Украина закон о регистрации недвижимости

Единственным документом, подтверждающим владение жилищем, является выписка из Госреестра имущественных прав

В Украине вступил в силу новый порядок регистрации недвижимости

В Украине существенно изменился порядок регистрации недвижимости. Вступил в силу недавно принятый парламентом Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Этим документом расширяется перечень лиц, которые могут заниматься регистрацией. Также значительно сокращены сроки выполнения таких работ и урегулирован вопрос получения информации из госреестра в электронном виде.

Подробнее о вступившем в силу новом порядке регистрации недвижимости и его особенностях «ФАКТАМ» рассказала адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Ирина Кузина.

— Уточните, пожалуйста, кто теперь получает право проводить регистрацию недвижимости?

— В первую очередь — местные власти. В частности, согласно закону, это исполнительные комитеты местных советов, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в Киеве и Севастополе администрации.

Право на регистрацию имеют и аккредитованные субъекты, то есть юридические лица публичного права. К ним относятся существующие и создающиеся центры предоставления административных услуг, которые сейчас появляются во многих городах.

Также это различные государственные регистраторы. Ими являются нотариусы и госрегистраторы, состоящие в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации прав, а также государственные исполнители при регистрации обременений.

— Каким образом закон предусматривает делегировать органам местного самоуправления полномочия по предоставлению таких услуг?

— Исполнительные комитеты местных советов получают полномочия по регистрации прав только в случае принятия советом на заседании соответствующего решения. То есть они не обязаны обеспечивать регистрацию, но могут это делать по собственному желанию. Остальные субъекты регистрации получают полномочия автоматически в силу закона.

— Кто конкретно будет этим заниматься?

— Прежде всего — государственные регистраторы и нотариусы. Причем госрегистраторы могут быть в штате, например, исполнительных комитетов местных советов или являться сотрудниками региональных центров предоставления админуслуг.

— Как представителям местной власти будет предоставляться доступ к реестрам? У них есть квалифицированные специалисты?

— Доступ даст технический администратор — Государственное предприятие «Інформаційний центр» Министерства юстиции Украины. Стоит учесть, что в местных органах власти специалистов, отвечающих квалификационным требованиям Минюста, как правило, нет. Однако ранее этот вопрос решался путем перевода существующих государственных регистраторов из одного учреждения в другое. Как это будет осуществляться сейчас, пока не ясно.

— Право регистрации предоставляется нотариусам. Готовы ли они к этому и имеют ли доступ к реестрам?

— Нотариусы уже получили доступ к реестрам прав на недвижимость и могут производить регистрацию. Что касается Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, то процесс подключения нотариусов продолжается. Как сообщал министр юстиции Павел Петренко, уже подключены 1800 нотариусов. Однако, по моей информации, обучение они не проходили.

— Напомните, в каких случаях проводится первичная регистрация недвижимости?

— Если первичной регистрацией считать открытие раздела в Государственном реестре прав, то это происходит при строительстве объекта, его выделении, разделе или объединении. В таком случае объекту присваивается уникальный номер. После открытия раздела государственный регистратор оформляет права на это имущество на основании договоров, свидетельств о праве собственности, решений судов и других документов, перечень которых составляет 14 пунктов, но при этом не является исчерпывающим.

— Какова последовательность действий владельца недвижимости, решившего самостоятельно провести ее регистрацию? К кому обращаться, какие документы подавать?

— Сразу хочу напомнить, что обязательная регистрация прав собственности на недвижимость начала действовать с 1 января 2013 года. То есть, если вы купили, получили в наследство или иным способом приобрели квартиру либо дом после этой даты, значит, регистрация уже проведена. Если раньше, то можно самостоятельно обратиться к регистратору для внесения объекта в реестр. Хотя это не обязательно. Особенно если вы не планируете в ближайшее время продавать или дарить свою недвижимость.

Если же вы все-таки решили самостоятельно провести регистрацию своего жилья, то в первую очередь нужно собрать пакет необходимых документов:

  • заявление на установленном бланке (его поможет составить государственный регистратор или нотариус);
  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с порядком), номер регистрационной карточки налогоплательщика (ИНН);
  • оригиналы правоустанавливающих документов;
  • если оформлением занимается ваш представитель, то документы о его полномочиях;
  • оригинал квитанции об уплате административного сбора за регистрацию прав на недвижимость;
  • оригинал квитанции о расчете за получение информации из реестра (в случае необходимости предоставления выписки);
  • оригиналы документов, подтверждающие право на освобождение от внесения указанных платежей, если таковые есть.

Теперь государственный регистратор или нотариус самостоятельно сканирует оригиналы документов, поэтому копии подавать нет необходимости.

Стоит отметить, что право, возникшее на основании решения суда, регистрируется точно так же, как и при обычной сделке. Но правоустанавливающим документом в данном случае будет решение суда с отметкой о том, что оно вступило в законную силу.

Целесообразно предварительно проконсультироваться с юристом или нотариусом, который будет проводить регистрацию. Можно воспользоваться и первичной бесплатной правовой помощью, предоставляемой в любом органе государственной власти или местного самоуправления в виде устной консультации.

Хочу напомнить, что теперь единственным документом, подтверждающим владение квартирой или домом, является выписка из Государственного реестра имущественных прав.

— В какие сроки проводится регистрация и сколько она стоит?

— Если мы говорим об обычной жилой недвижимости, то по закону госрегистрация должна быть проведена в течение пяти рабочих дней. А стоимость меняется в зависимости от определенных бюджетных показателей, устанавливаемых правительством. В частности, в 2016 году за простую госрегистрацию права собственности на квартиру или дом необходимо уплатить 140 гривен.

— В соответствии с законом, информация, имеющаяся в Государственном реестре прав, является открытой, а документы заявитель может получать как в электронном, так и в бумажном виде. Они имеют одинаковую юридическую силу. Расскажите, какая именно информация о недвижимости и ее владельце будет в открытом доступе? И есть ли угроза, что ее используют злоумышленники?

— Сейчас действует порядок предоставления сведений из Госреестра вещных прав на недвижимое имущество, вступивший в силу еще 6 октября 2015 года. По письменному или электронному запросу выдаются полные данные об объекте и правообладателе. В выписке из реестра отразятся регистрационный номер объекта, его адрес, площадь, реквизиты правоустанавливающего документа, зарегистрировавшее собственность должностное лицо или нотариус, фамилия, имя и отчество владельца (или наименование и код юридического лица) и его доля собственности, сведения из реестров прав собственности (до 2013 года), обременений и запретов.

Поскольку персональные данные — номер регистрационной карточки налогоплательщика и адрес фактического места жительства владельца — в выписке не указываются, риски от раскрытия такой информации я считаю несущественными. Хотя мнения экспертов по этому поводу расходятся.

— Много ли подводных камней в новом порядке регистрации недвижимости?

— В целом это позитивные изменения. Правда, есть и неоднозначные моменты. Например, теперь нельзя отказать в регистрации права собственности на недвижимость на основании решения суда, если на объект зарегистрировано обременение. С одной стороны, это правильно, исходя из принципа обязательности судебных решений. С другой — возможны различные злоупотребления при наличии сговора с судом, то есть возникают коррупционные риски.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

Оформление недвижимости и земли

Оформление покупки и продажи недвижимости (квартиры, дома), земли и строительства в Украине: документы и порядок регистрации прав собственности

С 20 апреля 2018 года, благодаря изменениям в Закон Украины «О градостроительной деятельности», украинцы вновь смогут узаконить самовольное строительство в органах государственного архитектурно-строительного контроля. Однако воспользоваться такой процедурой смогут не все. Подробнее расскажет Prostopravo

На сегодняшний день процедура регистрации прав на недвижимое имущество урегулирована Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №1127 от 25.12.2015 года. Пункт 80 указанного Порядка определяет особенности государственной регистрации права собственности на отдельное индивидуально определенное недвижимое имущество (квартира, жилое, нежилое помещение и т.д.), размещенное в объекте недвижимого имущества, строительство которого осуществлялось в результате деятельности кооператива.

Обязательным условием возникновения прав на недвижимое имущество является их государственная регистрация в установленном порядке. Регистрации подлежит не только право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (например, сервитуты), но и их обременения (например, ипотека). Как зарегистрировать право на недвижимое имущество или его обременение, куда для этого обращаться и какие документы следует предоставить? – расскажет Prostopravo

С 1 октября стартует пилотный проект земельных электронных торгов, в ходе которых территориальные органы Госгеокадастра будут продавать права на государственные земли сельскохозяйственного назначения. Речь, конечно, идет не о получении земель в собственность, а о приобретении права их использования (на основании договора аренды или эмфитевзиса). Что интересно: при проведении торгов будет использоваться система хранения и защиты данных Blockchain. Новый Госземкадастр на блокчейне будет презентован уже 3 октября. О том, как и кто может приобретси земельный участок он-лайн, расскажет Prostopravo

Должно ли лицо, продавшее недвижимость, участок под которой был в аренде, продолжать платить арендную плату за землю? Вопрос приобретает актуальность как в связи со значительным ростом размера этой платы, так и из-за несовершенства законодательного регулирования.

Многие дела, попадающие на рассмотрение в Верховный Суд Украины, касаются выполнения кредитных обязательств и ипотечных договоров как способа обеспечения их выполнения. Проанализируем, как действующее законодательство и судебная практика определяют основания для прекращения ипотечного договора и приведет ли разрыв первичного договора к прекращению ипотеки.

Дела, касающиеся вопросов взыскания арендной платы, относятся к одной из многочисленных подкатегорий из общего объема земельных споров. При этом наибольшая доля таких дел связана с арендой земель государственной и коммунальной собственности.

В последнее время вновь набирает обороты дискуссия по земельной реформе. Ведь в Украине до сих пор не существует рынка земель (Верховная Рада в очередной раз продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных угодий), а рынок аренды земли частично находится в тени. Стоит ли ожидать сдвигов в этом вопросе в ближайшее время?

8 февраля этого года Президент подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности», а это значит, что уже через четыре месяца – с июня 2017 года, застройщикам придется работать по новым условиям. Подробнее расскажет Prostopravo

Авторы закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» (проект №4733-1) убеждены, что после вступления этого акта в силу процесс возведения и покупки жилья в новостройках станет проще. Но соответствует ли это действительности?

В сложившихся условиях, приоритетной задачей как для Украины, так и для ее международных партнеров является обеспечение действенного механизма защиты прав и свобод человека на территории Автономной Республики Крым. Не является исключением и преодоления проблем, связанных с реализацией украинцами правомочий собственников. Рассмотрим, какие же средства защиты прав на земельные участки, расположенные в АРК и Севастополе, у украинских и иностранных юридических и физических лиц.

Сегодня каждый гражданин имеет возможность получить доступ к сведениям из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество (далее – Реестр). Причем для этого не обязательно обращаться к государственным регистраторам, получить информационную справку можно не отходя от компьютера. Как это сделать расскажет Prostopravo

Не далее как 13 декабря 2015 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и некоторые другие законодательные акты Украины по децентрализации полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений». О том, что изменилось в регистрации прав на недвижимость расскажет Prostopravo

Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому счастливый обладатель квартиры в новопостроенном доме должен обратиться в Укргосреестр для регистрации своего права собственности на новую квартиру. Какие документы нужны для регистрации права собственности на новострой узнавал Prostopravo

Что такое объект самовольного строительства, в каких случаях его нужно узаконивать через суд и как потом зарегистрировать право собственности узнайте из этой статьи.

Украина закон о регистрации недвижимости

Для начала темы, которая будет освещаться в данной статье, хочу отметить, что обеспечение проведения государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, возложенное на БТИ нормами «Временного Положения о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество», утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины №7/5 от 07.02.2002 г., утратило силу согласно новой редакции Закона Украины «О регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», нормы которого должны вступить в силу еще 1 января 2012 года.

Но тогда, в конце 2011 года, в процессе проведения консультаций представителями БТИ, нотариата в связи с неготовностью новой базы Государственного реестра прав, отсутствием практических знаний относительно порядка внесения данных и ведения нового Государственного реестра прав, несогласованностью вопросов компетенции, полномочий и задач органов государственной регистрации прав было предложено перенести вступление в силу Закона на 1 января 2013 года.

Итак, рассмотрим более подробно новый порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с нормами Закона Украины «О регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», редакция которого вступила в силу 01.01.2013 г. (далее — Закон).

Во-первых, следует напомнить о том, что согласно абз. 3 ч. 2 ст. 331 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины), если в соответствии с законом предусмотрена государственная регистрация недвижимого имущества, права собственности на такое недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации недвижимого имущества, а моментом приобретения права собственности на недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, является дата его регистрации в соответствии с законом (ч. 4 ст. 334 ГК Украины).

Систему органов государственной регистрации прав, согласно ст. 7 Закона, составляют Министерство юстиции Украины, Государственная регистрационная служба, государственные регистраторы и нотариусы как специальные субъекты, осуществляющие функции государственных регистраторов. Соответственно, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество будут осуществлять государственные регистраторы и нотариусы.

Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, предусмотренный разделом IV Закона и «Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» и утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.2011 г. №703 (далее — Порядок), осуществляется государственными регистраторами и нотариусами в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами.

Для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество заинтересованные лица (собственник (собственники), другие правоприобретатель (правоприобретатели), сторона (стороны) сделки, на основании которой возникло право собственности или иное вещное право), подают государственному регистратору (нотариусу) по месту нахождения недвижимого имущества документы, подтверждающие возникновение, переход или прекращение права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, и другие документы, определенные Порядком.

Согласно п. 27 Порядка, документами, подтверждающими возникновение, переход или прекращение права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, являются заключенные в установленном законом порядке договора, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, завещание и др., определенные п. 27 Порядка.

«Первичная» регистрация прав на недвижимое имущество, т.е. регистрация прав на новопостроенные объекты недвижимого имущества (дома, квартиры), новосформированные земельные участки и иные права на недвижимое имущество (в т.ч. «вторичная» регистрация прав на недвижимое имущество), осуществляется государственными регистраторами прав.

Государственный регистратор по местонахождению нового объекта недвижимого имущества (дом, квартира), новосформированного земельного участка, по заявлению заинтересованного лица, регистрирует право собственности на недвижимое имущество путем внесения записи в Государственный реестр прав и, в подтверждение проведенных регистрационных действий относительно приобретения права собственности заинтересованного лица, выдает последнему Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (право собственности на вновь сформированный земельный участок осуществляется после государственной регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре согласно закону).

Следует также отметить, что, согласно п. 29 Порядка, для проведения государственной регистрации на новый или реконструированный объект недвижимого имущества заинтересованное лицо, кроме документов, определенных п. 27 Порядка, подает государственному регистратору технический паспорт на такой объект.

«Вторичная» регистрация прав на недвижимое имущество, то есть государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество согласно закону, сделке, в порядке наследования, осуществляется нотариусами при удостоверении сделок путем внесения данных о приобретателях права собственности (заинтересованных лиц) в Государственный реестр прав. В подтверждение права собственности приобретателя (заинтересованного лица) и проведения регистрации права собственности на недвижимое имущество нотариус выдает Выписку из Государственного реестра прав.

Нотариус совершает нотариальное действие по удостоверению документов, подтверждающих переход права собственности на недвижимое имущество, проводит государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество путем внесения данных в Государственный реестр прав и выдает Выдержки из него (Реестра), чем обеспечивает функционирование процедуры регистрации прав на недвижимое имущество по принципу «единого окна».

Срок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество (или отказа в ней), в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, не может превышать 14 (четырнадцати) рабочих дней с момента поступления государственному регистратору (нотариусу) заявления заинтересованного лица вместе с приложенными документами, подтверждающими возникновение, переход или прекращение права собственности на недвижимое имущество, кроме проведения государственной регистрации отягощения недвижимого имущества, решения о регистрации которого, отказ в регистрации, приостановлении отягощения, принимается в день подачи заявления и приложенных к нему документов, необходимых для государственной регистрации отягощений заинтересованным лицом (ч. 7 ст. 15 Закона).

За проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество взимается государственная пошлина (ст. 29 Закона), размер которой, согласно п. «х» ст. 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине», составляет семь необлагаемых минимумов доходов граждан (119 грн), а плата за регистрацию иного вещного права на недвижимое имущество, отягощение права на недвижимое имущество составляет три необлагаемых минимума доходов граждан (51 грн).

Законом не предусмотрена обязанность лиц, право собственности и другие вещные права которых, зарегистрированные до 01.01.2013 г., обращаться к государственному регистратору (нотариусу) с целью перерегистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном Законом. В случае же обращения лица с целью проведения перерегистрации прав на недвижимое имущество государственная пошлина, предусмотренная Законом, не взимается.

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить основные особенности государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений согласно Закону, а именно:

1) проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений государственными регистраторами и нотариусами (на смену полномочий БТИ относительно таких регистрационных действий);

2) проведение государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество нотариусами по принципу «единого окна» (удостоверение сделок, государственная регистрация прав путем внесения данных в Государственный реестр прав, выдача документов, удостоверяющих государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество (извлечение);

3) отмена необходимости проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества в случае передачи права собственности на такое недвижимое имущество на основании сделки.

Из практики применения норм Закона на сегодняшний день можно выделить следующие основные особенности:

1) нотариусы, на которых по закону возложена обязанность государственной регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество, в большинстве случаев отказывают в удостоверении сделок относительно недвижимого имущества, поскольку несут персональную (дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную) ответственность за нарушение законодательства в сфере государственной регистрации прав;

2) в связи с несогласованностью вопросов относительно порядка внесения данных и ведения Государственного реестра прав, процедура регистрации нотариусами перехода прав собственности на недвижимое имущество требует много времени, ведь нотариусы вынуждены по каждому случаю удостоверения сделок обращаться к государственным регистраторам за консультациями и разъяснениями о порядке проведения регистрации прав;

3) нотариусы как субъекты регистрации прав на недвижимое имущество предоставляют целый ряд услуг, кроме удостоверения сделок, государственной регистрации прав и выдачи выписки. С учетом предыдущих двух пунктов, стоимость услуг нотариусов по проведению регистрации прав собственности на недвижимое имущество непременно будет расти;

4) отмена необходимости проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества в случае передачи прав собственности на основании сделки, по мнению многих юристов, не является положительным явлением, ведь техническая характеристика объекта недвижимого имущества, выданная компетентным органом, является важным признаком наличия соответствующего недвижимого имущества, в указанных в такой справке технической инвентаризации размерах, с начерченной план-схемой и указанному адресу, а также с определенной номинальной стоимостью такого недвижимого имущества;

5) учитывая предыдущий пункт, юристы советуют при приобретении объектов недвижимого имущества требовать справку технической инвентаризации, но на сегодняшний день остается открытым вопрос о том, кем может быть выдана такая справка, ведь даже БТИ не получена лицензия на право проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества;

6) также следует упомянуть об особенностях передачи права собственности на недвижимое имущество, зарегистрированное до 01.01.2013 г., ведь возможность осуществления таких действий предоставляется только после проведения государственной регистрации недвижимого имущества нотариусом в Государственном реестре прав в порядке, установленном Законом.

Итак, на сегодняшний день рано делать выводы относительно того, будет ли упрощена процедура проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений в связи с вступлением в силу редакции Закона и сопутствующих ему нормативно-правовых актов.

Украина закон о регистрации недвижимости

ЗАКОН УКРАИНЫ
О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» и другие законодательные акты Украины

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 51, ст. 553; 2005 г., N 10, ст. 194, N 32, ст. 421; 2006 г., N 13, ст. 110; 2009 г., N 29, ст. 396; 2010 г., N 1, ст. 2) изложить в следующей редакции:

ЗАКОН УКРАИНЫ
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, организационные основы проведения государственной регистрации и других прав, которые подлежат регистрации по настоящему Закону, и их отягощений и направлен на обеспечение признания и защиты государством этих прав, создание условий для функционирования рынка недвижимого имущества.
Раздел I
Общие положения
Статья 1.
Сфера применения Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их отягощений. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические и другие объекты гражданских прав, на которые распространяется правовой режим недвижимой вещи.
Статья 2. Определение терминов

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, обременения таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав на недвижимое имущество;

Государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, содержащая сведения о правах на недвижимое имущество, их отягощение, а также об объектах и ​​субъектах этих прав;

недвижимое имущество — земельные участки , а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения;

обременение — запрет распоряжаться и / или пользоваться недвижимым имуществом, которое установлено или законом, или актами уполномоченных на это органов государственной власти, их должностных лиц или которая возникает на основании договоров.
Статья 3. Основы государственной регистрации прав

1. Государственная регистрация прав является обязательной. Информация о правах на недвижимое имущество и их отягощение подлежит внесению в Государственный реестр прав.

2. Государство гарантирует достоверность зарегистрированных прав на недвижимое имущество.

3. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

4. Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу настоящего Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной настоящим Законом, при следующих условиях:

если регистрация прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав действовало законодательство, не предусматривало обязательной регистрации таких прав.

5. Государственная регистрация прав является публичной, проводится органом государственной регистрации прав, который обязан предоставлять информацию о зарегистрированных правах и их обременение в порядке, установленном настоящим Законом. Государственная регистрация прав и их отягощений проводится в порядке очередности поступления заявлений.

6. Любые сделки в отношении недвижимого имущества (отчуждение, управление, ипотека и т.д.) укладываются, если право собственности на такое имущество зарегистрировано согласно требованиям настоящего Закона.

7. Государственная регистрация прав проводится по месту нахождения объекта недвижимого имущества в пределах территории, на которой действует соответствующий орган государственной регистрации прав.
Статья 4. Права и обременения, подлежащие государственной регистрации

1. Обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и обременения на недвижимое имущество, находящееся на территории Украины, принадлежащего физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления, а именно:

1) право собственности на недвижимое имущество;

2) право владения, право пользования (сервитут), право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), право застройки земельного участка (суперфиций), право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования и право аренды земельного участка, право пользования ( найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями; ипотека; доверительное управление имуществом;

3) иные вещные права согласно закону;

4) налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, и другие обременения.

2. Вещные права на недвижимое имущество, указанные в пунктах 2 и 3 части первой настоящей статьи, являются производными и регистрируются после государственной регистрации права собственности на такое имущество.

3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, квартиру может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на земельный участок, на котором они расположены, кроме случаев, если собственником земельного участка и жилого дома , здания, сооружения, квартиры , расположенных на ней, является и то же лицо.
Статья 5. Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, права по которым подлежат государственной регистрации

В Государственном реестре прав регистрируются права на такие объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения:

3) здания, в которых расположены помещения, предназначенные для пребывания человека, размещения движимого имущества, сохранения материальных ценностей, осуществления производства и т.п.;

4) сооружения (инженерные, гидротехнические и т.п.) — земельные улучшения, не относящиеся к зданиям и помещениям, предназначенные для выполнения специальных технических функций;

5) помещение — части внутреннего объема жилых домов, зданий, квартир , ограничены строительными элементами.
Раздел II
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
Статья 6.
Система органов государственной регистрации прав

1. Систему органов государственной регистрации прав составляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав — Министерство юстиции Украины, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере государственной регистрации прав, и его территориальные органы, которые являются органами государственной регистрации прав.

2. Держателем Государственного реестра прав является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав — Министерство юстиции Украины.

3. Администратором Государственного реестра прав является государственное предприятие, относящееся к сфере управления Министерства юстиции Украины, осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного реестра прав и отвечает за техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту данных, содержащихся в Государственном реестре прав.
Статья 7. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав:

1) участвует в формировании государственной политики в сфере регистрации прав;

2) обеспечивает создание и функционирование Государственного реестра прав;

3) организует работу, связанную с обеспечением деятельности органов государственной регистрации прав;

4) осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов государственной регистрации прав;

5) организует работу по подготовке и повышению квалификации государственных регистраторов прав на недвижимое имущество (далее — государственный регистратор);

6) осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и предприятие как единый имущественный комплекс, размещенные на территории, больше, чем Автономная Республика Крым, одна область, город Киев или Севастополь;

7) утверждает устав государственного предприятия — Администратора Государственного реестра прав, назначает его руководителя;

8) осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего государственному предприятию (Администратору Государственного реестра прав) имущества;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 8. Полномочия органа государственной регистрации прав

1. Орган государственной регистрации прав:

1) проводит государственную регистрацию прав и их отягощений или отказывает в их регистрации;

2) обеспечивает ведение Государственного реестра прав;

3) предоставляет информацию о зарегистрированных правах и их обременение в порядке, установленном настоящим Законом;

4) обеспечивает учет бесхозного недвижимого имущества;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 9. Государственный регистратор прав на недвижимое имущество

1. Государственным регистратором может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж юридической работы не менее двух лет, прошел стажировку в органах государственной регистрации прав не менее шести месяцев.

Не могут быть назначенными на должность государственного регистратора лица, в отношении которых существуют ограничения, предусмотренные Законом Украины «О государственной службе».

2. Государственный регистратор:

1) устанавливает соответствие заявленных прав и представленных документов требованиям законодательства, а также отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на недвижимое имущество, в частности:

соответствие обязательного соблюдения письменной формы сделки и ее нотариального удостоверения (в случаях, установленных законом);

соответствие полномочий лица, подающего документы на государственную регистрацию, и сторон (стороны) сделки, согласно которому происходит государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или обременения таких прав;

соответствие сведений о недвижимом имуществе, имеющихся в Государственном реестре прав и представленных документах;

соответствие данных о наличии (или отсутствии) информации и / или соответствующих документов, свидетельствующих о наложении (снятии) запрета (ареста) или других обременений, препятствующих государственной регистрации прав, в том числе отсутствие установленных законом запретов на отчуждение недвижимого имущества;

наличие факта выполнения условий сделки, с которыми закон и / или договор (соглашение) связывает возможность проведения государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или обременения таких прав;

2) принимает решение о государственной регистрации прав, отказ в такой регистрации, ее приостановления, о государственной регистрации обременений, об отмене записи, погашение записи и внесения изменений в записи в Государственном реестре прав;

3) открывает и закрывает разделы Государственного реестра прав, вносит в них соответствующие записи;

4) ведет регистрационные дела по объектам недвижимого имущества;

5) присваивает регистрационный номер объекта недвижимого имущества при проведении государственной регистрации;

6) выдает свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество в случаях, установленных статьей 18 настоящего Закона;

7) предоставляет выписки из Государственного реестра прав или отказывает в их предоставлении в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

8) в случае необходимости требует представления предусмотренных законодательством дополнительных документов, необходимых для государственной регистрации прав и их отягощений;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

3. Государственный регистратор не вправе принимать решения о государственной регистрации прав на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего мужа или жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев, сестер). В таком случае государственная регистрация прав проводится другим государственным регистратором органа государственной регистрации прав.

4. Государственный регистратор самостоятельно принимает решение о государственной регистрации прав или отказ в такой регистрации.

Вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, граждан и их объединений в деятельность государственного регистратора, связанную с проведением государственной регистрации прав, запрещается и влечет ответственность по закону.
Раздел III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРАВ
Статья 10.
Государственный реестр прав

1. Государственный реестр прав содержит сведения о зарегистрированных правах и обременениях, субъектах прав, объектах недвижимого имущества, документы, на основании которых проведена государственная регистрация прав, и картографические (графические) данные. Неотъемлемой составной частью Государственного реестра прав является база данных о регистрации заявлений и запросов и регистрационные дела.

2. Информация о зарегистрированных правах на земельные участки, необходимая для ведения государственного земельного кадастра, передается органу, который осуществляет ведение государственного земельного кадастра, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. Сведения, содержащиеся в Государственном реестре прав, должны соответствовать данным регистрационного дела, содержащей документированные записи относительно прав на недвижимое имущество и их отягощений. В случае их несоответствия приоритет имеют данные регистрационного дела.

4. Государственный реестр прав является государственной собственностью, составляющей Национального архивного фонда и подлежит вечному хранению.

Изъятие любых документов или частей Государственного реестра прав не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

5. Органы государственной регистрации прав обеспечивают достоверность ее защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирование и восстановление данных, их оперативный поиск и документальное воспроизведение процедуры государственной регистрации прав, оперативное предоставление выписок о зарегистрированных правах и / или их обременение из Государственного реестра прав.
Статья 11. Структура Государственного реестра прав

1. Государственный реестр прав состоит из разделов, которые открываются на каждый объект недвижимого имущества при проведении государственной регистрации права собственности на него.

2. Каждый раздел Государственного реестра прав состоит из четырех частей, содержащих сведения о:

право собственности и субъекта (субъектов) этого права;

другие вещные права и субъекта (субъектов) этих прав;

обременения прав на недвижимое имущество и субъекта (субъектов) этих прав.

3. Порядок ведения Государственного реестра прав определяет Кабинет Министров Украины.
Статья 12. Картографические (графические) данные Государственного реестра прав

1. Картографические (графические) данные Государственного реестра прав включают индексные кадастровые карты и кадастровые планы земельных участков. Эти данные предназначены для идентификации недвижимого имущества, отражения взаиморасположения объектов недвижимого имущества, организации управления информацией и контроля за проведением государственной регистрации прав.

2. Порядок составления и утверждения, требования к оформлению индексных кадастровых карт и кадастровых планов земельных участков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 13. База данных о регистрации заявлений и запросов Государственного реестра прав

1. Регистрация заявлений о государственной регистрации прав и / или их обременений, заявлений о приостановлении государственной регистрации прав, а также регистрация запросов относительно предоставления выписок из Государственного реестра прав проводится в базе данных о регистрации заявлений и запросов.

2. Заявление и запрос регистрируются в базе данных Государственного реестра прав, если заявителем соблюдены требования, установленные настоящей статьей и статьями 16 и 17 настоящего Закона.
Статья 14. Регистрационное дело

1. Регистрационное дело включает документы, в которых содержатся сведения о недвижимом имуществе, право собственности на него, другие вещные права и их обременение.

2. Документы размещаются в регистрационном деле в порядке их поступления и нумеруются.

3. Регистрационное дело подлежит вечному хранению в архиве, который создается в органе государственной регистрации прав.

4. Порядок ведения архива определяется Министерством юстиции Украины по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела.
Раздел IV
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И ИХ ОТЯГОЩЕНИЙ
Статья 15.
Порядок проведения государственной регистрации прав и их отягощений

1. Государственная регистрация прав и их отягощений проводится в следующем порядке:

1) принятие и проверка документов, представляемых для государственной регистрации прав и их отягощений, регистрация заявления;

2) установление факта отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав и их отягощений, приостановления рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и / или их обременений;

3) принятие решения о государственной регистрации прав и их отягощений, отказ в ней или приостановления государственной регистрации;

4) внесение записей в Государственный реестр прав;

5) выдача свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в случаях, установленных статьей 18 настоящего Закона;

6) предоставление выписок из Государственного реестра прав о зарегистрированных правах и / или их обременения.

2. Орган государственной регистрации прав обязан предоставить до сведения заявителей информацию о необходимый перечень документов для осуществления государственной регистрации прав.

Перечень документов для осуществления государственной регистрации прав определяется Кабинетом Министров Украины в Порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений.

3. В случаях, предусмотренных законодательством Украины, государственная регистрация прав проводится после технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, права по которому подлежат государственной регистрации.

4. Государственной регистрации подлежат исключительно заявленные права при условии их соответствия законодательству и представленным документам.

5. Государственная регистрация прав (предоставление отказа в ней) проводится в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней (кроме случаев, установленных в части седьмой настоящей статьи) с момента поступления в орган государственной регистрации прав заявления о такой регистрации и предусмотренных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами, принятыми соответственно него, документов, необходимых для ее проведения.

Государственная регистрация ипотек, предоставление отказа в ней проводится в срок, не превышающий одного рабочего дня.

6. В случае если при рассмотрении заявления о государственной регистрации прав установлено, что в орган государственной регистрации прав поданы другие заявления о государственной регистрации прав на то же имущество, заявления рассматриваются в порядке очередности их поступления. При этом заявление рассматривается только после принятия решения государственным регистратором по предварительно рассмотренной заявления и внесения им соответствующей записи в Государственный реестр прав.

7. Рассмотрение заявления о государственной регистрации обременений и принятия решения о такой регистрации, отказ в государственной регистрации обременений или ее приостановлении проводится в однодневный срок со дня поступления в орган государственной регистрации прав заявления и документов, необходимых для государственной регистрации обременений.

8. В случае поступления в орган государственной регистрации прав заявления о государственной регистрации обременений, ипотеки на имущество, в отношении которого в указанном органе уже зарегистрировано заявление о государственной регистрации права на это имущество, государственный регистратор сначала рассматривает заявление о государственной регистрации прав, а после этого — заявление о государственной регистрации обременений, ипотеки. При этом срок государственной регистрации прав и их отягощений составляет десять дней со дня государственной регистрации заявления о государственной регистрации обременений, ипотеки.

9. Государственная регистрация обременений прав на недвижимое имущество, право собственности на которое не зарегистрировано в Государственном реестре прав, ипотеки имущественных прав на недвижимость , строительство которой не завершено, проводится в специальном разделе Государственного реестра прав. При государственной регистрации права собственности на такое имущество записи об обременении переносятся в соответствующую часть открытого раздела Государственного реестра прав.

10. Учет бесхозного недвижимого имущества проводится органом государственной регистрации прав по заявлению органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

11. Датой и временем государственной регистрации прав и их отягощений считается дата и время регистрации соответствующего заявления в органе государственной регистрации прав.

12. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, а также порядок предоставления выписок из Государственного реестра прав устанавливает Кабинет Министров Украины.
Статья 16. Подачи заявления о государственной регистрации прав и их отягощений

1. Заявление о государственной регистрации прав и их отягощений подается в орган государственной регистрации прав, на территории которого расположен объект недвижимого имущества или большая по площади его часть.

2. Регистрация заявлений о государственной регистрации прав и их отягощений проводится в порядке очередности их поступления.

3. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и их отягощений представляются документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение соответствующих прав, и документ, подтверждающий оплату услуг по государственной регистрации прав и их отягощений.

4. Заявление о государственной регистрации прав и их отягощений не принимается в случае отсутствия документа, подтверждающего оплату услуг по государственной регистрации прав и их отягощений.

5. При получении заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав и их отягощений, проводится регистрация заявления в базе данных о регистрации заявлений и запросов с указанием даты и времени подачи.

6. Заявление о государственной регистрации прав и их отягощений может быть отозвано до принятия решения государственным регистратором.

7. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правонабувача, сторон (стороны) сделки, по которым возникло право, или уполномоченных ими (ею) человек.

8. Государственная регистрация отягощений проводится на основании заявления органа или должностного лица, которым устанавливается запрет на распоряжение недвижимым имуществом, или лица, в интересах которого устанавливается обременение.

9. При подаче заявления о государственной регистрации прав лица, определенные в части седьмой настоящей статьи, должны уведомить орган государственной регистрации прав наличия установленной законом запрета на отчуждение недвижимого имущества.

10. При подаче заявления о государственной регистрации прав и их отягощений физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий его личность, а в случае подачи заявления представителем физического или юридического лица — документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени таких лиц. В случае необходимости представитель иностранного лица предъявляет документы, легализованные в установленном нормативно-правовыми актами порядке.
Статья 17. Требования к документам, представляемым для государственной регистрации прав и их отягощений

1. Текст документов, представляемых для государственной регистрации прав и их отягощений, должен быть написан разборчиво. Фамилия, имя, отчество физических лиц и их место жительства, а также наименования юридических лиц и их местонахождение должны быть написаны полностью.

2. Не принимаются для государственной регистрации прав и их отягощений документы с подчистками или приписки, зачеркнутые слова и другими не обусловленными в них исправлениями, заполненные карандашом, а также с повреждениями, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.

3. Документы, устанавливающие возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество и представляемые для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
Статья 18. Свидетельство о праве собственности на недвижимость

1. Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, подтверждающий возникновение права собственности при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выдается:

1) физическим и юридическим лицам на вновь построенные, реконструированные объекты недвижимого имущества;

2) членам жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого соответствующего кооператива, которые полностью внесли свои паевые взносы;

3) юридическим лицам в случае внесения в уставный фонд (уставного или складочного капитала) объектов недвижимого имущества их учредителями (участниками);

4) физическим лицам и юридическим лицам, в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица получили в собственность в установленном законодательством порядке недвижимое имущество юридического лица, ликвидируемого (реорганизуемого);

5) физическим лицам и юридическим лицам, которые вышли из состава учредителей (участников) юридического лица по решению органа, уполномоченного на это учредительными документами, получили в собственность объект недвижимого имущества, переданный им;

6) реабилитированным гражданам, которым возвращены в собственность принадлежащие им объекты недвижимого имущества;

7) в случае выделения отдельного объекта недвижимого имущества из состава объекта недвижимого имущества, состоящего из двух или более объектов;

8) физическим и юридическим лицам на объекты недвижимости, которые в установленном порядке переведены из жилых в нежилые и наоборот;

9) в иных случаях, установленных законом.

2. Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество подписывается государственным регистратором прав и заверяется печатью.
Статья 19. Основания для государственной регистрации прав и их отягощений

1. Государственная регистрация прав проводится на основании:

1) договоров, заключенных в порядке, установленном законом;

2) свидетельств о праве собственности на недвижимость, выданных в соответствии с требованиями настоящего Закона;

3) свидетельств о праве собственности, выданных органами приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде;

4) государственных актов на право собственности или постоянного пользования на земельный участок в случаях, установленных законом;

5) решений судов, вступивших в законную силу;

6) иных документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, поданных орган государственной регистрации прав вместе с заявлением.

2. Государственная регистрация отягощений осуществляется на основании:

1) установленной законом запрета пользования и / или распоряжения недвижимым имуществом;

2) решений судов, вступивших в законную силу;

3) постановления органов досудебного следствия, государственного исполнителя о наложении ареста на недвижимое имущество;

4) наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества нотариусом;

5) решение органа местного самоуправления об отнесении объектов недвижимого имущества к устаревшему жилищному фонду;

6) иных актов соответствующих государственных органов и должностных лиц по закону;

7) договоров, заключенных в порядке, установленном законом.
Статья 20. Открытие и закрытие раздела Государственного реестра прав и регистрационного дела

1. В Государственном реестре прав на каждый объект недвижимого имущества, право собственности на который заявлено впервые, по решению государственного регистратора открывается соответствующий раздел и регистрационное дело.

2. Раздел Государственного реестра прав и регистрационное дело закрываются на основании решения государственного регистратора в случае:

1) уничтожения объекта недвижимого имущества;

2) разделения, объединения объекта недвижимого имущества или выдела доли из объекта недвижимого имущества.

3. В случае принятия государственным регистратором решения об отказе в государственной регистрации открывается только регистрационное дело, которое подлежит закрытию после включения в него соответствующих документов.

4. Закрытая регистрационное дело подлежит вечному хранению в архиве органа государственной регистрации прав.
Статья 21. Государственная регистрация прав в случае разделения или выделения доли из объекта недвижимого имущества и объединения объектов недвижимого имущества

1. В случае разделения объекта недвижимого имущества или выдела доли из объекта недвижимого имущества соответствующий раздел Государственного реестра прав и регистрационное дело закрываются, регистрационный номер этого объекта отменяется. Вместе с тем для каждого из вновь созданных объектов недвижимого имущества открывается новый раздел Государственного реестра прав и новое регистрационное дело, каждому из таких объектов присваивается новый регистрационный номер.

2. Записи о вещных правах и их обременениях в отношении объекта, который делится, или при выделе доли из этого объекта переносятся в разделы Государственного реестра прав, открытых на каждый вновь созданный объект. Если сделкой или актом соответствующего органа установлено, что вещные права и их обременение не распространяются на все вновь созданные объекты недвижимого имущества, записи о таких правах и обременениях переносятся только в разделы, открытых для вновь созданных объектов, которых они касаются.

3. В случае объединения объектов недвижимого имущества соответствующие разделы Государственного реестра прав и регистрационные дела закрываются, регистрационные номера таких объектов отменяются. Вместе для вновь объекта недвижимого имущества открывается новый раздел Государственного реестра прав и новое регистрационное дело, такому объекту присваивается новый регистрационный номер.

4. Записи о вещных правах и их обременение по объектам, которые объединяются, переносятся в раздел Государственного реестра прав, открытого для вновь объекта, с указанием той его части, по которой они были зарегистрированы.
Статья 22. Течение срока государственной регистрации прав и их отягощений

1. В случае если документы для государственной регистрации прав и их отягощений представлены не в полном объеме, предусмотренном нормативными правовыми актами, государственный регистратор в срок, установленный частями пятой, седьмой и восьмой статьи 15 настоящего Закона для рассмотрения заявленных прав, принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и их отягощений и письменно уведомляет об этом заявителя.

2. Если заявитель в течение пяти рабочих дней после получения письменного уведомления выполнил требования государственного регистратора, общий срок рассмотрения заявленного права продлевается на соответствующий срок.

3. В случае невыполнения указанных требований государственный регистратор принимает решение об отказе в государственной регистрации прав и их отягощений.
Статья 23. Приостановление государственной регистрации прав

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество приостанавливается в случае:

1) вынесения постановления суда о запрете совершения действий, связанных с государственной регистрацией прав;

2) кражи, утери документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, — по заявлению правообладателя о приостановлении государственной регистрации прав на такой объект.

2. Рассмотрение заявления о приостановлении государственной регистрации прав и принятия решения о приостановлении государственной регистрации, отказа в приостановлении государственной регистрации проводится в двухдневный срок после получения органом государственной регистрации прав соответствующего заявления.

3. О приостановлении государственной регистрации прав в случае вынесения решения суда о запрете совершения действий, связанных с государственной регистрацией прав, государственный регистратор в пятидневный срок письменно уведомляет правообладателя.

4. Государственная регистрация прав приостанавливается на период до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав на основании судебного решения об отмене запрета совершать действия, связанные с государственной регистрацией прав, или заявления правообладателя о снятии приостановления государственной регистрации прав.
Статья 24. Отказ в государственной регистрации прав и их отягощений

1. В государственной регистрации прав и их отягощений может быть отказано в случае, если:

1) заявленное право, отягощение не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом;

2) объект недвижимого имущества или большая его часть находится на территории другого органа государственной регистрации прав;

3) с заявлением о государственной регистрации прав и их отягощений обратилось ненадлежащее лицо;

4) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Законом, или не позволяют установить соответствие заявленных прав документам, которые удостоверяют;

5) заявление о государственной регистрации прав, связанных с отчуждением недвижимого имущества, подано после государственной регистрации обременений, установленных в отношении этого имущества, кроме случаев, установленных частью девятой статьи 15 настоящего Закона;

6) заявленное право уже зарегистрировано.

2. При наличии оснований для отказа в государственной регистрации оформляется решение по образцу, установленному Министерством юстиции Украины.

3. Отказ в государственной регистрации прав и их отягощений по основаниям, указанным в пункте 4 части первой настоящей статьи, не лишает заявителя права повторно обратиться с заявлением при условии устранения препятствий для государственной регистрации прав и их отягощений.

4. Отказ в государственной регистрации прав и их отягощений по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.
Статья 25. Регистрационный номер объекта недвижимого имущества

1. Номером объекта недвижимого имущества является индивидуальный номер, который присваивается каждому отдельно определенному объекту недвижимого имущества при проведении государственной регистрации права собственности на него, не повторяется на всей территории Украины и остается неизменным в течение всего времени существования такого объекта.

2. При переходе права собственности на объект недвижимого имущества или изменения описания (данных) объекта недвижимого имущества его регистрационный номер остается без изменений.

3. Порядок присвоения регистрационного номера объекта недвижимого имущества устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 26. Внесение записей в Государственный реестр прав

1. Записи в Государственный реестр прав вносятся на основании принятого решения о государственной регистрации прав и их отягощений.

2. Записи отменяются, если основания, по которым они были внесены, признаны судом недействительными.

3. Записи об обременении погашаются на основании актов (решений) уполномоченных на это органов или должностных лиц.
Статья 27. Исправления технических ошибок в государственном реестре прав

1. В случае выявления в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество и / или извлечении из Государственного реестра прав технической ошибки, допущенной государственным регистратором, заинтересованное лицо письменно сообщает в пятидневный срок об этом государственному регистратору, который проверяет соответствие сведений Государственного реестра прав информации, содержится в заявлении о государственной регистрации прав и / или их обременений. Если факт несоответствия подтвержден, государственный регистратор бесплатно исправляет допущенную ошибку в день поступления сообщения. Исправлении технической ошибки в записях Государственного реестра прав, что была допущена не по вине государственного регистратора, осуществляется за плату.

2. В случае обнаружения технической ошибки, допущенной в записях Государственного реестра прав, государственный регистратор в пятидневный срок письменно уведомляет об этом заинтересованное лицо.

3. Заинтересованное лицо в течение пяти рабочих дней со дня получения от государственного регистратора уведомления о допущении технической ошибки в записях Государственного реестра прав должна обратиться к нему с заявлением об исправлении такой ошибки.

4. Исправление технической ошибки осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить права и законные интересы правополучатели или третьих лиц, которые использовали соответствующие регистрационные записи.
Статья 28. Предоставление информации о государственной регистрации прав и их отягощений из Государственного реестра прав

1. Информация из Государственного реестра прав о государственной регистрации прав и их отягощений предоставляется в форме извлечения, информационной справки и выписки.

2. Выписка из Государственного реестра прав на основании заявления имеют право получать:

собственник (собственники) недвижимого имущества или их уполномоченные лица;

наследники (правопреемники — для юридических лиц) или их уполномоченные лица;

лицо (лица), в интересах которого (которых) установлено обременение, или их уполномоченные лица.

3. Информационную справку из Государственного реестра прав на основании письменного запроса имеют право получать суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы государственной налоговой службы, органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти (должностные лица), если запрос сделан в связи ‘связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом.

4. Орган государственной регистрации прав отказывает в предоставлении извлечения и информационной справки, если заявитель в соответствии с законом не имеет права на получение такой информации.

5. Орган государственной регистрации прав обязан по заявлению владельца или правообладателя предоставлять ему информацию в форме выписки о лицах, получивших сведения о правах и обременениях прав на недвижимое имущество, которое ему принадлежит.

6. Нотариус при совершении нотариальных действий пользуется информацией из Государственного реестра прав, порядок доступа к которому устанавливает Министерство юстиции Украины.

7. Банки при осуществлении операций по ипотеке пользуются информацией об ипотеке, обременение недвижимого имущества из Государственного реестра прав, порядок доступа к которому устанавливает Министерство юстиции Украины.
Статья 29. Плата за проведение государственной регистрации прав и их отягощений, предоставление выписок из Государственного реестра прав

1. За проведение государственной регистрации прав и их отягощений взимается государственная пошлина.

В случае отказа в проведении государственной регистрации прав и их отягощений государственная пошлина не возвращается.

2. При проведении государственной регистрации прав, возникших и зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, взимается государственная пошлина в размере, что составляет половину суммы, установленной в соответствии с частью первой настоящей статьи.

3. За предоставление выписок из Государственного реестра прав взимается плата, размер и порядок использования которой устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

4. Суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы государственной налоговой службы, органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти (должностные лица) освобождаются от платы за получение информационной справки из Государственного реестра прав, если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом.
Статья 30. Ответственность в сфере государственной регистрации прав

1. Государственные регистраторы за нарушение законодательства в сфере государственной регистрации прав несут дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.

2. Действия или бездействие государственного регистратора могут быть обжалованы в суд.

3. Ущерб, причиненный органом государственной регистрации прав, государственным регистратором физическому или юридическому лицу при исполнении своих обязанностей, подлежит возмещению на основании решения суда, вступившего в законную силу, в порядке, установленном законом «.

2. В Земельном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., N 3 — 4, ст. 27):

1) текст статьи 111 изложить в следующей редакции:

«1. Право на земельный участок может быть ограничено (обременено) законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица или договором путем установления:

а) запрета на использование и / или распоряжения, в том числе путем отчуждения;

б) условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;

в) запрета на осуществление отдельных видов деятельности;

г) запрета на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;

г) условия осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;

д) условия соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;

е) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

2. Ограничения (обременения) в использовании земельного участка, указанных в пунктах «б — е» части первой настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом.

Запрета на использование и / или распоряжения, в том числе путем отчуждения земельного участка, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом «;

2) в пункте 6 раздела IX «Заключительные положения» слова и цифры «и ввести государственную регистрацию прав на землю в соответствии со статьей 202 настоящего Кодекса» исключить.

3. В Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., NN 40 — 44, ст. 356):

в части первой слово «ограничения» заменить словом «обременение»;

в части второй слова «и сделок по недвижимости» исключить;

в части третьей слова «или сделок по недвижимости» исключить;

2) часть третью статьи 191 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Права на земельный участок и другие объекты недвижимости, входящие в состав единого имущественного комплекса предприятия, подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество»;

3) в абзаце втором части третьей статьи 331 слова «проектно-сметной документации» заменить словами «разрешения на выполнение строительных работ»;

4) часть четвертую статьи 334 изложить в следующей редакции:

«4. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом»;

часть вторую дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Право на долю в праве общей долевой собственности у совладельца, получивший такую ​​компенсацию, прекращается со дня ее получения»;

после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

«3. В случае выдела совладельцем в натуре доли из общего имущества для совладельца, который совершил такой выдел, право общей долевой собственности на это имущество прекращается. Такое лицо приобретает право собственности на выделенное имущество, и в случае, установленном законом, такое право подлежит государственной регистрации «.

В связи с этим часть третью считать частью четвертой;

6) часть третью статьи 640 изложить в следующей редакции:

«3. Договор, подлежащий нотариальному удостоверению, является заключенным со дня такого удостоверения»;

7) в части первой статьи 657 слова «и регистрации» исключить;

8) часть вторую статьи 732 изложить в следующей редакции:

«2. Договор ренты и договор о передаче недвижимого имущества под выплату ренты подлежат нотариальному удостоверению»;

9) часть вторую статьи 745 исключить;

10) статью 794 изложить в следующей редакции:

«Статья 794. Государственная регистрация права пользования недвижимым имуществом, которое возникает на основании договора найма здания или другого капитального сооружения

1. Право пользования недвижимым имуществом, которое возникает на основании договора найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет, подлежит государственной регистрации в соответствии с законом «;

11) в части второй статьи 1031 слова «и государственной регистрации» исключить.

4. В подпункте 10 пункта «б» статьи 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 24, ст. 170) слова «и регистрация» исключить.

5. В Законе Украины «Об аренде земли» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 10, ст. 102, N 17 — 18, ст. 250; 2005 г., N 7 — 8, ст. 162, NN 17 — 19, ст. 267; 2006 г., NN 9 — 11, ст. 96; 2007 г., N 7 — 8, ст. 66; 2008 г., NN 5 — 8, ст. 78, N 27 — 28, ст. 253, N 48, ст. 358; 2009 г., N 46, ст. 700; 2010 г., N 5, ст. 40):

1) статью 6 дополнить частью пятой следующего содержания:

«Право аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с законом»;

2) статьи 18 и 20 исключить.

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме пунктов 3 и 5 раздела I и пункта 4 раздела II «Заключительные и переходные положения» настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2012 года.

2. Установить, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество в порядке, определенном настоящим Законом, осуществляется с 1 января 2012 года.

3. Установить, что до 1 января 2012 года государственная регистрация:

права собственности и права пользования (сервитут) на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, права пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями; права собственности на объекты незавершенного строительства, а также учет бесхозного недвижимого имущества, доверительное управление недвижимым имуществом проводится регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления этого Закона и подключенными к Реестру прав собственности на недвижимое имущество;

права собственности, права пользования (сервитут) земельными участками, права постоянного пользования земельными участками, договоров аренды земельных участков; права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис); права застройки земельного участка (суперфиций) проводится территориальными органами земельных ресурсов;

сделок, ипотек, сведений об обременении недвижимого имущества проводится нотариусами, регистраторами юридического лица, принадлежит к сфере управления Министерства юстиции Украины.

4. До разграничения земель государственной и коммунальной собственности и государственной регистрации права собственности на такие земельные участки государственная регистрация права пользования (сервитут), право постоянного пользования, договоров аренды, права пользования для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки (суперфиций) осуществляется без проведения государственной регистрации права собственности.

г. Киев
11 февраля 2010
N 1878-VI