Статьи 63 коап рф

Содержание:

Статья 5.63. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг

СТ 5.63 КоАП РФ

1. Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

1.1. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Требование лицами, указанными в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

3. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению —

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев.

5. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.9.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 5.63 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В настоящее время существует возможность получения государственных и муниципальных услуг как лично, так и в электронном виде. Сейчас на федеральном портале государственных услуг (адрес сайта — gosuslugi.ru) есть возможность получить 250 федеральных услуг вместо заявленных 34 тысяч. Такое большое количество государственных и муниципальных услуг нуждается в обеспечении мерами административной ответственности.

2. Объективная сторона правонарушения в области государственных и муниципальных услуг может выражаться либо в неправомерных действиях, например, несоблюдении законодательно установленных сроков или процедур, либо в бездействии, например, непредставлении запрашиваемых услуг.

3. Часть 1 ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Комментируемая статься содержит большой перечень субъектов правонарушений по данному составу, который можно объединить в две группы: должностные лица федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов и работники многофункциональных центров, государственных учреждений и иных организаций, осуществляющих соответствующие функции.

С 2014 года комментируемая статья была дополнена ч. 1.1, предусматривающей ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 28.12.2013 N 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

4. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность перечисленных выше субъектов за требование документов или платы, не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги либо незаконный отказ или уклонение от принятия их к рассмотрению. Ответственность за данное правонарушение начала применяться с 2014 года. Порядок рассмотрения такого рода жалоб был установлен Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». По сравнению с общим порядком, установленным Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалобы на нарушение порядка предоставления услуг подаются только заинтересованными лицами, рассматриваются они в более сжатые сроки. Этот вид жалобы подается в тот же орган, оказывающий государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен.

Для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за правонарушения, аналогичные тем, что предусмотрены в данной статье, устанавливаются повышенные меры наказаний.

6. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 1.1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

7. Возбуждение дела об административном правонарушении отнесено к полномочиям прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (действующая редакция)

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 63 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

А согласно п. 1 ст. 10 Закона об образовании с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В СК РФ не уточняется, что имеется в виду под основным общим образованием, и не указывается его продолжительность. В Законе об образовании даны лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня. Согласно Закону об образовании ступени — обычные возрастные рамки для основного общего образования начало в 9 — 10 лет, окончание в 14 — 15 лет.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

Статья 63. Российская Федерация предоставляет политическое убежище.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Коап статья 63 комментарии

Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

СТ 5.22 КоАП РФ

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается.

В соответствии с п. п. 4, 5, 9 ст. 64 указанного Закона каждый избиратель, участник референдума голосуют лично, а голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосуют по открепительному удостоверению — по предъявлении также открепительного удостоверения, статус которого определен в ст. 62 названного Закона.

Если избиратель, участник референдума считают, что при заполнении бюллетеня допустили ошибку, они вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать им новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

2. Субъектами данного административного правонарушения являются члены избирательной комиссии, комиссии референдума, по существу — должностные лица.

3. Рассматриваемое правонарушение предполагает наличие умышленной вины, так как нарушитель осведомлен о противоправности осуществляемых им действий и предвидит их общественно опасные последствия.

4. Правонарушение считается оконченным с момента незаконной выдачи бюллетеня избирателю или участнику референдума и предусматривает лишь один вид наказания — административный штраф, назначаемый судьей.

Статья 5.63. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг

СТ 5.63 КоАП РФ

1. Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

1.1. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Требование лицами, указанными в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

3. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению —

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев.

5. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.9.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 5.63 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В настоящее время существует возможность получения государственных и муниципальных услуг как лично, так и в электронном виде. Сейчас на федеральном портале государственных услуг (адрес сайта — gosuslugi.ru) есть возможность получить 250 федеральных услуг вместо заявленных 34 тысяч. Такое большое количество государственных и муниципальных услуг нуждается в обеспечении мерами административной ответственности.

2. Объективная сторона правонарушения в области государственных и муниципальных услуг может выражаться либо в неправомерных действиях, например, несоблюдении законодательно установленных сроков или процедур, либо в бездействии, например, непредставлении запрашиваемых услуг.

3. Часть 1 ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Комментируемая статься содержит большой перечень субъектов правонарушений по данному составу, который можно объединить в две группы: должностные лица федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов и работники многофункциональных центров, государственных учреждений и иных организаций, осуществляющих соответствующие функции.

С 2014 года комментируемая статья была дополнена ч. 1.1, предусматривающей ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 28.12.2013 N 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

4. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность перечисленных выше субъектов за требование документов или платы, не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги либо незаконный отказ или уклонение от принятия их к рассмотрению. Ответственность за данное правонарушение начала применяться с 2014 года. Порядок рассмотрения такого рода жалоб был установлен Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». По сравнению с общим порядком, установленным Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалобы на нарушение порядка предоставления услуг подаются только заинтересованными лицами, рассматриваются они в более сжатые сроки. Этот вид жалобы подается в тот же орган, оказывающий государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен.

Для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за правонарушения, аналогичные тем, что предусмотрены в данной статье, устанавливаются повышенные меры наказаний.

6. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 1.1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

7. Возбуждение дела об административном правонарушении отнесено к полномочиям прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.

Статья 63 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание (действующая редакция)

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

а) рецидив преступлений;

б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

г) особо активная роль в совершении преступления;

д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий;

м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;

п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);

р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

1.1. Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Статья 63. Тайна связи

1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Комментарий к ст. 63 Закона о Связи

1. В п. 1 комментируемой статьи определена гарантия тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Данная гарантия основана на ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Под телефонными переговорами следует понимать общение между двумя абонентами на телефонной линии, которое обеспечивается при помощи технических телефонных средств. Под телеграфными сообщениями следует понимать сообщения (текстовую информацию), передаваемую при помощи средств телеграфной корреспонденции.

При этом в п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность ограничения такой гарантии, но только в случаях, установленных федеральными законами. Так, например, согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержится императивная норма, обязывающая операторов связи обеспечить соблюдение тайны связи. Механизм такого обеспечения в п. 2 комментируемой статьи не определен. Между тем думается, что федеральный законодатель имел в виду, что операторы связи не имеют права разглашать информацию, которая им стала известна в результате обеспечения ими передачи переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. В то же время на практике имеются случаи нарушения такой обязанности. В 2011 году во всех средствах массовой информации были опубликованы и обнародованы сведения о том, что тысячи SMS-сообщений, отправленных с сайта сотового оператора «Мегафон», попали в открытый доступ через поисковую систему «Яндекс» из-за технического сбоя программы. Проблему обнаружили и устранили технические специалисты. Однако, как писали «Новые Известия», многие интернет-пользователи успели прочесть и растиражировать тексты самых ярких SMS-посланий.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет порядок осмотра почтовых отправлений в случае, если такой осмотр осуществляется лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи. Вообще под уполномоченными лицами стоит понимать лиц, которые наделены на основании специального решения оператора связи специальными полномочиями, в данном случае по осмотру почтовых отправлений.

Согласно п. 3 комментируемой статьи такой осмотр возможен на основании решения суда. Но здесь возникает вопрос о том, что понимать под решением суда? Вообще под решением суда понимается постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Но думается, что в п. 3 комментируемой статьи речь идет не о судебном решении, которое выносится в рамках искового или особого производства, а судебном решении, которое выносится в рамках ст. 165 УПК РФ при осуществлении следственных действий, которая предусматривает, что следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Опять же в п. 3 комментируемой статьи содержится оговорка о том, что такой порядок действует и за исключением случаев, установленных федеральными законами. Так, например, ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. В частности, указанный Закон предусматривает, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, в данном случае вышеуказанным лицам может быть разрешено проводить осмотр почтовых отправлений без разрешения суда.

Отметим, что под вложением следует понимать текстовую, фотографическую, видеосъемную или иную информацию, которая является приложением к почтовому отправлению. В свою очередь, под ознакомлением с информацией и документальной корреспонденцией необходимо понимать деятельность, направленную на получение сведений, содержащихся во всех видах почтовых отправлений и вложений в них.

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит императивную норму о том, что те сведения, которые содержатся в сообщениях и отправлениях, указанных в п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Под отправителями следует понимать лиц, которые направляют вышеуказанные сообщения и отправления адресату (их получателю) при помощи различных видов связи, под получателями — адресатов, которым направляются указанные отправления и сообщения при помощи различных видов связи. Опять же п. 4 комментируемой статьи содержит изъятие из общего правила о том, что законодательством может быть предусмотрено иное. Это «иное» предполагает, что, в частности, согласно ст. 185 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

Ст. 63 УК РФ с комментариями

Статья 63 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание — размещена в Общей части Третьего раздела Десятой главы Уголовного Кодекса РФ. Статья разделена на две части, в первой из которых указан перечень обстоятельств которые могут являться отягчающими наказание при совершении преступления. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 63 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 63 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание

  1. Отягчающими обстоятельствами признаются:
    а) рецидив преступлений;
    б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
    в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
    г) особо активная роль в совершении преступления;
    д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжёлыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
    е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
    ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
    з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
    и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
    к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
    л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
    м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
    н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;
    о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;
    п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);
    р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

1.1. Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Комментарии к статье 63 УК РФ

Согласно части первой комментируемой статьи обстоятельствами, отягчающими наказание, признаются такие прямо указанные в ней характеристики (свойства) преступления и совершившего его лица, которые ввиду своего существенного значения свидетельствуют о повышенной степени общественной опасности уголовно наказуемого деяния и личности виновного. Их учёт позволяет суду назначить лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, наказание более строгого вида или избрать наказание ближе к высшему пределу санкции, предусмотренной за совершение соответствующего преступления, и таким образом обеспечить дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию средств уголовно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении преступления. Перечень отягчающих обстоятельств, содержащихся в уголовном законодательстве, является исчерпывающим, и при назначении наказания суды не могут признать отягчающими никакие другие обстоятельства.

Рецидив преступлений позволяет сделать вывод об особой криминальной наклонности личности, о её пренебрежении к закону и правопорядку. О понятии и видах рецидива см. комментарий к ст. 18 УК.

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления представляет собой так называемое оценочное понятие; суд в каждом конкретном деле учитывает тяжесть последствий не только в случае, когда они являются обязательным признаком объективной стороны преступления (материальный состав), но и во всех других случаях (формальный, усечённый состав).

Не являясь признаком состава преступления, тяжкие последствия, тем не менее должны находиться в причинной связи с совершенным деянием. К тяжким последствиям суд может отнести не только те, которые непосредственно причинены преступлением, но и более отдалённые последствия, которые наступили в результате деяния, при условии предвидения их виновным. Это прямо предусмотрено принципом вины, сформулированным в ст. 5 УК. Являются ли последствия тяжкими, суд решает с учётом обстоятельств дела:

  • важности объекта посягательства;
  • величины причинённого вреда (здоровью или имуществу);
  • наступлением увечья или смерти человека (одного или нескольких) и т.д.

Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества существенно повышают степень опасности и деяния и лиц, участвующих в его совершении. В указанном пункте обозначены формы соучастия (см. комментарий к ст. 35 УК).

Лицо, играющее особо активную роль в совершении преступления, чаще всего является организатором (ч. 3 ст. 33 УК) или наиболее активным исполнителем преступления (ч. 2 ст. 33 УК), который проявляет особую настойчивость и изобретательность при его совершении.

Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, свидетельствуют о высокой общественной опасности виновного, который, зная о недугах того или иного лица, сознательно вовлекает его в совершение преступления. Мотивы таких действий могут быть самыми разнообразными: стремление уйти от уголовной ответственности, получить выгоду, активно не участвуя в преступлении, «прикрыться» данными лицами и т.п. Необходимым признаком в подобных случаях является сознание субъекта, что он использует указанных в законе лиц и желает этого.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» введена новая редакция п. «е» ч. 1 ст. 63 УК, включающая только мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; во-вторых, мотив мести за правомерные действия других лиц, а также цель сокрытия другого преступления или облегчение его совершения включены в самостоятельное обстоятельство, выделенное в п. «е.1».

Кроме этого, в УК РФ внесён ряд дополнений и изменений, касающихся совершения различных преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 115, ч. 2 ст. 116, ч. 2 ст. 117 и др.).

Данное решение призвано развивать конституционные установления о недопустимости любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статьи 13, 19 Конституции РФ). По этой причине в целом следует согласиться с законодателем в принятии такого решения, вместе с тем следует заметить, что мотивы политической, идеологической ненависти или вражды являются весьма оценочными понятиями с исторически изменчивым содержанием, связанным с соперничеством на выборах, при выработке экономического и политического курса.

Такой же неопределенностью, допускающей слишком широкое толкование, страдает и мотив вражды в отношении какой-либо социальной группы. В связи с этим желательно легальное или судебное толкование содержания названных мотивов. Указанные мотивы представляют собой внутренние побуждения лица, в силу которых лицо решает совершить преступление, и заключаются в крайне негативном отношении виновного к сторонникам других политических сил, идеологических и религиозных убеждений, а также к представителям определённой расы, национальности или социальной группы.

Цель скрыть другое преступление (п. «е.1») охватывает случаи, когда виновный путём совершения одного преступления стремится скрыть как ранее совершенное преступление, так и преступление, совершение которого планируется в будущем. Не исключается применение данного пункта к случаям, когда целью совершения преступления явилось стремление скрыть преступление, совершенное другим лицом.

Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга подчёркивает желание виновного прекратить деятельность по выполнению служебного или общественного долга либо отомстить за неё или запугать потерпевшего. Близкими могут быть не только родственники, но и другие лица. Здесь важно то, что виновный, совершая преступление в отношении этих лиц, рассчитывает повлиять (или воспрепятствовать) на служебную деятельность или выполнение общественного долга либо отомстить за такую деятельность.

Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного, характеризуется следующими особенностями: виновный заранее осведомлён о беременности жертвы и при этом не имеет значения стадия беременности потерпевшей; виновный представляет особую опасность, посягая на человека, который не может противостоять ему в силу возраста или беспомощности либо в силу того, что находится в зависимом от него положении; малолетними признаются лица, не достигшие 14-летнего возраста, а престарелыми — лица, достигшие пенсионного возраста, если в силу старости они не могут оказать сопротивление преступнику.

Лицами, находящимися в беспомощном состоянии, признаются тяжело больные, спящие, потерявшие сознание или по иной причине физически неспособные сопротивляться преступнику.

Обычно с применением таких способов, как особая жестокость, садизм, издевательство, мучения для потерпевшего, совершаются преступления против личности, разбойные нападения, вымогательство, хулиганство, превышение служебных полномочий и т.д. Под особой жестокостью понимается такой способ совершения преступления, который причиняет потерпевшему физические мучения или страдания. Такого рода страдания могут причиняться близким потерпевшему лицам, которые присутствуют на месте преступления, когда виновный сознает, что причиняет им особые страдания. Под садизмом понимается ненормальная страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиями.

Распространённым видом садизма является половое извращение, при котором удовлетворение достигается при условии причинения партнёру морального или физического страдания. Издевательство над потерпевшим имеет место тогда, когда действия виновного совершены в грубой циничной форме и направлены на причинение потерпевшему нравственных, психических страданий, унижающих его человеческое достоинство.

Применяя данное отягчающее обстоятельство, суды обязаны установить, что виновный сознавал, что использует особо жестокий способ, садизм, издевательство или мучения в отношении потерпевшего, предвидел возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, и желал их наступления.

Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения отягчает ответственность, поскольку для совершения преступления избирается способ, создающий повышенную опасность не только для лиц, в отношении которых оно совершается, но и для многих других.

Вопрос о понятии физического и психического принуждения изложен при анализе п. «е» ч. 1 ст. 61 УК.

Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках характеризует виновного с весьма отрицательной стороны. Он использует создавшуюся негативную ситуацию для совершения преступлений.

Совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора, подрывает доверие граждан к государственной и иной общественно-полезной службе, а также к отношениям, которые основаны на договорном праве.

Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти существенно повышает степень опасности деяния и личности преступника. Данное обстоятельство способно существенно облегчить совершение преступления и в то же время подрывает авторитет органов власти. Использование форменной одежды или документов представителя власти является обстоятельством, отягчающим наказание, независимо от того, на каком основании, законном или незаконном, оно происходило.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 12.07.2012) в состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Наличие у лица, совершившего преступление, статуса сотрудника органов внутренних дел подлежит учёту в качестве отягчающего обстоятельства только в случае совершения преступления с прямым или косвенным умыслом.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 08.12.2011 N 1623-О-О «По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации», совершение сотрудниками органов внутренних дел, на которых возложена исключительная по своему объёму и характеру — даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов — ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка, умышленного преступления свидетельствует об их осознанном, вопреки профессиональному долгу и принятой присяге, противопоставлении себя целям и задачам деятельности полиции, что способствует формированию негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти в целом, деформирует нравственные основания взаимодействия личности, общества и государства, подрывает уважение к закону и необходимости его безусловного соблюдения и, как следствие, предполагает допустимость поиска законодателем наиболее адекватных мер уголовно-правового реагирования на подобного рода преступные деяния, в том числе при определении общих начал назначения уголовного наказания.

Соответственно, отнесение к числу обстоятельств, отягчающих наказание, совершения умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел не выходит за рамки полномочий федерального законодателя, обладающего значительным усмотрением при определении содержания и приоритетов проводимой в условиях конкретной социально-экономической ситуации уголовной политики, и не может расцениваться как противоречащее конституционному принципу равенства всех перед законом, так как оно объективно обусловлено повышенной степенью общественной опасности таких преступных деяний и их последствий и направлено на обеспечение в соответствии с принципом справедливости дифференциации уголовной ответственности и наказания.

В соответствии с пунктом «н» комментируемой статьи отягчающим наказание обстоятельством является совершение преступления в отношении лица, не достигшего 18 лет, родителем, иным лицом, которое в силу закона ответственно за воспитание, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним лицом. Усиление ответственности в данном случае обосновывается использованием виновным при совершении преступления состояния зависимости несовершеннолетнего потерпевшего в силу наличия у виновного определённых полномочий, связанных с выполнением воспитательных или надзорных функций.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи при назначении наказания нельзя учитывать отягчающее обстоятельство, если оно рассматривалось как квалифицирующий или особо квалифицирующий признак состава преступления. Таким образом, закреплено положение, имеющее целью не допустить двойной учёт одних и тех же обстоятельств при конструировании состава преступления и санкций за него, с одной стороны, и назначении наказания — с другой.