Трудовой кодекс рф статья 5

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

По вопросу, касающемуся гарантий руководителю организации, его заместителю и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации, см. статью 181 данного документа.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Новая редакция Ст. 5 ТК РФ

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 5 ТК РФ

В статье 5 Трудового кодекса РФ указываются нормативные документы, которые регулируют трудовые отношения.

Другой комментарий к Ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Система источников норм трудового права включает два блока: а) нормативно-правовой, создаваемый органами публичной власти и конкретным работодателем; б) договорно-правовой, создаваемый работниками совместно с работодателями. Статья 5 ТК РФ описывает нормативно-правовой блок источников трудового права, создаваемых органами публичной власти.

Часть 1 ст. 5 содержит перечень нормативных правовых источников норм трудового права, выстроенных в иерархическом порядке в зависимости от их юридической силы. Естественно, что абсолютным юридическим верховенством в рамках правовой системы России в целом обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы. Применительно к сфере трудовых и связанных с ними отношений юридическое верховенство отдано, вслед за конституционным законодательством, трудовому законодательству, включающему в свой состав Трудовой кодекс и иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права.

Низшую ступень в иерархии публично-правовых нормативных источников трудового права занимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Перечень нормативных правовых источников норм трудового права, приведенный в ч. 1 ст. 5, не является исчерпывающим, так как в соответствии со ст. ст. 10 и 423 ТК РФ его необходимо дополнить локальными нормативными актами работодателя, общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательными и подзаконными актами бывшего Союза ССР (см. ст. ст. 8, 10 и 423 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Юридическое верховенство в системе нормативных правовых источников норм трудового права принадлежит ТК, и оно проявляется в следующем:

а) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 5);

б) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с ТК РФ (ч. 2 ст. 422);

в) в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (ч. 4 ст. 5);

г) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс (ч. 5 ст. 5).

Таким образом, ТК РФ обладает законодательным приоритетом в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в сравнении с любыми другими законами и подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного значения.

3. Юридическое верховенство Кодекса естественным образом распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. ч. 3 и 6 ст. 5), постановления Правительства РФ (абз. 5 ч. 1 и ч. 7 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абз. 6 ч. 1 и ч. 8 ст. 5), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 9 ст. 5), а также акты органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 5).

4. Нормативно-правовому блоку системы источников российского трудового права свойственен ряд особенностей. Во-первых, в структуре образующих его источников имеются региональные законы (равно как и все иные нормативные акты субъектов РФ), которые обладают согласно ч. 9 ст. 5 меньшей юридической силой, нежели указы Президента РФ и другие подзаконные нормативные акты, включая постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

5. Другой особенностью системы источников трудового права является наличие в ней локальных нормативных актов, принимаемых непосредственно самим работодателем (см. ст. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (действующая редакция)

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 382 ТК РФ

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).

Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).

Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о процедуре медиации).

7. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом осуществляется в случае:

— если стороны (работник и работодатель) заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права;

— если спор передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (ст. 4 Закона о процедуре медиации).

На основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры.

Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона о процедуре медиации), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней независимо от продолжительности предыдущей процедуры (ч. 3 ст. 13 Закона о процедуре медиации) (см. справку о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом ВС РФ 06.06.2012).

8. Установлено требование конфиденциальности к информации, относящейся к процедуре медиации.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Стороны (работник, работодатель), организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию: 1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; 2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; 3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; 4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином (ст. 5 Закона о процедуре медиации).

9. В случае если медиатор получил от одной из сторон (работника, работодателя) информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о процедуре медиации).

10. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в т.ч. на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в т.ч. по предложению судьи.

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не являются препятствием для обращения в суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать требуемые законом сведения.

Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ст. 7 Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров).

11. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации (ст. 8 Закона о процедуре медиации).

12. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию (ст. 9 Закона о процедуре медиации).

13. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе; деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином (ст. 10 Закона о процедуре медиации).

14. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в т.ч. права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в т.ч. соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (ст. 11 Закона о процедуре медиации).

15. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (ст. 12 Закона о процедуре медиации).

16. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда, не превышающего 60 дней (ст. 13 Закона о процедуре медиации).

17. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

— заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

— заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

— заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

— заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

— истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений, названных в п. 15 комментария к ст. 382 ТК (ст. 14 Закона о процедуре медиации).

18. Медиаторы должны отвечать установленным требованиям:

— деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе;

— осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 утверждена Программа подготовки медиаторов, являющаяся дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки;

— деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью;

— лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;

— медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

— быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в т.ч. состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.

Определение «родственные отношения» в законодательстве РФ регламентируется СК РФ. В соответствии со ст. 2 СК РФ семейное законодательство в т.ч. регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, в части родственных отношений необходимо руководствоваться СК РФ (см. разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);

— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в т.ч. к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе (ст. ст. 15, 16 Закона о процедуре медиации).

19. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о процедуре медиации).

20. Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 17 Закона о процедуре медиации).

Статья 57. Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Комментарий к статье 57 ТК РФ:

Под содержанием трудового договора следует понимать совокупность всех его условий, которые определяют права и обязанности его сторон.

В теории трудового права сложилась, пожалуй, единая точка зрения, касающаяся классификации условий трудового договора: принято различать два вида условий: 1) договорные, т.е. определяемые соглашением сторон (их еще называют «непосредственные условия»), и 2) производные условия, т.е. условия, о которых стороны не договариваются, так как они уже определены трудовым законодательством и входят в содержание трудового договора. С момента заключения трудового договора эти условия становятся обязательными для выполнения (например, права и обязанности работника и работодателя).

В свою очередь, непосредственные (договорные) условия принято делить на необходимые (обязательные) и дополнительные (факультативные).

Деление договорных условий на обязательные и дополнительные в новой редакции комментируемой статьи, на наш взгляд, соответствует не только общетеоретическим положениям, но и сложившейся многолетней практике. Существовавшая правовая конструкция, выделявшая существенные условия трудового договора, в правоприменительной практике трактовалась неоднозначно и весьма проблематично. Новая конструкция, на наш взгляд, не только расширяет возможности индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений, но и является существенной гарантией соблюдения сторонами условий трудового договора, и прежде всего со стороны работодателя.

В отличие от ст. 15 КЗоТ, которая определяла стороны и содержание трудового договора, комментируемая статья посвящена исключительно содержанию трудового договора. По смыслу данной статьи в содержание трудового договора включены также сведения о сторонах трудового договора, о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица; идентификационный номер налогоплательщика; сведения о представителе работодателя, подписавшего трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями, а также указываются место и дата заключения трудового договора.

Данный перечень сведений является исключительным, носит информационный характер и не относится к условиям трудового договора.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в трудовом договоре указываются сведения не только о сторонах трудового договора, но и сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями, а также указывается место и дата заключения трудового договора. Как видно из содержания ч. 1 данной статьи, перечень сведений значительно расширен и не случайно: на практике эти сведения уже давно включаются в трудовой договор, и только теперь они четко закреплены в законе.

В трудовом договоре указываются сведения о работнике, которые включают фамилию, имя и отчество работника, а также дату его рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность (паспорт моряка, удостоверение военнослужащего и др.).

Сведения о работодателе должны включать полное наименование и место нахождения юридического лица, его почтовый адрес.

Согласно ст. 20 ТК стороной трудового отношения является работодатель, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо (см. коммент. к указанной статье).

Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, то в трудовом договоре указываются его фамилия, имя и отчество, его домашний адрес (по месту его регистрации).

В соответствии с требованиями НК каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе (для физического лица — по месту жительства) присваивается индивидуальный идентификационный номер (ИНН). При заключении трудового договора как работник, так и работодатель указывают свой ИНН, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

К обязательным сведениям, которые должны быть указаны в трудовом договоре, отнесены сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он (представитель) наделен соответствующими полномочиями.

К таким сведениям относятся фамилия, имя, отчество представителя, паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, а также данные об основаниях представительства: доверенности, учредительном документе (уставе) для юридических лиц или решении об установлении опекунства для физических лиц.

В частности, от имени физического лица его опекун может заключить трудовой договор, но при условии, что физическое лицо достигло 18 лет, признано судом недееспособным и имеет самостоятельный заработок. Трудовой договор заключается с работником только в целях личного обслуживания этого физического лица и помощи ему по ведению домашнего хозяйства (см. коммент. к ст. 20).

От имени работодателя — юридического лица (организации) трудовой договор заключает и подписывает уполномоченное на то лицо. Этими лицами, например, часто выступают: директор, генеральный или исполнительный директор организации, действующие без доверенности от имени юридического лица на основании устава, а также заместители руководителей организаций, представляющие организации по доверенности. Поэтому в трудовых договорах с работниками со стороны работодателя указывается, например, генеральный директор ОАО, действующий на основании устава, или, скажем, заместитель генерального директора ОАО по работе с персоналом, действующий на основании доверенности.

Следует отметить, что филиал или представительство, по нашему мнению, не могут быть субъектами трудового права и не вправе заключать трудовой договор с работниками от своего имени и выступать работодателем в трудовых отношениях, поскольку в силу ст. 55 ГК ни филиал, ни представительство не является юридическим лицом. Создавшее их юридическое лицо наделяет их имуществом, действуют они на основании утвержденных юридическим лицом положений и по его доверенности. Но доверенность содержит полномочия действовать от имени юридического лица и в его интересах лишь в ограниченных пределах, в связи с чем руководитель филиала (представительства) может выступать в трудовых отношениях лишь в качестве представителя работодателя — юридического лица.

Место и дата заключения трудового договора — это реквизиты, свидетельствующие о том, где заключен трудовой договор (как правило, это место расположения работодателя: городское или сельское поселение). Дата заключения трудового договора имеет важное юридическое значение, поскольку с ней связано вступление трудового договора в силу (см. коммент. к ст. 61).

Из смысла ч. 2 комментируемой статьи следует, что условия трудового договора делятся на обязательные, которые должны быть включены в трудовой договор (их еще называют необходимыми), и дополнительные.

К обязательным условиям относят:

— место работы, под которым понимается организация (филиал, представительство), а также иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности (другая местность — это территория, расположенная за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта). И если обособленное структурное подразделение организации (цех, отдел, участок и т.п.) расположено в другой местности, то в трудовом договоре обязательно указывается не только это структурное подразделение, но и его местонахождение. В трудовом договоре фиксируется полное наименование филиала (представительства), его почтовый адрес с обязательным указанием полного наименования и адреса юридического лица, образовавшего филиал (представительство);

— трудовую функцию, т.е. работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. Данное определение трудовой функции более полно отражает ее содержание. При заключении трудового договора работник договаривается с работодателем о характере той работы, которую он будет выполнять. Трудовая функция определяет трудовые обязанности, которые работник должен выполнять в течение рабочего времени.

Трудовую функцию работника определяют наименованием его должности в рамках штатного расписания и конкретизируют в соответствующей должностной инструкции.

Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, который определяет численный состав организации, а также содержит перечень должностей и сведения о должностных окладах, надбавках к ним (см. Постановление Госкомстата России N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ).

Должностная инструкция формулирует требования к деловым качествам потенциального работника, претендующего на работу в соответствующей должности.

Однако в трудовом договоре могут указываться конкретные виды работ в случае, когда поручаемая работнику трудовая функция не совпадает с требованиями, предъявляемыми к одной должности, специальности или профессии. Если работник принимается в организацию (на предприятие) на должность по специальности или профессии, работа в которых в соответствии с федеральным законом дает право на льготы (компенсации) или предусматривает какие-то ограничения, то наименование должности (специальности, профессии) указывается в трудовом договоре в полном соответствии с квалификационными справочниками, которые утверждаются Правительством РФ.

В Российской Федерации действуют: Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России N 367 ; Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России N 37 , и ЕТКС.

———————————
Бюллетень Минтруда России. 1999. N 6; 2004. N 4, 6; Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 2.

Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2, 8; 2001. N 5; 2002. N 6, 7; 2003. N 8, 11; Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 11; 2007. N 11; 2008. N 5.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 787 Минтруду России поручена разработка ЕТКС, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников, и порядка применения указанных справочников. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России N 9 ;

———————————
СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399; 2003. N 52 (ч. 2). Ст. 5066.

БНА. 2004. N 14; РГ. 2010. 8 дек.

— дату начала работы, т.е. время, с которого работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей (подробнее об этом см. ст. 61 ТК и коммент. к ней), а в случае заключения срочного трудового договора в обязательном порядке указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием заключения именно срочного трудового договора (см. ст. ст. 58 и 59 ТК и коммент. к ним);

— условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Необходимо отметить, что с принятием Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» размер заработной платы работника может быть коммерческой тайной, режим которой невозможно обеспечить при ознакомлении со штатным расписанием всех работников под роспись.

———————————
Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; 2011. N 29. Ст. 4291.

Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты включаются в содержание трудового договора, так как в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК);

— режим рабочего времени и времени отдыха в случае, если в отношении данного работника он не совпадает с общим режимом, например, установление неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя; предоставление дополнительного перерыва в течение рабочего дня, предоставление дополнительного отпуска, помимо предусмотренного законодательством, и т.п.);

— компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, если работник принимается для работы в этих условиях;

— виды и условия обязательного страхования работника. Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» определены социальные страховые риски, на случай возникновения которых осуществляется социальное страхование (например, временная нетрудоспособность, трудовое увечье, профессиональные заболевания и др.). Хотя виды и условия социального страхования регламентированы на законодательном уровне, тем не менее условие об обязательном социальном страховании законодатель отнес к категории обязательных условий только для того, чтобы работодатель «не забыл» включить его в трудовой договор.

Перечень обязательных условий не является исчерпывающим, в трудовой договор могут быть включены и другие условия, но только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Перечисленные сведения и условия являются необходимой частью трудового договора, и если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или для его расторжения. Это новелла данной нормы. Законодатель дал возможность сторонам трудового договора восполнить пробел: трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями (условиями). Данная норма является императивной (обязательной) не только для работника, но и для работодателя. Оформление недостающих сведений и (или) условий не требует перезаключения трудового договора; недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо оформляются отдельным письменным соглашением сторон трудового договора. В таких случаях как приложения, так и соглашения становятся неотъемлемой частью трудового договора.

Однако в комментируемой норме отсутствуют какие-либо сроки, в течение которых этот пробел должен быть восполнен. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК следовало заключить срочный трудовой договор, а срок по каким-то причинам «забыли» указать и тогда такой договор следовало бы считать заключенным на неопределенный срок. Прослеживается, на наш взгляд, определенная нестыковка положений ст. 57 и ст. 58 ТК. Думается, что законодатель должен устранить отмеченное противоречие.

Помимо обязательных условий трудового договора стороны трудового договора могут фиксировать и дополнительные условия. Если первые из них являются обязательным атрибутом трудового договора, то вторые могут и не включаться в трудовой договор. Однако если стороны трудового договора пришли к соглашению и по дополнительным условиям, то они рассматриваются как обязательные для исполнения.

Что касается дополнительных условий, то они могут быть разнообразными, однако при этом должно соблюдаться одно главное правило — они не должны ухудшать положения работника по сравнению с условиями, установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В качестве дополнительных условий ч. 4 комментируемой статьи называет условия:

— об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, т.е. в трудовом договоре указывается конкретное подразделение (отдел, сектор, цех и т.п.), в том числе и место его расположения. Уточнение структурного подразделения имеет важное значение, так как изменение структурного подразделения, в котором работает работник, приравнивается к переводу (см. коммент. к ст. 72.1). Что касается рабочего места, то до недавнего времени оно определялось непосредственно самим работодателем (в отличие от места работы, которое всегда было предметом соглашения сторон), а теперь рабочее место может быть условием трудового договора, устанавливаемым соглашением сторон, и, следовательно, оно может быть изменено также только по соглашению сторон;

— об испытании (см. ст. ст. 70 и 71 ТК и коммент. к ним);

— о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). Правовой основой включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны могут быть как федеральные законы, так и другие нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Например, перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен ст. 5 Закона РФ N 5485-1 «О государственной тайне» . Этот Перечень уточнен и конкретизирован Указом Президента РФ N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» .

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, в том числе сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяет Федеральный закон «О коммерческой тайне», в соответствии со ст. 5 которого коммерческую тайну не могут составлять сведения:

— содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

— содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлены иными федеральными законами.

Однако охране подлежат не только сведения, отнесенные к государственной, коммерческой и иной тайне, но и иная конфиденциальная информация. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ N 188 , в соответствии с которым к сведениям конфиденциального характера относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами; врачебная тайна (информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, а также иные сведения, полученные при его обследовании и лечении); нотариальная тайна; тайна почтовых отправлений и телефонных переговоров; адвокатская тайна, а также другие сведения, относящиеся к конфиденциальной информации. Необходимо подчеркнуть, что условие о неразглашении тайны согласно ч. 4 комментируемой статьи может быть предусмотрено по соглашению сторон трудового договора с любым работником независимо от характера его трудовой функции, но при условии, если исполнение им трудовых обязанностей связано с использованием сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную тайну;

— обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя. В трудовом договоре либо в соглашении о прохождении обучения обязательно оговариваются условия о сроке работы работника у данного работодателя по окончании обучения и об обязанности работодателя оплатить обучение работника полностью или частично. При этом не имеет значения, где будет работник проходить обучение: в той организации, с которой работником заключен трудовой договор (например, ученический — см. гл. 32 ТК и коммент. к ней), либо в специальном учебном заведении.

В соответствии со ст. 249 ТК работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя. Необходимо знать, что в трудовом договоре или в соглашении должны быть определены условия, при наступлении которых у работника возникает обязанность возместить затраты работодателя на его обучение, а также условия, при наличии которых работник освобождается от возмещения затрат, указав, например, перечень уважительных на то причин;

— о видах и условиях дополнительного страхования работников. Помимо обязательного социального страхования (см. ч. 2 комментируемой статьи) возможно дополнительное страхование работников. Виды и условия такого страхования могут быть определены коллективным договором, соглашениями. К дополнительным видам страхования относятся такие, как долгосрочное страхование жизни или негосударственное пенсионное обеспечение;

— об улучшении социально-бытовых условий работников и членов их семей, например, о предоставлении работнику жилого помещения, места в детском саду или детских яслях для детей работника, о льготных семейных путевках в дома отдыха и т.п.;

— об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, условиями коллективного договора, соглашения или трудового договора. В ст. ст. 21 и 22 ТК довольно подробно определены права и обязанности сторон трудового договора. Однако практика заключения трудового договора свидетельствует о том, что права и обязанности сторон автоматически переносились в содержание трудового договора. Надо ли эти права и обязанности переписывать в трудовой договор? Ответ содержится в ч. 5 комментируемой статьи: по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Эти условия мы определили как производные, установленные законодательством. Поэтому стороны трудового договора могут их включать или не включать, однако невключение в трудовой договор этих условий не может рассматриваться как отказ от их реализации. Вместе с тем в трудовой договор целесообразно вносить специфические (уточняющие общие права и обязанности) права и обязанности, возникающие у сторон трудового договора в связи с работой в конкретной организации.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх