Усыновление сироты в украине

В Интернете открыли полную базу украинских сирот, нуждающихся в семьях

Вскоре на специальном сайте можно будет познакомиться со всеми детьми Украины, которые ждут новых родителей. Это около 30 тысяч детей.

К концу 2010 года в Интернете будет полная база данных о всех детей Украины, которые нуждаются в семьях. Информация на сайте дозированная, однако там достаточно фото и видео, чтобы с первых секунд почувствовать, что это не просто мальчик или девочка — а сын или дочка.

Такая открытость относительно сирот в Украине с 2008 года. Тогда малышей перестали хоронить в приютах, а с личных дел сняли гриф секретности. Это сделали, чтобы потенциальные родители не ходили в детдом на смотрины, как в магазин за необходимуй вещью.

Влюбиться в будущую дочку или сына нужно сначала виртуально, набрав в Интернете адрес — www.sirotstvy.net

Вскоре на этом сайте можно будет познакомиться со всеми детьми Украины, которые нуждаются в родителях. Это около 30 тысч детей. Потенциальных пап и мам значительно меньше — сейчас в очереди за детьми — около 2 тысяч семей.

Украинский усыновитель ориентирован на здоровую и счастливую девочку до 3 лет, желательно со светлыми волосами и голубыми глазами. Таких детей на всех не хватит: из 30 тысяч ребятишек только 7% малыши, рассказала руководитель проекта Sirotstvy.net Дарья Касьян.

Было множество случаев, когда перебирая анкеты в поисках малыша — родители останавливались на сиротах и 6, и 10 лет. Результатом такой публичности в вопросе усыновления уже стало то, что национальное усыновление превысило международное.

Информация о сиротах подается на украинском и русском языках и предназначена для отечественных пап и мам.

Усыновление украинских детей иностранцами

В Украине более 25 тысяч детей проживают в детских домах. Естественно, все они мечтают попасть в семью и обрести родителей. Такую возможность им могут подарить не только граждане Украины, но и резиденты других стран. К счастью, Украина лояльно относится к усыновлению сирот иностранцами. Конечно, это не легкая процедура, и, с большой долей вероятности, она потребует много времени, усилий и, что логично, материальных средств. И, если граждане другой страны решились усыновить сироту из Украины, они должны пройти определенные процедуры по сбору документов для подачи на рассмотрение.

Важным является тот факт, что усыновить ребенка из Украины может только пара, состоящая в браке. Помимо этого, пара должна быть разнополой, так как усыновление детей однополыми парами в Украине запрещено. Международное усыновление, согласно украинскому законодательству, возможно только в том случае, если нет возможности устроить ребенка в украинскую семью, а также, если ребенок старше пяти лет. Конечно, здесь есть исключения: если у ребенка есть серьезный медицинский диагноз, если иностранцы являются родственниками ребенка или если пара готова усыновить также братьев и сестер ребенка, ведь по законодательству Украины нежелательно разлучать кровных братьев и сестер и определять их в разные семьи. Это возможно, только если один из детей серьезно болен.

Также необходимо отметить, что с 2012 года преимущество стать приемными иностранными родителями есть у граждан стран, заключивших международные договора с Украиной об усыновлении детей сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Дело об усыновлении ребенка рассматривается в суде. Суд может принять как положительное, так и отрицательное решение об усыновлении. Не в последнюю очередь положительное решение зависит от материального благосостояния заявителей, которое, кстати, должно быть подтверждено документально справкой с места работы, документами о владении недвижимостью, также можно добавить к ним и выписку из счета в банке. Не менее важную роль играет и профессионализм юриста, представляющего интересы потенциальных усыновителей. Более того, в большинстве случаев выбор юриста для ведения этого дела является одним из ключевых факторов успеха в суде.

Помимо этого важным является предоставление потенциальным усыновителями полного пакета требуемых документов. В него входят, помимо заявления об усыновлении и документов, подтверждающих материальное положение потенциальных усыновителей, также следующие документы:

— разрешение уполномоченного органа исполнительной власти, заключение компетентного органа соответствующего государства об условиях жизни и возможности быть усыновителем;

— разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства;

— обязательство усыновителя, о предоставлении представителям дипломатического учреждения за рубежом информации об усыновленном ребенке и возможности общения с ребенком (заверенное нотариально);

— документы о браке потенциальных усыновителей, заверенные апостилем или заверенные через консульскую службу;

— документы о состоянии здоровья потенциальных усыновителей;

— документы об отсутствии судимостей у потенциальных усыновителей.

Сама процедура длительна, занимает минимум полтора месяца времени (в лучшем случае), а в среднем до года, требует серьезных усилий, но при сотрудничестве с компетентным юристом, который поможет разобраться в дебрях украинского законодательства и проведет через процедуру оформления документов и подачу их в суд, результат, с большой долей вероятности, будет успешен. Ведь самому иностранцу, особенно, если он не владеет украинским языком, придется приложить значительное количество усилий, чтобы перевести документы и разобраться в украинских законах. В большинстве случае потенциальным усыновителям будет более целесообразным положиться на местных украинских юристов, кто работает в данной отрасли права и сделает основную часть работы.

Международное усыновление

Согласно законодательству Украины, ребенок, который является гражданином Украины, может быть усыновлен иностранцем, если:

  1. ребенок находится не менее 1 года на учете в центральном органе исполнительной власти, к полномочиям которого относятся вопросы усыновления и защиты прав детей (Министерство социальной политики);
  2. ребенок достиг возраста пяти лет. Эти условия могут не соблюдаться при условиях:
  3. усыновитель является родственником ребенка;
  4. ребенок страдает болезнью, которая внесена в специальный перечень болезней, утвержденный Министерством здравоохранения Украины (приказ Министерства Здравоохранения Украины от 27.12.2011 № 973);
  5. осуществляется усыновление всех родных братьев и сестер в одну семью, если один из них достиг пяти лет и находится на учете в центральном органе исполнительной власти, к полномочиям которого относятся вопросы усыновления и защиты прав детей, не менее одного года ;
  6. иностранцы выразили желание усыновить ребенка, являющегося братом или сестрой ранее усыновленного ими ребенка.

Граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы, желающие усыновить ребенка, проживающего в Украине, обращаются только в Министерство социальной политики Украины.
График приема документов: понедельник, вторник, среда, четверг с 14:00 до 16:00.
Адрес: 01601, г. Киев, ул. Экспланадная 8/10, тел. +380 (44) 289-5361, +380 (44) 289-5539, depdeti@ukr.net

Пакет документов для Минсоцполитики подается в папке, а в случае подачи доверенным лицом — добавляется еще и копия паспорта доверенного лица и копия доверенности:

  1. заявление о постановке на учет кандидатов в усыновители, заверенное нотариально;
  2. справка с места работы о заработной плате за последние шесть месяцев или копия декларации о доходах за предыдущий календарный год, заверенная органом, выдавшим ее или нотариально;
  3. заверенная нотариально копия документа о браке, зарегистрированном в компетентных органах страны (в двух экземплярах);
  4. заключение о состоянии здоровья каждого заявителя по форме согласно приложению № 3 «Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей» утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №905 от 08.10.2008;
  5. нотариально удостоверенное письменное согласие другого супруга на усыновление с указанием причины усыновления только одним из супругов (в случае усыновления ребенка одним из супругов), если иное не предусмотрено законодательством;
  6. справка о проверке на территории страны проживания фактов наличия или отсутствия судимости для каждого заявителя, выданная компетентным органом страны проживания;
  7. заключение, выданное компетентным органом страны проживания, подтверждающий возможность заявителей быть усыновителями в трех экземплярах. В заключении указывается адрес, жилищно-бытовые условия (количество спальных комнат, наличие условий для проживания ребенка), биографические данные, состав семьи (количество человек, проживающих вместе с заявителем, степень родства, наличие собственных детей), отношение заявителей к усыновлению, прохождения подготовки по вопросам принятия и воспитания усыновленного ребенка, предварительное ознакомление с требованиями по усыновлению ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, в Украине, информация о ранее усыновленных детей, их состояние здоровья, развитие, воспитание, условия проживания, пребывания в семье после усыновления ребенка под социальным сопровождением.

Заключение должно содержать рекомендации по количеству, возрасту и состояния здоровья детей, которых могут усыновить заявители. Рекомендации по состоянию здоровья указываются в случае, когда заявителям рекомендовано усыновления ребенка с инвалидностью, страдающей болезнью, внесенную утвержденному МОЗ перечня заболеваний, дающих право на усыновление ребенка без соблюдения сроков его пребывания на учете в Минсоцполитики, а также детей в возрасте до пяти лет. В заключении, также указывается информация о наличии (отсутствии) решений суда о признании заявителей недееспособными, лишения их родительских прав, отмена усыновления или признания его недействительным, отобрания у них детей, а также о фактах отказа заявителей от воспитания собственных или ранее усыновленных детей.

Если заключение выдано негосударственным органом, к нему прилагается копия лицензии (до каждого экземпляра заключения) на осуществление этим органом деятельности, связанной с усыновлением, заверенный нотариально документ, содержащий информацию об аккредитации агентства по вопросам усыновления детей на территории иностранного государства (при наличии), заверенная нотариально копия документа, подтверждающего факт заключения договора между усыновителями и соответствующим агентством по вопросам усыновления детей на территории иностранного государства (при наличии), с отметкой об информации по обеспечению агентством и усыновителями своевременного отчетности, информирование консульства или дипломатического представительства Украины о любых чрезвычайных случаях, в том числе изменение места жительства ребенка, возникновения возможности отмены усыновления или передачи на воспитание усыновленного ребенка другим иностранцам, учреждениям для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, отнятие в усыновителей ребенка, нарушение прав и законных интересов ребенка, несчастные случаи, смерть ребенка прочее.

Иностранцам, которые постоянно проживают на территории Украины, что подтверждается видом на жительство в Украине, выданной территориальными органами или подразделениями ДМС, заключение готовит служба по делам детей по месту их проживания.

  • разрешение компетентного органа страны проживания заявителей на въезд и постоянное проживание усыновленного ребенка, кроме граждан Украины, проживающих за пределами Украины, и иностранцев, проживающих на территории страны, с которой Украина имеет безвизовый режим;
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в четырех экземплярах;
  • нотариально заверенная копия документа, подтверждающего право собственности или пользования жилым помещением, с указанием его общей и жилой площади и количества спальных комнат.
  • засвидетельствованное нотариально письменное согласие заявителя, который является иностранцем, на получение информации о нем в Генеральном секретариате Интерпола и правоохранительных органах государства, гражданином которого является этот иностранец, и государства, на территории которого он проживает, на срок до достижения усыновленным ребенком восемнадцати лет (в двух экземплярах);
  • выданный компетентным органом страны проживания заявителя по установленной форме документ или, в случае его отсутствия, засвидетельствованное нотариально письменное согласие заявителя на получение и обработку персональных данных о нем и усыновленного ребенка во всех компетентных органах страны проживания на срок до достижения усыновленным ребенком восемнадцати лет (в трех экземплярах);
  • информация компетентного органа страны проживания заявителя и информация консульского учреждения или дипломатического представительства Украины о своевременности (несвоевременности) представление отчетов и наличие (отсутствие) фактов ненадлежащего исполнения обязанностей усыновителем, который является иностранцем или гражданином Украины, постоянно проживает за пределами Украины в случае повторного усыновления на территории Украины;
  • обязательства заявителя нотариально удостоверенное (в двух экземплярах). В обязательстве должна указываться адрес проживания заявителя (при наличии нескольких мест проживания указывается адрес каждого из них), паспортные данные, номер телефона и электронный адрес. Этот документ должен быть адресован Минсоцполитики и консульском учреждении или дипломатическом представительству Украины по обязательствам:
    1. поставить ребенка на учет в соответствующем консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины (с указанием наименования учреждения, представительства, его адреса) в течение месяца после въезда в страну проживания;
    2. обеспечить право усыновленного ребенка хранить гражданство Украины до достижения им 18 лет;
    3. подавать в консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины не менее одного раза в год в течение первых трех лет после усыновления и в дальнейшем один раз в три года до достижения ребенком восемнадцати лет отчет об условиях проживания и здоровья усыновленного ребенка по форме согласно приложению 5 «Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей» утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №905 от 08.10.2008;
    4. предоставлять возможность представителю консульского учреждения или дипломатического представительства Украины общаться с ребенком;
    5. сообщать в консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины об изменении места проживания усыновленного ребенка;
    6. в течение 20 рабочих дней сообщать в консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины о передаче на воспитание усыновленного ребенка другим иностранцам, учреждениям для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также отобрании ребенка правоохранительными органами и органами социальной опеки;
    7. немедленно, но не позднее чем через три дня, сообщать в консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины о случаях нарушения прав и законных интересов усыновленного ребенка, а также о несчастных случаях с усыновленным ребенком и его смерть.
  • В случае усыновления ребенка одним из супругов документы, предусмотренные пунктами 4, 9, 6, 11 и 12 подаются каждым из супругов.

    нотариально заверенные заявления о размере заработной платы или иных доходов заявителей, наличие в них имущества или права пользования имуществом, другие заявления не заменяют документов, указанных выше.

    Документы принимаются Минсоцполитики в случае наличия всех вышеуказанных документов.

    Документы, предусмотренные пунктами 1, 2, 4-7, 11-14, подаются в оригиналах. В случае, если оригинал документа хранится органом, который его выдал (о чем должно быть указано в самом документе), подается его копия, нотариально заверенная.

    Документы, предусмотренные выше, оформляются в стране проживания заявителей. Иностранцы, постоянно проживающие на территории Украины, что подтверждается видом на жительство в Украине, выданной территориальными органами или подразделениями ДМС, оформляют документы на территории Украины. Иностранцы, временно проживающие на территории Украины, оформляют документы в стране постоянного проживания.

    Каждый вышеупомянутый документ (кроме копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность), а также любое заявление, обращение граждан Украины, проживающих за пределами Украины, и иностранцев по вопросам, касающихся усыновления, подлежат легализации в соответствующей заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, и подаются в Минсоцполитики вместе с их переводом на украинский язык, что удостоверяется в установленном порядке.

    Заявления и обращения иностранцев, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, составляются на украинском языке и удостоверяются нотариусом. Заявления, оформленные с нарушением требований описанных выше, рассмотрению не подлежат. Срок действия вышеупомянутых документов, кроме документов, указанных в пунктах 12 и 13 «Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей» утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №905 от 08.10.2008, составляет один год с даты их выдачи, если иное не предусмотрено законодательством страны (о чем говорится в документе), в которой они выданы.

    На день подачи документов Минсоцполитики срок их дальнейшей действия должен составлять не менее шести месяцев. В случае, если срок действия документов по законодательству страны, их выдала, составляет менее шести месяцев на день подачи в Минсоцполитики они должны быть действительными.

    Усыновление сироты в украине

    В октябре прошлого года на сайте Донецкой и Мариупольской Епархии УПЦ была размещена статья, часть которой хочется привести здесь: там очень много интересных ссылок, которые хочется иметь под рукой, кроме того, статья важна ещё и в связи с тем, что речь пойдет о старых знакомых – Альянсе «Россия без сирот» .

    Примечательная статья на американском сайте о детях-сиротах на Украине (июнь 2014):

    Здесь с «наивной откровенностью» рассказано о том, как украинские «церкви» и НГО поспешили перед президентскими выборами Порошенко организовать перемещение части детей-сирот с Юго-Востока Украины в Киев и западные области, чтобы — «спасти от русской системы, запрещающей усыновлять детей американцами» (!). Под «церквями» по контексту статьи подразумеваются евангелические секты. В статье также сетуют по поводу того, что «дети-сироты в Крыму теперь недоступны для усыновления в США». В этих сетованиях участвует председатель альянса «Украина без сирот» — организации, созданной под эгидой евангеликов при активном участии неопятидесятников (аналог альянса «Россия без сирот»).

    В статье приводятся также высказывания агента одной из организаций, вовлеченных в международное усыновление. Он жалуется, что руководители Донбасса (которых он называет «сепаратистами») считают этих детей русскими и возражают против их вывоза на Украину подобными НКО и религиозными организациями. Обращает также на себя внимание характерное замечание по поводу того, что «дело осложняется» следующим обстоятельством:

    «Из 40000 детей-сирот, находящихся в восточном Донбассе – только 8000 являются сиротами с юридической точки зрения. У остальных есть родители, которые не имеют возможности их обеспечивать, но тем не менее не лишены родительских прав».

    То есть, фактически, речь идет о детях, живущих в интернате.

    Правда, по количеству отправленных в прошлые годы детей в США Украине далеко до былых «достижений» России. Негодуя о принятом в России запрете, энтузиасты международного усыновления в США с грустью вспоминают, каким активным «поставщиком» детей в Америку была наша страна в прошлые годы. Если с Украины в последнее время отправляли на усыновление в США около 400 — 600 детей ежегодно, то в России эти цифры достигали более 1000 — 2000 детей в год. А в 2003 году в США усыновили более 5000 детей из России, что равноценно по численности целому поселку или 5 московским школам.

    Последнее время к проблеме детей-сирот активно подключился украинский олигарх Ринат Ахметов. Как сообщают украинские источники , его фонд способствовал тому, что с Юго-Востока было вывезено 10000 детей, из них много детей из детских домов и интернатов. Вместе с тем на Украине уже несколько лет идут программы по «деинституализации», направленные на замену детских домов на фостерную систему западного типа (аналогичные программам, развернутым в России).

    И в этом процессе «деинституализации» самое активное участие принимают расплодившиеся на Украине евангелические секты, включая неопятидесятников-харизматов. По собственным словам представителей этих кругов, около 80% «семейного устройства» детей-сирот приходится на евангеликов.

    При этом можно найти свидетельства в украинских СМИ о том, что процесс «семейного устройства» часто сопровождается «теневыми» денежными сделками между агентствами, чиновниками социальных служб и т.п. (до 14000 долларов за ребенка), фактически подпадающими под определение торговли детьми. Также сообщается, что нередко семьи набирают большое количество детей для получения денежных пособий (интересы же самих детей при этом отходят на задний план).

    И еще один факт: 30 сентября 2014 года состоялась пресс-конференция , организованная фондом Рината Ахметова, где обсуждался вопрос «спасения детей-сирот из зоны АТО».

    О том, что самым верным путем спасения детей было бы прекращение террора против мирного населения со стороны киевских властей, естественно, не говорилось. Зато обсуждали усилия, предпринимаемые для обнаружения детей и вывоза их из зоны конфликта. И опять звучали сожаления, что «передаче этих детей на усыновление» мешает «отсутствие документации», «трудности в проведении процедур лишения родительских прав» в условиях АТО и т.п.

    Как известно, попытки властей ДНР эвакуировать детей-сирот в Россию, чтобы спасти их от бомбежек АТО, каждый раз сопровождались воплями со стороны киевских властей и подконтрольных СМИ (в том числе западных) о том, что «Россия крадёт детей».

    В процессе вывоза детей-сирот с Донбасса активную роль принимает евангелический пастор Петр Дудник, сам приёмный отец нескольких детей. Причем церковь « Добрая весть» , где он служит, относится к типичным неопятидесятническим организациям ( вот он на сайте альянса «Россия без сирот» — примеч.С.М..).

    А вот подробная информация о детях-сиротах на Украине, размещенная на сайте посольства Украины в Нью-Йорке.

    В частности сообщается, что зарубежные усыновители заинтересованы в получении здоровых маленьких детей, а таковых на Украине дефицит (принятый ранее и ныне действующий закон не позволяет отдавать на международное усыновление здоровых детей младше 5 лет).

    Действительно, вот статистика международных усыновлений в США. С 1999 — по 30 сентября 2013 года усыновлено из разных стран в США около 250 000 детей. Из них около 90000 — это дети до 1 года, и еще около 90 000 — дети в возрасте 1 — 2 года (причем 46 111 детей — усыновлено из России).

    В конце указанного объявления (на сайте посольства Украины в Нью-Йорке) можно видеть вот такую «завлекательную» фразу, напоминающую «прайс-лист»:
    «Сегодня на Украину приглашаются («welcome») потенциальные усыновители, желающие взять:
    – детей с инвалидностью.
    – детей старше 10 лет.
    – несколько братьев и сестер старше 8 лет.»

    Между тем так называемая «деинституализация», а проще говоря – уничтожение системы детских домов (с сопровождающим этот процесс получением материальных выгод для узкой группы заинтересованных лиц) в пользу системы фостерных семей, идёт полным ходом.

    $15000 за малыша: как в Украине зарабатывают на усыновлении

    20 октября весь Киев поставила на уши жуткая история о похищении двухмесячного малыша из детского сада. Найти ребенка, а заодно задержать незадачливых киднепперов, правоохранителям удалось только к обеду следующего дня.

    Похитителями младенца оказалась семейная пара из Вышгорода. Причем девушке-похитительнице всего 20 лет.

    По словам советника МВД Украины Антона Геращенко, «несколько недель назад они потеряли своего новорожденного ребенка и приняли роковое для себя и для другой семьи решение – купить или похитить чужого». При этом чиновник попенял молодой чете, что тем, мол, стоило бы «зачать новую жизнь или усыновить ребенка законным образом».

    Никоим образом не оправдывая действий похитителей, «Вести» все же решили напомнить своим читателям, так ли уж легко в Украине «усыновить ребенка законным образом».

    Как чиновники, врачи и руководители интернатов зарабатывают на сиротах и их усыновлении

    Автор: Алена Медведева

    Марина сидела перед чиновницей как натянутая струна. Ее длинные ногти буквально впивались в руку мужа. Но Владимир стоически терпел боль, не решаясь разжать ее руку в момент, когда решалась судьба их семьи. Наконец, оторвавшись от монитора, чиновница обратила свой взор на Марину:

    − Как я и предполагала, на сегодня детей, соответствующих вашим запросам, система вам предложить не может.

    Марина охнула, но хватку не ослабила, лишь подалась вперед:

    − Вы же обещали уладить наш вопрос.

    Чиновница театрально сняла очки, играя давно отрепетированный спектакль:

    − В принципе, имеется еще один вариант. Есть женщины, которые отказываются от своих детей еще до того, как их родили. Способ надежный, все можно оформить так, что комар носа не подточит. Но там два нюанса: во-первых, перебирать не получится: уж кого родит, того родит. Во-вторых, он влечет за собой большие расходы и потому подходит далеко не каждой паре…

    Чиновница вынула из канцелярской подставки карандаш и листок для записей и, черканув что-то, развернула листик к паре. Марина и Владимир вытянули шеи и увидели: «$15000».

    Жена растерянно посмотрела на мужа. Тот сглотнул.

    − А что вы хотели?! − развела в стороны свои тонкие руки чиновница. − Врачу за риски надо заплатить, персоналу… Опять же, маме этой, кукушке, чтоб молчала. Ну и нюансы с документами уладить. Зато ребеночка получите, как хотели, не просто маленького − новорожденного! Я понимаю, сумма большая. Потому идите, подумайте, как следует. Решитесь − сообщите. Сведу вас с нужным врачом.

    Ловушки мест несвободы

    В детских заведениях Украины, называемых «местами несвободы», то есть, детских домах, домах ребенка и интернатах, содержится 104 тысячи детей. Из них, по данным уполномоченого Президента Украины по правам детей Николая Кулебы, усыновлению подлежат 18 тысяч малышей. Это сироты и дети, лишенные родительской опеки. Большая часть из них, 11 тысяч, пристроены в альтернативные формы: приемные семьи, детские дома семейного типа (ДДСТ) или находятся под опекой. Они не теряют права быть усыновленными (за исключением деток, чьи родители отбывают наказание в местах лишения свободы или не могут выполнять свои обязанности по причине тяжелой болезни). В интернатах же, по статистике, остается лишь около 7 тысяч детей, которые имеют право обрести новую семью.

    − На самом деле сейчас интернаты просто напичканы детьми, которые не по статусу, а реально лишены родительской опеки, то есть, когда родители перестали выполнять свои обязанности, − считает один из ведущих экспертов Украины по правам ребенка Людмила Волынец. − За каждым интернатом стоит директор, которому показывать реальное положение вещей не интересно. Они обязаны менять статус тех детей, чьи биологические родители их не навещают. Или, например, папа приезжает изредка, но его нельзя пустить к ребенку, потому что он в хлам пьяный. В стране есть заведения, где вместо 8% детей реальными сиротами являются 80%! По каждому из них директор обязан обратиться в службы по делам детей и инициировать лишение родительских прав, чтобы ребенок смог обрести настоящую семью. Но они не делают этого, потому что завтра за воспитанниками придут усыновители.

    − Серьезно недорабатывают и службы по делам детей, − развивает проблему Николай Кулеба. − Дети находятся на пятидневной форме обучения, на выходные и на каникулы должны возвращаться домой, а как туда возвращаться, если мать живет с сожителем, который может изнасиловать этого ребенка? Подобная ситуация – не редкость. А недорабатывают службы, потому что пережили сильные сокращения, не хватает рук и финансирования.

    Более того, чтобы получать деньги от Минфина, интернаты всячески зазывают детей из семей.

    — Как правило, они рассчитывают на то, что ребенок имеет определенные отставания в развитии или особые потребности, — уточняет Кулеба. — Когда обычная школа по месту проживания не готова принять такого ребенка, то семья вынуждена отправлять его в спецучреждение. А интернаты буквально уговаривают отправлять к ним детей, якобы, у них ребенку будет «лучше». Потому они меняют вывески с сиротских заведений на интернатные заведения или санаторные школы-интернаты, или интернаты для детей из семей, которые требуют социальной помощи, и продолжают существовать.

    Абсурдность ситуации усугубляет система финансирования интернатов. Людмила Волынец уверена, что пока ее не реформируют, учреждения несвободы будут местами трудоустройства для взрослых, но никак не местами, где защищаются права воспитанников:

    − Если учреждение наполнено на 80%, то оно и будет финансироваться на 80%. Сумма денег, которые выделяются на интернат, зависит от зарплаты персонала, оплаты коммунальных услуг и затрат на финансирование детей. Так вот расходы на зарплату (туда входят и прачки, и расходные материалы) и коммуслуги составляют до 93% от общей суммы, выделяемой Минфином на заведение! И лишь около 7% − это затраты на питание и содержание детей. Притом, когда я ездила по учреждениям с проверками, то во многих учреждениях оказалась такая ситуация: предположим, на 200 детей было около 300 человек персонала. А через пять лет детей осталось всего лишь 80, потому что их разобрали, но штат уменьшился лишь до 297 человек. И им всем нужно выплачивать зарплату. А, чтобы вы понимали, содержать детей в интернатах в разы дороже, чем, например, в ДДСТ. Так вот когда мы этим тысячам детей не даем статус, чтобы их можно было защитить, это и закладывает основу для коррупции. Потому что напор усыновителей будет идти. Но кроме как за взятки, вопрос решить нельзя.

    Из кабинета чиновницы Марина с Владимиром вышли удрученными: все их сбережения составляли около $5 тысяч. Где же взять еще 10? Продать квартиру? А куда потом приводить малыша?

    − Может, машину? − с надеждой глянула Марина на мужа.

    Владимир вскинулся мгновенно:

    − А есть мы что будем? Свидетельство о рождении?

    Глаза Марины потухли. Отвернулась и ускорила шаг.

    − Ну, погоди! Прости меня, − попытался он схватить ее за руку.

    − Подожди меня в машине… Мне нужно побыть одной. Пожалуйста.

    Владимир курил сигарету за сигаретой. Они были женаты семь лет. И с самой свадьбы все встречи с близкими начинались с разговоров о детях. Первые года три они шутили и охали вместе со своими бесцеремонными родными и бестактными друзьями. А по ночам с задором «работали» над продолжением рода. Потом секс подстроился под график овуляции. Когда, набравшись смелости, Марина прошла обследование, стало совсем не до смеха − диагноз «бесплодие» забрал у его жены ее чудесную улыбку. С тех пор они стали избегать встреч с друзьями: обоих стали раздражать чужие дети. А на вопрос: «Ну, а вы когда думаете?», теперь бросали неприветливое: «А вам-то что?». Чем больше они ездили по клиникам в поисках панацеи, тем тоньше становилась надежда, а вместе с ней − и Марина. Хуже всего было ночами. Когда он просыпался от ее тихих всхлипов в подушку, то уже ни его слова, ни объятия не могли успокоить нервное подрагивание ее худеньких плеч. Так было до тех пор, пока однажды жена не пришла с вопросом: «Может, усыновим маленького?». Он согласился, потому что дальше так жить нельзя. Согласился, не зная, что впереди их ждут новые семь кругов ада.

    Нелегальные схемы

    Сегодня по Украине в очереди на усыновление стоят 1824 кандидата. Из них, по словам Кулебы, малышей до 1 года хотят 212 человек, до 3 лет − 633, до 5 лет − 588, до 10 лет − 347 и от 10 до 18 лет − всего лишь 59 кандидата. При этом из 18 тысяч детей, которые получили право обрести новую семью, возрастная пирамида выглядит с точностью наоборот: бОльшая половина − это дети от 10 до 18 лет. А всех малышей до трех лет – лишь 450. Многие из них имеют инвалидность. Но украинские пары совсем не горят желанием становиться родителями больных деток. Например, в прошлом году из усыновили лишь 131-го ребенка с инвалидностью. И то, 103 из них забрали иностранцы.

    Желание большинства пар усыновить маленького и здорового ребенка, вполне понятно и закономерно. Однако несоответствие спроса и предложения может сделать участь усыновителя плачевной. Мы не будем сегодня обсуждать тот пакет документов, который необходимо собрать, чтобы встать в очередь за ребеночком − все эксперты, опрошенные «Репортером», сошлись во мнении, что он адекватен нашей реальности. Но собранные справки действительны на протяжении года. И вот собрал человек документ, стал в очередь в своем районе, может, пятым по списку, а детей по району-то и нет! Не то, что подходящих под его пожелания, а, порой, вообще никаких.

    − Ребенок становится сиротой в конкретном районе, там, где потерял последнего или единственного своего родителя, − поясняет весь механизм Волынец. − Там он пребывает на учете два месяца, пока ему ищут либо усыновителя, либо опекуна, либо еще какую-то форму семьи. Через два месяца его данные поднимаются на областной уровень, а еще через месяц − уже на учет Минсоцполитики. В течение года его могут усыновить только граждане Украины. И только после − иностранцы. Это регламентирует 21 статья Конвенции ООН о правах ребенка. Само наличие межгосударственного усыновления − факт, свидетельствующий о том, что в родной стране для ребенка родителей не нашлось.

    Но это, как мы уже убедились, не касается здоровых малышей. Желающие забрать таких деток могут простоять в очереди год, а там – иди и снова собирай документы.

    − Человек также может обратиться на областной уровень или на республиканский, однако, если ты стоишь в очереди на ребенка до пяти лет, то она к тебе вообще никогда не дойдет, потому что ребенка заберут раньше, в его же районе или его области, − дополняет Николай Кулеба. − Ребенок может появиться или при лишении родительских прав, что не так уж часто происходит, или в роддоме. Но если в районе нет роддома, то отказник там не появится никогда. И тут мы имеем очень много жалоб. Потому что страшно представить, что чувствуют потенциальные усыновители, когда приходят в интернат выбирать малыша, им навстречу кидаются десятки деток с криком «мама!», а они не могут их забрать, потому что дети не имеют соответствующего статуса.

    Выход из замкнутого круга отчаявшиеся потенциальные родители часто ищут с помощью нелегальных схем.

    − Коррупция тут, безусловно, есть, − подтверждает Николай Кулеба. − Люди договариваются с главным врачом роддома о том, чтобы произошла подмена паспорта роженицы на паспорт той женщины, которая хочет усыновить ребенка. Больницы и роженица получают деньги. Семьи рассказывали, что им предлагали заплатить за решение вопроса от 7 до 15 тысяч долларов. Но это не доказано. Потому что ни одна из моих просьб к этим людям, чтобы они сообщили, кто конкретно требует деньги, не нашла отклика. Мы готовы и приехать, и подключить СБУ, но люди сразу прячутся, потому что получить ребенка для них оказывается важнее.

    Аналогичные отголоски долетали и до Людмилы Волынец:

    − Что касается взяток за усыновление того ребенка, который соответствует идеалу усыновителя, то это может быть 10-15 тысяч долларов или евро. Чем беднее регион, тем, простите, дешевле.

    Насколько массовы случаи торговли отказниками в роддомах или рожденными «под заказ», не берется судить никто. Но уполномоченный Президента по правам ребенка приводит такую статистику:

    − За последние годы у нас произошло удивительное уменьшение количества отказов в роддомах: в 2004 было зафиксировано 1549 отказов, а в прошлом году – 352 отказа. Конечно, в Украине уменьшается и общая рождаемость. Но не в пять раз! Говорить об улучшении экономической ситуации, чтобы мамы стали меньше оставлять своих детей, мы тоже не можем. Потому, скорее всего, мы имеем дело с коррупционными схемами, по которым сотни детей-отказников могли попадать в семьи. И это криминальная ответственность. Раскрыть такие схемы, конечно, очень сложно, но в то же время ни полиция, ни прокуратура не приняли должных мер, чтобы раскрыть хотя бы одно такое преступление.

    Как рассказал нам один из киевских медиков на условиях анонимности, врачи в роддомах и женских консультациях работают по накатанной схеме. Когда им поступает заказ на малыша, они ищут подходящую роженицу, которую называют донором. «Это может быть, например, очень молодая девушка и (или) без мужа. Врач всегда может понять, насколько ребенок желанный и запланированный. Естественно, неблагополучный контингент в расчет не берут, ведь заказчики хотят ребенка без болезней. Где-то уже к концу беременности потенциального донора начинают обрабатывать − говорят, что заметили серьезные патологии плода, лечение будет очень долгим, дорогим, да и вообще − это крест на всю жизнь. Мол, лучше отказаться, отдать в детдом, где о ребенке побеспокоятся. В случае согласия роженицы, все быстро оформляют», − рассказывает врач.

    На запрос «Вести. Репортера» в Национальную полицию по поводу раскрываемости подобных преступлений, нам пришел ответ из Департамента борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми. Правоохранители отчитались, что за последние пять лет ими был выявлен 41 факт торговли несовершеннолетними, не конкретизировав, сколько из этих детей были проданы в сексуальное рабство или для других видов эксплуатации, и сколько злоупотреблений было раскрыто в сфере усыновления. В качестве примера сотрудники полиции смогли привести лишь один случай, когда жительница Вишневого, что под Киевом, продала своего новорожденного малыша за 30 тысяч гривен.

    Впрочем, Игорь Блошко, который шесть лет назад возглавлял аналогичный отдел милиции в Николаеве, говорит, что в его бытность на посту фиксировали десятки фактов в год, когда родители продавали своих детей за символическую плату и даже за бутылку водки. В основном, это касалось сексуального рабства. О продажах детей в роддомах и интернатах усыновители рассказывали, но заявление никто из них не написал.

    Посольство Украины в Республике Казахстан

    Ситуация в Украине по усыновлению детей

    По состоянию на 01.01.2014 года в Украине проживает 90 772 ребенка-сироты и детей, лишенных родительской опеки. Из них:

    — 77156 (85%) воспитываются в семьях граждан Украины (находятся под опекой или попечительством, проживают в приемных семьях и детских домах семейного типа) и не могут быть усыновлены иностранцами;

    — На учете детей, которые могут быть усыновлены, в Департаменте семьи и детей Министерства социальной политики Украины по состоянию на 01.03.2014 года находится 22762 детей.

    Согласно этому из 22762 детей 11661 ребенка уже устроены в семейные формы воспитания и в соответствии с законодательством Украины такие дети могут быть усыновлены гражданами Украины, но не могут быть усыновлены иностранными гражданами;

    — 9424 ребенка — могут быть усыновлены как гражданами Украины, так и иностранцами. В то же время 60% из них имеют братьев и / или сестер.

    Возрастные характеристики детей, которые могут быть усыновлены иностранцами, такие:

    8528 — это дети старше 10 лет, из них 52% имеют братьев и / или сестер;

    724 — дети в возрасте от 5-ти до 10-ти лет из них 70% братьев и / или сестер;

    172 — дети в возрасте до 5-ти лет (это дети-инвалиды, дети с заболеваниями).

    Темпы межгосударственного усыновления в Украине ежегодно стремительно падают.

    Все дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 5-ти лет, которые имеют более или менее хорошее состояние здоровья, не говоря уже о вполне здоровых детей, устраиваются в семьи граждан Украины. Ежегодно в семьи граждан Украины в целом устраивается 15000 детей.

    Также с каждым годом постепенно меняется подход украинцев к возможности реализовать свой родительский потенциал — помочь ребенку-сироте расти в семье. Украинцы стали больше усыновлять не только младенцев, но и детей школьного возраста. Реформируется национальное законодательство о соблюдении одного из основных принципов Конвенции ООН по правам ребенка — обеспечение интересов ребенка.

    Иностранные граждане ориентированы преимущественно на усыновление в Украине детей младшего возраста с хорошим состоянием здоровья. Такие дети, которые могут быть усыновлены иностранцами, практически отсутствуют.

    Дети до 5-ти лет, а также те, которые находятся менее одного года на учете в Министерстве социальной политики Украины, не подлежат усыновлению иностранцами, кроме детей, имеющих заболевания, дающие право на их усыновление без соблюдения упомянутых срока и возраста.

    Количество детей, которые усыновляют иностранцами ежегодно уменьшается:

    2005 год — иностранными гражданами усыновлено 2110 детей, 2012 год — 806 детей, 2013 год — 674 ребенка.

    К концу 2014 года ожидается несколько более 500 межгосударственных усыновлений и это будет самый низкий показатель за всю историю межгосударственного усыновления в Украине. Прогнозируется сохранение тенденции на уменьшение межгосударственных усыновлений и в 2015 году.

    В настоящее время на учете в Департаменте семьи и детей Министерства социальной политики Украины находится 306 иностранных кандидатов в усыновители. Из них: 163 семьи желают усыновить ребенка в возрасте старше 12 лет (из них 157 семей из США) — эти семьи имеют реальные шансы реализовать свое намерение и усыновить ребенка в Украине.

    Совсем другая ситуация ожидает лиц, желающих усыновить ребенка в возрасте от 5-ти до 6-ти лет. Таких семей на учете — 74.

    Треть иностранцев приезжают в Украину, чтобы усыновить ребенка именно в возрасте 5 лет.

    Усыновить здорового ребенка без братьев и сестер в возрасте 5-6 и даже 7-8 лет в Украине почти невозможно. В 2012 году 52 семьи иностранных кандидатов в усыновители покинули Украину не усыновив ребенка. В течение 2013 году эта цифра уже составляет 80 семей.

    Таким образом, на сегодня Украина ждет иностранных усыновителей, которые хотят усыновить:

    — Ребенка-инвалида, больного ребенка;

    — Ребенка старше 10-ти лет;

    — Группу братьев и сестер (4-5 детей) в возрасте от 8 лет.