Ст 99 коап рф

Статья 99 ЖК РФ. Основания предоставления специализированных жилых помещений (действующая редакция)

1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 99 ЖК РФ

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи специализированное жилье предоставляется:

по решению собственника такого жилья либо действующего от его имени государственного (муниципального) органа или уполномоченного им лица (администрация госпредприятия, командование воинской частью и т.п.);

по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, жилье данной категории предоставляется по двум основаниям — решение и договор, заключенный согласно этому решению.

2. Исключение составляет жилье, предоставляемое для социальной защиты отдельных категорий граждан, с которыми заключается договор безвозмездного пользования (см. комментарий к ст. 109).

3. Исходя из смысла ч. 2 ст. 99, специализированные жилые помещения не могут предоставляться гражданам, имеющим в населенном пункте, где они работают, служат и т.п., жилье на праве собственности, социального найма или по другим основаниям. Однако есть исключения, которые в этой статье не обозначены.

Обратимся к ст. 88 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения маневренного фонда предоставляются лицам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, где они занимают жилые помещения по договору социального найма, без расторжения этого договора.

Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства

СТ 99 ЛК РФ

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 99 ЛК РФ

По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).

Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.

Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.

1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.

2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.

3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.

4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.

5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.

Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.Положения части 2 статьи 99 настоящего Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 9 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, — при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 12-П. ____________________________________________________________________

Комментарий к статье 99 ЛК РФ

1. Лесное законодательство не только устанавливает правила использования, воспроизводства и охраны лесов, но и предусматривает ответственность за их нарушение. Юридическая ответственность — важное средство борьбы с бесхозяйственностью, нарушениями государственной, трудовой дисциплины и правопорядка, средство охраны прав и законных интересов лесопользователей граждан. Ответственность имеет задачу: не только наказать нарушителя, но и предупредить правонарушение.

________________
Бронина А.Б., Крассов О.И. Работникам леса. Правовые вопросы. М., 1990.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Это, другими словами, необходимость подвергнуть лицо мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

________________
Малько А.В. Экзамен по теории государства и права. М., 1996.

Юридическая ответственность — обязательный элемент механизма правового регулирования общественных отношений и защиты сложившегося правопорядка. Она побуждает, «принудительно стимулирует» правообязанных, правоуполномоченных лиц к поведению, предписанному законом. Способы и меры такого побуждения многообразны и, как правило, конкретны. Их совокупность составляет общеправовой институт юридической ответственности.

________________
Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического законодательства // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права: сб. статей. Вып.1. М., 2000.

В широком понимании юридическая ответственность — это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них юридических обязанностей, договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.

Однако при таком широком понимании ответственности теряется специфика именно юридического понимания этого термина, и возникает потребность в уточнении понятия ответственности в юридическом смысле. Смешение понятий юридической (ретроспективной) и позитивной (проспективной) ответственности, ориентирующее на растворение юридической ответственности в нравственных и других видах социальной ответственности, мало что дает в научном и практическом отношении.

________________
Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

Таким образом, под ответственностью за нарушение лесного законодательства следует понимать такое отношение между государством в лице уполномоченных на то органов и лицом, совершившим нарушение лесного законодательства, которое выражается в применении к нарушителю соответствующего взыскания.

Единственным и достаточным юридическим основанием ответственности за нарушение лесного законодательства является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава правонарушения. При наличии юридического факта — лесонарушения — включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание.

Ответственность за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения, то есть четырех его элементов:
— противоправного поведения;
— наличия вредных последствий;
— наличия прямой причинной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями;
— вины правонарушителя.

Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть ответственности.

Лесной кодекс РФ не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства и конкретных мер ответственности за их совершение, а также не определяет, в каких случаях применяется административная, а в каких — уголовная ответственность.

Однако незаконная рубка деревьев, кустарников и лиан может влечь и уголовную и административную ответственность. Эти правонарушения в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи. Преступления отличаются от административных правонарушений тем, что представляют повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса заповедников, национальных парков и т.п.). Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ и комментарии к ней) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 (пять) тысяч рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).

2. КоАП РФ устанавливает перечень административных правонарушений, наказываемых штрафом (ст. 8.24-8.32):
— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования;
— нарушение правил использования лесов;
— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов;
— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;
— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;
— уничтожение мест обитания животных;
— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;
— нарушение правил санитарной безопасности в лесах;
— нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений.

Административная ответственность боле оперативное, по сравнению с уголовной, имущественной мерами «стимулирования» нарушителей к законопослушанию. Для ее применения достаточно установления названного в законе экологического правонарушения и составления о том уполномоченным государственным органом протокола.

3. Лица, виновные в совершении общественно опасных противоправных действий, нарушающих нормы лесного законодательства, привлекаются к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки, предусмотренные уголовным законодательством. Основные признаки преступления: его общественная опасность — причиняется существенный ущерб общественным отношениям или создается опасность его причинения, а также противоправность, то есть нарушение запрета или требования уголовного закона общественно опасным деянием.

________________
См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / под ред. Ю.И.Скуратова. М., 1997.

Следует рассмотреть наиболее распространенные уголовно наказуемые лесонарушения: незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

Согласно ст. 260 УК РФ незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: — группой лиц; — лицом с использованием своего служебного положения; — в крупном размере, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Аналогичные деяния, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Цель данной нормы — предотвращение повреждения и уничтожения лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан путем незаконной рубки.

Предметом преступного посягательства являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека. Не относятся к этой группе деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Значительным размером в примечании к данной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 (пять) тысяч рублей, крупным размером — 50 (пятьдесят) тысяч рублей, особо крупным размером — 150 (сто пятьдесят) тысяч рублей.

Статья 261 УК РФ предусматривает наказание за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если данные деяния причинили крупный ущерб, то они наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия данная статья устанавливает наложение штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо влечет лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. Если данные деяния причинили крупный ущерб, то они наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

В примечании к данной статье крупным признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает 50 (пятьдесят) тысяч рублей.

Цель данной нормы — предотвращение гибели лесной нелесной растительности, сохранение лесов как национального достояния России и важного в хозяйственном отношении природного ресурса.

Под неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности понимается несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.).

Поджог лесных и иных насаждений состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т.д.).

К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ).

Уничтожение лесных и иных насаждений выражается в полном сгорании насаждений или их усыхании в результате воздействия пожара или его опасных факторов, загрязняющих и отравляющих веществ, отходов производства и потребления, отбросов и выбросов.

Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукты), утратившие свои потребительские свойства. Выбросы представляют собой выход, утечку, поступление в атмосферный воздух из каких-либо источников загрязняющих веществ. Отбросы — это негодные остатки жизнедеятельности человека.

________________
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К повреждению необходимо относить случаи частичного сгорания насаждений, деградацию их на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями или вредными организмами и т.д..

________________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также случаи, когда неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, влекут за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности (ст. 8.32 КоАП РФ).

4. Виновные в совершении правонарушений или преступлений лица, привлеченные соответственно к административной или уголовной ответственности, не освобождаются от возмещения причиненного ими вреда. Кроме того, законом на них возлагается обязанность устранить выявленное нарушение (см. комментарий к ст. 100 ЛК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 99 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 99 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Административная ответственность за нарушение лесного и связанного с ним законодательства предусматривается в нескольких главах и статьях КоАП РФ.

В главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:

— самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

— уничтожение специальных знаков (наложение административного штрафа за уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков) (ст. 7.2);

— самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и т.д. (ст. 7.9);

— самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10);

— пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11);

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:

— нарушение правил обращения с пестицидами и ядохимикатами (ст. 8.3);

— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

— сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— порчу земель (ст. 8.6);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах водных объектов) (ст. 8.12);

— нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

— нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

— уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);

— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);

— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39).

В главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» КоАП РФ предусматриваются санкции за:

— нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1);

— нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6);

— проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);

— нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения; повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения) (ст. 10.10).

В главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ предусматриваются наказания:

— за действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6);

— нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (ст. 11.21) (см. ст. 34 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и комментарий к ней).

В связи с тем что заготовка древесины, живицы, сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых и лекарственных растений (не для собственных нужд), ведение охотничьего хозяйства, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины представляют собой предпринимательскую деятельность, к нарушениям, соответствующим ст. 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42 и 46 ЛК РФ, может применяться глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ.

В связи с нарушениями требований главы 12 «Государственный лесной контроль и надзор» ЛК РФ может применяться глава 19 «Административные правонарушения против порядка управления» КоАП РФ, в которой предусматриваются санкции:

— за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9);

— несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

В новой редакции ст. 23.24 КоАП РФ предусматриваются органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а в п. 32 ч. 2 ст. 28.3 — должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих лесных административных правонарушениях.

Виды административных наказаний предусматриваются в главе 3, а их конкретные размеры — в санкциях приведенных выше статей КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривается в главе 26 «Экологические преступления» УК РФ. Имеющими непосредственное отношение к нарушениям лесного законодательства могут считаться следующие преступления:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

— порча земли (ст. 254);

— незаконная охота (ст. 258);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

В абзаце первом ст. 257 «Нарушение правил охраны рыбных запасов» УК РФ перечисляются деяния, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, в том числе производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины, других лесных ресурсов и т.п.

Ключевыми нормами, влекущими уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства, являются ст. 260 и 261 УК РФ.

Новая редакция ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» и ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» УК РФ устанавливается в ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В имеющем важное значение примечании к ст. 260 УК РФ предусматриваются используемые в статье «значительный размер», «крупный размер», «особо крупный размер» ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. Уголовное наказание дифференцируется в зависимости от этих размеров ущерба.

Терминология указанных статей и норм УК РФ приведена в соответствие с терминологией о лесных насаждениях, предусмотренной в ч. 2 ст. 3, ст. 16-18, ч. 2 ст. 24, ст. 75-80 ЛК РФ. Под лесными насаждениями согласно ч. 1 ст. 16 ЛК РФ можно понимать деревья, кустарники, лианы в лесах*(161).

Число лесных преступлений не уменьшается, хотя в этой области велика их латентность (скрытость). Так, если ежегодно число лесных пожаров насчитывают десятками тысяч и более 80 процентов их происходит по вине человека, то соответствующих преступлений регистрируется и уголовных дел возбуждается несколько сотен, а число осужденных не превышает сотни человек.

По данным Всемирного фонда охраны дикой природы увеличивается самовольный захват лесных участков и объем незаконных рубок, который достигает 30, а в некоторых регионах 50 процентов от всех рубок.

Борьба с лесными преступлениями усиливается. В ряде «лесных» субъектов Федерации в составе УВД созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями в лесопромышленном комплексе, пропуск автотранспорта с особо ценной древесиной осуществляется контрольно-пропускными пунктами только при наличии сертификата с голографической защитой на вывозимую продукцию, ежедекадно номера сертификатов с указанием лесхоза и лесопользователя направляются в вышеуказанные отделы.

Законодатель неоднократно усиливал в УК РФ наказания, предусмотренные за лесные преступления. Однако увеличение санкций в УК РФ не приводит к ужесточению судебной практики и к заметному усилению борьбы с браконьерством в лесу, наведению правопорядка.

За трудовые проступки — лесные правонарушения, т.е. нарушения требований трудового законодательства и трудового договора между работодателем и работником, наступает дисциплинарная ответственность, предусмотренная в ТК РФ, правилах внутреннего трудового распорядка, уставах, локальных актах, коллективных и индивидуальных трудовых договорах*(162).

Гражданско-правовая ответственность предусматривается в ст. 100 ЛК РФ и в ГК РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается общее правило устранения выявленных нарушений. Оно устанавливается в ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 78 того же Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с ч. 3 той же статьи иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства
[Лесной кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 99]

1. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

1 комментарий к записи “Статья 99 ЛК РФ. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства”

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Комментарий к статье 99

1. Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер и закрепляет два вида санкций за нарушение лесного законодательства: уголовно-правовые и административно-правовые.
Интересно отметить, что институт ответственности за нарушение лесного законодательства имеет древнюю историю, так как первые лесоохранные нормы появились в Русской Правде Ярослава Мудрого и были направлены на защиту права собственности на лесные промыслы, в частности бортничества.
———————————
См.: Краткая редакция Русской Правды // Российское законодательство X — XX вв. М., 1984. Т. 1.

По действующему законодательству административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Лицо, нарушившее лесное законодательство, возмещает причиненный вред добровольно или в судебном порядке, т.е. несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. Общие правила возмещения вреда установлены в Гражданском кодексе РФ.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31 декабря 2010 г. за исключением отдельных положений) была усилена уголовная и административная ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог).
При применении норм об ответственности за экологические правонарушения в сфере лесных правоотношений необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
В КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения как в сфере лесных правоотношений, так и непосредственно связанных с ней.
В гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности»:
— самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
— уничтожение или повреждение специальных знаков, в том числе уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (ч. 2 ст. 7.2), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
— самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование данных участков (ст. 7.9) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
— самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
— пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.
В гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:
— нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде (ст. 8.3), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 до 5 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 10 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб.;
— сокрытие или умышленное искажение экологической информации (ст. 8.5) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
— порча земель, в том числе самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение (ст. 8.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб., на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 40 тыс. руб.;
— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;
— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — до 30 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;
— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.;
— нарушение правил использования лесов (ст. 8.25) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;
— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;
— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;
— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 4500 руб., на должностных лиц — до 40 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;
— уничтожение (разорение) мест обитания животных (ст. 8.29) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.;
— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб., на должностных лиц — до 50 тыс. руб., на юридических лиц — до 1 млн. руб. (с 31 декабря 2010 г. действует в новой редакции , в соответствии с которой существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях);
———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 20 тыс. руб., на юридических лиц — до 500 тыс. руб. — с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой;
— нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.36) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.;
— нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (в связи с производством сплава древесины, строительством мостов, дамб, транспортировкой древесины или других лесных ресурсов) (ст. 8.38) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 3 тыс. руб., на должностных лиц — до 15 тыс. руб., на юридических лиц — до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб., на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 60 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель»: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.
В гл. 11 «Административные правонарушения на транспорте»:
— совершение действий, угрожающих безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1000 руб., на должностных лиц — до 2 тыс. руб.;
— нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений и др. — см. ст. 11.21) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 80 тыс. руб.
В гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления» установлены следующие санкции, которые могут применяться в случае нарушений предусмотренного порядка государственного лесного контроля и надзора (гл. 12 ЛК РФ):
— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);
— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);
— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9).
В ст. 23.24 КоАП закреплены полномочия органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением норм лесного законодательства. Согласно КоАП РФ к ним приравниваются по полномочиям в этой части другие должностные лица, в частности руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, и их заместители. В ст. 23.24.1 КоАП РФ предусматриваются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В ст. 23.25 КоАП РФ уточняются виды административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Статья 23.26 КоАП РФ закрепляет полномочия органов, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях производятся в соответствии с порядком, установленным в гл. 28 и 29 КоАП. С 31 декабря 2010 г. действует новая редакция п. 8 ч. 5 ст. 28.3 , расширившая полномочия должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, составлять протоколы об административных правонарушениях.
———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Привлечение к административной ответственности может осуществляться также на основании законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Поэтому в различных регионах иные действия, не предусмотренные КоАП РФ, могут являться административными правонарушениями.
Так, например, в Законе Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» установлена ответственность за нарушение порядка пребывания граждан в лесах (ст. 7.2) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
В Законе Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» предусматривается ответственность за нарушение сроков заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд и за нарушение порядка заготовки недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (ст. ст. 2.19 — 2.20).
В Законе Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» предусмотрена ответственность за нарушение порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также за нарушение правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. ст. 6 — 6.2).
В Законе Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, незаконное повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой растительности, произрастающей вне населенных пунктов (ст. ст. 5.1 — 5.3).
В Законе Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» предусмотрена ответственность за сжигание сухой травы на лугах, в лесополосах, на обочинах дорог и т.д. (ст. 63).
Отмечая положительный характер дополнительной конкретизации норм об административной ответственности, необходимо также учитывать, что нередко законодательство субъекта РФ оказывается недостаточно систематизированным , что может вызывать затруднения у правоприменителей.
———————————
См., например: Ялбулганов А.А., Панкратова В.И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 4.

2. Уголовная ответственность, которая в отличие от административной наступает исключительно на основании кодекса — УК РФ, предусмотрена за следующие нарушения лесного и смежного законодательства, которые относятся к экологическим преступлениям (гл. 26):
— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), т.е. при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил), если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия );
———————————
Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), а именно производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1), или повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2), или повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей (ч. 3);
———————————
Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. При этом угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248), если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (ч. 1) или по неосторожности смерть человека (ч. 2);
— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия;
— порча земли (ст. 254), а именно отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1) или совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2);
— производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия (ст. 257);
— незаконная охота (ст. 258), если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на особо охраняемой природной территории, либо в зоне экологического бедствия, либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1), а также если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2);
———————————
Понятие и правила охоты установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом необходимо учитывать, что охотой признаются и такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов (ст. 259);
— незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);
— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), а именно нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» причинение вреда здоровью человека по смыслу ст. ст. 246, 247, 248, 254 УК РФ выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.
Согласно п. 13 указанного Постановления при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность (ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В связи с принятием Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 11 марта 2011 г.) в гл. 26 был внесен ряд изменений, уточняющих ответственность за указанные выше преступления. Направленный в целом на гуманизацию уголовного законодательства и индивидуализацию наказания судом, Закон в ряде случаев исключил нижние пределы санкций в виде лишения свободы, оставив при этом верхние пределы, отражающие степень общественной опасности преступления, без изменений.
Ключевые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение непосредственно лесного законодательства, содержатся в ст. ст. 260 — 261 УК РФ. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 442-ФЗ) в ст. 261 УК РФ, существенно усилена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог).
В ст. 260 УК РФ установлена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.
Данный вид преступления имеет распространенный характер и всегда является предметом особого внимания при выработке органами власти первоочередных мер, направленных на пресечение нарушений лесного законодательства, в том числе контрабандного вывоза лесоматериалов .
———————————
См.: Материалы VI-го Байкальского международного экономического форума (г. Иркутск, 6 — 9 сентября 2010 г.).

Если указанные деяния совершены в значительном размере, т.е. причинили ущерб лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. руб., то они наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ч. 1 ст. 260). В случае совершения данных деяний группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (свыше 50 тыс. руб.) они наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2). Совершение указанных деяний в особо крупном размере (свыше 150 тыс. руб.), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой наказывается штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 3).
Следует отметить, что в предыдущей редакции УК РФ (от 13.05.2008) под значительным ущербом понимался ущерб, превышающий 10 тыс. руб., крупным — 100 тыс. руб., особо крупным — 250 тыс. руб. Таким образом, принятые изменения подтверждают законодательную тенденцию ужесточения ответственности за нарушение лесного законодательства.
Особенности применения ст. 260 УК РФ также отражены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
Согласно п. 10 Постановления при привлечении к уголовной ответственности по ст. 260 УК РФ необходимо учитывать, что в этой статье уже специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.
Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Под незаконной порубкой понимается рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 , или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (п. 11).
———————————
Действовала на момент принятия указанного Постановления.

Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества (кража, грабеж, мошенничество, присвоение и др.).
При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 КоАП, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере. Следовательно, главным критерием разграничения с КоАП РФ является степень общественной опасности деяния, определяемая причинением ущерба в значительном размере (п. 13).
В Уголовном кодексе РФ прямо не предусматривается, что орудие совершения преступления (бензопила или электропила, топор и пр.) подлежит конфискации, однако орудие преступления выступает в качестве доказательства, соответственно, изымается как вещественное доказательство. В результате судебного процесса устанавливается вина лица (или лиц), совершившего преступление, и в отношении его вступает в законную силу обвинительный приговор суда. В данном приговоре должно быть указано, что необходимо делать с орудием преступления: оно может быть или уничтожено, или зачислено в доход государства (п. 19).
При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, судам следует в каждом конкретном случае выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.
При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 N 158 «О Красной книге Российской Федерации». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» функции по ведению Красной книги РФ возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Для правильной оценки причиненного экологического вреда суд может привлечь соответствующих специалистов (п. п. 15 — 16).
В ст. 261 УК РФ установлена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений. С 31 декабря 2010 г. данная статья действует в новой редакции , ужесточившей уголовную ответственность.
———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 данной статьи уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от 100 до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Особенности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 261 УК РФ раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате незаконного обращения с огнем». Так, если в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, повлекшего уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, наступила смерть человека, действия виновного квалифицируются по совокупности статей, предусматривающих ответственность за причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ).
Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности может заключаться, в частности, в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.).
В случае если указанные в ч. 1 ст. 261 УК РФ деяния причинили крупный ущерб (превышающий 50 тыс. руб.), они наказываются штрафом в размере от 150 до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ч. 2).
Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загря