Статья 1229 ч2 коап рф

Содержание:

Несоблюдение ПДД лицами, едущими на велосипедах либо мопедах, а также возчиками и иными лицами, участвующими в движении по дороге (кроме водителей механических ТС, пешеходов и пассажиров)

Субъектами правонарушения по данной части рассматриваемой статьи выступают следующие группы лиц:

    управляющие мопедами – 2- или 3-колесными, которые снабжены двигателем объемом не более 0,5 м³, позволяющим им разгоняться до 50 км в час включительно. К таким ТС также приравниваются все другие машины и механизмы со схожими техническими характеристиками,

велосипедисты – в момент использования этих средств для движения (если же они просто ведут его рядом, а сами следую пешком, то приравниваются к пешеходам),

  • возчики, управляющие гужевыми ТС, погонщики скота и др.
  • Для данных категорий граждан ПДД предусматривают некоторые особые требования. Так, для того, чтобы управление мопедом признавалось законным, субъект должен быть не моложе 16 лет. В отношении велосипедов, гужевых повозок либо саней, а также животных, используемых для верховой езды по дорогам, установлен менее строгий возрастной ценз – 14 лет. В отдельных регионах допускается снижение этого показателя (максимум – на два года).

    В отношении велосипедистов и лиц, управляющих мопедами, предусмотрены дополнительные условия. Если они старше 14 лет, то обязаны двигаться на своих ТС по велодорожкам, велопешеходным зонам либо особым полосам для велосипедистов (которые должны быть выделены с помощью знаков и обозначены разметкой). Детям в возрасте 7-14 лет разрешается ездить на велосипеде по вышеперечисленным участкам дороги, по тротуарам и пешеходным зонам.

    Лица, едущие на мопедах или велосипедах, нельзя пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Кроме того, они должны:

      постоянно держать руль обеими руками либо хотя бы одной,

    перевозить пассажиров на предусмотренном для этой цели дополнительном сиденье с подножками, а детей до 7 лет – только в специально оборудованных креслах. Если вы едете на мопеде, то и вы сами, и пассажир должны быть в застегнутых шлемах,

    транспортировать грузы, превышающие габариты ТС на полметра и более (по длине либо ширине),

    следовать друг за другом в ряд (то есть не обгонять впереди движущийся гужевой транспорт) по полосе для велосипедистов либо по правому краю проезжей части,

  • поворачивать налево либо выполнять разворот на многополосных дорогах и улицах с трамвайными рельсами.
  • В отношении возчиков правила применяются редко, но соблюдать их нужно так же четко. Помимо возрастного ограничения, следует ехать по возможности правее к краю проезжей части и только в колонне по одному. Если же вы управляете повозкой или санями, то нужно взять животное под уздцы, если вы планируете продолжить движение, выезжая с прилегающей территории на дорогу. Также запрещается оставлять своих животных на дороге без присмотра, а также вести их по асфальтовой или цементно-бетонной проезжей части, если есть иной маршрут.

    Финансовая ответственность для вышеперечисленных участников движения за несоблюдение установленных в их отношении норм ПДД составляет 800 рублей.

    Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной.

    Комментарии к СТ 12.29 КоАП РФ

    Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    Комментарий к статье 12.29 КоАП РФ:

    1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

    2. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), устанавливают обязанности как водителей транспортных средств, так и пешеходов, пассажиров, лиц, управляющих мопедом, велосипедом, и других лиц, непосредственно участвующих в процессе дорожного движения.

    3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами и пассажирами.

    Перечень правил, регламентирующих поведение пешеходов, содержится в п. 4 указанных Правил. Пешеходы должны: двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а вне населенных пунктов при движении по проезжей части — навстречу движению транспортных средств, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, выполнять сигналы регулировщика, светофора, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода не создавать помех для движения транспортных средств и др.

    Пункт 5 ПДД РФ устанавливает нормы поведения для пассажиров. К ним, в частности, относятся обязанность быть пристегнутым ремнем безопасности (при наличии таковых на транспортном средстве), при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и т.д.

    4. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лиц, управляющих мопедами, велосипедами, возчиков и иных лиц, участвующих в процессе дорожного движения. Пункт 24 Правил устанавливает дополнительные требования к данной категории участников дорожного движения. Так, управлять мопедом разрешается лицам не моложе 16 лет, а велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам — лицам не моложе 14 лет. В субъектах РФ этот возраст может быть снижен, но не более чем на два года.

    Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (п. 24.3 Правил) и др.

    5. Часть 3 данной статьи устанавливает ответственность указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи лиц за нарушение Правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения. Для наличия состава данного административного правонарушения необходимо установить: а) нарушение пешеходом, возчиком, пассажиром, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, и другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований; б) нахождение в момент совершения правонарушения соответствующего участника дорожного движения в состоянии опьянения.

    6. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

    7. Субъектами административного правонарушения могут быть различные участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста. По ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность пешеходов и пассажиров; по ч. 2 несут ответственность лица, управляющие велосипедами и мопедами, возчики и другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, по ч. 3 комментируемой статьи — все названные выше субъекты.

    8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи также сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3).

    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Комментарий к Ст. 12.29 КоАП РФ

    1. Объектом правонарушения признаются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Объективная сторона рассматриваемых деяний выражается в нарушении Правил дорожного движения различными категориями субъектов. Квалифицирующим признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, выступает состояние опьянения, которое не позволяет субъекту объективно оценивать свои действия и их значение, а также руководить ими, что влечет дополнительную опасность его действия.

    2. Субъектный состав правонарушения разнообразен и конкретизируется применительно к отдельным положениям настоящей статьи. Так, в качестве субъекта правонарушения, предусмотренного ч. 1, выступает пешеход или пассажир транспортного средства, т.е. исключительно гражданин, достигший 16-летнего возраста. По смыслу ч. 2 субъектом правонарушения выступает участник дорожного движения, управляющий транспортным средством, кроме механических транспортных средств, например мопедом, повозкой, велосипедом и т.п. Перечень таких субъектов является открытым, определяющим признаком отнесения лица к числу субъектов правонарушения является признание его участником дорожного движения, допустившим соответствующее нарушение.

    Субъективная сторона рассматриваемых деяний выражается в умысле виновного.

    Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (действующая редакция)

    1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 12.29 КоАП РФ

    1. Согласно Правилам дорожного движения под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. По смыслу Правил пешеходы относятся к участникам дорожного движения.

    2. Обязанности пешеходов и иных участников дорожного движения определены п. 4.1 — 4.8 Правил дорожного движения (п. 4.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), в соответствии с которыми пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств, по правой стороне, не более чем по четыре человека в ряд. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного светофора.

    Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.

    3. Согласно п. 5.1, 5.2 Правил дорожного движения пассажиры транспортного средства обязаны:

    — при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

    — посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

    Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

    — отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

    — при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

    — открывать двери транспортного средства во время его движения.

    4. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в противоправных действиях (бездействии) участников дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), не исполняющих свои обязанности, определенные Правилами дорожного движения, либо уклоняющихся от их исполнения (при бездействии).

    5. О квалифицирующих признаках состояния опьянения см. п. 2, 3 комментария к ст. 12.8.

    6. Субъектами данного административного правонарушения являются участники дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), статус которых определен Правилами дорожного движения.

    Под механическим транспортным средством согласно Правилам дорожного движения подразумевается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

    Согласно п. 1.2 Правил под мопедом понимается двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    Под возчиком по смыслу комментируемой статьи понимается лицо, управляющее гужевым транспортным средством. К другим лицам, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, по смыслу ч. 1, 2 данной статьи не относятся пешеходы, пассажиры и водители механических транспортных средств.

    7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2, — сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами (см. п. 5, 6, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

    В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о данных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    СТ 12.29 КоАП РФ

    1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Комментарий к Ст. 12.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. В п. 1.2 Правил дорожного движения даны определения участников дорожного движения, которые являются субъектами административных правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье.

    Пассажир определяется как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    Под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

    В разд. 4 Правил дорожного движения РФ определены следующие обязанности пешеходов.

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

    Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

    При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красною цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

    Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

    При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями п. п. 4.4 — 4.7 данных Правил.

    В разделе 5 Правил дорожного движения РФ предусмотрены следующие обязанности пассажиров:

    — при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

    — посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

    Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

    Кроме этого, пассажирам запрещается:

    — отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

    — при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

    — открывать двери транспортного средства во время его движения.

    Невыполнение соответствующих обязанностей и запретов пешеходами и пассажирами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

    2. Часть 2 ст. 12.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, возчиками и иными лицами, участвующими в процессе дорожного движения (за исключением пешеходов и пассажиров, также водителей транспортных средств). Обязанности перечисленных участников дорожного движения содержатся в различных положениях правил.

    — управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

    — перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

    — перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

    — перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

    — поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

    — двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

    3. Ответственность лиц, названных в ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, совершивших нарушения правил в состоянии опьянения, предусмотрена в ч. 3 комментируемой статьи. Для наличия состава административного правонарушения должны быть установлены два факта:

    1) нарушение возчиком, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований Правил дорожного движения;

    2) нахождение соответствующего участника дорожного движения в момент совершения нарушения Правил дорожного движения в состоянии опьянения. Порядок проведения освидетельствования указанных лиц на состояние опьянения аналогичен проведению освидетельствования в отношении водителей транспортных средств (см. комментарий к ст. 12.8 КоАП РФ).

    4. Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье могут быть участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста.

    5. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

    6. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

    7. Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя, а по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи — также сотрудников Госавтоинспекции, имеющих специальное звание, старших участковых уполномоченных полиции и участковых уполномоченных полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.29, являются отношения в области дорожного движения. При этом виновный нарушает нормы не только Закона о безопасности дорожного движения, но также и ПДД, иных актов законодательства о дорожном движении (см. коммент. к ст. 12.1). Изменения, внесенные в ст. 12.29 Законом N 210 от 24.07.07 — вступили в силу с 01.01.08.

    2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в:

    1) ч. 1 ст. 12.29 состоит в том, что виновный нарушает:

    а) правила п. 4.1-4.7 ПДД об обязанностях пешеходов;

    б) будучи пассажиром транспортного средства, нарушает правила п. 5.1, 5.2 ПДД об обязанностях пассажиров;

    2) ч. 2 ст. 12.29 состоит в том, что виновный нарушает положения п. 24.2-24.7 ПДД о дополнительных требованиях к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных;

    3) ч. 3 ст. 12.29 состоит в том, что лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики и другие лица, указанные в ч. 2 ст. 12.29, нарушают ПДД в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения.

    Оконченными все указанные выше деяния считаются с момента совершения. При этом они могут быть совершены как в форме действия, так и бездействия.

    3. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.29, являются все иные участники движения, за исключением водителей механических транспортных средств (а предусмотренного в ч. 2 ст. 12.29 — за исключением водителя и (с 01.01.08) пешеходов, пассажиров).

    4. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется или умышленной формой вины, или неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

    5. Виновному в качестве административного наказания может быть назначено или предупреждение, или административный штраф (после вступления в силу с 23.05.09 Федерального закона от 07.05.09 N 86-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» — размер его увеличен с 100 до 200 рублей). Они применяются органами внутренних дел (см. коммент. к ст. 3.4, 3.5, 23.3).

    Статья 12.29.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ

    Редакция от 17 ноября 2016 года (действующая)
    С изменениями, вступившими в силу с 3 октября 2016 года

    Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Комментарий к статье 12.29 КОАП РФ

    1. Объектом правонарушения признаются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Объективная сторона рассматриваемых деяний выражается в нарушении Правил дорожного движения различными категориями субъектов. Квалифицирующим признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, выступает состояние опьянения, которое не позволяет субъекту объективно оценивать свои действия и их значение, а также руководить ими, что влечет дополнительную опасность его действия.

    2. Субъектный состав правонарушения разнообразен и конкретизируется применительно к отдельным положениям настоящей статьи. Так, в качестве субъекта правонарушения, предусмотренного ч. 1, выступает пешеход или пассажир транспортного средства, т.е. исключительно гражданин, достигший 16-летнего возраста. По смыслу ч. 2 субъектом правонарушения выступает участник дорожного движения, управляющий транспортным средством, кроме механических транспортных средств, например мопедом, повозкой, велосипедом и т.п. Перечень таких субъектов является открытым, определяющим признаком отнесения лица к числу субъектов правонарушения является признание его участником дорожного движения, допустившим соответствующее нарушение.

    Субъективная сторона рассматриваемых деяний выражается в умысле виновного.

    Несоблюдение ПДД пассажирами либо пешеходами

    Отличительной особенностью данной части является то, что ее предмет охватывает не только действия водителя по поддержанию безопасности движения, но и активность других лиц, не осуществляющих непосредственное управление ТС:

      Пешеходов – лиц, пребывающих на проезжей части, велодорожке, тротуаре и других участках дороги и при этом не выполняющих никаких строительных работ. Кроме них, к данной категории граждан причисляются:

      субъекты в инвалидных колясках с ручным приводом,

    лица, идущие пешком и ведущие рядом велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, санки, а также детскую/инвалидную коляску,

    роллеры, скейтбордисты и все те, кто использует самокаты, гироскутеры и другие самоходные средства.

    1. Пассажиров – людей, находящихся внутри ТС либо на нем, помимо водителя, осуществляющего управление, а также все лица, которые заходят и садятся в автобус, машину либо другое ТС до момента, пока они не сойдут с него.

    Правила для пешеходов также содержатся в ПДД, например, среди них есть требование двигаться по тротуарам либо специально выделенным для них дорожкам.

      Если таковых нет, то можно следовать по обочине, а за границами населенных пунктов – по самой проезжей части. Идти следует в противоположном транспорту направлении, чтобы водитель видел движущегося навстречу пешехода издалека.

  • Если иных маршрутов не имеется, можно занимать велодорожки либо следовать по краю автодороги (а если есть разделительная полоса, то по ее внешней границе).
  • Тем, кто отправляется в пеший путь ночью либо в условиях плохой видимости, будет весьма полезно взять какие-нибудь световозвращающие предметы либо надеть одежду с такими элементами. А если вам нужно переходить дорогу либо идти по обочине за пределами населенного пункта, эта рекомендация превращается в обязанность пешехода.

    Если имеет место передвижение людей в организованной колонне, то двигаться можно исключительно в попутном транспорту направлении не более четырех в линию. В начале и конце пешей колонны должны следовать сопровождающие. Эти лица должны иметь красные флажки для акцентирования внимания водителей, а ночью и в иных условиях плохой видимости включать фонари: сопровождающий спереди должен иметь прибор белого цвета, а следующий сзади колонны – красного.

    Детские группы могут следовать лишь по тротуарам либо пешеходным дорожкам. Обочину можно занимать лишь при отсутствии последних, причем исключительно днем и с сопровождающими взрослыми.

    Переходить проезжую часть нужно по переходам. В данном качестве может выступать не только знакомая всем разметка, но различные конструкции: подземные или расположенные над дорожным полотном.

      Если на пути следования пешехода их нет, можно пройти через перекресток, продолжая траекторию ранее выбранной линии тротуара или обочины.

    Если на перекрестке есть «зебра», можно перейти проезжую часть наискосок.

  • Если в зоне видимости не наблюдается разметки (перехода), можно перейти дорогу на том участке, где нет ограждений, разделительной полосы и других препятствий, а сама проезжая часть хорошо просматривается в обоих направлениях.
  • В местах с регулируемым движением пешеходы должны соблюдать указания регулировщика либо следовать сигналам светофора.

    Если перекресток нерегулируемый, следует выходить на проезжую часть лишь после предварительной оценки расстояния до ближайших движущихся навстречу пешеходу машин, а также их примерной скорости. Переходить дорогу разрешено только при условии, что маневр удастся совершить безопасно.

    Если пересечь проезжую часть нужно вне перекрестка, нужно дополнительно учитывать следующие факторы:

      Не становиться препятствием для транспорта

    Не делать это вблизи припаркованных машин и других объектов, которые могут скрыть пешехода из зоны видимости водителей

  • Если обзор пешехода ограничен или затруднен препятствиями, нужно убедиться, что нет приближающегося транспорта.
  • Среди обязанностей пассажиров отметим следующие наиболее важные:

      Пристегивать ремни безопасности, предусмотренные конструкцией авто

    Ездить на мотоцикле только в застегнутом шлеме

    Садиться в подъезжающее ТС либо покидать его лишь от тротуара/обочины, только после окончательной остановки

    Если п.3 выполнить невозможно, разрешается совершить посадку с проезжей части, предварительно убедившись в безопасности такой операции и не создавая препятствий движущемуся транспорту

    Не отвлекать водителя от управления ТС

  • Не открывать двери машины на ходу.
  • За несоблюдение вышеперечисленных правил пешеход либо пассажир будут наказаны административнымштрафом в 500 рублей.

    Когда нарушение прав на товарный знак является малозначительным административным правонарушением?

    © Depositphotos.com / aa-w

    Когда нарушение прав на товарный знак является малозначительным административным правонарушением?

    К сожалению, был вынужден использовать длинный заголовок к этой публикации. Возможно, сказывается непростая рабочая неделя и пятница представляет из себя некий островок свободы, когда можно отступиться от лаконичности.
    Впрочем, когда мы в нашем журнале применяли короткие названия? Вопрос риторический.

    Как вы сами понимаете, публикация не ограничена моими обсуждениями заголовка. Ни в коем случае. Публикация связана с тем, как отдельно взятый суд при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак (ст.14.10 КоАП РФ), вдруг пришел к выводу, что подобное правонарушение является незначительным проступком. Таким, когда можно просто освободить от ответственности.

    Итак, решение арбитражного суда Нижегородской области от 26 марта 2013 по делу № А43-886/2013.

    Фабула дела.

    МВД инициировало привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, указанного в ст.14.10 КоАП РФ. Выразилось это в реализации контрафактного товара. У нарушителя не было права на использование зарегистрированных в качестве товарных знаков визуальных и словесных обозначений (речь шла о продаже спортивной одежды под маркировкой «Adidas»).

    Нарушитель признал вину, сообщил, что не знал о контрафактности и обязался не допускать нарушений в будущем.

    Суд пришел к следующим выводам.

    1. Суд признал, что нарушение законодательства об интеллектуальной собственности имеется. У нарушителя нет согласия (соглашения) правообладателя. Положения ст.1229, 1477, 1484 ГК РФ не соблюдаются.

    2. Состав правонарушения по ст.14.10 КоАП РФ имеется.

    3. Презюмируется, что лицо, являющееся профессиональным участником предпринимательской деятельности, должно и могло знать о существовании зарегистрированных знаков «Adidas».

    4. Совершенное индивидуальным предпринимателем правонарушение является малозначительным: а) определение малозначительности является оценочной категорией, устанавливаемой судом самостоятельно исходя из обстоятельств дела; б) правонарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям и не было существенного вреда интересам гражданам, общества и государству.

    Субъект правонарушения не пренебрегал формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства.

    Исключительность ситуации как малозначительной связан с:

    а) признанием вины и правонарушения;

    б) субъект привлекается к ответственности за подобное нарушение впервые;

    в) существенной угрозы и негативных последствий нет;

    г) незначительный объем реализуемого контрафактного товара.

    Наши комментарии.

    1. Если вы считаете, что освобождение от ответственности по малозначительности, редкость, то вы ошиблись.

    2. Если вы не знаете, какие именно обстоятельства вам могут помочь для уменьшения или исключения негативных последствий совершенного вами правонарушения, то изложенное вам пригодится.

    3. Согласен ли я с тем, что субъект был освобожден от ответственности? Нет.

    Заявление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ (Книга под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.)

    Заявление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ

    Арбитражный суд Энской области

    г. Энск, ул. Королева, д. 70

    Прокурор г. Энска

    г. Энск, ул. Поддубного, д. 32

    Лицо, привлекаемое к административной

    Сомов Игорь Владимирович,

    проживающий по адресу:

    г. Энск, ул. Антонова, д. 10, кв. 8

    о привлечении к административной

    Заявление
    (в порядке ст. 203 АПК РФ)

    Прокурором г. Энска 08.11.2012 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Сомова И.В. (основной государственный номер о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 222222222222222 от 01.07.2004, зарегистрирован в инспекции Федеральной налоговой службы по Северному округу г. Энска Энской области).

    02.11.2012 прокуратурой г. Энска совместно с сотрудниками УВД по г. Энску проведена проверка торгового павильона, расположенного по адресу: г. Энск, ул. Гарина, 38, рынок «Северный», д. 9 корп. 1, 2 этаж, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сомову И.В.

    В ходе проверки установлен факт реализации продавцом указанной торговой точки предметов одежды — спортивной мастерки, спортивных штанов (брюк) с изображением олимпийской символики в виде эмблемы (логотипа) Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» (далее — ОКР), которые были изъяты.

    Кроме того, установлен факт реализации продавцом указанной торговой точки предметов одежды — спортивного костюма с изображением олимпийской символики в виде словесного обозначения «SOCHI 2014».

    Опрошенный ИП Сомов И.В. пояснил, что предпринимательской деятельностью занимается с 2004 г., в связи с чем осуществляет торговлю предметами одежды в арендованном торговом павильоне через нанимаемых им реализаторов (продавцов). От правообладателей торговых марок он никаких разрешений на право торговли указанными товарами не получал и за таковыми не обращался.

    В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 310-ФЗ) под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр.

    Согласно ч. 2 ст. 7 Закона N 310-ФЗ использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

    Согласно п. 1.1 Устава Олимпийского комитета России, принятого Учредительным съездом от 01.12.1989, эмблема (логотип) ОКР представляет собой сочетание Олимпийского символа с тремя языками пламени, окрашенными в белый, синий и красный цвета. Олимпийский символ состоит из пяти переплетающихся колец одинакового размера (Олимпийские кольца), используемых отдельно, в одно- или многоцветном исполнении слева направо — голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое кольца — внизу. Над олимпийским символом расположены три стилизованных языка пламени: слева направо белого, синего и красного цветов.

    Правообладателем товарного знака, представляющего собой сочетание Олимпийского символа с тремя языками пламени, окрашенными в белый, синий и красный цвета, является Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» на основании свидетельства на товарный знак от 23.03.1996 N 139795.

    Правообладателем товарного знака, представляющего словесное обозначение «SOCHI 2014», является автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» на основании свидетельства на товарный знак от 25.06.2008 N 353666.

    Индивидуальный предприниматель Сомов И.В. не представил доказательства правомерности использования олимпийской символики в виде эмблемы (логотипа) ОКР и словесного обозначения «SOCHI 2014» на предметах одежды, вводимых в оборот. Лицензионных договоров с правообладателями на использование товарных знаков — эмблемы (логотипа) ОКР, словесного обозначения «SOCHI 2014» ИП Сомов И.В. на момент проверки не предоставил ввиду их отсутствия.

    Из ответов правообладателей следует, что ими не заключались с ИП Сомовым И.В. лицензионные договоры на использование товарных знаков — эмблемы (логотипа) ОКР, словесного обозначения «SOCHI 2014», а также то, что они иным образом не выражали свое согласие на использование указанных товарных знаков.

    Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 310-ФЗ использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований ч. 2 ст. 7 данного Закона, признается незаконным.

    В силу ст. 1484 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для товаров, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в том числе путем предложения к продаже, продажи, хранения или иным способом введения в гражданский оборот на территории РФ.

    В соответствии со ст. 1229 ГК РФ является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, использование средства индивидуализации (в том числе использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя.

    В нарушение требований ст. 1229, 1484 ГК РФ ИП Сомов И.В. незаконно использовал чужие товарные знаки, а именно в торговой точке предлагал к публичной продаже предметы одежды с эмблемой (логотипом) ОКР и словесным обозначением «SOCHI 2014» без разрешения правообладателей, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), — незаконное использование товарного знака.

    В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.1, 28.4 КоАП РФ, ст. 202, 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

    1. Привлечь индивидуального предпринимателя Сомова Игоря Владимировича, 14.12.1981 г.р., уроженца г. Энска Энской области, проживающего по адресу: г. Энск, ул. Антонова, д. 10, кв. 8, паспорт серия 0000 номер 00000, выдан 03.07.2002 г. УВД г. Энска, к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака.

    2. Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: ИНН 1111122222 КПП 2222222222 УФК по Энской области, расчетный счет 22222222222222222222 ГРКЦ ГУ Банка России по Энской области, г. Энск БИК 000000001 КБК 33333333333333333333 ОКАТО 11111000000.

    1) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (подлинник);

    2) акт проверки (подлинник);

    3) протокол изъятия (подлинник);

    4) договор на торговое место;

    5) объяснение Сомова И.В. (подлинник);

    6) копия паспорта Сомова И.В.;

    7) копия свидетельства ОГРНИП;

    8) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

    Судебный участок № 46 Шарьинского судебного района

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    15 августа 2012 года п. Поназырево

    Мировой судья судебного участка № 46 Поназыревского района Костромской области Удалов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

    У С Т А Н О В И Л:

    Согласно материалов дела 13 апреля 2012 года в 11 часов в магазине принадлежащей по адресу Костромская область, п. Поназырево, ул. , продавец Баранова А.А. осуществляла продажу парфюмерной композиции с незаконным использованием товарных знаков Своими действиями Баранова А.А. совершила правонарушение, предусмотренное ст. 14.10. КоАП РФ.

    В судебном заседании Баранова А.А. пояснила, что с правонарушением согласна, вину признает.

    Дело рассматривается в отсутствие представителя потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела извещено, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено. В соответствие с ч. 3 ст. 25.2. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    Изучив материалы дела, суд считает, что вина Барановой А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.10. КоАП РФ полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

    Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

    Согласно ч. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

    Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

    Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

    Частью 3 ст. 1484 ГК РФ установлено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

    В силу ч. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

    Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 апреля 2012 года в 11 часов в магазине принадлежащей по адресу Костромская область, п. Поназырево, ул. , продавец Баранова А.А. выставила на реализацию духи с незаконным использованием товарных знаков, К флаконам с духами прилагался отрезок бумаги с указанием номера аромата и его названием: . При проведении проверки были представлены санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия на духи

    Поскольку фабричная этикетка 3 флаконов содержит информацию о названии духов и ее номер, то маркировка нанесенная рукописным способом на прилагаемые к каждому флакону отрезки бумаги — является средством индивидуализации указанной продукции, и основой для потребительского выбора. Обозначения зарегистрированы в качестве товарных знаков.

    Исходя из того, что Баранова А.А. являясь продавцом реализует парфюмерную продукцию в разлив, можно сделать вывод о том, что указание номера аромата и его название были непосредственно размещены продавцом на прилагаемых к флаконам отрезках бумаги. Указанные обозначения тождественны и сходны до степени смешения с вышеуказанными товарными знаками Используемые обозначения вызывают (и намеренно для этого используется) у потребителя прямые ассоциации с парфюмерной продукцией, производимой Правообладателем, поскольку словосочетания с аналогичным произношением, имеющие какой-либо смысл, в русском языке отсутствуют. Более того обозначения обладают для потребителя конкурентным преимуществом, поскольку в восприятии потребителей связаны с наименованием высококачественной, широко известной и пользующейся спросом во всем мире парфюмерной продукцией.

    В соответствии с информацией Правообладателя компания никогда не производила и не продавала, не давала свое согласие на введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации, парфюмерной продукции, реализующейся на разлив, во флаконах любой емкости, соответственно не является оригинальной продукцией Правообладателя парфюмерная продукция (духи), обнаруженная у ИП в торговой точке, расположенной Правообладатель с ИП не состоит в каких-либо договорных отношениях: предпринимателю право на введение изъятой у него продукции, обладающей признаками контрафактности, в гражданский оборот на территории Российской Федерации не предоставлялось, также как договор о предоставлении права использования товарных знаков между Компанией и ИП не заключался. Изъятая у ИП продукция духи — обладают признаками контрафактности, a действия предпринимателя по ее хранению, предложению к продаже и реализации являются незаконным использованием товарных знаков, нарушают исключительные права и наносят ущерб Компании

    Таким образом, 13 апреля 2012 года Баранова А.А. при осуществлении торговли незаконно использовала чужой товарный знак, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.10. КоАП РФ.

    Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; протоколом изъятия вещей; информацией Правообладателя компания рапортом сотрудника полиции.

    При оценке судом представленных доказательств, суд исходит из их совокупности. Противоречий, влекущих прекращение производства по делу, не установлено.

    Все представленные доказательства признаны судом достоверными, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу, а в своей совокупности подтверждающими виновность Барановой А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10. КоАП РФ.

    Согласно ст. 14.10. КоАП РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

    Учитывая то обстоятельство, что на изъятой продукции — три флакона с духами непосредственно на флаконах не содержится незаконное воспроизведение товарного знака, товарные знаки нанесены на отдельных отрезках бумаги, указанные флаконы конфискации не подлежат, поскольку не содержат незаконное воспроизведение товарного знака.

    В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении Барановой А.А. к административной ответственности за однородные правонарушения, поэтому суд исходит из того, что она ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалась.

    Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено. Смягчающим административную ответственность обстоятельством суд учитывает признание вины.

    С учётом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, административное наказание следует назначить в виде в виде административного штрафа.

    Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

    П О С Т А Н О В И Л:

    Баранову признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10. КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.

    Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 30-ти дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Копию документа (квитанцию), свидетельствующего об уплате штрафа направить мировому судье судебного участка № 46 Поназыревского района. В случае неуплаты штрафа по истечении 30-ти дней со срока, указанного выше, может быть принято решение о привлечении повторно к административной ответственности на основании ч. 1 ст.20.25. КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа в двукратном размере или в виде административного ареста.

    Реквизиты: получатель — УФК по Костромской области (Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области), ИНН 4401050824 , КПП 440101001 , ОКАТО 34236551000, расчетный счет получателя 40101810700000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области, БИК 043469001, КБК 141 1 16 28000 01 6000 140.

    Постановление может быть обжаловано в Шарьинский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

    § 3. Виды административного принуждения

    Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

    Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

    В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

    1) административно-предупредительные меры;

    2) меры административного пресечения;

    3) меры административной ответственности;

    4) меры административно-процессуального обеспечения.

    Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель — пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

    Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.

    Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

    Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

    Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

    Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

    Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

    Так, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г.) сотрудникам милиции предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и другие помещения граждан, на принадлежащие этим гражданам земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органы внутренних дел (милиция) наделены также правом оцеплять (блокировать) участки местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств, и т.п.

    Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

    По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

    1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

    2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

    3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.) ;

    4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

    Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

    Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

    Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

    Далее, в соответствии с законодательством органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

    Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

    Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

    В частности, к ним относятся меры:

    1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

    2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

    3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

    4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

    5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

    6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

    7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

    Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

    Рассмотрим подробнее некоторые из наиболее часто применяемых мер административного пресечения.

    Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

    Доставление нарушителя — это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступает в качестве составной части административного задержания, однако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему то или иное решение.

    Общая цель доставления — составление протокола об административном правонарушении. Однако в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в зависимости от характера и обстоятельств правонарушения предусматривается достижение и других целей доставления:

    а) пресечение правонарушения (например, при посягательствах на охраняемые объекты и другое имущество, при нарушении режима Государственной границы РФ, неповиновении сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим, представителям общественности при выполнении ими государственных обязанностей в пределах их компетенции);

    б) установление личности нарушителя при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность, и свидетелей, которые могут сообщать о нем необходимые данные;

    в) установление принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов при отсутствии необходимых документов;

    г) установление принадлежности орудий совершения или непосредственного предмета административного правонарушения при совершении лесонарушений, нарушений правил охоты и рыболовства, других правил об охране и использовании животного мира, совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации и др.

    Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица различных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения, и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того, находятся они в форменной или в гражданской одежде, в период несения службы или вне ее, например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.

    СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; РГ. 2000. 22 июня.

    Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях предоставлено право осуществлять доставление должностным лицам органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, военнослужащим органов пограничной службы, исполняющим обязанности по охране Государственной границы РФ, должностным лицам таможенных органов и некоторым другим.

    Кроме перечисленных субъектов, право производить доставление предоставлено народным дружинникам, а за нарушение правил охраны природы также и общественным инспекторам охраны природы, общественным охотничьим инспекторам, общественным инспекторам органов рыбоохраны и общественным лесным инспекторам.

    При нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ правонарушители могут быть подвергнуты доставлению любым гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы РФ.

    Учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда доставляется нарушитель, может быть различной, закон не устанавливает предельного срока доставления и ограничивается указанием, что доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

    Правонарушение не всегда сопровождается доставлением нарушителя в государственный орган или общественную организацию (штаб добровольной народной дружины). Предусмотрев необходимость составления протокола о каждом административном правонарушении (кроме случаев наложения штрафа или оформления предупреждения на месте совершения правонарушения), закон не связывает осуществление этих действий с обязательным доставлением нарушителей в милицию или иной орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

    При наличии возможностей — установлена личность нарушителя, имеются необходимые документы, обстановка на месте совершения правонарушения (включая погоду) не создает препятствий — протокол о правонарушении может быть составлен на месте совершения правонарушения без применения доставления.

    С лицами, совершившими малозначительные правонарушения, следует тщательно разбираться на месте совершения проступка и принимать к ним соответствующие меры воздействия, не доставляя их в помещение того или иного органа.

    О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

    Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

    Административное задержание применяется в исключительных случаях также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, если это необходимо для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

    Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

    Административное задержание также не допускается:

    а) при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т.д.);

    б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

    в) при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

    Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

    Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о нарушении военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

    Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи. Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 5 ст. 16) устанавливает, что судья не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, если установлена его личность. Личный досмотр судьи также не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (например, в аэропорту).

    Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

    Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяющие, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего в органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего.

    Задержанным разъясняются их права и обязанности. Они имеют право: знать, за совершение какого административного правонарушения они задержаны; требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника (ст. ст. 25.1 и 25.5 КоАП).

    Задержанные освобождаются: до истечения установленного срока их задержания, если отпала необходимость в задержании; когда истек установленный законом срок задержания; при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, исключающих производство по делу об административном проступке.

    Кодекс устанавливает, какие органы (должностные лица) правомочны осуществлять административное задержание и каковы его основания. К первым относятся должностные лица органов внутренних дел (милиции), старшее в местах расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России, военнослужащие органов пограничной службы, должностные лица таможенных органов и некоторые др.

    На основании ст. 56 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. должностные лица государственных органов, ответственных за осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час, задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в органах охраны правопорядка, до окончания комендантского часа, а граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения личности, но не более трех часов.