Ст171 1 ук рф

Статья 171. Незаконное предпринимательство

ч 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

(в редакции Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 26.07.2017 N 203-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

(в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

ч 2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

(в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

(в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ.

Комментарий к ст. 171 УК РФ

1. Содержание признаков состава преступления раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23.

2. Согласно ст. 2 ГК деятельность для признания ее предпринимательской должна содержать следующие сущностные признаки:

  • быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг,
  • осуществляться самостоятельно,
  • на свой риск.

Формальные признаки законного предпринимательства в виде осуществления его лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя (либо в качестве работника коммерческой или иной организации), с получением лицензии, когда этого требует закон, не являются обязательными признаками преступления, предусмотренного комментируемой статьей. Отсутствие одного или нескольких из этих формальных условий законности предпринимательской деятельности как раз и делают ее незаконной.

В соответствии со ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства — с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. ст. 49 и 51 ГК).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется другими федеральными законами. Так, лицензирование образовательной деятельности предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения розничной продажи алкогольной продукции. Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

4. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей.

5. Под доходом в комментируемой статье понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

6. В качестве конститутивного, но и в то же время альтернативного доходу в крупном размере признака объективной стороны рассматриваемого преступления законодатель указал причинение деянием крупного ущерба. Возможны случаи, когда такой ущерб действительно причиняется и вместе с тем не является признаком другого состава преступления. Например, как ущерб можно рассматривать неуплату сборов за регистрацию и получение различных лицензий. Однако для квалификации по обсуждаемой статье необходимо, чтобы такой ущерб мог быть расценен как крупный, т.е. превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (см. примеч. к ст. 169 УК). Исходя из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 к ущербу могут быть отнесены неуплаченные налоги с доходов, полученных от занятия незаконной предпринимательской деятельностью.

7. Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. В тексте комментируемой статьи указания на корыстный мотив нет, однако установление его подразумевается исходя из того, что предпринимательская деятельность, и незаконная в том числе, обязательно направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

8. Субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (следовательно, субъект в последнем случае общий).

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по комментируемой статье подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. В последнем случае субъект является специальным.

9. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

10. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.

11. Размер особо крупного дохода определен в примеч. к ст. 169 УК, он должен превышать 6 млн. руб.

Статья 171.1 УК РФ. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

Новая редакция Ст. 171.1 УК РФ

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания.

1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Комментарий к Статье 171.1 УК РФ

1. Основной объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, дополнительный — добросовестная предпринимательская деятельность и законные права потребителей.

2. Предметом посягательства являются товары и продукция, которые согласно действующему законодательству подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

2.1. Не могут быть предметом преступного посягательства товары и продукция, прошедшие сертификацию и получившие знак соответствия в добровольном порядке.

3. Объективная сторона выражается в производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, которая подлежит обязательной маркировке.

3.1. Производство товаров и продукции — процесс создания материальных благ, т.е. изготовление, выработка какой-либо продукции.

3.2. Приобретение — это получение товаров и продукции в рамках установленных законом гражданско-правовых отношений.

3.3. Хранение — это сохранение товаров и продукции для себя либо по договору хранения для другой стороны.

3.4. Перевозка — это доставка товаров и продукции из одного места в другое для себя либо по договору перевозки груза для другой стороны.

3.5. Сбыт — это продажа товаров и продукции путем оптовой поставки или розничной купли-продажи, бартерной сделки, а также в безвозмездной форме отчуждения.

4. Диспозиция статьи носит бланкетный характер: перечень товаров и продукции, подлежащей маркировке, содержится в других нормативных актах.

4.1. Перечень подакцизных товаров и продукции дается в налоговом законодательстве (ст. 181 НК). Акцизы — косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

4.2. Марки акцизного сбора — это специально выпускаемые в соответствии с действующим законодательством марки, необходимые для обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров, производимых в России и других странах и ввозимые на территорию РФ, указанные в перечне товаров, облагаемых акцизами.

4.3. Специальные марки — это специально выпускаемые в соответствии с действующим законодательством марки, необходимые для обеспечения полноты сбора акцизов и права реализации на территории РФ подакцизных товаров, производимых и ввозимых с территории государств — участников СНГ и Республики Молдова.

4.4. Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту — предусмотрен ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 09.05.2005) в целях охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества. Он содержит учетную информацию об этих товарах и защищен от подделок.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752.

4.5. Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, а также правила применения и приемы маркировки знаком соответствия определены в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (в ред. от 17.12.2005) и Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации, утв. Постановлением Госстандарта России от 25.07.1996 N 14 (в ред. от 05.07.2002) . С 1 октября 1999 г. реализация товаров и продукции, указанных в Перечне, без наличия знаков соответствия на территории РФ запрещена. Ответственными за маркировку этими знаками являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели (заявители).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899; 2000. N 22. Ст. 2317; 2002. N 1 (ч. 2). Ст. 53, N 18. Ст. 1773; 2004. N 7. Ст. 538; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5739.

БНА. 1996. N 4; 1999. N 47; 2002. N 32.

4.6. В информационном письме Госстандарта России от 27.06.2003 N ГЭ-1100-28/2308 «О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия» указано, что в целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в Системе сертификации ГОСТ Р (введена в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 (в ред. от 01.07.2006) ) обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории РФ, следует руководствоваться: нормативными документами, установленными Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.
———————————
Вестник Госстандарта России. 2003. N 7.

М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

5. В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, либо с маркировкой поддельными марками. В этом случае она подлежит изъятию из незаконного оборота. За правильность нанесения и подлинность марки акцизного сбора или специальной марки несет ответственность владелец алкогольной продукции (за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в розничной продаже) в соответствии с законодательством РФ (ст. 12 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 16.10.2006) ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 1. Ст. 20, N 31 (ч. 1). Ст. 3433, N 43. Ст. 4412.

5.1. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» (в ред. от 21.12.2005) с 1 июня 2003 г. введена обязательная маркировка алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6% объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива), производимой и реализуемой на территории РФ, специальной федеральной маркой нового образца, подтверждающей легальность ее производства.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1528; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5748.

5.2. Реализация и продажа алкогольной продукции, произведенной на территории РФ без наличия специальной марки, запрещена с 1 марта 1997 г., за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.

5.3. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 836 «О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» введены специальные марки, отпечатанные методом металлографической печати и имеющие двузначный код региона, номер разряда и порядковую нумерацию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3449.

5.4. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2005) обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, введена с 1 августа 1999 г. С 1 ноября 1999 г. запрещено производство, а с 1 мая 2000 г. — реализация табака и табачных изделий, произведенных на территории РФ, без маркировки специальной маркой.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 25. Ст. 3126; 2001. N 6. Ст. 573; 2006. N 2. Ст. 209.

6. Соответствие продукции требованиям государственных стандартов также может подтверждаться путем маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам (ФЗ «О техническом регулировании»).

7. Обязательным условием УО по ч. 1 коммент. статьи является совершение перечисленных действий в крупном размере (см. примеч. к ст. 169).

8. Преступление совершается только с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.

9. Субъектом преступного посягательства могут быть руководители организаций любых форм собственности независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

9.1. Если лица занимаются подобной деятельностью без регистрации или при отсутствии соответствующей лицензии, то возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. 171 и ст. 171.1.

10. Об организованной группе см. коммент. к ст. 35.

11. Об особо крупном размере совершения преступлений см. примеч. к ст. 169.

12. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, и одновременно не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, квалифицируется по совокупности ст. 171.1 и 238.

13. В случаях похищения марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, и маркировки ими товаров и продукции деяние надлежит квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 325 и ст. 171.1.

14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а ч. 2 — к категории тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления — немаркированные товары и продукция, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

2. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории России подакцизных товаров, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории России продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Алкогольная и табачная продукция, производимая на территории России, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.

Алкогольная и табачная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию России, маркируется акцизными марками.

3. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 были отменены все нормативные правовые акты по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» использует понятие не «знак соответствия, защищенный от подделок», а просто «знак соответствия». При этом знак соответствия информирует приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

4. Общественно опасное деяние может быть выражено пятью альтернативными действиями: производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке.

5. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности выступает крупный размер совершенного деяния. Крупный размер определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1,5 млн. руб.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью сбыта.

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания:

1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 171.1 УК РФ

1. Маркировка установлена лишь для некоторых видов товаров. В частности, ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определено, какие виды алкогольной продукции подлежат обязательной маркировке, какими марками, кем, у кого и в каких случаях (производство на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, либо импорт) марки приобретаются. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными данным Федеральным законом марками не допускается. В этом же Законе дано определение алкогольной продукции (ст. 2), а также ее видов.

Условия и порядок маркировки также установлены Постановлениями Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» (в ред. от 14.08.2012) , от 26.01.2010 N 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» (в ред. от 14.02.2012) , от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (в ред. от 11.07.2012) , от 31.12.2005 N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» (в ред. от 27.07.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2010. N 9. Ст. 968; 2012. N 34. Ст. 4742.

СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 534; 2012. N 8. Ст. 1042.

СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5748; 2006. N 3. Ст. 298; N 47. Ст. 4914; 2009. N 4. Ст. 505; 2010. N 10. Ст. 1093; N 23. Ст. 2852; 2011. N 5. Ст. 746; N 18. Ст. 2634; 2012. N 1. Ст. 124; N 29. Ст. 4129.

СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 300; N 32. Ст. 3569; 2007. N 44. Ст. 5373; 2009. N 4. Ст. 505; 2010. N 12. Ст. 1335; 2012. N 32. Ст. 4563.

2. Цели маркировки товаров, продукции отчасти совпадают. Так, маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой подтверждает легальность их производства, а маркировка акцизными марками подтверждает оплату этих марок как авансовый платеж для всей суммы акциза и, следовательно, законность перемещения товаров через таможенную границу.

3. Под знаком соответствия согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 03.12.2012) понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Указание на добровольность получения знака соответствия означает, что в настоящее время отсутствуют товары, продукция, которая бы подлежала обязательной маркировке знаками соответствия, защищенными от подделок.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752; 2007. N 19. Ст. 2293; N 49. Ст. 6070; 2009. N 29. Ст. 3626; N 48. Ст. 5711; 2010. N 1. Ст. 5, 6; N 40. Ст. 4969; РГ. 2011. N 161; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7025; N 50. Ст. 7351; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 283.

4. Производство немаркированных товаров и продукции следует понимать как результат деятельности по их изготовлению. Преступление в этой форме окончено, когда товары без соответствующих марок полностью готовы к реализации и достоверно установлено, что производитель не собирался их маркировать.

5. Приобретение означает получение товаров, продукции путем покупки, обмена, займа и т.д. Момент окончания в теории связывают с фактическим обретением лицом возможности владеть, пользовать, распоряжаться такими товарами.

6. Под хранением следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением предметами (содержание на открытых площадках, в помещении, специальных хранилищах, тайниках и др.). Это преступление признается длящимся, что и определяет момент его окончания.

7. Под перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает предметы из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства. В данной форме преступление окончено с момента начала перемещения, поэтому при задержании товара в пути следования деяние считается оконченным.

8. Сбытом является всякое отчуждение, например, продажа, дарение, оплата такими товарами услуг и т.п.; передача для временного хранения к сбыту не относится. Окончен сбыт с момента фактического отчуждения товара, продукции.

9. Понятие крупного размера дано в примеч. к ст. 169 УК, таким размером является стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

10. Субъективная сторона — прямой умысел. Для отнесения таких действий, как производство, приобретение, хранение, перевозка немаркированных товаров, к признакам преступления необходимо установить цель сбыта данных товаров. Это означает, что, к примеру, перевозка немаркированного товара в крупном размере его приобретателем для употребления на семейном торжестве состава преступления не образует.

11. Субъект преступления — общий.

12. Понятие организованной группы раскрыто в ст. 35 УК.

13. Особо крупным размером согласно примеч. к ст. 169 УК признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 6 млн. руб.

14. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК.

Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ.

Комментарии к ст. 171 УК РФ

1. Целью установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является предупреждение перехода предпринимательской деятельности в сферу теневой экономики, выхода ее из-под контроля государства, что влечет нарушение финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке товаров и услуг, способствует распространению поддельных товаров и некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов.

2. Большое значение в уяснении содержания признаков уголовно наказуемого незаконного предпринимательства и некоторых сложных вопросов квалификации имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» (в ред. от 23.12.2010).

БВС РФ. 2005. N 1; 2011. N 2.

3. Объективная сторона незаконного предпринимательства может быть выражена различными действиями: 1) осуществление предпринимательской деятельности гражданином, коммерческой или некоммерческой организацией без государственной регистрации; 2) осуществление предпринимательской деятельности субъектами предпринимательства, прошедшими государственную регистрацию с нарушением установленных правил (порядка); 3) осуществление предпринимательской деятельности зарегистрированными субъектами предпринимательства, но при их государственной регистрации в регистрирующий орган были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения; 4) осуществление предпринимательской деятельности зарегистрированными субъектами, но на соответствующий вид деятельности, лицензирование которого обязательно, не было получено специальной лицензии или срок ее действия истек (лицензия была аннулирована).

Во всех этих случаях объектом преступления будет порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий нормальное развитие экономики.

Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации или лицензии, либо в случаях, когда регистрация была проведена с нарушением установленного порядка или на основе представленных в регистрирующий орган подложных документов, способна причинить ущерб гражданам и организациям, интересам общественной нравственности, обороны страны и безопасности государства.

4. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации соответствующего юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23). Закон не требует государственной регистрации в качестве предпринимателя для заключения разовых сделок гражданско-правового характера (например, продажа личных вещей, производство от случая к случаю различных мелких работ по договору подряда или поручений за плату и т.п.). Не является предпринимательской деятельностью выполнение обязанностей по трудовому контракту (договору).

В соответствии с законодательством не рассматриваются как предпринимательство некоторые виды профессиональной (частной) практики. Так, не признаются предпринимателями частнопрактикующие нотариусы (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 ), члены коллегий адвокатов (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ).

Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

5. Правила (порядок) государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Они касаются сроков и места государственной регистрации, документов, представление которых необходимо при государственной регистрации, и требований по их оформлению, порядка представления этих документов. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Нарушение правил регистрации должно быть существенным, дающим основание для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была проведена вопреки имеющимся запретам).

6. Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при создании юридического лица, определен в ст. ст. 12 и 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, содержится в ст. 22.1 названного Федерального закона. В федеральных законах, устанавливающих специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (например, банков и других кредитных организаций), указаны и иные документы, представляемые при государственной регистрации. Заведомо ложные сведения могут содержаться в любом из этих документов. Важно установить, что заведомо ложная информация, содержащаяся в представленных документах, повлекла за собой необоснованную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

7. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными нормативными актами (ст. 49 ГК РФ). Лицензия должна быть получена отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрены основания и порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии (ст. 13). Продолжение предпринимательской деятельности в таких случаях следует рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 определил свою позицию по одному из дискуссионных вопросов: «Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствии специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)» (п. 9).

8. Условием уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение в результате незаконного предпринимательства дохода в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК крупный размер ущерба и крупный доход по ст. 171 УК определяются суммой, превышающей 1 млн. 500000 руб., а особо крупный доход (ч. 2 ст. 171) — в сумме, превышающей 6 млн. руб.

9. Умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью, имевшее место при осуществлении незаконного предпринимательства, не охватывается составом этого преступления и требует квалификации по совокупности преступлений.

В случаях осуществления предпринимательской деятельности без регистрации причиняемый материальный ущерб чаще всего связан с уклонением от уплаты налогов. В названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, вопреки позиции, которую он ранее занимал, правильно указал, что действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 (п. 16). При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, признаются вещественными доказательствами и подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения. Последняя рекомендация является дискуссионной.

10. Под доходом в ст. 171 следует понимать всю выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. В случаях, когда криминообразующим признаком незаконного предпринимательства является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, виновный предвидит это последствие и желает его наступления или, что вероятно чаще, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению. Другой криминообразующий признак — извлечение дохода в крупном размере также осознается виновным и, как правило, желается. Мотив преступления в большинстве случаев корыстный, хотя в законе не оговорен.

12. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которое непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или руководит организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, на нем лежит обязанность пройти регистрацию с соблюдением установленных правил, получить необходимую лицензию и соблюдать лицензионные требования и условия, если лицензия получена. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при осуществлении организацией незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 УК подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

13. О понятии организованной группы см. ч. 3 ст. 35 УК и коммент. к этой статье.

14. Если незаконное предпринимательство выражалось в деятельности, запрещенной уголовным законом (например, незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых средств или взрывных устройств — ст. 223 УК; организация и содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ — ст. 232 УК; незаконное распространение порнографических материалов или предметов — ст. 242 УК и др.), то ответственность наступает по этим специальным уголовным законам.

15. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртосодержащих напитков, лекарств под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, содеянное образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК не требует (п. 9).