Учетная норма жилья в сочи

Выплата компенсации за найм жилья сотруднику МВД

Здравствуйте. Я являюсь сотрудником ОВО по г. Сочи женат и есть ребенок дошкольного возраста. Снимаю жилье с 2011 г. Узнав что есть закон на основании которого могут выплачивать компенсацию подал документы в управление. Там мне сказали что у меня есть собственность 9 квадратных метров ((жилых) это 1/7 от приватизированной квартиры) и мне не положенна компенсация. Так ли это? Еще я слышал что на одного человека положено 12 квадратных метров или что-то около этого.

Ответы юристов (2)

Такой отказ не может быть признан законным!

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации . » установлено, что компенсация выплачивается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания.

Учитывая, что по городу Сочи учетная норма (то есть минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения) составляет 10 и менее кв.метров (Решение Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 № 51), вы никак не можете считаться имеющим жилое помещение для постоянного проживания, тем более, что ваша семья состоит из 3 человек.

Если проходите службу в горотделе, обратитесь в ГУ МВД по Краснодарскому краю с жалобой на имя начальника.

Для сведения: размер компенсации составляет не более:

15000 рублей — в гг. Москве и Санкт-Петербурге;
3600 рублей — в других городах и районных центрах;
2700 рублей — в прочих населенных пунктах.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается
сотрудник:

1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма
или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма
или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда
соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.

Порядок реализации положений о предоставлении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудниками ОВД регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30.11.2011 г. № 1228.

Согласно указанному Постановлению размер компенсации составляет не более:

— 15000 рублей — в гг. Москве и Санкт-Петербурге;

— 3600 рублей — в других городах и районных центрах;

— 2700 рублей — в прочих населенных пунктах.

Для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу, к которому прилагаются следующие документы:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;

в) справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» о наличии (отсутствии) у
сотрудника и членов его семьи в собственности жилых помещений в субъекте
Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Рапорт и прилагаемые документы в месячный срок рассматриваются жилищной
(жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа, на
основании решения которой издается приказ руководителя органа о выплате
денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной
компенсации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» в отношении сотрудников органов внутренних дел с момента вступления в силу Постановления № 1228 не применяется.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Могу ли я стать на учёт для получения жилья (инвалид детства)?

Я являюсь инвалидом детства 3 группы по слуху. Постоянно зарегистрирован в г.Армавире Краснодарского края. Могу ли я получить жильё по своей категории?

Живу в 3-к.кв. общей площадью 69,6 кв.м.

Постоянно зарегистрированы: я, мама, дедушка, тётя, дочь тёти, внук тёти, а также мой троюродный брат. Итого нас семеро. По факту живут двое.

Дочь тёти со своим сынишкой (тётиным внуком) живёт в своей ипотечной квартире в Сочи. Тётя живёт в в другой квартире в Армавире, которая также оформлена на её дочь.

В нашем Краснодарском крае есть гадский закон, который не позволил получить квартиру дедушке-ветерану ВОВ. Суть закона: при постановке деда на учёт в качестве нуждающегося, в нашем замечательном крае учитывается жилплощадь всех зарегистрированных в нашей квартире. В итоге, исходя из того, что в Армавире учётная норма на 1 человека 10 кв.м., из-за квартир тётиной дочки в Сочи и Армавире, к нашей 3-к.квартире, где мы все прописаны, администрация города прибавила жилплощадь тётиной дочки. Подали в суд, проиграли, т.к. адвокат была очень слабенькая. 27 октября будет апелляция в краевом суде. На что ссылаться, как выиграть дело и отбить у этих жадных чиновников то, что дед заслужил в ВОВ?

Какие права есть у меня, как у инвалида детства (в плане получения жилья)?

Ответы юристов (8)

Уважаемый Евгений Борисович. Есть проблема. Такой гадкий закон — не просто в вашем замечательном крае. Этот гадкий закон распространяется на всю территорию нашей замечательной страны. Поэтому, в каком бы субъекте РФ вы не проживали, для постановки на учет в качестве нуждающегося должны соблюдаться два требования: отнесение гражданина к малоимущим (с учетом доходов всей членов семьи) и необеспеченность жилой площадью по учетным нормам.

Принимая во внимание требования ЖК РФ, при постановке на учет должна приниматься во внимание жилая площадь, имеющаяся у всех совместно проживающих членов семьи. Поэтому дело, увы, вообще не в адвокате. Если адвокат в чем и виноват, так в том, что не разъяснил вам необоснованность обращения в суд с подобным иском.

Такие же требования — необеспеченность жильем и статус малоимущего, установлены федеральным законодательством и для постановки на учет для предоставления жилья инвалидам.

Уточнение клиента

А разве нельзя оспорить такой закон, например, в КС РФ? Ведь право собственности у деда на квартиру внучки в Сочи не возникает и право прописаться там без её согласия также ему не даёт. Данный закон, как я думаю, является дискриминационным по отношению к ветеранам, тем более, что согласно ФЗ «О ветеранах» деду, как участнику ВОВ не требуется статус нуждающегося для получения квартиры.

И какие перспективы в ЕСПЧ по делу дедушки, как думаете?

08 Октября 2015, 19:33

Есть вопрос к юристу?

Обратиться в КС, конечно, никто не запрещает. Но в чем, по-вашему, нормы ЖК РФ противоречат Конституции РФ? А если не противоерчит, обращаться в КС не с чем. Совершенно не нужно, чтобы право деда на квартиру внучки возникало. Достаточно того, что внучка имеет это жилье.

Уточнение клиента

Я считаю, что Конституции противоречит не ЖК РФ, а сам краевой закон, который навязывает учёт всех квартир, кто у нас прописан. Потому что это ущемляет право ветерана на свою отдельную комнату, комната у него с выходом на балкон (практически, проходная), дедушке нужно ждать, когда освободится туалет, к примеру. Внучка выписываться не желает, да и мы не видим в этом необходимости. А страдает от этого дед.

Второй момент, в чём я ещё усматриваю возможность обращения в КС РФ, это в том, что у нас в Конституции запрещена дискриминация по какому-либо признаку. В частности, я её усматриваю в этих нормах: для кого-то у нас норма жилья 18 кв.м., а для кого-то 10 кв.м. Чистейшая дискриминация по социальному признаку — ветеранам — по 10 кв.м., а по договорам соцнайма 18 кв.м. Значит, последним есть возможность предоставлять жильё, исходя из квадратуры, а для ветеранов её нет. Вот это мне непонятно. Какие, в связи с этим, Вы видите перспективы?

08 Октября 2015, 21:50

В ЕСПЧ можно обращаться при нарушении не всяких прав, а исключительно прав человека. Права вообще и права человека — не одно и то же. Насколько я помню, жилищные права не относится к правам человека применительно к декларации и возможности обращения в ЕСПЧ. Т.е. в Декларации не закреплены.

Кроме того, ЕСПЧ также будет исходить из того, что государство при настоящем уровне экономического развития в состоянии обеспечить только самый минимум гарантий для граждан. Т.е. только для тех лиц, которые вообще ничем не обеспечены.

Никто не может требовать от государства больше, чем оно в состоянии объективно выполнить. В ЕСПЧ есть смысл обращаться при нарушении, например, права на справедливое судебное разбирательство, равноправия и других нарушениий прав человека, закрепленных в Декларации.

Несогласие с решением суда — вообще не основание для обращения ни в КС РФ, ни в ЕСПЧ.

Уточнение клиента

А если выписать внучку деда и вместо них прописать кого-то других, но без своей жилплощади?

08 Октября 2015, 20:03

Если снять с регистрационного учета (а не выписать) внучку, членов вашей семьи станет меньше. Соответственно, все будут обеспечены жильем не ниже учетных норм. Для постановки на учет оснований не будет.

В регистрации других лиц не в качестве членов семьи вообще нет никакого смысла. Эти лица не будут учитываться при подсчете соблюдения учетных норм. Соответственно, с какой целью их регистрировать, если они в целях постановки на учет что есть, что нет?

Не стоит тут ломать голову. Так уж получается, что законодатель — не идиот, и уловки, которые могут прийти в голову каждому человеку, при принятии закона учитываются. Иначе, что это за закон, если простым фиктивным действием можно преодолеть все его императивные требования?

Уточнение клиента

А согласно ФЗ «О ветеранах» подп.3 п. 1 ст. 15:

участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Это может как-то помочь при рассмотрении апелляции? Ведь краевой закон противоречит федеральному, а значит, при коллизии применяются положения вышестоящего (федерального) законодательства, но не краевого. И квартира внучки ещё не перешла в её полную собственность. Внучка не может распоряжаться данной квартирой по своему усмотрению. Право внучки проживать хоть в нашей квартире, хоть в её ипотечной за ней сохраняется, но ведь дед-то не имеет право к ней прописаться и переехать к ней жить!

Что за бредовые законы у нас в стране (((

Неужели совсем ничего нельзя сделать?

А мне как инвалиду детства стать в очередь на получение своего жилья можно?

08 Октября 2015, 21:40

Уточните, пожалуйста, в чем именно выражается противоречие местного закона федеральному?

Кроме того, не стоит смешивать право пользования жильем и право собственности. Это разные категории. Ваш вопрос — жилищный, а не гражданско-правовой (о праве собственности). Не важно, есть возможность распоряжаться или нет, важно, что человек имеет крышу над головой. А как — по социальному найму, или в собственности, или ипотеку платит, неважно. Ведь у кого-то и этого нет.

Кроме того, нет такого понятия как «неполная собственность». Ипотека вовсе не охначает неполной собственности. Право собственности внучки зарегистрировано. Соответственно, она собственник. Собственность обременена залогом. Но это не означает невозможность пользоваться жильем для проживания в полной мере. А это — главное.

Исключение по отношению к ветеранам требования по имущественному положению не исключает требование об обеспеченности жилым помещением. В законе не сказано, что участники ВОВ обеспечиваются жильем независимо от наличия у них жилья. Соответственно, требование закона, касающееся учетных норм к ним такое же, как к остальным гражданам. Если бы он не был обеспечен жильем, и при этом был состоятельным человеком, государство было бы обязано предоставить ему жилье.

И к инвалидам, и ко всем остальным категориям граждан требование одно — для предоставления жилья они должны быть обеспечены жильем менее учетной нормы. Не говоря об имущественном положении.

Уточнение клиента

Я имею в виду следующее: согласно ФЗ «О ветеранах» подп.3 ч.3 п. 1 ст. 15:

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

То есть, ветеранам ВОВ не нужен статус нуждаемости. Я это так понимаю.

А краевой закон, устанавливая требование в определении нуждаемости, противоречит вышестоящему ФЗ. Вот об этом я говорю.

08 Октября 2015, 21:56

Часть 2 статьи 49 ЖК РФ:

Малоимущим гражданам, признаннымпо установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

П. 4 ст. 50 ЖК РФ —

Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как можно видеть из этих положений закона, критерии признания граждан малоимущими и установление учетных норм — прерогатива органа местного самоуправления. И в этом нет никакого нарушения федерального закона.

Не знаю, вам, наверное, ваш адвокат так растолковала.

Но я из этой нормы могу сделать только один вывод, который сам собой напрашивается: ветеранам ВОВ не нужен статус малоимущего. Покажите, где тут указано, что требование ЖК об учетных нормах на ветеранов не распространяется?

Имущественное положение — это материальная обеспеченность, а не обеспеченность жильем. В общем, суд своебразным толкованием норм убедить нельзя. Суд толкует нормы с тем содержанием, которое им придавал законодатель. При этом версии толкования закона можно строить какие угодно. Каждый видит в законе то, что он хочет видеть, или понимает в соответствии со своим разумением.

Но суд будет толковать нормы профессионально. Соответственно, обращаясь в суд, необходимо это учитывать.

Государство, по общему правилу, не обязано обеспечивать жильем граждан, не нуждающихся в жилье. Даже таких уважаемых. Государство даже с обеспечением жильем людей, проживающих за чертой бедности и не имеющих жилья, едва справляется. В стране огромное количество людей, вообще не имеющих никакого жилья. В том числе, и малоимущих.

Уточнение клиента

Спасибо за консультацию!

Жаль, конечно, что ехать на апелляцию, получается, нет никакого смысла.

08 Октября 2015, 22:13

Увы, получается, что так. Если бы была какая-то возможность, я бы на это обратила внимание.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какова норма предусмотренного жилья по квадратуре?

Добрый день! Где можно узнать норму положенности жилья по квадратуре? То есть, сколько положено квадратных метров на одного человека служебного жилья? Интересует именно город Сочи. потому как по статусу военнослужащего на одного человека положено 18 кв.м., а в г. Сочи говорят 10. Почему так? Откуда взяли данную цифру?

Ответы юристов (2)

В порядке повышения самообразования, есть два определения:

— учетной нормой площади жилого помещения

— норма предоставления жилого помещения

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Городским собранием Сочи решением от 24.06.2010 г. № 51 «Об
установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого
помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека — 10 кв.м.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п.3 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещ. » служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 105 и 106 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на одного человека.

Теперь более понятным языком, коль речь идет о предоставлении именно служебного жилого помещения:

Вам обязаны выдать служебное жилое помещение из расчета не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Если речь идет о предоставлении общежития или жилого помещения маневренного фонда, то из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на одного человека.

Надеюсь, вам понятен и полезен мой ответ.

Уточнение клиента

То есть на военнослужащих, нормы положенности городского собрания города Сочи не распространяется?! Я правильно понимаю? Мы руководствуемся исключительно законом » О статусе. «? И приказом министра обороны

18 Января 2018, 13:12

НЕТ такого термина — «положенность».

Учетная норма применяется только в процессе обеспечении военнослужащего постоянным жильем по увольнению.

Для вашего случая речь идет о служебном жилье, его нормы я вам приводил — 18 кв.м. и не меньше.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нормы обеспечения служебным жильем военнослужащих

Я и моя супруга — военнослужащие, она участник НИС, я должен получить квартиру «натурой», т.к. закончил высшее военное заведение в июне 1999 года и меня интересует, каковы нормы обеспечения жильем военнослужающих. Возникли затрудения. И ещё вопрос: я хотел бы по достижению 20-ти календарного срока (июнь 2014 года) прохождения службы уволится и получить соответственно на себя и членов своей семьи жилую площадь, а супруга продолжит службу, но она в мае 2012 года реализовала своё жилищное право и приобрела по НИСу квартиру в Краснодаре, не признает ли меня и двоих разнополых детей в этом случае жилищная комиссия обеспеченным жильём? И какие законодательные акты регламентируют такие ситуации? Заранее благодарен за ответ!

Ответы юристов (3)

Добрый вечер, Василий!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно»:

1. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее — военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — уполномоченные органы).

2. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

11. Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее — граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.

В соответствии с п. 10 Приложениея № 1 к Приказу МО РФ от 30.09.2010г. № 1280:

военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:

а) подачи ими заявления о снятии с учета;

б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

П. 14: жилые помещения предоставляются по нормам обеспечения жилья военнослужащих, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

1. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

2. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

3. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

4. Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, военнослужащие, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилье, снимаютя с учета в случае утраты оснований для обеспечения жильем. Утратой оснований, в том числе, является признание военнослужащего обеспеченным жильем.

С учетом положений ст. 15.1 «О статусе военнослужащих» норма предоставляемой жилой площади составляет 18 кв.м. на одного человека, на всю Вашу семью — 72 кв.м.

Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

Т.е. если приобретенная Вашей женой квартира по площади равна или больше данной нормы (без учета права на дополнительную общую площадь в соответ. с п. 8 ст. 15 ФЗ), то скорее всего Вас признают обеспеченным жильем. Если площадь меньше — то Вы будете состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье, но претендовать сможете на жилую площадь, уменьшенную на величину квартиры Вашей жены.

По крайней мере такой вывод вытекает из указанных норм.

С уважением, Марина.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Василий!

Военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу по контракту в России, в соответствии с законодательством должны обеспечиваться жильем в следующих формах:

— служебное жилье: в период прохождения военной службы по контракту, не позднее 3-месячного срока со дня прибытия на новое место службы; военнослужащим и членам их семей, заключившим контракт до 1 января 1998 г. на 5 лет военной службы, — служебные жилые помещения или общежития (в этой сфере следует обратить внимание на формирование фонда служебного жилья, перевод нежилых помещений в жилые и на заключение жилищных договоров с военнослужащими в соответствии с действующим законодательством);

— предоставление в собственность жилых помещений по избранному месту службы (срок службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста или состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности службы 10 лет и более);

— обеспечение граждан жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, уволенных с военной службы и вставших на учет «нуждающимися» до 1 января 2005 г., а также военнослужащих, окончивших высшие учебные заведения до 2005 г.;

— накопительно-ипотечная система с 1 января 2005 г)

Реализация права одного из супругов-военнослужащих не влияет на право другого относительно участия в НИС, но при получении жилья в собственность важно наличие условий, позволяющих претендовать на получения данного жилья, в частности обеспеченность жильем. Если на момент принятия решения об обеспечении жильем военнослужащего при его увольнении со службы он будет нуждаться в улучшении жилищных условий, согласно учетным нормам, то жилье должно быть предоставлено, с учетом нормы площади, приходящейся на каждого члена семьи – 18 кв.м., т.е. будет иметь значение наличие в собственности всех членов семьи жилого помещения, размер которого будет вычитаться из нормы площади жилья на семью.

Единственный вариант положительно решить вопрос в Вашем случае — на мой взгляд — расторгнуть Ваш брак до реализации Ваших жилищных прав. Бывший супруг не будет иметь статуса члена семьи и его жилплощадь учитываться не будет. До этого считаю целесообразным заключение брачного контракта, по которому указанная Вами квартира остается после расторжения брака Вашей супруге.

После реализации Ваших прав снова зарегистрируете брак.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Информация для граждан

Программа молодая семья

(федеральная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы)

Программа молодая семья (официальное название — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище») — с помощью этой программы молодая семья может получить от государства безвозмездную субсидию на улучшение своих жилищных условий. В этой статье рассказано об условиях участия в программе молодая семья, размере субсидии, подводных камнях при оформлении, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

ВНИМАНИЕ! Информация о продлении (или о создании схожей программы) со сроком до 2020 года — ссылка .

ВНИМАНИЕ! Если Вы стоите в очереди на получение субсидии или планируете встать в очередь, то жилье в ипотеку брать нельзя, пока не получите субсидию (это правило не распространяется на ипотеку, оформленную до 01.01.2011 года).

ВНИМАНИЕ! C 11.12.2012 в программе могут участвовать также семьи с детьми, где один супруг — не гражданин РФ, а второй — гражданин РФ. Но при расчете субсидии учитываются только граждане РФ. Также теперь семьи с 3 и более детьми будут получать субсидию в первую очередь. Эти изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 22.11.12 № 1204.

1. Федеральная программа молодая семья рассчитана на 2011 — 2015 годы. Надо отметить, что ранее (в 2006 — 2010 годах) уже действовала похожая программа, так что не исключено, что после 2015 года программа молодая семья будет продлена. Необходимо отличать эту федеральную программу от региональных программ поддержки молодых семей, а также от банковских ипотечных продуктов.

2. Вопрос: Кто может участвовать в программе?

Участником может быть молодая семья, в том числе семья, где есть дети (один или более) и один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям.

а) «возраст»: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

б) «нуждаемость»: семья признана нуждающейся в жилом помещении.

в) «достаточность доходов»: наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

Рассмотрим каждый критерий поподробнее:

2.1. Критерий «возраст». Необходимо разъяснить про предельный возраст (не более 35 лет любому из супругов). Существует «общий список» молодых семей, куда вошли все, изъявившие желание участвовать в программе и пока не получившие субсидию. Планируется, что эти семьи рано или поздно получат субсидию, по мере поступления средств. Но также существует (условно назовем его) «короткий список» молодых семей — это семьи, которые должны скоро (как говорит законодатель «в планируемом году») получить субсидию. Например, «короткий список» составляется в 2014 году, а субсидию семьи из «короткого списка» должны получить в 2015 году. Так вот, даже если молодую семью включили в «общий список» до исполнения хотя бы одному супругу 35 (36) лет, но на дату принятия решения о включении семьи в «короткий список» хотя бы одному из супругов исполнится 35 (36) лет, то молодую семью исключат из программы и субсидию не дадут.

2.2. Критерий «нуждаемость». Под нуждающимися понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наиболее распространенным основанием признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является нехватка квадратных метров, когда на каждого члена семьи приходится менее минимального размера учетной нормы жилья.

При расчете «нехватки» метров следует иметь ввиду, что:
— учитывается общая площадь жилья, а не жилая;
— учитывается не только площадь жилья, которая находится в собственности у членов молодой семьи, но и то жилье, на котором члены молодой семьи вправе проживать (право проживания на определенной площади определяется по прописке);
— будет проведена проверка, не ухудшали ли члены молодой семьи в течение последних 5 лет свою обеспеченность жильем. Если ухудшали, то претендовать на признание нуждающимися молодая семья может только по истечении 5 лет с момента ухудшения своих жилищных условий. Это следует из статьи 53 Жилищного кодекса РФ

Пример определения «нуждаемости»:
Молодая семья (муж, жена и ребенок) проживает в городе Сочи вместе с бабушкой и дедушкой ребенка в жилье с общей площадью 47 кв.м. Другого жилья, где члены молодой семьи вправе проживать, нет.
Учетная норма жилья в Сочи составляет 10 кв.м. на человека.
Таким образом, на 47 кв.м. проживают 5 человек, то есть на каждого человека приходится 47: 5 = 9.4 кв.м., что менее учетной нормы 10 кв.м., следовательно, молодая семья является нуждающейся в жилом помещении.

2.3. Критерий «достаточность доходов». Порядок и условия признания молодой семьи соответствующей данному критерию устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. То есть в каждом регионе эти правила разные, как правило, для подтверждения достаточности доходов используются справки по форме 2-НДФЛ, также это могут быть банковские справки о наличии (о движении в течение определенного периода) денежных средств на счете, либо банковские справки о том, что Вам готовы выдать кредит на определенную сумму.

3. Вопрос: Как определяется размер субсидии?

Размер субсидии составляет не менее 30% (до 2011 года — не менее 35%) расчетной стоимости жилья (СтЖ) для молодой семьи, не имеющих детей, и не менее 35% (до 2011 года — не менее 40%) для молодой семьи с детьми (в том числе для неполной молодой семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 1 или более детей)

Расчетная стоимость жилья (СтЖ) определяется:

где Н — норматив стоимости 1 кв.м. по муниципальному образованию
(устанавливается органом местного самоуправления, но не выше стоимости 1 кв.м. жилья по субъекту РФ, определяемой Минрегионом РФ),

РЖ — расчетный размер общей площади жилья
(для семьи из 2 человек составляет 42 кв.м., для семьи численностью 3 и более человек — по 18 кв.м. на каждого члена семьи)

Для расчета примерного размера субсидии воспользуйтесь Калькулятором субсидии молодым семьям

4. Вопрос: На что можно потратить субсидию?

Субсидию можно реализовать (потратить) только в том субъекте РФ, в котором она получена, следующим образом:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья) (далее — договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее — кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее — погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт «е» действует с 26.07.2011 г., п. 12 изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575 ) .

5. Вопрос: Куда обратиться для участия в программе молодая семья?

Оформлением участия в программе молодая семья в городе Сочи занимается управление молодежной политики администрации города Сочи, по адресу: г. Сочи, ул. Курортный проспект, дом 53, 2 этаж (левое крыло), каждый вторник 14:30 до 17:00, телефон: 8 (862) 262-38-76

6. Вопрос: Какие документы необходимо представить для участия в программе молодая семья?

а) заявление в 2 экземплярах (выдается в управлении молодежной политики администрации города Сочи, один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт — все страницы);

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (264-43-88 департамент городского хозяйства администрации города Сочи) (срок документа не более 1 месяца с даты выдачи);

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты*(срок документа не более 1 месяца с даты выдачи).

*Документами, подтверждающими наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, являются:

— выписка из банковского лицевого счета одного из супругов о размере денежных средств, содержащихся на данном счёте;

— оригинал и копия сберегательной книжки;

— справка (уведомление, извещение или иной документ) из банка (от займодавца, уставом которого, определено предоставление кредитов (займов)) о максимальной сумме кредита (займа) по форме, установленной кредитором (заимодавцем);

— оригинал и копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

— оригинал и копия акта оценки объекта незавершенного строительства индивидуального жилого дома (в случае, если строительство уже осуществляется).

В зависимости от возможности покрытия расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, за счет собственных и (или) заемных средств, молодая семья предоставляет один или несколько документов.

7. Вопрос: Как «выглядит» субсидия, и есть ли предельный срок, в течение которого ею необходимо воспользоваться?

Факт получения и размер субсидии удостоверяется свидетельством, выданным по установленной форме . Свидетельство подлежит предъявлению в один из уполномоченных на участие в программе банков в течение 2 месяцев с момента выдачи свидетельства. По истечении 2 месяцев банк не примет свидетельство, но у владельца свидетельства будет возможность обратиться в орган, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства с указанием уважительных причин пропуска срока и приложением подтверждающих документов. При удачном рассмотрении заявления, в течение 30 дней свидетельство будет заменено. Общий срок действия свидетельства — девять месяцев (по истечении этого срока нельзя будет ни воспользоваться субсидией, ни попросить заменить свидетельство из-за пропуска срока по уважительным причинам)

8. Вопрос: Я с такого-то года стою в очереди в программе молодая семья. Когда я смогу получить субсидию?

Точного ответа на этот вопрос никто не знает, т.к. зависит от многих факторов — от того, какие вы сейчас в очереди, от того, какое финансирование будет в этом и последующих годах со стороны федерального, областного (краевого, республиканского) и местного бюджетов, сейчас очередь стала продвигаться быстрее, чем раньше, потому что, как правило, улучшилось финансирование + исключают из программы тех, кому исполняется 36 лет.

Сколько средств выделено из федерального бюджета в 2015 году для города Сочи – 4 262 тыс.руб., краевого бюджета- 5 666 тыс.руб..

9. Вопрос: Требования к приобретаемому жилью:

Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям муниципального образования город-курорт Сочи.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления города Сочи в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Молодые семьи — участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.

10. Меня включили в программу молодая семья, когда мне еще не было 35 (36) лет. Сейчас подошла моя очередь на субсидию, мне исполнилось 35 (36) лет и меня исключают из программы, правомерно ли это?

Необходимо учитывать, что программа молодая семья — это не закон, а добровольная программа, вступая в которую, участники соглашаются с определенными правилами. В частности, с правилом о том, что субсидию могут получить только те, кому не исполнилось 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты В ПЛАНИРУЕМОМ ГОДУ.

То есть, например, планируемый год — 2015 год. Решение о включении молодой семьи в список на получение субсидии в 2015 году принимается в 2014 году (а не тогда, когда молодая семья вступила в программу). Если на это время хотя бы одному из супругов исполнится 35 (36) лет, то семью исключают из программы. К сожалению, здесь поделать ничего нельзя. Оспорить исключение из программы в суде возможно, только если суметь в суде доказать, что списки очередников составлялись с нарушением Правил, в случае отсутствия которых исключенная семья смогла бы получить субсидию до исполнения 35 (36) лет одному из супругов. Надо отметить, что подобные положительные для исключенных семей решения судов, нам не встречались.

— Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой програме «Жилище» на 2011 — 2015 годы» ;
— Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2008 № 1996-р (о продлении ФЦП «Жилище» и ее подпрограмм до 2015 года);
— Приказ Госстроя от 05.03.2013 N 66/ГС «Об утверждении Методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 28273)

— Постановление администрации города Сочи от 23 апреля 2013 г. N 802 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 22 декабря 2010 года № 2255 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы». «

— Постановление администрации города Сочи от 16.07.2013 N 1585 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат из средств бюджета города Сочи на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома с участием средств Федерального и Краевого бюджетов.