Ст 31 пп6 п1 нк рф

«Действия при прибытии налоговой инспекции»

ВИТАЛИЙ КОМЛЕВ,
заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг»

Инвентаризация имущества налогоплательщика
Инвентаризация имущества налогоплательщика, как отмечалось ранее, проводится в соответствии с приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39 и с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки (пп. 6 п. 1 ст. 31 и п. 13 ст. 89 НК РФ).

Инвентаризацию проводят в случаях, когда результаты проверки учетной документации проверяемой организации, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта.

Инвентаризация имущества налогоплательщика включает инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.

По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.

Следует иметь в виду, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП.

Допрос свидетеля
Одним из самых сложных и, если честно, совершенно непредсказуемых для СБ мероприятий, связанных в работой инспекторов налогового органа на территории офиса организации, является, на мой взгляд, допрос работников организации. Сложность и непредсказуемость данного мероприятия объясняются прежде всего тем, что результаты допроса в значительной степени зависят от чисто субъективных факторов:
• во-первых, от умения налогового инспектора получать от свидетеля необходимую информацию и от его навыков общения с работниками организаций-налогоплательщиков;
• во-вторых, от психологической устойчивости допрашиваемых работников;
• в-третьих, от способности работника правильно и грамотно применить знания, умения и навыки, приобретенные в процессе практических занятий, проводимых специалистами СБ по данной проблематике.

Справедливости ради следует указать на то обстоятельство, что допрос свидетеля, в соответствии с нормами НК РФ может проводиться и вне офиса организации (например, на территории налогового органа). Но, принимая во внимание предмет настоящего исследования, мы будем вести речь о допросе работников организации, проводимом в рамках выездной налоговой проверки на территории проверяемой организации. Кстати, увязка допроса свидетеля с мероприятиями налогового контроля является непременным условием проведения данного мероприятия (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Итак, правовыми основаниями для проведения допроса свидетеля, рассматриваемого в качестве элемента налогового контроля, являются, как уже отмечалось выше, нормы пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей любых лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

В то же время из данного правомочия налогового органа есть и законодательно установленные изъятия. В частности, п. 2 ст. 90 НК РФ установлено, что в качестве свидетеля не могут допрашиваться:
• лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
• лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 90 НК РФ физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Например, ст. 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (справочно: в схожей интерпретации данная конституционная норма нашла отражение в ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Показания свидетеля заносятся в протокол (унифицированная форма Протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06-338@, приложение № 3).

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа, производящее допрос свидетеля, предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Ранее уже упоминалось, что СБ должны принимать меры по подготовке работников организации к возможному общению в налоговыми инспекторами, к участию их в налоговых мероприятиях в качестве свидетелей. На практике эта миссия СБ реализуется, как правило, посредством разработки и доведения до работников организации соответствующей памятки, а также посредством проведения с работниками организации практических тренингов. Содержание как данной памятки, так и практических занятий может быть весьма разнообразным. Каких-либо установленных нормативов не существует. Все зависит от инициативы самих специалистов СБ. Тем не менее можно сосредоточить внимание на отдельных положениях, которые, как представляется, непременно должны найти отражение в настоящей статье. В частности, работникам организации можно рекомендовать:
• держаться уверенно, непринужденно, спокойно. При любых условиях всем своим видом и поведением следует показывать, что вы законопослушный гражданин, работающий в чистой и «белой» организации;
• помнить о существовании презумпции невиновности;
• не волноваться, памятуя о том, что даже за отказ в предоставлении интересующей налогового инспектора информации максимально, что вам угрожает, – это административное наказание по ст. 128 НК РФ – штраф в размере 3000 руб.;
• помнить о конституционном праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ);
• не спешить с ответом, тщательно обдумывать свой ответ;
• отвечать кратко, ясно и только на конкретно поставленный вопрос;
• избегать подробностей и полноты в ответе. Обосновывать это тем, что вы в силу своего должностного положения не знаете всей картины, не владеете всей информацией по интересующей налогового инспектора проблеме (особенно если вы не генеральный директор или не главный бухгалтер организации);
• на некоторые вопросы вам уместнее всего заявить, что «времени прошло достаточно много и вы не помните конкретных цифр» и что вам «необходимо вернуться к этой проблеме и посмотреть документы, которых у вас под рукой нет». Такой ответ налоговому инспектору будет весьма проблематично квалифицировать в качестве отказа от дачи показаний;
• на вопросы, которые выходят за пределы вашей компетенции, следует прямо заявить, что «вам про спрашиваемое ничего не известно» или «что в силу своего должностного положения вы не допущены к этой информации»;
• внимательно читать протокол допроса свидетеля перед его подписанием. В случае обнаружения в нем того, что вы не говорили или в случае искажения ваших слов, изменяющих суть ответа, требовать незамедлительного исправления данных положений.

Повторюсь, по моему глубокому убеждению, специалисты СБ призваны играть ведущую роль в процессе подготовки работников организации к их возможному участию в контрольных мероприятиях в качестве свидетелей, вовлекая в эту работу и юристов, и кадровиков, и психологов, и специалистов финансово-бухгалтерского подразделения.

Следует учитывать, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ (штраф в размере 1000 руб.). Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ (штраф в размере 3000 руб.).

Осмотр территорий и помещений налогоплательщика
Пунктом 1 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.

Данное правомочие сотрудника налогового органа закреплено и в законодательно установленных общих правах налоговых органов. Так, в частности, в пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что при выполнении возложенных на них обязанностей налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Более того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), рассматривается законодателем в качестве основной формы осуществления налогового контроля наряду с налоговыми проверками, получением объяснений налогоплательщиков и проверкой данных учета и отчетности. На это же указывает норма, содержащаяся в п. 13 ст. 89 НК РФ, которая устанавливает, что при проведении выездной налоговой проверки при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Практически аналогичная норма нашла отражение и в п. 2 ст. 91 НК РФ, которая предусматривает, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Системный анализ приведенных выше нормативных предписаний позволяет сформировать некую упрощенную модель: сотрудники налогового органа имеют право проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, но данная форма налогового контроля реализуется только в период проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика и только силами сотрудников, проводящих данную выездную налоговую проверку.

В то же время законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра вне рамок выездной налоговой проверки. Однако и в этом случае налоговые инспекторы осуществляют лишь осмотр документов и предметов, если данные документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или если владелец данных документов и предметов дает свое согласие на проведение осмотра.

Порядок проведения осмотра детально регламентирован нормативными предписаниями ст. 92 НК РФ.
В частности установлено, что:
• осмотр производится в присутствии понятых;
• при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель;
• при проведении осмотра вправе участвовать специалисты;
• в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия;
• о производстве осмотра составляется протокол (унифицированная форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06-338@, приложение № 4).

Как и в случае с допуском в офис, необходимо иметь в виду, что, в соответствии с нормами пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Аналогичная норма нашла отражение и в п. 3 ст. 91 НК РФ, в соответствии с которым при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на используемые для осуществления предпринимательской деятельности территории или помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Необходимо иметь в виду и то, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях их осмотра может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Кроме того, незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ст. 19.7.6 КоАП РФ.

Истребование документов у проверяемого лица
Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, на основании ст. 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Форма Требования о представлении документов (информации) приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (представителю) организации или физическому лицу (представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@.

Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде, утвержден приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/465@.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками представленных документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение законодательно установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

Важно иметь в виду, что в случае отказа от представления или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц организации, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, впоследствии были возвращены проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Говоря о представлении документов, следует обратить внимание на постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2013 г. № А40-78313/12-91-433. Как уже ранее отмечалось, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы в налоговый орган. Однако в период проведения в организации выездной налоговой проверки запрошенные документы, касающиеся проверяемого периода и проверяемых налогов и сборов, могут быть представлены не в налоговый орган, а непосредственно руководителю группы проверяющих должностных лиц налогового органа.

(Продолжение следует)

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

В организацию 12.09.2016 поступил запрос из налогового органа о предоставлении прогноза по налогам на 4 квартал 2016г. в срок не позднее 27.09.2016г. Обязана ли организация представлять такой отчет? Если нет, то на какую статью НК РФ можно сослаться?

Законодательно предусмотренной обязанности по представлению в налоговый орган прогноза по налогам нет. Организация вправе отказать в его предоставлении на основании пп.11 п.1 ст.21 НК РФ.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с НК РФ от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.6 п.1 ст.23 НК РФ).

Пунктом 1 ст.93, п.12 ст.89 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Таким образом, НК РФ позволяет налоговым органам истребовать у налогоплательщиков необходимые для проверки документы.

На основании п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов). В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.4 ст.89 НК РФ).

Следовательно, запрос из налогового органа о предоставлении прогноза по налогам на 4 квартал 2016г. не связан ни с проведением камеральных, ни выездных налоговых проверок. Истребование указанного документа налоговым органом у налогоплательщика неправомерно.

Как указала ФНС России в Письме от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

В соответствии с пп.11 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ.

На основании изложенного, организация вправе отказать в предоставлении в налоговый орган прогноза по налогам на 4 квартал 2016г. на основании пп.11 п.1 ст.21 НК РФ.

Автор: Разумова И.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Вызывают в ФНС. Что следует знать?

Вызов налогоплательщика в налоговый орган: когда это возможно?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»: налоговым органам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Кроме того, нормами ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

К сведению. Следует отметить, что суды подтверждают право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393 была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция пригласила предпринимателя на заседание комиссии по легализации заработной платы для рассмотрения вопроса о несоответствии заработной платы работников предпринимателя среднеотраслевому уровню для предприятий аналогичной сферы деятельности. Кроме этого, предпринимателю предложено представить на заседание комиссии расчетно-платежные ведомости по заработной плате, трудовые договоры, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, штатное расписание. Письмом налоговый орган констатировал факт неявки предпринимателя на заседание комиссии и пригласил его в инспекцию для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Полагая, что указанные письма инспекции являются требованиями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по их выставлению. Как было установлено судом, факты приглашения предпринимателя для дачи пояснений по поводу выплаты работникам заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью легализации «теневой» заработной платы является обеспечение полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного ссылка предпринимателя на неправомерность вывода суда о нарушении действиями инспекции его прав и законных интересов была отклонена судом.

Явка в налоговый орган — право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (Приложение 1 к Приказу).
Уведомление содержит следующие реквизиты:
— порядковый номер;
— ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
— Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
— полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);
— наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
— подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). Что касается данного реквизита уведомления, следует отметить, что УФНС по г. Москве, давая разъяснения по этому вопросу в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, акцентирует внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
— подпись должностного лица налогового органа и его телефон. Что касается того, кем должно быть подписано уведомление, специалисты Минфина отмечают, что форма указанного документа не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа. Как следует из Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О, подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности;
— в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем проставляются подпись и Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).

Порядок вручения уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)

Что касается порядка вручения уведомления, ФНС в Письме от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@ «О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов» указывает на следующее.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, при этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
На основании изложенного налоговые органы вручают копии ненормативных правовых актов, принятых ими в отношении налогоплательщика-организации:
— законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);
— уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком.
Направление ненормативных правовых актов по месту нахождения филиала (представительства) организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
— по месту нахождения филиала (представительства) организации;
— по месту нахождения иных обособленных подразделений организации, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации;
— по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации.
Направление ненормативных правовых актов по адресу места нахождения организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организации и нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств — в случае отсутствия у организации филиалов (представительств) либо в случае отсутствия информации, что обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства относятся к конкретному филиалу (представительству) организации;
— по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших.
Нахождение недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества на балансе филиала (представительства) организации свидетельствует о том, что эти объекты налогообложения, обособленные подразделения, образованные на базе данного имущества, относятся к конкретному филиалу (представительству) организации.
При этом налоговым органам необходимо учитывать, что направление ненормативных правовых актов и иных документов по месту жительства (месту пребывания) уполномоченного представителя налогоплательщика не является надлежащим и в этой связи не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, налоговым органом по месту ее проведения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту ее нахождения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту нахождения филиала (представительства).
Порядок извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки распространяется на порядок вызова на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В аналогичном порядке налогоплательщику сообщается об обстоятельствах, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вышеизложенное распространяется на вручение (направление) ненормативных правовых актов, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы, осуществление действий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, в отношении организаций (налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов).

Ответственность за неявку

Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
— для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
— на должностных лиц — наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.

С 01.01.2010 обязанностей прибавилось

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).

Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов

Новая редакция Ст. 31 НК РФ

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

Комментарий к Статье 31 НК РФ

Статья 31 НК РФ, закрепляющая права налоговых органов, Законом N 137-ФЗ изложена в новой редакции. С 1 января 2007 г. за налоговыми органами закрепляются следующие права:

требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);

проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);

производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ);

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ);

в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ);

определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ);

требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ);

взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);

требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ);

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ);

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ);

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (пп. 13 п. 1 ст. 31 НК РФ);

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Кроме этого, п. 2 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) предусмотрено, что налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

В основном новая редакция ст. 31 НК РФ содержит поправки технического и уточняющего характера.

Так, исключено право налоговых органов контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ, — в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ). При этом следует отметить, что контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков фактически был прекращен еще в середине 2003 г., когда Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 104-ФЗ из текста НК РФ были исключены ст. ст. 86.1 — 86.3, определяющие порядок проведения налогового контроля над расходами физического лица.

Кроме этого, исключено право налоговых органов создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пп. 15 п. 1 ст. 31 НК РФ, — в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ).

Правовой режим налогового поста устанавливался налоговыми органами на основании ст. 197.1 НК РФ для целей контроля над организациями, осуществляющими производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина .
———————————
Пунктом 12 ст. 2 Закона N 137-ФЗ ст. 197.1 также признана утратившей силу.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 197.1 НК РФ налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе были создавать постоянно действующие налоговые посты (далее — налоговые посты) у налогоплательщика.

При этом под налоговым постом понимался комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Организация налогового поста осуществлялась на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство, о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Налогоплательщик был обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Минфином России формам. Сотрудники налоговых органов, на основании решения руководителя налогового органа имели право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина (п. 2 ст. 197.1 НК РФ).

Функции налоговых постов были указаны в п. 3 ст. 197.1 НК РФ:

1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии;

2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов был утвержден Приказом МНС России от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79.

За налоговым органом закреплено также право (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ) предъявлять в суды иски о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.

Другой комментарий к Ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право:

— производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;

— осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

— контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

— получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

— обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

— требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение;

— приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

— изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Минфина России.

Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа:

— выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Кодексом;

— взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Кодексом;

— возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;

— предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

— создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.

Согласно ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» права налоговых органов, предусмотренные п. 1 — 7 ст. 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные п. 8 — 13, — только начальникам налоговых органов и их заместителям.

В пункте 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере показано, что требование о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за организацией, являющейся зависимым (дочерним) обществом (предприятием), на основании подп. 16 п. 1 ст. 31 Кодекса может быть предъявлено налоговым органом только к коммерческой организации.

2. Согласно п. 2 ст. 31 Кодекса налоговые органы осуществляют также другие права, нежели перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Права налоговых органов, как следует из п. 2 комментируемой статьи, должны быть предусмотрены Кодексом.

3. В соответствии с п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Это же право вышестоящих налоговых органов закреплено в ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Указанное право может быть реализовано в порядке ст. 140 Кодекса при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом. Согласно п. 2 ст. 141 Кодекса в случае, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия (см. комментарии к ст. 140 и 141 Кодекса).