Ст 57 закон о полиции

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 3 статьи 28 слова «нуждающихся в срочной медицинской помощи» заменить словами «нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме»;

а) в наименовании слова «медицинское обслуживание» заменить словами «медицинское обеспечение»;

б) в части 1 слова «Медицинское обслуживание» заменить словами «Медицинское обеспечение»;

в) в части 2 слова «медицинское обслуживание» заменить словами «получение медицинской помощи», слова «обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения по рецептам на лекарственные препараты» заменить словами «обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача»;

г) в части 3 слова «на медицинское обслуживание» заменить словами «на медицинское обеспечение», слова «При амбулаторном лечении они обеспечиваются лекарственными препаратами» заменить словами «При лечении в амбулаторных условиях они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения»;

д) в части 4 слова «в государственных либо муниципальных организациях здравоохранения» заменить словами «в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения».

Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

1. Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения;

признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Ст 57 закон о полиции

Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве
[Закон «О банкротстве»] [Глава III] [Статья 57]

1. Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения;

признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

1 комментарий к записи “Статья 57 Закон о Банкротстве. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве”

Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

Комментарий к статье 57

1. В комментируемой статье указаны специальные основания прекращения производства по делу о банкротстве, поскольку указанное производство может быть прекращено и по основаниям, предусмотренным ст. 150 АПК РФ, если они применимы к делу о банкротстве (ст. 223 АПК РФ, ст. 32 Закона о банкротстве).
Из оснований прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, к делу о банкротстве не применимо только основание, предусмотренное п. 3, поскольку дело о банкротстве не подлежит рассмотрению третейским судом (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве).
Остальные основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 150 АПК РФ, могут быть применены в деле о банкротстве. Таким образом, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (ст. 33 Закона о банкротстве); в отношении должника уже имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда; все кредиторы отказались от заявленных требований на условиях, предусмотренных абз. 6 п. 1 комментируемой статьи, и отказ принят арбитражным судом; юридическое лицо — должник ликвидировано и запись об этом внесена в государственный реестр; после смерти гражданина-должника правоотношение не допускает правопреемства (в случае смерти гражданина-кредитора это основание не применяется, если другие кредиторы предъявили требования к должнику); имеются основания, предусмотренные ч. 7 ст. 194 АПК РФ.
2. Комментируемая статья предусматривает дополнительные основания прекращения производства по делу о банкротстве.
Производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом в случае восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления, т.е. погашения требований всех кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения (ст. ст. 88, 119, 159 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве также в случаях:
— признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, в частности в случае отмены судебного акта или признания недействительным договора, которые послужили основанием к возбуждению дела о банкротстве. При этом аннулирование требований заявителя возможно лишь при условии отсутствия заявленных и установленных в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, требований иных кредиторов, соответствующих требованиям ст. 6 Закона о банкротстве;
— отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от своих требований. Такой отказ возможен в рамках любой процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства);
— удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
— отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов по делу о банкротстве.
Перечень оснований для прекращения производства по делу о банкротстве, предусмотренный п. 1 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Арбитражный суд может прекратить производство по делу о банкротстве и в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях. Например, в случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, предусмотренном п. п. 1 и 2 ст. 174 Закона о банкротстве, производство по делу о банкротстве градообразующей организации подлежит прекращению (п. 3 ст. 174 Закона о банкротстве).
3. О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению (ст. 52 Закона о банкротстве), но может быть обжаловано (п. 2 ст. 151 АПК РФ).
4. В п. 2 комментируемой статьи определяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, которые являются такими же, как и последствия, установленные на случай принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом (ст. 56), т.е. влекущими прекращение действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения.
Если определение о прекращении производства по делу о банкротстве принято в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, то прекращается действие обстоятельств, являющихся последствием введения указанных процедур.

Статья 57. Изменение образовательных отношений

1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

Статья 57. Универсальные услуги связи

1. В Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.

К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.

2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов, а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:

время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

в каждом поселении должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без использования пользовательского оборудования абонента;

в населенных пунктах с населением от двухсот пятидесяти до пятисот человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа;

точка доступа с учетом положений настоящей статьи должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем десять мегабит в секунду.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи определяет населенные пункты, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 57 Закона о Связи

1. Положениями комментируемой статьи определяется содержание термина «универсальные услуги связи», а также основы регламентации порядка оказания универсальных услуг связи и порядка регулирования тарифов на универсальные услуги связи.

Так, исходным принципом регламентации данного рода услуг связи является принцип их гарантированности государством.

Универсальные услуги связи относятся к одному из направлений деятельности операторов связи сети общего пользования, регулируемого государством, в том числе посредством регулирования тарифов на универсальные услуги связи, определения источников и порядка возмещения убытков операторам универсального обслуживания (подробнее см. ст. ст. 59, 60, 61 комментируемого Закона).

В современном глобальном информационном обществе эффективность государственной политики в сфере развития информационно-коммуникационных технологий зависит во многом от обеспечения равных возможностей для доступа граждан к услугам связи. В этой связи принцип универсального обслуживания или универсального доступа является одним из центральных направлений государственной телекоммуникационной политики во многих странах мира. Развитие механизма универсальных услуг связи призвано учитывать интересы всех слоев населения, но, прежде всего, оно направлено на обеспечение доступности услуг связи для людей, проживающих в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах. По информации Россвязи по состоянию на 1 сентября 2010 г. на территории РФ всего установлено 148302 таксофонов и 20847 ПКД.

Универсальные услуги связи в соответствии с п. 30 ст. 2 комментируемого закона определяются как услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории РФ в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.

В настоящее время к универсальным услугам связи в соответствии комментируемой статьей относятся 2 вида услуг связи:

— услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

— услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53801-2010 «Связь федеральная. Термины и определения», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 июня 2010 г. N 126-ст, определяет универсальные услуги связи как услуги связи, перечень, качество и цены, которых регулируются законодательством РФ.

Либерализация сферы телекоммуникации, повышение уровня конкуренции и выбор коммуникационных услуг идут рука об руку с параллельным действиями, направленными на создание согласованной регулирующей структуры, которая гарантирует предоставление универсальных услуг (параграф 1 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг (Директива об универсальных услугах). Концепция универсальных услуг должна приспосабливаться к технологическому прогрессу, развитию рынка и изменению пользовательского спроса.

Так, ЕС и государства-члены ЕС принимают на себя обязательства в отношении регулирующей структуры телекоммуникационных сетей и услуг в рамках соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по базовым телекоммуникациям. Каждое государство — член ВТО вправе определить категорию обязательств по универсальной услуге, которую он желает использовать. Причем такие обязательства не могут рассматриваться как антиконкурентные per se, при условии их применения прозрачным, недискриминационным и нейтральным образом, с учетом конкуренции, а также если они не будут обременительными более чем это необходимо для определенной соответствующим государством — членом ВТО универсальной услуги (параграф 3 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг).

Согласно параграфу 4 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг обеспечение предоставления универсальной услуги (то есть предоставление определенного минимального набора услуг всем конечным пользователям по доступным ценам) может включать предоставление некоторых услуг определенным конечным пользователям по ценам, отличающимся от цен, сложившихся при обычных рыночных условиях.

Основным условием предоставления универсальных услуг является подключение пользователей по их заявкам к телефонной сети фиксированной связи общего пользования по доступным ценам (отступление от соблюдения этого условия возможно при наличии однонаправленного узкополосного сетевого соединения, предоставление которого конечным пользователям по их основному месту проживания может быть ограничено государством — членом ЕС). Подключение к телефонной сети фиксированной связи общего пользования должно обеспечивать наличие голосовой связи и возможность передачи данных на скорости, необходимой для доступа к интерактивным услугам, таким, как те, что предоставляются через сеть Интернет.

Параграфом 10 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг предусмотрено требование доступной цены, то есть цены, определяемой государством — членом ЕС на национальном уровне с учетом национальных условий, которая может включать в себя установление общих тарифов, не зависящих от места расположения, либо установление специальных параметров тарифов для пользователей с низким уровнем доходов. Доступная цена с точки зрения пользователей связана с их возможностью отслеживать и контролировать свои расходы. Применяется положение о том, что государства — члены ЕС должны принять необходимые меры для гарантированного предоставления и обеспечения наличия доступных цен на все общедоступные услуги фиксированной телефонной связи для пользователей с ограниченными возможностями и пользователей с особыми социальными потребностями.

На территории ЕС положениями Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг установлены требования к универсальным услугам, в частности:

— пользователи и абоненты должны иметь исчерпывающие телефонные справочники и получать услуги телефонной справки, включающие полный перечень абонентов и их номера (в том числе стационарные и мобильные номера)(параграф 11);

— для гражданина является существенным наличие достаточного количества телефонов-автоматов, а для пользователя — возможность звонить по телефону на бесплатные номера экстренной связи и, в частности, на единый европейский номер экстренной помощи («112») с любого телефона, включая телефоны-автоматы, без необходимости использования каких-либо платежных средств (параграф 12);

— государства — члены ЕС должны принять необходимые меры для гарантированного предоставления и обеспечения наличия доступных цен на все общедоступные услуги фиксированной телефонной связи для пользователей с ограниченными возможностями и пользователей с особыми социальными потребностями (параграф 13);

— обязательства по предоставлению универсальных услуг могут в некоторых случаях быть распределены между операторами, использующими наиболее экономически эффективные средства предоставления услуг и доступа к сети, в том числе указанные обязательства могут быть распределены между операторами при помощи конкурентных и сравнительных методик отбора (параграф 14);

— абоненты должны быть защищены от немедленного отключения от сети на основании неуплаченного счета и, в частности, при наличии спора относительно больших счетов за услуги, оказываемые за дополнительную плату (параграф 16);

— необходимость обеспечения непрерывного применения существующих положений, связанных с предоставлением минимального набора услуг по выделенным линиям в соответствии с законодательством Сообщества в сфере телекоммуникации, в частности, в отношении услуг, указанных в Директиве 92/44/ЕЭС Совета ЕС от 5 июня 1992 г. об обеспечении открытого доступа к сети по выделенным линиям, до тех пор пока национальные регулирующие органы не установят, в соответствии с процедурами исследования рынка, установленными в Директиве 2002/21/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 7 марта 2002 г. об общих рамках регулирования электронных коммуникационных сетей и услуг (Рамочная директива), что ввиду достаточного развития конкурентного рынка на данной территории отсутствует необходимость в дальнейшем применении таких положений. Уровень конкуренции, вероятно, будет отличаться на различных рынках выделенных линий, а также на различных частях территории (параграф 28) и др.

Отметим, что структура универсальных услуг на территории ЕС включает:

— предоставление доступа к услугам фиксированной телефонной связи (необходимо поддерживать голосовую и факсимильную связь и передачу данных на скорости, достаточной для наличия функционального доступа к сети Интернет, учитывая технологии, используемые большинством абонентов, и технологическую возможность доступа);

— услуги телефонной справки и телефонные справочники, предполагающие доступность по крайней мере, одного исчерпывающего телефонного справочника конечным пользователям в форме, одобренной в соответствующем порядке, в печатном и (или) электронном виде, регулярно обновляемого, по крайней мере, раз в год; доступность по крайней мере одной исчерпывающей услуги телефонной справки всем конечным пользователям, включая пользователей телефонов-автоматов;

— телефоны-автоматы и переговорные пункты (в том числе государства — члены ЕС обеспечивают возможность совершать срочные звонки по телефонам-автоматам на единый европейский номер экстренной помощи («112») и любые другие национальные телефонные номера экстренной связи без необходимости использования каких-либо платежных средств).

Предоставление потребителям универсальных услуг связи гарантируется законодательством практически всех государств — участников СНГ. При этом под универсальными услугами связи, как правило, понимается минимальный набор услуг нормированного качества, доступный всем потребителям на всей территории государства (см. Доклад о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств — участников СНГ, Протокольное решение Экономического совета СНГ от 18 ноября 2010 г. «О состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств — участников СНГ»).

Перечень универсальных услуг связи либо установлен соответствующим законом, либо во исполнение закона определяется правительством государства.

Причем на территории СНГ, перечни универсальных услуг связи существенно различаются как по количеству, так и типу услуг.

Тарифы на универсальные услуги связи подлежат государственному регулированию, которое осуществляется уполномоченным органом в сфере связи. Тарифы рассчитываются при принятии решения о проведении конкурса на оказание универсальных услуг связи и включаются в договор об условиях оказания этих услуг.

Операторы, предоставляющие универсальные услуги связи, определяются по результатам конкурса, проводимого национальным отраслевым органом. В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе оказание универсальных услуг телекоммуникаций возлагается на доминирующего оператора связи, предоставляющего услуги сети телекоммуникаций общего пользования на этой территории. Решение о возложении принимается либо правительством государства, либо уполномоченным органом в сфере связи.

Предусмотрена компенсация убытков оператора связи, предоставляющего универсальные услуги связи. Применяются различные механизмы компенсации убытков. Например, в России создан резерв универсального обслуживания. При этом все операторы сети связи общего пользования делают в данный резерв отчисления, которые в соответствии с НК РФ относятся к прочим расходам на производство и (или) реализацию продукции (услуг). В Республике Казахстан компенсация убытков осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете по программе 017 «Компенсация убытков операторов сельской связи по предоставлению универсальных услуг связи» на соответствующий год.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 — 2014 годов (разработан Минэкономразвития РФ) предполагает, что в рассматриваемый период продолжится оказание универсальной услуги связи на всей территории РФ, предусматривающее оказание услуг в поселениях путем использования таксофонов и пунктов коллективного доступа. В рамках реализации механизма универсального обслуживания услуги оказывают более 20,8 тыс. пунктов коллективного доступа в сеть Интернет и более 148 тыс. единиц установленных таксофонов. Дальнейшей задачей станет расширение перечня универсальных услуг. Государственная поддержка в 2012 — 2014 годы будет направлена, в частности, на субсидирование операторов, оказывающих универсальные услуги.

В прогнозный период развитие сектора информационных технологий будет ориентировано на реализацию Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г., и Государственной программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». Так, к 2014 году рост рынка информационных технологий прогнозируется почти в 1,34 раза по сравнению с 2010 годом.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривает в качестве приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе, в частности, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе:

— формирование единого информационного пространства;

— развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;

— обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории РФ, расширение состава универсальных услуг;

— обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех регионов РФ;

— развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;

— повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологи и др.

Утвержденные Правительством РФ стратегии социально-экономического развития федеральных округов РФ предусматривают развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе рынка универсальных услуг связи. Так, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, в целях развития информационно-коммуникационных технологий предусматривает, в частности, следующие мероприятия:

— разработку и утверждение комплекса мер по повышению доступности для граждан и некоммерческих организаций услуг сети Интернет;

— разработку и утверждение комплекса мер по развитию механизма предоставления универсальных услуг связи, обеспечивающего доступность конвергентных телекоммуникационных услуг населению за счет модернизации оконечного оборудования и снижения тарифов;

— введение льготных тарифов услуг связи при предоставлении доступа к ресурсам сети Интернет в учебных целях для общеобразовательных учреждений;

— создание и развитие единой информационно-коммуникационной сети органов государственной власти;

— создание архитектуры региональных электронных правительств субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа;

— перевод служебных документов в электронный вид;

— разработка и принятие в эксплуатацию единых информационно-аналитических порталов Центрального федерального округа;

— реализация мероприятий по переходу на оказание в электронном виде государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также услуг, предоставляемых учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в электронном виде;

— массовое внедрение мультисервисных услуг (на основе широкополосного доступа) и др.

Основными механизмами реализации указанных мероприятий являются:

— совершенствование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования развития информационно-коммуникационных технологий;

— опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы информационно-коммуникационных технологий на основе передовых мировых достижений и технологий;

— развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами.

В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 2074-р, отмечено, что к 2010 г. в области информационных и телекоммуникационных технологий за счет внедрения универсальных услуг связи с использованием таксофонов обеспечен повсеместный доступ к услугам связи (установлено 26 тыс. таксофонов универсального обслуживания в Северо-Западном федеральном округе). Кроме того, между Федеральным агентством связи и федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» как оператором универсального обслуживания заключены 18 договоров на оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Северо-Западного федерального округа (всего функционирует 2253 пункта коллективного доступа).

Смотрите также Стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р, План мероприятий по реализации Стратегии, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1535-р, Стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р, Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 1120-р, Стратегию социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1538-р.

Необходимо отличать понятие «универсальные услуги почтовой связи», то есть услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории РФ и по доступным ценам (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»). Несмотря на сходство терминологии, универсальные услуги почтовой связи не считаются универсальными услугами связи в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

Следует отметить, что в Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, отсутствуют наименования услуг, относящихся к универсальным услугам почтовой связи как они сформулированы в п. 1 комментируемой статьи.

Вместе с тем Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, содержат указания о выполнении лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи по следующим видам деятельности:

— оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов;

— оказание услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа;

— оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

— оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

— оказание телематических услуг связи.

Так, например, п. 11 разд. V Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов предусматривает выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

Такие расхождения в наименованиях услуг связаны с определенными сложностями правоприменения, поскольку в комментируемом Законе упоминаются услуги, не включенные в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, а также отсутствующие в Перечне лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87.

В соответствии с п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Следовательно, услуги, указанные в п. 1 комментируемой статьи, должны подлежать лицензированию. Так, на практике возникают вопросы, связанные с перечнем лицензионных условий для услуг телефонной связи с использованием таксофонов и услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, распространением или не распространением телематических услуг связи, посредством которых осуществляется доступ в Интернет, предполагающих передачу факсимильных сообщений и сообщений электронной почтой, на универсальные услуги связи и ряд других.

Указанные вопросы подлежат разрешению посредством согласования норм комментируемого Закона и Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87.

В настоящее время рассматриваются предложения по расширению перечня универсальные услуги связи. Так, операторы сотовой связи могут стать операторами универсальных услуг (по информации на заседании экспертного совета по вопросам связи при Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Так, по мнению заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, необходимо изменить подход в оказании универсальных услуг связи, в частности универсальная услуга должна иметь персонифицированный доступ, предоставляться по принципу технологической нейтральности. В этой связи, по его мнению, необходимо отказаться от понятия существенного оператора связи, ввести понятие «доминирующий оператор» и налагать какие-либо обязательства только на доминирующего оператора, который может злоупотреблять своим положением.

Федеральная антимонопольная служба сообщила о создании рабочей группы по разработке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка услуг связи с целью оценки возможности его перехода из состояния естественной монополии в конкурентное с введением технологической нейтральности регулирования рынка услуг телефонной связи.

Минкомсвязь России предложит включить услуги сотовой связи в пакет универсальных услуг связи. Таким образом, мобильная связь и широкополосный доступ в Интернет (ШПД) могут быть внесены в список универсальных услуг.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи определены принципы, основываясь на которых, Правительство РФ определяет:

— порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи;

— порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи.

К указанным принципам относятся следующие требования:

— время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать 1 часа;

— в каждом поселении должно быть установлено не менее чем 1 таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

— в поселениях с населением не менее чем 500 человек должен быть создан не менее чем 1 пункт коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Указанные правовые акты разрабатываются с учетом представления федерального органа исполнительной власти в области связи (см. Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418). Так, в соответствии с п. 5.2.9 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ утверждает требования к оказанию услуг связи, в том числе универсальных.

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» установлены следующие требования:

— оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования, на основании договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемого с Федеральным агентством связи по результатам конкурса или на основании решения Правительства РФ;

— оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и с которым заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи, обязан приступить к оказанию универсальных услуг связи не позднее 6 месяцев с даты заключения договора;

— количество таксофонов и пунктов коллективного доступа, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, определяется в договоре об условиях оказания универсальных услуг связи с учетом требований комментируемой статьи;

— оператор универсального обслуживания вправе использовать средства связи, предназначенные для оказания универсальных услуг связи, в целях оказания других услуг связи, если такое использование не ограничивает права пользователей универсальными услугами связи и не снижает доступности этих услуг.

Кроме того, Федеральное агентство связи ежегодно, не позднее 1 августа, обязано размещать на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ отчет о результатах оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации за прошедший год, в том числе отчет о формировании и расходовании средств резерва универсального обслуживания. Об отчетах по оказанию универсальных услуг связи в Российской Федерации смотрите информацию на официальном сайте Федерального агентства связи.

К числу правовых актов, регламентирующих оказание универсальных услуг связи, помимо комментируемого Закона можно отнести:

— Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»;

— Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи»;

— Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»;

— Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 246 «Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи»;

— Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 248 «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи»;

— Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 N 551 «О некоторых мерах по обеспечению оказания универсальных услуг связи»;

— Приказ Мининформсвязи России от 6 декабря 2005 г. N 137 «Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия и эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи»;

— Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания»;

— Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 28 февраля 2011 г. N 21 «О раскрытии информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи»; и др.

Правила оказания универсальных услуг связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241. Необходимо учитывать, что оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и с которым заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи (оператор универсального обслуживания), оказывает универсальные услуги связи с соблюдением:

— правил оказания соответствующих видов услуг связи, утверждаемых Правительством РФ;

— дополнительных требований, устанавливаемых Правилами оказания универсальных услуг связи.

Также необходимо учитывать Правила применения таксофонного оборудования, утвержденные Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 21 декабря 2006 г. N 176, Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32, Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575, Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222.

Итак, Правила оказания универсальных услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241, определяют дополнительные требования к оказанию видов услуг связи, относящихся к категории универсальных услуг связи.

Деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:

— местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

— доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

— доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

— возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:

— возможности передачи сообщений электронной почтой;

— доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий со скоростью не менее 33 Кбит/с, а с 1 июля 2008 г. — не менее 256 Кбит/с.

Установка таксофонов, используемых для оказания универсальных услуг связи, производится оператором универсального обслуживания с соблюдением следующих требований:

— в местах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи;

— с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.

Обязанности операторов универсального обслуживания предусмотрены п. п. 5, 7, 8 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241.

В обязанности операторов универсального обслуживания входит:

— обеспечение пользователям универсальными услугами связи свободного доступа в помещение пункта коллективного доступа;

— установление режима работы пункта коллективного доступа не менее 5 дней в неделю и не менее 8 часов в сутки (один из таких дней должен приходиться на субботу или воскресенье, а время работы пункта коллективного доступа должно определяться с учетом предложений органов местного самоуправления);

— обеспечение в каждом пункте коллективного доступа возможности одновременного оказания универсальных услуг не менее чем двум пользователям;

— создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи (таксофонам, пунктам коллективного доступа);

— информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона «О связи», п. 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241, на оператора связи возложена обязанность создавать условия для реализации инвалидам своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Согласно ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Данное положение направлено на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Указанная норма по своей сути декларативна и без ее детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Закона не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т.д.).

В этой связи отметим, что ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Между тем государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Федеральное законодательство предусмотрело отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней.

Например, рассматривая дело о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии с которым на общество возлагалась обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, суд удовлетворил требования общества о признании недействительным предписания управления о нарушении обществом требований п. 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241, поскольку возложенная на общество обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к услугам связи является невыполнимой (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А22-2693/2009). Суд указал, что под предписанием следует понимать обязательный для исполнения письменный документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени государственного органа юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину, содержащий законные требования по устранению выявленных нарушений в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в установленный срок. Характерными признаками предписания является его законность и исполнимость. Под исполнимостью понимается наличие реальной возможности и обязанности у правонарушителя устранить в указанный срок выявленное нарушение. В своем предписании управление возложило на общество обязанность по устранению нарушения, выразившегося в отсутствии условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Однако в предписании не содержится конкретного вида нарушения, которое должно быть устранено в установленный срок, и не исследован вопрос о наличии реальной возможности осуществления такого доступа.

Отметим, что оплата универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов осуществляется с использованием карт оплаты услуг связи, а при наличии технической возможности также за счет наличных средств (п. 6 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241). Кроме того, пользователю универсальными услугами связи должна быть предоставлена возможность оплаты входящих телефонных соединений за счет вызывающего пользователя и (или) абонента.

Реализация карт оплаты услуг связи организуется оператором универсального обслуживания в каждом поселении, на территории которого он оказывает универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов.

Регулирование тарифов на универсальные услуги связи осуществляется в целях обеспечения доступности универсальных услуг связи для пользователей этими услугами, а также баланса интересов пользователей универсальными услугами связи и операторов универсального обслуживания.

О Правилах государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи см. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242. См. также Приказ Минсвязи РФ от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении Регламента ценообразования на реализуемые товары (работы, услуги)».

Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242, регламентируют порядок и принципы регулирования тарифов на универсальные услуги связи. Необходимо отличать услуги связи, предоставляемые оператором связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и с которым заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи, вне договора об условиях оказания универсальных услуг связи, тарифы на которые не подлежат регулированию в соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242.

Основными принципами регулирования тарифов на универсальные услуги связи в п. 5 Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242, признаны:

— обеспечение равенства в доступе к услугам связи для пользователей услугами связи на всей территории РФ;

— удовлетворение спроса населения на универсальные услуги связи с учетом его платежеспособности;

— обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции на рынке услуг связи;

— оптимизация размера возмещения убытков, причиняемых операторам универсального обслуживания в связи с оказанием универсальных услуг связи.

Тарифы на универсальные услуги связи рассчитываются Федеральным агентством связи при принятии решения о проведении конкурса на оказание универсальных услуг связи и включаются в договор об условиях оказания универсальных услуг связи. Так, например, при проведении открытого конкурса на право оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Амурской области тариф на 1 мегабайт информации при оказании услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием ПКД был определен как 5,69 руб./Мб.

Единицей тарификации универсальных услуг связи является (п. 7 Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242):

— для услуг телефонной связи с использованием таксофонов — 1 минута телефонного соединения;

— для услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа — 1 мегабайт информации.

Причем тариф на 1 минуту местного телефонного соединения с использованием таксофона определяется как отношение суммы минимальных из установленных в субъекте РФ тарифов (платы) за базовый объем местных телефонных соединений при тарифном плане с комбинированной системой оплаты и за предоставление в постоянное пользование абонентской линии к соответствующему базовому объему местных телефонных соединений.

Тариф на 1 мегабайт информации при оказании услуг по передаче данных в пунктах коллективного доступа к сети Интернет определяется как произведение тарифа на 1 минуту местного телефонного соединения на время, необходимое для передачи 1 мегабайта информации при скорости передачи данных, равной 24 Кбит/с.

Пунктом 10 Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242, определены основания изменения тариф на указанные услуги. Так, изменение тарифа производится по инициативе любой из сторон договора об условиях оказания универсальных услуг связи в случае изменения минимального размена абонентской платы более чем на 10%.

По информации Федерального агентства связи (Россвязи) существующий уровень тарифов на универсальные услуги связи существенно превышает среднерыночные.

Причиной такого неравенства признан действующий порядок расчетов тарифов, установленный Правилами государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242.

Например, тарифы, применяемые в соответствии с Правилами операторами универсального обслуживания на территории Центрального федерального округа, составляют от 3,82 до 10,04 руб./Мб, в то время как рыночные тарифы для физических лиц, применяемые различными операторами связи на данной территории, колеблются в пределах от 0,13 до 0,81 руб./Мб.

Максимальный на сегодня действующий тариф для физических лиц на территории Дальневосточного федерального округа (в Магаданской области) в 2 раза ниже минимального тарифа на универсальные услуги связи в Центральном федеральном округе.

Россвязью признано, что фактически существующие тарифы на универсальные услуги связи по предоставлению доступа к сети Интернет являются сегодня заградительными и делают доступ к информации с помощью ПКД (пункта коллективного доступа) практически недоступным для широких слоев населения, в первую очередь в сельской местности. В настоящее время Россвязью подготовлены предложения по изменению существующего порядка расчетов тарифов на универсальные услуги связи по предоставлению доступа к сети Интернет. Предлагаемая корректировка Правил позволит снизить тарифы более чем в 10 раз по отношению к существующим тарифам и довести их до уровня среднерыночных.

Изменения в Правила направлены в Минкомсвязь России для дальнейшего согласования с заинтересованными ведомствами и внесения в Правительство РФ. Однако до настоящего времени в Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 242, рассматриваемые изменения не внесены.

В этой связи отметим, что на территории ЕС действует требование доступности цены на универсальные услуги связи. Так, параграф 15 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг предусматривает, что государства — члены ЕС должны осуществлять мониторинг ситуации с абонентами в отношении их пользования общедоступными услугами телефонной связи и, в частности, в отношении возможности получения таких услуг по доступной цене. Возможность получения услуг телефонной связи по доступной цене связана с получением пользователями информации о расходах на пользование телефоном, равно как и информации о соответствующих расходах на пользование телефоном по сравнению с расходами на пользование другими услугами, а также связана с возможностью пользователей контролировать свои расходы. Таким образом, возможность получения услуг телефонной связи по доступной цене означает предоставление пользователям полномочий посредством возложения обязательств на назначенные организации, оказывающие универсальные услуги. Эти обязательства включают:

— установленный уровень детализации счетов по оплате услуг;

— предоставление пользователям возможности избирательно блокировать определенные звонки (например, дорогостоящие звонки по услугам, предоставляемым за дополнительную плату);

— предоставление пользователям возможности контролировать расходы путем внесения предоплаты, а также возможности вносить авансовые платежи.

В соответствии с требованиями параграфа 19 — 24 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2002/22/EC от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг расчет себестоимости универсальных услуг должен быть проведен согласно расчету затрат и доходов, таких как косвенные доходы, являющиеся результатом предоставления универсальных услуг, но при этом не должен препятствовать общей цели обеспечения того, чтобы ценовая структура отражала расходы. Себестоимость обязательств по предоставлению универсальных услуг должна быть рассчитана на основе открытых и ясных процедур. Если выполнение обязательств по предоставлению универсальных услуг связано с непосильными расходами для организации, предоставляющей универсальные услуги, государство — член ЕС вправе установить механизм для эффективного покрытия их себестоимости. Одним из способов покрытия себестоимости обязательств по предоставлению универсальных услуг является возмещение через государственные фонды.

3. Отметим, что нарушение требований Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241, относится к числу административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Так, например, в ходе проверки установлено и зафиксировано в акте, что в трех пунктах коллективного доступа в отделении почтовой связи Архангельской области Онежского района, расположенных по адресам: с. Покровское, д. Анциферовский Бор, с. Порог, пользователю универсальными услугами не обеспечены возможность передачи сообщений электронной почтой и доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий, что является нарушением п. 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241 (см. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 г. N 14АП-1090/2011). В рассматриваемой ситуации, как установлено судом первой инстанции предприятием (оператором) с Федеральным агентством связи заключен договор, предметом которого является оказание оператором универсального обслуживания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Архангельской области сроком на 5 лет, в силу которого оператор при оказании таких услуг обязан обеспечить предоставление пользователю универсальными услугами связи: возможность передачи сообщений электронной почтой; доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий. Между тем в ходе проверки административным органом установлено, что в указанных в договоре пунктах коллективного доступа отсутствуют возможность передачи сообщений электронной почтой и доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Данный вид административного наказания применяется по решению суда.

Деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. При этом перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливается Правительством РФ и ежегодно уточняется в соответствии с п. 1 ст. 29 комментируемого Закона.

В п. 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, содержится указание на телематические услуги связи, состоящие в том числе:

— в обеспечении предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, приема и передачи телематических электронных сообщений;

— в оказании услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ;

— в выполнении лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания) (разд. 16 Перечня).

Смотрите также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2010 г. N 09АП-26289/2010, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2010 г. N 07АП-9183/10, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2010 г. N Ф07-10907/2010 по делу N А05-4621/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А22-2693/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2010 г. по делу N А32-16796/2009-63/252-45АП, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2010 г. N Ф07-8315/2010 по делу N А05-21509/2009, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13 января 2010 г. N 02АП-6068/2009, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2012 г. N 09АП-32622/11, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2011 г. N 16АП-1453/11, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2011 г. N 15АП-4615/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2011 г. N 09АП-10926/11, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г. N 02АП-2132/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2010 г. N 09АП-28920/2010, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2010 г. N 07АП-7687/10.