Судебные органы государственной власти рф реферат

Судебные системы РФ

Главная > Реферат >Государство и право

ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………7

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ ………………………………………………. 9

Суды общей юрисдикции ……………………………………………. 11

Арбитражные суды РФ ………………………………………………. .12

Список использованной литературы……………………………. 22

Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд реализует принцип справедливости в правоприменительной практике. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.

В РФ в постановлениях и иных решениях Конституционного суда проводиться идея самостоятельности каждой из ветвей власти и недопустимости вторжения одной ветви власти в компетенцию других властей. Принципиальный характер имеет решение Конституционного суда о том, что принцип разделения властей определяет их соотношение не только на федеральном уровне, но и распространяет свое действие на организацию и осуществление государственной власти в субъектах федерации.

Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением закона, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.

Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Основополагающие фундаментальные начала организации судов, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., определили роль и место судов в государственно-правовой структуре российского общества, провозгласили принципы осуществления правосудия. Конституция, возведя суды в ранг самостоятельной ветви государственной власти, потребовала от законодательных органов создания нормативной базы, соответствующей высокому статусу суда и судей.

Конституционные нормы развиты и конкретизированы в федеральных конституционных законах.

Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена — мировых судей в качестве судов субъектов Федерации.

Определяя общие контуры организации системы судов, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г., 1-ФКЗ) имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон учел и многолетние традиции российского судопроизводства (преемственность судоустройственного законодательства) и специфические исходные данные той системы отношений, в рамках которой он должен работать в российской действительности. Федеральный конституционный закон «О судебной системе» служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократического правового государства.

Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов:

установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;

включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;

законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;

создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти — Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.

Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей, о которых будет сказано позднее.

Тема судебной системы в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Понятие судебной системы.

Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.

Правосудие в РФ как важнейшая функция судебной власти осуществляется от имени государства судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Одни из важнейших принципов правосудия в РФ осуществление его только судом. Создание судов, не предусмотренных законом, не допускается.

Совокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ.

Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и между народных договоров РФ: признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу: финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996г. № 1 ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Помимо этого, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно — административного образования (или структурного образования — в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа.

Система органов судебной власти в РФ

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт управления и права

Негосударственное образовательное учреждение

Специальность: Государственное и муниципальное управление

По дисциплине: Конституционное право России

Тема: Система органов судебной власти в РФ

Работу выполнила: Сироткина Елена Евгеньевна

Судебная власть в системе органов Российского государства

Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия

Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации

4.1 Конституционный Суд

4.2 Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды

4.2.1 Корпус мировых судей

4.3 Высший Арбитражный Суд

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления (ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в “разные руки”. Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу…, властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”

Судебная власть в системе органов Российского государства

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков:

Судебная власть — вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

Судебная власть принадлежит только судам — государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом.

Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособлен­ность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес­суальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Россий­ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля­ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.

Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

в) правосудие осуществляется только двумя способами:

1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

г) правосудие осуществляется только судом (судьей);

д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1). Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

Судебные органы государственной власти рф реферат

Как известно государственная власть в Российской Федерации делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти играет важную роль в построении правового государства. В данной работе мною будет рассмотрена только судебная власть, отсутствие которой немыслимо в любом государстве. Так же как и для других стран в современной действительности судебная власть крайне важна и для Российской Федерации. Важна действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества, а только фактическим существованием. Данная тема актуальна, поскольку, судебная власть призвана решать, ориентируясь исключительно на закон складывающиеся в обществе правовые споры. Споры разрешаются методом осуществления правосудия в форме совершения процессуальных действий и принятия необходимых для исполнения решений. Судебная власть осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо, руководствуясь принципом разделения властей. Она представлена совокупностью органов – судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Цель данной работы – обозначить место судебной власти в системе органов государственной вла¬сти, изучение ее принципов, рассмотрение некоторых видов судебных органов. Для достижения определенной мною цели нельзя не прибегнуть к решению следующих задач: 1. обозначить место судебной власти в системе органов государственной вла¬сти; 2. изучить принципы судебной власти Российской Федерации; 3. рассмотреть некоторые виды судебных органов осуществляющих судебную власть

В завершение данной работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой работы крайне насущна в наши дни. Поскольку судебная власть и нормативно-правовые акты, регламентирующие еще далеки от совершенства, вопреки значительным переменам в юридической базе нынешнего общества (принятие нового Гражданского Кодекса, нового Уголовного Кодекса, огромное количество существенно новых нормативно-правовых актов). Судебная власть до сих пор остается несовершенной в системе государственной власти Российской Федерации. Принципы судоустройства и судопроизводства провозглашенные Конституцией реализуются с трудом. Чувствуется препятствование и подавление, исходящее со стороны других ветвей власти. Правовые и социальные гарантии судей, провозглашенные Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами (несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д.) часто не обеспечиваются в полной мере из-за неимения материальной и технической баз. В целях реализации усовершенствования «качества» работы судебных органов надлежит произвести значительную работу. Требуется сделать возможной и реальной независимость судей, обеспечить материально-техническую базу для судебных органов. Так же немаловажно приведение в соответствие сегодняшним требованиям нормативно-правовой базы. Опорой, для этого должна послужить Конституция Российской Федерации, поскольку именно она дала основополагающие принципы функционирования судебной власти, однако не может достаточно регулировать все аспекты деятельности судебных органов.

Система органов судебной власти

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, ее организация и функции. Конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов, система арбитража и общей юрисдикции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие судебной власти: признаки, становление, развитие, место в системе государственной власти Российской Федерации. Организация судебной власти: суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикции. Перспективы развития реформы судебной власти в РФ.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 01.08.2014

Понятие судебной власти Российской Федерации, организация системы. Компетенция конституционного суда. Уставные суды субъектов РФ, их внутренняя организация. Система судов общей юрисдикции. Районные и мировые суды. Кассационная коллегия Верховного суда.

курсовая работа [658,5 K], добавлен 09.05.2012

Основные этапы развития российской судебной системы. Понятие и признаки судебной власти. Верховный суд Российской Федерации. Мировые и районные суды. Федеральный арбитражный суд округа, апелляционные суды. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 26.11.2016

Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия в стране. Правовое положение судьи, его независимость, несменяемость и неприкосновенность. Система федеральных судов.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 05.02.2014

Понятие и структура судебной власти. Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость, несменяемость, публичность, инстанционность. Органы, содействующие судебной власти. Прокуратура. Судебный конституционный контроль.

реферат [41,7 K], добавлен 01.07.2008

Понятие и принципы построения органов государственной власти, структура органов исполнительной власти. Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия. Принципы деятельности органов государственной власти, субъекты законодательной инициативы.

курс лекций [70,1 K], добавлен 20.05.2010

Понятие и классификация органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Основные функции судебной власти. Общие признаки, которыми обладают органы государственной власти в России. Принцип разграничения предметов полномочий.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 21.02.2013

Суд и его место среди органов государственной власти. Отделение судебной власти от законодательной и исполнительной. Судебное звено и судебные инстанции. Суды общей юрисдикции. Верховный, арбитражный, конституционный суд. Правовой статус судей в РФ.

реферат [30,6 K], добавлен 16.11.2010

Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Принципы построения судебной системы. Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда. Правовой статус судей.

курсовая работа [92,6 K], добавлен 17.06.2014

Основные принципы правосудия в РФ. Демократичность и независимость судебных органов. Принципы судопроизводства. Система судебных органов. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции. Конституционный Суд в РФ.

дипломная работа [69,5 K], добавлен 05.12.2008

Органы государственной власти Российской Федерации

Главная > Реферат >Государство и право

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

На тему: «Органы государственной власти Российской Федерации»

I Введение стр.3

II Понятие государственного органа стр.4-5

Понятие системы разделения властей в государстве стр.6

Президент РФ стр.7

Органы законодательной власти стр.8

3.1.Федеральное Собрание Российской Федерации стр.9

3.1.1.Совет Федерации стр.10-12

3.1.2.Государственная Дума стр.12-13

3.2.Органы законодательной власти субъектов Российской

4.Органы исполнительной власти стр.16-17

4.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской

5.Органы Судебной власти стр.21-22

III Заключение стр.23

IV Список использованной литературы стр.24

Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет мо­дели правового государства и торжество теории естественного права. Рос­сийская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает созда­ние условий для максимальной реализации личности в обществе и государ­стве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные пред­ставления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важ­ность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демокра­тию возможной на практике. В современном мире идет тенденция к тому, чтобы все государства мира, в том числе и РФ усовершенствовали свою по­литико-правовую доктрину, то есть отходили от старых взглядов, на полити­ческую власть, чтобы строили государство как можно более демократичнее. Ибо, как правило, в демократичных странах более развит принцип. разделе­ния властей

Целью данной работы является: охарактеризовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.

В своей работе я рассмотрела не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

II_Понятие государственного органа

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Орган государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами российской Федерации и ее субъектов, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

Каждый государственный орган образуется в установленном государственном порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96 Конституции).

Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда российской Федерации и иных федеральных судов.

Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.истемы избираются или жействуют совместно, находятся во взаимосвязиду органами системы органов госуда

1. Понятие системы разделения властей в государстве.

В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодаль­ному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля, Эникура, Полибия. Однако авторство принадле­жит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провоз­вестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755гг.).

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодатель­ная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каж­дой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституцион­ный принцип, лежащий в основе организации власти демократического госу­дарства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный ( законодательный) орган, исполнительно — распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально не зависимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимоконтроль.

В настоящее время многие государства мира приходят к принципу разде­ления властей, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а если нет этого принципа, то это государство в большинстве случаев не правовое. В большинстве таких государств нарушаются права и свободы граждан. Разде­ление властей так же, как и само их функционирование основывается на Конституции.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия от всего населения России.
У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие за­коны. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент держит в поле своего зрения внутреннюю и внешнюю политику государства. Согласно Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами.
Президент полностью формирует Правительство РФ, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку, хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы. Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу. При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством, Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.