Трудовой кодекс рф ст 85

Глава 14. Защита персональных данных работника (ст.ст. 85 — 90)

Глава 14. Защита персональных данных работника

О персональных данных см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Трудовой кодекс РФ

c комментариями

Глава 14. Защита персональных данных работника.

Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника.
Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты.
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников.
Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Статья 88. Передача персональных данных работника.
При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
— не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
— предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
— разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
— не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Статья 89. Права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя.
В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на:
— полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;
— свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
— определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
— доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;
— требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований настоящего Кодекса или иного федерального закона. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
— требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;
— обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

Статья 90. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника

Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника

Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 85. Утратила силу.

Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Комментарий к Ст. 85 ТК РФ

Понятия «персональные данные работника» и «обработка персональных данных работника», приводимые в настоящей статье, необходимо применять, имея в виду соответствующие положения ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451), в ст. 3 которого дается более полное понятие персональных данных и уточняются способы их обработки.

Второй комментарий к Статье 85 Трудового кодекса

1. Внесенные в гл. 14 изменения коснулись в основном обозначения правовой базы регламентации, относящейся к персональным данным работников и их защите. Слова «федеральным законом» заменены словами «настоящим Кодексом и иными федеральными законами» (см., например, пп. 5 и 7 ст. 86, абз. 4 ст. 88), или к упоминанию Кодекса добавлено указание и на иные федеральные законы (см., например, последний абз. ст. 88, абз. 6 ст. 89). Уточнена редакция ст. 90.

2. Нормы о защите персональных данных работника абсолютно новые для трудового законодательства.

Естественно, что при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности у работодателя накапливаются документы, справки, заявления и другие материалы, которые вместе с трудовым договором и приказом (распоряжением) о приеме на работу образуют личное дело работника. Содержащиеся в личном деле материалы нередко носят конфиденциальный характер. Знакомство с ними может быть разрешено только самому работнику, руководителю, персоналу кадровой службы, но лишь в силу их служебных полномочий.

3. Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту сведений о личности и личной жизни граждан от необоснованного ознакомления с ними или распространения этих сведений без ведома (согласия) лица, к которому эти сведения относятся.

Среди международных актов, защищающих права и свободы человека, тайну его частной и семейной жизни, следует назвать прежде всего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. с поправками от 15 июня 1999 г. (см. Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5573) с рядом оговорок:

1) Россия не будет применять Конвенцию к персональным данным:

а) обрабатываемым физическим лицом исключительно для личных и семейных нужд;

б) отнесенным к государственной тайне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне;

2) будет применять Конвенцию к персональным данным, которые не подвергаются автоматизированной обработке, если применение Конвенции соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными без использования средств автоматизации;

3) оставляет за собой право устанавливать ограничения права субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.

10 февраля 2006 г. Президентом РФ подписано распоряжение N 54-РП «О подписании дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, касающегося наблюдательных органов и трансграничной передачи данных» (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 769).

Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 748-р одобрена Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации (Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2005. N 7. С. 35).

4. Конституция РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Основные права и свободы человека не отчуждаются и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 той же статьи).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 той же статьи).

5. Основным действующим актом, регулирующим отношения, в определенной мере связанные с персональными данными работника и их защитой, служит Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609).

6. Статья 85 ТК РФ формулирует два основных для данной главы понятия:

1) персональные данные работника;

2) обработка персональных данных работника.

Персональные данные работника содержат ряд признаков, отличающих их от иных сведений о работнике (гражданине, человеке). В них сосредоточена информация, необходимая именно работодателю и именно в связи с трудовым отношением с конкретным работником.

Персональные данные работника, в первую очередь связанные с его трудовой деятельностью, служат основанием для определения его трудоправового статуса, его положения как стороны трудового договора с данным работодателем.

Сведения о личности работника, его трудовом пути, семейном положении имеют сугубо персональный характер, относятся только к нему, его жизни и деятельности.

Придавая правовой характер указанным сведениям, ТК РФ формулирует понятие персональных данных работника (ч. 1 ст. 85) и понятие обработки этих данных (ч. 2 той же статьи).

Обработка персональных данных работника включает производимые работодателем в лице полномочных его представителей (как правило, сотрудников кадровой службы) операции (действия) по: а) получению, б) хранению, в) комбинированию, г) передаче персональных данных работника или иному их использованию.

7. Нормативную основу работы с персональными данными составляют как названные в 2 и 3 комментария к настоящей статье акты, так и иные международные акты и федеральные законы.

8. В Конвенции о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г. (в ней участвуют государства — члены Совета Европы) в понятие «данные личного характера» включается любая информация, относящаяся к физическому лицу, либо идентифицированному, либо которое может быть идентифицировано (ст. 2).

9. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609) под информацией о гражданах (персональные данные) понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

10. Идентификации личности способствует паспорт и содержащиеся в нем сведения. Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 с последующими изменениями (СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444; 1999. N 41. Ст. 4918; 2001. N 3. Ст. 242; 2002. N 4. Ст. 330; 2003. N 27. Ст. 2813; 2004. N 5. Ст. 374).

11. Идентифицировать личность позволяют и дактилоскопические данные. Для работников органов, предназначенных для борьбы с преступностью, эти данные имеют непосредственное значение. В связи с этим 25 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», с изменениями (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3806; 2000. N 46. Ст. 4537). Для отдельных категорий лиц гражданской государственной службы приняли инструкции, предусматривающие обязательность и порядок проведения дактилоскопической регистрации. Например, Приказом Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 28 января 2004 г. N 18 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 11. С. 125).

12. О персональных данных гражданских служащих и их обязательной дактилоскопической регистрации см. главу 7 и ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждено Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 (СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242).

Обязательная дактилоскопическая регистрация предусмотрена для спасателей аварийно-спасательных служб (см. ст. 24.1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503)).

Статья 85 ТК РФ

Статья 85 утратила силу.

Этот материал был вам полезен? Сохраните, чтобы не потерять!

Любой локальный акт, к числу которых относится, в том числе, корпоративное Положение, нацеленное на защиту персональных данных, в обязательном порядке должен соответствовать действующему федеральному законодательству. Основную нормативную базу, на основании которой разрабатывается данное Положение, составляют: Закон №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных», ст.ст. 86-90 ТК РФ. Таким образом, корпоративное Положение представляет собой выжимку из перечисленных нормативных документов, сделанную с учетом особенностей конкретного предприятия. Цель разработки подобного Положения – обеспечение удобства работников, исключение затрат времени на поиски нормативно-законодательной информации, а также на ее изучение и анализ.

Статья 85 ТК РФ. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника

Новая редакция Ст. 85 ТК РФ

Комментарий к Статье 85 ТК РФ

В статье 85 Трудового кодекса РФ дано определение персональных данных работника и их обработки.

Другой комментарий к Ст. 85 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Понятие «персональные данные работника» не было известно ранее действовавшему законодательству о труде. Его включение в ТК РФ обусловлено необходимостью упорядочения отношений по получению и использованию работодателем информации о работнике личного характера, создания четких правил защиты данной информации от неправомерного ее использования.

Основой для формирования отраслевых норм о защите информации являются отнесенные к числу основных прав человека права на неприкосновенность частной жизни, личную тайну. Так, Всеобщая декларация прав человека (ст. 12) провозглашает, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Аналогичное правило содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).

Статья 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обязывает государства-участников Конвенции обеспечить право каждого человека на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Вмешательство в осуществление этого права государственных органов не допускается, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц. Аналогично трактует данное право и Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» (ст. 9).

Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23). При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). К информации, защищаемой на конституционном уровне, относятся сведения о национальной принадлежности, политических, религиозных и иных убеждениях работника, его частной, в том числе и семейной, жизни. В то же время каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Каждое из указанных прав может быть ограничено исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Приведенное в комментируемой статье определение понятия «персональные данные работника» основано на положениях Конвенции Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных». Статья 2 данной Конвенции понимает под «персональными данными» информацию, касающуюся конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта данных). Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» дает следующее определение данного понятия: «персональные данные» — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Сравнивая указанные определения, можно сделать вывод о характере персональных данных. Во-первых, персональные данные представляют собой информацию, т.е. какие-либо сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Во-вторых, персональные данные являются сведениями, направленными на идентификацию личности в широком смысле данного понятия (не только об идентификационных характеристиках личности как физического лица, т.е. фамилии, имени, отчестве, дате рождения и т.п., но и ее биографии, навыках, профессиональных характеристиках). Таким образом, между двумя приведенными определениями не имеется принципиальных различий.

3. Получение определенной информации о работнике является обязанностью работодателя. Такая информация необходима работодателю в первую очередь для исполнения обязанностей, возложенных на него ТК РФ. В частности, установление особых правил регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (гл. 42), лиц с семейными обязанностями (гл. 41) предполагает необходимость получения работодателем информации о возрасте работника, наличии или отсутствии у него детей, а при решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе (ст. 179) — еще и о составе его семьи.

Получение работодателем информации о работнике косвенно определяется и законодательством иной отраслевой принадлежности. Так, налоговое законодательство наделяет работодателя статусом налогового агента работника. В этом статусе работодатель обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

Пенсионное законодательство налагает на работодателя обязанность осуществить регистрацию работника в системе государственного пенсионного страхования (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Подробнее о составе персональных данных работника см. ст. 86 ТК РФ и комментарий к ней.

Персональные данные работника получаются и обрабатываются работодателем в документированной форме (фиксируются на материальном носителе с реквизитами, позволяющими идентифицировать соответствующую информацию).

4. Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» относит персональные данные граждан к информации ограниченного доступа. Порядок доступа к ней устанавливается федеральным законом. Данный правовой режим персональных данных работника предполагает особый порядок работы с указанными данными, особый режим их охраны. Об этом подробнее см. ст. ст. 86 — 88 ТК РФ и комментарий к ним.

5. Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»). Определение, сформулированное в комментируемой статье, в принципе аналогично указанному.

Обработка персональных данных работника охватывает все стадии работы работодателя с этими данными — от их получения до передачи иным лицам в соответствии с действующим законодательством. Подробнее об обработке персональных данных работника см. ст. ст. 86 — 88 ТК РФ и комментарий к ним.

Статья 85. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей

1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

Комментарий к Ст. 85 СК РФ

1. При наличии определенных условий право на получение алиментов от родителей принадлежит и совершеннолетним, т.е. детям, достигшим 18-летнего возраста. Такими условиями, согласно закону, являются нетрудоспособность и нуждаемость совершеннолетнего ребенка.

Круг лиц, относящихся к числу нетрудоспособных, определен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ), ст. 9 которого содержит исчерпывающий перечень таких лиц. Нетрудоспособными считаются, в частности, мужчины и женщины, если они достигли возраста соответственно 60 и 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1121).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» иски о взыскании алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, могут быть предъявлены самими совершеннолетними, а если они в установленном законом порядке признаны недееспособными — лицами, назначенными их опекунами. Представляется, что таким правом может быть наделен и прокурор (ст. 45 ГПК).

Алименты с родителей на совершеннолетних детей не могут взыскиваться на основании судебного приказа, поскольку необходима проверка наличия либо отсутствия оснований для взыскания алиментов: нетрудоспособности совершеннолетних детей, их нуждаемости в помощи и т.п.

Безусловным правом на получение алиментов от своих родителей пользуются совершеннолетние дети, если они признаны инвалидами I или II группы. Совершеннолетние дети с III группой инвалидности вправе рассчитывать на получение алиментов в зависимости от установления и исследования конкретных обстоятельств дела судом.

Основанием для выплаты алиментов совершеннолетним детям, являющимся инвалидами III группы, является, как правило, объективная невозможность их трудоустройства.

К числу нетрудоспособных по общему правилу относятся также женщины и мужчины, достигшие возраста соответственно 55 и 60 лет.

Следовательно, правом получения алиментов наделены и дети, достигшие этого возраста, хотя на практике случаи обращения лиц этой возрастной категории за взысканием алиментов вряд ли имеют место.

Нуждаемость — второе обязательное условие, дающее совершеннолетнему ребенку право требовать получения алиментов от своих родителей. Законодательство не раскрывает содержание понятия «нуждаемость», однако при решении в каждом конкретном случае вопроса о правомерности требования о взыскании алиментов ориентиром служит прожиточный минимум, определяемый для места жительства взыскателя. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ)). Поэтому в том случае, когда совершеннолетний нетрудоспособный ребенок имеет, например, заработок либо иной доход ниже установленного прожиточного минимума, он вправе требовать выплаты родителями алиментов на свое содержание. При этом следует иметь в виду, что недостаточность средств к существованию у совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка, имеющего, к примеру, трудоспособного супруга либо совершеннолетних детей, не может служить основанием для постановки вопроса о взыскании алиментов с родителей, поскольку алиментные обязательства детей по отношению к нетрудоспособным нуждающимся родителям, а также алиментные обязательства супругов имеют по сравнению с аналогичными обязательствами родителей приоритетное значение.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

2. В п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что, если между нетрудоспособным совершеннолетним ребенком и его родителями не было заключено соглашение об уплате ему алиментов, размер их определяется судом в твердой денежной сумме и зависит от материального, а также семейного положения сторон и других заслуживающих внимания интересов. Такие алименты подлежат ежемесячной уплате.

Указание на материальное положение сторон как на одно из обстоятельств, которому придается значение при решении вопроса о назначении и выплате алиментов в пользу совершеннолетнего ребенка, не допускает, однако, полного отказа в их назначении, даже если алиментообязанное лицо (родитель) само не имеет достаточных средств к существованию. В этом случае речь может идти о назначении их в самом минимальном размере.

Не освобождает от уплаты алиментов в пользу совершеннолетнего нуждающегося ребенка нетрудоспособность родителя, наличие у него несовершеннолетних детей, которым он обязан доставлять содержание, других иждивенцев и т.д.

Между тем законодатель допускает возможность отказа во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если судом будет установлено, что оно совершило в отношении алиментообязанного лица умышленное преступление либо недостойно вело себя в семье (п. 2 ст. 119 СК).

Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, преследуется в уголовном порядке (п. 1 ст. 157 УК).

Статья 85 СК РФ. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей (действующая редакция)

1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 85 СК РФ

1. Алиментная обязанность родителей в отношении совершеннолетних нетрудоспособных детей не является продолжением алиментной обязанности, которую родители несли в отношении детей до достижения ими 18 лет. После достижения детьми совершеннолетия алиментная обязанность родителей в отношении несовершеннолетних детей прекращается.

Алиментная обязанность у родителей в отношении совершеннолетних детей возникает при наличии двух условий: нетрудоспособности и нуждаемости.

Нетрудоспособными являются инвалиды. Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Различается инвалидность I, II и III группы, что соответствует ограничению трудоспособности III, II и I степени. Для признания человека нетрудоспособным (инвалидом) необходима медико-социальная экспертиза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. Согласно п. 7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

При этом возможны ситуации, когда наличие инвалидности само по себе не является основанием для нуждаемости. Так, в настоящее время в связи с широким применением компьютеров можно работать, не выходя из дома, и соответственно получать достойную зарплату.

К числу нетрудоспособных по общему правилу относятся также женщины и мужчины, достигшие пенсионного возраста (соответственно 55 и 60 лет). Следовательно, правом получения алиментов наделены и дети, достигшие этого возраста (однако в данном случае речь идет, скорее, о теоретической возможности).

Нуждаемость является оценочным понятием и устанавливается в каждом случае судом в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако обычно под нуждаемостью понимается:

а) невозможность обеспечить свое существование;

б) недостаточность государственной помощи — пенсий и пособий в связи с инвалидностью.

В качестве ориентира в судебной практике используется понятие прожиточного минимума, который устанавливается в соответствии с Законом о прожиточном минимуме в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Соответственно под нуждаемостью понимается обеспеченность такого лица средствами ниже прожиточного минимума. В случае возникновения спора вопросы трудоспособности и нуждаемости решаются судом с учетом конкретных обстоятельств.

2. Нетрудоспособные совершеннолетние дети вправе по решению суда получать алименты в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

Материальное положение сторон — уровень обеспеченности каждого из родителей и детей, претендующих на получение алиментов. При этом учитываются все виды заработков или доходов, получаемых этими лицами; наличие у них имущества, приносящего доход; обязательные выплаты, производимые этими лицами в соответствии с решением суда или по иным основаниям.

Когда речь идет о семейном положении, то имеется в виду наличие членов семьи, которых по закону обязан содержать потенциальный плательщик алиментов.

Под другими заслуживающими внимания интересами сторон, в частности, понимаются следующие обстоятельства: нетрудоспособность родителя, обязанного уплачивать алименты; потребности совершеннолетних детей, претендующих на алименты, в дополнительном питании, лечении, постороннем уходе и т.д.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» иски о взыскании алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, могут быть предъявлены самими совершеннолетними, а если они в установленном законом порядке признаны недееспособными — лицами, назначенными их опекунами.

Родители вправе заключить соглашение со своим совершеннолетним ребенком о предоставлении ему алиментов. Для такого соглашения необходимо волеизъявление со стороны самого ребенка и со стороны родителей. Соглашение заключается между каждым из родителей, уплачивающим алименты, и каждым из совершеннолетних детей. В случае недееспособности родителя или одного из совершеннолетних нетрудоспособных детей соглашение от его имени заключается опекуном. Родители или совершеннолетние дети, признанные судом ограниченно дееспособными в соответствии со ст. 30 ГК, заключают соглашения об уплате алиментов с согласия попечителя, поскольку в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 30 ГК они вправе самостоятельно заключать только мелкие бытовые сделки, к разряду которых соглашение об уплате алиментов не относится.