Трасологическая экспертиза при дтп образец

Содержание:

Трасологическая экспертиза при дтп образец

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Криминалистическая экспертиза автомобиля при ДТП

Она направлена на изучение закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия, его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Объекты транспортно-трасологической экспертизы:

— следы, возникающие при транспортном происшествии;

— отдельные части и детали, обнаруженные на месте происшествия;

— транспортное средство и следы на нем;

— одежда (обувь) потерпевшего (если имел место наезд на потерпевшего), так как на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки фар, следы горюче-смазочных веществ и др.;

Материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы.

— колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани;

— осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, частицы краски;

— образцы смазки и других горюче-смазочных материалов;

— сведения о транспортном средстве после дорожного происшествия.

Криминалистическая экспертиза авто означает выявление, изучение следов преступления.

— порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

— порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий;

— порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

— справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

— порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочасов работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

— В каком техническом состоянии находится транспортное средство, связаны ли с ДТП, имелась ли причинно-следственная связь между ДТП и технической неисправностью?

— Какие работы по восстановительному ремонту транспортного средства необходимо произвести?

— Как были взаимно расположены транспортные средства перед ДТП, какова скорость движения автомобиля, имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение, как должны были действовать водители в данной дорожной ситуации, какими пунктами правил дорожного движения руководствоваться?

— Каково состояние дорожного покрытия, имелись ли повреждения дороги, какие условия обзорности участников ДТП, способствовало ли состояние дороги возникновению ДТП?

Законом не предусмотрена регуляция стоимости, поэтому она зависит от эксперта.

К сожалению, никто из водителей, пассажиров, пешеходов не застрахован от дорожно-транспортного происшествия. Кто прав, кто виноват в аварии, каков ущерб нанесенного вреда и какова стоимость ремонта? Выяснить причины ДТП, виновника и оценку ущерба помогут различные экспертизы. Поговорим о них подробнее.

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП для суда является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая изучает закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия, его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации. Введена такая экспертиза Приказом Минюста России от 27.12.2012 № 237 Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Предмет транспортно-трасологической экспертизы — установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией и диагностикой транспортного средства (ТС), участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии.

Объекты транспортно-трасологической экспертизы:

следы, возникающие при транспортном происшествии;

отдельные части и детали (болты, гайки, фарные ободки, поломанные кронштейны, осколки фар, защитных стекол, частицы краски), обнаруженные на месте происшествия;

транспортное средство и следы на нем;

одежда (обувь) потерпевшего (если имел место наезд на потерпевшего), так как на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки фар, следы горюче-смазочных веществ и др.;

фотографические снимки: ориентирующие, панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, показывающие положение и состояние каждого транспортного средства или иного объекта, участвовавшего в происшествии; узловые, на которых запечатлены отдельные группы повреждений на транспортных средствах; детальные с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора.

На экспертизу должны быть представлены: материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы (например, акт судебно-медицинской экспертизы трупа или освидетельствования потерпевшего).

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани;

осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, если аналогичные части найдены на месте происшествия. При обнаружении на месте происшествия частиц краски — транспортное средство или его части со сколами краски;

образцы смазки и других горюче-смазочных материалов в тех случаях, когда на месте происшествия изъяты следы соответствующих веществ и предполагается их сравнительное исследование при проведении комплексных экспертиз;

сведения о транспортном средстве после дорожного происшествия: не подвергалось ли оно ремонту, частичному выправлению имеющихся на нем повреждений, не производилась ли его окраска, не заменялись ли на нем детали; не возникли ли на нем какие-либо новые следы при хранении или перевозке.

Наиболее частыми видами транспортных происшествий являются столкновение, наезд и переезд. Изучение следов транспортных средств позволяет установить ряд существенных обстоятельств механизма транспортного происшествия. Так, например, к ним относятся: направление, в котором двигалось транспортное средство, место столкновения, взаимное расположение транспортных средств при столкновении и др.

Также, один из наиболее частозадаваемых вопросов является что устанавливает автотехническая экспертиза обстоятельств при ДТП? На него мы ответим ниже, сразу после того, как разберемся с понятием криминалистическая экспертиза.

Криминалистическая экспертиза авто означает выявление, изучение следов преступления. Как мы отмечали выше, трассологическая экспертиза является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая помогает установить обстоятельства ДТП. В повседневной же жизни криминалистическая экспертиза проводится при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Делается это для того, чтобы проверить чистоту машины с точки зрения закона. То есть, не подделаны ли номера, не перебиты ли.

Стоит отметить, что понятие криминальная экспертиза автомобиля не существует. Экспертиза криминалистическая (что значит обнаружение следов преступления), а понятие криминальный буквально означает преступный, так что, уважаемые читатели, не путайте данные понятия.

Вот мы и перешли к вопросу об автотехнической экспертизе. Согласно п.1, п.3 ст.12.1 Федерального закона №40-ФЗ Об ОСАГО, в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза автомобиля, которая проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного и содержит, в частности:

порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

Автотехническая экспертиза назначается для установления механизма дорожно-транспортного происшествия, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортных средств по искам о возмещении ущерба от ДТП.

Качество экспертного исследования напрямую зависит от первичных материалов, оформленных на месте ДТП. Если такие материалы оформлены с нарушениями, содержат неполную или противоречивую информацию, восполнение таких недостатков экспертным заключением будет проблематичным. Хотя можно в судебном заседании, перед тем, как подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП, путем представления дополнительных доказательств (видеосъемка, показания свидетелей и др.) попытаться восполнить неполноту исходных данных.

Во всяком случае, если дело дошло до суда, мы советуем вам доверить его опытному юристу, который не понаслышке знает что такое судебная автоэкспертиза, более того, сам составит ходатайство, учитывая обстоятельства дела. Но если вы уверены в своих силах и решите самостоятельно ходатайствовать об экспертизе авто, то вы должны знать, какие вопросы ставят эксперту при ее проведении. Мы приведем несколько примеров:

В каком техническом состоянии находится транспортное средство, какие неисправности имеются, когда они возникли, связаны ли с ДТП, повлияла ли неисправность на возникновение ДТП, имелась ли причинно-следственная связь между ДТП и технической неисправностью?

Какие работы по восстановительному ремонту транспортного средства необходимо произвести, какие детали заменить, какие материалы должны быть применены при ремонте?

Как были взаимно расположены транспортные средства перед ДТП, траектория их движения, каков механизм развития ДТП, какова скорость движения автомобиля, имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение, как должны были действовать водители в данной дорожной ситуации, какими пунктами правил дорожного движения руководствоваться?

Каково состояние дорожного покрытия, имелись ли повреждения дороги, какие условия обзорности участников ДТП, способствовало ли состояние дороги возникновению ДТП?

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Что такое трасологическая экспертиза

Трасология — наука, которая развивает методы исследования, анализа и сохранения следов.

Трасологическая экспертиза предполагает получение ответов на вопросы, возникающие при обнаружении следов на месте происшествия. Это — один из старейших методов сбора доказательств, активно применяемый в настоящее время при проведении оперативных мероприятий, следственных действий, а также при подготовке к судебным процессам.

Традиционно подобный тип экспертиз связывают с дорожно-транспортными происшествиями. Действительно, без анализа места ДТП не обойтись, пытаясь восстановить механизм случившегося или проанализировать поведение водителей. Однако инструментарий трасологии позволяет найти применение данному типу экспертиз в куда более широком спектре ситуаций.

Все трасологические экспертизы можно разделить на четыре большие категории:

  • гомеоскопические (связаны со следами человека);
  • механоскопические (исследуют следы, оставленные предметами и механизмами);
  • следов животных;
  • транспортные (следы транспорта, в т.ч. водного и воздушного).

Основная задача подобных мероприятий — идентификация объекта, след которого обнаружен. Однако экспертиза может помочь понять и другие важные моменты событий: например, в какой последовательности появились следы, какова механика взаимодействия объектов и т.п. Поэтому в зависимости от задач, которые стоят перед инициатором экспертизы, важно грамотно сформулировать список вопросов для ходатайства.

Вопросы для эксперта

Поскольку трасологическая экспертиза может быть применена при изучении дел как в криминалистике, так и в гражданском праве, перечень вопросов для нее достаточно обширен. Соответственно, перечислить все возможные их варианты в рамках одной статьи не удастся. Однако нужно понимать, что все они группируются на две объемные категории: идентификационные и диагностические.

Приведем несколько примеров подобных вопросов:

  1. Идентификационные
    • Являются ли следы, обнаруженные на теле пострадавшего, нанесенными одним предметом?
    • Обувью какого размера оставлен след?
    • Какое животное оставило следы?
  2. Диагностические
    • Шины какой марки были установлены на ТС, оставившем следы на месте происшествия?
    • Каков механизм образования следов, оставленных зубами?
    • В чем причина неисправности механизма?

Отдельно стоит упомянуть о вопросах, которые соответствуют еще одной задаче трасологической экспертизы — определению, являлись ли разрозненные объекты ранее частью единого целого. Сюда же будут отнесены ситуации, когда необходимо выяснить, элемент какого предмета или механизма обнаружен на месте преступления.

Поскольку выводы эксперта могут стать ключевым доказательством при рассмотрении дела, к составлению списка вопросов для заявления нужно подойти с особым вниманием.

Когда можно подать заявление

Основной закон, регулирующий порядок проведения экспертизы, — Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». При этом порядок обращения участника дела к суду с просьбой проведения исследования регламентируется еще и другими законодательными актами.

В качестве нормативно-правовой базы, основываясь на которой можно подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, рассматриваются гл. 27 УПК РФ, ст. 82 — 87 гл. 7 АПК РФ, ст. 79 — 87 гл. 6 ГПК РФ.

В КоАП РФ процедура проведения экспертизы рассматривается в ст. 26.4 — 26.5 гл. 26.

Обратиться с подобным заявлением может любая сторона дела. Подать ходатайство можно как на этапе предварительного следствия, так и уже во время рассмотрения в суде первой инстанции.

Если участник процесса подает ходатайство о проведении экспертизы во время рассмотрения дела в апелляционном органе, он обязан сослаться на уважительные причины, которые помешали сделать это раньше.

Оформление ходатайства

Стандартного бланка, в котором можно изложить суть ходатайства о назначении судебной трасологической экспертизы, законом не предусмотрено. Однако при его составлении необходимо руководствоваться общими правилами, позволяющими суду идентифицировать заявителя и понять суть его требований.

Рассмотрим традиционную структуру подобного обращения к суду:

  1. 1. Шапка
    • указание адресата: суда или следственного органа;
    • сведения об истце;
    • сведения об ответчике;
    • реквизиты дела.

  • Название документа
  • Содержательная часть
    • описание дела (номер, участники, предмет спора);
    • перечисление причин, по которым необходимо проведение экспертизы;
    • указание на законодательные нормы, дающие право обратиться с просьбой о проведении подобного исследования.
  • Суть просьбы
    • перечень вопросов для эксперта;
    • указание на лицо или орган, которому доверяется проведение экспертизы;
    • сведения о стороне, на которую возлагается обязательство оплаты.

    Суд может отклонить ходатайство, но при этом обязан предоставить мотивированный отказ. Его можно обжаловать в установленном порядке.

    Стоит обратить особое внимание на то, что оплачивает экспертизу одна из сторон дела. Если пожелавших произвести оплату не найдется, то лицо, которому придется рассчитаться с проводящей исследование организацией, определит суд.

    Трасологическая экспертиза при ДТП

    В случае фиксации дорожно-транспортного происшествия на месте аварии остается большое количество следов. При перемещении по дорожному полотну это могут быть, например, следы торможения, скольжения и некоторые другие. При обоюдном столкновении на машинах появляются как вмятины различных размеров, так и другие виды деформаций, например, порывы, задиры, царапины. По последствиям аварии специалист может объективно судить, каким образом происходило ДТП в конкретной фазе. Полное исследование совокупности следов позволяет в результате сформулировать реальный механизм всей аварийной ситуации. Всестороннее изучение результатов происшествия для установления настоящих причин и обстоятельств относится к компетенции экспертов трасологической экспертизы при авариях.

    Цель трасологической экспертизы при автодорожном происшествии

    В процессе проведения трасологического исследования решается основная задача — правильное установление настоящего механизма аварийной ситуации. Он наглядно показывает последовательность каждой стадии происшествия от самого начала и до конца. В качестве примера следует привести ДТП, которые происходили при перестраивании транспортных средств, едущих в одном направлении. Если каждый водитель с уверенностью заявляет, что перемещался по дороге без изменения направления движения, данная процедура все расставит по местам. При этом во время опроса участников таких аварий каждый говорит, что именно оппонент выполнял маневр перестроения и не соблюдал требования правил ПДД, предусматривающих предоставление преимущества ТС в движении, которое ехало без изменения направления движения — прямо.
    Процедура трасологической экспертизы станет полезной и в тех ситуациях, когда необходимо сделать идентификационное сравнение при аварии следов с представленными образцами. В качестве примера можно привести факт повреждения автомобиля, на котором установлены следы лакокрасочного покрытия другой машины, скрывшейся с места аварии. В процессе расследования дела обнаруживается и задерживается автомобиль, на котором найдено на переднем бампере отслоение автоэмали. По форме, цвету и характеру возникновения они в полной мере соответствуют следам, ранее изъятым с поврежденного автомобиля. Чтобы ответить правильно на вопрос о причастности к аварии задержанного автомобиля, и проводится трасологическое исследование.

    Каждый автовладелец должен хорошо знать, что при трасологической экспертизе основными исследуемыми объектами становятся именно следы, то есть материально зафиксированные отражения транспортных средств, предметов, людей. Без них не получится никакой экспертизы. Трасология позволяет решить достаточно большой круг вопросов и устранить различные сомнения. При этом принято выделять три главные группы вопросов.

    Направленность вопросов первой группы состоит в установлении групповой принадлежности транспорта:

    • К какой разновидности транспорта относятся оставленные на месте дорожного происшествия следы?
    • Какой маркой резины оставлен след, обнаруженный по факту дорожно-транспортного происшествия?
    • Относятся ли следы к рассматриваемому типу транспортного средства?
    • Было ли возможным соударение машин, если ориентироваться на размеры, форму, местоположение следов на автомобилях.

    Следующая группа вопросов требуется для построения целостной картины из отдельных составляющих:

    • Были ли поврежденные элементы деталей, найденных на месте аварии, объектами конкретного автомобиля?
    • Не относились ли к одному целому фрагменты лакокрасочного покрытия, пластмассы, стекла и так далее, обнаруженные на месте столкновения машин?

    В задачи третьей группы вопросов входит точное установление транспортного средства:

    • Будут ли принадлежать найденные следы данному автомобилю?
    • Каким количеством транспортных средств при аварии оставлены следы?
    • Этой или нет шиной были оставлены следы на месте аварии?

    Профессиональные эксперты-трасологи при проведении экспертизы эффективно решают перечень вопросов, которые имеют непосредственное отношение к механизму случившейся аварии.

    Для участников производства по делу о ДТП могут предлагаться различные задачи для полноценного и точного проведения трасологического экспертного заключения:

    1. Установление механизма аварийной ситуации с указанием места, времени, даты, состава участников ДТП.
    2. Нахождение точного места столкновения автомобилей, наезда на препятствие, места наезда на пешехода.
    3. Насколько будет соответствовать установленное место столкновения или наезда по имеющейся схеме происшествия проведенным экспертным расчетам?
    4. Установление места наезда на препятствие или пешехода.
    5. Какой является последовательность столкновения?
    6. Какими частями контактировали при ДТП транспортные средства?
    7. Установление угла столкновения.
    8. Кто конкретно находился за рулем машины из лиц, указанных в постановлении о назначении экспертизы?

    Экспертиза проводится каждый раз в тех случаях, когда речь начинает идти о подставных аварийных ситуациях.

    Очень часто трасологические экспертизы проводятся по инициативе страховых компаний.

    Именно данная процедура позволяет с большой степенью точности и достоверности идентифицировать соответствие повреждений, образовавшихся на транспортных средствах, механизмам и обстоятельствам автодорожного происшествия.

    Когда назначается и осуществляется трасологическая экспертиза при возникновении ДТП

    Рассматриваемая процедура назначается в ходе любой стадии рассмотрения дела, хотя оптимальным считается назначение экспертизы во время дознания или предварительного расследования. На этой самой стадии устанавливается виновное в ДТП лицо. В качестве нормативной базы для назначения и осуществления трасологической экспертизы выступают процессуальные кодексы, среди которых следует назвать нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, АПК, УПК, ГПК. Согласно общему правилу, трасологическое исследование выполняется в рамках комплексной дорожно-автотехнической и транспортно-трасологической экспертизы.
    Стоимость услуг в таблице:

    Автотехническая и трасологическая экспертизы при ДТП

    Автотехническая экспертиза — одна из самых востребованных услуг, которая проводится при дорожно-транспортном происшествии или в случае неисправности автомобилей. Она позволяет установить виновное лицо, которая часто не согласно с правонарушением. В будущем ему нужно оплатить денежные средства в виде возмещения ущерба. В итоге виновник может быть установлен неправильно или вовсе не установлен, ведь нужны специальные знания для проведения этой процедуры. Именно для решения непонятных ситуаций обращаются за помощью к экспертам. Суд устанавливает виновность водителя, но только эксперт может ответить на вопросы, которые позволят установить истинную картину дорожно-транспортного происшествия.

    Что такое трасологическая экспертиза при ДТП?

    Это широкое значение термина, которое охватывает несколько областей ситуаций на дороге. Транспорт-трасологический отдел занимается только обстоятельствами, которые возникают в случае ДТП. Основные обязанности — разбор и изучение следов, которые появляются в результате правонарушения транспортных средств. Эксперт определит, кто виноват в конкретном дорожно-транспортном происшествии и восстановит сценарий. Объектом для изучения считаются ТС, которые изучаются специалистами на возникновение ДТП или каким-то образом содействовали его появлению.

    Виды трасологических экспертиз

    Они разделяются на несколько видов:

    1. Автороведческое и почерковедческое исследование;
    2. Техническое изучение документации;
    3. Трасологическая;
    4. Баллистическая;
    5. Портретная и фототехническая;
    6. Видео и аудиозаписи;
    7. Изделий и веществ;
    8. Биологическая;
    9. Материалов.

    Проведение трасологической экспертизы – инструкция

    Как правило, проверка проводится в ходе досудебного расследования или по назначению инспекторов полиции.

    Обратите внимание:

    Вы можете доверить проведение расследования лицам, в которых вы уверены.

    На данный момент существует много зарекомендованных организаций, которые могут предоставить качественные услуги. Воспользуйтесь ими, однако предварительно узнайте стоимость. В разных компаниях в зависимости от ее масштаба и уровня профессионализма разная цена.

    Правила проведения

    Чтобы организовать и провести независимую экспертизу, понадобится предоставить полную информацию для моделирования дорожно-транспортного происшествия. Трасологическое исследование поможет определить, как двигался автомобиль виновника и изучит ситуации дороги в момент столкновения. Это позволит установить настоящую картинку происходящего. Чтобы выявить правдоподобные действия всех участников дорожного движения, которые попали в ДТП, необходимо изучить правила проведения трасологического исследования повреждений автомобиля. Это основная задача, которая ставится перед профессионалом.

    Какие методы трасологической экспертизы используются?

    Методы трасологической экспертизы состоят из нескольких способов и приемов, включая технических средств, которые используются для исследования разного рода предметов и объектов в рамках осуществляющей экспертизы. Таковым может стать:

    1. Вещественное доказательство.
    2. Обстановка преступления в материальном эквиваленте.
    3. Документы протоколов, которые содержат в себе изначальные данные по месту происшествия;
    4. Материалы по справочному характеру.
    5. Образцы вещественных доказательств, которые позволяют подтвердить виновность участника дорожного движения.

    Образец постановление о назначении трасологической судебной экспертизы

    Иногда во время судебного разбирательства суд выносит постановление о назначении трасологической судебной экспертизы. Это проводится в том случае, если слишком мало доказательств для определения виновности. Образец постановления можете скачать тут. После этого суд вправе самостоятельно решить, какую компанию для исследования будет использоваться. Если вы хотите доказать свою невиновность, можете выбрать самостоятельно компанию по проведению независимого трасологического исследования.

    В момент проведения расследования в качестве вещественных доказательств могут быть изъяты при трасологической экспертизы следы обуви. Основные задачи при проведении подобного исследования:

    • Определение размера обуви;
    • Установление возрастных групп;
    • Определение условий, в результате которых образовались следы;
    • Установление признаков и свойств человека по следам ног.

    Список вопросов эксперту

    Как правило, эксперт задает различные вопросы, чтобы разобраться в ситуации возникновения дорожно-транспортного происшествия. В момент рассмотрения трасологической экспертизы при ДТП вопросы эксперту могут быть следующими:

    • Какой частью кузова было совершено столкновение?
    • Какие повреждения имеются в материалах дела?
    • Соответствует ли повреждение на автомобиле заявленному повреждению механизма?
    • Являются ли повреждения на транспортном средстве итогом аварии?
    • В каком положении находился автомобиль: статичном или динамичном?
    • Соответствовало ли вождение установленным правилам дорожного движения на конкретном участке дороге?

    Проводить подобное исследование обязан профессионал, который ведет себя компетентно и соответствует предъявленным государством требованиям.

    Стоимость трасологического исследования зависит от различных факторов. Сюда относится и популярность организации, в которую вы обращаетесь. Средняя цена квалифицированного исследования начинается от 5 000 рублей. Один человек не может самостоятельно заниматься подобным изучением. Если это так, то независимая экспертиза не будет оправданной вложенными денежными средствами. Над одной ситуацией, как правило, работает целый штат экспертов.

    Когда необходимо добиться справедливости: трасологическая экспертиза при ДТП

    Иногда чтобы знать подробности автомобильной аварии, определить виновника, другие важные обстоятельства, одних показаний участников, свидетелей и даже видеосъемки недостаточно. Нужно особое исследование всех материалов, которые проводят специалисты. Оно называется трасологической экспертизой и отвечает на многие вопросы, возникающие в ходе расследования дела.

    Читайте в этой статье

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно!

    Когда нужна транспортно-трасологическая экспертиза

    Исследование назначается не во всех случаях ДТП. О том, когда это бывает, сказано в статье 26.4 КоАП:

    Изучение следов, оставшихся после происшествия, обязательно, если:

    • не определен виновный в аварии, или он отказывается признать себя таковым;
    • страховая компания не собирается платить потерпевшему деньги, ссылаясь на то, что его автомобиль мог быть поврежден по другой причине, а не во время ДТП;
    • автомобилиста обвиняют в совершении аварии, а он в ней не участвовал;
    • машина была повреждена в результате других действий с нею, а не столкновения с иным транспортом или препятствием.

    Словом, исследование поможет выявить нюансы ДТП, которые заинтересованные в рассмотрении дела стороны видят по-разному. С его использованием разрешается конфликт между ними, определяется решение.

    Иногда в исследовании нет нужды, так как все необходимые сведения получены более простыми способами.

    Что она может установить

    Экспертиза отвечает на целый круг вопросов, которые могут быть неясными при расследовании ДТП. Она определит:

    • где именно произошло столкновение автомобилей;
    • соответствуют ли объем и места повреждений на ТС обстоятельствам аварии;
    • где, в каком положении находились машины участников происшествия до того;
    • куда они перемещались;
    • под каким углом друг к другу находились ТС, когда случилось столкновение;

    • есть ли на месте аварии следы, оставленные конкретным автомобилем;
    • марку, модель и вид ТС, участвовавших в аварии;
    • кто из указанных в документе о назначении исследования людей управлял транспортными средствами;
    • какие детали автомобилей оставили материал для экспертизы на месте ДТП (правое или левое колесо, заднее или переднее, корпус, фара и т.д.);
    • механизм столкновения во время происшествия (движущиеся были объекты или кто-то из них ехал, а другие стояли);
    • модели шин;
    • есть ли следы ТС на других предметах, присутствовавших на месте происшествия (одежде людей, бордюре, теле);
    • действительно ли они принадлежат автомобилю, или оставлены там иным объектом;
    • перемещалось ли конкретное ТС в момент столкновения (наезда) или было неподвижным;
    • действительно ли исследуемый материал был частью автомобиля, участвовавшего в ДТП;
    • какие повреждения могли остаться после аварии, а какие быть полученными по иной причине;
    • в какой последовательности они образовались;
    • ошибочными или верными были действия водителей во время аварии относительно требований ПДД;
    • какими правилами им следовало руководствоваться.

    О том, что собой представляет судебная экспертиза по ДТП, смотрите в этом видео:

    Напоминаем, что вы можете получить быструю бесплатную консультацию по телефону:

    Особенности проведения после ДТП

    Исследование назначается после сбора основного материала на месте аварии. Ведь для проведения экспертизы специалистам понадобятся:

    • схема с места ДТП, выполненная его участниками или сотрудником ГИБДД;
    • протокол осмотра;
    • фото и видеоматериалы, выполненные после случившегося техническим специалистом службы, свидетелями аварии;
    • автомобили участников происшествия;
    • предметы с места аварии, которые были затронуты во время нее;
    • информация с видеорегистраторов машин, участвовавших в ДТП;
    • протокол осмотра автомобилей;
    • справка о ДТП.

    Материала, предоставленного для исследования, должно быть достаточно, чтобы сделать выводы, ответить на имеющиеся вопросы. Иногда хватает лишь части приведенного списка. В других случаях он может быть расширен. Но чем более полный материал предоставлен, тем точнее будут выводы трасологической экспертизы.

    Получив его, специалисты используют весь комплекс имеющихся в их арсенале методов. В него входят технические средства, компьютерное моделирование, физический и химический анализ материала, математические расчеты. Сначала происходит предварительное изучение, в основном это протоколы, схемы, фото и видео.

    Затем выполняется детальное расследование, являющееся основным этапом трасологической экспертизы. Для него может понадобиться снятие отдельных частей авто и других объектов, доставка их в лабораторию. После детального рассмотрения специалисты делают выводы на основе изученного, которые формулируются документально в виде ответов на поставленные в самом начале вопросы. К отчету прилагаются фото и видео, схемы и другие дополнительные материалы.

    Если экспертизу назначает не следователь, а автомобилист, она проводится примерно в таком порядке:

    • выбирается компания, имеющая право выполнять трасологические исследования;
    • собирается пакет документов, куда, кроме перечисленных, включают СТС, ПТС и объяснения участников ДТП;
    • специалист прибывает на место аварии вместе с заказчиком, имея при себе нужные инструменты (лупу, пинцет, рулетку и т.д.);
    • на осмотр эксперту предоставляется автомобиль, участвовавший в ДТП;
    • если необходимо, исследуются его агрегаты и детали, для чего производится разборка;
    • полученная информация вносится в компьютер и с помощью специальной программы моделируется виртуальное ДТП;
    • заказчик получает содержащий выводы отчет, который предоставляют в качестве доказательства.

    PC-CRASH — одна из программ для моделирования ДТП

    Что может быть образцом трасологической экспертизы

    Образцом исследования является объект, потерпевший изменения во время аварии, или его часть. На основе их анализа делается вывод о природе целого предмета, отношении к ДТП (может ли он рассматриваться в качестве доказательства). Устанавливаются также причины видоизменения.

    Образцами трасологической экспертизы могут быть:

    • частицы дорожного покрытия с места происшествия;
    • знаки, расположенные там;
    • автомобили и их детали;
    • следы шин;
    • слепки;
    • части бордюра;
    • фотографии;
    • отдельные предметы одежды человека или его тело;
    • микрочастицы всего перечисленного.

    Образец итогового документа

    После изучения объектов, а также иных материалов, оформляется документ трасологической экспертизы примерно следующего вида. Он предоставляется заказчику процедуры и суду.

    Содержание документа по делам иного рода бывает и другим, не как в образце. Но он всегда содержит:

    • название организации, занимавшейся экспертной оценкой, ее контактные телефоны и иные средства связи;
    • подтверждение знания специалистом ответственности за заведомо ложные выводы по делу;
    • перечень вопросов, предложенных заказчиком, на которые по итогам экспертизы должны быть даны ответы;
    • сведения о выполняющем ее специалисте, включая образование и научные степени;
    • исходные данные дела, в том числе обстоятельства;
    • список использованной литературы;
    • описание самого процесса исследования;
    • выводы;
    • подпись эксперта.

    Когда стоит подавать ходатайство о проведении

    Трасологическую экспертизу может инициировать участник аварии, не только следователь. В таком случае выполнение стоит поручить независимым специалистам из организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Сами эксперты обязаны иметь соответствующие профессии сертификаты.

    Его имеет смысл оформить в следующих случаях:

    • Страховая компания не желает выплачивать деньги или оправлять автомобиль на ремонт за ее счет, мотивируя выводами сделанной ранее трасологической экспертизы. Независимое исследование докажет, что фирма нарушает закон, так как повреждения автомобиль получил именно в ДТП, а не как-нибудь иначе.
    • Компания, оформившая водителю полис, согласна сделать частичную выплату, не соответствующую степени повреждения автомобиля. Экспертиза сможет доказать, что все полученные изъяны являются страховым случаем, и ущерб должен быть погашен полностью.

    Независимая экспертиза ДТП

    Сотрудники ГИБДД отобрали у водителя права, мотивируя тем, что он якобы уехал с места ДТП, в котором был виновником. Подобные случаи тоже нередки и из-за недобросовестных инспекторов и злоумышленников, разъезжающих с чужими госномерами. Если последние попадают под камеру видеофиксации нарушений, полиция обвиняет настоящего владельца регистрационного знака.

    Автомобилист стал жертвой мошенников, утверждающих, что он спровоцировал аварию, разбил их автомобиль. Если повреждения ТС аферистов были нанесены специально, или в процессе ДТП с другой машиной, при столкновении со статичным объектом, исследование это докажет.

    Выполнять процедуру лучше в процессе предварительного расследования. Чаще так и бывает, если трасологическая экспертиза назначается в рамках транспортного или дорожно-автотехнического исследования. Ведь все проблемы, требующие ее проведения, возникают обычно на этой стадии. И пока следы аварии свежи, выводы можно сделать более точные.

    Но трасологическую экспертизу выполняют и позже, если на предварительном расследовании она не проводилась, или нужно опровергнуть выводы предыдущей.

    Исследование бывает довольно дорогим предприятием (от 12000 р.), если его заказывает один из участников ДТП в независимой организации. Но при вынесении решения суда в его пользу оплату могут возложить на виновника события. Считающему себя потерпевшим водителю не стоит экономить на экспертизе. Ведь она может спасти его от более серьезных неприятностей, чем финансовые затраты.

    О проведении независимой экспертизы смотрите в этом видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас (это быстро и бесплатно):

    Происходит лишение прав за ДТП в зависимости от тяжести последствий. Как избежать лишения прав? Всегда ли их забирают, если оставлено место, водитель скрылся, ДТП с пострадавшими? Будет ли суд?

    Проводить досмотр, личный досмотр, осмотр и досмотри днища, багажника можно разными способами. В части из них обязательно нужны свидетели, в крайних случаях можно без них. Также используют зеркало. В чем разница в процедурах, которые проводит сотрудник ДПС?

    Если установлен незаконно багажник, и ГИБДД инспектора стоят на дороге, то можно ожидать штраф. Имеет ли право сотрудник проверять багажник? Да, но с ограничениями. Существуют правила, как его регистрировать.

    В 2017 году выкрутиться и обойтись без штрафа за езду задним ходом можно, но только в определенных ситуациях. В остальных инспектор выпишет квитанцию. Например, за езду задним ходом по одностороннему движению, на перекрестке, по обочине и автомагистрали.