Ст264 ук рф подследственность

О некоторых вопросах, возникающих при определении подследственности по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами правоохранительных органов и военнослужащими

Анализ складывающейся правоприменительной практики свидетельствует об отсутствии единого подхода при определении подследственности уголовных дел, совершенных должностными лицами.

Так, в ряде субъектов России уголовные дела этой категории расследуются следователями при органах внутренних дел, а в других – следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Отсутствие единообразной практики по указанному вопросу обусловлено неудачной конструкцией подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, порождающей неоднозначное его толкование.

В уголовно-процессуальном законе различаются следующие виды подследственности:

-предметная (родовая, определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления);

-персональная(личная, исключительная, т.е.это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление);

-альтернативная (универсальная, смешанная, т.е. определенные виды преступлений могут расследоваться органом, выявившим данное преступление);

по связи дел(в основу данного вида подследственности положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу, с другим преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами).

Правила территориальной подследственности регламентированы ст. 152 УПК РФ.

Предметный вид подследственности определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления. В зависимости от квалификации преступления разграничиваются полномочия между органами дознания и предварительного следствия (ч. 2 и 3 статьи 151 УПК РФ), а также между следователями, находящимися в разных ведомствах (ч. 2 п. 1-4 ст. 151 УПК РФ), и дознавателями (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Персональный вид подследственности определяется субъектом, совершившим конкретное преступление (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и ч. 4 статьи 151 УПК РФ).

Если должностным лицом, указанным в подп. и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ совершено преступление, которое не относится к компетенции Следственного комитета РФ(например, ст. 264 УК РФ),то подпункт «в» п. 1 ч.2 ст. 151 УПК РФ является специальной нормой по отношению к п. 3 ч.2данной статьи, и имеет приоритет в правоприменении.

В силу этого следователи Следственного комитета РФ производят предварительное следствие по всем преступлениям, совершенным должностными лицами правоохранительных органов.

При определении понятия «должностное лицо» следует руководствоваться пунктом 1 примечания к статье 285 УК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Так, к исполняющим функции представителя власти следует относить сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В тексте подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ союз «или» разделяет сотрудников различных ведомств от военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Только применительно к последним закон устанавливает в качестве необходимого основания для расследования дел органами Следственного комитета связь деяния с исполнением служебных обязанностей.

Таким образом, проведение процессуальных проверок, возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в подпункте «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а именно: должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона относится к компетенции следователя Следственного комитета Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ прокурор наделен правом определения исключительной подследственности, а согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ — полномочиями передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.

Так, при наличии оснований, то есть данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи прокурор вправе изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ» и указания Генерального прокурора Российской Федерации от 19 декабря 2011 года № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

Отдел по надзору за процессуальной

деятельностью в органах СК РФ прокуратуры КЧР

Главное – отрапортовать

С 1 июля в стране начала действовать введенная Федеральным законом от 31.12.14 г. № 528 новая норма уголовного закона – ст. 264.1. УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, или имеющим судимость по ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.

Как следует из сообщений СМИ, в ряде регионов в начале июля сотрудники ГИБДД провели специализированные рейды по выявлению лиц, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения, и задерживали при этом лиц, ранее наказанных по ст.ст. 12.8., 12.26. КоАП РФ или осужденных по ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.

И тут же посыпались сообщения о возбуждении уголовных дел по новой статье УК РФ.

Так, у нас в области уже возбуждено четыре таких дела, причем первое из них возбуждено 2 июля.

Когда в беседе с одним из руководителей областной газеты, осветивших возбуждение этих уголовных дел, я поделился своим (и не только своим) мнением о поспешности возбуждения уголовных дел, получил ответ, что в данном случае, с учетом значимости проблемы «пьянки за рулем», журналисты видят свою главную задачу в профилактике этих деяний.

Ну, если же такую профилактическую цель (а не судебную перспективу) видят перед собой дознаватели, возбудившие дела по ст. 264.1. УК РФ, это неплохо, поскольку хороша любая профилактика на благо общества.

Однако в данном случае, полагаю, что поспешность возбуждения дел связана со следующим. Исходя из диспозиции ст. 264.1. УК РФ и положений ст. 9 УК РФ первое правонарушение, связанное с «пьянкой за рулем» или отказом от прохождения освидетельствования, входит в объективную сторону уголовного деяния, которое таковым стало после 01.07.15 г. А это значит, что уголовная ответственность по этой статье в случае повторного совершения «пьянки за рулем» или отказа от освидетельствования наступает только в случае, если первое правонарушение по ст.ст. 12.8., 12.26. КоАП РФ совершено после 1 июля 2015 года, или же если «повторник» после этой даты был осужден по ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.

Ст264 ук рф подследственность

Комарова Н. А., доц. кафедры уголовного процесса и крими­налистики, кандидатами юрид. наук

Сидорова Н. А., доц. кафедры уголовного процесса и крими­налистики, кандидатами юрид. наук

О подследственности уголовных дел по УПК РФ 2001 г .

Под подследственностью уголовных дел следует понимать совокуп­ность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми опре­деляется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяются следующие признаки подследственности: а) предметный (родовой); б) территориальный (местный); в) персональный (личный).

Предметный (родовой) признак позволяет определить подслед­ственность в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Территориальный (мест­ный) признак означает, что уголовное дело подследственно определен­ному органу дознания и предварительного следствия в пределах обслуживаемой ими территории. Персональный (личный) признак определяет подследственность в зависимости от индивидуальных свойств субъекта преступления.

УПК РФ (ст. 150) предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Они различаются: по органам, которые их проводят; по кругу дел, им подследственных; по срокам, которые установлены для производства по делу; по формам окончания производства.

Прокурор, являясь должностным лицом, уполномоченным в пре­делах компетенции, установленной уголовно-процессуальным зако­ном, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе судебного разбирательства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного след­ствия, вправе: а) возбуждать уголовное дело и в порядке, установлен­ном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

б) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

в) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК РФ, с обязательным указанием основа­ний такой передачи. Такие указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения (ст. 37).

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности (ст. 152).

Ведомственный контроль за производством предварительного следствия осуществляет начальник следственного отдела (ст. 39). Он уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям; вправе принять дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, в соответствии со ст. 38 и 163 УПК РФ.

Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции, назначенное на эту должность в установленном законом порядке, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам в пределах его компетенции. Следователь уполномочен:

а) принимать решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ;

б) принимать уголовное дело к своему производству или направлять его другому следователю или дознавателю через прокурора в соответствии с правилами подследственности, предусмотренными ст. 151 УПК; в) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процес­суальных действий, а также получать содействие при их осущест­влении (ст. 38, 164 УПК). В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ст. 152).

В соответствии со ст. 453 УПК РФ при необходимости произ­водства на территории иностранного государства таких следственных действий, как допрос, осмотр, выемка, обыск, судебная экспертиза, или иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, суд, прокурор, следователь вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письмен­ным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налого­вой полиции РФ или Генеральной Прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Запрос о произ­водстве процессуальных действий направляется через:

1)Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу без­опасности РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ —в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

2)Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судеб­ной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

3)Генеральную Прокуратуру РФ — в остальных случаях.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на офи­циальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

В тех случаях, когда запросы о производстве процессуальных действий поступают от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, суд, прокурор, следо­ватель исполняют переданные им запросы в соответствии с между­народными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтвер­ждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных следственных действий.

При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, но могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными дого­ворами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его испол­нению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противо­речит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ст. 457).

По правилам, предусмотренным ст. 458, в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невоз­можности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную Проку­ратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компе­тентные органы иностранного государства для осуществления уголов­ного преследования.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражда­нина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рас­сматривается Генеральной Прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях произ­водятся в порядке, установленном УПК РФ.

В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратив­шимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом ино­странного государства в Генеральную Прокуратуру РФ, в соответ­ствии с УПК РФ (ст. 459).

Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следствен­ного отдела, а по уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, — по собственной инициативе. В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем след­ственной группы. К работе следственной группы могут быть при­влечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 163). Руководитель и члены следствен­ной группы вправе участвовать в следственных действиях, произ­водимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

Следствие — основная форма предварительного расследования. К подследственности следователей отнесены преступления, которые по Уголовному кодексу Российской Федерации считаются тяжкими и особо тяжкими и требуют высокой квалификации и профес­сионального мастерства для их раскрытия.

Независимо от характера совершенного преступления предвари­тельное следствие обязательно по уголовным делам в отношении лиц, совершивших деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ

а) в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психи­ческое расстройство, делающее невозможным назначение или испол­нение наказания (ст. 97 УК РФ, ст. 433 УПК РФ).

Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в зависимости от характера и степени обществен­ной опасности может производиться в форме дознания либо в форме предварительного следствия (глава 50 УПК РФ).

1. Подследственность уголовных дел следователям прокуратуры

Следователи прокуратуры производят расследование уголов­ных дел:

а) о преступлениях, предусмотренных ст. 105—110, 111 ч. 4, 120, 126, 127ч. 2 и 3, 128, 131-133, 136-149, 205, 208-212, 215, 215, 216, 217, 227, 237-239, 246-249, 250 ч. 2 и 3, 251 ч. 2 и 3, 252 ч. 2 и 3, 254 ч. 2 и 3, 255, 263, 269, 270, 271, 279, 282, 285-293, 294 ч. 2 и 3, 295, 296, 298-305, 317, 318, 320, 321, 328, 332-354 и 356-360 УК РФ;

б) о преступлениях, совершенных:

— членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должност­ного лица органа местного самоуправления;

—судьей Конституционного Суда Российской Федерации, судьей федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитраж­ного суда, мировым судьей и судьей Конституционного (уставного) Суда субъекта Российской Федерации;

—Председателем Счетной Палаты Российской Федерации, его заместителем и аудиторами Счетной палаты РФ;

—Уполномоченным по правам человека в РФ;

—Президентом Российской Федерации, прекратившим исполне­ние своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Россий­ской Федерации;

—адвокатом (ст. 447 УПК РФ);

в) о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их процессуальной деятельностью;

г) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Феде­ральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-испол­нительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военно­служащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151);

д) о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

2. Подследственность уголовных дел органам безопасности

Следователи органов Федеральной службы безопасности рас­следуют дела о преступлениях, предусмотренных: а) ст. 188 ч. 2-4, 189, 205, 208, 211, 275-281, 283, 284, 322 ч. 2, 323 ч. 2, 355 и 359 УК РФ; б) ст. 275, 276, 283 и 284 УК РФ, в совершении которых обвиняются должностные лица, указанные в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151.

Подследственность уголовных дел органам внутренних дел

Следователи органов внутренних дел РФ производят расследо­вание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 111 ч. 1-3,113, 114, 117ч. 2иЗ, 122ч. Зи4, 123ч. 3, 152, 158ч. 2иЗ, 159 ч. 2 и 3, 160 ч. 2 и 3, 161 ч. 2 и 3, 162, 163 ч. 2 и 3, 164, 165 ч. 3, 166 ч. 2-4, 167 ч. 2, 169, 171 ч. 2, 171′ ч. 2, 172-174, 174′, 175 ч. 3, 176, 178, 179, 181 ч. 2, 183-187, 188 ч. 2-4, 191-193, 195-197, 201, 202, 204-206, 208-210, 213 ч. 3, 2152, 219 ч. 2, 220 ч. 2, 221 ч. 2 и 3, 222 ч. 2 и 3, 223 ч. 2 и 3, 225-227, 228 ч. 2-4, 229, 230 ч. 2 и 3, 231 ч. 2, 232 ч. 2, 234 ч. 2 и 3, 235, 236, 240 ч. 2, 259, 260 ч. 2, 261 ч. 2, 264 ч. 2 и 3, 265, 266 ч. 2 и 3, 267, 268 ч. 2 и 3, 272-274, 290-293, 304, 313 ч. 2, 327ч. 2 и 330 ч. 2 УК РФ.

Подследственность уголовных дел органам налоговой полиции

Следователи органов налоговой полиции расследуют дела о пре­ступлениях, предусмотренных ст. 17Г ч. 2, 198 ч. 2, 199 ч. 2 и 327′ ч. 2 УК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации преду­сматривает альтернативную подследственность некоторых дел о преступлениях, предусмотренных ст. 159 ч. 2 и 3, 160 ч. 2 и 3, 171 ч.2,17Г ч. 2, 172-174, 174′, 176,183,185, 187,188, 190, 191ч. 2, 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 ч. 2 и 3, 226 ч. 2-4, 272-274, 308, 310, 327 ч. 2, 327′ ч. 2 УК РФ. Предварительное след­ствие по таким делам может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150, 285, 286, 290-293, 306-310, 311 ч. 2, 316 и 320 УК РФ, предвари­тельное следствие производится следователями того же органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с кото­рым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146).

При соединении в одном производстве уголовных дел, подслед­ственных разных органам предварительного расследования, под­следственность определяется прокурором с соблюдением правил подследственности (ч. 7 ст. 151).

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся:

1) органы внутренних дел РФ;

2) органы Федеральной службы безопасности;

3) органы налоговой полиции;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники воен­ных учреждений и гарнизонов;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

6) органы пограничной службы;

7) органы службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верхов­ного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

8) таможенные органы РФ;

9) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

10) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удален­ных от мест расположения иных органов дознания;

11) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Из общего перечня органов дознания были исключены органы государственной противопожарной службы, которые в настоящее время входят в систему МЧС РФ.[1] Однако в настоящее время Государ­ственной Думой принят рад поправок к УПК РФ, в соответствии с которыми органы пожарной службы будут отнесены к органам дознания.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150, а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письмен­ному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150).

Компетенция указанных органов дознания различается в зависи­мости от категории уголовных дел, по которым производство предва­рительного расследования обязательно или необязательно.

При наличии признаков преступления, по которому произ­водство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157).

Перечень неотложных следственных действий законодателем не установлен. В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные след­ственные действия — действия, осуществляемые органом дознания (а в соответствии с ч. 5 ст. 152 и следователем) после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного след­ствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступ­ления, а также доказательств, требующих незамедлительного закреп­ления, изъятия и исследования. Статья 146 УПК РФ содержит указание на возможность производства отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела — осмотр места происшест­вия (ст. 176), освидетельствование (ст. 179), назначение судебной экспертизы (ст. 195).

Полномочия органа дознания по проведению неотложных след­ственных действий, осуществлению оперативно-розыскной деятель­ности возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41). Вместе с тем не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или про­водит по данному уголовному делу оперативно-розыскные меро­приятия.

Дознаватель уполномочен самостоятельно производить след­ственные и иные процессуальные действия и принимать процес­суальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие или санкция прокурора и (или) судебное решение (ч. 4 ст. 20, ст. 144-146, 148, 149, 225 и др.).

Неотложные следственные действия производят:

1) дознаватели органов внутренних дел РФ — неотложные след­ственные действия по всем уголовным делам, которые расследуются следователями органов внутренних дел. По закону РСФСР «О милиции» право производства неотложных следственных действий при­надлежит подразделениям криминальной милиции;

2) дознаватели Федеральной службы безопасности — по уголов­ным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 ч. 2—4, 189, 205, 208, 211, 275-281, 283, 284, 322 ч. 2, 323 ч. 2, 355 и 359 УК РФ;

3) командиры воинских частей и соединений, начальники воен­ных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступ­лениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооружен­ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми­рований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — по уголовным делам о преступ­лениях против установленного порядка несения службы, совершен­ных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учрежде­ний и органов иными лицами;

5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

6) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удален­ных от мест расположения иных органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных в пределах территорий данных представительств и учреждений;

8) таможенные органы — по делам о преступлениях, преду­смотренных ст. 189, 190, 193 УК РФ (ст. 157);

9) органы пограничной службы.

В соответствии с приказом ФПС РФ № 134 от 5 марта 2002 г . «О разграничении полномочий органов пограничной службы Россий­ской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутрен­них морских вод, исключительной экономической зоны, конти­нентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» дознание с 1 июля 2002 г . будет производиться дозна­вателями: оперативных органов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 322 и частью первой ст. 323, а также о преступлении, предусмотренном частью первой ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами Пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможен­ных органов Российской Федерации) Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации; органов морской охраны — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, каса­ющейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаружен­ной органами Пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном частью первой ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации) Уголов­ного кодекса РФ.[2]

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест рас­положения органов дознания, главами дипломатических предста­вительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о воз­буждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подслед­ственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления его по под­следственности (ст. 152), поскольку определение подследственности в данном случае составляет исключительно его компетенцию.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по плану следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Такие поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Кроме этого, при осуществлении предварительного следствия следователь уполномочен письменно поручить исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38).

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозрева­емым с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. Уст. 164).

В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следо­вателя об их результатах (ч. 4 ст. 157).

Дознание как форма предварительного расследования по уголов­ным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбужденным в отношении конкретных лиц, производится в общем порядке, установленном главами 22 и 24-29 УПК РФ с изъятиями, преду­смотренными главой 32. Такое дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ст. 223). По окончании дознания составляется обвинительный акт, который утверждает начальник органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляет прокурору (ст. 225). При невозможности составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу в качестве меры пресечения ему предъяв­ляется обвинение, прокурор направляет дело для производства предварительного следствия.

Подследственность уголовных дел органам дознания

1. Дознаватели органов внутренних дел (местная милиция или милиция общественной безопасности) производят дознание по уголовным делам, предусмотренным ст. УК РФ: 112, 115, 116, ч. 1 ст. 117, 118, 119, 121, ч. 1 и 2 ст. 122, ч. 1 и 2 ст. 123, 125, ч. 1 ст. 127, 129, 130, ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 151, 153, 154, 155, 156, 157, ч. 1 ст. 158, ч. 1ст. 159,ч. 1ст. 160, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 163, ч. 1,2 ст. 165, ч. 1 ст. 166, ч. 1ст. 167,168,170,4. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 171′, ч. 1,2 ст. 175, ч. 1 ст. 181, 182,200,203,207,4. 1, 2 ст. 213, 214, 218, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 220, ч. 1 221,4. 1 ст. 222,4. 1,4 ст. 223, 224, ч. 1,5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, 233, ч.1, 4 ст. 234, ч. 1 ст. 240, 241, 242, 243, 244, 245, ч. 1 ст. 250, ч. 1 ст. 251, ч. 1 ст. 252, ч. 1 ст. 254, 257, 258,, ч. 1 ст. 260, ч. 1 ст. 261, 262, ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 313, 314, 319, 324, 325, 326, ч. 1, 3 ст. 327, ч. 1 ст. 327′, 329, ч. 1 ст. 330.

2. Дознаватели органов налоговой полиции — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государ­ственные внебюджетные фонды); ч. 1 ст. 199 (уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с организации) УК РФ.

3. Дознаватели органов пограничной службы РФ — по уголов­ным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключи­тельной экономической зоне РФ) и 256 (незаконная добыча водных животных и растений), ч. 1 ст. 322 (незаконное пересечение государ­ственной границы Российской Федерации), ч. 1 ст. 323 (противо­правное изменение государственной границы РФ), а также о преступ­лении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ).

4. Дознавателями органов службы судебных приставов Мини­стерства юстиции Российской Федерации дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных: ч. 1 ст. 294 УК РФ (вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголов­ного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации), ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

5. Дознавателями таможенных органов Российской Федерации дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, преду­смотренных ч. 1 ст. 188 (контрабанда), 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического
лица) Уголовного кодекса РФ.

[1] Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 г . № 1309

[2] Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 апреля 2002 г . № 3392.

Ст264 ук рф подследственность

Я ничего не хочу скинуть! Просто хочу разобраться. Как определить чей материал. Не в обиду грамотным следователям, скажу, что за 10 лет ни разу не видел следователя или дознавателя ОВД умеющего составлять схемы. Они всегда просят ИДПС или меня это сделать. А если чертят сами, тот до моих схем им далеко (это не зазнайстово, это действительность). Просто уверен, что к моей схеме никто не придерется.
Обращу Ваше внимание на то, что в ГАИ нет службы дознания (помоему с 2006г.), и как после этого можно передавать нам материал в порядке ст. 145, 144 УПК?

———- Ответ добавлен в 22:59 ———-Предыдущий ответ был в 22:56 ———-

А может ли инспектор по ИАЗ полка ДПС написать отказной? Мне как то прокурор говорил: У Вас дознания нен, значит и в порядке УПК Вы действвать не v;nt!

———- Ответ добавлен в 23:06 ———-Предыдущий ответ был в 23:01 ———-

Конечно не считаю себя всезнающим, поэтому и прошу совета!
Мне прокурор как то говорил: т.к. дознания в ГАИ нет, то и действовать в рамках УПК Вы не имеете права!

Это не признак.
А по ст.158 УК РФ, например.

———- Ответ добавлен в 23:12 ———-Предыдущий ответ был в 23:09 ———-

Например такая ситуация была позавчера: ДТП, у пассажира компрессионный перелом 2-го позвонка. Я сказал ИДПС чтобы забирали материал и возбуждали адм. расследование. Следователь на место ДТП даже не приехал, а позвонил, и сказал, чтобы материал привезли в ДЧ районного ОВД. А пока инспектора собирали материал. он опросил в больнице пострадавшую. Разве это правильно?

———- Ответ добавлен в 23:26 ———-Предыдущий ответ был в 23:22 ———-

Положение о ГИБДД издано еще в 1998 году, а дознание в ГИБДД убрали в 2006г., допускаю, что забыли убрать, этот пункт, но поищу, может были изменения..

———- Ответ добавлен в 23:36 ———-Предыдущий ответ был в 23:26 ———-

У меня до 2006г. должность называлась: инспектор по дознанию, а теперь: инспектор по ИАЗ. В должностных инструкциях тоже нет дознания. Запутанная ситуация.

Ст264 ук рф подследственность

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в отношении нефти и продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере, —

(п. «б» в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 283-ФЗ)

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)