Статья 1817 часть 1 беларусь

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 18.17. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия

1. Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

2. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

Новости / 01.02.2018

УГАИ: изменения в КоАП Республики Беларусь по линии Госавтоинспекции, вступившие в силу 31 января 2018 года

1. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательством водитель вправе не сообщать в ГАИ, в случае оформления «европротокола».

В случае заполнения участниками ДТП «европротокола», ГАИ не начинает проведение проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, как на месте происшествия, так и при последующем обращении одного из участников ДТП с просьбой провести дополнительную проверку.

2. Введение административного процесса в упрощенном порядке (без составления административного протокола).

В случае упрощенного ведения административного процесса (когда лицо признало себя виновным в совершении правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола) сотрудником ГАИ выносится постановление, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. При этом штраф может быть уплачен на месте либо водитель имеет право оплатить его в тридцатидневный срок (до изменений в течение 5 дней). В случае не уплаты штрафа в установленные сроки сумма штрафа автоматически увеличивается на 2 базовых величины.

3. Изъятие водительских документов.

При нарушении правил дорожного движения, за которые в соответствии с КоАП Республики Беларусь может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, у водителя изымается только водительское удостоверение, взамен которого выдается временное разрешение на право управления, талон предупреждения к водительскому удостоверению изыматься не будет.

4. Исключена статья 18.18 КоАП Республики Беларусь (Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения)

Однако при невыполнении требований сотрудника ГАИ передать для проверки документы предусмотренные правилами дорожного движения, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.18.22 КоАП Республики Беларусь.

5. Внесены изменения в ч.10 ст.18.14 (Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движении)

Абзац первый ч.10 ранее звучал так: «Действия, предусмотренные частями 1–9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки», а в новой редакции дополнен словами «либо совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством».

6. Внесены изменения в статью 18.19 КоАП Республики Беларусь (Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления).

Часть 2 данной статьи (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) дополнена взысканием в виде административного ареста и принятие решение по данному нарушению входит только в компетенцию Судов.

7. Статья 18.20. Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

1. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Наложение штрафа в размере от 3 до 5 б.в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от 10 до 15 б.в.

2. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае совершения дорожно-транспортного происшествия лицом, уполномоченным управлять этим средством

Наложение штрафа в размере от 5 до 10 б.в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от 15 до 20 б.в.

4. Участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь

Наложение штрафа в размере от 10 до 20 б.в.

8. Так же внесены изменения в статью 18.17 КоАП Республики Беларусь. В новой редакции она звучит — Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно транспортного происшествии.

1. Нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения .

Наложение штрафа в размере от 2 до 30 б.в. или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет

2. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами.

Наложение штрафа в размере от 5 до 25 б.в. или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет

Административный процесс по дорожно-транспортным происшествиям в которых нет пострадавших будет начинаться исключительно по соответствующей статье КоАП, предусматривающий ответственность за нарушение конкретного пункта (ов) ПДД.

Статья 18.17. Кодекса РБ об административных правонарушениях
Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества

1. Нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12–18.15 настоящего Кодекса, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение другого транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, –

влекут наложение штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

2. Совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.15 настоящего Кодекса, повлекшего последствия, указанные в части 1 настоящей статьи, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

4. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

В Беларуси планируется пересмотреть ответственность за превышение скорости и забытые права

Ответственность за превышение скорости и забытые дома водительские права планируется пересмотреть в проекте новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, сообщили в пресс-службе Правительства.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс находится на рассмотрении в Палате представителей. По предложениям МВД планируется переработать ряд статей. В частности, планируется отменить наказание за забытые дома водительские права и уравнять ответственность нарушителей скоростного режима на дороге.

«Те, кто постоянно привлекается к ответственности за выявленные фотофиксацией правонарушения, находятся в более «привилегированном» положении по сравнению с теми людьми, превышение скорости которых было повторно обнаружено сотрудниками ГАИ. В последнем случае лицо может быть лишено водительских прав в соответствии с ч.4 ст.18.13 КоАП. Тому же, кто неоднократно превысил скорость на существенные значения, и это зафиксировано камерами, назначается только штраф в соответствии с ч.5-8 ст.18.13 (превышение скорости движения). Поэтому проектами ч.3 и 4 ст.18.13 КоАП ответственность уравнивается – третья часть этой статьи будет действовать только при превышениях от 30 до 40 км/ч. И грозить это будет лишь штрафом. Повторность же в четвертой части предлагается отменить и, соответственно, не лишать за нее водительского удостоверения», – отметили в пресс-службе.

По предложению правоохранителей предлагается исключить из КоАП ст.18.18 (управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения). Ответственность за указанное правонарушение будет регулироваться ч.5 ст.18.22 КоАП (нарушение иных правил дорожного движения). Она предусматривает менее строгое взыскание – предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины (1 БВ – Br23). В соответствии с действующей нормой забытые дома водительские права могут повлечь предупреждение или штраф в размере до двух базовых величин.

Также по предложению МВД инициируется новая версия ст.18.17 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества) КоАП. В сравнении с действующей редакцией Кодекса исключается специальная норма в отношении нарушений, которые повлекли лишь материальный ущерб. При этом ответственность может наступать по общей норме КоАП, которая предусматривает ответственность за конкретное нарушение правил дорожного движения.

«Сохраняется ответственность за нарушение ПДД, которое повлекло легкие травмы. При этом условием начала административного процесса за такое правонарушение остается выраженное в установленном порядке требование потерпевшего. Кроме того, статья дополняется примечанием, согласно которому приведшее к ДТП нарушение ПДД не является административным правонарушением, если в соответствии с законом водитель вправе не сообщать об аварии в ГАИ», – проинформировали в правительстве.

Реализация этих предложений направлена на обеспечение соразмерности ответственности тяжести проступка, а также на исключение конкуренции норм об ответственности за нарушение ПДД. Предлагаемые корректировки также позволят исключить излишнее государственное администрирование и связанные с ним расходы в случаях, когда вопросы возмещения имущественного вреда разрешаются участниками ДТП самостоятельно. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что сейчас около 25% страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводятся на основании так называемых европротоколов.

По сообщению БЕЛТА
(фото — БЕЛТА)

Изменения в законодательстве

91) Абзац второй части 2 статьи 18.19 дополнить словами «или административный арест».

90) Статью 18.18 исключить.

92) В статье 18.20:
абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от десяти до пятнадцати базовых величин.»;
абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин.»;
абзац второй части 4 изложить в следующей редакции:
«влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.».

93) В абзаце первом статьи 18.24 слова «не прошедшего государственного технического осмотра» заменить словами «в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении».

96) В абзаце втором части 1 статьи 18.30 слова «пяти десятых» заменить словами «от пяти десятых до одной».

108) Статью 23.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 23.1. Неисполнение письменного требования (предписания)

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) —
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.».

109) Абзац первый статьи 23.2, абзац первый статьи 23.4 и абзац первый статьи 23.5 после слова «органа» дополнить словом «(организации)».

Статью 2.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 2.1. Задачи административного процесса

Задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем своевременного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, разрешение их в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также предупреждение административных правонарушений.».

Из статьи 2.9 слова «, для привлечения их к административной ответственности» исключить.

Часть 2 статьи 2.15 дополнить пунктами 12 и 13 следующего содержания:
«12) проверяет сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению;
13) отменяет своим постановлением противоречащее законодательным актам постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса.».

В статье 3.6:
часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.27, 10.5, частью 1 статьи 11.1, частями 1 и 3 статьи 11.4, статьями 11.79, 12.2, 12.3, частью 9 статьи 12.17, частями 5 и 6 статьи 12.30, статьей 16.1, частью 1 статьи 16.10, статьями 17.1, 17.3, 17.6, 17.9, 18.1, 18.3, 18.4, 18.9, 18.12 — 18.17, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20 — 18.26, 18.29, 18.35 — 18.38, 18.43, 21.14, частями 1 — 3 статьи 22.16, статьями 23.1, 23.30, 23.35, частью 1 статьи 23.48, статьями 23.49, 23.50, частью 1 статьи 23.52, статьями 23.53 — 23.55, 23.85 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел.»;

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

от 21 апреля 2003 года №194-З

(В редакции Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 г. №230-З, 08.12.2003 г. №255-З, 14.06.2004 г. №290-З, 05.07.2004 г. №299-З, 04.05.2005 г. №13-З, 04.05.2005 г. №15-З, 19.07.2005 г. №31-З, 19.07.2005 г. №32-З, 19.07.2005 г. №40-З, 02.11.2005 г. №47-З, 05.01.2006 г. №85-З, 05.01.2006 г. №91-З, 16.05.2006 г. №110-З, 16.05.2006 г. №114-З, 16.05.2006 г. №115-З, 29.06.2006 г. №134-З, 29.06.2006 г. №136-З, 29.06.2006 г. №137-З, 17.07.2006 г. №146-З, 17.07.2006 г. №147-З, 17.07.2006 г. №148-З, 20.07.2006 г. №162-З, 20.12.2006 г. №187-З, 30.12.2006 г. №199-З, 04.01.2007 г. №201-З, 07.05.2007 г. №209-З, 07.05.2007 г. №210-З, 07.05.2007 г. №212-З, 10.05.2007 г. №222-З, 15.05.2007 г. №228-З, 17.05.2007 г. №229-З, 18.05.2007 г. №231-З, 18.05.2007 г. №233-З, 12.06.2007 г. №235-З, 27.06.2007 г. №246-З, 11.07.2007 г. №251-З, 20.07.2007 г. №273-З, 20.07.2007 г. №274-З, 29.10.2007 г. №279-3, 03.12.2007 г. №288-3, 20.12.2007 г. №291-З, 26.12.2007 г. №300-3, 27.12.2007 г. №304-3, 04.01.2008 г. №309-3, 05.01.2008 г. №320-3, 05.01.2008 г. №321-3, 02.05.2008 г. №337-З, 08.07.2008 г. №367-3, 15.07.2008 г. №411-З, 05.08.2008 г. №428-З, 10.11.2008 г. №451-З, 15.06.2009 г. №26-З, 28.12.2009 г. №98-З, 01.07.2010 г. №146-З, 15.07.2010 г. №166-З, 30.11.2010 г. №198-З, 30.12.2010 г. №225-З, 03.07.2011 г. №282-З, 08.11.2011 г. №309-З, 25.11.2011 г. №317-З (вступил в силу 06.01.2012 г.), 13.12.2011 г. №325-З, 26.05.2012 г. №376-З (вступил в силу 05.09.2012), 13.07.2012 г. №409-З; Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З, 12.07.2013 г. №60-3 (вступил в силу 24.10.2013 г.), 12.07.2013 г. №64-З, 04.01.2014 г. №120-З, 30.06.2014 г. №165-З (вступил в силу 04.01.2015 г.), 11.07.2014 г. №176-З, 24.10.2014 г. №197-З, 05.01.2015 г. №241-З, 10.01.2015 г. №242-З (вступил в силу 23.07.2015 г.), 10.01.2015 г. №243-З, 28.04.2015 г. №256-З, 15.07.2015 г. №305-З, 04.01.2016 г. №351-З, 20.04.2016 г. №358-З, 19.07.2016 г. №407-З (см. сроки вступления в силу), 24.10.2016 г. №439-З, 09.01.2017 г. №16-З, 08.01.2018 г. №95-З, 17.07.2018 г. №129-З, 17.07.2018 г. №131-З (см. сроки вступления в силу))

Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года

Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года

Раздел I. Общие положения


Глава 1. Задачи и действие кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*

*Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей — арабскими цифрами со скобкой.

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.

Статья 1.2. Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами настоящего Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

(В часть 1 статьи 1.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

вредные последствия — причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;

должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;

заведомо — признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;

лицо, заменяющее родителей, — опекун, попечитель;

малолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;

незначительный размер ущерба — размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;

несовершеннолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;

пиво — напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента;

слабоалкогольные напитки — напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов;

физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.

(В статью 1.3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. №376-З)

Статья 1.4. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве

1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

4. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность


Глава 2. Административное правонарушение


Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Статья 2.2. Оконченное административное правонарушение

1. Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

2. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

Статья 2.3. Покушение на административное правонарушение

1. Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

2. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 2.4. Соучастие в административном правонарушении

1. Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.

2. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителями признаются организаторы и пособники.

3. Исполнителем признается физическое лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности.

4. Организатором признается физическое лицо, организовавшее совершение административного правонарушения или руководившее его совершением.

5. Пособником признается физическое лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи либо заранее обещавшее скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые противоправным путем, а равно заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

6. За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.

7. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

3) незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);

4) подделка проездных документов (статья 11.33);

5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (статья 12.17);

6) перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время (статья 14.1);

9) незаконное уничтожение, изъятие или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности (статья 15.22);

10) нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных (статья 15.35);

11) нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (статья 15.37);

12) незаконное проникновение на охраняемые объекты (статья 23.14);

13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.29);

13-1) нарушение пограничного режима (статья 23.30);

14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);

15) самовольное занятие земельного участка (статья 23.41).

8. Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Особенной части настоящего Кодекса, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на настоящую статью.

(В статью 2.4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 24.10.2014 197-З, 10.01.2015 г. №242-З, 04.01.2016 г. №351-З)

Статья 2.5. Совершение административного правонарушения повторно

1. Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части настоящего Кодекса, когда статья состоит из одной части.

2. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Статья 2.6. Длящееся административное правонарушение

Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.

Статья 2.7. Совокупность административных правонарушений

1. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

2. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.

Статья 2.8. Срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий не совершит нового административного правонарушения.

(В статью 2.8 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 3.1. Вина физического лица и ее формы

1. Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

2. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Статья 3.2. Совершение административного правонарушения умышленно

1. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

2. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

3. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Статья 3.3. Совершение административного правонарушения по неосторожности

1. Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

2. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

3. Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 3.4. Вина в совершенном административном правонарушении, не связанном с наступлением последствий

Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.

Статья 3.5. Вина юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Глава 4. Принципы и условия административной ответственности


Статья 4.1. Административная ответственность

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1-3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

(В статью 4.3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.4. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).

(В статью 4.4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.5. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 9.1);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 9.21);

присвоение найденного имущества (статья 10.6);

причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.17);

нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;

разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны либо персональных данных (статья 22.13), —

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

(В статью 4.5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних

1. Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

2. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

3. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 4.7. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине

1. Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – и штраф.

2. Физические лица, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

(В статью 4.7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-З, 12.07.2013 г. №64-З, 10.01.2015 г. №243-З)

Статья 4.8. Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица

1. Физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.

2. Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

3. Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

4. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–3 статьи 11.16, статьями 11.21, 11.43, 11.64, 11.65, 11.70, частью 1 статьи 11.72, статьями 11.79, 11.80, частью 5 статьи 12.10, частями 2–6 статьи 12.11, статьями 12.28, 12.36, 12.47, частями 1 и 9 статьи 13.6, частями 1 и 2 статьи 13.7, частями 1 и 2 статьи 13.10, частью 1 статьи 13.11 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут административную ответственность независимо от условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

5. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

6. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

7. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

8. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

9. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Примечание. Базовая величина для целей настоящей статьи принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения.

(Статья 4.8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.9. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 настоящей статьи.

2. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством.

3. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.

4. Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

(В статью 4.9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 г. №176-З)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением


Статья 5.1. Необходимая оборона

1. Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.

2. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Статья 5.2. Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение

Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

Статья 5.3. Крайняя необходимость

1. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

2. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Статья 5.4. Обоснованный риск

1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

3. Экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом.

(В статью 5.4. внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 г. №241-З)

Статья 5.5. Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза:

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее в настоящей статье — иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин.

неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

(В статью 5.5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Раздел III. Административное взыскание


Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий


Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания

1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.

2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

(В часть 4 статьи 6.1 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 6.2. Виды административных взысканий

1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

9) взыскание стоимости;

10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

(В пункт 9 части 1 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9, 10 части 1 настоящей статьи, налагаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

(В часть 3 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. Административные взыскания в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 настоящего Кодекса, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, налагаются органами внутренних дел.

(Часть 4 статьи 6.2 изложена в новой редакции и вступает в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)
(см. предыдущую редакцию)

(В статью 6.2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

3. Конфискация, взыскание стоимости, административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений предмета применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

(В часть 3 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

(В часть 4 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости и административного запрета на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

(В часть 5 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)
(см. предыдущую редакцию)

(В статью 6.3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6.4. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – ста базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – трехсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса — не более пяти десятых базовой величины. При этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

7. Положение части 6 настоящей статьи не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

4) по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса;

5) к иностранному гражданину или лицу без гражданства, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена депортация, за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь.

(В статью 6.5. внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 12.07.2013 г. №60-3, 04.01.2014 г. №120-З, 04.01.2016 г. №351-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.6. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью 1 настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса.

(В статью 6.6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.7. Административный арест

1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, к лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса, а также к лицам, указанным в части 6 статьи 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 6.8. Лишение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

2. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.

3. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

(В часть 3 статьи 6.8 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)