Уголовный кодекс статья 2851

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

К негативным явлениям в экономике страны и подрыву авторитета государственной власти и органов местного самоуправления ведет нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Случаи нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов выявляются при плановых и неплановых проверках финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц аудиторами Счетной Палаты РФ либо Счетной палаты субъекта РФ, муниципальными контрольно-счетными службами, а также другими полномочными контролирующими органами.

Совершение деяний, предусмотренных ст. 285 и 2852 УК РФ, возможно лишь в форме действия. Специфика уголовно-правового действия должностного лица в составе, предусмотренном ст. 2851 УК РФ, состоит в том, что нецелевое расходование бюджетных средств может быть совершено только путем издания (оформления) официального о том письменного документа.

Поскольку в Бюджетном кодексе РФ, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в нормативных актах Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ говорится о «нецелевом использовании» бюджетных средств, а в статьях 285 и 2852 УК РФ — о «нецелевом расходовании» бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а по смысловому содержанию указанное не одно и то же, рекомендуется заменить в статьях 2851 и 2852 УК словосочетание «нецелевое расходование» средств на «нецелевое использование» средств и тем самым устранить расхождения в федеральных законах различной отраслевой принадлежности по одному и тому же вопросу.

Полагаем необходимым включить в число квалифицирующих признаков данных составов преступлений признак «наступление тяжких последствий», под которыми следует понимать ухудшение материального положения граждан, вред их здоровью, срыв нормальной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, техногенные аварии, наступление в результате нецелевого расходования средств экологических катастроф и т.д.

Перемещение бюджетных средств в течение финансового года с одного кода экономической группы, подгруппы и т.п. на другой код экономической или функциональной классификации следует считать осуществленным при наличии крайней необходимости при следующих условиях:

если перемещение бюджетных средств осуществлялось во имя достижения цели, определенной бюджетным ассигнованием; при этом не были нарушены общие параметры бюджета;

такое перемещение было вызвано состоянием крайней необходимости.

В ст. 285 и 285 УК РФ предлагается предусмотреть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, одновременно сохранив это же наказание в качестве дополнительного к лишению свободы.

Уголовный кодекс статья 2851

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 66 (обзор за ноябрь 2003 года)
5 февраля 2004 года

О работе Государственной Думы в ноябре 2003 года (18 — 28 ноября)

1. Федеральный закон № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Внесен Президентом РФ в марте 2003 г.
Профильный комитет — Комитет Государственной Думы по законодательству.
Принят (одобрен) Государственной Думой 21.11.2003г.
Одобрен Советом Федерации 26.11.2003 г.
Вступил в силу 11 декабря 2003 г., за исключением изменений в статьи 228 и 231, которые вступят в силу 12 марта 2004 г.

Закон был предложен Президентом в целях гуманизации уголовного законодательства РФ. Прокомментирован в разделе 2 блока «Армия и права человека» оперативной информации за март 2003 г. — до его рассмотрения в первом чтении.

На этапе его подготовки ко второму чтению внесены поправки в положения, принятые в первом чтении, добавлены новые статьи и введены существенные изменения в следующие разделы УК РФ:

  • Раздел III «Наказание» (изменена редакция статей 46, 49, 50, 54, 56, 58,63, 68, 73, исключена статья 52);
  • Раздел IV «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания» (изменена редакция статей 79, 80, 801, 86);
  • Раздел VII «Преступления против личности» (введены новые статьи 1271, 1272, исключена статья 152, изменена редакция статей 115, 116, 122, 134, 136, 1411, 142, 1451, 151);
  • Раздел VIII «Преступления в сфере экономики» (статьи 174, 178, 198, 199, 1991, 1992 изложены в новой редакции, введена новая статья 1741);
  • Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (статья 213 изложена в новой редакции);
  • Раздел X «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (статьи 228, 2281, 2282 240, 241 изложены в новой редакции, введена новая статья 2421);
  • Раздел XI «Экологические преступления» (статья 282 изложена в новой редакции введены новые статьи 2851 и 2852).

Общая часть УК РФ после доработки законопроекта во втором чтении содержит, в частности, следующие изменения:

1. Суду дано право разрешать выплачивать штраф в рассрочку с максимальным сроком выплаты всего штрафа 3 года (см. статью 46).

2. Приняты уточнения в условия назначения и исполнения вводимых с 2004 года в России обязательных работ как наказания за преступление (это бесплатные общественно-полезные работы не свыше 4 часов в день). Объекты, на которых эти наказания отбываются, будут назначаться теперь органами местного самоуправления, но по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (см. статью 49). Этот вид наказания не будет назначаться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

3. Исправительные работы как наказание за преступление будут назначаться осужденным, не имеющим основного места работы. Отбывать их будут в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (см. статью 50). Этот вид наказания тоже не будет назначаться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву
4. Исключена статья 52 (отменена конфискация имущества, как вид наказания).

5. Статья 16 «Неоднократность преступлений» исключена полностью, в статье 63 из перечня обстоятельств, отягчающих наказание, исключена «неоднократность преступлений».

6. В статью 80 «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» внесено изменение, согласно которому при хорошем поведении осужденного суд может заменить более мягким видом наказания не только наказание в виде лишения свободы, но также в виде ограничения свободы и в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Комментарий. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается только солдатам и сержантам, не отслужившим срока службы по призыву, поэтому не ясно, какое из перечисленных в статье 44 УК РФ видов наказания является более мягким. Штраф? Солдат по призыву его заплатить не сможет. Штраф в рассрочку? Бессмысленно. Лишение звания? Тоже бессмысленно. Обязательные и исправительные работы, ограничение свободы к солдатам по призыву не применяются (см. статьи 49, 50, 53 УК РФ). Условное осуждение не отнесено Уголовным кодексом к виду наказания. Остается только уменьшение срока первоначально назначенного наказания.

7. Статья 77 «Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки» исключена из главы 11 «Освобождение от уголовной ответственности» и перенесена в главу 12 «Освобождение от наказания» (новая статья 801 в главе 12). В нее добавлен пункт 2, установивший возможность освобождения от наказания при изменении обстановки для совершивших впервые тяжелые и особой тяжести преступления. Вся статья принята в следующей редакции:

Статья 801 «Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки»:

1. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными.

2. Лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть освобождено от наказания только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Комментарий. Что понимается под «изменением обстановки» УК РФ, к сожалению, не объясняет. По отношению к военнослужащим по призыву военные суды не применяли и вряд ли будут применять эту статью, поскольку считается, что любое воинское преступление при любой обстановке наносит ущерб безопасности государства, и военнослужащий в любой обстановке должен быть готовым рисковать жизнью.

Из статей особенной части УК РФ отметим следующие.

1. В статьи 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 116 «Побои» введена часть 2 следующего содержания: «2. То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений, — наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

2. Формулировка понятия «пытка» в 117 статье УК РФ осталась той, которую первоначально предложил Президент: «Под пыткой в настоящей статье и в других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях». Она отличается от формулировок, принятых в Декларации ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Согласно статье 1 Декларации ООН о защите всех лиц от пыток:

«1. Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.
2. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

Согласно статье 1 Конвенции ООН против пыток:

«1. Для целей настоящей Конвенции определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

2. Эта статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству, которое содержит или может содержать положения о более широком применении».

Комментарий. По-видимому, законодатели решили воспользоваться п. 2 статьи 1 Конвенции ООН («о более широком применении» понятия «пытка»). А соответствующую международным актам формулировку, предложенную депутатом Ю. А. Рыбаковым и принятую в первом чтении в марте с.г., они не приняли, чтобы помочь должностным лицам избежать прямой ответственности за применение пытки в отношении граждан как за должностное преступление.

В настоящее время явившихся с повинной или задержанных солдат по призыву, подозреваемых в совершении преступления (например, самовольном оставлении воинской части) военные прокуроры до суда направляют под наблюдение командиров воинских частей. В результате очень часто в течение всего времени предварительного следствия (от 1 до 3 месяцев) командиры содержат солдат в условиях, недостойных человека (чаще всего под замком в служебных помещениях воинской части, не оборудованных спальными местами), для их охраны назначают караульных, которые приносят им еду и водят под конвоем в туалет. Эти солдаты лишены даже тех прав, которыми обладают граждане, содержащиеся под стражей в качестве обвиняемых и подозреваемых. Очевидно, что это применяется для запугивания солдат, но командование воинских частей не несет за это никакой ответственности, и не будет нести после принятия поправок в статью 117 УК РФ (при принятом в статье 117 УК РФ определении понятия «пытка»).

3. Введены новые статьи УК РФ 1271, 1272 (внесены Президентом):
Статья 1271. Торговля людьми.

1.Торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо иные действия в форме вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения, совершенные в целях его эксплуатации, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух и более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;
д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;
е) с применением насилия или с угрозой его применения;
ж) в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:
а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;
б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;
в) совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой и пунктом «а» части второй настоящей статьи, добровольно освободившее жертву торговли людьми и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
2. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей.

Статья 1272. Использование рабского труда.
1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух и более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Введение этих статей в УК РФ связано с появлением в России таких страшных преступлений как работорговля, продажа детей, продажа внутренних органов человека и участившимися случаями использования рабского труда, в том числе солдат по призыву, которых командиры (начальники) отправляют работать на строительство своих дач и гаражей, заставляют прислуживать им или «продают» солдат «покупателям», не беспокоясь о том, в каких целях будет использоваться труд солдат и в каких условиях они будут работать (часто эти цели оказываются преступными, а условия — недостойными человека).

СПРАВКА 4. Федеральным военным законодательством установлено:
«Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами» (п.1 статьи 27 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
«должностные обязанности военнослужащего используются только в интересах службы» (ст. 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ);
«Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы» (п.8 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

военнослужащий обязан «беспрекословно выполнять приказы командиров» (ст.27 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

«подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника» (ст. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ);

«обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением» (ст. 30 Устава внутренней службы ВС РФ и ст. 332 УК РФ);

«военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст.37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Однако до сих пор ответственность командиров за незаконные приказы, использование труда солдат не в интересах военной службы и «вне штата» в течение длительного времени, за недостойные человека условия прохождения военной службы и военной подготовки солдат по призыву не была установлена ни УК РФ, ни другими законами. Поэтому нельзя было привлечь к уголовной ответственности офицера, посылавшего солдат, например, на кирпичный, нефтеперерабатывающий или другой завод, либо на сельскохозяйственные работы для выполнения неквалифицированных работ без оплаты труда, либо в услужение кому-то для оплаты своего долгового обязательства.

Введение новых статей 1271, 1272 в УК РФ обусловлено обязанностью России как государства, ратифицировавшего документы ООН, Международной организации труда (МОТ) и других международных организаций выполнять требования этих документов, в том числе следующих положений.

Статья 4 Всеобщей декларации прав человека: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии».

Из статей 1, 6, 7 Дополнительной Конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством:

«Обращение другого лица в рабство, или склонение другого лица к отдаче себя или лица, зависимого от этого другого лица, в рабство, или покушение на совершение таких действий, или соучастие в них, или участие в тайном сговоре для совершения любого из этих действий считается уголовным преступлением по законам участвующих в настоящей Конвенции государств, и лица, признанные виновными в нем, подлежат наказанию».

«В настоящей Конвенции:
a. под «рабством» понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности, а под «рабом» понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении;

b. под «лицом в подневольном состоянии» понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев, упомянутых в статье 1 настоящей Конвенции (а именно: долговая кабала, т.е. «положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен», крепостное состояние человека и любой институт или обычай, закабаляющий женщину);

c. под «работорговлей» понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами».

Из статьи 1 Конвенции 105 «Об упразднении принудительного труда»:

«Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:
a. в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
b. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
c. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
d. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
e. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания».

Чтобы понять, что означает принятая в новой статье 1272 УК РФ формулировка «осуществляются полномочия, присущие праву собственности», взятая из Дополнительной Конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (см. выше), воспользуемся определением понятия «право собственности», приведенным в разных источниках.

СПРАВКА 6.
Согласно «римскому праву»:
«распорядительные права собственника, составляющие содержание права собственности, выражаются в возможности пользования, т.е. извлечения из вещи ее полезных свойств; распоряжения, т.е. отчуждения, потребления и даже уничтожения вещи» (в том числе раба, который считался «вещью» на определенных этапах римской истории).
Согласно документам Международного комитета по стандартам оценки имущества (Международные стандарты оценки МСО-04, п. 2.3.):
«Собственность является юридической концепцией. Собственность представляет собой совокупность частных прав владения. Для того чтобы различать недвижимость, материальное понятие, и право владения, юридический термин, право владения объектом недвижимости называют правом собственности на недвижимость (real property). Юридический термин для объектов физического мира, не являющихся недвижимостью, — движимое имущество (personalty), а право владения им называют правом собственности на движимое имущество (personal property). Слово собственность, употребленное без дополнительного определения или идентификации, может относиться как к недвижимости, так и к движимому имуществу или их комбинации».
Согласно Конституции РФ:
«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (из статьи 35).
Согласно Гражданскому кодексу РФ.
Статья 209. Содержание права собственности:
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Любопытно, что часть 1 статьи 1272: «1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)» по ее смыслу применима к должностным лицам, в подчинении которых находятся военнослужащие по призыву, и будут находиться граждане, направленные без их согласия и выбора места и рода деятельности для прохождения альтернативной гражданской службы. В данном случае собственником является государство, которое распоряжается зависимыми от него гражданами, лишенными федеральными законами основных прав, установленных Конституцией РФ. По независящим от них причинам они не могут отказаться от выполнения работ.

4. Отменена статья 152 «Торговля несовершеннолетними», т.к. она поглощена новой статьей 1271 «Торговля людьми».
5. Статья 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и статья 1741 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» изложены в новой редакции.
6. Изменена редакция статьи 178, в том числе и названия: «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Прежнее название статьи 178 — «Монополистические действия и ограничение конкуренции»
7. Изменена редакция статьи 198, в том числе и названия: «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и статьи 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
Прежнее название статьи 198 — «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды», статьи 199 — «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».
8. Введены новые статьи 1991 (еще при первом чтении) «Неисполнение обязанностей налогового агента» и 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
9. В статье 213 «Хулиганство» изменено определение самого понятия «хулиганство». Это понятие определено теперь как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия».

СПРАВКА 7. Прежнее определение в УК РФ: «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».

Комментарий. Вряд ли военные судьи эту новеллу будут применять к военнослужащим. Вероятно, хулиганство военнослужащих по-прежнему будет квалифицироваться по статье 349 «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих».
Одновременно с изменениями в УК РФ внесены изменения в статью 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Понятие «мелкое хулиганство» изменено на следующее: «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» (см. ниже — законопроект № 369515-3 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений Уголовный кодекс Российской Федерации»).

СПРАВКА 8. Прежнее определение в КоАП РФ: «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан».

10. Изменена редакция статей 240-242 в отношении занятий проституцией и распространения порнографических материалов или предметов.
11. Изменена редакция статьи 282, в том числе названия. Новое название: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Прежнее название: «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»
12. Введены новые статьи 2851 «Нецелевое использование бюджетных средств» и 2852 «Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов»:
«Статья 2851. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 2852 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 2852. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Эти статьи давно надо было ввести в УК РФ, чтобы исключить появление внутреннего долга и обеспечить выполнение ежегодно принимаемых бюджетных обязательств.
Средства военного бюджета России постоянно используются силовыми ведомствами не по целевому назначению.

За нецелевое использование средств федерального бюджета в прошлые годы наказывать нельзя (закон, в том числе уголовный, обратной силы не имеет).

Чтобы эти новые статьи УК РФ могли использоваться в полной мере, начиная с 2004 года, надо переработать Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ», сделав его более детальным, а бюджет прозрачным. Пути реализации бюджетных средств должны быть открыты для контроля. Бюджетные классификации и сметы, используемые получателями бюджетных средств (в том числе силовыми ведомствами, сметы которых в прошлые годы существенно отличались от принятых Федеральным законом), должны полностью соответствовать ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

Уголовный кодекс Российской Федерации : Статья 285.1

(в редакции, действующей по состоянию на 21.10.2018) НПА:Уголовный кодекс Российской Федерации:Статья 285.1

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

См. комментарии к статье 285.1 УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в часть 1 статьи 285.1 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

#Lbl2851012 наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в часть 2 статьи 285.1 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. То же деяние, совершенное:

#Lbl2851021 а) группой лиц по предварительному сговору;

#Lbl2851022 б) в особо крупном размере, —

#Lbl2851024 наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

#Lbl2851011 Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Юридический журнал

Статья 2851 ук рф комментарий

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 351 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность полетов военных летательных аппаратов, подготовка к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и безопасное соблюдение иных правил эксплуатации летательных военных аппаратов.

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Предмет преступления — военные летательные аппараты, т.е. все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, которые сконструированы для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.

3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов. Нарушение правил — это совершение действия (бездействия), противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.

Нарушения правил полетов связаны с нарушениями пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам — с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины. Подготовка летательного аппарата к полету — совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета).

К иным правилам эксплуатации относят заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара, укомплектование штатными принадлежностями и другие меры, совершение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.

В качестве нарушений указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации могут быть допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, неверная информация о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, нарушение командиром корабля высоты полета (коридора), ошибка штурмана в определении места нахождения самолета, заправка летательного аппарата некачественным топливом и др.

Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах и докладывается руководителю полета.

Последствия преступления — это смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер (например, гибель летательного аппарата, причинение крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, срыв выполнения боевого задания). При оценке тяжести последствий следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, а также затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.

Обязательным признаком преступления является причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в комментируемой статье УК.

Акт комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата в порядке, установленном УПК. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиационного происшествия.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, осуществляющий полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии военнослужащий предвидит возможность наступления последствий своих действий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на объективно не способные меры предотвратить наступление этих последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 2851 ук рф комментарий

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 66 (обзор за ноябрь 2003 года)
5 февраля 2004 года

О работе Государственной Думы в ноябре 2003 года (18 — 28 ноября)

1. Федеральный закон № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Внесен Президентом РФ в марте 2003 г.
Профильный комитет — Комитет Государственной Думы по законодательству.
Принят (одобрен) Государственной Думой 21.11.2003г.
Одобрен Советом Федерации 26.11.2003 г.
Вступил в силу 11 декабря 2003 г., за исключением изменений в статьи 228 и 231, которые вступят в силу 12 марта 2004 г.

Закон был предложен Президентом в целях гуманизации уголовного законодательства РФ. Прокомментирован в разделе 2 блока «Армия и права человека» оперативной информации за март 2003 г. — до его рассмотрения в первом чтении.

На этапе его подготовки ко второму чтению внесены поправки в положения, принятые в первом чтении, добавлены новые статьи и введены существенные изменения в следующие разделы УК РФ:

  • Раздел III «Наказание» (изменена редакция статей 46, 49, 50, 54, 56, 58,63, 68, 73, исключена статья 52);
  • Раздел IV «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания» (изменена редакция статей 79, 80, 801, 86);
  • Раздел VII «Преступления против личности» (введены новые статьи 1271, 1272, исключена статья 152, изменена редакция статей 115, 116, 122, 134, 136, 1411, 142, 1451, 151);
  • Раздел VIII «Преступления в сфере экономики» (статьи 174, 178, 198, 199, 1991, 1992 изложены в новой редакции, введена новая статья 1741);
  • Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (статья 213 изложена в новой редакции);
  • Раздел X «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (статьи 228, 2281, 2282 240, 241 изложены в новой редакции, введена новая статья 2421);
  • Раздел XI «Экологические преступления» (статья 282 изложена в новой редакции введены новые статьи 2851 и 2852).

Общая часть УК РФ после доработки законопроекта во втором чтении содержит, в частности, следующие изменения:

1. Суду дано право разрешать выплачивать штраф в рассрочку с максимальным сроком выплаты всего штрафа 3 года (см. статью 46).

2. Приняты уточнения в условия назначения и исполнения вводимых с 2004 года в России обязательных работ как наказания за преступление (это бесплатные общественно-полезные работы не свыше 4 часов в день). Объекты, на которых эти наказания отбываются, будут назначаться теперь органами местного самоуправления, но по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (см. статью 49). Этот вид наказания не будет назначаться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

3. Исправительные работы как наказание за преступление будут назначаться осужденным, не имеющим основного места работы. Отбывать их будут в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (см. статью 50). Этот вид наказания тоже не будет назначаться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву
4. Исключена статья 52 (отменена конфискация имущества, как вид наказания).

5. Статья 16 «Неоднократность преступлений» исключена полностью, в статье 63 из перечня обстоятельств, отягчающих наказание, исключена «неоднократность преступлений».

6. В статью 80 «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» внесено изменение, согласно которому при хорошем поведении осужденного суд может заменить более мягким видом наказания не только наказание в виде лишения свободы, но также в виде ограничения свободы и в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Комментарий. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается только солдатам и сержантам, не отслужившим срока службы по призыву, поэтому не ясно, какое из перечисленных в статье 44 УК РФ видов наказания является более мягким. Штраф? Солдат по призыву его заплатить не сможет. Штраф в рассрочку? Бессмысленно. Лишение звания? Тоже бессмысленно. Обязательные и исправительные работы, ограничение свободы к солдатам по призыву не применяются (см. статьи 49, 50, 53 УК РФ). Условное осуждение не отнесено Уголовным кодексом к виду наказания. Остается только уменьшение срока первоначально назначенного наказания.

7. Статья 77 «Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки» исключена из главы 11 «Освобождение от уголовной ответственности» и перенесена в главу 12 «Освобождение от наказания» (новая статья 801 в главе 12). В нее добавлен пункт 2, установивший возможность освобождения от наказания при изменении обстановки для совершивших впервые тяжелые и особой тяжести преступления. Вся статья принята в следующей редакции:

Статья 801 «Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки»:

1. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными.

2. Лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть освобождено от наказания только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Комментарий. Что понимается под «изменением обстановки» УК РФ, к сожалению, не объясняет. По отношению к военнослужащим по призыву военные суды не применяли и вряд ли будут применять эту статью, поскольку считается, что любое воинское преступление при любой обстановке наносит ущерб безопасности государства, и военнослужащий в любой обстановке должен быть готовым рисковать жизнью.

Из статей особенной части УК РФ отметим следующие.

1. В статьи 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 116 «Побои» введена часть 2 следующего содержания: «2. То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений, — наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

2. Формулировка понятия «пытка» в 117 статье УК РФ осталась той, которую первоначально предложил Президент: «Под пыткой в настоящей статье и в других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях». Она отличается от формулировок, принятых в Декларации ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Согласно статье 1 Декларации ООН о защите всех лиц от пыток:

«1. Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.
2. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

Согласно статье 1 Конвенции ООН против пыток:

«1. Для целей настоящей Конвенции определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

2. Эта статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству, которое содержит или может содержать положения о более широком применении».

Комментарий. По-видимому, законодатели решили воспользоваться п. 2 статьи 1 Конвенции ООН («о более широком применении» понятия «пытка»). А соответствующую международным актам формулировку, предложенную депутатом Ю. А. Рыбаковым и принятую в первом чтении в марте с.г., они не приняли, чтобы помочь должностным лицам избежать прямой ответственности за применение пытки в отношении граждан как за должностное преступление.

В настоящее время явившихся с повинной или задержанных солдат по призыву, подозреваемых в совершении преступления (например, самовольном оставлении воинской части) военные прокуроры до суда направляют под наблюдение командиров воинских частей. В результате очень часто в течение всего времени предварительного следствия (от 1 до 3 месяцев) командиры содержат солдат в условиях, недостойных человека (чаще всего под замком в служебных помещениях воинской части, не оборудованных спальными местами), для их охраны назначают караульных, которые приносят им еду и водят под конвоем в туалет. Эти солдаты лишены даже тех прав, которыми обладают граждане, содержащиеся под стражей в качестве обвиняемых и подозреваемых. Очевидно, что это применяется для запугивания солдат, но командование воинских частей не несет за это никакой ответственности, и не будет нести после принятия поправок в статью 117 УК РФ (при принятом в статье 117 УК РФ определении понятия «пытка»).

3. Введены новые статьи УК РФ 1271, 1272 (внесены Президентом):
Статья 1271. Торговля людьми.

1.Торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо иные действия в форме вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения, совершенные в целях его эксплуатации, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух и более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;
д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;
е) с применением насилия или с угрозой его применения;
ж) в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:
а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;
б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;
в) совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой и пунктом «а» части второй настоящей статьи, добровольно освободившее жертву торговли людьми и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
2. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей.

Статья 1272. Использование рабского труда.
1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух и более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Введение этих статей в УК РФ связано с появлением в России таких страшных преступлений как работорговля, продажа детей, продажа внутренних органов человека и участившимися случаями использования рабского труда, в том числе солдат по призыву, которых командиры (начальники) отправляют работать на строительство своих дач и гаражей, заставляют прислуживать им или «продают» солдат «покупателям», не беспокоясь о том, в каких целях будет использоваться труд солдат и в каких условиях они будут работать (часто эти цели оказываются преступными, а условия — недостойными человека).

СПРАВКА 4. Федеральным военным законодательством установлено:
«Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами» (п.1 статьи 27 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
«должностные обязанности военнослужащего используются только в интересах службы» (ст. 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ);
«Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы» (п.8 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

военнослужащий обязан «беспрекословно выполнять приказы командиров» (ст.27 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

«подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника» (ст. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ);

«обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением» (ст. 30 Устава внутренней службы ВС РФ и ст. 332 УК РФ);

«военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст.37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Однако до сих пор ответственность командиров за незаконные приказы, использование труда солдат не в интересах военной службы и «вне штата» в течение длительного времени, за недостойные человека условия прохождения военной службы и военной подготовки солдат по призыву не была установлена ни УК РФ, ни другими законами. Поэтому нельзя было привлечь к уголовной ответственности офицера, посылавшего солдат, например, на кирпичный, нефтеперерабатывающий или другой завод, либо на сельскохозяйственные работы для выполнения неквалифицированных работ без оплаты труда, либо в услужение кому-то для оплаты своего долгового обязательства.

Введение новых статей 1271, 1272 в УК РФ обусловлено обязанностью России как государства, ратифицировавшего документы ООН, Международной организации труда (МОТ) и других международных организаций выполнять требования этих документов, в том числе следующих положений.

Статья 4 Всеобщей декларации прав человека: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии».

Из статей 1, 6, 7 Дополнительной Конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством:

«Обращение другого лица в рабство, или склонение другого лица к отдаче себя или лица, зависимого от этого другого лица, в рабство, или покушение на совершение таких действий, или соучастие в них, или участие в тайном сговоре для совершения любого из этих действий считается уголовным преступлением по законам участвующих в настоящей Конвенции государств, и лица, признанные виновными в нем, подлежат наказанию».

«В настоящей Конвенции:
a. под «рабством» понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности, а под «рабом» понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении;

b. под «лицом в подневольном состоянии» понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев, упомянутых в статье 1 настоящей Конвенции (а именно: долговая кабала, т.е. «положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен», крепостное состояние человека и любой институт или обычай, закабаляющий женщину);

c. под «работорговлей» понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами».

Из статьи 1 Конвенции 105 «Об упразднении принудительного труда»:

«Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:
a. в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
b. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
c. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
d. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
e. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания».

Чтобы понять, что означает принятая в новой статье 1272 УК РФ формулировка «осуществляются полномочия, присущие праву собственности», взятая из Дополнительной Конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (см. выше), воспользуемся определением понятия «право собственности», приведенным в разных источниках.

СПРАВКА 6.
Согласно «римскому праву»:
«распорядительные права собственника, составляющие содержание права собственности, выражаются в возможности пользования, т.е. извлечения из вещи ее полезных свойств; распоряжения, т.е. отчуждения, потребления и даже уничтожения вещи» (в том числе раба, который считался «вещью» на определенных этапах римской истории).
Согласно документам Международного комитета по стандартам оценки имущества (Международные стандарты оценки МСО-04, п. 2.3.):
«Собственность является юридической концепцией. Собственность представляет собой совокупность частных прав владения. Для того чтобы различать недвижимость, материальное понятие, и право владения, юридический термин, право владения объектом недвижимости называют правом собственности на недвижимость (real property). Юридический термин для объектов физического мира, не являющихся недвижимостью, — движимое имущество (personalty), а право владения им называют правом собственности на движимое имущество (personal property). Слово собственность, употребленное без дополнительного определения или идентификации, может относиться как к недвижимости, так и к движимому имуществу или их комбинации».
Согласно Конституции РФ:
«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (из статьи 35).
Согласно Гражданскому кодексу РФ.
Статья 209. Содержание права собственности:
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Любопытно, что часть 1 статьи 1272: «1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)» по ее смыслу применима к должностным лицам, в подчинении которых находятся военнослужащие по призыву, и будут находиться граждане, направленные без их согласия и выбора места и рода деятельности для прохождения альтернативной гражданской службы. В данном случае собственником является государство, которое распоряжается зависимыми от него гражданами, лишенными федеральными законами основных прав, установленных Конституцией РФ. По независящим от них причинам они не могут отказаться от выполнения работ.

4. Отменена статья 152 «Торговля несовершеннолетними», т.к. она поглощена новой статьей 1271 «Торговля людьми».
5. Статья 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и статья 1741 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» изложены в новой редакции.
6. Изменена редакция статьи 178, в том числе и названия: «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Прежнее название статьи 178 — «Монополистические действия и ограничение конкуренции»
7. Изменена редакция статьи 198, в том числе и названия: «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и статьи 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
Прежнее название статьи 198 — «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды», статьи 199 — «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».
8. Введены новые статьи 1991 (еще при первом чтении) «Неисполнение обязанностей налогового агента» и 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
9. В статье 213 «Хулиганство» изменено определение самого понятия «хулиганство». Это понятие определено теперь как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия».

СПРАВКА 7. Прежнее определение в УК РФ: «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».

Комментарий. Вряд ли военные судьи эту новеллу будут применять к военнослужащим. Вероятно, хулиганство военнослужащих по-прежнему будет квалифицироваться по статье 349 «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих».
Одновременно с изменениями в УК РФ внесены изменения в статью 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Понятие «мелкое хулиганство» изменено на следующее: «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» (см. ниже — законопроект № 369515-3 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений Уголовный кодекс Российской Федерации»).

СПРАВКА 8. Прежнее определение в КоАП РФ: «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан».

10. Изменена редакция статей 240-242 в отношении занятий проституцией и распространения порнографических материалов или предметов.
11. Изменена редакция статьи 282, в том числе названия. Новое название: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Прежнее название: «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»
12. Введены новые статьи 2851 «Нецелевое использование бюджетных средств» и 2852 «Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов»:
«Статья 2851. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 2852 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 2852. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Эти статьи давно надо было ввести в УК РФ, чтобы исключить появление внутреннего долга и обеспечить выполнение ежегодно принимаемых бюджетных обязательств.
Средства военного бюджета России постоянно используются силовыми ведомствами не по целевому назначению.

За нецелевое использование средств федерального бюджета в прошлые годы наказывать нельзя (закон, в том числе уголовный, обратной силы не имеет).

Чтобы эти новые статьи УК РФ могли использоваться в полной мере, начиная с 2004 года, надо переработать Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ», сделав его более детальным, а бюджет прозрачным. Пути реализации бюджетных средств должны быть открыты для контроля. Бюджетные классификации и сметы, используемые получателями бюджетных средств (в том числе силовыми ведомствами, сметы которых в прошлые годы существенно отличались от принятых Федеральным законом), должны полностью соответствовать ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

Комментарий к статье 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса ). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса ).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.