Ст 2851 ук рф состав

Содержание:

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)

Объектом рассматриваемого преступления является установленный законом порядок расходования бюджетных средств.

Объективная сторона преступления выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением в бюджетных ассигнованиях, счетов доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Состав преступления — материальный. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции статьи действий при наличии крупного размера. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей (см. Примечание к ст. 2851 УК РФ).

Субъект преступления — специальный. Им может быть любое должностное лицо -получатель бюджетных средств.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Значительно повышается ответственность за это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору (см. ст. 35 УК РФ) и в особо крупном размере. Особо крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей (см. примечание к ст. 2851 УК РФ).

Часть 2 ст. 2851 ук рф предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: а) груп­пой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере.

Согласно примечанию к ст. 285 1 УК РФ крупным размером признается сумма превышающая 1 млн 500 тыс. рублей, а особо крупным размером — 7 млн 500 тыс. руб.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 ук рф)

Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные от­ношения в части регулирования государственных внебюджетных фон­дов. В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюд­жета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здо­ровья и медицинскую помощь.

Объективная сторона преступления характеризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов долж­ностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 285 1 УК РФ крупным размером в ст. 285 2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Субъект преступления — должностное лицо, распоряжающееся рас­ходованием средств государственных внебюджетных фондов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Часть 2 ст. 285 2 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: а) груп­пой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Непосредственным объектом превышения должностных полномочий является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации). Дополнительными объектами данного преступления могут выступать здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за преде­лы его полномочий); 2) вредными последствиями (существенное нару­шение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Понятие вредных последствий данного преступления понимается так же, как и при злоупотреблении служебными полномочиями, то есть создание помех и сбоев в работе государственных и других ор­ганизаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких пре­ступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, харак­тер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпев­ших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Субъект преступления — должностное лицо, то есть, так же как и при злоупотреблении служебными полномочиями, представитель власти либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные, админи­стративно-хозяйствен-ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учрежде­ниях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (прямым или косвенным умыслом).

Часть 2 ст. 286 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федера­ции или государст-венную должность субъекта РФ, а равно главой орга­на местного самоуправления.

Часть 3 ст. 286 УК РФ конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК РФ, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его приме-нения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия следует понимать нанесение побо­ев (ст. 116 УК РФ), причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), умышленное или по неосторожности причинение сред­него вреда здоровью (ст. 112 и ч. 3 и 4 ст. 118 УК РФ), причинение смер­ти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), причинение истязания (ст. 117 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отяг­чающих обстоятельств (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

Под угрозой применения насилия понимается угроза применения указанных выше видов насилия, а также угроза убийством или причине­ние тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

Причинение при превышении должностных полномочий умышлен­ного тяжкого вреда здоровью при отягчающих и особо отягчающих об­стоятельствах, а также убийства дополнительно квалифицируются по ч. 2, 3 или 4 ст. 111 либо ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ.

Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий должна быть реальной.

Под применением оружия следует понимать применение огнестрель­ного, пневматического, газового и холодного оружия с целью причине­ния физического вреда либо с целью психического воздействия, когда использование оружия представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина. Если превыше­ние должностных полномочий сопровождалось лишь демонстрацией оружия, не представлявшей реальной угрозы жизни и здоровью гражда­нина, то содеянное можно рассматривать как совершение данного долж­ностного преступления с угрозой применения насилия.

К специальным средствам применительно к рассматриваемому квалифици-рованному составу относятся приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекраще­ния массовых беспорядков и т.п. (например, наручники, смирительная рубашка, средства типа «Черемуха», резиновые палки и т.п.).

Понятие тяжких последствий является оценочным понятием и кон­кретизируется с учетом конкретных обстоятельств конкретного уголов­ного дела (к ним, например, относится причинение по неосторожности смерти потерпев-шего, его психическое заболевание и т.п.).

Субъект по 2851 ук рф

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)

Объектом рассматриваемого преступления является установленный законом порядок расходования бюджетных средств.

Объективная сторона преступления выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением в бюджетных ассигнованиях, счетов доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Состав преступления — материальный. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции статьи действий при наличии крупного размера. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей (см. Примечание к ст. 2851 УК РФ).

Субъект преступления — специальный. Им может быть любое должностное лицо -получатель бюджетных средств.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Значительно повышается ответственность за это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору (см. ст. 35 УК РФ) и в особо крупном размере. Особо крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей (см. примечание к ст. 2851 УК РФ).

Часть 2 ст. 2851 ук рф предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: а) груп­пой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере.

Согласно примечанию к ст. 285 1 УК РФ крупным размером признается сумма превышающая 1 млн 500 тыс. рублей, а особо крупным размером — 7 млн 500 тыс. руб.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 ук рф)

Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные от­ношения в части регулирования государственных внебюджетных фон­дов. В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюд­жета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здо­ровья и медицинскую помощь.

Объективная сторона преступления характеризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов долж­ностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 285 1 УК РФ крупным размером в ст. 285 2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Субъект преступления — должностное лицо, распоряжающееся рас­ходованием средств государственных внебюджетных фондов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Часть 2 ст. 285 2 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: а) груп­пой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Непосредственным объектом превышения должностных полномочий является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации). Дополнительными объектами данного преступления могут выступать здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за преде­лы его полномочий); 2) вредными последствиями (существенное нару­шение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Понятие вредных последствий данного преступления понимается так же, как и при злоупотреблении служебными полномочиями, то есть создание помех и сбоев в работе государственных и других ор­ганизаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких пре­ступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, харак­тер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпев­ших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Субъект преступления — должностное лицо, то есть, так же как и при злоупотреблении служебными полномочиями, представитель власти либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные, админи­стративно-хозяйствен-ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учрежде­ниях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (прямым или косвенным умыслом).

Часть 2 ст. 286 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федера­ции или государст-венную должность субъекта РФ, а равно главой орга­на местного самоуправления.

Часть 3 ст. 286 УК РФ конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК РФ, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его приме-нения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия следует понимать нанесение побо­ев (ст. 116 УК РФ), причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), умышленное или по неосторожности причинение сред­него вреда здоровью (ст. 112 и ч. 3 и 4 ст. 118 УК РФ), причинение смер­ти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), причинение истязания (ст. 117 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отяг­чающих обстоятельств (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

Под угрозой применения насилия понимается угроза применения указанных выше видов насилия, а также угроза убийством или причине­ние тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

Причинение при превышении должностных полномочий умышлен­ного тяжкого вреда здоровью при отягчающих и особо отягчающих об­стоятельствах, а также убийства дополнительно квалифицируются по ч. 2, 3 или 4 ст. 111 либо ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ.

Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий должна быть реальной.

Под применением оружия следует понимать применение огнестрель­ного, пневматического, газового и холодного оружия с целью причине­ния физического вреда либо с целью психического воздействия, когда использование оружия представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина. Если превыше­ние должностных полномочий сопровождалось лишь демонстрацией оружия, не представлявшей реальной угрозы жизни и здоровью гражда­нина, то содеянное можно рассматривать как совершение данного долж­ностного преступления с угрозой применения насилия.

К специальным средствам применительно к рассматриваемому квалифици-рованному составу относятся приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекраще­ния массовых беспорядков и т.п. (например, наручники, смирительная рубашка, средства типа «Черемуха», резиновые палки и т.п.).

Понятие тяжких последствий является оценочным понятием и кон­кретизируется с учетом конкретных обстоятельств конкретного уголов­ного дела (к ним, например, относится причинение по неосторожности смерти потерпев-шего, его психическое заболевание и т.п.).

Конспекты юриста

Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), а также средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК) — специальный вид злоупотребления должностными полномочиями.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Предметом преступления выступают бюджетные средства — денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления (доходная часть) и предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (расходная часть) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Объективная сторона преступления выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие тем условиям их получения, которые определены бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Нецелевым является расходование бюджетных средств, не соответствующее условиям их получения, определенным в соответствующих документах — основании для их получения. Конкретные действия, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, могут выражаться в приобретении различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) для их последующей продажи; взносах в уставный капитал другого юридического лица; финансировании мероприятий, не включенных в целевые программы, и т.д.

Обязательным признаком преступления является нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере — в сумме, превышающей 1 млн 500 тыс. руб. (примечание к ст. 2851 УК).

Состав преступления формальный, оно окончено в момент нецелевого расходования бюджетных средств, т.е. списания денежных средств со счета соответствующего бюджета.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными (корысть, иная личная заинтересованность, ложно понимаемые интересы службы и т.п.).

Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, наделенного соответствующими бюджетными полномочиями (ст. 162 Бюджетного кодекса РФ) (руководитель учреждения, его заместитель, главный бухгалтер). Не могут нести ответственность по ст. 2851 УК должностные лица главного и нижестоящего распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ), поскольку они не являются получателями бюджетных средств. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях — получателях бюджетных средств (например, унитарных предприятиях), также не отвечают по ст. 285* УК, поскольку не являются должностными лицами. При определенных условиях указанные выше лица подлежат ответственности по ст. 201 УК.

Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 2851 УК) является совершение деяния:

  • — группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • — в особо крупном размере — свыше 7 млн 500 тыс. руб. (примечание к ст. 2851 УК).

Учитывая, что субъект данного преступления специальный, его совершение группой лиц по предварительному сговору предполагает участие в выполнении объективной стороны двух или более должностных лиц получателя бюджетных средств (например, руководителя и главного бухгалтера). Признаком организованной группы в этих случаях будет устойчивость объединения двух или более должностных лиц (ч. 3 ст. 35 УК). В такую группу могут входить должностные лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета и иные лица.

Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от нарушений финансовой дисциплины, выражающихся в нецелевом использовании бюджетных средств, не связанном с принятием каких-либо денежных обязательств (например, размещение денежных средств на банковских депозитах). Такие действия влекут административную ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ. Аналогичная ответственность наступает в случае нецелевого расходования бюджетных средств в некрупных размерах.

Комментарий к статье 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса ). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса ).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие вопросы исполнения должностных обязанностей в интересах службы.

Дополнительным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие соблюдение конституционных прав граждан, экономических интересов граждан, общества и государства.

Объективная сторона состава преступления может быть выражена как действием, так и бездействием и проявляется в использовании должностного положения вопреки интересам службы. В качестве обязательных последствий данного преступления законодатель определил существенное нарушение законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества. Обязательным условием наступления таких последствий должна быть причинная связь между ними и совершенным действием (бездействием).

В общем случае под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимается целенаправленная деятельность лица непосредственно связанная с исполнением им своих прав и обязанностей, определяемых его должностным положением, но не требующихся и противоречащих целям и задачам, возложенным на орган государственной власти (орган местного самоуправления). Следует отметить, что полномочия должностного лица определяются определенным кругом прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах и иных ведомственных инструкциях.

Способ совершения злоупотребления должностными полномочиями может быть любым: нарушение финансовой дисциплины, освобождение начальником подчиненного от исполнения обязанностей и т. д.

Категория «существенное нарушение прав и законных интересов» является оценочной и решается в каждом конкретном случае отдельно.

Постановление Пленума Верховного суда РФ 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрывает основные аспекты, необходимые для квалификации подобного преступления.

Состав преступления материальный, деяние окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел), поскольку виновное лицо осознает, что производит использование должностных полномочий вопреки интересам службы, предвидит наступление общественно опасных последствий в виде предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ и желает этого (прямой умысел), или сознательно допускает наступление подобных последствий либо относится к этому безразлично (косвенный умысел).

В качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления законодатель определил мотив — корыстную или иную личную заинтересованность, которые могут выражаться в попытке получить любую выгоду имущественного характера.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2 ст. 285 УК РФ. К ним законодатель отнес совершение преступления лицами, замещающими государственную должность РФ (субъекта РФ) либо главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления: наступление тяжких последствий и ответственность за совершение подобного преступления определены в ч.3 ст. 285 УК РФ.

Примечание 1 к ст. 285 УК РФ дает определение категории должностные лица. Под данной категорией понимаются лица, которые постоянно (временно, по специальному полномочию) осуществляют функции представителя власти или выполняют административно-хозяйственные (организационно-распорядительные) функции государственных органах (учреждениях), органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах или иных воинских формированиях.

Примечание 2 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими государственные должности, понимают лиц, занимающие должности, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными или федеральными законами для выполнения полномочий государственными органами.

Примечание 3 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими должности государственной службы субъектов РФ, понимают лиц, замещающих должности, которые установлены уставами субъектов РФ для исполнения полномочий государственных органов.

Примечание 4 оговаривает возможность привлечения к уголовной ответственности (в специальных случаях) по статьям главы 30 УК РФ государственных (муниципальных) служащих, которые не относятся к категории должностные лица.

Нормальное условие функционирования любого публичного властного аппарата является финансирование деятельности, необходимое для исполнения властных полномочий. Это осуществляется путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, осуществляемая в целях финансирования выполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

В состав бюджетной системы РФ входят бюджеты трех уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Одним из основных принципов функционирования бюджетной системы РФ является целевой характер бюджетных средств и адресность их использования.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления бюджетной деятельности.

Предметом преступления выступают бюджетные средства различных уровней. Стоит отметить, что средства внебюджетных фондов к предмету рассматриваемого преступления не относятся.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — расходовании в крупном размере бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям их получения. Условия определяются непосредственно самим утвержденным бюджетом, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сводной бюджетной росписью, другим документом, который является основанием для получения бюджетных средств.

Отличие бюджета от сводной бюджетной росписи состоит в том, что бюджет — это основной документ, в котором определены средства, образующие бюджетный фонд и средства расходов их. Сводная бюджетная роспись определяет исполнение расходной части бюджета.

Получателями бюджетных средств могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право на получение и использование бюджетных средств.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления бюджетных средств в крупном размере, т.е. их списания с целевого счета бюджетного учреждения, на цели, которые не соответствуют целевому назначению данных средств.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию бюджетных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит подписание расходного документа.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к данной статье, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Состав преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ схож с составом преступления рассмотренным выше. Однако в данном составе предметом преступления являются средства государственных внебюджетных фондов.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления финансовой деятельности государственными внебюджетными фондами.

Г осударственные внебюджетные фонды образуются для реализации конституционных прав граждан и не входят в единую бюджетную систему РФ. Их средства не подлежат изъятию, объемы финансирования утверждаются федеральным или региональным законами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами госвласти.

К таким фондам относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На основании ст.142 Бюджетного кодекса РФ расходование средств вышеуказанных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, которые определены законодательством.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: расходовании в крупном размере денежных средств фонда на цели, не предусмотренные его деятельностью. Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления денежных средств в крупном размере на цели, не предусмотренные деятельностью фонда. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию денежных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит распоряжение средствами государственного внебюджетного фонда.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие вопросы исполнения должностных обязанностей в интересах службы.

Дополнительным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие соблюдение конституционных прав граждан, экономических интересов граждан, общества и государства.

Объективная сторона состава преступления может быть выражена как действием, так и бездействием и проявляется в использовании должностного положения вопреки интересам службы. В качестве обязательных последствий данного преступления законодатель определил существенное нарушение законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества. Обязательным условием наступления таких последствий должна быть причинная связь между ними и совершенным действием (бездействием).

В общем случае под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимается целенаправленная деятельность лица непосредственно связанная с исполнением им своих прав и обязанностей, определяемых его должностным положением, но не требующихся и противоречащих целям и задачам, возложенным на орган государственной власти (орган местного самоуправления). Следует отметить, что полномочия должностного лица определяются определенным кругом прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах и иных ведомственных инструкциях.

Способ совершения злоупотребления должностными полномочиями может быть любым: нарушение финансовой дисциплины, освобождение начальником подчиненного от исполнения обязанностей и т. д.

Категория «существенное нарушение прав и законных интересов» является оценочной и решается в каждом конкретном случае отдельно.

Постановление Пленума Верховного суда РФ 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрывает основные аспекты, необходимые для квалификации подобного преступления.

Состав преступления материальный, деяние окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел), поскольку виновное лицо осознает, что производит использование должностных полномочий вопреки интересам службы, предвидит наступление общественно опасных последствий в виде предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ и желает этого (прямой умысел), или сознательно допускает наступление подобных последствий либо относится к этому безразлично (косвенный умысел).

В качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления законодатель определил мотив — корыстную или иную личную заинтересованность, которые могут выражаться в попытке получить любую выгоду имущественного характера.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2 ст. 285 УК РФ. К ним законодатель отнес совершение преступления лицами, замещающими государственную должность РФ (субъекта РФ) либо главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления: наступление тяжких последствий и ответственность за совершение подобного преступления определены в ч.3 ст. 285 УК РФ.

Примечание 1 к ст. 285 УК РФ дает определение категории должностные лица. Под данной категорией понимаются лица, которые постоянно (временно, по специальному полномочию) осуществляют функции представителя власти или выполняют административно-хозяйственные (организационно-распорядительные) функции государственных органах (учреждениях), органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах или иных воинских формированиях.

Примечание 2 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими государственные должности, понимают лиц, занимающие должности, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными или федеральными законами для выполнения полномочий государственными органами.

Примечание 3 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими должности государственной службы субъектов РФ, понимают лиц, замещающих должности, которые установлены уставами субъектов РФ для исполнения полномочий государственных органов.

Примечание 4 оговаривает возможность привлечения к уголовной ответственности (в специальных случаях) по статьям главы 30 УК РФ государственных (муниципальных) служащих, которые не относятся к категории должностные лица.

Нормальное условие функционирования любого публичного властного аппарата является финансирование деятельности, необходимое для исполнения властных полномочий. Это осуществляется путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, осуществляемая в целях финансирования выполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

В состав бюджетной системы РФ входят бюджеты трех уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Одним из основных принципов функционирования бюджетной системы РФ является целевой характер бюджетных средств и адресность их использования.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления бюджетной деятельности.

Предметом преступления выступают бюджетные средства различных уровней. Стоит отметить, что средства внебюджетных фондов к предмету рассматриваемого преступления не относятся.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — расходовании в крупном размере бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям их получения. Условия определяются непосредственно самим утвержденным бюджетом, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сводной бюджетной росписью, другим документом, который является основанием для получения бюджетных средств.

Отличие бюджета от сводной бюджетной росписи состоит в том, что бюджет — это основной документ, в котором определены средства, образующие бюджетный фонд и средства расходов их. Сводная бюджетная роспись определяет исполнение расходной части бюджета.

Получателями бюджетных средств могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право на получение и использование бюджетных средств.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления бюджетных средств в крупном размере, т.е. их списания с целевого счета бюджетного учреждения, на цели, которые не соответствуют целевому назначению данных средств.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию бюджетных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит подписание расходного документа.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к данной статье, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Состав преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ схож с составом преступления рассмотренным выше. Однако в данном составе предметом преступления являются средства государственных внебюджетных фондов.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления финансовой деятельности государственными внебюджетными фондами.

Г осударственные внебюджетные фонды образуются для реализации конституционных прав граждан и не входят в единую бюджетную систему РФ. Их средства не подлежат изъятию, объемы финансирования утверждаются федеральным или региональным законами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами госвласти.

К таким фондам относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На основании ст.142 Бюджетного кодекса РФ расходование средств вышеуказанных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, которые определены законодательством.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: расходовании в крупном размере денежных средств фонда на цели, не предусмотренные его деятельностью. Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления денежных средств в крупном размере на цели, не предусмотренные деятельностью фонда. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию денежных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит распоряжение средствами государственного внебюджетного фонда.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.