Ст 31 37 гк рф

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 31 ГК РФ

1. Комментируемая статья не содержит определения понятий «опека» и «попечительство». В соответствии со ст. 2 Закона об опеке опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В свою очередь, попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(-ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности.

2. Опека или попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся несовершеннолетние граждане и граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Недееспособным может быть признан в судебном порядке гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.

Ограничен судом в дееспособности может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ему назначается попечитель.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Кроме того, в соответствии со ст. 62 СК РФ опекун может быть назначен ребенку несовершеннолетних родителей.

3. В комментируемой статье установлено соотношение норм, регулирующих отношения по опеке и попечительству.

Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются ГК РФ, Законом об опеке и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приоритет среди всех нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, имеет ГК РФ.

Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними урегулированы СК РФ и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства.

Кроме того, допускается принятие законов субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке). При этом необходимо иметь в виду, что законы субъектов Федерации, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, могут быть приняты в двух случаях:

1) по вопросам, прямо отнесенным к ведению субъектов Федерации Законом об опеке. Такие случаи названы в ст. ст. 7, 8, 14, 16, 26, 27, 31 Закона;

2) по вопросам, непосредственно не урегулированным Законом об опеке. Так, например, законом субъекта Федерации могут быть определены порядок и формы так называемого психолого-педагогического сопровождения семей, принявших детей под опеку или попечительство по договору (приемных семей, патронатных семей).

Однако в законах субъектов Российской Федерации не могут присутствовать нормы гражданского права, поскольку ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. В частности, субъекты Федерации не вправе своими законодательными актами регулировать права и обязанности, ответственность сторон по договору о приемной или патронатной семье (опека по договору, «платная» опека).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об опеке нормы, которые содержатся в законах субъектов Федерации и регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, не должны противоречить Закону об опеке.

4. Пункт 4 ст. 31 ГК РФ фактически предусматривает существование особого института законодательства — законодательства об опеке и попечительстве. К числу отношений, входящих в предмет законодательства об опеке и попечительстве, Законом об опеке отнесены следующие:

1) отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, когда выявлено в предусмотренном законом порядке нуждающееся в опеке или попечительстве лицо и принято решение о передаче его именно под опеку (попечительство), а не, например, о помещении под надзор специализированной организации (детского дома, психиатрического учреждения и пр.).

К этой группе относятся предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом. На данном этапе орган опеки и попечительства обязан в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру опекуна или попечителя, а также проверить обстоятельства, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) кандидатом в опекуны.

Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем). Кандидат в опекуны (попечители) обращается к органу опеки и попечительства с заявлением либо получает от него предложение стать опекуном (попечителем). Завершаются эти отношения назначением опекуна (попечителя);

2) отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента установления опеки и попечительства до момента их прекращения. В них участвуют органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства — центральные в предмете института. Они состоят в выполнении опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей, а также в надзоре органа опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей);

3) отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства присутствуют также нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства граждан является временной, закон четко закрепляет причины, по которым она прекратится.

К этой группе отношений относятся также и случаи, когда действиями или бездействием опекуна (попечителя) либо органа опеки и попечительства личности или имуществу подопечного причинен вред. Нормы об ответственности за вред, причиненный подопечному, тоже относятся к институту опеки и попечительства, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей.

5. Комментируемая статья очерчивает наиболее важные задачи опеки и попечительства. Более подробно они определены в Законе об опеке. Задачи института предопределены назначением опеки и попечительства как индивидуальных форм устройства граждан. Центральная из них — защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Все действия, предпринимаемые как опекуном или попечителем, так и органами опеки и попечительства и другими органами, организациями и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой или попечительством гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов.

Столь же важной является задача обеспечения своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства. Эта задача носит организационный характер, и ее осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетство, как правило, не позволяют гражданину самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство.

Обеспечить своевременное выявление недееспособных или не полностью дееспособных граждан весьма нелегко в условиях, когда законодательством практически не предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за неоказание лицам, нуждающимся в установлении опеки, необходимой помощи. Статья 5.36 КоАП позволяет привлекать к ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случаях, когда перечисленные субъекты располагают сведениями о несовершеннолетнем, нуждающемся в устройстве в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако другие субъекты, располагающие сведениями об оставленном без надзора ребенке или гражданине, страдающем психическим расстройством, к подобной ответственности за несообщение сведений в орган опеки и попечительства привлечены быть не могут.

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных представляет собой организацию мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица: в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и пр., — как основы его нормальной жизнедеятельности. По общему правилу опекуны и попечители обеспечивают содержание подопечных за счет самих подопечных, однако большинство недееспособных или не полностью дееспособных лиц не имеют достаточных средств к существованию. В связи с этим деятельность органов государственной власти должна быть направлена на выявление потребностей подопечных и обеспечение их удовлетворения. При этом необходимо помнить, что важную роль в обеспечении достойного уровня жизни подопечных могут сыграть различные формы благотворительной деятельности.

В настоящее время специальные виды пособий в связи с пребыванием под опекой или попечительством предусмотрены исключительно для несовершеннолетних подопечных. В соответствии со ст. 148 СК РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Закона об опеке. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.

Таким образом, дети, находящиеся под опекой или попечительством, а также воспитывающиеся в приемной или патронатной семье, имеют право на вышеназванное пособие.

В иных случаях государственная поддержка лиц, находящихся под опекой или попечительством, может осуществляться на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

Обеспечение государственной поддержки исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий — особенно актуальная задача. В настоящий период число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки. Безусловно, при безвозмездном осуществлении опеки (попечительства) в большей степени должны применяться положительные правовые последствия как имущественного, так и неимущественного характера. Такое поощрение может иметь и значение стимула для установления опеки (попечительства).

Обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности обозначены в Законе об опеке как одна из основных задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Представляется, что эта задача поставлена на будущее, так как ее выполнение состоит во всемерной поддержке не только опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, но и всех иных лиц, органов и организаций, которые своей деятельностью способствуют сокращению числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите прав и интересов всех категорий подопечных.

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к статье 31 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья, посвященная общим вопросам опеки и попечительства, называет цели их установления (п. 1), функции опекунов и попечителей (п. 2), условия установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (п. 3), взаимодействие источников правового регулирования (п. 4). До принятия ГК опеку и попечительство регулировало семейное законодательство, сегодня их регулируют: а) правила международных договоров РФ; б) ГК (ст. ст. 32 — 41); в) Закон об опеке и иные принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации; г) СК (гл. 20) и иные акты, содержащие нормы семейного права; д) законы субъектов РФ. Правила международных договоров приоритетны над национальным законодательством (ст. 7 ГК, ст. 6 СК РФ, п. 5 ст. 3 Закона об опеке). О роли ГК в регулировании опеки и попечительства см. ст. 3 ГК. Закон об опеке субсидиарно дополняет ГК: его положения и принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации применяются при регулировании вопросов опеки и попечительства в части, не урегулированной ГК (п. 4 ст. 31). Поскольку принятие Закона об опеке не предусмотрено ГК, он не является законом, принятым в соответствии с ГК (а значит, и не входит в состав гражданского законодательства в смысле п. п. 1 и 2 ст. 3 ГК). Семейное законодательство регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних подопечных, к тому же в отличие от гражданского законодательства оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. «о» ст. 71 и подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции). О роли законов субъектов РФ при регулировании опеки и попечительства (в том числе в отношении несовершеннолетних) см. п. 3 ст. 3 Закона об опеке.

2. Опека и попечительство — юридические формы устройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а в соответствующих случаях — и их воспитания. Статья 2 Закона об опеке связывает недееспособность подопечного только со ст. 29 ГК, а неполную дееспособность — со ст. ст. 26, 28, 30 ГК, однако к недееспособным подопечным следовало бы отнести граждан, недееспособных по возрасту и по состоянию здоровья (см. коммент. к ст. ст. 28, 29, 32 ГК), а к не полностью дееспособным — граждан, обладающих частичной и ограниченной дееспособностью (см. коммент. к ст. ст. 26, 30, 33 ГК). Опека и попечительство устанавливаются в отношении разных категорий лиц (ср. п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 33 ГК, подп. 1 и 2 ст. 2 Закона об опеке), что исключает их пересечение и сосуществование в отношении одного и того же лица. У каждого нуждающегося в опеке (попечительстве) гражданина может быть только один опекун (попечитель), одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина, однако оба эти требования диспозитивны. При необходимости немедленного назначения опекуна (попечителя) опека (попечительство) могут быть предварительными (п. п. 6 — 10 ст. 10, ст. 12 Закона об опеке). ГК формулирует три вида правил об опеке и попечительстве, касающихся всех подопечных (ст. ст. 32, 37, 38 ГК), а также совершеннолетних подопечных и лиц, приобретших полную дееспособность до наступления совершеннолетия согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (ст. ст. 29, 30, п. 2 ст. 34, п. 5 ст. 36, п. 1 ст. 40 ГК), и несовершеннолетних подопечных. В последнем случае опека и попечительство: а) помимо всего прочего преследуют цель воспитания и обучения подопечных (п. 1 ст. 31, абз. 2 п. 3 ст. 36 ГК); б) регулируются не только гражданским, но и семейным законодательством (п. 1 ст. 31); в) устанавливаются и прекращаются по специальным основаниям (п. 3 ст. 31, абз. 1 п. 1 ст. 39, п. п. 2, 3 ст. 40 ГК); г) подчиняются другим специальным правилам (см. абз. 2 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 2 ст. 36 ГК).

Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних устанавливается в случаях, когда они остались без родительского попечения, т.е. если имеют место: а) отсутствие (смерть) родителей; б) лишение их родительских прав или ограничение в них; в) отсутствие усыновителей; г) иные случаи отсутствия родительского попечения, а также его неэффективность или нецелесообразность (например, признание родителей недееспособными, болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 СК). Опека (попечительство) может устанавливаться по совместному заявлению родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) с указанием конкретного лица на тот период, когда сами они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности; установление попечительства в отношении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, возможно по его заявлению с указанием в качестве попечителя конкретного лица (п. п. 1, 3 ст. 13 Закона об опеке). Установление опеки возможно в отношении детей, родители которых — лица моложе 16 лет; вплоть до достижения последними 16 лет и совместно с ними назначенный опекун осуществляет воспитание ребенка, а возникающие при этом разногласия разрешает орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 62 СК) (ср. с п. 2 ст. 29 Закона об опеке).

3. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия. Смысл п. 2 ст. 31 неоднозначен. Совместное толкование правил п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32, п. 3 ст. 36 ГК и подп. 1 ст. 2 Закона об опеке позволяет сделать вывод, что опекуны — законные представители подопечных в материальном и в процессуальном праве. Попечители же согласно п. 2 ст. 31 — только процессуальные представители подопечных, в свою очередь, правила п. 2 ст. 33 (ср. абз. 2 и 3), ст. 36 (ср. п. п. 3 и 4) ГК и подп. 2 ст. 2 Закона об опеке и вовсе ограничивают данный вывод только попечителями несовершеннолетних.

Ст. 31 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 31. Опека и попечительство.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

девочке 16 лет я являюсь опекуном девочка хочет жить с мамой которую лишили родительских прав как быть подскажите пожалуста спасибо досвидание

Вопрос относится к городу апатиты

Как оформить опекунство над матерью.Ей 70лет,она инвалид 1 группы после инсульта

Вопрос относится к городу Тарко-Сале пгт

Можно ли оформить внуку опекунство над бабушкой, если у неё есть дети, но они не могут осуществлять уход, так как проживают в другом регионе и не могут забрать ещё к себе. Если можно то как это сделать.

Вопрос относится к городу Ставропольский край

Здравствуйте. Мне 51 год, нахожусь на льготной пенсии( особый характер работы( химическое производство), не работаю. Могу ли я оформить на себя опекунство над своими родителями достигшими 80 летнего возраста?

Здравствуйте. Я (меня зовут Светлана) мама и сестра еще двое ее несовершеннолетних детей проживаем в трехкомнатной квартире. Ранее жил отец и брат которые погибли. У каждого из нас есть доля 1/2 (я, мама и сестра). Старшая сестра постоянно пьет, за детьми практически не следит. Их воспитывает мама т.е. бабушка. Старшая сестра с нами ужиться не может, т.к. мы против того, что она пьет и ругается матом на детей, а когда она выпьет – теряет контроль над собой, начинает все бить в доме и кончает жизнь самоубийством, уже не раз она пыталась вены вскрыть, повеситься, пила таблетки, так же топилась в ванне, и все это на глазах детей. Отец этих детей с нами не проживает, за детьми так же не следит приезжает редко, работы у него толком нет. Так вот старшая сестра хочет продать долю в квартире (+ добавить мат.капитал и купить свое жилье). Соответсвенно мы против этого. Так как если мы разменяем квартиру, в дальнейшем ее заберут за долги т.к. ей нечем будет платит, еще у нее (у сестры) есть кредиты которые она не платит уже года 3, сумма кредитов большая). Мы боимся что она пропьет квартиру либо банк заберет за долги. Выкупить ее долю мы не можем ввиду того что нет такой суммы. А если брать ссуду то платить по многу придется. Как нам поступить? Мы против того чтобы она продала свою долю.

Вопрос относится к городу Пермь

можно ли родственникам ставить подписи для ходатайства?

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 1994 года N 51- ФЗ

С изменениями на 03.11.2006 г.

21 октября 1994 года

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 34. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечн ого

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 ноября 2013 г. по делу N 33-14443/2013 (ключевые темы: опека и попечительство — жилой дом — оформление договора — натуральное выражение — выдача разрешения)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 ноября 2013 г. по делу N 33-14443/2013

Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда

в составе: председательствующего судьи: Корниловой Т.Г.,

судей: Вялых О.Г., Качаевой Т.А.,

при секретаре: Кураян О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корниловой Т.Г. дело по апелляционной жалобе Департамента труда и социального развития администрации г.Волгодонска на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 05 августа 2013 года,

Пашко Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Администрации г.Волгодонска о разрешении оформления договора мены жилой площади. В обоснование заявленных требований указала, что по решению суда является опекуном совершеннолетней дочери Дубовиковой В.Н., которая является собственником 1/2 доли в праве собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также имеет на праве собственности 1/12 долю в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Истец обратились в Департамент труда и социального развития Администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в отдел опеки и попечительства с заявлением, содержащим просьбу о даче согласия на обмен доли принадлежащей недееспособной в жилом помещении, в результате чего Д.В.Н. перешла бы в собственность однокомнатная квартира, а в двухкомнатной остались бы собственниками истец с сыном. Пашко Л.В. получила отказ органов опеки и попечительства в согласовании данного обмена в связи с тем, что нарушаются жилищные условия недееспособной.

Истец просила признать отказ в выдаче разрешения на отчуждение жилого помещения незаконным, разрешить отчуждение доли недееспособной дочери в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Волгодонск, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН путем выдачи разрешения на оформление договора мены 5/12 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 47,6 кв.м., расположенную по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащие Д.В.Н., на 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 36,7 кв.м., расположенные по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащие Чернышову С.В.

Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 05 августа 2013 года суд признал незаконным отказ Департамента труда и социального развития Администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 01.06.2012 в выдаче разрешения на заключение договора мены жилой площади недееспособной Д.В.Н., обязав устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешения на оформление договора мены 5/12 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 47,6 кв.м., расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащие Д.В.Н., на 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 36,7 кв.м., расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащие Чернышову С.В.

Не согласившись с постановленным решением представителем Департамента труда и социального развития администрации г.Волгодонск была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятию по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Апеллянт считает, что размер отчуждаемых у Д.В.Н. 5/12 долей составляет 19, 83 кв.м., размер приобретаемой 1/2 доли составит 18,35 кв.м., то есть в натуральном выражении размер имущества уменьшится на 1,5 кв.м., что ухудшит жилищные условия недееспособной Д.В.Н. Указывает, что Чернышов С.В., с которым истец планирует заключить договор мены долей, является братом Д.В.Н., что является нарушением ст. 37 ГК РФ.

Так же апеллянт ссылается на то, что истцом пропущен трехмесячный срок исковой давности.

Администрацией г.Волгодонска подан отзыв на апелляционную жалобу, в которой они просят принять решение в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Департамента труда и социального развития администрации г.Волгодонска Шумную Н.В., Пашко Л.В., Чернышова С.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

При вынесении решения суд руководствовался Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст.ст. 31 , 37 Гражданского кодекса РФ и исходил из того, что в результате данной сделки, хотя в натуральном выражении размер имущества недееспособной и уменьшится на 1,5 кв.м., но Д.В.Н. станет собственником изолированной благоустроенной квартиры, что, несомненно, влечет улучшение ее жилищных условий, что допустимо по положениям п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Выводы суда отвечают требованиям закона и основаны на материалах дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным с ними согласиться.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 30.11.2008г. Д.В.Н. признана недееспособной. На основании Постановления Мэра г.Волгодонска N2116 от 28.08.2008г. над недееспособной Д.В.Н., 27.1.1973г. рождения установлена опека, опекуном назначена мать Пашко Л.В.

По договору купли-продажи от 12.01.2010г. на имя Д.В.Н. приобретена 1/2 доля в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Указанное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, расположенную на 10 этаже многоквартирного жилого дома, общей площадью 36,7 кв.м., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

Оставшаяся 1/2 доля в указанной квартире принадлежит Чернышову С.В., на основании договора дарения доли в праве собственности на квартиру от 27.03.2012г., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

Кроме того, Д.В.Н., Чернышов С.В., Пашко Л.В. являются собственниками 2-х комнатной АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г.Волгодонске РО, общей площадью 47,6 кв.м., расположенной на 1-м этаже 5-ти этажного, многоквартирного жилого дома. Доля Д.В.Н. в праве составляет 5/12, Чернышова С.В. — 1/2, Пашко Л.В. — 1/12, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.

31.05.2012г. на заседании Совета по опеке и попечительству над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также по патронажу при Администрации г.Волгодонска (далее Совета) было рассмотрено обращение Пашко Л.В. о даче разрешения на совершение сделки мены принадлежащей Д.В.Н. 5/12 долей в праве собственности на квартиру, находящейся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 47,6 кв.м., на 1/2 долю в праве собственности в квартире, находящейся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 36,7 кв.м., принадлежащих Чернышову С.В. Решением Совета Пашко Л.В. было отказано в выдаче разрешения на совершение договора мены, на основании ч.3 ст. 37 ГК РФ. Кроме того, комиссии пришла к выводу, что в результате данной сделки будут нарушены имущественные права недееспособной, поскольку в натуральном выражении размер имущества недееспособной в результате сделки уменьшится на 1,5кв.м.

Согласно ч. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

На основании ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

2) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

3) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

4) отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П, из содержания абз. 2 п. 1 ст. 28 и п.п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями ст. 2 , 17 и 38 ч. 2 Конституции РФ решения органов опеки и попечительства — в случаях их обжалования в судебном порядке — подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

С учетом требований закона органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли она интересам недееспособного и не ухудшаются ли условия его проживания. Главным критерием в данном случае является то, чтобы условия сделки не умаляли имущественные права и законные интересы недееспособного, находящегося под опекой.

Судом установлено, что в результате рассматриваемой сделки (мены) действительно в натуральном выражении размер отчуждаемой у Д.В.Н. 5/12 долей составляет: 5/12 х 47,6 кв.м. =19,83кв.м., размер приобретаемой 1/2 доли составит: 1/2 х 36,7 кв.м. =18,35кв.м. Размер имущества Д.В.Н. уменьшится на 1,5кв.м.

Однако, в результате указанной сделки Д.В.Н. становится единственной собственницей благоустроенной однокомнатной квартиры, находящейся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что следует признать, как улучшение её жилищных условий, что допустимо в силу п.3ч.1 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Кроме того, судом дана оценка указанным объектам недвижимости исходя из среднерыночных цен на квартиры в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на момент рассмотрения спора. Согласно представленного отчета, на судебный запрос, стоимость приобретаемой доли Д.В.Н. в однокомнатной квартире по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН составляет 670.000руб., что является больше стоимости её доли в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в результате оформления договора мены Д.В.Н. станет собственником изолированной благоустроенной квартиры, что, несомненно, влечет улучшение ее жилищных условий.

В суде апелляционной инстанции Пашко Л.В. указывала, что её действия связанные с получением разрешения на совершение сделки мены направлены исключительно для защиты прав дочери, недееспособной Д.В.Н., чтобы в будущем исключить какие-либо судебные тяжбы между детьми Д.В.Н. и Чернышовым С.В. в отношении указанных объектов недвижимости, где они являются сособственниками. Она считает, что в результате сделки дочь будет иметь собственное жилье, а не доли в праве, и её права в этом будут защищены.

Чернышов С.В. также пояснял, что он понимает существо данной сделки мены, согласен передать сестре 1/2 долю в праве на однокомнатную квартиру, получив право на 5/12 доли сестры в двухкомнатной квартире.

Представитель апеллятора также не отрицала, что передача недееспособной Д.В.Н. однокомнатной квартиры полностью в собственность, является существенным улучшением её жилищных прав.

Судебная коллегия считает, что в результате оформления договоры мены существенно улучшаются жилищные условия недееспособной, отсутствует нарушение её прав, как со стороны опекуна Пашко Л.В., так и родного брата Чернышова С.В., поскольку совершение данной сделки направлено к имущественной выгоде Д.В.Н., что допустимо по положениям ч.3 ст. 37 ГК РФ. Уменьшение имущества недееспособной на 1,5 кв.м. нельзя признать существенным нарушением её прав и основанием для отказа в разрешении сделки мены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер имущества недееспособной уменьшится на 1,5 кв.м., что ухудшит её жилищные условия, что Чернышов С.В., является сыном истца, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку такие доводы были предметом всестороннего и объективного рассмотрения судом первой инстанции и суд дал им надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Кроме того, судебная коллегия отмечает неправильное толкование апеллятором норм материального права ст. 37 ГК РФ, без учета правовой позиции изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 06.03.2003г. N119-О, Постановлении Конституционного суда РФ от 08.06.2010г. N13-П.

Ссылка апеллянта на пропуск трехмесячного срока исковой давности на обращение в суд по оспариванию решения Департамента труда и социального развития Администрации г.Волгодонска от 01.06.2012г., судебной коллегий принята быть не может, поскольку требования Пашко Л.В. заявлены в рамках искового производства.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения и не свидетельствуют о наличии, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 05 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социального развития администрации г.Волгодонска — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: