Статья 148 закона о защите прав потребителей

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)
Статья 148. Отчет управляющего в процедуре ликвидационного производства

Управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия – собранию кредиторов отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника, включая копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства, а также по требованию собрания (комитета) кредиторов иную необходимую информацию.

При представлении в хозяйственный суд в соответствии с абзацем семнадцатым части первой статьи 77 настоящего Закона отчетов о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника управляющий прилагает к ним документы, подтверждающие:

движение по основному счету должника в период процедуры ликвидационного производства;

реализацию имущества должника;

взыскание дебиторской задолженности.

К отчетам, указанным в части второй настоящей статьи, также прилагаются перечень внеочередных платежей и иные документы по требованию хозяйственного суда.

Управляющий обязан по требованию хозяйственного суда представлять в хозяйственный суд все сведения, касающиеся процедуры ликвидационного производства.

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий

Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий

Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 148. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов

1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2) отзыва таможенной декларации;

3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

4) если Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;

5) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза;

6) возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.

Статья 148 закона о защите прав потребителей

Статья 148. Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами
[Закон «О банкротстве»] [Глава VII] [Статья 148]

1. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.

2. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание.

3. При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

4. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязаны направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

5. При рассмотрении указанного в пункте 4 настоящей статьи заявления арбитражный суд определяет условия передачи имущества, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления или Российской Федерации.

6. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

С даты вынесения определения арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного управляющего расходы на содержание указанного имущества производятся за счет соответствующих бюджетов.

7. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, подлежит немедленному исполнению.

Неисполнение или несвоевременное исполнение указанного определения арбитражного суда не является основанием для отказа в вынесении арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

8. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, может быть обжаловано.

1 комментарий к записи “Статья 148 Закон о Банкротстве. Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами”

Статья 148. Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами

Комментарий к статье 148

1. Комментируемая статья определяет юридическую судьбу имущества должника, которое осталось после завершения расчетов с кредиторами, осуществленных в соответствии с правилами, предусмотренными законодательством о несостоятельности.
2. Режим «оставшегося» имущества распространяется по смыслу данной статьи на имущество, от принятия которого в погашение своих требований отказались кредиторы, при условиях, что:
— оно предлагалось к продаже, в том числе на повторных торгах, но не было реализовано в ходе конкурсного производства;
— отсутствует заявление о правах на него от собственника имущества должника — унитарного предприятия или от учредителей (участников) должника — юридического лица;
Очевидно, что с разрешения собрания или комитета кредиторов «оставшееся» имущество может быть предложено конкурсным управляющим кредиторам, требования которых в процессе конкурсного производства не были удовлетворены в счет погашения этих требований.
3. При наличии признаков, указанных в п. 1 комментируемой статьи, конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче имущества должника в орган местного самоуправления по месту нахождения имущества или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. На роль таких органов более всего подходят комитеты по управлению государственным (городским, муниципальным) имуществом соответствующих публичных образований.
4. В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи закреплено правило, обязывающее конкурсного управляющего передать в федеральную собственность имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления. В первом приближении такое имущество может быть отнесено к так называемой исключительной федеральной собственности, структура которой определена Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . Согласно указанному Постановлению к исключительной федеральной собственности относятся объекты:
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 3. Ст. 89.

— составляющие основу национального богатства страны (объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности);
— необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооруженных сил, вузов, научно- исследовательских учреждений и иное имущество);
— оборонного производства (предприятия, производящие системы и элементы вооружения);
— отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России (предприятия добывающей промышленности, предприятия топливно-энергетического комплекса);
— прочие объекты.
Вместе с тем следует отметить, что единого нормативного акта в ранге закона, содержащего исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в исключительной собственности того либо иного публичного образования, в настоящее время не существует.
5. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму, возлагающую на орган местного самоуправления либо федеральный орган исполнительной власти ряд обязанностей по приему имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами и несению бремени расходов на его содержание. Указанные обязанности возникают не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника.
6. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, обязывающую конкурсного управляющего на обращение в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа публичной власти к принятию имущества.
Указанная обязанность возникает в случае отказа или уклонения органа публичной власти от принятия имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.
7. Если между конкурсным управляющим и уполномоченным органом публичной власти возникнут разногласия иного характера, чем отказ либо уклонение от приема имущества должника, оставшегося после расчетов с кредиторами, указанный орган обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий с мотивировкой их причин. Протокол разногласий подлежит направлению конкурсному управляющему в 2-недельный срок с момента получения от него уведомления.
Конкурсный управляющий вправе отклонить протокол разногласий. В случае такого отклонения он обязан обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением, содержащим просьбу о рассмотрении возникших разногласий.
8. При рассмотрении заявления по поводу возникших разногласий арбитражный суд, согласно п. 5 комментируемой статьи, определяет условия передачи, по которым имелись разногласия между конкурсным управляющим и уполномоченным органом.
9. По результатам рассмотрения поступившего от конкурсного управляющего заявления о понуждении или заявления о рассмотрении разногласий арбитражный суд выносит соответствующее определение. С момента вынесения определения по результатам рассмотрения указанных заявлений расходы на содержание объектов, входящих в состав имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, производятся за счет соответствующего бюджета. На это должно быть прямо указано в определении арбитражного суда, поскольку результаты рассмотрения заявлений могут быть не в пользу конкурсного управляющего.
10. Пункт 7 комментируемой статьи определяет характер исполнения определения арбитражного суда, вынесенного по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего, и последствия его неисполнения или несвоевременного исполнения. Любые задержки по исполнению определения арбитражного суда со стороны органов публичной власти не могут являться основанием, препятствующим завершению конкурсного производства.
11. Пункт 8 комментируемой статьи содержит норму, допускающую возможность обжалования определения арбитражного суда, вынесенного по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего.

Статья 148. Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами

Пункт 1 статьи 148 при банкротстве граждан не применяется (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

1. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.

2. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание.

3. При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

4. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязаны направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

5. При рассмотрении указанного в пункте 4 настоящей статьи заявления арбитражный суд определяет условия передачи имущества, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления или Российской Федерации.

6. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

С даты вынесения определения арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного управляющего расходы на содержание указанного имущества производятся за счет соответствующих бюджетов.

7. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, подлежит немедленному исполнению.

Неисполнение или несвоевременное исполнение указанного определения арбитражного суда не является основанием для отказа в вынесении арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

8. Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, может быть обжаловано.

Главная | Семейный кодекс РФ | Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Проблемы толкования и применения положений статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации

Среди множества сторон общественной жизни, требующих уголовно-правовой защиты, одной из наиболее сложных с точки зрения правоприменительной практики является религиозная сфера. Религиозное мировоззрение оказывает заметное воздействие на традиции и общественный уклад народов России, где исторически мирно сосуществовали христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Конституция наряду со свободой совести, гарантирует своим гражданам и право выбирать, исповедовать, распространять религиозные взгляды. Положения статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации являются одним из средств защиты в арсенале уголовной юстиции названных конституционных гарантий.

11.06.2013 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Принятый нормативный акт вызвал широкий резонанс и послужил поводом для споров в юридической среде. Согласно внесенным изменениям в УК Российской Федерации, была ужесточена ответственность за действия в связи с совершением публичных действий, выражающих явное неуважение виновного к обществу, если они совершаются в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

Так, скептиками ставится под сомнение целесообразность внесенных изменений в уголовное законодательство при наличии других составов преступления, которые вполне могли бы защищать интересы социальных групп, которые причисляют себя к одной из религиозных конфессий. Например, ст. 213 УК Российской Федерации, предусматривающая ответственность за хулиганство, ст. 214 УК Российской Федерации – вандализм и ст. 282 УК Российской Федерации – возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства. При всей убедительности аргументов наших оппонентов согласиться с ними в полной мере нельзя. Несмотря на светский характер Российского государства, традиционные религии являются неотъемлемой частью ее духовного и культурного наследия. Выделение отдельной статьи Уголовного кодекса, призванной охранять гарантии и свободу вероисповедания граждан, должны предотвратить религиозную ненависть и вражду. Известны примеры, когда посягательства на религиозные чувства верующих оставались безнаказанными, и это приводило к трагическим последствиям. Так, в 2015 году после публикации карикатур на пророка Мухаммеда французским журналом Charlie Hebdo группа радикалов совершила нападение на редакцию данного издания. В результате этого погибло 12 человек. Несколькими годами ранее после акции по сжиганию священной книги мусульман Корана американским пастором Терри Джонсом последовали выступления исламских фундаменталистов в Афганистане, повлекшие гибель около 100 человек. В то же время, несмотря на евангельские заповеди у христиан о всепрощении в церковном предании, имеются прямые указания к физической расправе с «кощунниками» — одному из особо почитаемых в католической и православной церквях Вселенскому учителю, богослову архиепископу Константинопольскому Иоанну Златоусту (347 — 407) принадлежат такие слова: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом. ».[6] Осознание того, что один из уважаемых и почитаемых христианских святых жил в другую историческую эпоху вряд ли остановит религиозных фанатиков.

Ввиду того, что изменения в ст. 148 УК Российской Федерации были внесены не так давно, еще не сложилось достаточного объема правоприменительной практики, что влечет сложности в толковании данной статьи. В новой редакции статья за нарушение свободы совести и вероисповедания состоит из 4-х частей:

— предусматривающих уголовную ответственность за совершенные публично действия, которые выражают явное неуважение индивида к обществу, совершены в целях оскорбления религиозных чувств верующих, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 240 часов, или принудительных работ на срок до 1 года, либо лишения свободы на срок до 1 года;

— деяния, предусмотренные частью первой ст. 148 УК Российской Федерации, если таковые совершены в местах, которые специально предназначены для целей проведения богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до 3 лет, или обязательных работ на срок до 480 часов, или принудительных работ на срок до 3 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового;

— деяния, выражающиеся в незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций либо проведению богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до 2 лет, или обязательных работ на срок до 360 часов, или исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3 месяцев;

— деяния, предусмотренные частью 3 статьи 148 УК Российской Федерации, если таковые были совершены лицом при использовании его служебного положения; с применением насилия либо с угрозой применения такового, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до 1 года, или обязательных работ на срок до 480 часов, или исправительных работ на срок до 2 лет, или принудительных работ на срок до 1 года, или лишения свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.[4]

Все составы деяния рассматриваемой статьи относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Общественная опасность преступления указанной статьи выражается в нарушении конституционных гарантий верующих свободно исповедовать свои религиозные взгляды. В качестве объектов, на которые направлены преступные посягательства, выступают:

— общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных организаций и отправления религиозных обрядов;

— чувства верующих и их достоинство.

В связи с тем, что законодатель не раскрывает смысл ряда оценочных категорий, возникают проблемы в применении составов преступления, содержащихся в ст. 148 УК Российской Федерации, на практике. Например, что можно подразумевать под категорией «чувства верующих»? На наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо обратиться к религоведческим источникам, где чувства верующих определяются как «эмоциональное отношение верующих к сакральным существам, связям, сакрализованным вещам, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также религиозно-интерпретируемым явлениям природы и к миру в целом» [1, 490].

В отечественном дореволюционном уголовном законодательстве касательно преступлений о «богохулении» и порицании веры в отношении православия под сакрализованными объектами понимались «Единосущная Троица, Пречистая Владычица Богородица и Приснодева Мария, Честный Крест Господа и Спаса Иисуса Христа, Силы Небесные, Святые Угодники» и их изображения [3].

Объективная сторона составов преступления рассматриваемой статьи заключается в форме совершений действий:

— публичное поведение, выражающее явное неуважение к обществу с целью оскорбить религиозные чувства верующих граждан;

— незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций, в том числе и в форме бездействия.

В качестве обязательного признака объективной стороны преступления против свободы совести и вероисповедания законодатель указывает публичность. Лицо, совершающее деяние, подпадающее под действие ст. 148 УК Российской Федерации, совершает его в местах массового пребывания людей или с использованием технических средств связи, средств массовой информации, а также посредством социальных сетей в Интернете. Под местами массового пребывания людей касательно рассматриваемой статьи следует понимать: культовые здания и помещения (храмы, кирхи, мечети, синагоги, молитвенные дома и комнаты), используемые религиозными организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке; публичные места, в которых проводятся религиозные церемонии и шествия (крестные ходы у христиан, мусульманские праздники, справляемые на прилегающих к мечетям территориях).

Указанные в ст. 148 УК Российской Федерации действия, оскорбляющие чувства верующих, не должны быть совершены наедине с самим собой и в замкнутом кругу единомышленников, где можно писать и говорить все, что угодно. В то же время если высказывания, действия, оскорбляющие религиозные взгляды, распространяются перед массовой аудиторией, то налицо имеются все признаки состава преступления. Примером этому может послужить судебный процесс в отношении блогера, прославившегося в качестве «ловца покемонов в Храме-на-Крови» в Екатеринбурге, которому инкриминируют совершение деяния, подпадающего под действие ст. 148 УК Российской Федерации. Несмотря на то, что никаких комментариев относительно совершаемых им действий во время его пребывания в храме, он не высказывал, позднее выложенный им в сети Интернет ролик был просмотрен большим количеством людей. Среди них были и верующие, как православные, так и мусульмане, которые сочли содержание данного контента оскорбляющим их религиозные взгляды.

Под явным неуважением к обществу следует понимать стремление виновного лица противопоставить себя верующим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к их религиозным чувствам и убеждениям. Эти действия могут выражаться в форме ругательства, нецензурной брани, осквернения или уничтожения религиозных символов, почитаемых верующими изображений, порче книг, являющихся священными для приверженцев той или иной религии, кощунственных пародий на религиозные обряды и церемонии.

Под воспрепятствованием деятельности религиозных организаций, объединений, групп или проведения богослужений, а также иных обрядов и церемоний следует понимать действия, в результате которых существенно затрудняется функционирование указанных участников общественных отношений.

В то же время не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК Российской Федерации, действия, направленные на пресечение противозаконной деятельности религиозных организаций, посягающих на права и законные интересы граждан.

В этом вопросе ч. 3 и ч. 4 ст. 148 УК Российской Федерации перекликаются со ст. 143 (Воспрепятствование совершению религиозных обрядов) УК РСФСР 1960 года. Где так же защищались права верующих на проведение богослужений и иных мероприятий религиозного характера, если они не были сопряжены с нарушением общественного порядка и прав граждан, причинением вреда их здоровью, а также с иными посягательствами на их личность, с побуждением граждан к отказу от исполнения их гражданских обязанностей.

Субъективная сторона составов преступления ст. 148 УК Российской Федерации предусматривает форму вины в виде прямого умысла, виновный осознает фактический характер своих действий и ставит перед собой цель оскорбление религиозных чувств верующих.

Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания наступает с 16 лет.

Остается открытым вопрос о том, кого считать потерпевшими при совершении преступлений, предусмотренных ст. 148 УК Российской Федерации. На наш взгляд, к «верующим», чьи религиозные чувства могут стать объектом преступного посягательства, следует относить лиц, принадлежащих к тому или иному религиозному объединению, организации, зарегистрированным в установленном законом порядке. Данные лица должны быть постоянными прихожанами, регулярно участвовать в богослужениях, обрядах и таинствах, иметь минимальные представления о вероучении своей религии. Например, в объеме воскресной школы. Оскорбить религиозные чувства лица, которое не участвует в богослужебной жизни той или иной религиозной организации, на наш взгляд, не представляется возможным. Так, в 2009 году в суде Индустриального района города Хабаровска проходил суд по обвинению преподавателя философии в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 136 УК Российской Федерации (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). На занятиях он призывал студентов к атеизму и дискриминации верующих людей. В ходе судебного следствия было установлено, что потерпевшие не имеют никакого отношения ни к одной из религий и не владеют элементарными знаниями ни по одной из них. Соответственно, не могут считаться пострадавшими из-за своих религиозных взглядов. Судом обоснованно был вынесен оправдательный приговор в отношении преподавателя.

Учитывая то, что Российская Федерация является светским государством, и помимо прав верующих граждан нельзя забывать интересы лиц, не отождествляющих себя с какой-либо религией. Игнорирование данной категории нарушает общественное равновесие и порождает социальную напряженность. Когда радикалы, принадлежащие к различным маргинальным течениям в той или иной религии, подчас сами нарушают общественный порядок, срывая художественные выставки, музыкальные концерты, театральные спектакли и т. д., по их мнению, оскорбляющие их религиозные чувства. На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить обязанность организаторов размещать информацию о том, что проводимые ими мероприятия могут оскорбить религиозные чувства верующих. Размещенная информации позволит снять дальнейшую ответственность в случае, если кто-то посчитает себя оскорбленным.

Таким образом, ст. 148 УК Российской Федерации в ныне действующей редакции в целом отвечает требованиям юридической техники и логики. Правоприменителю при осуществлении уголовного судопроизводства по привлечению к ответственности за посягательства на свободу совести и вероисповедания следует активно использовать религиоведческие, а также иные научные источники в целях точной квалификации деяний, предусмотренных ст. 148 УК Российской Федерации. Большим подспорьем в данном вопросе стало бы принятие Пленумом Верховного суда Российской Федерации постановления, в котором были бы разъяснены основные признаки данного преступления, а также сформулированы общие принципы, которыми должны руководствоваться суды при назначении наказания за преступление, предусмотренное ст. 148 УК Российской Федерации.

В современных условиях вопросы совершенствования толкования, применения ст. 148 УК Федерации остаются актуальными и требуют совместного обсуждения как юридического сообщества, официальных структур, так и религиозных организаций и иных заинтересованных лиц.