Страховка при дтп в молдове

Как вести себя при ДТП

Предлагаем ознакомиться с настоящей инструкцией, распечатать ее и возить с собой. Она поможет вам избежать необдуманных действий, которые человек часто совершает в стрессовой ситуации.

  1. В первую очередь, согласно правилам дорожного движения необходимо остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и обязательно выставить знак аварийной остановки. Согласно новым правилам дорожного движения вы можете освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав (фото, видео) положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Вместе с тем, в рамках города сотрудники ГАИ приезжают очень быстро, поэтому лучше все же не убирать автомобили с места аварии.
  2. Вызвать на место происшествия сотрудников автоинспекции по телефону 102. Если пострадавшему требуется медицинская помощь — обязательно сообщите об этом при обращении в милицию, это ускорит приезд сотрудников ГАИ и медиков. Кстати, человеку, пребывающему в шоковом состоянии после аварии, также может требоваться медицинская помощь, даже если нет видимых повреждений.
  3. Оперативно выявите свидетелей ДТП. Запишите их фамилии, адреса и контактные телефоны. Постарайтесь записать номера остановившихся машин.
  4. Позвоните в страховую компанию (номера телефонов указаны в полисе) — сообщите о ДТП, дополнительная консультация вам не помешает (запишите фамилию оператора). В любом случае уведомить страховщика о страховом случае необходимо в течение 48-ми часов. При крупном ДТП возможен выезд аварийного комиссара, который поможет в правильном составлении необходимых документов.
  5. Ждать сотрудников ГАИ. Если есть возможность, сфотографируйте место ДТП и окружающую обстановку. До приезда инспекторов постоянно следите за тем, чтобы никто не трогал с места пострадавшие автомобили, не трогал «улики», не собирал осколки, не затирал следы. Это важный момент, поскольку сохраненная картина аварии позволит определить виновника ДТП, а также оценить полученный ущерб.
  6. Сообщите участникам ДТП, что у вас есть полис ОСАГО, а также наименование, адрес и телефон страховщика.
  7. При обсуждении деталей ДТП с его участниками, поставьте телефон в режим диктофона. Если появятся разногласия, отказаться от своих слов им будет сложно. Однако если возникает конфликт не стоит вступать в пререкания, и вообще старайтесь говорить как можно меньше. Ни в коем случае не подписывайте никаких бумаг и не выплачивайте потерпевшим возмещение.

По прибытии сотрудников ГАИ не теряйте бдительность. Запишите данные прибывшего наряда, хотя бы старшего по званию. Детально опишите случившееся. Требуйте от них фиксировать все, даже незначительные обстоятельства ДТП: видимость и освещенность места ДТП, светофоры и дорожные знаки поблизости, состояние дорожного полотна, техническое состояние автомобилей и т. д. Особое внимание уделите фиксации повреждений. Не подписывайтесь под пустыми бланками, и вообще пустые строки лучше зачеркнуть, дабы не возникало неожиданностей.

В общей сложности автоинспектор должен оформить следующие документы:

  • схема ДТП, внимательно контролируйте ее составление;
  • данные о водителях-участниках ДТП и об их автомобилях;
  • объяснения аварии, составленные ее участниками и свидетелями;
  • приложение, в котором составлен перечень повреждений, полученных автомобилями;
  • ну и сам Протокол об административной ответственности.

Вы признаны виновным

Обидно, но и такое бывает. Разумеется вы не получите компенсацию, но и сами платить не будете. Т. е. у вас не будут требовать деньги на ремонт. Все необходимые данные о вашем страховщике вы передали и можете спать спокойно. Все остальное касается только пострадавшего и страховой компании.

Вам возместят ремонт автомобиля. Как быть?

Обратитесь с заявлением о возмещении ущерба в страховую компанию, в которой застрахован виновный в ДТП (он сообщил данные о своем страховщике), при себе необходимо иметь все документы, составленные на месте ДТП, а также необходимо предоставить документы из медицинских учреждений, подтверждающих причиненный вред потерпевшему. В течение 5-ти рабочих дней необходимо предоставить страховщику автомобиль для осмотра (возможен выезд аварийного комиссара). Наверное, излишним будет упоминание о том, что до осмотра нельзя производить ремонт автомобиля.

Ожидайте ответа от страховой компании. Страховщик обязан рассмотреть и закрыть дело об ущербе в срок не более 15 рабочих дней с даты представления потерпевшим последнего документа, необходимого для завершения дела об ущербе. После закрытия дела об ущербе, страховщику даны еще 10 рабочих дней для того, чтобы осуществить страховую выплату.

Также следует понимать, что возмещению подлежит реальный ущерб, причиненный имуществу потерпевшего в размере расходов, необходимых для приведения имущества в первоначальное состояние, т. е. в то, в котором оно находилось до наступления страхового случая. Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних рыночных цен, учитывая износ частей, агрегатов, узлов и деталей, используемых при восстановительных работах. Также, возмещению подлежат убытки, связанные с эвакуацией и хранением поврежденного транспортного средства, разумеется при условии предоставления соответствующих подтверждающих документов.

Закон об ОСАГО в Молдове действует с 2007 года. Все водители, передвигаясь по территории Молдовы, должны иметь при себе полис ОСАГО Молдовы (за исключением иностранцев, имеющих зеленую карту).

Нужно понимать, что покупая полис ОСАГО Молдовы, вы страхуете не свой автомобиль, а ответственность перед третьими лицами. Т. е. если вы кого-то ударите (будете признаны виновным), тогда вместо вас возмещать ущерб пострадавшему будет страховая компания. Свою машину ремонтируете сами. В обратном случае, если ударят вас, вам возместит ущерб страховая компания, в которой застрахован виновник. Также нужно понимать, что если на ваш автомобиль упадет дерево или вы, не справившись с управлением слетите в кювет (дерево, столб) — вы ничего не получите.

Полис оформляется на водителя, поэтому, если транспортным средством пользуются несколько человек — всех в обязательном порядке нужно вписать в полис.

Пределы ответственности страховщика с 5 февраля 2016 года составляют:

  • 1 000 000 леев — за повреждение или уничтожение имущества независимо от числа потерпевших в результате происшествия лиц;
  • 1 000 000 леев — для каждого пострадавшего в случае телесного повреждения или смерти, но не более 5 000 000 леев независимо от числа потерпевших в результате аварии лиц.

Управление транспортным средством без полиса ОСАГО — запрещено. За данное правонарушение предусмотрен штраф в 5 у. е. (250 леев). Помимо назначения основного наказания, начисляется 2 штрафных балла в качестве дополнительного наказания. Правонарушитель вправе внести половину установленного штрафа в случае уплаты его в течение 72 часов с момента наложения такового. В этом случае наказание в виде штрафа считается исполненным в полном размере. Накопление 15 штрафных баллов, ведет к лишению права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до 1 года. Штрафные баллы аннулируются по истечении шестимесячного срока со дня установления правонарушения.

Также отметим, что съездить в Кишинев без полиса и не получить штраф — невозможно. Информация об оформленных полисах ОСАГО хранится в государственной информационной системе «RCA Data». Доступ к данной базе имеют сотрудники дорожной полиции и даже камеры видеонаблюдения, работающие в автоматическом режиме.

В случае ДТП на территории Молдовы необходимо вызвать полицию по телефону 902 (можно дозвониться только с молдавского телефона), либо по телефонам +373 (22) 27-17-31, +373 (22) 86-81-12. Также нужно сообщить в свою страховую компанию — телефоны указаны в полисе.

RCA (Raspundere Civila Auto) — автогражданская ответственность. RCA Data — база данных, куда вносятся данные об оформленных полисах и о совершаемых ДТП.

С 1 февраля 2013 г. в Молдове действует система скидок и надбавок «Бонус-малус». Данная система предусматривает:

  • ежегодное уменьшение стоимости годового полиса на 5% для пользователей, не совершавших ДТП за прошедший год;
  • увеличение стоимости полиса для виновников ДТП (за одно ДТП в течение года на 30%, за два — на 90%, за три и более — на 250%).

Важно: при приобретении полиса ОСАГО Молдовы на срок, отличный от 12 месяцев, ваш стаж в системе обнуляется.

Страхование осаго — страховка авто в Молдове

Что такое страховка ОСАГО?

Страховка ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. Называемый в народе “автогражданкой”, страховка ОСАГО позволяет возместить ущерб, нанесённый Вами другой стороне в результате ДТП. При этом сами выплаты производит страховая компания, выдавшая данный полис.

Ситуация на дороге бывает непредсказуема. Невнимательность водителя, несоблюдение ПДД, технические проблемы транспортного средства и ещё масса причин нередко приводят к аварийной ситуации. При этом может быть нанесён ущерб чужому здоровью, имуществу и интересам. Минимизировать расходы на возмещение ущерба позволяет страховой полис ОСАГО.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСАГО

Страховка ОСАГО имеет массу преимуществ, среди которых:

— доступная цена документа;

— фиксированные тарифы на приобретение;

— гарантированное возмещение затрат пострадавшей стороне;

— неограниченное количество страховых случаев в период срока действия полиса.

Однако стоит учесть и некоторые отрицательные моменты ОСАГО, такие как:

— отсутствие выплат виновнику аварии;

— отсутствие выплат на ремонт вследствие стихийного бедствия, случайной поломки или кражи;

Страховка при дтп в молдове

Упрощенная процедура оформления дорожного инцидента для владельцев полисов ОСАГО вступит в силу через один год, для владельцев «Зеленых карт» — через два. Соответствующие поправки в законодательство утверждены, пишет logos.press.md.

Озабоченное экономией собственных средств, МВД смогло убедить всех сомневающихся ввести «передовую европейскую практику» и позволить водителям быстро разъехаться, не создавая на дорогах пробок. Убедить удалось не сразу. Предыдущие инициативы полицейских, которым такие выезды давно стали обременительны, наталкивались на неготовность страхового рынка к европротоколу. Сначала предполагалось, что ответственность за определение ущерба и виновника аварии ляжет на страховщиков. Для этого каждой компании надо было создать специальные подразделения «еврокомиссаров» для выезда на место ДТП. И вместо полицейских, пришлось бы ждать представителей страхового бизнеса. Кроме того, неплохо было бы внедрить механизм прямого урегулирования убытков, чтобы пострадавший обращался за компенсацией в свою компанию. Так удобнее. Тогда страховщики будут вести взаиморасчеты между собой посредством системы клиринговых операций. Все это требовало серьезной подготовки и дополнительной автоматизации деятельности профучастников.

Поэтому в конце концов было решено отдать все на откуп самим пострадавшим, и только на определенных условиях. Процедура мирного урегулирования ДТП будет применяться «только при условии готовности сторон прибегнуть к ней». Другими словами, когда водители сами определят виновника и сумму ущерба к компенсации страховщиком, застраховавшим ответственность виновного водителя. Далее обе стороны заполняют соответствующие типовые формы, осуществляют опрос свидетелей, прилагают видео и фотоматериалы с места аварии и направляются в компанию. Подача соответствующим образом заполненных документов является для страховщика основанием для выплаты ущерба, без запроса дополнительных документов из полиции.

Есть и другие условия. Европротоколом водители смогут воспользоваться при незначительных повреждениях, когда в ДТП участвуют не более двух транспортных средств, нет серьезных последствий для здоровья и жизни пострадавших, не нанесен имущественный ущерб третьей стороне, а сертификат «Зеленой карты» приобретен не менее, чем за сутки до происшествия. Во всех иных случаях, если не выполняется хоть одно из условий, приезда патрульного наряда ждать все равно придется.

Европротокол по-молдавски будет поначалу лимитирован, и начнется с весьма умеренных сумм компенсаций ущерба – по предварительным оценкам, в пределах не более 10-13 тыс. леев, что будет зафиксировано регулятором по мере введения процедуры в действие. По словам генерального директора СК «Молдасиг» Вадима Свищука, страховой рынок готов осилить такой лимит выплат. «Урегулирование дел по ущербам такой стоимости в компании занимает не более 10% от всех выплат по ОСАГО. Самым большим риском для страхового бизнеса станет возможность мошенничества страхователей, которые сами будут оценивать стоимость ущерба. Страны, которые решились на введение европротокола, начинали с ограничения максимальных сумм при выплатах. Поэтому и нам без лимитов на первоначальном этапе не обойтись. Но даже при таких небольших выплатах полностью исключить лже-аварии невозможно», — считает Вадим Свищук.

Кроме того, условия заключения договоров ОСАГО исключают выплаты по ущербам, если установленный виновник аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поскольку статистика таких правонарушений в стране достаточно велика, а фиксировать пьянство за рулем будет некому, то ситуация для страховщиков может оказаться безвыходной, считатет генеральный директор. Отвечать за действия неадекватного водителя придется. Правда, автолюбителям надо быть готовым к тому, что после осуществления выплаты страховщик будет иметь право в судебном порядке предъявить встречные имущественные претензии, если вскроются дополнительные обстоятельства. Или если страховая компания усомнится в том, кто стал виновником ДТП.

То, что страховой бизнес себя в обиду не даст, можно не сомневаться. Да и полицейским вряд ли работы поубавится. Для установления виновника ДТП, оценки ущерба и других нюансов нужны определенные знания и навыки, которые большинству автолюбителей не известны. Дорожное происшествие должно быть документировано компетентными органами и в том случае, если стороны не придут к взаимосоглашению, кто виновник аварии.

Еще одним камнем преткновения может стать разработка специальных требований к доказательствам нанесенного ущерба, говорят специалисты. Обязанность предоставить данные об обстоятельствах ДТП, зафиксированные с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации), может быть осложнена в условиях иных, чем городские. А то, что такие требования страховщики обязательно выставят, вызывает мало сомнений. Возможно, водителям придется иметь при себе не только видеорегистраторы, но и алкотестеры – для «ускоренного» оформления ДТП.

И все-таки начинать с чего-то надо. Экcперты не исключают, что в будущем европротокол будет применяться во всех ДТП без пострадавших. «Мы за либерализацию рынка ОСАГО, и в конечном итоге можно прийти к тому, чтобы европротокол оформлялся всегда, когда нет ущерба здоровью», — говорит Вадим Свищук. Дорога к безлимитному, как в других странах, европротоколу, когда страховщик принимает на себя колоссальные обязательства, долгая. Практика ускоренного урегулирования ущерба рождает предложения сопутствующего бизнеса – электронных приложений для онлайн передачи данных о ДТП, служб независимых экспертов по оценке ущерба и т.д. Об этом можно задуматься уже сейчас.

При наступлении страхового случая

  • О страховании
  • ОСАГО
  • Зеленая карта
  • КАСКО
  • Личное страхование
  • Медицинская при выезде за рубеж
  • Несчастные случаи
  • Добровольное медицинское
  • Страхование имущества
  • Недвижимое имущество
  • Движимое имущество
  • Ответственность
  • Страхование жизни
  • Жизнь
  • Накопление для детей
  • Пенсионный фонд

Страховые Калькуляторы

Медицинская страховка

Несчастные случаи

Если наступил страховой случай, важно грамотно вести себя и своевременно выполнять те или иные действия. Мы подготовили для Вас полезную информацию, которая сможет помочь и сориентировать Вас при наступлении страхового случая.

Чтобы узнать, как действовать при наступлении разного рода страховых случаев, найдите в списке интересующий Вас вид страховки и перейдите по представленной ссылке:

Если наступил страховой случай, важно грамотно вести себя и своевременно выполнять те или иные действия. Мы подготовили для Вас полезную информацию, которая сможет помочь и сориентировать Вас при наступлении страхового случая.

Чтобы узнать, как действовать при наступлении разного рода страховых случаев, найдите в списке интересующий Вас вид страховки и перейдите по представленной ссылке:

Название страховой компании : MOLDASIG

Контактный номер телефона : (022) 88 98 89

Адрес центрального офиса : мун. Кишинев ул. Влайку Пыркэлаб 63

Название страховой компании : ALLIANCE INSURANCE GROUP

Контактный номер телефона : (022) 22 83 50

Адрес центрального офиса : мун. Кишинев, ул. Влайку Пыркалаб 63, 2-ой этаж

Название страховой компании : MOLDCARGO

Контактный номер телефона : (022) 27 92 93

Адрес центрального офиса : мун. Кишинев, ул. Василе Александри 97

Название страховой компании : GRAWE CARAT ASIGURĂRI

Контактный номер телефона : (022) 22 55 96

Адрес центрального офиса : мун. Кишинев ул. Александру чел Бун 51

Название страховой компании : DONARIS VIENNA INSURANCE GROUP

Контактный номер телефона : (022) 26 57 00

Адрес центрального офиса : мун. Кишинёв, Московский Пр, 15/7

Водители из Молдовы даже не подозревают о существовании Фонда, который готов компенсировать последствия ДТП

В Молдове каждый год происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий. Сколько при этом водителей ездят по улицам без обязательной страховки или просто оставляют места аварий и полиции так и не удается их идентифицировать. Но мало кто знает, что жертвы ДТП могут обратиться в специальный фонд, который поможет покрыть расходы.

31 декабря 2015 года Фонд Защиты Жертв Улиц, который находится в ведении Национального бюро автострахования, На 31 декабря 2015 его баланс составил 16,5 миллионов леев. Деньги были перечислены на счета молдавских страховых компаний, которые продают страховые полисы обязательного страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Каждая компания вносит свой вклад в фонд — 2% от денег, собранных от продажи страховок.

Несмотря на то, что Фонд Защиты Жертв Улиц (ФЗЖУ) чисто социальный и представляет собой защиту для жертв ДТП, в которых виноваты незастрахованные или неидентифицированные машины, в Молдове о нем почти никто не знает.

Каждый год находится всего несколько человек, которые хотят возместить убытки. По данным Национального бюро автостраховщиков, в 2015 были оплачены 110 случаев, общая сумма компенсации оказалась чуть больше трех миллионов леев.

«Насколько мне известно, граждане информируются о существовании Фонда сотрудниками полиции. Но есть много ситуаций, когда стороны, договариваются между собой и не приходят к нам», говорит Алина Осояну, директор НБА.

Три месяца — и деньги у вас

Любое лицо может передать дело в НБА, при одном условии: тот, кто повредил автомобиль не имел страховки или скрылся с места происшествия и остался неустановленным. После того как заявитель передает документы Бюро, человек получает финансовую помощь в течение трех месяцев.

«Если это повреждения транспортного средства, то к делу должен быть присоединен результат оценки независимого эксперта, который устанавливает сколько стоит ремонт авто. В случае травм водителя или пассажиров, учитываются расходы на лечение. Фонд дополнительно оплачивает то, что не смог покрыть медполис», объясняет Алина Осояну.

В случае смерти потерпевшего, ФЗЖУ покрывает все расходы на погребение . Национальное законодательство не предусматривает выплату материальной помощи родственникам погибших, как это происходит в большинстве стран.

Компенсация в миллион леев

В прошлом году семья из Кишинева смогла получить компенсацию в размере

миллиона леев. Дело в том, что пострадал тогда ребенок, которого водитель сбил на пешеходном переходе.

«В конце декабря, Совет НБА решил одно из самых сложных дел и сумел компенсировать семье почти миллион леев. Такого в истории Бюро раньше не было, «, — отмечает Алина Осояну.

Семья приложила к делу документы, подтверждающие, что их маленький мальчик, в возрасте семи лет, получил серьезные травмы. После аварии он проходил лечение в разных больницах Кишинева. Затем был прооперирован за границей, и операционные расходы были покрыты ФЗЖУ. Водитель, который был виновен в аварии, приговорен к четырем годам лишения свободы, но он сумел бежать из страны. Правоохранительные органы надеются заставить его через суд наложить арест на имущество осужденного.

Что еще нужно знать о выплатах?

В то же время Фонд защиты выделяет материальную помощь для людей, которые потеряли свои рабочие места в результате дорожно-транспортных происшествий. Сумма рассчитывается исходя из заработной платы, которую человек получал на момент трагедии.

На сегодняшний день этой возможностью пользуется 1 человек. каждый месяц ему выплачивают 1700 леев. Кстати, если у прострадавшего есть несовершеннолетние дети, они тоже могут получать компенсацию в связи с потерей кормильца. Помощь не может быть меньше, чем минимальная стоимость потребительской корзины.

Директор Бюро Алина Осояну заявляет, что Фонд тратит больше всего в тех случаях, когда машины не подлежат восстановлению.

Поскольку денежные запасы Фонда не бесконечны, пришлось вводить определенные лимиты.

В случае аварии максимальный размер компенсации составит 500 тысяч леев взамен поврежденного или уничтоженного имущества.

В случае травмы или смерти, выплачивается до 350 тысяч леев на человека, но не более 700 тысяч леев, независимо от количества людей, которые пострадали в автомобильной аварии.

Кто не имеет права на компенсацию

Фонд защиты Жертв Улицы не выплачивает компенсации за машины. которые были повреждены на парковке. Не имеют права на компенсацию люди, которые добровольно сели в автомобиль виновника аварии, если будет доказано, что они знали, об отсутствии страховки (или о том, что машина приобретена незаконно). Источник: ziarulnational.md

В Баку жена посла Молдовы в Азербайджане участвовала в благотворительной рождественской ярмарке

Анна Леукэ считает, что подобные благотворительные базары объединяют людей

Откровения директора модельного агентства: «Девушки идут на подиум, чтобы найти папика и заработать на пластику»

Женщина, открывшая многих известных красавиц, рассказала «КП» о том, что скрывается за глянцевым фасадом конкурсов красоты

Осложненная тотальная катаракта — в три года малышка Тая может полностью ослепнуть, если срочно не прооперировать

Девочку воспитывает мама и бабушка, которые просто не в состоянии собрать необходимую сумму

Молдавский актер из Берлина представил моноспекталь о Рудольфе Нурееве

Андре Мошой выступил на XV Международном фестивале русских театров «Мост дружбы»

До свидания, девочки, не старайтесь вернуться назад: Уезжающую из Молдовы молодежь заменило новое поколение

Экономика сегодня работает на тех, кому перевалило за 50

Уникальное достижение молдавских спортсменов: наша страна — одна из сильнейших в мире по джиу-джитсу!

Только три года назад Молдова вошла в JJIF — одну из старейших организаций в мире

Кишинев проиграл в финале за звание молодежной столицы Европы-2021

Победителем стала Клайпеда

Гражданам Молдовы, желающим учиться во Франции, придется заплатить в 10 раз больше, чем гражданам ЕС

Новую цену за обучение придется заплатить уже в следующем году

Медсестра из Кишинева, которой пришлось стать проституткой: государство заставило меня поменять профессию!

Женщина не жалеет, что пришлось так поступить, ведь на зарплату медицинской сестры не проживешь

Сергей Шнуров: Путин — это Железный человек, Трамп — Джокер, а Ким Чен Ын — Доктор Зло

Лидер группировки «Ленинград» сравнил современную политику с комиксами

Молдавский курьер по доставке еды в Москве: постоянная клиентка пыталась женить меня на своей дочери

Наш соотечественник в российской столице больше двух лет доставляет еду москвичам и рассказал секреты одной из самых хлопотных и неблагодарных профессий

Откровения модели Playboy: «Мы не порнозвезды!»

Фотомодель с розовыми волосами рассказывает, почему мужчины отвратительны, из-за чего всем женщинам нужно быть беспомощными и почему не стоит слушать феминисток

«Ваш борщ напоминает Верховную Раду»: Стояновка-Молдова второй раз победила в Лиге смеха

Жюри падало со стульев от «Вечного противостояния»

У Сергея Безрукова и Анны Матисон родился сын

О том, что пара ждет второго ребенка, стало известно в мае этого года

Трогательно до мурашек: Молдавская певица Клеопатра Стратан подготовила необычный подарок для своих фанатов к новогодним праздникам

Юная артистка, которая совсем недавно триумфально вернулась на сцену, предстанет перед поклонниками в новом амплуа

Брежнева в микро-топике, Лорак в обтягивающем комбинезоне и исхудавшая после операции Лобода в крошечном платье завели Кремль

Рассматриваем наряды артисток на музыкальной премии

Вакханалия в Молдове по поводу ЧП на борту самолета Москва — Кишинев: Есть те, для которых «пиар социалистов» важнее того факта, что самолёт благополучно приземлился!

Скорее всего, если бы они или их родственники находились в этот момент на борту, они запели бы по-другому

Шор выполнил еще одно свое обещание – открыт 100-й социальный магазин

Обладатели социальных карт смогут экономить более 25% от стоимости покупок [фото]

Из-за молдаванки Россия осталась без «Золотой рыбки»

Популярное в Ярославской области кафе закрыли на две недели

Возрастная категория сайта 18+

Автострахование в Молдове заходит в тупик

Почти каждый автолюбитель попадал в ДТП. Мало кому удаётся оставаться спокойным в подобной ситуации, проявлять выдержку и действовать правильно. Но даже если все было сделано верно, нет гарантии, что страховая компания возместит ущерб пострадавшим .

В редакцию обратился автолюбитель с 25-летним стажем вождения, которому уж очень не повезло со страховыми компаниями. С одной из них, «DONARIS-GRUP», он судится уже два года по поводу невозмещения ущерба, не может получить его и от другой компании – «EUROASIG».

КАСКО без гарантий

Вкратце его история такова:

«Свой автомобиль я решил застраховать не только по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), но и по Авто-КАСКО (добровольное страхование имущества, в данном случае автомобиля), – рассказывает Сергей Казанцев. – Выбрал компанию «DONARIS-GRUP». В сентябре 2009-го произошла авария. Все необходимые документы передал в компанию. После этого и начались проблемы: во-первых, эксперт страховщика так и не явился на техническую экспертизу моего авто, во-вторых, лишь через некоторое время он составил свой акт экспертизы (без моей подписи и подписи технического эксперта автоцентра) и назначил сумму выплаты ущерба в 46414,8 лея (в три раза меньше, чем реальный ущерб, оцененный специализированным автоцентром в 139 480 леев.).

Тогдашний директор компании Теодор Унгуряну упросил меня не ремонтировать машину в «DAAC-GERMES» из-за высоких цен, а сделать это самостоятельно. Но когда я привез из Киева запчасти и отремонтировал машину на другом автосервисе (на 30% дешевле), мне отказались оплачивать и то, и другое. Естественно, я подал в суд. На судебные заседания, представитель компании являлся редко, ссылаясь на занятость и большое количество судебных дел, требовал переноса и всякими способами затягивал решение дела. Несмотря на решение суда и предписание Нацкомиссии по финансовому рынку РМ рассчитаться со мной, «DONARIS-GRUP» подала апелляцию в следующую судебную инстанцию.

В 2010 году я застраховал свое авто в компании «EUROASIG». Привлекло то, что они давали машину взамен пострадавшего автомобиля на период его ремонта. Но свои обязательства по договору компания так и не выполнила. После ДТП с участием моего авто она уже восемь месяцев уклоняется от выплаты компенсации (288387 леев) ущерба. Сначала компания проводила экспертизы, собирала документы, десятки раз их перепроверяя. При этом каждый из исполнителей доказывал, что у него в распоряжении 15 суток, и он не может отвечать за других сотрудников, которые так долго рассматривали дело.

Примерно через полгода меня стали уговаривать на часть суммы компенсации. Сначала я согласился, но, когда после трех недель хождения (все не мог получить эти деньги) мне сказали, что надо сделать очередной запрос, я отказался от прежнего предложения и потребовал компенсацию в полном объеме. На встрече гендиректор «EUROASIG» г-н Ион Лэкэтуш заявил мне: они попытаются доказать, что я был не трезв в момент освидетельствования (это через восемь месяцев после аварии!) или дежурный офицер освидетельствовал меня не по правилам (хотя причем здесь я). Машину мне также не предоставили, ничем не обосновав отказ.

Во всем виноваты сами?

Вячеслав Гамурарь, страховой брокер, председатель Ассоциации страховых компаний, говорит, что этот случай показывает, что на рынке молдавского страхования существует масса проблем – как надуманных, так и реальных.

Этот рынок действует в нашей стране 20 лет, ОСАГО – больше 10 лет, есть хорошая законодательная база, но ее исполнение, к сожалению, очень часто страдает. В первую очередь – из-за крайне низкой страховой культуры у населения и страховщиков. Идеи страхования никак не продвигаются, и люди соответственно остаются в неведении. Многие вообще путают автострахование ОСАГО с КАСКО. В первом случае страхуется ваша ответственность перед третьими лицами (пострадавшими), и только во втором – сам автомобиль.

По мнению Гамураря, 80% проблем создают себе сами клиенты. «На подмогу страховым компаниям частенько приходит сам клиент, разрешающий себя надуть. Такого, на все согласного, определяешь с первого взгляда: при заключении договора он его не читает и вспоминает о нем, только когда случается авария. Я, к примеру, еще не видел, чтобы кого-то под дулом пистолета заставляли подписывать договор».

А ведь на обратной стороне полиса есть выдержки из закона о том, что входит в обязанности страхователя. Люди платят, не зная, за что. Они не в курсе, к примеру, что лимит ответственности по ОСАГО 100 тыс. леев, а остальное они должны платить из своего кармана. Даже не представляют, каким выгодным может быть этот инструмент страхования рисков. Это дает повод страховым компаниям манипулировать, не выплачивать ущерб или выплачивать его неполностью и т.д.

Другой бич нашего рынка – необоснованные скидки на полисы ОСАГО. По закону их нельзя предоставлять – все компании должны продавать эти полисы по гостарифам. Но те идут на демпинг, необоснованно опуская цены в борьбе за клиентов. В результате нужную сумму для резервных фондов не добирают и выстраивают финансовую пирамиду: деньгами новых клиентов оплачивают старые возмещения ущерба или вовсе не рассчитываются. А это уже приводит к серьезной финансовой нестабильности компании. Мало того, некоторые страховщики говорят клиентам: мы вам скидку при покупке полиса сделали – теперь и страховку не полностью выплатим. Но это – нарушение.

Размер имеет значение

Еще одна проблема – несоответствие размеров страховых взносов (у нас они самые низкие в Европе) реальным затратам компаний. В итоге растет процент убыточности автострахования. При этом данный вид страхования в Молдове основной. В той же Европе страховщики получают доходы за счет страхования жизни.

Кроме того, наши страховщики не могут найти общий язык с автосервисами. Последние постоянно повышают цены на свои услуги, особенно если в оплате участвует страховая компания.

Многие автовладельцы не довольны размером выплат по ОСАГО. По закону выплаты по нему производятся согласно реальному ущербу МИНУС амортизация. Если ваша машина не новая, то деньги на новые детали вы не получите, а только сумму с учетом износа. Но люди не понимают и возмущаются. Если граждане хотят получать нормальные возмещения, тогда полис должен стоить 2-3 тыс. леев, уверен наш эксперт. Через год должно вступить в силу новое положение, согласно которому страховые компании перейдут на свободные цены. Они сами будут устанавливать и стоимость полисов, и размеры выплат по ущербу. Возможно, тогда ситуация станет более справедливой.

Что касается проблем с КАСКО, то они те же, что и в обязательном страховании. Люди покупаются на второстепенные вещи, а должны обращать внимание на финансовый источник компании, ее устойчивость на рынке. Кроме того, многие опять же не читают договор и не исполняют его условий, а потом предъявляют претензии к страховой компании. Самые явные нарушения со стороны клиентов – не сообщают о ДТП в сроки, установленные в договоре (48-72 часа). Страховщики в таком случае имеют право отказать, и отказывают.

«Но, если страховщик постоянно нарушает законодательство, – считает Гамурарь, – нужно отбирать у него лицензию. Есть компании, на мой взгляд, которые давно надо было закрыть: у них и демпинг, и массовые невыплаты, и нарушения по формированию резервов, и т.д. Государство должно регулировать этот процесс, но оно почти ничего не делает. Необъективно штрафуют тех, у кого нет «зонтика». Ведь надо как поступать: нарушил – предупреждение – штраф – отбор лицензии. А в НКФР говорят: почти у всех отобрать придется. Тогда установили бы более высокие штрафы, ведь те, что существуют сейчас, детский лепет для страховщиков».

Советы автолюбителям

– Внимательно изучайте договор страхования до подписания, соберите отзывы об этой компании. Обратите внимание на количество людей, приходящих с разборками.

– Сразу при наступлении страхового случая вызывайте полицию: не важно, виноваты вы или нет. Страховщики всегда говорят, что два раза в год вы имеете право обратиться к ним без вмешательства полиции. И только при рассмотрении дела выясняется, что существует финансовый предел компенсации.

– Оперативно собирайте все указанные документы, связанные с происшествием: срок рассмотрения дела считается со дня предъявления последнего документа. При этом о недостающих документах страховщики всегда молчат. Сразу берите с них расписку о том, что все документы по страховому случаю сданы в полном объеме и ничего больше не требуется.

– В течение трех суток письменно предупредите страховую компанию о наступлении страхового случая. Телефонные предупреждения не имеют силы.

– Обязательно проходите ежегодный технический осмотр авто, обязательно возите этот документ с собой. При его отсутствии – вы уже проиграли.

– Прежде чем сдать документы в компанию, сделайте ксерокопии. Передавайте документы под роспись принимающего лица с указанием его фамилии, должности и времени передачи.

– В договоре часто указано мелкими буквами слово «ФРАНШИЗА». При начислении суммы компенсации у вас вычтут эту франшизу. А если сумма ущерба меньше указанной франшизы, то вам просто ничего не заплатят, но страховой случай зачтут.

Слово – надзорному органу

О том, как отреагировала НКФР на данный случай, рассказывает Светлана Лупашку, начальник управления по регламентированию и лицензированию страхования комиссии.

– По результатам тематической проверки мы оштрафовали “DONARIS-GRUP” на 21,7 тыс. леев (решение 29/5 от 19.07.2011, опубликованное в «МО» от 16.09.2011). Также мы выдали предписание руководству компании о том, чтобы она неукоснительно соблюдала законодательство в области защиты прав потребителя и устранила нарушения. Также для справедливого разрешения ситуации и осуществления необходимых мер в будущем по отношению к данной компании требуется решение по апелляции. Ждем.

Что касается «Euroasig», мы отправили им 14.09.11 письмо, в котором поручили компании выдать материалы дела об ущербе и принять решение по заявлению о выплате ущерба в течение 20 дней. Также мы обращаем их внимание на то, что страховщик должен осуществлять свою деятельность профессионально, проявляя внимание и уважение к страхователю, как того требует ст.43 Закона о страховании.

Нацкомиссия контролирует работу страховых компаний

О том, как работает Национальная комиссия по финансовому рынку (НКФР) в области надзора за страхованием, как разрешает конфликты между страховщиками и страхователями, корреспондент «АиФ-М» беседует со Светланой Лупашку, начальником управления по регламентированию и лицензированию страхования НКФР.

– Каким образом Национальная комиссия контролирует взаимоотношения страховых компаний с клиентами?

– В первую очередь с помощью ежегодных проверок страховых компаний. Также мы проводим тематические проверки по защите прав потребителей в области автострахования. Подобную провели недавно и даже опубликовали ее результаты в «Мониторул Офичиал».

Кроме того, когда приходит жалоба от страхователя или от выгодоприобретателя (того, кто застраховался, или того, кому положена страховая выплата), комиссия дает предписание компании в течение одной-двух недель устранить нарушение. Если это необоснованно не выполняется, мы составляем акт проверки документов страховщика, ведем с ним переписку, заставляем исполнить условия договора. Бывает, дело доходит до суда. Законом предусмотрено, что отказ страховщика выплатить страховую компенсацию или страховое возмещение может быть обжалован страхователем в судебной инстанции. Наказанием служит ограничение операций по заключению договоров или их продлению, наложение штрафа на должностных лиц компании или на страхового брокера – до 0,3% от уставного капитала. В крайнем случае – отзыв лицензии.

– Много ли жалоб вы получаете?

– В первом семестре этого года было зарегистрировано 64 петиции. В 2010-м мы рассмотрели 146 жалоб. Если говорить об автостраховании, то в основном жалуются на уменьшение выплат страхового ущерба, его невыплату или задержку. Часто компания не сообщает потерпевшему лицу, на какой стадии рассмотрения находится дело об ущербе, или не выдает потерпевшему лицу выписку из него и перечень документов, необходимых для его завершения и осуществления выплат. Страховщик имеет право проводить свое расследование, но должен укладываться в сроки. Страховая компания обязана иметь достаточное количество сотрудников, которые вовремя будут решать все вопросы, бегать по инстанциям и т.д.

Кроме того, согласно 17-й статье Закона о страховании, компания не имеет права отказать клиенту в выплате страхового возмещения по страхованию гражданской ответственности. Имеет лишь право на регрессный иск к застрахованному лицу. Единственное, что освобождает страховщика от обязанности выплатить ущерб, – это когда потерпевшее лицо (или его законный представитель) не обеспечивает страховщику доступ к имуществу, поврежденному в результате ДТП, и тот не может составить дело об ущербе и установить его реальный размер.

Сейчас тенденция такова, что число жалоб понемногу уменьшается, но они все равно есть. Возможно, комиссии придется прибегнуть к более жестким мерам по отношению к страховым компаниям.

– Какова общая сумма ущерба, выплаченная страховыми компаниями в прошлом и нынешнем году в части автострахования?

– Все данные о выплаченных ущербах есть на сайте комиссии (www.cnpf.md). За 2010 год компании выплатили 322,7 млн леев. За 1-й семестр 2011-го – 172,8 млн леев, на 11,4% больше, чем в первом полугодии 2010-го (также см. табл.).

Кроме того, в Молдове есть Национальное бюро страховщиков автотранспортных средств, которое управляет фондом защиты жертв аварий. Последний предусмотрен для защиты лиц, пострадавших от ДТП, виновники которых не заключили договоры об автогражданской ответственности либо которые не были установлены; и/или автотранспортные средства были приобретены незаконным путем. То есть в области автострахования законодательство предвидит разные ситуации, чтобы пострадавшему в любом случае был выплачен ущерб.

– Ну а в принципе, насколько совершенно законодательство в области автострахования? Есть ли в нем разночтения, за которые могут «цепляться» страховщики, чтобы не возмещать ущерб?

– Таких статей нет. Недавно в области автострахования были приняты дополнения к закону, которые касались некоторых нюансов (был усовершенствован юридический режим заключения договоров, сделаны уточнения), общие правила игры остались прежними.

В то же время страхователи должны быть очень внимательными при подписании договора о страховании (будь то ОСАГО или КАСКО). Часто в них есть нюансы, которые позволяют страховщику либо уменьшить сумму, либо вовсе не выплатить. Хотя, к примеру, если гражданин обращается к страховщику позже указанного в договоре срока, это еще не повод отказать ему в возмещении ущерба.

– Применены ли штрафные санкции к компании “DONARISGRUP” (имею в виду ваше письмо Сергею Казанцеву от 23.02.2011) со стороны комиссии? Каким образом вы отреагировали на жалобу Казанцева по поводу действий компании «Euroasig»?

– Во-первых, по результатам тематической проверки мы оштрафовали “DONARIS-GRUP” на 21,7 тыс. леев (решение 29/5 от 19.07.2011, опубликованное в «МО» от 16.09.2011). Также мы выдали предписание руководству компании о том, чтобы она неукоснительно соблюдала законодательство в области защиты прав потребителя и устранила нарушения. Также для справедливого разрешения ситуации и осуществления необходимых мер в будущем по отношению к данной компании требуется решение по апелляции. Ждем.

Что касается «Euroasig», мы отправили им 14.09.11 письмо, в котором поручили компании выдать материалы дела об ущербе и принять решение по заявлению о выплате ущерба в течение 20 дней. Также мы обращаем их внимание на то, что страховщик должен осуществлять свою деятельность профессионально, проявляя внимание и уважение к страхователю, как того требует ст.43 Закона о страховании.