Статья 32 пункт 2 о занятости населения

Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения (Орлова Е.Е.)

Дата размещения статьи: 11.05.2015

В тексте Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) [2] нашли отражение общепризнанные международные принципы и нормы. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года [1] закреплено, что при осуществлении своих прав человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В иных международно-правовых актах (ст. 4 и 8 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 [4], ст. 12, 18, 19, 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 [3]) содержатся положения, совпадающие по сути и общей направленности с положениями Всеобщей декларации прав человека.

Перечисленные нормы закрепляют общие начала определения пределов ограничения прав граждан. Применение их на практике вызывает немало вопросов. В этой связи особую роль приобретают соответствующие правовые позиции Конституционного Суда РФ.
На сегодняшний день сложилась уже довольно обширная практика Конституционного Суда РФ, рассматривающего в том числе и заявления о признании неконституционными статей Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (в ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2013) (далее — Закон РФ N 1032-1), ограничивающих права в сфере занятости населения и их гарантии. Анализ и обобщение постановлений и определений Конституционного Суда позволяют выявить следующие правовые позиции в отношении пределов ограничения прав в сфере занятости населения.
1. Права граждан в сфере занятости могут быть ограничены только федеральным законом в строго определенных Конституцией РФ (ст. 55) случаях, т.е. эти ограничения преследуют конституционно значимые цели.

Ограничение прав человека детерминировано, продиктовано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обеспечивает необходимый баланс между интересами личности, государства и общества. Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ N 105-О от 06.02.2003 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [5] отмечается, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой — исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.

Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства — направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов — не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в ч. 1 и 3 ст. 37 Конституции РФ, и в силу этого не согласующееся со ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19 и ст. 27 Конституции РФ.
2. Вводимые федеральным законом ограничения в сфере занятости населения не должны затрагивать само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.
Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» [8] признал норму, устанавливающую ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости, не соответствующей Конституции РФ.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Такие случаи обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.
Провозглашенные в Конституции РФ цели политики РФ как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, то он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция РФ связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием достижения целей социального государства.
Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержкой граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными.

Согласно Закону РФ N 1032-1, государство гарантирует безработным гражданам оказание социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице, в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости — выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию. К гарантиям социальной поддержки безработных Закон РФ N 1032-1 относит и оплату периода их временной нетрудоспособности.
Данная выплата, по существу, представляет собой пособие по временной нетрудоспособности, право на получение которого обусловлено наличием у безработного права на получение пособия по безработице (стипендии), производно от него и имеет своей целью возместить безработному временную потерю в связи с нетрудоспособностью гарантированного Законом РФ N 1032-1 пособия по безработице (стипендии), компенсировать этот утраченный доход. Не меняет ее природы и тот факт, что выплачивается она, согласно Закону РФ N 1032-1, так же как и пособие по безработице (стипендия), из средств Государственного фонда занятости населения РФ, а не Фонда социального страхования РФ, финансирующего выплаты пособий по временной нетрудоспособности, поскольку решение вопроса о том, за счет средств какого из этих фондов целесообразно осуществлять данную выплату, является прерогативой законодателя.
Следовательно, регламентация порядка и условий оплаты безработным гражданам периода их временной нетрудоспособности не может осуществляться без учета характера и целевого назначения производимой выплаты, вне связи с содержанием законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения, его принципами и целями.
Установленное федеральным законом социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией РФ наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Невыплата пособия по безработице в связи с временной нетрудоспособностью безработного, если безработный имеет право на его получение, должна возмещаться другой выплатой по системе социального обеспечения, которая предоставляла бы ему источник средств к существованию на этот период.
Между тем, устанавливая оплату безработным периода их временной нетрудоспособности не свыше 30 календарных дней, Закон РФ N 1032-1 не предусматривает мер материальной поддержки указанных лиц при продолжении временной нетрудоспособности свыше этого срока, которые позволяли бы в какой-то степени компенсировать потерю ими дохода в виде пособия по безработице (стипендии). Статьей 36 Закона РФ N 1032-1 предусмотрена возможность оказания органами службы занятости материальной и иной помощи безработным гражданам лишь при утрате ими права на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, установленного законодательством РФ о занятости населения. В рассматриваемом же случае речь не идет об истечении срока выплаты пособия по безработице, и право на его получение гражданин не утрачивает, выплата пособия фактически приостанавливается и возобновляется после окончания временной нетрудоспособности.
Не могут рассматриваться в качестве адекватной и достаточной компенсации предписания п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 35 Закона РФ N 1032-1, согласно которым период временной нетрудоспособности безработного не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице, а также не прерывает его трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Не является равноценной заменой материальной поддержки в период временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 30 календарных дней, и продление общего срока выплаты пособия по безработице после выздоровления.
Какое-либо минимальное материальное обеспечение в рамках системы социального обеспечения не гарантировано в достаточной степени безработным гражданам и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Федеральное законодательство о государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам), предоставление которой позволило бы обеспечить безработным, находящимся в тяжелой жизненной ситуации в связи с болезнью и отсутствием работы, минимальные средства к существованию, до настоящего времени не принято. Таким образом, при продолжении временной нетрудоспособности более 30 календарных дней безработный гражданин практически остается без материальной поддержки государства. Между тем отсутствие у безработного в этот период каких-либо средств к существованию может поставить под угрозу его жизнь и здоровье, повлечь стойкую утрату трудоспособности (инвалидность).
С учетом этого установление для безработных граждан предельного 30-дневного срока оплаты периода их временной нетрудоспособности в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости при отсутствии надлежащих законодательных гарантий предоставления им иного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока, по сути, является лишением их права на социальное обеспечение за период временной нетрудоспособности, превышающий 30 календарных дней, что не соответствует ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.
3. Ограничение прав в сфере занятости не должно нарушать принципа равенства субъектов этих прав.
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ гражданка Г.И. Чернига оспаривала конституционность примененных в ее деле положений Закона РФ N 1032-1 (п. 2 ст. 32) [6], в соответствии с которыми по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В просьбе оформить в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ N 1032-1 досрочно трудовую пенсию решением директора Левокумского районного центра занятости населения ей было отказано. Законность и обоснованность отказа подтверждены вступившим в законную силу решением Левокумского районного суда Ставропольского края.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 400-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черниги Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» подчеркивается, что в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Что касается п. 2 ст. 32 Закона РФ N 1032-1, то содержащаяся в нем норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы. Вместе с тем из содержания данной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя свои полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежат судебному контролю.
4. Ограничение прав в сфере занятости должно быть соразмерным, обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод сторон трудового отношения, оптимальное согласование интересов сторон правоотношения в сфере занятости.
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ гражданин А.Д. Красильников оспаривал конституционность абз. 4 п. 3 ст. 35 Закона РФ N 1032-1 [7], согласно которому выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. По мнению заявителя, данное положение лишает социальной поддержки нуждающегося в ней лица и умаляет охраняемое государством достоинство личности, что противоречит ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 20.11.2003 N 426-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Красильникова Александра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установленная оспариваемым положением возможность приостановления выплаты пособия по безработице обусловлена предъявляемым к безработному требованием своевременного прохождения перерегистрации (Порядок регистрации безработных граждан в соответствии со ст. 3 Закона РФ N 1032-1 утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458) [9]. Именно соблюдение этого требования является основанием выплаты пособия не реже двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона РФ N 1032-1).
Таким образом, оспариваемое положение — в системной связи с названной нормой — направлено не только на исключение злоупотребления правом со стороны получателя пособия по безработице, но и на обеспечение регулярности выплаты ему пособия, что не может рассматриваться как нарушение конституционных норм, на которые ссылается заявитель. К тому же законодатель не установил обязательность приостановления выплаты пособия, что позволяет уполномоченному органу с учетом конкретной ситуации отказываться от применения такой санкции.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. N 237. 1993.
3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1976. N 17. Ст. 291.
4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1976. N 17. Ст. 291.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. N 4.
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 400-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черниги Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 4 и 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [текст Определения официально опубликован не был]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 426-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Красильникова Александра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [текст Определения официально опубликован не был]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 458 «О порядке регистрации безработных граждан» // СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2009.

Какой орган исполнительной власти определяет правила выхода на досрочную пенсию?

Добрый день! Проживаю в Московской области, Наро-Фоминский район. До выхода на пенсию по старости остался год. Так же год назад произошло сокращение на работе. Обратилась в центр занятости.

Скажите какой орган исполнительной власти определяет правила, в соответствии с которыми служба занятости предлагает выход на досрочную пенсию (пункт 3, статьи 32 закона «О занятости населения» от 19.04.1991 №1032-1).

Ответы юристов (3)

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения» от 19.04.1991 № 1032-1) Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение этой нормы Минтруд РФ разработал и приказом от 29.06.2012г. № 10н утвердил Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В данном Регламенте есть раздел Административные процедуры при возмещении
расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанных с назначением пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой страховой пенсии по старости.

Уточнение клиента

В данном регламенте нашла органы исполнительной власти, уполномоченные на создание правил, которыми руководствуются службы занятости при предложении досрочного выхода на пенсию.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения» от 19.04.1991 № 1032-1) Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Скажите, есть ли законодательные акты, регулирующие эти правила в Московской области Наро-Фоминсмком районе.

Заранее спасибо за ответ!

27 Сентября 2017, 13:14

Есть вопрос к юристу?

Распоряжением от 10.05.2012г. № 21-р Министерства социальной защиты населения Московской области, утверждены тарифы на социальные услуги, оказываемые населению государственными учреждениями социального обслуживания Московской области. Согласно п. 1.4. тариф на услуги по трудоустройству составляет 203 рубля 71 копейку, п. 1.5.3. тариф на оказание услуг по вопросам пенсионного обеспечения и предоставлению других социальных выплат составляет 101 рубль 85 копеек.

Если Вы имеете в виду правила или регламенты по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в Московской области и в Наро-Фоминском р-не в частности, то мне такие обнаружить не удалось.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 19.04.91 N 1032-I (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 14.07.2013) «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 19.04.91 — «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 18, ст. 565;
  • «Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992,
  • «Собрание законодательства РФ», N 17, 22.04.96, ст. 1915,
  • «Российская газета», N 84, 06.05.96)

Статья 32 Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пункты 21 — 25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.

К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Zakonbase: Взаимосвязанные положения п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.10.2009 N 15-П).

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 22 указанного Федерального закона.

4. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.

К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона.

4. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О занятости населений в Российскиой Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействвию занятости населения»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; N 47, ст. 5613; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 30, ст. 3033) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 2:
в абзаце втором слово «(контракту)» исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;»;
абзац седьмой после слов «военную службу,» дополнить словами «альтернативную гражданскую службу,»;
абзац девятый после слов «к военной службе» дополнить словами «(альтернативной гражданской службе)».
2. В статье 3:
в абзаце первом пункта 1 слова «в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата» заменить словами «в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации»;
в пункте 3:
абзац третий изложить в следующей редакции:
«которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;»;
в абзаце четвертом слова «впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности)» заменить словами «впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности)», слова «(профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)» заменить словами «(профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности)»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«перечисленные в статье 2 настоящего Закона.».
3. В пункте 3 статьи 4:
в абзаце первом слова «законодательства Российской Федерации о труде» заменить словами «трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство)»;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;»;
в абзаце третьем слова «первоначального (12-месячного) периода безработицы» заменить словами «первого периода выплаты пособия по безработице».
4. В пункте 2 статьи 5:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;»;
в абзаце шестом слова «лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту)» заменить словами «лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости)»;
абзац девятый изложить в следующей редакции:
«сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;».
5. В статье 7:
абзацы четвертый и пятый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«разработка и финансовое обеспечение федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;»;
в пункте 2:
в абзаце первом слова «в полном объеме» исключить, слова «разработкой и осуществлением» заменить словами «разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением»;
абзац второй после слов «и другие мероприятия» дополнить словами «, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих территорий»;
в пункте 4 слово «высвобождения» заменить словом «увольнения», слова «о высвобождении» заменить словами «об увольнении».
6. В статье 8:
в пункте 1 слова «(организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения)» исключить;
в пункте 2 слово «(контракта)» и слово «(контрактов)» исключить.
7. Статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.».
8. В пункте 2 статьи 12:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;»;
в абзаце шестом слово «(контрактов)» исключить.
9. В статье 13:
пункт 1 после слов «на работу инвалидов,» дополнить словами «организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время,»;
в пункте 3 слово «высвобождаемым» заменить словом «увольняемым».
10. В статье 14:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.».
11. В статье 15:
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.».
12. Статью 18 изложить в следующей редакции:
«Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».
13. Статью 19 исключить.
14. В статье 21:
в пункте 2:
в абзаце втором слово «высвобождением» заменить словом «увольнением»;
в абзаце третьем слово «трудящихся» заменить словом «работников»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.»;
в пункте 6 слова «профессиональных союзов» заменить словами «выборных профсоюзных органов», слово «высвобождением» заменить словом «увольнением».
15. Статью 22 изложить в следующей редакции:
«Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
1. За счет средств федерального бюджета на соответствующий год финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в установленных настоящим Законом размерах, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.
2. В соответствии с настоящим Законом по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.».
16. В статье 23:
в наименовании слова «повышение квалификации и переподготовка» заменить словами «переподготовка и повышение квалификации»;
в пункте 1:
в абзаце первом слова «повышение квалификации и переподготовка» заменить словами «переподготовка и повышение квалификации»;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«гражданин не имеет профессии (специальности);»;
в пункте 2 слова «повышение квалификации и переподготовка» заменить словами «переподготовка и повышение квалификации»;
в пункте 3 слова «повышение квалификации и переподготовку» заменить словами «переподготовку и повышение квалификации», слова «впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности)» заменить словами «впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности)».
17. В статье 24:
в абзаце втором пункта 1 слово «общедоступная» исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) в рамках целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.».
18. В статье 25:
в пункте 1:
в абзаце втором слово «(контрактов)» исключить;
в абзаце третьем слова «законодательством Российской Федерации о труде» заменить словами «трудовым законодательством», слово «трудящихся» заменить словом «работников», слово «высвобождения» заменить словом «увольнения»;
в абзаце четвертом слово «высвобождаемым» заменить словом «увольняемым»;
в абзаце пятом слова «повышения квалификации и переподготовки» заменить словами «переподготовки и повышения квалификации»;
в абзаце шестом слова «социального плана организации, предусматривающего» заменить словами «мероприятий, предусматривающих»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.»;
пункт 4 исключить;
пункт 5 считать пунктом 4 и в нем слова «в фонд занятости» заменить словами «в федеральный бюджет»;
пункт 6 считать пунктом 5.
19. В статье 26:
пункт 2 исключить;
пункт 3 считать пунктом 2;
пункт 4 считать пунктом 3 и в нем слово «высвобождаемых» заменить словом «увольняемых», слово «высвобожденных» заменить словом «уволенных»;
пункт 5 считать пунктом 4.
20. Статью 27 изложить в следующей редакции:
«Статья 27. Гарантии и компенсации работникам, увольняемым из организации
1. Работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
2. При отсутствии у ликвидируемой организации средств, предназначенных для расчетов с увольняемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.».
21. Пункт 2 статьи 28 изложить в следующей редакции:
«2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.».
22. Статьи 29 — 34 изложить в следующей редакции:
«Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
1. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:
уволенным из организаций по собственному желанию (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет), а также уволенным по другим основаниям, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) — в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей. Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке;
впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 рублей, увеличивается на размер районного коэффициента;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.
2. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной штате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости в указанных районах и местностях средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.
3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
4. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
6. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
7. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.
8. В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере 100 рублей, увеличивается на размер районного коэффициента.
3. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.
4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
5. Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным,
3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
4. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
5. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию
1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона.
4. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
Статья 33. Размеры пособия по безработице
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов; в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30 процентов величины указанного прожиточного минимума;
во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
2. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.
Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан
1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
2. Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.
3. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном статьей 30 настояшего Закона.».
23. В статье 35:
в пункте 2:
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному) заявлению гражданина);
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.»;
в пункте 3:
в абзаце третьем слова «впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности)» заменить словами «впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности)», слова «без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы» заменить словами «(за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона)»;
в абзаце восьмом слова «и не засчитывается в общий трудовой стаж» исключить.
24. Статью 36 изложить в следующей редакции:
«Статья 36. Материальная помощь
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь.».
Статья 2. Внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. В пункте «а» статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N12, ст. 599; N34, ст. 1976; 1993, N4, ст. 118; N14, ст. 486; N 25, ст. 905; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3010; 1995, N 18, ст. 1590; N 26, ст. 2402; N 35, ст. 3503; 1999, N 7, ст. 879) слова «Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,» исключить.
2. В Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551):
в части первой статьи 4 слова «Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — для лиц, имеющих право на гарантии в
области занятости,» исключить;
статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Компенсации безработным гражданам
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице и стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачиваются в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о занятости населения.».
3. В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466):
в части первой статьи 13 слова «Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,» исключить;
в части первой статьи 14 слова «Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,» исключить;
в части первой статьи 15 слова «председателя Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,» исключить.
4. В пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870) слова «Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
5. В Федеральном законе от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146; 1997, N 26, ст. 2952; 2000, N 33, ст. 3348):
в абзаце третьем пункта 3 статьи 9 слова «Государственного фонда занятости населения Российской Федерации» заменить словами «федерального бюджета»;
в абзаце втором пункта 3 статьи 10 слова «Государственный фонд занятости населения Российской Федерации возмещает» заменить словами «Из федерального бюджета возмещаются».
6. В абзаце четвертом пункта 2 статьи 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N5, ст. 410; N34, ст. 4025; 1997, N43, ст. 4903) слова «и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
7. В части второй статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N48, ст. 5369) слова «, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
8. В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N52, ст. 5880) слова «за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации» исключить.
9. В Федеральном законе от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3501):
в пункте 3 статьи 15 слова «, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить;
в пункте 4 статьи 16 слова «, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
10. В абзаце третьем пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591) слова «и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
11. В статье 12 Федерального закона от 13 апреля 1998 года N 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1795):
пункт 6 исключить;
пункт 7 считать пунктом 6.
12. В статье 3 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N18, ст. 2221) слова «, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации» исключить.
Статья 3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 года N5131-1 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 910).
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Действие статей 29, 30, 31, 33 и 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин