Ст123 ск рф

Содержание:

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года. — Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарии к ст. 123 СК РФ

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время. Поэтому п. 2 ст. 123 СК РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) детей на органы опеки и попечительства. В данном случае эти органы должны обеспечить, в первую очередь, надлежащие условия проживания ребенка, а также реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование (об указанных правах см., в частности, ст. 148 СК РФ и комментарий к ней).

В связи с осуществлением предусмотренных СК процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут совершаться различные неправомерные деяния. За подобные деяния закон устанавливает ответственность. Так, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года. — Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

СТ 123 СК РФ

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса РФ

1. Заключительная статья комментируемого раздела определяет конкретные формы устройства оставшихся без родительского попечения детей. Далее в Кодексе эти формы регламентируются в отдельных специальных главах. Построение и императивный характер первого абзаца статьи обусловливает закрытый перечень форм устройства детей. Какие-либо иные формы, кроме указанных в Кодексе, семейное законодательство исключает.

2. В юридической литературе (Л.Ю. Михеева) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принято подразделять на индивидуальную (усыновление, примерная семья, опека и попечительство, патронатная семья) и неиндивидуальную (специальные учреждения).

3. Структура комментируемой статьи позволяет определить публичный интерес (основанный на приоритете интересов ребенка) в выборе форм устройства детей. Наиболее желаемой формой является усыновление, по существу, освобождающее государство от попечения. И далее по убывающей — опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья. И завершает этот нерадостный список крайний, наиболее нежелательный, но, увы, необходимый вариант — помещение ребенка в специальное учреждение. При этом помещение ребенка в специальное учреждение предполагается как временное, на период поиска подходящей для устройства ребенка семьи. Следует отметить, что приоритеты в выборе формы устройства в известной и достаточно иллюстративной степени совпадают с публичной имущественной заинтересованностью: усыновление избавляет государство от расходов, содержание в специальном учреждении — длительное и немалое финансирование из бюджета.

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 123 СК РФ

1. Брошенные дети — давнее социальное явление. Еще в средневековых монастырях оборудовались в воротах специальные полки, где женщины, родившие ребенка вне семьи, могли оставить его на попечение монахов.

В царской России опека считалась престижным делом. Была разработана строгая система органов. В 1764 г. по инициативе И.И. Бецкого при Екатерине II открылся Московский воспитательный дом, принимавший брошенных детей и сирот. В его состав входили родильный госпиталь, отделение для грудных детей, сиротский институт, ведомство для деревенских воспитанников. В институте сироты получали университетское образование, по окончании этого заведения их устраивали на работу, как правило, гувернерами. Менее способные дети получали навыки ремесла. Некоторых детей отдавали в состоятельные крестьянские семьи. При этом выплачивались денежные суммы как приемным родителям, так и самим воспитанникам по достижении ими совершеннолетия.

Московский воспитательный дом существовал на средства меценатов (Трубецких, Голицыных, Демидовых и др.). Они же предоставляли свои загородные резиденции для летнего отдыха детей. Руководил воспитательным домом Опекунский совет во главе с генерал-поручиком И.И. Бецким.

И в дальнейшем устройством детей-сирот в России занимались царственные особы; так, императрица Мария Федоровна продолжила традицию личной опеки сиротских домов .
———————————
См.: Голякова Е. Сироты императрицы // Российская газета. 07.03.2002.

2. Не стал исключением из общего правила и советский период отечественной истории. Государство занималось судьбой детей, оставшихся без семейной опеки, на законодательном уровне. Так, 1 апреля 1936 г. было принято Постановление СНК «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся»; 23 января 1942 г. — Постановление СНК «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Что же предусматривает в этой области современное законодательство, какие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ныне используются на практике?

В п. 1 комментируемой статьи дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпывающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК). Как отмечалось, иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Не могут быть предусмотрены они и законами субъектов Федерации. Указанными законами могут быть предусмотрены лишь случаи, в которых допускается передача ребенка в патронатную семью.

Основными среди названных форм являются так называемые семейные формы — усыновление, опека (попечительство) всех видов. Передача ребенка в семью во всем мире признается предпочтительным способом жизнеустройства ребенка по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений могут не всегда.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

В соответствии с Законом об опеке опека над детьми — это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми — такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В настоящее время законодательно закреплено несколько видов опеки и попечительства. Так называемая классическая (обычная) опека (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе. В свою очередь, «платная» опека (попечительство) имеет место на условиях предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения в денежной или иной форме.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ к видам «платной» опеки (попечительства) относятся приемная семья и патронатная семья, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что приемная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (гл. 21 СК), а патронатная — в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.

Кроме того, действующее законодательство не исключает иных видов возмездной («платной») опеки (попечительства). Пункт 1 ст. 14 Закона об опеке упоминает о приемной и патронатной семьях лишь как о разновидностях опеки или попечительства по договору.

4. Помимо семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемая статья предусматривает также возможность устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

К числу таких организаций относятся исключительно образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Поэтому, например, допускается создание приюта при церкви в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК), созданного религиозной организацией.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время такие требования не установлены.

Правовое регулирование устройства детей в специализированные организации представлено в СК РФ новой гл. 22, введенной в Кодекс Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. С момента введения в действие названного Закона утратило силу Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «Правила организации детского дома семейного типа», поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы устройства детей.

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 123 СК РФ

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Статье 123 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Оное является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена статьёй 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации

В п.1 ст.123 СК РФ перечислены основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Об усыновлении (удочерении) детей см. главу 19 СК РФ, об опеке и попечительстве над детьми — главу 20 СК РФ, о приемной семье — главу 21 СК РФ.

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей (действующая редакция)

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года. — Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 123 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Оное является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Ст 123 СК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к статье 123 СК РФ:

Следующим этапом за установлением факта утраты ребенком родительского попечения является его устройство — процесс весьма сложный.

В Кодексе установлен приоритет семейного воспитания детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, получившим свое закрепление в ст. 54 СК (см. комментарий к ней). Обычно речь идет о проживании и воспитании ребенка в семье своих родителей.

В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью. Существуют и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального назначения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.

Избрание формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью.

Субъекты Российской Федерации своими законами могут определять и другие (кроме форм, установленных в СК) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Во многих регионах РФ ведется активный поиск таких форм: это — мини-детские дома, детские деревни SOS и др.

Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса). Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года — Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ.При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к статье 123 СК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Таким образом развивается норма ст. 54 СК о праве каждого ребенка, насколько возможно, жить и воспитываться в семье.
Это право реализуется и в тех случаях, когда дети передаются:
а) на усыновление (удочерение). Причем в первую очередь это дети-сироты и дети, родители которых: неизвестны; объявлены умершими; признаны недееспособными или безвестно отсутствующими; лишены родительских прав (по прошествии шести месяцев с этого момента); по неуважительным причинам не проживают с ребенком и не участвуют в его содержании и воспитании более шести месяцев;
б) под опеку (попечительство), которая осуществляется с учетом мнения ребенка, а если ему исполнилось 10 лет — только с его согласия. Опекун назначается ребенку до 14 лет, попечитель — от 14 до 18 (см. коммент. к ст. 145);
в) под особый вид опеки и попечительства — в приемную семью (см. коммент. к ст. 152). Ее разновидностью является детский дом семейного типа, в котором супруги воспитывают от 5 до 10 приемных детей. Дети передаются туда с учетом их мнения (с 10 лет — только с их согласия) и при согласии того учреждения, где они находятся. Отношения между детьми и воспитателями этого детского дома (супругами) строятся на договорной основе, как и отношения в обычной приемной семье.

2. В соответствии со ст. 122 СК подбором подходящей для ребенка семьи занимается орган опеки и попечительства с опорой на региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; далее сведения о ребенке направляются на федеральный уровень (см. коммент. к этой статье).

Если результат опять не достигнут, ребенка направляют в одну из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. коммент. к ст. 155.1). Однако это не снимает с органов опеки и попечительства долга при первой же возможности устроить его в семью.

3. Куда бы из названных выше мест ни устраивался ребенок, необходимо учитывать его национальность, природные склонности, привычки, убеждения, темперамент, привязанности, развитость и т.п. С этой целью информационно-поисковая система (ИПС) упомянутого государственного банка данных обеспечивает поиск и выдачу информации по следующим признакам:
1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка;
2) его приметы (рост, вес, цвет глаз, волос и др.);
3) состояние здоровья, физическое и умственное развитие;
4) особенности характера (общительный, замкнутый и др.);
5) этническое происхождение;
6) причины отсутствия родительского попечения;
7) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре, состояние здоровья, место жительства (пребывания) родителей (единственного родителя);
8) сведения о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка;
9) возможные формы устройства на воспитание в семью;
10) информация о мерах, предпринимаемых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами по устройству ребенка в семью и др.

Сведения о каждом ребенке фиксируются в анкете.

4. Если ребенок устраивается в детское госучреждение, орган опеки и попечительства обязан представить туда: а) решение соответствующего госоргана или органа местного самоуправления; б) заполненный бланк-направление; в) свидетельство о рождении ребенка (заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее его возраст); г) документы об образовании (для детей школьного возраста); д) акт обследования условий жизни ребенка; е) сведения о родителях; ж) справку о наличии и месте жительства братьев, сестер и других близких родственников; з) опись имущества ребенка, документы о закреплении за ним жилплощади, данные о лицах, отвечающих за сохранность его имущества; и) пенсионную книжку ребенка, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (п.27 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 676, с последними изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 23.12.2002 N 919*)._________________________* СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2693; 2002, N 52 (ч.2), ст. 5225.

5. Напомним, что форму устройства детей могут выбирать только органы опеки и попечительства. Пока она не избрана, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Консультации и комментарии юристов по ст 123 СК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 123 СК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.