно-исследовательские институты, поликлиники, образовательные учреждения и др.).

Реорганизация юридического лица-работодателя (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) согласно ст. 57 ГК РФ может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения согласно положениям ст. 17.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» не является его реорганизацией. Действующим законодательством предусмотрены три типа государственных или муниципальных учреждений: казенное учреждение; бюджетное учреждение; автономное учреждение. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном ФЗ «Об автономных учреждениях».

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1505-р, государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Нужно отметить, что ст. 75 ТК РФ связана только с изменением статуса работодателей — организаций, юридических лиц, и не включает в сферу своего действия работодателей — физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица
3. При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

В этой связи КС РФ отметил: введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников. В случае расторжения трудового договора с главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков согласно ст. 181 ТК РФ (см. определение КС РФ от 27 мая 2010 года N 699-О-О).

При этом смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Действительно, в результате смены собственника организации как имущественного комплекса в целом для ее работников не меняются условия труда, они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой организации.

Однако в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст. 77 ТК РФ.

Статья 75 ТК РФ также содержит условие: при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

В свою очередь, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация или изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Однако при отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч.5 комментируемой статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст. 77 ТК РФ.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 года N 24-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав частями пятой и шестой статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации» ч.5 комментируемой статьи носит гарантийный характер. Она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, при реорганизации юридического лица, т.е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п.6 ст. 77 ТК РФ, либо трудовой договор расторгается по инициативе работника. Таким образом, ч.5 комментируемой статьи не может рассматриваться как нарушающая конституционные права.

Другой комментарий к ст. 75 ТК РФ

1. Как следует из ст. 212 ГК, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом права всех собственников защищаются равным образом.

В силу ст. 213 ГК коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, однако могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации этой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Содержание комментируемой статьи затрагивает достаточно узкий круг обстоятельств, позволяющих говорить о переходе права собственности на имущество организации.

Смена собственника имущества организации имеет место в случаях:

а) перехода государственного предприятия из собственности Российской Федерации в собственность ее субъекта, и наоборот;

б) перехода государственного предприятия в муниципальную собственность;

в) перехода муниципального предприятия в собственность государства;

г) приватизации государственного или муниципального предприятия;

д) смены собственника имущества учреждения, если деятельность последнего финансируется собственником (ч. 3 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Не является сменой собственника имущества юридического лица изменение состава его учредителей (участников), если это не влечет изменения формы собственности на имущество (ч. 4 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

2. В соответствии со ст. 223 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления (ст. 131 ГК).

3. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (за исключением руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера).

Руководитель, его заместители и главный бухгалтер при смене собственника организации могут быть уволены новым собственником не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности. Расторжение трудового договора осуществляется согласно п. 4 ст. 81 ТК; при этом новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (см. ст. 181 ТК и комментарий к ней).

4. Трудовые отношения со всеми остальными работниками продолжаются и подлежат прекращению лишь в случае, если работник отказывается от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации. В этом случае работник вправе уволиться по собственному желанию (см. ст. 80 ТК и комментарий к ней), а при отсутствии соответствующего письменного заявления работника трудовой договор с ним прекращается в силу п. 6 ст. 77 ТК. Сокращение численности или штата работников при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

5. В соответствии со ст. 57 ГК реорганизация юридического лица возможна в виде слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования. Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при реорганизации юридического лица всегда возникают одно или несколько новых юридических лиц при возможном прекращении деятельности одного или нескольких действовавших. Поэтому нельзя считать реорганизацией в смысле ст. 57 ГК и комментируемой статьи изменение организационной структуры и структуры управления организации (например, разделение структурных подразделений, их ликвидацию либо создание новых). Также не является реорганизацией юридического лица создание нового корпоративного юридического лица, в том числе дочернего или контролируемого посредством передачи в уставный капитал нового юридического лица определенного имущества.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации, а равно ее реорганизация сами по себе не являются основанием для прекращения трудового правоотношения с работником. Однако для его продолжения закон требует получение согласия работника. Такое согласие может быть получено посредством ознакомления работников под расписку с приказом (распоряжением) руководителя нового юридического лица, в котором должны быть указаны факт реорганизации юридического лица, его реквизиты (наименование), а также вменено в обязанность соответствующих представителей администрации ознакомление работника с данным приказом (распоряжением).

Если в результате реорганизации юридического лица происходит высвобождение работников, расторжение трудовых договоров с ними должно производиться по правилам, установленным для увольнения в связи с сокращением численности или штата (см. ст. 81 ТК и комментарий к ней).

В случае отказа работника от продолжения работы при реорганизации организации он может быть уволен по п. 6 ст. 77 ТК. Не исключается также увольнение работника по собственному желанию (см. ст. 80 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 75 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 75 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.