Ст 331 ук рф

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

См. комментарии к статье 331 УК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в часть 1 статьи 331 внесены изменения

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Информация об изменениях:

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к статье 331 Уголовного Кодекса РФ

1. Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

2. Положения об ответственности, содержащиеся в гл. 33 УК, распространяются только на мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы в военное время или в боевой обстановке определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

3. Родовым (и видовым) объектом преступлений против военной службы является установленный порядок несения и прохождения военной службы военнослужащими, обеспечивающий нормальную деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, государственных органов и учреждений, где предусмотрено прохождение военной службы.

Если военнослужащими совершаются преступления, предусмотренные другими разделами и главами Особенной части УК, не посягающие на порядок несения и прохождения военной службы, то ответственность наступает по статьям соответствующих глав на общих основаниях.

4. Непосредственными объектами преступлений против военной службы являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы.

5. Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии (ст. ст. 333 — 336, 346 УК), так и в бездействии (ст. ст. 332, 337 — 344, 348 — 352 УК), либо как в той, так и в иной форме (ст. 347 УК).

6. Субъект преступлений против военной службы специальный:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ;

2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

7. Субъективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в умышленной (ст. ст. 333 — 339, 343 — 346 УК), так и неосторожной (ст. ст. 347 — 352 УК) формах вины.

Составы, предусмотренные ст. ст. 332, 340 — 342 УК, предполагают наличие умышленной или неосторожной форм вины.

Обязательным признаком субъективной стороны составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 337 — 339 УК, является цель: временное или постоянное уклонение от прохождения военной службы.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарии к ст. 331 УК РФ

1. Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.

Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:

специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);

относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).

2. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., и Военной доктриной Российской Федерации (2000 г.) созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае они проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.

3. Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства: Вооруженные Силы РФ; внутренние войска МВД России; войска гражданской обороны; инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования; Служба внешней разведки РФ; органы Федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России; органы Федеральной службы охраны РФ; Служба специальных объектов при Президенте России; воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.

4. На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

5. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.

СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ).

6. Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим — 16 лет.

К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.

Для некоторых составов воинских преступлений требуется наличие иных признаков, характеризующих их субъекта: факт принятия военной присяги, правомерное назначение в состав караула или иного наряда для несения специальной службы, нахождение при исполнении обязанностей по военной службе, наличие отношений подчиненности и т.п.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются федеральным законодательством. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен: с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд; с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, в ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, то в его деянии отсутствует состав преступления.

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» ).

БВС РФ. 2008. N 6 (извлечение).

7. Не признаются военнослужащими и потому не несут ответственности по статьям гл. 33 УК сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций, сторожевых и контрольных подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана), члены казачьих обществ и др.

8. Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами страны.

Исходя из предназначения воинских формирований объектом представленных в гл. 33 УК преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других воинских формированиях порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), призванный обеспечить интересы военной безопасности государства. При этом под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны, граждан от вооруженной агрессии. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны. Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.

В зависимости от конкретизации сферы военно-служебных отношений все преступления против военной службы по признаку видового объекта объединены Уголовным кодексом в следующие группы: преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. ст. 332 — 336); преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339); преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344); преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 — 348); преступные нарушения правил безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352).

9. Исходя из признака специальной противоправности не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими службу по призыву, продолжительностью не свыше 2 суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток).

Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, хищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений не относятся, а подлежат квалификации по иным статьям УК. Все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, и одновременно иных уголовно-правовых норм, исходя из правил конкуренции должны оцениваться по соответствующим статьям этой специальной главы, а не по общим статьям УК.

При наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава воинского преступления и образующих признаки более опасного преступления, содеянное дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за конкретное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, совершает его убийство, то содеянное в части умышленного причинения смерти квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК, а сопротивление — по п. «в» ч. 2 ст. 333 УК (по признаку наступления тяжких последствий сопротивления), поскольку убийство не охватывает сопротивление, и наоборот.

Если же деяние образует состав более опасного преступления против личности, то содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Так, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105 УК и дополнительной квалификации по ст. 334 УК не требует.

Не образуют преступления деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского состава преступления, но подпадающие под ч. 2 ст. 14 УК и потому являющиеся малозначительными.

10. Признаки субъективной стороны воинских преступлений (вина, мотив, цель) отражают воинскую природу (направленность) совершаемого преступления: виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а именно к факту нарушения нормативно определенного порядка прохождения военной службы и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

11. Специфика признака уголовной наказуемости состоит в том, что к военнослужащим не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются субъектам, проходящим службу по призыву (ст. ст. 49, 50, 51 УК). К последним может применяться содержание в дисциплинарной воинской части, а к лицам, имеющим воинское звание, — его лишение в качестве дополнительного наказания (см. комментарий к ст. 48). Вся остальная система уголовно-правовых мер (ст. 44, гл. 14, 15, 15.1 УК) к ним применима в полном объеме.

12. Нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна определяться законодательством Российской Федерации военного времени.

13. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по ст. 11 УК.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к Ст. 331 УК РФ

В русском писаном праве такое понятие, как воинские преступления, появляется еще в середине XVI в. В то же время научная разработка этого понятия в России начинается лишь в XIX в. Термин «воинское преступление» впервые был использован в Военно-уголовном уставе 1839 г. В ст. 2 этого устава указывалось, что преступления, совершаемые лицами военного ведомства, могут быть двух видов: «преступления собственно воинские и преступления общие, служащих по военному ведомству с лицами гражданского звания, учиненные независимо от порядка и обязанности службы».

1. Непосредственным объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.

2. Объективная сторона преступлений против военной службы состоит в нарушении установленного порядка прохождения военной службы.

Охраняемый уголовным законом порядок прохождения военной службы подразделяется на порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 — 336 УК), порядок пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339 УК), порядок несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344 УК), порядок сбережения военного имущества (ст. ст. 346 — 348 УК), правила безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352 УК).

Военнослужащие, совершившие воинские преступления, осуждались в последние годы за уклонения от военной службы — 60 — 70%, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими — 20 — 30%, а также за сопротивление, принуждение и насильственные действия в отношении начальника — 5 — 10%.

Нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК, не являются воинскими преступлениями (к таким нарушениям, например, как это видно из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, относится самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток. В таких случаях содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.

3. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту), иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту, а также граждане, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В ст. 3 Закона о воинской обязанности указывается, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Статьи 2, 32 указанного Закона устанавливают, что граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Из п. 5 ст. 34 Закона о воинской обязанности следует, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

В случае совершения воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, ответственность за преступления против военной службы исключается.

Не могут быть признаны субъектами воинских преступлений и лица, негодные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья (ст. ст. 23, 50, подп. «г» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.

Гражданские лица, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов не могут признаваться исполнителями воинских преступлений. Согласно ст. 34 УК такие лица могут быть признаны организаторами, подстрекателями либо пособниками в воинских преступлениях. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не всех, а лишь некоторую категорию военнослужащих. Например, в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть только военнослужащий, который в установленном порядке исполняет или должен исполнять этот вид службы.

В Законе установлена ответственность за преступления против военной службы, совершаемые только в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Уголовный кодекс регулирует также вопросы уголовной ответственности военнослужащих за общеуголовные и воинские преступления в зависимости от места их совершения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Так, в соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой 1993 г. «О порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил РФ в Кыргызской Республике» в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил РФ, преступлений против Российской Федерации, против членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4088.

Как правило, международные договоры устанавливают следующий порядок:

— за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил РФ, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, российские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

— за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеуголовный характер и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.

Лица, совершившие преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения на основании ст. 11 УК несут ответственность по УК, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы они ни находились.

С принятием КС РФ Постановления от 20.04.2009 N 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева» , в соответствии с которым признана противоречащей Конституции норма, содержащаяся в п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности, особую актуальность приобретает проблема законодательного регулирования правового статуса военнослужащих, у которых срок военной службы по призыву либо по контракту истек, однако они не исключены из списков личного состава части.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2390.

Принципиальное значение имеет решение этого вопроса при рассмотрении судами уголовных дел. Согласно комментируемой статье воинскими считаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих (т.е. совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих) с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437.

Только в этот период на гражданина могут быть возложены обязанности военной службы и он может быть привлечен к уголовной ответственности за их невыполнение, поэтому определение начала и окончания срока военной службы имеет определяющее значение в уголовном судопроизводстве по данной категории дел.

И если с началом срока военной службы вопросов у судей не возникает, то в связи с противоречивостью формулировок в Законе о воинской обязанности, определяющих окончание срока военной службы, при рассмотрении уголовных дел о воинских преступлениях возникают проблемы.

Суть их заключается в том, что ст. 38 этого Закона четко определяет сроки военной службы как по призыву, так и по контракту. Именно на такие сроки на граждан при призыве возлагаются, а при поступлении на военную службу по контракту граждане сами принимают на себя обязанности военной службы, за несоблюдение которых они могут нести уголовную ответственность.

В ст. 32 указанного Закона, в частности, закреплено, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу и срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, а условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина в течение установленного контрактом срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Определяет Закон и момент окончания военной службы, которым согласно п. 11 ст. 38 следует считать дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, и при этом обоснованно устанавливает, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Более того, в п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. от 13.11.2012) , разъяснено, что данный срок истекает: а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву; б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534; N 42. Ст. 5008; 2000. N 16. Ст. 1678; N 27. Ст. 2819; 2003. N 16. Ст. 1508; 2006. N 25. Ст. 2697; 2007. N 11. Ст. 1284; N 13. Ст. 1527; N 29. Ст. 3679; N 35. Ст. 4289; N 38. Ст. 4513; 2008. N 3. Ст. 169, 170; N 13. Ст. 1251; N 43. Ст. 4919; 2009. N 2. Ст. 180; N 18 (ч. 2). Ст. 2217; N 28. Ст. 3519; N 49 (ч. 2). Ст. 5918; 2010. N 27. Ст. 3446; 2011. N 4. Ст. 572; N 13. Ст. 1741; N 40. Ст. 5532; 2012. N 2. Ст. 244; N 29. Ст. 4075; N 47. Ст. 6457.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Каких-либо оснований, предусматривающих возможность продления гражданину установленного законом срока военной службы по призыву или по контракту, в действующем законодательстве РФ не имеется.

Указанное абсолютно конкретное и полностью соответствующее Конституции и всем другим законодательным нормам требование Закона о воинской обязанности подменяется, однако в том же Законе и других нормативных актах указание на то, что дата исключения из списков личного состава части в некоторых случаях может не совпадать с окончанием срока службы, таким образом фактически принудительно продлевает определенный Законом для граждан срок службы по призыву и срок, на который гражданин дал согласие проходить службу по контракту, без законодательного изменения самого срока службы.

К таким случаям п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности и Положение о порядке прохождения военной службы относят случаи, когда военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Большинство указанных случаев установлено в интересах военнослужащих и поэтому не нарушает их прав.

4. С субъективной стороны воинские преступления характеризуются как умыслом (прямым или косвенным), так и неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В некоторых составах преступлений против военной службы в качестве обязательных признаков выделяются мотив и цель. Особенностью данных признаков субъективной стороны в воинских преступлениях является различный способ их отражения в законе.

В одних статьях (ст. ст. 334, 336, 338, 339 УК) они непосредственно указаны. В ст. 334 УК мотив отражен, например, с помощью обобщающего понятия «в связи с исполнением обязанностей военной службы».

В ряде статей главы 33 УК (ст. ст. 332, 333, 340, 341, 346 УК) отсутствует указание на мотив и цель. Например, в ст. 340 УК (нарушение правил несения боевого дежурства) цель не указывается. Однако в этом воинском преступлении она подлежит выяснению, так как может влиять на квалификацию содеянного.

5. Существенно изменены нормы о назначении и отбывании наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в УК в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «к» ст. 44). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях 18 статей гл. 33 УК (ст. ст. 332 — 337, 339 — 350). В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.

Уголовный кодекс (ч. 3 ст. 81) предусматривает, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.

Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.

Статья 73 УК допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК — условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. «а» ч. 7 ст. 79 УК) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.

В соответствии со ст. 86 УК судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК) как вид уголовного наказания на срок от трех месяцев до двух лет за преступления против военной службы предусмотрено в санкциях 16 статей гл. 33 УК (ст. ст. 332 — 334, 336 — 337, 339 — 349). Данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Ограничение по военной службе может быть назначено условно (ст. 73 УК). К лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).

При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК).

В соответствии со ст. 54 УК наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы

Новая редакция Ст. 331 УК РФ

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к Статье 331 УК РФ

1. Правовым основанием установления УО за преступления против военной службы является Конституция, Закон о воинской обязанности, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 06.01.2007) , общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, другие ФЗ и иные нормативно-правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ. Так, Конституция в ст. 59 провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это положение запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12, N 26. Ст. 2729, N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 31. Ст. 3173, N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 19. Ст. 1794, N 21. Ст. 1919, N 26. Ст. 2521, N 48. Ст. 4740, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437, N 52. (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687, N 30. Ст. 3089, N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, ст. 2, N 6. Ст. 637, N 19. Ст. 2062, ст. 2067, N 29. Ст. 3122, N 31 (ч. 1). Ст. 3452, N 43. Ст. 4415, N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41, N 2. Ст. 360.

2. Военнослужащие несут УО за совершенное преступление на одинаковых для всех граждан основаниях, независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к УО за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских, преступлений по отдельным, установленным для них нормам военно-уголовного законодательства.

3. Закрепленное в ч. 1 коммент. статьи понятие преступления против военной службы является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14, и указывает лишь на особенности воинского преступления. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние военнослужащего, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Являясь разновидностью общего понятия, преступление против военной службы обладает всеми его признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Однако эти признаки имеют определенную воинскую специфику, обусловленную характером военной службы.

4. Общественная опасность преступления выражается в причинении либо создании угрозы причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, например насильственные действия в отношении начальника (ст. 334), нарушение уставных правил воинских взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335) причиняют вред здоровью потерпевшего военнослужащего. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349), нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351) и другие наносят вред общественной безопасности.

Эти интересы личности, общества и государства в иных случаях могут быть защищены путем применения общеуголовных норм. В воинских же преступлениях за ними кроются интересы другого, более высокого, порядка — национальной военной безопасности. Под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны от вооруженной агрессии. Функцию вооруженной защиты выполняют вооруженные силы и иные федеральные государственные воинские формирования. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны.

5. Преступления против военной службы характеризуются специальной противоправностью, ими могут признаваться лишь те, которые перечислены в гл. 33 УК РФ. Иные преступления, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, похищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу этих преступлений не относятся, а должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ. С другой стороны, все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33, и одновременно под общеуголовные нормы, должны квалифицироваться по соответствующим статьям этой главы, а не по общим статьям УК РФ.

5.1. Можно сформулировать следующее правило квалификации: деяние, образующее воинское преступление, всегда выделяется и квалифицируется в качестве такового; при наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава данного преступления, не охватывающих данное деяние и образующих признаки более опасного общеуголовного преступления, оно дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей УО за данное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, убивает его, то содеянное в части, касающейся убийства, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105, а сопротивление — по п. «в» ч. 2 ст. 333 (по признаку причинения тяжких последствий), поскольку убийство не охватывает сопротивление. Если обстоятельство, выходящее за пределы состава воинского преступления, охватывает деяние, составляющее это преступление, и образует состав более опасного общеуголовного преступления, содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей УО за данное преступление. Например, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105, дополнительной квалификации по ст. 334 при этом не требуется; убийство начальника не в связи с исполнением им служебных обязанностей, но при исполнении этих обязанностей ст. 105 не предусматривает; в этом случае содеянное образует совокупность преступлений по п. «в» ч. 2 ст. 334 (признак иного тяжкого последствия) и ст. 105.

5.2. Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит также в том, что все эти составы, будучи бланкетными, нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила военной службы, закрепленные в воинских уставах, других законах и иных нормативных правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена УО. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий. Признавая военнослужащего виновным в том или ином преступлении против военной службы, следует всякий раз уточнять, какие конкретно правила военной службы были при этом нарушены, с указанием соответствующего источника. Если такую связь с источниками установить не удается, то воинский характер совершенного правонарушения может вызывать сомнение.

6. Умысел и неосторожность, в которых проявляется вина, характеристика преступления с двумя формами вины, признаки невиновного причинения вреда определены в ст. 24 — 28, которые без каких-либо изъятий применяются и к преступлениям против военной службы. Специфику образует лишь содержание вины — оно отражает воинскую природу совершаемого преступления. Виновный определенным образом (в зависимости от формы вины) относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства. Он осознает эти обстоятельства (при прямом и косвенном умысле, преступном легкомыслии) либо не осознает при условии, что должен был и имел возможность осознавать их (при преступной небрежности). Установление формы вины применительно к конкретным составам преступлений против военной службы имеет определенные сложности, обусловленные конструктивными особенностями некоторых составов, необходимостью соблюдения требований ч. 2 ст. 24, ограничивающей УО за деяния, совершенные только по неосторожности, лишь случаями, специально предусмотренными соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Основным показателем формы вины является психическое отношение лица к деянию. В соответствии с ч. 1 ст. 24 виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. При этом отношение к последствиям может быть как умышленным, так и неосторожным (при умысле по отношению к деянию), а также исключительно неосторожным (при неосторожности по отношению к деянию). Например, в ч. 1 ст. 332 предусматривается УО за неисполнение подчиненным приказа начальника, причинившее существенный вред интересам службы, а в ч. 3 той же статьи — за неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. В ч. 3 специально указана неосторожность в отношении деяния, следовательно, отношение к последствиям также неосторожное. Отсюда вытекает, что в ч. 1 отношение к деянию предполагает умысел, вина же в отношении существенного вреда допускает как умысел, так и неосторожность.

6.1. Если в статье никаких оговорок о вине применительно к деянию не содержится, ее следует считать умышленной. Вина же по отношению к последствиям возможна либо в форме умысла, либо в форме неосторожности. Например, насильственные действия в отношении начальника (ст. 334) — преступление умышленное. Однако в п. «в» ч. 2 ст. 334 содержится в качестве альтернативного признака причинение тяжких последствий, отношение к которым может быть как умышленным, так и неосторожным.

6.2. В ряде статей специально оговорена неосторожность по отношению к последствиям, это сделано для того, чтобы отграничить предусмотренные в них преступления от смежных составов, отличающихся умышленной формой вины. Например, в ст. 349 — 352 говорится о нарушениях правил безопасности использования различных военно-технических средств, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Вина в отношении этих последствий специально оговорена как неосторожная, поскольку умысел превращает эти деяния в преступления против личности.

7. Наказуемость преступлений против военной службы характеризуется установлением за все эти преступления тех или иных уголовных наказаний. Норм, которые предусматривали бы за совершение отдельных преступлений применение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и, таким образом, переводили деяние в разряд проступков, как это было в УК РФ РСФСР, действующий УК РФ не содержит. Перечень видов наказаний в санкциях статей, предусматривающих УО за воинские преступления, включает: из общих наказаний — преимущественно лишение свободы, далее — арест и в некоторых статьях штраф, из специальных видов, используемых в санкциях наиболее широко, — содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе. Чаще всего применяются содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы. Из дополнительных наказаний практикуются применение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение воинского звания.

8. Военная служба представляет собой определенный порядок военно-служебных отношений, которые делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения — те, субъектами которых являются все военнослужащие; специальные отношения устанавливаются в особых сферах военно-служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.

8.1. Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни преступления нарушают общие отношения, другие — специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332 — 336), преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337 — 339), а также против порядка сбережения военного имущества (ст. 345 — 348). В основе этих преступлений лежат нарушения требований, обязательных для всех военнослужащих. Остальные преступления носят специальный характер: преступления против установленного порядка несения специальных видов военной службы (ст. 340 — 344), а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств (ст. 349 — 352). Общий порядок воинских отношений урегулирован преимущественно Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, специальные отношения в зависимости от их вида регламентируются этим же Уставом, а также Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, специальными нормативно-правовыми актами, отдельными приказами.

9. Порядок прохождения военной службы устанавливается для осуществления задач, стоящих перед Вооруженными Силами, которые сводятся к обеспечению их обороноспособности. В соответствии с ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 04.12.2006) Вооруженные Силы создаются для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы; к обороне привлекаются также пограничные, внутренние и иные войска (ст. 1). Следовательно, последствия нарушения порядка прохождения военной службы — это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угрозы для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1. Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763, N 15. Ст. 1276, N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974, N 29. Ст. 3123, N 50. Ст. 5279.

10. Вред проявляется в различной форме: физический, материальный, организационный, государственно-политический, нравственный, морально-психологический. Физический вред выражается в применении к военнослужащим насилия, в том числе повлекшего расстройство здоровья (например, при совершении насильственных действий в отношении начальника в связи с исполнением либо во время исполнения им обязанностей военной службы — ст. 334). Физический вред — показатель ослабления обороноспособности подразделения, поскольку в результате прямого воздействия и угроз потерпевший может изменить свое отношение к службе, снизить требовательность к подчиненным.

10.1. Материальный вред состоит в отчуждении, повреждении или уничтожении военного имущества (ст. 346 — 348), хищении имущества, сданного под охрану караула (ст. 342), и др.

10.2. Организационный вред заключается в срыве выполнения различных военных мероприятий, поставленных задач либо в утрате военного управления. Это последствие может быть прямым, например в результате неисполнения приказа (ст. 332), когда подчиненный не исполняет полученного задания. Но оно может иметь и опосредованный характер, проявляясь через физический или материальный вред. Так, в результате нанесения побоев начальнику подразделение может остаться без управления и не выполнить важного боевого или иного задания, что следует рассматривать как тяжкое последствие, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 334. Таков же характер тяжких последствий, указанных в качестве признака составов других воинских преступлений.

10.3. Государственно-политический вред включает ущемление определенных государственных интересов в результате нарушения правил несения специальных видов военной службы, направленных на охрану этих интересов. Так, нарушение правил несения боевого дежурства причиняет вред интересам безопасности государства (ст. 340), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341) также угрожает внешней безопасности государства, поскольку ослабляет охрану государственной границы. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343) угрожает внутренней безопасности страны, правам и законным интересам граждан.

10.4. Нравственный вред, как правило, сопряжен с причинением физического вреда в преступлениях, совершаемых с применением насилия (ст. 333 — 335), поскольку всякое насилие над личностью унижает ее честь и достоинство. Но ряд составов преступлений предусматривает нравственный вред в качестве основного признака состава. Это нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства (ст. 335), а также оскорбление военнослужащего (ст. 336). Опасность этих преступлений не сводится только к унижению чести и достоинства личности. В результате оскорблений военнослужащий может утратить необходимые морально-волевые качества и чувство войскового товарищества, могут возникнуть конфликтные ситуации и другие грубые нарушения воинской дисциплины среди военнослужащих.

10.5. Морально-психологический вред может быть последствием любых преступлений, совершенных военнослужащими, тем более если они приобретают относительно массовый характер (например, при совершении уклонений от военной службы, хищений военного имущества и т.п.). Он наиболее характерен, например, для неисполнения приказа (ст. 332) и должностных преступлений (ст. 285, 293), которые, к сожалению, без достаточных оснований исключены из числа воинских.

11. Субъект преступного посягательства против военной службы должен обладать всеми признаками общего субъекта преступления: он должен быть вменяем и иметь возраст не менее 18 лет. Вместе с тем он обладает и иными дополнительными признаками, указанными в законе, — быть военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.

11.1. Определяющий признак субъекта посягательства против военной службы — пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе. В соответствии со ст. 2 Закона о воинской обязанности гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет статус, устанавливаемый ФЗ.

11.2. В соответствии со ст. 2 Закона о воинской обязанности лицо считается военнослужащим, если оно проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

11.3. Категории военнослужащих определены ст. 5 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Действие Устава распространяется и на иные перечисленные военные органы и формирования, эти категории считаются едиными для всех военнослужащих. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание.

11.4. Начало и окончание военной службы определены Законом о воинской обязанности. В соответствии со ст. 38 указанного Закона началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. Представляется, что речь должна идти о дне фактического отправления к месту службы; до этого дня совершаемое призывником деяние не может признаваться преступлением против военной службы. Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, военная служба начинается со дня вступления контракта в силу, что должно быть специально оговорено в контракте. Существуют некоторые категории военнослужащих, для которых установлен особый порядок исчисления срока военной службы (п. 10 ст. 38 Закона о воинской обязанности).

11.5. Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то военнослужащий не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части. К числу особых обстоятельств, позволяющих отложить исключение военнослужащих из списков воинской части, относятся: нахождение военнослужащего на стационарном лечении, участие в походах кораблей, безвестное его отсутствие, пребывание в плену или в качестве заложника, нахождение под следствием и некоторые иные, которые определены законом.

11.6. Закон о воинской обязанности (п. 12 ст. 38) требует не засчитывать в срок военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, а также время самовольного оставления части или места службы свыше десяти суток. Общий срок службы увеличивается на это время, что должно быть учтено при издании приказа об исключении военнослужащего из списков части, однако если приказ это обстоятельство не учел, военнослужащий должен быть уволен в соответствии с ним. Лицо может быть привлечено к УО за воинское преступление и после окончания военной службы, если деяние совершено им в период военной службы.

11.7. Для лиц, проходящих военные сборы, начало и окончание службы определяются первым и последним днями сборов. Порядок прохождения военных сборов должен быть определен положением о проведении военных сборов. Согласно ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» на граждан России, проходящих военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. Это значит, что УО за совершение преступления против военной службы они должны нести с ограничением, вытекающим из конкретных статей гл. 33 УК РФ.

11.8. Существенное значение в характеристике субъекта преступлений против военной службы имеет возраст. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18-летнего возраста; призыв на военную службу возможен лишь до достижения 27-летнего возраста (ст. 22 Закона о воинской обязанности). Для граждан, поступающих в военно-учебные заведения, возраст начала военной службы может быть и меньшим, т.е. 16 лет (п. 1 ст. 35 указанного Закона). Однако это не делает их субъектами воинских преступлений.

11.9. Совершение преступления, предусмотренного гл. 33 УК, лицом, не достигшим установленного возраста, оказавшимся на военной службе на незаконном основании, например вследствие ошибки или сознательного подлога документов, допущенных при призыве, исключает УО за преступление против военной службы.

11.10. Невменяемость лица — безусловное основание для исключения состава преступления. Однако ст. 22 Закона о воинской обязанности предусматривает возможность УО лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Между тем отдельные виды такого расстройства служат основанием для признания гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобождения от военной службы (ст. 23, 50, 51 указанного Закона). При наличии психического расстройства лицо не может признаваться субъектом преступления против военной службы, его ответственность за воинское преступление исключается. Оно может отвечать за иное преступление, если состав такового содержится в фактически совершенном им деянии; вопросы ответственности в этом случае решаются в порядке ст. 22.

11.11. В соответствии со ст. 59 Конституции военную службу несут граждане Российской Федерации. Однако согласно ст. 2 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах может осуществляться и иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

11.12. Между Россией и отдельными государствами — членами СНГ заключены соглашения, в соответствии с которыми гражданам этих государств предоставлена возможность проходить службу в воинских подразделениях РФ. В соответствии с межправительственными соглашениями эти военнослужащие имеют тот же статус, что и российские военнослужащие, они признаются субъектами преступлений против военной службы.

11.13. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

11.14. Следует выделить и иные основания, исключающие возможность признания лица субъектом преступления против военной службы. Они обозначены в законе либо как обстоятельства, наличие которых не допускает призыва лица на военную службу, либо дает право на освобождение либо отсрочку от военной службы (ст. 23, 24 Закона о воинской обязанности). Так, не призываются на военную службу граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; освобождаются отдельные категории граждан от призыва на военную службу, в частности лица, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; устанавливается отсрочка от призыва на военную службу для отдельных граждан, в частности имеющих двух и более детей, и т.д. Представляется, что во всех случаях, когда лицо призвано на военную службу, несмотря на наличие указанных оснований, либо продолжает служить после возникновения таких оснований, его пребывание на военной службе следует считать незаконным и его как не отвечающего требованиям, предъявляемым к военнослужащим, признавать субъектом преступлений против военной службы нельзя. В случае совершения им общественно опасного деяния, содержащего состав иного, общеуголовного, преступления, он подлежит УО за это преступление.

11.15. В ч. 2 коммент. статьи указывается круг лиц, которые несут УО в соответствии со статьями гл. 33 УК, не являясь военнослужащими Вооруженных Сил РФ. Это так называемые лица, приравненные к военнослужащим Вооруженных Сил РФ. В разные исторические периоды круг таких лиц менялся. В настоящее время в него входят военнослужащие инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований (см. Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 (в ред. от 11.05.2006) ). Личный состав данных формирований носит форму одежды и знаки различия по воинским званиям, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил РФ, на них распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3540; 2005. N 36. Ст. 3667; 2006. N 20. Ст. 2163.

11.16. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не все, а лишь некоторые категории военнослужащих. Например, субъектом преступных посягательств против порядка подчиненности (ст. 332 — 334) является военнослужащий, подчиненный потерпевшему; в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем может быть только военнослужащий, который в установленном порядке включен в состав соответствующего вида службы, и т.д. Иные военнослужащие не могут признаваться соисполнителями таких преступлений. Они признаются организаторами, подстрекателями либо пособниками. Одновременно при наличии соответствующих оснований эти лица могут признаваться исполнителями других преступлений. Так, если сержант А. помогает своему приятелю рядовому Б. в совершении насильственных действий в отношении начальника — сержанта В., который не является для А. ни начальником, ни подчиненным, действия А. следует квалифицировать как пособничество в преступлении, предусмотренном ст. 334, и, кроме того, он должен отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного ст. 335, — нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

12. УК РФ является законодательством мирного времени и не содержит преступлений, характерных для военного времени, в нем нет также составов преступлений против военной службы, совершаемых в боевой обстановке. Часть 3 коммент. статьи предусматривает, что эти преступления должны определяться законодательством РФ военного времени. В настоящее время такое законодательство отсутствует, и в случае возникновения соответствующей обстановки виновный будет привлекаться по статьям гл. 33 или гл. 34 УК РФ.

Другой комментарий к Ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Наряду с признаками, присущими всем преступлениям, посягательства в гл. 33 УК РФ отличаются субъектным составом: они совершаются только военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (далее — военнослужащими, если не указано иное).

Порядок призыва граждан на военную службу и ее прохождения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Порядок зачисления граждан в запас, состав запаса, а также вопросы прохождения военных сборов установлены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Положении о проведении военных сборов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.

2. Глава 33 УК РФ охватывает преступления, совершаемые военнослужащими в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.