Уголовное и административное право взаимодействие

Уголовное и административное право взаимодействие

13. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Наиболее тесная связь с конституционным правом, которое регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ.

Связь с муниципальным правом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их деятельность может быть объектом административного права, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах местного самоуправления существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.

Связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами.

Связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию субъектов этих отраслей, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности.

Связь с земельным правом, нормы которого регулируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование.

С трудовым правом также имеется связь в сфере регулирования нормами административного права служебных обязанностей и прав должностных лиц, прохождения специальной государственной службы (оборона, внутренние дела, служба безопасности и др.).

Связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц осуществляется также методом власти – подчинения.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квалификации состава административного правонарушения, по степени общественной опасности деяния; если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлечении правонарушителя к административному наказанию.

Связь с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным правом и судебным законодательством. Основное отличие состоит в порядке использования функций административной власти, т. е. имеет место внесудебный характер реализации их органами исполнительными власти, их должностными лицами (юрисдикционные полномочия) по рассмотрению и разрешению управленческих споров и дел об административных правонарушениях.

Имеется связь с такими отраслями права, как воздушное, морское, лесное, природоохранное, горное, таможенное и др. Отношения в них регламентируются различными отраслями права, в том числе и нормами административного.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 02.12.2014 2014-12-02

Статья просмотрена: 11908 раз

Библиографическое описание:

Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 490-493. — URL https://moluch.ru/archive/79/14091/ (дата обращения: 26.11.2018).

Издревле управление и регулирование социальными процессами присущи любому обществу и государству. Баланс стабильности и развития государства и общества, как целостных систем, априори возможно только при упорядоченном управлении и регулировании различных социальных процессов. Именно поэтому всегда есть место поиску отношений между публичными и частными интересами и их отображением в структуре и деятельности государства. Поиск и применение методов результативного влияния на социальные процессы находятся в плоскостях правовой системы. Очевидно, что их наибольший объем содержит в себе административное право, как опорная отрасль публичного права.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что административное право, само будучи самостоятельной частью российского законодательства, выступает охранительным для многих других отраслей правовой системы страны. Зачастую нормативно-правовые акты непосредственно соединяются, а также используются в отношениях с предписаниями иных отраслей как публичного, так и частного права. Важное положение административного права в системе разделов законодательства определяется тем, что его нормы устанавливают юридические положения устройства и процесса реализации административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются стандарты целого ряда областей публичного и частного права, а именно таможенного, финансового, гражданского, экологического и т. д.

Административное право, как известно, это: «одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности». [8; 12; 13]

Предметом административного права, как известно, являются [8; 12; 13]:

— «управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

— •управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

— отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

— управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий»

Характеризуя роль административного права в системе отраслей российского права, отметим, что оно:

1) «определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;

2) регулируют правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

3) устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

4) определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права» [13]

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что роль административного права в системе отраслей права — юридическое обеспечение и сопровождение властной деятельности публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридическое обеспечение реального действия этих норм.

Рационально отграничивать административное право как публичное право, от отраслей частного права. Они различаются первичной структурой, общественными направлениями, функциями и принципами. Как известно, «частное право — допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанная на добросовестности их создания, изменения и прекращения, а также установления порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Предмет публичного права — государство как носитель верховной и суверенной власти, а так же государственная власть в ее различных проявлениях» [12]

Вряд ли можно подвергнуть сомнению утверждение что «административное право является публичным правом», [12] так как оно выражает публичный интерес как в формировании общественных процессов, так и в формах, содержании и методах административного права, работы исполнительной власти.

Существует ряд теорий в административном праве, в которых разграничивается частное и публичное право. Одна из них, «теория интересов», определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Здесь публичное право служит государственным интересам, частное право — частным интересам. На наш взгляд, «теория интересов» дает поверхностные доводы отграничения административного и частного права, потому что большое количество нормативных актов гарантируют параллельно социальные и личные интересы. В то же время нельзя не отметить и положительное в данной теории: представляется, что государство станет правовым только тогда, когда любая норма будет удовлетворять социальным и индивидуальным интересам. Этой теорией можно пользоваться только как дополнительной для разрешения проблемы о разграничении публичного и частного права.

Другая теория, «теория субординации (соподчинения)», предполагает разграничение публичного и частного права, раскрывает характер отношения участниками (субъектами) правовых отношений. Данная теория характеризует сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности. Здесь в публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения, а в частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковую степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Данная теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений).

По нашему мнению, такое отображение проблемы разграничения публичного и частного права не в полной мере раскрывают их сущность, так как все чаще на себя обращают моменты, когда в современности рождаются новейшие учреждения публичного и частного права. Например, такие учреждения как подчиненность в современном гражданском праве в условиях наличия в практике достаточно обширного количества административных договоров. В то же время, нормативно-правовые взаимодействия в социально — культурной сфере государственного управления, непрерывно расширяясь и развиваясь каждый в собственной отрасли, создают все условия для того, чтобы не рассматривать субординационную теорию как непревзойденную.

Ещё одна теория, это «теория относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений». Данная теория рассматривает административное право как совокупность правовых норм, которые имеют адресантом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государственно-правовых институтов и образований, а также физических лиц, имеющих соответствующий правовой статус. Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права». [11]

По нашему мнению, исследование вышеперечисленных теорий может помочь сформировать представление о роли административного права в системе законодательства, его предназначении и последующем пути развития.

Несмотря на разделение публичного и частного права, административное право, как ранее мы отметили, тесно соотносится со многими другими отраслями права. Данное утверждение вполне соответствует выводам сделанным Б. Н. Габричидзе, который обосновал, что «административное право является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими правовыми отраслями служит фундаментом для возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей…» [7].

Рассмотрим наиболее характерные аспекты взаимодействия административного права с другими отраслями права на конкретных примерах.

Например, административное право плотно взаимодействует с конституционным правом, исходя из того, что оба они отрасли публичного права. Устройство конституционного права и объекты законодательного координирования похожи на устройство административного права. Так как конституционное право — главнейшая ветвь российского права, оно фиксирует правила основания и компетенции исполнительной власти. Ее система, место, правовые функции прописаны в ст. 3, 5, 10, 11, 71–72, 83–88, 102–103, 111, ст. 117, 125 Конституции РФ. Исходной и необходимой для административного права является ст. 110 Конституции РФ, которая определяет состав Правительства РФ, и ч. 1 ст. 117, которая предусматривает право Правительства РФ подать в отставку. [1]

Многие стороны образования и функции устройства исполнительной власти фиксируются федеральными и другими законодательными актами. Так как административное право происходит из норм конституционного права, конкретизирует их, поясняя правовую систему исполнения прав и свобод определенных членов управленческих социальных отношений и административно-правовые способы его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. д.

Взаимодействие и соотношение гражданского права и административного права заключается в потребностях удовлетворения общественных и индивидуальных интересов, требующих употребления и анализа административно-правовых и гражданско-правовых нормативных актов. Поскольку, нормы одной отрасли права охраняются нормами другой отрасли, административное право должно расцениваться как одно из обязательств воплощения гражданско-правовых норм. Административное и гражданское право часто рассматривают одинаковые ситуации, но совершенно различные способы налаживания отношений между субъектами. Часто это бывают имущественные отношения, но существуют различия в способах их координирования. Гражданскому праву свойственно нормативно-правовое равенство воли сторон; отсюда активное использование договорных форм. Для административно-правовой методики характерно различие способностей лиц: желание одного, как правило, господствует над желанием другого. В административно-правовых отношениях одна сторона, в большинстве случаев, снабжена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она (первая сторона) принимает властные решения, производит государственный надзор за функционированием другой, имеет право в определенных, предусмотренных законом ситуациях использовать к ней принуждение.

Одним из примеров соотношения административного права и гражданского права является требования Гражданского Кодекса РФ, который предписывает, что «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». [3,ст. 2, 16, 124, 125,126, 426; 9; 10]

Кроме того, сравнивая административное и гражданское право, мы видим их различия в методах урегулирования правонарушений. Для административного права характерен императивный метод (метод властных предписаний), а для гражданского — диспозитивный (установление юридического равенства участников правоотношений). Но при этом прослеживаем и их связь, например в вопросе имущественных отношений.

Характеризуя отношения административного права и трудового права, следует отметить, что предписания административного права устанавливают компетенцию учреждений исполнительной власти по регулированию трудовых взаимоотношений. Часто создание нормативно-правовых актов трудового законодательства устанавливается стандартами административного права. Это касается издания приказов об оформлении на работу [5,ст.16] об обеспечении отпуска на установленный период, предписания трудового законодательства — условия появления административно-правовых отношений. Гражданин- член трудового коллектива, участвует в управлении делами предприятия, где он работает. [5] Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охран труда и техники безопасности. Статус указанных органов регулируется административным законодательством. Нормы административного права, устанавливают положения о государственной службе, а нормы трудового права, упорядочивают прием и прохождение этой службы. Некоторые основания для работников, исполняющих те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе, определяются предписаниями административного законодательства.

Рассматривая взаимосвязи административного и уголовного права, можно отметить, что общим для обоих отраслей права является то, что зачастую они охраняют одну и ту же сферу правоотношений, но различаются степенью тяжести санкций за совершение правонарушений. Административное законодательство устанавливает гораздо менее строгую меру ответственности, чем законодательство уголовное, так как административные правонарушения отграничиваются от уголовных правонарушений степенью общественной опасности.

В виду ограниченности объема статьи, мы рассмотрели соотношение и взаимосвязь административного права только с некоторыми отраслями права на характерных примерах. В теории и на практике, существуют достаточно обширное количество примеров и работ, наглядно показывающих соотношение административного права с финансовым, информационным, таможенным, налоговым, военным и другими отраслями российского права. [например, 7; 8; 10; 11; 12; 13]

Таким образом, рассмотрев соотношение административного права с другими отраслями права можно сделать вывод, что административное право является одним из стержней правовой системы государства и тесно соотносится с другими отраслями права, выступая для многих из них в роли охранительного права. Оно является крупнейшим, сложным и имеет важнейшее значение в координировании социальных отношений, установлении порядка управления и реализации гражданами своих прав и обязанностей. Административное законодательство затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности общества и государства.

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 янв. 1996г. № 14-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 22.11.2014г.]

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 197-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 19.11.2014г.]

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 19.11.2014г.]

7. Габричидзе Б. Н. Административное право России: учебник — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби 2008. — 680 с.

8. Микаилов С. М., Петров Е. Е. Административное право Российской Федерации в схемах и таблицах: учебное пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации», Северный (г. Петрозаводск) филиал.- Петрозаводск: НИН, 2014.-297с.-Библиогр.:с.292–298

9. Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук.12.00.11. Академия управления МВД России. Москва. 2011.

10. Микаилов С. М. Профилактика преступлений имущественной направленности как основная цель деятельности вневедомственной охраны полиции [Текст] / С. М. Микаилов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1–0,5 п.л.

11. Рихтер И., Шупперт Г. Ф. Судебная практика по административному праву: Учеб. Пособие. М., 2000. С. 90–111.

12. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, — 2009. — с.

13. Стахов, А. И., Кононов П. И. Административное право России: учебник для бакалавров — М: — Юрайт. 2014.- 651 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Уголовное и административное право

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения. В первом случае обязательными должны быть тяжкий вред здоровью или смерть лица, в последнем – сам факт нарушения, даже если не было никаких последствий, карается, как правило, административным штрафом или лишением права управлять машиной. Уголовное право регламентирует отношения в связи с совершением или подготовкой преступного акта. Административное же – в связи с совершением правонарушения, имеющего значительно меньший уровень опасности для общества и личности.

В плане регулирования отношений уголовное и административное право имеют свои собственные сферы действия, которые порой взаимодействуют. При этом ни одно из них не является альтернативой друг другу. У них абсолютно разный состав участников, методов, средств, принципов, а также последствий, которые наступают в связи с применением тех или иных норм. И уголовное, и административное право не только устанавливают те или иные правила, которым должны следовать все – и граждане, и организации –но и реагируют на их неисполнение или несоблюдение.

Сходства и различия уголовного и административного права

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Соотношение административного, уголовного и гражданского права

Гражданское право отличается от первых двух тем, что здесь субъекты равноправны, при этом административные методы не применяются. Рассмотрим это на примере. Между коммерческой компанией и местным самоуправлением заключен договор поставки. Если компания не выполняет свои требования, то местные государственные чиновники не вправе включить административный ресурс, поскольку их отношения построены на договоре, в котором обе стороны равны. В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.

Рассмотрим пример, в котором проявляются все виды отношений. Между коммерческой компанией и государственным органом заключен контракт (гражданские правоотношения). В ходе его исполнения возникли противоречия, приведшие стороны в суд (гражданские отношения). В рамках судебного заседания представитель коммерческой структуры нарушил порядок судебного заседания, в результате чего был привлечен судьей к административной ответственности (административные отношения). Или, например, со стороны того же представителя совершены действия по фальсификации доказательств, что станет уже предметом уголовного разбирательства. Административное и уголовное право в этом случае находятся с одной стороны весов, если возникнет вопрос о сравнении указанных трех отраслей, хотя и призваны регулировать совсем разные правоотношения.

В целом, административное, уголовное и гражданское право преследуют одну цель – урегулировать те или иные отношения. Именно поэтому каждая отрасль наделена набором инструментов и средств, способных повлиять на такого рода отношения.

Еще одним весьма сложным, но распространенным примером отношений административного, уголовного и гражданского права является следующая ситуация. Один человек берет у другого деньги в качестве займа, при этом оформляется соответствующий договор. Приходит срок возврата денег, но заемщик долг не возвращает. Возникает коллизия: привлекать его за мошенничество, или все же эти отношения находятся в рамках гражданского права. Конечно, никто не будет устанавливать мотивы такого поведения, если нет заявления от потерпевшего. Практика показывает, что в таких случаях представители полиции отказывают в возбуждении дела, поскольку отсутствует состав преступления, а ссылка идет на гражданские отношения. При этом неофициально поясняется, что если бы количество таких займодавцев было несколько, то налицо было бы мошенничество. Такая позиция не вполне понятна, тем более она не решает существующей коллизии. Уголовное право начинает действовать тогда, когда будет доказано изначальное намерение не отдавать деньги, но важно, в рамках какого производства такой факт можно установить. Это вопросы, на которых нет однозначных ответов. Помочь в этом может только разбор конкретной ситуации.

Вам также может быть интересно:

Что такое гражданские права? Гражданские права — это такой вид прав человека, которые образуют основу правового статуса личности. Гражданские права являются естественными.

Российские власти продолжают активную борьбу с курением, стартовавшую еще в начале прошлого года с выходом «антитабачного» закона. Его положения вступают в силу.

Вопрос № 4. Взаимодействие управленческого права с другими отраслями права

В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест. Оно не только самостоятельная отрасль, но своему характеру и фундаментальное право.

Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты.

Своеобразие административного права определяемся широкой сферой регулируемых им управленческих общественных отношений. По этой причине очень трудно четко указать рамки его действия.

Взаимодействие административного права с другими отраслями права можно отобразить следующим образом:

Особенно тесно административное право взаимодействует с конституционным нравом. Конституционное право является ведущей отраслью права Республики Беларусь. Оно охватывает общественные отношения в области охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) и в области устройства государства и государственной власти. Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и некоторыми другими отраслями нрава, в первую очередь, административным правом. Однако конституционное право содержит нормы основополагающего характера (см. ст.ст. 34—37, 39, 40 Конституции Республики Беларусь и др.). Административное право, руководствуясь названными отправными положениями, детализирует и конкретизирует их, определяет механизм реализации этих прав и свобод.

Конституционное право закрепляет общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, их место в системе государства и взаимоотношения. Административное право, руководствуясь этими принципами, детализирует их применительно к государственно-управленческим системам, устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты, определяет формы и методы управленческой деятельности.

Близка связь административного права с финансовым правом. Финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. Это, в первую очередь, отношения, которые возникают в процессе образования (мобилизации), распределения и использования денежных средств (финансовых ресурсов) государства и органон местного самоуправления. Такая деятельность включает в себя и управленческую деятельность. Поэтому административное право регулирует управленческие отношения в области финансов.

Организация, полномочия и деятельность финансово-кредитных органов регулируются нормами административного нрава так же, как и любых других управленческих органов.

Административно-правовые средства превалируют и в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений, правовой защите налоговых отношений. Таким образом, административное право регулирует управленческие отношения в области финансов, а не сами финансово-кредитные отношения. Административное право тесно соприкасается с трудовым правом. Основным предметом последнего являются трудовые отношения, которые возникают, как правило, на основе односторонних административных актов, свидетельствующих о юридическом оформлении па работу (см. ст.ст.2, 4, 25 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Этому, конечно, предшествует заключение трудового договора (соглашения), в том числе и контракта об условиях будущей работы. Издание правового акта требуется и в случаях применения дисциплинарных взысканий (ст. 199 ТК), реализации права па отпуск’ (ст. 152 ТК), при выходе па пенсию, при поощрении, направлении в командировку и т.д. Нормами административного права регламентируются полномочия администрации в названных областях, а также процесс руководства ею производством и деятельностью государственных служащих, ибо это представляет собой проявление управленческих полномочий.

Об этом свидетельствует статья I Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в которой подчеркивается, что гражданское законодательство регулирует главным образом имущественные отношения. В то же время Гражданский кодекс Республики Беларусь признает наличие имущественных отношений, регулируемых административным нравом. Так, в пункте 4 статьи 1 ГК записано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется. Следовательно, можно утверждать, что управленческая деятельность может быть связанной с имуществом. Так, в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь», а также в нормативных актах, определяющих правовой статус иных государственных органов, содержится немало административных норм, предоставляющих Совету Министров, министерствам, государственным комитетам и другим государственным органам управления полномочия по распоряжению имуществом в пределах подведомственных им сфер (отраслей). Пункт 2 статьи 7 ГК регламентирует возникновение гражданских прав и обязанностей из актов органов государственного управления, местного управления и самоуправления. Часть 2 пункта 1 статьи 3 того же нормативного документа закрепляет, что Правительство Республики Беларусь, министерства, иные республиканские орта им государственного управления, местные органы управления и самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Гражданский кодекс Республики Беларусь утверждает также, что гражданские права в предусмотренных законодательством случаях могут защищаться в административном порядке (и. 3 ст. 10). Тесное взаимодействие норм гражданского и административного права видно из статьи 47 ГК, регламентирующей порядок государственной регистрации юридических лиц, из 103 ГК, закрепляющей организацию управления акционерным обществом, и т.д.

Итак, имущественные отношения могут являться предметом регулирования как гражданского, так и административного права. Однако для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство сторон. Иначе говоря, гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны. При указанных отношениях широко применяются договоры.

Административно-правовой метод применяется при отсутствии равенства сторон общественных отношений. Здесь воля одной стороны чаще всего господствует над волей другой. В административно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями по отношению к другой. По этой причине первая сторона имеет возможность принимать акты управленческого характера, осуществлять контроль за деятельностью другой и даже, в предусмотренных законодательством случаях, применять к ней меры принуждения.

Криминалистика и право

Вопрос 5. Связь уголовного права со смежными отраслями права

Уголовное право взаимодействует с другими отраслями российского права. Наиболее тесна его связь с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным правом. [1]

  • Наиболее тесное взаимодействие уголовного права и уголовного процесса проявляется в вопросах основания уголовной ответственности, предмета доказывания по уголовному делу, давности, амнистии, помилования, ответственности несовершеннолетних лиц.
  • Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных в УК РФ, порядок освобождения от наказания и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом.
  • Административное право близко уголовному по задачам, поскольку и то, и другое во главу угла ставят охрану прав и свобод личности, имущественных отношений и интересов государства.

Принятие УК РФ 1996 г., в текст которого были включены ранее неизвестные составы преступлений, поставило проблему соотношения отдельных норм уголовного права с нормами гражданского, финансового, налогового, таможенного права и других отраслей.

Обращение к нормам гражданского права необходимо при квалификации воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, незаконного и лжепредпринимательства, незаконного использования товарного знака, заведомо ложной рекламы и др. [2]