Структуры входящие в госслужбе

Формирование управленческого потенциала госслужбы

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    К началу 2000-х гг. в стране обозначился острый дефицит менеджеров, способных самостоятельно решать задачи в условиях глобальной конкуренции и рыночных отношений внутри страны. Согласно ряду международных рейтингов, по своей эффективности система управления России находится на 89-м месте в мире.

    Сергей ЗУЕВ,
    директор Центра региональных исследований АНХ при Правительстве РФ

    Александр КЛИМОВ,
    директор Института технологий образования АНХ при Правительстве РФ

    Владимир ГАЛКИН,
    ведущий специалист АНХ при Правительстве РФ

    Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» считается исходной точкой для развертывания целой программы кадрового реформирования госслужбы, однако многие его положения до сих пор реализованы не в полной мере. Такой формат подготовки не проходит значительная часть сотрудников, впервые поступающих на государственную службу. Так, среди впервые поступивших на государственную и муниципальную службу в 2005 г. подобного обучения не прошло подавляющее большинство – более 85%.
    Но даже в случае решения количественного вопроса, связанного с охватом всего корпуса государственных гражданских служащих существующей системой подготовки, проблема качества и эффективности формирования кадрового резерва государственной службы решена не будет. Это обусловлено системными противоречиями и недостатками сложившихся каналов рекрутинга и «доводки» специалистов по государственному управлению, что особенно заметно на примере кадрового резерва высшего (федерального и регионального) звена управления.
    Рассмотрим основные проблемы системы образования и подготовки госслужащих:
    1. Объективность отбора и назначения кандидатов на должность. Отсутствие системной связки между комплексом требований к конкретным местам в системе государственного управления (в соответствии с уровнями классификации гражданской службы) и объемом личных квалификаций и опыта претендентов на их замещение. С одной стороны, это результат отсутствия четкого описания рабочих мест в системе гражданской службы и набора квалификаций для их эффективного замещения. С другой стороны, такая ситуация имеет своим прямым следствием непрозрачность процедур отбора и назначения, а в своих крайних проявлениях – коррумпированность лиц, принимающих решения о назначениях.
    2. Каналы горизонтальной профессиональной мобильности и рекрутинга. В средне- и долгосрочной перспективе большую опасность представляет крайняя ограниченность социальной базы для рекрутинга специалистов в систему управления государством. Принципы формирования номенклатурной кадровой базы на всех уровнях управления не способствуют привлечению талантливых людей из других сегментов общественной практики – бизнеса, общественных организаций и т.д. В лучшем случае практикуется привлечение готовых команд, что в конечном счете приводит к созданию клановых схем управления.
    3. Соответствие содержания подготовки вызовам современного управления. Дисбаланс между имеющейся системой подготовки и реальными потребностями служебной практики на данном этапе развития российской государственности. Этот разрыв свидетельствует, во-первых, о недостаточном соответствии содержания подготовки средне- и долгосрочным тенденциям изменения принципов управления в современном государстве. С другой стороны, очевидно, что необходим качественно и количественно иной масштаб привлечения
    реальных практиков (на уровне высших менеджеров министерств и департаментов), способных изменить современные технологии управления.
    4. Инерционность учебного процесса, которая выражается в преимущественном использовании предметно-дисциплинарной формы обучения, ограничениях, которые накладываются стандартами предыдущих этапов, рассогласованности основных уровней и форматов обучения в рамках общей системы подготовки госслужащих.

    В сложившейся ситуации требуются абсолютно иные подходы к формированию человеческого потенциала системы государственного управления в Российской Федерации. По мнению многих аналитиков, появление новой генерации государственных менеджеров является ключевым условием долгосрочной стабильности и качества роста, наметившегося в России с начала 2000-х гг.
    Для формирования системы кад­рового резерва и кадровой политики в целом наиболее важными – как в организационном, так и в политическом смысле – является ряд базовых принципов.

    Принцип открытости и объективности
    Это важнейшая характеристика кадровой политики, которая описывает политику государства в целом. Фактически на данном уровне формируется система входов в элиту государственного и муниципального управления, которая в современном государстве преодолевает законы клановости и номенклатуры, стремясь к максимальной демократизации и предельно широкой социальной базе.
    Основные параметры:
    —широкий мониторинг потенциальных кандидатов на замещение должностей в сфере государственной и муниципальной службы. При этом система мониторинга не ограничивается административными структурами и имеет свои «интерфейсы» в зонах общественной деятельности, бизнеса, политических партий, молодежных движений и т.д.;
    —база квалификационных описаний реестра должностей по классам государственной службы, которая позволяет сформулировать объективные критерии мониторинга и дальнейшей оценки потенциальных кандидатов;
    —жесткий конкурсный отбор для поступления на службу в органы государственного управления, а также высокий уровень отсева в процессе обучения на отобранных по конкурсу учебных программах;
    —система постоянной оценки компетентности госслужащих, определяющая требования к повышению уровня профессионализма на конкретном уровне ответственности.

    Принцип профессиональной мобильности (ротации)
    Современное государственное уп­равление не может опираться исключительно на отраслевое и специализированное видение ситуации. Для членов кадрового резерва (в том числе и для тех, кто уже занимает конкретные должности) необходимо предусмотреть систему стажировок (интернатур), позволяющих освоить максимально широкий спектр квалификаций, а также ввести их в практику деятельности различных подразделений и уровней государственного управления.
    Основные параметры:
    —система ротации членов кадрового резерва предполагает перемещение по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Вопрос о конкретных обязанностях участника кадрового резерва решается в соответствии с его индивидуальным планом развития, а также с учетом кадрового дефицита, прогнозируемого на кратко- и среднесрочную перспективу;
    —ротация может не ограничиваться перемещением по должностям государственной и муниципальной службы (как в стране, так и за рубежом), но включать также практику в общественных и бизнес-структурах;
    —управление репутацией (как противовес «сознанию временщика») предполагает набор письменных характеристик с каждого места, освоенного в процессе ротации.

    Принцип непрерывности
    Принцип непрерывности относится как к деятельности всей службы кадрового резерва (в смысле непрерывности мониторинга, отбора, подготовки и т.д.), так и к ведению конкретных групп и персоналий, входящих в резерв (в смысле постоянного участия в профессиональной переподготовке, обу­чении и пр.). Непрерывность означает также наличие перспективы карьерного роста в соответствии с ростом личных качеств и квалификаций.
    Основные параметры:
    —сам факт присутствия в кадровом резерве государственной службы подразумевает систематическое обращение к образовательным и интеллектуальным возможностям университетских или иных подготовительных центров в соответствии с личным планом развития и совершенствования конкретного участника;
    непрерывное образование и его промежуточные результаты
    —рассматриваются в правовом поле как основа успешной карьеры и подтверждение права на замещение более высокой долж­ности (в форме сдачи экзаменов, получения формального заключения уполномоченного на это органа, конкурсной оценки и т.д.);
    —особые требования предъявляются к гибкости образовательных программ в системе подготовки и повышения квалификации госслужащих (использование блочно-модульного принципа, интенсивность погружения, быстрая оценка изменений в профессиональных качествах участника, соответствие текущей практике и т.д.).

    Принцип практичности
    Этот принцип позволяет преодолеть разрыв между сложившимися на более раннем этапе образовательными программами и актуальной практикой государственного управления – безусловно, с учетом тех изменений, которые прогнозируются в кратко- и среднесрочной перспективе.
    Основные параметры:
    —содержание учебных программ должно определяться целями текущей политики, причем основной целью является повышение качества оказания государственных услуг;
    —сочетание теоретического обучения с практикой (в форме стажировок в различных органах государственного аппарата и не только);
    —обязательное ситуативное обучение молодых сотрудников – участников кадрового резерва для эффективной интеграции в орган государственного управления, в котором они будут непосредственно работать. Обучение должно быть направлено на приобретение конкретных навыков, системного видения ситуации, а также на развитие коммуникативных и социальных техник (общие социальные навыки);
    —необходимо развивать сеть курсов и семинаров на уровне министерств и ведомств, нацеленных на актуальную деятельность, формируя таким образом систему повышения квалификации, быстро реагирующую на текущие потребности;
    —особую роль в этом контексте должна играть методика оценки, соединяющая личные достижения и квалификацию с реальными требованиями для конкретных рабочих мест и уровнем ответственности. Следует учесть, что именно методика оценивания является ключевым элементом всего проекта модернизации кадровой политики. Одной из центральных проблем, сдерживающих переход России на инновационный путь развития, является нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. Эта проблема актуальна для всех отраслей народного хозяйства, в том числе для сферы государственного и муниципального управления.

    Обучение управленческих кадров для государственной службы на базе современных образовательных программ
    Целью обучения управленческих кадров является развитие базовых уп­равленческих компетенций (способности к аналитической и проектной деятельности, удержанию сложного управленческого контекста в условиях дефицита времени, коммуникабельности, лидерских качеств и др.) и формирование необходимых профессиональных знаний и навыков в области финансов, управления, права и т.д. Современные программы подготовки управленческих кадров для государственной службы предполагают:
    —модульную структуру обучения;
    —возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий слушателей;
    —индивидуальное консультирование (кураторство) в процессе обу­чения;
    —использование современных активных технологий обучения (кейсы, компьютерные симуляторы);
    —выполнение групповых проектных работ по актуальным вопросам государственного управления;
    —приглашение в качестве преподавателей авторитетных практиков государственной и муниципальной службы, менеджеров бизнес-структур и предприятий некоммерческого сектора.
    Важнейшим условием создания эффективных программ является соотнесение их образовательных результатов с квалификационными требованиями на занятие должностей соответствующего уровня. По результатам обучения образовательная организация должна предоставить развернутую индивидуальную характеристику общих и профессиональных компетенций, личных качеств слушателей.
    В основу оценки общих компетенций и личных качеств слушателей должна быть положена характеристика их участия в учебных мероприятиях на базе активных методов обучения (разбор кейсов, имитационные игры на базе компьютерных симуляций, деловые игры и др.). Индивидуальные характеристики должны отражаться в единой базе данных управленческих кадров и в дальнейшем служить дополнительным основанием при принятии решений о их выдвижении и ротации.
    Отбор для обучения по конкретным образовательным программам целесообразно осуществлять на основе конкурсов и с учетом индивидуального выбора управленца. Целевые стажировки должны проводиться в соответствии с индивидуальными планами управленческих кадров и обеспечиваться кадровыми службами органов государственной власти.
    На сегодняшний день серьезные перспективы подготовки управленческих кадров высокого уровня связаны с обучением по программам Master of Public Administration (MPA). Приказом № 39 от 8 февраля 2008 г. Министерство образования и науки при участии ведущих вузов, занимающихся подготовкой кадров для системы государственной службы, ввело в действие государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению» – Master of Public Administration.
    Квалификация «Специалист по государственному и муниципальному управлению» (MPA) является аналогом квалификации «Специалист по деловому администрированию в бизнес-секторе (Master of Business Administration, MBA). В настоящее время в мире ежегодно реализуется более 300 программ МВА, из них в России аккредитацию прошли более 70.
    Программы, реализуемые на базе стандарта MPA, также широко распространены в мировой практике образования. На сегодняшний день в США получили известность свыше 150 программ, в странах ЕС – свыше 100. В Китае, где программы МРА реализуются с 2001 г., сейчас действует около 40 программ, подготовлено более 10 тыс. специалистов. В России же до последнего времени реализация программ такого уровня не осуществлялась в связи с отсутствием утвержденных национальных требований.
    Образовательная программа уровня MPA предназначена для обучения государственных служащих, занимающих должности руководителей и их заместителей, а также лиц, включенных в кадровый резерв для замещения указанных должностей.
    Претенденты, выразившие желание пройти обучение по образовательным программам такого типа, должны обладать высшим профессиональным образованием, стажем государственной
    и/или муниципальной службы или стажем работы в социальных департаментах и службах по связям с общественностью, по связям с государственными учреждениями в бизнес-структурах и некоммерческих организациях не менее двух лет.
    Приказ Министерства образования и науки РФ задает ряд важных требований к программам MPA, направленных на повышение эффективности обу­чения:
    —активные методы обучения должны занимать не менее 25% общего объема учебных часов;
    —количество человек в учебных группах не должно превышать 20;
    —на выполнение проектных работ отводится не менее 250 часов.
    На сегодняшний день ряд ведущих высших учебных заведений, специализирующихся в области подготовки управленческих кадров, анонсировали программы МРА для руководителей, заместителей руководителей и руководящих сотрудников государственных органов власти, кадрового резерва указанных должностей, а также руководящих сотрудников корпораций, тесно взаимодействующих с органами государственной власти. По нашему мнению, такие программы должны строиться на базе следующих принципов:
    —организация учебного процесса вокруг решения реальных управленческих задач и проблем слушателей (проектно-ориентированное обучение);
    —использование современных образовательных технологий на базе активных методов обучения (кейсы, имитационные игры, проектно-аналитические сессии, тренинги);
    —привлечение ведущих экспертов и действующих руководителей органов государственного управления, менеджеров бизнес-структур и компаний некоммерческой сферы;
    —значительная доля обучения в малых группах (как правило, не более пяти-семи слушателей);
    —модульная структура с элементами дистанционной подготовки (учитывая жесткий график работы потенциальных слушателей);
    —формирование индивидуальных образовательных траекторий каждого слушателя с учетом предыдущего практического опыта и планов интеллектуального развития и карьерного роста.
    Тематическое содержание образовательных программ такого рода должно ориентироваться на решение актуальных проблем российской политической и административной практики, а также приоритетные векторы развития страны. Особое внимание уделяется проектным работам с использованием реальных ситуаций практической деятельности слушателей. Проектные работы на всем протяжении программы должны быть ключевым инструментом формирования интеллектуально-практических компетенций слушателей, а также основным стержнем, позволяющим консолидировать различные предметные и дисциплинарные элементы программы.

    Структуры входящие в госслужбе

    Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

    Система государственной службы включает в себя:

    • государственную гражданскую службу;
    • военную службу;
    • государственную службу иных видов.

    Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

    Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

    • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • законность;
    • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
    • равный доступ граждан к государственной службе;
    • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
    • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
    • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
    • профессионализм и компетентность государственных служащих;
    • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

    Структура органов государственной власти Российской Федерации

    Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

    Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

    Должности государственной гражданской службы

    Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

    Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

    Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

    1. руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
    2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
    3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
    4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:

    1. высшие должности государственной гражданской службы;
    2. главные должности государственной гражданской службы;
    3. ведущие должности государственной гражданской службы;
    4. старшие должности государственной гражданской службы;
    5. младшие должности государственной гражданской службы.

    Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

    Как построена система, и какие бывают виды государственной службы в РФ?

    Виды государственной службы РФ представлены несколькими большими группами государственных органов, должностей и обязанностей, объединенных общими признаками. Какими видами государственной службы РФ располагает система госслужбы России, разберемся в этой статье.

    Понятие и виды государственной службы РФ

    Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

    Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба.

    Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

    Принципы госслужбы

    Основные принципы чего-либо – это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

    К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

    • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
    • соответствие законам (законность);
    • верховенство прав и свобод человека;
    • единый законодательный подход к организации госслужбы;
    • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
    • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
    • некоторые другие.

    Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

    Система государственной службы РФ

    Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

    Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

    Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

    Государственная гражданская служба

    Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

    В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

    • особый вид управленческой деятельности (государственный);
    • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
    • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
    • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
    • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

    Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

    Виды государственной гражданской службы

    Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

    Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

    Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

    Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

    Военная служба

    Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

    Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

    Для военнослужащих определены:

    • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
    • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
    • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
    • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
    • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

    Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

    Правоохранительная служба

    Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

    Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

    Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

    Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

    Муниципальная служба

    Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

    По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.

    В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

    Пенсия государственных гражданских служащих

    Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для госслужащих регламентируются рядом Федеральных законов.

    Таким гражданам положена пенсия по выслуге лет, которая начисляется совместно с пенсией по старости или инвалидности (без учета фиксированной выплаты) при выполнении определенных условий и не выплачивается как самостоятельное пособие.

    Правительство РФ решило изменить пенсионное законодательство, которое касается пенсионного обеспечения госслужащих, — с 2017 года таким гражданам вводится постепенное увеличение возраста выхода на пенсию до 65 для мужчин и 63 лет для женщин, а необходимый стаж службы — до 20 лет.

    • Сумма пенсионных выплат определяется из расчета среднего заработка, начисляемого перед выходом на пенсию.
    • Оформление и выплата пенсионного обеспечения схожи с назначением страховой пенсии, однако в отличии от нее при продолжении трудовой деятельности на должностях государственной службы выплата по выслуге лет будет приостановлена.

    Кто является федеральными государственными служащими?

    Согласно статье 10 Федерального закона №58-ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

    • Федеральных государственных служащих — это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
      • аппаратов федеральных законодательных органов;
      • федеральных органов исполнительной власти
      • аппаратов федеральных судебных органов;
      • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
    • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) — это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

    Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение — законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

    Виды назначаемого пенсионного обеспечения

    Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет, так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

    • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
    • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов, то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

    Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

    Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

    • достижение пенсионного возраста (на 2018 г. женщинам — 56 лет, мужчинам — 61);
    • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 16 лет;
    • непрерывный стаж государственной службы — не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
    • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

    Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет. Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

    За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

    Право на страховую (трудовую) пенсию

    Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста.

    В страховой стаж включаются следующие периоды:

    • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
    • срок государственной службы;
    • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

    Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты.

    Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию, за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР, то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету. Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

    Закон о повышении пенсионного возраста с 2017 года

    11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.

    Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.

    Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.

    Расчет государственной пенсии федеральных служащих

    Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

    • П — размер пенсии за выслугу лет;
    • СЗ — средняя заработная плата;
    • СП — сумма пенсии по старости (инвалидности);
    • Ст — стаж свыше 15 лет.

    Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

    Заработок, из которого исчисляется пенсия

    Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

    1. должностной месячный оклад;
    2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
    3. надбавка за выслугу лет;
    4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
    5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
    6. ежемесячная премия;
    7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
    8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

    При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

    1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
    2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
    3. период временной нетрудоспособности.

    Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

    Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

    Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346, она проводится:

    • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих — на индекс повышения таких должностных окладов;
    • при увеличении иных денежных выплат, входящих в состав содержания федеральных госслужащих, — на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

    Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

    • изменение размера пенсии по старости;
    • увеличение стажа государственной службы.

    Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).

    Повышение размера выплат

    Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

    • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
    • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

    Оформление пенсии и необходимые документы

    Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР, в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.

    К заявлению необходимо приложить следующие документы:

    1. паспорт (подлинник и копию);
    2. справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
    3. справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
    4. справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
    5. копию трудовой книжки;
    6. копию приказа об увольнении с государственной службы;
    7. копию военного билета;
    8. документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.

    Порядок выплат и начисления пенсионного обеспечения

    Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.

    Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность.

    Возможные способы доставки пенсионного пособия:

    • Почта РФ — получение пособия возможно как в почтовом отделении по месту регистрации, так и на дом. Дата получения устанавливается согласно графику доставки.
    • Банк — через кассу банка или картой для снятия денежных средств через банкомат;
    • Организация, занимающаяся доставкой пособий — получение пенсии в данном случае возможно через кассу организации или на дому.

    Прекращение выплаты при продолжении службы

    Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:

    • При нахождении на государственной должности. При этом гражданин обязан уведомить ПФР в пятидневный срок о возобновлении службы. При освобождении занимаемой должности, пенсионные выплаты возобновляются на прежних условиях по заявлению гражданина.
    • При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии или иного дополнительного пожизненного материального обеспечения. Выплата за выслугу лет прекращается со дня назначения данных выплат;
    • На период работы в межгосударственных органах, на должностях, по которым осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет.

    Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.