Статья 65 ск рф комментарии

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Статья 65. Осуществление родительских прав

СТ 65 СК РФ

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса РФ

1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи является одним из принципов семейного права, пронизывающим все его институты.

2. Законодатель не столько противопоставляет права и интересы родителей и детей, сколько устанавливает правила осуществления родительских прав и определяет их пределы.

3. В родительском правоотношении ребенок является самостоятельным субъектом, наделенным такими же правами, как и совершеннолетний гражданин, но не имеющим возможности их отстаивать так, как это могут сделать совершеннолетние граждане. Поэтому родительское правоотношение, являясь трехсубъектным, можно представить в форме равностороннего треугольника, основанием и сторонами которого являются родительские права каждого из родителей (отца и матери) в отношении ребенка и между собой, а вершиной — права ребенка по отношению к каждому из родителей (матери и отцу).

4. Из всего объема родительских прав законодатель в п. 2 комментируемой статьи 65 СК РФ выделил права родителей по воспитанию и образованию детей как наиболее важные для формирования и развития ребенка, а для разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере — орган опеки и попечительства и суд среди других органов, уполномоченных рассматривать обращения и жалобы граждан, предоставляя родителям право выбора органа по разрешению спора.

5. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В силу п. 3 ст. 65 СК место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается по соглашению родителей.

В Семейном кодексе не определена форма такого соглашения, в отличие от других соглашений супругов и родителей (брачного договора, соглашения о разделе общего совместно нажитого во время брака имущества, об уплате алиментов и др.). Представляется, что наличия простой письменной формы такого соглашения явно недостаточно. Было бы правильным и соответствующим основным началам семейного законодательства предусмотреть в качестве формы соглашения удостоверение его органом опеки и попечительства либо судом, разрешающим спор, если в процессе его рассмотрения стороны придут к соответствующему соглашению.

6. Споры родителей (бывших супругов) об определении места жительства ребенка чаще всего рассматриваются судами одновременно с расторжением брака или вскоре после развода родителей.

Определение места жительства ребенка (детей) с матерью в литературе и в быту комментируют как сложившуюся судебную практику, сформировавшую не закрепленное в законе, но реально существующее преимущественное право матери на совместное проживание с малолетними детьми и соответственно бесправное положение отца в российском обществе.

Между тем судебной практике известны случаи определения места жительства детей (в том числе и малолетних) с отцом, которых становится гораздо больше, чем об этом утверждают представители общественных организаций и объединений, имеющих целью создание организаций в защиту прав отцов.

Споры об определении места жительства детей относятся к категории самых сложных, в процессе их рассмотрения каждый из родителей, претендуя на определение места жительства ребенка именно с ним, представляет суду различного рода доказательства, всесторонне характеризующие каждого из родителей, заявляет ходатайства о допросе многочисленных свидетелей, привлечении к участию в деле специалистов, назначении экспертиз, на время проведения которых производство по делу приостанавливается. Кроме того, суды, как правило, приостанавливают производство по делу и на период проведения органами опеки и попечительства обследования условий жизни каждого из родителей до представления ими актов обследования и заключения, используя предоставленное им ст. 216 ГПК РФ право, поскольку в противном случае могут оказаться нарушенными сроки рассмотрения таких сложных дел.

Учитывая сложность и длительность рассмотрения этой категории споров о детях, законодатель предусмотрел возможность определения места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании (ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ) с обязательным участием органа опеки и попечительства при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

Разрешая такие споры, следует исходить прежде всего из характера сложившихся взаимоотношений каждого из родителей с ребенком, большей привязанности ребенка к одному из родителей, возможности родителя, имеющего материальные и жилищные преимущества по сравнению с другим родителем, уделить большее внимание ребенку лично, а не с помощью нанятых им воспитателей и нянь или привлекаемых к процессу воспитания многочисленных родственников, друзей и соседей, наличие у него навыков ухода за ребенком, не только когда он здоров, но и во время болезни, желания и умения терпеливо, без раздражения выслушивать многочисленные детские вопросы и давать на них понятные, с учетом возраста ребенка, ответы и многие другие жизненно важные обстоятельства, из которых складывается убеждение суда в том, что интересам ребенка в наибольшей степени отвечает определение его места жительства с отцом, а не с матерью.

7. В разрешении данного спора функцию специалиста по охране прав детей и органа, защищающего интересы ребенка, должны выполнять органы опеки и попечительства, которые обязаны представить суду акт обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, а также заключение о том, с кем, по мнению этого органа, следует проживать ребенку, чтобы такое проживание ребенка с одним из родителей в наилучшей степени отвечало интересам самого ребенка.

К сожалению, на практике эта роль не всегда оказывается для них посильной. О серьезном реформировании этих органов давно шла речь на всех уровнях. На деле реформа этих органов пока свелась к тому, что функции органов опеки и попечительства передали от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и такие функции возложили на управления социальной защиты населения, переименованные впоследствии в управления социальной политики.

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарии к ст. 65 СК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления родительских прав. С одной стороны, законодатель предоставляет свободу выбора родителям способов и методов воспитания своих детей, не устанавливая, каким именно образом должны осуществляться родительские права, с другой — определяет ряд требований, которые следует рассматривать в качестве общих границ (пределов) осуществления родительских прав. Во-первых, прежде всего в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществление родительских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов детей. Во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Законодатель исключил при осуществлении родителями своих прав способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей.

Наличие подобных ограничительных требований продиктовано тем, что реализация родительских прав основана на двух основополагающих принципах осуществления родительских прав, закрепленных в комментируемой статье: а) предмет основной заботы родителей — обеспечение прав и интересов детей; б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей исходя из интересов и с учетом мнения детей.

Действия родителей, совершаемые в рамках предоставленных им прав, но с нарушением пределов осуществления родительских прав, следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами. В этой связи п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Следует отметить, что ответственность, применяемая к родителям, злоупотребляющим своими правами и действующим в ущерб правам и интересам ребенка, носит комплексный, межотраслевой характер, поскольку они могут быть привлечены не только к семейно-правовой ответственности, но и к иным видам юридической ответственности, предусмотренным рядом отраслей права. Так, в частности, родители могут быть:

а) лишены родительских прав (см. комментарий к ст. 69 СК РФ);

б) ограничены в родительских правах (см. комментарий к ст. 73 СК РФ);

в) привлечены к административной ответственности (например, согласно п. 3 ст. 6.10 КоАП РФ, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ родителями влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.);

г) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, уголовная ответственность может быть предусмотрена в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательных работ на срок до 180 часов; исправительных работ на срок до одного года; ограничения свободы на срок до трех лет).

2. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая положения п. 1 ст. 61 СК РФ (см. комментарий к ст. 61 СК РФ), предусматривает, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комментируемый пункт основан на одном из принципов семейного законодательства — разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (см. комментарий к ст. 1 СК РФ). Однако на практике, в силу различных жизненных обстоятельств, не всегда бывает так, что вопросы воспитания и образования ребенка решаются родителями обоюдно совместно. Например, другой родитель при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для обучения ребенка находится в длительной командировке, из которой возвратится только в начале учебного года. В таких случаях при решении вопросов о выборе способов и методов воспитания только одним родителем одобрение и согласие другого родителя предполагаются.

В то же время законодатель, учитывая ситуацию, когда супруги могут не достигнуть обоюдного согласия в решении вопросов воспитания и образования ребенка, предусматривает в п. 2 комментируемой статьи, что в случае разногласий между родителями они вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. При этом следует иметь в виду, как справедливо отмечается в юридической литературе, что к предмету семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК РФ судебной или иной процедуры .

Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 345.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий, в частности: а) о фамилии, имени ребенка (п. 4 ст. 58 СК РФ); б) о назначении представителя для защиты прав и интересов ребенка (п. 2 ст. 64 СК РФ). Как правило, органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Однако следует иметь в виду, что разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

Также споры, вытекающие из осуществления родительских прав, связанные с воспитанием детей, могут быть рассмотрены в судебном порядке, в частности: а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Споры данной категории дел рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу, связанному с определением места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей. По общему правилу место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Комментируемая норма не указывает форму заключения такого соглашения, поэтому можно сделать вывод о том, что оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариально удостоверенной). Однако исходя из защиты прав и интересов ребенка, а также защиты прав родителей следует предположить, что такое соглашение целесообразнее заключать по аналогии с п. 2 ст. 66, т.е. в письменной форме (см. комментарий к ст. 66 СК РФ).

Решение данного вопроса об определении места жительства ребенка является очень важным, поскольку от этого зависит, в каком объеме родители, а особенно тот, кто будет проживать отдельно, в дальнейшем смогут осуществлять свои родительские права. Поэтому в случае отсутствия соглашения родителей о месте жительства ребенка спор между родителями может быть разрешен только судом по требованию любого из них. Следует отметить, что спор о месте жительства детей судом может быть рассмотрен как в период брака родителей, так и в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. Причем, в соответствии со ст. 24 СК РФ, при расторжении брака, если будет установлено, что между супругами не достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка или оно нарушает интересы детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

Принимая во внимание, что споры об определении места жительства ребенка являются наиболее сложными, поскольку каждый из родителей желает проживать совместно с ребенком, суд должен, во-первых, исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав; во-вторых, из интересов детей и с учетом мнения детей. В этой связи п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.

С целью выяснения мнения ребенка по вопросу о том, с кем он желает совместно проживать — с отцом или матерью, ребенок может быть опрошен судом с учетом его возраста и развития. В этой связи п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 дает разъяснение, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства. Анализ судебной практики свидетельствует, что при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей суды не всегда объективно оценивают мнение ребенка. Так, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции по иску о расторжении брака и определении места жительства ребенка, пояснил: суд не учел, что несовершеннолетний сын сторон достиг 11-летнего возраста и в беседе с представителем органа опеки и попечительства, а также в судебном заседании четко выразил свое желание проживать с отцом. Суд же, вопреки желанию несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, определил его место жительства с матерью, при этом не указал, в чем оставление его с отцом противоречит интересам ребенка, не учел и мнение органа опеки и попечительства о возможности определить место жительства ребенка с отцом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оставление ребенка на воспитание отцу противоречит интересам ребенка, судом не установлено, между отцом и ребенком сложились более дружеские отношения, чем с матерью. Исходя из этого решение суда нельзя считать законным и обоснованным .

Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 октября 2004 г., дело N 33-7729/2004. Обзор судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (четвертый квартал 2004 года) // СПС «Гарант».

Комментарии к СТ 65 СК РФ

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав

Комментарий к статье 65 СК РФ:

1. Комментируемая статья развивает нормы ст. 63 СК: о праве и обязанности родителей воспитывать своих детей; об ответственности за неисполнение этих обязанностей.

В тех случаях, когда родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права. Так, отец и (или) мать могут быть:

1) лишены родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69 — 71);

2) наказаны в административном порядке (например, в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ они штрафуются);

3) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ предусматривает, помимо штрафов, обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового).

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи все вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей, родители решают:

1) исходя из интересов ребенка;

2) с учетом его мнения и сообразуясь с его возрастом, способностью формулировать свои взгляды.

Если один из родителей считает, что другой действует вразрез с интересами детей (например, применяет вредные методы воспитания; возражает, чтобы дети учились в тех образовательных учреждениях, которые больше соответствуют их склонностям), он может обратиться за разрешением спора не только в орган опеки и попечительства, но и в суд.

3. Согласно п. 3 ст. 65 споры по поводу того, с кем из родителей будет жить ребенок после развода, разъезда (либо когда родители, не состоящие в браке, и не собираются жить вместе), подведомственны только суду. Суд рассматривает их (с участием органа опеки и попечительства), если:

1) отсутствует соглашение между отцом и матерью;

2) такое соглашение есть, но оно противоречит интересам ребенка либо одного из супругов.

Независимо от того, состоят ли родители в браке, место жительство ребенка определяется:

— исходя из его интересов;

— с обязательным учетом его мнения, если ему уже исполнилось 10 лет и это мнение не повредит его же интересам (см. также комментарий к ст. 57).

Верховный Суд РФ дал по этому поводу следующие разъяснения.

Суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения между каждым из них и ребенком, перспективу для его воспитания и развития, а также род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение; однако преимущество одного из родителей в материально-бытовом плане само по себе не является безусловным мотивом для того, чтобы удовлетворить его требования. Могут перевесить другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в местах проживания матери и отца (п. 5 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10).

Статья 65 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 65 Конституции РФ гласит:

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия*(1), Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия*(2), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым*(3), Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания*(4), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия*(5);

Алтайский край, Забайкальский край*(6), Камчатский край*(7), Краснодарский край, Красноярский край*(8), Пермский край*(9), Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область*(10), Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь*(11) — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра*(12), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 65 КРФ

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Из приведенных положений следует, что в Российской Федерации первично было 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. По состоянию на 1 августа 2007 г. состав субъектов Федерации в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в числе которых 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (см. комм. к ч. 2 данной статьи).

Названные в рассматриваемой части статьи субъекты Федерации исторически появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. Российская Федерация и Республика Татарстан 15 февраля 1994 г. подписали отдельный Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (РГ. 1994. 17 февраля), которым подтверждалось, что последняя объединена с Россией «Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором».

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется частью 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Конституция и федеральное законодательство не содержат критериев обретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов автономные советские социалистические республики и автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся в составе краев), автономные области и автономные округа рассматривались как государственно-правовые формы самоопределения соответствующих народов Российской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ее административно-территориальные единицы.

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами (см. комм. к ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68). Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

Перечень субъектов Федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них — в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка — государственного языка Федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.

Названия субъектов Федерации в комментируемой статье даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование» (ч. 2 ст. 1).

Присвоение и изменение наименования — прерогатива субъекта Федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции, подтверждается Постановлением Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4868), а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов Федерации (например, Свердловской области). Недопустимо, однако, — на что обращено внимание упомянутым Постановлением Конституционного Суда, — чтобы наименование или переименование субъекта Федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов, Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно: содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией; затрагивать ее государственную целостность; подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии; противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства; ущемлять свободу совести; включать противоречащие Конституции, идеологические и иные общественно-политические оценки; игнорировать исторические или этнические традиции.

Согласно названному Постановлению Конституционного Суда, изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном порядке. Указы такого рода изданы Президентом 9 января и 10 февраля 1996 г., а также 25 июля 2003 г.; этими указами в Конституцию были включены новые наименования субъектов Федерации: Республика Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (вместо Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия (вместо Республика Калмыкия — Хальмг Тангч), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (вместо Ханты-Мансийский автономный округ). Администрации Президента предписывалось при переиздании текста Конституции учесть новые наименования данных субъектов (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 152; N 7. ст. 676; 2003. N 30. ст. 3051).

Некоторые субъекты Федерации имеют двойные названия, определяемые соответствующими конституциями как равнозначные: Республика Адыгея и Адыгея, Республика Башкортостан и Башкортостан, Республика Дагестан и Дагестан. В этих и других подобных случаях в текст российской Конституции, видимо, можно было бы включать одно из названий, причем на государственном языке Российской Федерации — русском (ч. 1 ст. 68 Конституции); оно также должно в федеральной Конституции быть традиционно русским либо таким, которое совместимо с фонетикой и грамматикой русского языка.

Наименование индивидуализирует субъект Федерации наряду с символами (флагом, гербом, гимном), самоидентифицирует его внутри Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П//СЗ РФ. 2000. N 25. ст. 2728). Юридический смысл собственного имени заключается в том, что в Конституции не может быть никакого другого субъекта с таким названием; соответствующие конституционные и договорные отношения возникают не с абстрактным субъектом, а, например, с Республикой Татарстан или Калининградской областью; субъект Федерации самостоятельно определяет порядок использования своего имени. Например, Закон города Москвы от 20 января 1999 г. «О московской городской символике» признал слово «Москва» и образованные на его основе слова и словосочетания словесными символами Москвы, использование которых должно отвечать словообразовательным и стилистическим нормам русского языка; словесные обозначения с этим символом должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке иметь правильное воспроизведение на русском языке (ст. 8, 23). При этом субъект Федерации, устанавливая критерии и процедуры использования собственного имени, выступает не как участник гражданского оборота, а как носитель публичной власти, защищающий свое конституционное право — право на наименование (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 20 января 1998 г.//Собрание законодательства Республики Карелия. 1998. N 5. ст. 440).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны» и образования в ее составе нового субъекта.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта регламентируется ФКЗ от 7 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 52. ст. 4916). В соответствии с этим ФКЗ в указанной процедуре (ст. 6-9) происходит присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части. Данное присоединение осуществляется на добровольной основе, при соблюдении государственных интересов Российской Федерации, принципов федеративного устройства России, прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом исторических, культурных и иных обстоятельств. Кроме того, подобное возможно лишь при взаимном согласии Российской Федерации и иностранного государства, которое оформляется соответствующим международным договором.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта, согласно приведенному ФКЗ от 17 декабря 2001 г. может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации (ст. 10-13). Предполагается, что подобное происходит на добровольной основе, при соблюдении государственных интересов Российской Федерации, принципов ее федеративного устройства, прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Федерации, их социально-экономических возможностей.

На основе данного ФКЗ путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатской области с Корякским автономным округом, а также Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты Федерации — соответственно Пермский, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края (ФКЗ от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (СЗ РФ. 2004. N 13. ст. 1110); ФКЗ от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (СЗ РФ. 2005. N 29. ст. 3119); ФКЗ от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (СЗ РФ. 2006. N 29. ст. 3119); ФКЗ от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (РГ. 2007. 27 июля); на основе объединения Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом появился новый субъект Федерации с названием «Иркутская область» (ФКЗ от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»//СЗ РФ. 2007. N 1. ч. 1. ст. 1).