Статья ук рф за агитацию

Статья 5.11 КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (действующая редакция)

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.11 КоАП РФ

1. О статусе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, агитационных материалов, агитационного периода см. п. 3 комментария к ст. 5.8.

В соответствии с п. 7, 8 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Участие иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума допускается только в случае, установленном п. 10 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Под иными государственными органами, упомянутыми в подп. «а» п. 1 комментария к данной статье КоАП, следует понимать органы, не входящие в единую систему федеральной исполнительной власти, а также не принадлежащие к органам законодательной или судебной власти (например, Центральный банк РФ (Банк России) и Счетная палата РФ).

3. Согласно п. 6 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования (применительно к соответствующим выборам указанный запрет установлен также п. 6 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», п. 7 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума

Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума

1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

1 1 . При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, не допускается.

5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.

5 1 . Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

5 2 . Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;

б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

8. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2–6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.

1–1 1 . Комментируемые пункты изложены в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, одной из основных целей принятия которого было противодействие экстремистским проявлениям в ходе избирательных кампаний, а также недопущение прохождения во власть политиков экстремист­ского толка. Комментируемые положения направлены против злоупотреблений свободой слова, свободой массовой информации, правом свободно распространять информацию в смысле положений статьи 29 Конституции Российской Федерации.

Прежний пункт 1 разделен на два пункта (соответственно пункт 1 и пункт 1 1 ): произведена градация нарушений в зависимости от степени общественной опасности. В силу этого за нарушение положений указанных пунктов наступает различная ответственность: если судом будет установлено, что гражданин в ходе какой-либо избирательной кампании нарушил положения комментируемого пункта 1, он лишается на определенный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона срок пассивного избирательного права. За нарушение положения комментируемого пункта 1 кандидатом из списка кандидатов может нести ответственность в форме отмены регистрации списка кандидатов избирательное объединение, если не исключит такого кандидата из списка (подпункт «д» пункта 8, пункт 11 статьи 76 комментируемого Федерального закона). Подпунктом «в» пункта 2 статьи 77 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения их результатов, если установлен факт нарушения комментируемого пункта 1 при проведении агитации кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Вместе с тем, как за нарушение положений пункта 1, так и за нарушение положений пункта 1 1 комментируемой статьи, если факты нарушения установлены судом, предусмотрены такие меры ответственности по избирательному праву, как отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключение из списка кандидатов (подпункт «к» пункта 24, подпункт «и» пункта 25, подпункт «з» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона), отмена регистрации кандидата, списка кандидатов (подпункт «д» пункта 7, подпункт «д» пункта 8 статьи 76 комментируемого Федерального закона). Применение указанных мер ответственности не исключает применения иных видов ответственности: за ряд перечисленных в комментируемом пункте 1 нарушений предусмотрена уголовная (в частности, по статье 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») либо административная (статья 20.3 КоАП РФ) ответственность.

По сравнению с прежней редакцией норма конкретизирована по субъектному составу, а также в части описания запрещенных деяний.

Запреты, установленные комментируемыми пунктами 1 и 1 1 , распространяются на всех участников избирательного процесса, как общих 1 , так и специальных субъектов права на предвыборную агитацию. Избирательные объединения реализуют свое право на предвыборную агитацию через своих представителей, т.е. лиц, уполномоченных в соответствии с уставом соответствующего избирательного объединения или в соответствии с иным юридически значимым документом представлять избирательное объединение. Например, представителем избирательного объединения является лицо, выступающее в агитационном материале или в совместном агитационном мероприятии в рамках эфирного времени, предоставленного в соответствии с законом избирательному объединению для проведения предвыборной агитации.

По смыслу комментируемого пункта 1 при осуществлении агитации любыми методами (пункт 3 статьи 48 комментируемого Федерального закона) запрещается призывать к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2 как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Статья 1 указанного Федерального закона относит к экстремистской деятельности (экстремизму):

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

возбуждение расовой, национальной 3 или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

________________
1 Следует отметить, что за нарушение гражданами, не являющимися кандидатами, требований комментируемой нормы, наступает, как было уже отмечено, уголовная или административная ответственность.
2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3447.
3 См.: решение Московского городского суда от 2 ноября 2005 года по делу № 3-562/2005, а также определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2005 года по делу № 5-Г05-134 по вопросу о признании агитационного материала возбуждающим социальную и национальную ненависть и вражду.

воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;

применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;

б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;

г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

В комментируемом пункте 1 перечисляются выделенные по содержанию формы предвыборной агитации, которые, исходя из вышеприведенного определения экстремистской деятельности, сами по себе могут быть признаны экстремистской деятельностью 1 .

________________
1 Как исключение можно отметить несовпадение запретов в части разжигания социальной розни. Если в вышеуказанном Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ экстремизмом признается возбуждение социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, то в комментируемом пункте 2 просто указывается на недопустимость возбуждения социальной розни (то есть, в том числе в ненасильственных формах). Однако при этом указывается, что не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. По вопросу применения нормы см.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 71-Г06-12. В нем, в частности, указывается, что изложенная в агитационной листовке информация, в контексте ее изложения, возбуждает социальную ненависть и вражду между социальными группами населения по признаку материального положения и места жительства.

Запрету осуществлять экстремистскую деятельность соответствуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях». Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (часть 1 статьи 9), создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (часть 3 статьи 9). При этом включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни (часть 2 статьи 9).

Исходя из положений статей 56 и 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция СМИ также несет ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в случае распространения предоставленного кандидатом, избирательным объединением агитационного материала, нарушающего требования пункта 1 комментируемой статьи, за исключением случая выпуска материала в эфир без предварительной записи.

Комментируемый пункт 1 1 указал, что при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в комментируемом пункте 1, формах. С учетом определения злоупотреблений свободой массовой информации, изложенных в статье 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» к указанным формам можно отнести использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (часть 1 статьи 4).

Как злоупотребление свободой массовой информации должно квалифицироваться также использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (часть 2 статьи 4). В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации злоупотреблением свободой массовой информации является распространение и иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (об авторском праве и смежных правах), которое запрещается нарушать при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19 июля 1995 года № 110-ФЗ и от 20 июля 2004 года № 72-ФЗ) 1 основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ГК РФ 2 , указанного Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 3 ,

________________
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1242.
2 В настоящее время – раздел «Авторское право» ГК РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года) // Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 7.
3 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2325.

федеральных законов 1 . Следует учитывать, что 24 ноября 2006 года Государственной Думой принята часть четвертая ГК РФ, посвященная правовому регулированию вопросов интеллектуальной собственности, при этом предусматривается, что указанный закон от 9 июля 1993 года № 5351-1 утратит силу одновременно с вступлением в силу части четвертой ГК РФ (с 1 января 2008 года).

2. В комментируемом пункте конкретизировано понятие «подкуп избирателей» 2 . Согласно пункту 2 статьи 79 комментируемого Федерального закона лица, осуществляющие подкуп избирателей (участников референдума), т.е. действия, запрещенные пунктом 2 статьи 56, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. КоАП РФ предусматривает ответственность за подкуп избирателей, участников референдума (статья 5.16). УК РФ относит подкуп к числу квалифицирующих признаков такого преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав (статья 141). Не являются подкупом избирателей (участников референдума):

а) распространение аудиовизуальных агитационных материалов, изготовленных в соответствии со статьей 54 комментируемого Федерального закона 3 ;

б) проведение агитационных публичных мероприятий (встреч с избирателями и т.п.) с участием и выступлениями работников культуры (артистов, других творческих работников), если затраты на организацию этих мероприятий осуществлены из соответствующего избирательного фонда.

________________
1 См. также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 2006. 28 июня. № 137.
2 Как указывается в определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 9-Г06-7 в случае, если предвыборная программа кандидата, политической партии составлена на основании наказов избирателей, правовой статус которых определен, в частности, законом субъекта Российской Федерации о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в частности, наказами депутату являются предложения и поручения граждан, данные депутату как в период его избрания (как кандидату в депутаты), так и при осуществлении им депутатских полномочий), то обещания исполнения наказов избирателей не могут быть расценены как подкуп избирателей и поставлены в зависимость от избрания кандидата депутатом.
3 См., например: определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 7-Г05-19, которым подтверждена правомерность признания судом первой инстанции отнесения полиэтиленовых пакетов, изготовленных полиграфическим способом, за счет средств избирательного фонда, с соответствующими выходными данными, предусмотренными пунктом 2 статьи 54 комментируемого Федерального закона, к категории печатных агитационных материалов.

Как указывается в комментируемом пункте, подкупом избирателей (участников референдума) не признается вознаграждение избирателей (участников референдума) за проведение организационной, в том числе агитационной работы. Вместе с тем следует учитывать, что заключение договора на проведение агитационной работы с избирателем (участником референдума) в целях сокрытия факта подкупа не может служить основанием для освобождения от ответственности инициаторов заключения такого договора. В данном случае имеет место мнимая сделка, поскольку она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Такая сделка согласно части 1 статьи 166, части 1 статьи 170 ГК РФ ничтожна и, соответственно, недействительна независимо от признания ее таковой судом. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

3. Запрет, установленный комментируемым пунктом, напрямую вытекает из принципа свободных выборов (статья 3 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 комментируемого Федерального закона). В случае, когда гражданин заинтересован в исходе выборов в связи с участием в какой-либо лотерее, связанной с их результатами, указанный принцип ставится под сомнение. Общие условия организации лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр установлены в статьях 1062 и 1063 ГК РФ (часть 2). Подробное правовое регулирование содержится в Федеральном законе от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» 1 . В пункте 6 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что организатор лотереи – Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с указанным Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Статьей 6 1 указанного Федерального закона установлены ограничения на проведение лотерей в период избирательной кампании, кампании референдума, аналогичные установленным в комментируемом пункте.

4. Комментируемый пункт устанавливает ряд требований к размещению рекламы коммерческой и иной деятельности, которой занимаются непосредственные участники избирательного (референдумного) процесса. Под коммерческой деятельностью в смысле комментируемого Федерального закона понимается любая деятельность, направленная на получение прибыли, в том числе предприниматель­ская деятельность. ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (часть 3 пункта 1 статьи 2). Под иной, не связанной с выборами деятельностью понимается благотворительная, научная, творческая, спортивная деятельность. Действие комментируемой нормы пункта 4 распространяется только на рекламу (в том числе социальную рекламу), которая напрямую указывает на участников избирательного (референдумного) процесса, используя их имена (наименования), образы (символику).

________________
1 СЗ РФ. 2003. № 46. Ч. 1. Ст. 4434.

Комментируемый пункт не препятствует распространению рекламы в период избирательной кампании, кампании референдума до начала агитационного периода в СМИ. Вместе с тем с момента выдвижения федерального списка кандидатов указанная реклама допускается только при условии ее оплаты из соответствующего избирательного фонда. Соблюдение данного требования закона, а равно перерыв в распространении рекламы в день голосования и предшествующий ему день должны являться существенными условиями любых контрактов на размещение рекламы.

КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (статья 5.9). Ответственность за выполнение комментируемой нормы лежит равным образом на распространителе рекламы и на лице, обязанном осуществлять соответствующую оплату избирательного фонда, фонда референдума.

5. Комментируемый пункт предусматривает ограничения на осуществление благотворительной деятельности в период кампании. Статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1 установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Комментируемый Федеральный закон дифференцированно подходит к возможности осуществления данной деятельности разными субъектами избирательного процесса: либо прямо запрещает осуществлять указанную деятельность, либо запрещает осуществлять ее по просьбе, поручению или от имени непосредственных участников процесса. Абсолютный запрет действует в отношении кандидатов и иных указанных в комментируемой статье участников избирательного процесса. Иным же физическим и юридическим лицам разрешено осуществлять указанную деятельность при соблюдении оговоренных условий. Вместе с тем в отличие от ранее действовавшей нормы запрет на деятельность соответствующих благотворительных организаций не относится к благотворительным организациям, созданным до начала избирательной кампании.

5 1 . Комментируемый пункт распространяет запрет, ранее содержавшийся в пункте 4 статьи 54 комментируемого Федерального закона применительно к агитационным печатным материалам, на любые агитационные материалы. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» 2 под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Коммерческую рекламу следует отличать от политической рекламы, т.е. при проведении выборов – предвыборной агитации (пункт 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»), и социальной, под которой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 указанного Федерального закона).

________________
1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
2 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

5 2 . Комментируемый пункт включен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ и представляет собой ограничение для кандидатов и избирательных объединений в выборе форм своей агитации. Указанное ограничение направлено на защиту принципов свободных и подлинных выборов и призвано противодействовать избирательной технологии, когда кандидаты выдвигаются, а избирательные объединения выдвигают списки кандидатов не с целью быть избранными, а с целью противодействовать избранию тех или иных кандидатов, списков кандидатов. Поскольку именно в сфере предоставления эфирного времени на телевидении комментируемый Федеральный закон предоставляет наиболее весомые государственные гарантии, именно в этой сфере и налагается ограничение. Кроме того, ограничение касается только агитационных материалов в смысле пункта 5 1 статьи 51 комментируемого Федерального закона, то есть индивидуальных выступлений кандидатов, представителей избирательных объединений, а также их рекламных роликов, таким образом ограничение не распространяется на совместные агитационные мероприятия, транслируемые в телеэфире. За неоднократное нарушение запрета, установленного комментируемым пунктом, суд вправе отменить регистрацию кандидата (списка кандидатов) в соответствии с подпунктом «е» пункта 7, подпунктом «е» пункта 8 статьи 56 комментируемого Федерального закона. Неоднократным нарушением может быть признано такое, которое совершено после вынесения соответствующего предупреждения (пункт 5 1 статьи 20 комментируемого Федерального закона) либо после вступления в силу решения суда об административном наказании в соответствии со статьей 5.8 КоАП.

6. Редакция комментируемого пункта изменена Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» для опубликования опровержения установлены четкие сроки (статья 44). Если применять для опубликования опровержения порядок, предусмотренный указанным Законом Российской Федерации, то опровержение может последовать за рамками агитационного периода. Комментируемым Федеральным законом установлено, что возможность для опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства, деловой репутации должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. В данном случае необходимо исходить из специальной нормы комментируемого Федерального закона. Ответственность за нарушение данной нормы установлена статьей 5.13 КоАП РФ. Комментируемая норма не распространяется на случаи законного опубликования агитационных материалов в соответствии с положениями статей 50–52 комментируемого Федерального закона. Систематическое предоставление бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади какому-либо кандидату под надуманными предлогами не следует рассматривать как соблюдение комментируемой нормы. Такая деятельность свидетельствует о наличии у редакции СМИ агитационной цели (подпункт «е» пункта 2, пункт 2 1 статьи 48 комментируемого Федерального закона).

7–8. Обязанность контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации и принятия мер по устранению нарушений возлагается на комиссии. Согласно комментируемого пункта 8 комиссиям предоставлено право обращаться с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности 1 , об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При принятии решений в отношении СМИ избирательным комиссиям следует учитывать положения статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которой изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе, как по вступившему в силу решению суда 2 .

9. Комментируемый пункт определяет обязанности правоохранительных и иных органов по обеспечению проведения агитационной деятельности в соответствии с требованиями законодательства. В ряде случаев на них возложена обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях (в частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.52 КоАП РФ, возбуждаются прокурором). Нарушение правил проведения предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума помимо ответственности по избирательному праву (см. комментарий к пункту 1 комментируемой статьи) влечет уголовную (статьи 141 и 141 1 УК РФ) или административную (статьи 5.5, 5.8–5.16, 5.48, 5.49, 5.51 и 5.52 КоАП РФ) ответственность.

________________
1 Согласно пунктам 5.1.1 и 5.1.12 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 301, указанная Федеральная служба осуществляет в том числе надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в сфере массовых коммуникаций // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2671.
2 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 октября 2005 года № 156/1044-4 «О жалобах В.В. Жириновского и Н. Гусева на действия Избирательной комиссии Белгородской области и постановление от 29 сентября 2005 года № 75/460 «О заявлении кандидата в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого в составе общеобластного списка кандидатов в депутаты избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Селиверстова Ю.И.» и жалобе В.В. Жириновского на постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 6 октября 2005 года № 77/470 «О заявлении кандидата в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого в составе общеобластного списка кандидатов в депутаты избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Беспаленко Н.» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 11 (190).