Умение правильно задать вопрос

Чем ценно умение правильно задавать вопросы?

Важнейшим элементом общения является умение правильно задавать вопросы. Ведь именно так интервьюер получает необходимую ему информацию и переключает мысли человека в нужное русло. То есть именно на этом человеке лежит ответственность по управлению беседой и именно он путем правильно поставленной фразы может избежать недомолвок и конфликтов и составить верное представление о собеседнике.

Если интервьюер знает, как нужно правильно задать вопрос, то в беседе они помогут ему в следующем:

  • показать, что ему интересна личность партнера и собеседника;
  • в обеспечении « взаимопроникновенности ». То есть общающиеся между собой люди смогут сделать выводы о системе ценностей друг друга;
  • в получении информации, проявлении собственной позиции и отношения к сказанному;
  • ведении диалога и удержании нити повествования в собственных руках;
  • перевести общение на другую сферу;
  • подвести к логическому финалу монолог собеседника и начать диалог с ним.

Если вы не знаете, как правильно задавать вопросы, купите книгу, в которой об этом бы рассказывалось. В любом подобном издании вам будет предложено научиться сначала формулировать собственные мысли и спрашивать о чем-либо у самого себя, а уже потом у собеседника. Ведь от уместности, качества, точности и последовательности фраз будет зависеть эффективность большей части предпринимаемых вами действий.

Прежде чем начать расспрашивать собеседника о том, что вас интересует, необходимо дать ему понять, что этот диалог вам интересен и вы желаете его углубления. Спрашивая, мы подсознательно хотим установить с человеком хорошие отношения, но это возможно только при условии, что беседа не будет напоминать допрос.

Как можно научиться задавать правильные вопросы? Недопустимо являться на беседу неподготовленным. У вас должен иметься набросок фраз, которые стоит начать задавать, когда диалог перейдет в деловое русло или коснется интересующей вас темы. Так вы сможете обеспечить себе психологическое преимущество.

Умение задавать закрытые вопросы

Во время беседы интервьюер может задавать как закрытые, так и открытые вопросы. Первые рассчитаны на то, чтобы получить однозначный ответ « да » или «нет ».

Если вы хотите получить четкий и ясный ответ от собеседника, вы поинтересуетесь у него: « Вы делали то-то и то-то? », « Планируете ли попробовать? », « Вы получили удовлетворение от собственных действий ?» и т.п. Однако, если вы не хотите, чтобы ваш собеседник пришел к окончательному решению раньше времени, не спрашиваете его о чем-либо в такой форме.

Другое дело, если вы хотите получить однозначный ответ « да ». Специалисты советуют начинать любую беседу именно с таких фраз и желательно получить, как минимум, три однозначных ответа «да », чтобы потом с человеком было проще и удобнее общаться, ведь зона взаимопонимания станет существенно шире.

Спросите его так: « Согласитесь, ведь реку нельзя повернуть вспять? » или « Для вас имеют значение гарантии и качество? ». Добейтесь согласия по мелочам и тогда его проще будет получить в чем-то важном и большом.

Умение задавать открытые вопросы

Как нужно правильно задавать открытые вопросы? В этом случае интервьюер не ждет однозначного ответа на заданную фразу, он хочет выяснить отношение человека к обсуждаемому предмету.

Узнать все о фактах и событиях, относящихся к данной ситуации можно, спросив: « Кто имеет к этому отношение ?», « Какие попытки были предприняты ?» и т.д.

Узнать, как относится собеседник к обсуждаемой ситуации можно так: «Ваше мнение по этому поводу ?», « Какое впечатление на вас произвели ?» и др.

Не навязывайте собеседнику свою точку зрения и никогда не говорите: « Давайте сделаем так », « Я думаю, надо вот что » и т.п. Лучше предложить так: « Не хотели бы рассмотреть такой вариант решения проблемы ?», « А может быть, стоило бы ?». Интересуйтесь, на чем зиждется утверждение вашего оппонента: « Чем обусловлено такое решение ?», « На что вы опираетесь ?» и т.п. Если имеются какие-либо сомнения, лучше уточнить, чем остаться неудовлетворенным от беседы.

Особенности, характерные для открытых вопросов:

  • вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
  • интервьюируемый сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
  • заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
  • интервьюируемый воспринимается как главный источник информации, предложений и идей.

Другие виды задаваемых фраз

Как задавать правильные, нужные вопросы? На открытый вопрос собеседник не даст однозначного ответа, а значит, он может перевести разговор на другую тему или поделиться только той информацией, которая для него выгодна.

Но интервьюер должен быть всегда начеку и при необходимости задать наводящий, уточняющий или любой другой вопрос.

Как правильно задать уточняющий вопрос мужчине или женщине? Если есть какие-либо сомнения и требуется уточнить нюансы, интервьюер может спросить: « Сколько именно человек было? », « Во сколько по времени это произошло? » и т.п. В результате собеседник удостоверится, что вы все поняли правильно, поэтому зачастую он сам ждет, что вы спросите его об этом.

Наводящий вопрос наводит на определенную мысль, подталкивает человека к тому, что он должен сказать.

Если тема разговора ушла в сторону или интервьюер ищет способ подтвердить правильность суждения своего собеседника, он может задать наводящую фразу, но при этом учитывать, что она всегда звучит навязчиво и вынуждает собеседника согласиться с его мнением, а ведь это не всегда целесообразно.

Поэтому, чтобы уметь правильно вести беседу, нужно иметь представление обо всех существующих на сегодняшний день видах вопросов. Например, риторический вид вообще не требует ответа и призван вызвать у человека нужную реакцию, сделать окрас беседы богаче и эмоциональнее. Провокационные вопросы бросают вызов и стремятся вывести человека на откровенный разговор путем манипуляции.

Но в любом случае, чтобы прослыть профессиональным интервьюером, нужно уметь говорить кратко и четко. Ни к чему не принуждать собеседника и уметь его слушать. А разговорить человека можно только в том случае, если суметь его заинтересовать, дать понять, что ему тоже нужен этот диалог.

Как правильно задавать вопросы

Многие люди интересуются, как правильно задавать вопросы, какие именно задавать вопросы в тех или иных ситуациях и с какой целью. Так как в основном вопросы задают, чтобы поддержать разговор, либо чтобы узнать ценную информацию. Умение грамотно и правильно задавать вопросы, позволит вам научиться общаться и стать хорошим собеседником и даже оратором.

В статье вы узнаете, как правильно задавать вопросы, какая должна быть интонация, звук и темп голоса. Ведь в жизни бывают различные ситуации и вопросы, иногда помогают, а иногда наоборот разрушают отношения и общение. Поэтому стоит знать, как и какие вопросы нужно задавать правильно.

Четко определите чего вы хотите

Когда вы общаетесь с человеком и хотите правильно задать ему вопрос, то для начала определите чего вы хотите и что полезного принесет данный вопрос вам и собеседнику. Если вы хотите быть хорошим и лучшим собеседником, то задавайте вопросы на ту тему, о которой говорит ваш собеседник, это позволит поддержать разговор и вдохновить собеседника рассказать еще больше.

Если же вы хотите правильно задавать вопрос , с целью получить нужную и ценную информацию, то не спешите, чтобы собеседник не догадался что вам нужно только выгода. Общайтесь в начале разговора о том, что интересует вашего собеседника, а уже после этого задавайте свои вопросы. Узнайте: как остановить время .

Ведите себя уверенно

Чтобы научиться правильно, задавать вопросы, вам нужно стать уверенным человеком, так как у уверенных людей это получаться проще и легче. Чтобы стать уверенным, вам нужно добиваться чего-то в жизни и научиться верить в себя и свои силы. Если тот вопрос, который вы хотите задать, важен для вас, то вы обязательно его зададите, ни смотря на свою неуверенность.

Станьте успешным человеком

Чтобы уметь правильно задавать вопросы, вам нужно достичь успехов в жизни, так как у вас появиться больше связей, уверенности и вопросы будут задаваться автоматически, так как ответы на них позволят вам достичь еще большего успеха. Не стоит задавать те вопросы, которые ничего полезного вам не принесут и не поддержат ваш разговор. Если вы четко знаете, чего вы хотите от жизни, то у вас появиться много вопросов и вы, начнете их задавать тем, кто лучше в них разбирается.

Если вы не просто хотите научиться правильно, задавать вопросы, но и учиться и применять знания на практике, чтобы достичь успеха в какой-то деятельности, то выбирайте себе такого наставника, который достиг в вашем деле большего успеха и успешнее вас в 10 раз. Тогда вам будет чему у него поучиться. Нет смысла задавать вопросы тем людям, которые не имеют опыта в данных делах.

Научитесь улыбаться, когда это уместно

Чтобы не просто правильно задавать вопросы, но и производить на людей приятное впечатление, вам нужно научиться искренне, улыбаться тогда, когда это уместно и весьма кстати. Это позволит научиться общаться с людьми, окружать себя успешными людьми и вместе с ними добиваться успеха. Узнайте: как определить характер человека .

Тот, кто окружает себя неудачниками и задает вопросы тем, кто не имеет в этом опыта, но умеет красиво говорить, сам станет точно таким же. Поэтому чтобы правильно задавать вопросы, задавайте их тем, кто имеет в них опыт и сможет научить вас чему-то. Если вы сомневаетесь, задавать ли тот или иной вопрос, значит, вам не особо важен ответ на него и вам стоит продолжать искать себя вы жизни.

psyh olog . ru

Какие вопросы можно задавать и как это делать?

Вопросы делятся на большое количество разновидностей. Каждая из них может быть уместна в конкретной ситуации. Но как понять, какие вопросы можно задавать? Когда стоит подтолкнуть собеседника к душевному диалогу, а в каком случае лучше довольствоваться ответом «да» или «нет»? Как задать вопрос, чтобы получить на него ожидаемый ответ? Существует ли правильный алгоритм диалога? Легко ли заготовить шаблон будущего разговора? Какой вопрос можно задать, чтобы расположить человека к общению? Пока вопросов больше, чем ответов, так что, постараемся исправить эту ситуацию.

Как задавать вопросы?

Чтобы правильно задавать вопросы, стоит узнать их классификацию. Ведь каждый тип может быть эффективен по-своему. Но, как задать вопрос, если не знаешь о возможности это сделать? Так что, разберемся с азами. По типологии вопросы бывают следующих видов:

  • Простые – предполагают только одно умозаключение;
  • Сложные – состоят из нескольких подвопросов;
  • Явные – с вопросительной интонацией;
  • Скрытые – подталкивают к ответу, но без прямого призыва;
  • Узловые – задаются, чтобы получить информацию;
  • Наводящие – подталкивают собеседника к нужному выводу;
  • Восполняющие – начинаются с «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?»;
  • Уточняющие – выглядят так: «много ли?», «долго ли» и т.д.;
  • Закрытые – предполагают однозначный ответ «да» или «нет»;
  • Открытые – подталкивают собеседника дать развернутый ответ;
  • Корректные – задаются с целью докопаться до истины;
  • Некорректные – содержат в своей основе ложное утверждение;
  • Провокационные – используются, чтобы запутать человека, поставить его в неловкое положение;
  • Каверзные – со скрытым подтекстом либо уловкой;
  • Альтернативные – дают выбор между несколькими вариантами ответа;
  • Хвостатые – предполагают только утвердительный ответ, заканчиваясь словосочетанием «не так ли?».

Разобравшись с этим многочисленным семейством, перейдем к теме, как задавать вопросы. Существует целый ряд приемов, которые позволяют перевести диалог в нужную сторону, помочь собеседнику полнее выразить свои мысли. Особенно актуальны эти навыки в психологии и коучинге.

Использовать различные типы вопросов

Диалог должен отличаться динамикой и ритмом. В случае однообразия, разговор может быстро наскучить собеседнику. Какие вопросы можно задать человеку в начале диалога? Желательно те, которые подразумевают утвердительный ответ. Психология человека устроена так, что соглашаясь несколько раз, ему становится намного проще это делать и дальше. Поэтому, если начать разговор с очевидных и простых истин, можно постепенно добиться расположения собеседника, настроить его на сотрудничество. Именно так, чаще всего, поступают менеджеры сетевого маркетинга. А далее, уже можно применять и открытые, уточняющие и сложные вопросы. Это позволит лучше понять того, с кем происходит общение, а также даст ему возможность выразить свои мысли.

Последовать примеру психологов и коучей

Для того, чтобы овладеть искусством общение, желательно присмотреться к тому, какие вопросы задают психологи или коучи. Путать эти профессии не стоит, но механизмы их работы очень похожи. Психолог пытается выяснить причину проблемы, узнать историю ее появления. Коуч же должен разобраться в целях человека, помочь ему добиться успеха. Но и в том, и в другом случае очень важно понять клиента, проникнуть в его внутренний мир.

Очень часто это бывают открытые или восполняющие вопросы, но также встречаются наводящие, когда собеседник сам приходит к необходимым выводам. Если цель разговора – помочь клиенту разобраться в себе, то простыми ответами «да» или «нет» тут вряд ли удастся обойтись. Необходимо копнуть глубже, причем не только в прошлое, но и в будущее.

Заранее подготовиться к диалогу

Логика и жизненный опыт позволяет взрослому человеку предвидеть вероятное развитие событий. То есть, планируя спросить что-то, мы можем ориентировочно спрогнозировать ответ. Соответственно, можно попробовать заранее подготовить «вилку» диалога. Если ответ «да», то действуем по плану «А», если же ответ «нет» – то приступаем к плану «Б». Например, мы спрашиваем человека, хочет ли он заказать у нас коуч-сессию. Если он отвечает утвердительно, мы переспрашиваем какую именно. Если же ответ отрицательный, уточняем, понимает ли он что такое коуч-сессия, ее важность в достижении поставленных целей и т.д. Это помогает быстрее сориентироваться в том, какой вопрос можно задать, экономит усилия и продуктивное время для диалога.

Какие вопросы можно задавать?

Как мы уже указывали ранее, задавать можно любые вопросы, лишь бы они были к месту. Например, каверзные или провокационные. Многие скажут, что такие варианты не корректны и их нельзя применять в диалоге. Но всегда ли это утверждение истинно? Если говорить о коучинге, для которого важно вывести клиента из зоны комфорта, то стоит ли сужать его арсенал только к корректным методам? Ведь никто не отменял принцип, согласно которому клин клином вышибают. Иногда клиент может настолько запутаться в своей жизни и собственных мыслях, что вывести его из такого состояния может только откровенная провокация. Отвечая на такие вопросы и понимая абсолютную несостоятельность своих суждений, человек в итоге начинает смотреть на мир по новому. Это и требуется для его развития.

Главное тут не переборщить, тем самым еще больше запутав себя и своего собеседника. Коуч или ментор должен всегда держать под контролем ситуацию, в случае необходимости переводя разговор в конструктивную плоскость. Так что, чем каверзнее планируются ситуации, тем дольше следует к ним готовиться и просчитывать возможные сценарии развития событий.

А вообще, чтобы понять, как задать вопрос, для начала желательно выяснить зачем это делать. Ведь без конкретных целей разговор превращается в болтовню, которая ни к чему хорошему не приведет.

После прочтения этой статьи, желательно на время отвлечься, а потом перечитать и переосмыслить ее еще раз. Если удастся уловить основные мысли, то как задать вопрос уже не покажется такой дилеммой. Желательно просто спланировать важный диалог, но быть готовым и к неожиданным поворотам событий. Не так важно, какой вопрос можно задать, куда важнее понимать зачем это нужно делать. Либо мы сами хотим что-то узнать, либо пытаемся другого на правильные мысли натолкнуть. А уже исходя из этого и думать, какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться.

Как правильно задавать вопросы?

Чтобы получить необходимую информацию и направить беседу в нужное русло, важно знать, как научиться правильно задавать вопросы. Подобное умение пригодится независимо от того, чем именно занимается человек. Правильно поставленный вопрос позволяет выявить интерес к оппоненту, выразить свои ценности, получить информацию, изменить тему беседы и управлять разговором в целом.

Как правильно задавать вопросы?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, какие вообще есть вопросы, и в какое время и для какой цели их уместно задавать. В первую очередь стоит сказать, что есть открытые и закрытые вопросы. Первые требуют развернутого ответа, а на вторые можно отреагировать, сказав или «да» или «нет».

Основные типы вопросов:

  1. Фактические. Предназначение таких вопросов заключается в выяснении определенных фактов, а начинаются они обычно с таких слов: «кто», «когда», «где» и «как». Необходимы такие вопросы, когда для понимания ситуации, важно узнать предшествующую информацию и учесть возникшие последствия.
  2. Конвергентные. Чтобы понять, как научиться задавать правильные вопросы, стоит остановиться и на этом типе, поскольку в нем соединяют факты и понимание ситуации самим человеком. Однозначного ответа на такие вопросы нет, и они требуют задействование мышления. В большинстве случаев начинаются они с таких слов: «зачем», «какие причины» и «почему».
  3. Дивергентные. Говоря о том, как задавать правильные вопросы, невозможно обойти этот тип, благодаря которому человек может понять существуют ли какие-либо альтернативы сложившейся ситуации. Ответ можно считать неким предсказанием на будущее. Конструкция вопроса выглядит обычно так: «Что (не) будет, если…»
  4. Вопрос-оценка. Это сложные вопросы, поскольку для них важно понимать ситуацию и выражать свое отношение к теме. Подобный вопрос уместен, когда собеседник обладает определенной информацией и неравнодушен к теме разговора. Вопрос следует формировать так, чтобы он располагал к обоснованию точки зрения.
  5. Комбинированные. В этом вопросе соединяется сразу несколько типов вопросов. Для определения взаимосвязи стоит учитывать наличие гипотез, направленность информации и т.д. Комбинированные вопросы помогают сложить целостную «картину» ситуации.

Напоследок один совет из психологии, касающийся того, как правильно задавать вопросы, чтобы расположить к себе собеседника. Вопрос должен быть кратким, лаконичным и понятным. В противном случае, шанс на получение желаемого ответа минимальный.

Умение задавать вопросы — психологический ликбез

(педагогам, социальным работникам, коучам)

Одним из главных умений цивилизованного человека считается умение вести беседу.

Беседа — это нерв нашей цивилизации. Она (как жирная почва) кормит нас, поит и даёт твёрдую опору ногам. Из беседы мы получаем полезную информацию (пропалывая сорняки бесполезной), беседа поддерживает нас и наших друзей в трудные минуты, то, как мы ведём беседы, и делает нам нашу репутацию среди людей.

Дорого ценятся те из нас, кто может своей беседой исцелить другого человека.

Ну а сама беседа строится на УМЕНИИ ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.

Если мы с вами узнаем и выучим: какие же существуют в природе вопросы и для чего используется каждый тип, можно будет вести речь о том, что беседа для нас — это искусство. Итак — маленький ликбез, необходимый каждому, кто профессионально выслушивает людей.

Для начала, все вопросы делятся на: диагностические и терапевтические.

Диагностические вопросы задаются человеку сразу же, как только Вы начинаете с ним общаться. Задавать их позже — не имеет смысла. Общение начинается с диагностических вопросов.

Диагностические вопросы бывают четырёх типов.

Информационные вопросы

Для того, чтобы понять — в чём проблемы человека, нужно, чтобы он что-то рассказал о себе. Но не все люди обладают этим умением, часто говоря о несущественных пустяках, несколько раз, по одному и тому же кругу повторяя свою историю.

Но для того, чтобы «вырвать» желаемую информацию, нам нельзя ни в коем случае устраивать что-то типа «допроса».

Поэтому здесь мы пользуемся правилом Милтона Эриксона: «Если хочешь, чтобы человек рассказал тебе о своём брате — расскажи ему о своём».

Уточняющие вопросы

С этим вопросами обычно не возникает проблем — люди охотно вникают в нюансы и подробности своих дел. Кроме, разве что, одной проблемы. Мы почему-то часто сами пренебрегаем уточняющими вопросами (нам кажется, что «всё уже понятно»?).

А вот наши собеседники только и ждут от нас того, чтобы мы наконец задали им важный уточняющий вопрос!

Расширяющие вопросы

Это — вершина искусства беседы. Такие вопросы позволяют получить полную, объёмную психологическую картину события, происходящего с человеком.

Приведу пример. Обычно наш собеседник описывает лишь сухие факты произошедшего с ним. Но для построения целостной картины важно знать, что он при этом ЧУВСТВОВАЛ!

Какие испытывал телесные ощущения?

Люди не обращают внимания на реакции своего тела, а оно может «рассказать» очень многое. Именно для этого и используются расширяющие вопросы — они позволяют представить проблему в звуках, красках, вкусах, и прикосновениях.

Когда сухой отчёт станет (благодаря расширяющим вопросам) 3Д- кинофильмом, проблема и пути её решения будут более очевидны для всех.

Проверочные вопросы

Здесь, используя технику резюмирования (которую я уже описывала в предыдущих статьях), вы ещё раз пересказываете своими словами только что услышанное от собеседника. Это даёт возможность ему поправить Вас (если Вы не так поняли суть событий). Но, что главное — этот Ваш пересказ с вопросительным знаком в конце (Я всё говорю верно?) даёт человеку уверенность в том, что его действительно слушали и слушали внимательно, а не смотрели в этот момент на свой маникюр.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Они бывают также четырёх типов (достаточно условное, но удобное деление)

Сравнительные вопросы

«Всё познаётся в сравнении». Исходя из этой старой истины, мы и помогаем друг другу увидеть себя со стороны, в сравнении нашей ситуации с житейскими историями из другой области, или в сравнении нашей ситуации с подобными историями других людей. Здесь уместно использовать свой (или заимствованный) богатый опыт, примеры из литературы, кино, басен, анекдотов и притч.

Осмысляющие вопросы

Типичный осмысляющий вопрос это вопрос типа: «А что ты сам думаешь обо всём этом? « «Как ты можешь сам назвать такое поведение?»

Обычно люди осторожны в оценках или предпочитают вообще их избегать. Но нужно чтобы наш собеседник сам был готов сделать резюме своей истории, как бы он не избегал этого, как бы не переваливал это на Ваши плечи.

Когда человек сам осмысляет произошедшее с ним, он уже вплотную подошёл к самостоятельному решению своей проблемы.

Провокационные вопросы

Это вопросы, которые выводят собеседника на заранее заготовленный Вами результат.

Самый тупой (но яркий) пример подобного вопроса: «А если другие люди пойдут сбрасываться с девятого этажа, ты тоже пойдёшь вместе со всеми сбрасываться?»

Разумеется, нам нужно научиться заготавливать более талантливые вопросы — и наша бабушка с её излюбленным вопросом здесь нам не образец.

Провокационный вопрос должен метко бить в цель, это должно быть «предложение, от которого невозможно отказаться».

Это — чистое манипулятивное терапевтическое вмешательство, но и оно иногда необходимо для пользы людской.

Открытые вопросы

Об умении задавать открытые вопросы, я недавно написала очень обширную статью, к которой Вас и отсылаю. Однако, скажу всё же несколько слов.

Открытый вопрос — это, по сути, простое приглашение к монологу. Сигнал: «Говори — я буду тебя слушать». Многие люди открываются при этом, как кран с горячей водой, которую включили только пять минут назад во всём районе — радостно бурно и не без громкого шума.

«так что же там у вас произошло, рассказывай» Вот типичный пример открытого вопроса.

А вот типичный случай Неоткрытого вопроса, сразу настраивающего на конфликт: «Рассказывай, какую глупость ты опять натворил».

Как говорится, делайте выводы.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Искусство задавать вопросы мини-тренинг мышления

Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. 5 типов вопросов.

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).

Задание 1. Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.

Задание 2. Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5-6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.

Задание 3. Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3-4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.

Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого — вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.

Исследователи выделяют 5 типов вопросов.

I. Фактические вопросы (или вопросы на знание)

Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.

Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:

  • кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.);
  • когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться. );
  • где (как далеко это находится от. как туда добраться. );
  • как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать. )

Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».

Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 — чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.

II. Конвергентные вопросы

Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем. », «Каковы причины. », «Почему. » (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).

Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».

Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?

III. Дивергентные вопросы

Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если. ». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.

Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».

Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии. », «Когда это может произойти, если. », «Где это могло бы происходить. » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.

IV. Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)

Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.

Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса „Гамлет“ отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.

Вопросы на суждение и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.

V. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)

На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.

Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.

Как задавать правильные вопросы

Никто не в силах знать всё на свете. Задать вопрос — один из самых древних и самых эффективных способов получить информацию. Тем не менее не все умеют им пользоваться. В этой статье мы собрали пять типичных ошибок спрашивающих и пять полезных советов, которые помогут не наступить на те же грабли.

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на дельный совет, консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним ответственность, не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример — шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» — спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» — во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только оправдания. Если ваша цель — заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его мозг перегружен, и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же вопрос применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».

eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин — техника «5 почему».

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит принятие важных решений, имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?